Организационно правовое регулирование предпринимательской деятельности. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: особенности и структура. Основы предпринимательской деятельности

В системе российского права отсутствует отрасль, специально рассчитанная на регулирование предпринимательской деятельности и складывающихся в связи с ее осуществлением общественных отношений. Функцию такого регулирования выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, гражданского, административного, трудового, финансового и т.д. Совокупность таких норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право».

Таким образом, предпринимательское право это совокупность норм различных отраслей российского права, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Особо важное значение в таком регулировании имеют конституционные гарантии предпринимательства. Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Основная же роль в регулировании предпринимательства принадлежит нормам гражданского и административного права .

Гражданским правом определяется правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения. Эти отношения иногда еще называют горизонтальными, т.е. отношениями, в основе которых лежит юридическое равенство сторон.

Нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. Эти отношения носят вертикальный характер, т.е. здесь доминирующий принцип – принцип власти и подчинения.

Гражданское право является основой частно-правового регулирования предпринимательской деятельности, а административное – публично-правового.

Частно-правовое регулирование предпринимательской деятельности



Ведущая роль в механизме правового регулирования предпринимательства принадлежит нормам частного права , и в первую очередь гражданского. Совершенно очевидно, что предпринимательская деятельность по своей природе не терпит императивных, административно-командных методов воздействия. Управляемая подобными методами, производственная деятельность перестает быть свободной, инициативной, а экономика, утрачивая механизм саморегуляции, превращается в плановую. Поэтому диспозитивный метод, используемый гражданским правом, как нельзя более соответствует самому характеру предпринимательской деятельности.

Основными направлениями гражданско-правового регулирования в данной сфере являются:

Определение организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Регулирование порядка создания и прекращения юридических лиц, установление процедуры банкротства

Регулирование внутренних отношений в коммерческих организациях

Регулирование и охрана отношений собственности и производных от них отношений (вещное право)

Регулирование и охрана договорных отношений, в которые вступают предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности (договорное право)

Установление оснований, форм и размера имущественной ответственности предпринимателей за гражданские правонарушения, совершенные ими в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Наиболее важные гражданско-правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, сосредоточены в ГК РФ – основном законе, имеющем приоритет перед всеми другими нормативными актами, содержащими нормы гражданского права. К таким актам относятся: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти федерального уровня (министерств и ведомств). Поскольку гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ, субъекты РФ и муниципальные образования не могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права.

Наряду с нормативно-правовыми актами источниками гражданского права являются обычаи делового оборота , т.е. сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ). В основном обычаи делового оборота применяются в таких сферах предпринимательства, как банковское и страховое дело, а также морские перевозки.

Публично-правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Задачу публичного права составляет предупреждение возможных вредных последствий, которые могут иметь место в условиях абсолютной экономической свободы: злоупотребления на товарном рынке, в сфере предоставления работ и услуг, ограничение свободы конкуренции, периодические экономические кризисы и т.д.

Основными направлениями публично-правового регулирования в сфере предпринимательства являются:

Установление порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности

Регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности

Антимонопольное регулирование

Регулирование отношений по стандартизации, обеспечению единства измерений и сертификации

Установление санкций за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

А) Лицензирование

Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, субъекты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензии. Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права.

Основным нормативным актом в сфере лицензирования является ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г.

Смысл лицензии заключается в том, что лицензирующие органы получаю возможность контролировать соблюдение лицензиатами установленных законом требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности. В случае выявления нарушений лицензионных требований и условий лицензионный орган вправе приостановить действие лицензии. При этом устанавливается срок до шести месяцев для устранения лицензиатом допущенных нарушений. Если в данный срок нарушения не будут устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Е.В. Малашин,
главный юрисконсульт
юридического управления ГНИ по г. Москве

В соответствии со ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Гражданское законодательство определяет предпринимательство как самостоятельную деятельность физического или юридического лица, осуществляемую на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, далее по тексту - ГК РФ).

Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется администрацией районного, городского (кроме городов районного подчинения), районного в городе, сельского поселкового органа местного самоуправления по месту постоянного жительства этого лица. Порядок государственной регистрации предприятий и предпринимателей установлен Законом РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 “О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и о порядке их регистрации” и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482.

Граждане, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью подают заявление в местную администрацию. Регистрация должна быть произведена не позднее чем в 15-дневный срок с момента подачи заявления. После представления гражданином документа об уплате регистрационного сбора ему выдается свидетельство на срок, указанный в его заявлении.

Физическому лицу может быть отказано в регистрации, если оно изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена в процессе предпринимательской деятельности, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 22.02.92 N 179 “О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена”, в ред. распоряжения Президента Российской Федерации от 30.11.92 N 743-рп.

Согласно Закону РФ “О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации” с 5 августа 1992 года полностью освобождены от уплаты регистрационного сбора категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Регистрационный сбор уплачивается через учреждения, принимающие от населения платежи в бюджет. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается.

Свидетельство оформляется в трех экземплярах (1- предпринимателю, 1 - органам местной администрации, 1 направляется налоговому органу по месту регистрации).

Бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя выдается в день представления документов для регистрации либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте. При утере предпринимателем свидетельства администрацией может быть выдан дубликат, за который взимается 20 % от суммы ранее уплаченного сбора. В других случаях производится новая регистрация в порядке, установленном действующим законодательством.

Копии свидетельств и их дубликатов (в том числе фотокопии и ксерокопии), выданные в ином порядке, являются недействительными.

Физические лица, в том числе участники полного товарищества, могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя.

Свидетельства о государственной регистрации предъявляются по требованию должностных лиц налоговых и иных органов, перечень которых определяется законодательными актами, при осуществлении ими своих функций.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.

Отказ в регистрации предпринимателя допускается только в случаях несоответствия состава представленных документов и состава содержащихся в них сведений установленным требованиям. Государственная регистрация аннулируется в течение 7 календарных дней с даты получения регистрирующим органом судебного решения.

Данные об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя в недельный срок сообщаются органом, осуществившим регистрацию, в налоговую инспекцию для включения в государственный реестр. Отказ в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей может быть обжалован в суде.

Физические лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР”:

За занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации (п. 1 ст. 3 Закона РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 “О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и о порядке их регистрации” (далее по тексту - Закон);

За занятие теми видами деятельности, которые не указаны в свидетельстве о государственной регистрации (п. 1 ст. 4 Закона);

За непредъявление по требованию должностных лиц налоговых органов свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя (п. 2 ст. 4 Закона);

За занятие предпринимательской деятельностью, запрещенной законодательными актами Российской Федерации (ст. 1 Закона).

Все получаемые предпринимателем доходы от незаконной деятельности могут быть взысканы судом в доход государства по иску, предъявленному налоговым органом.

Законом РФ от 25.09.98 N 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” установлен порядок ведения лицензионной деятельности в Российской Федерации. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензирования, также приведен в данном Законе.

Лицензия является официальным документом, который разрешает указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

Действующим законодательством (ст. 171 УК РФ) установлена уголовная ответственность за предпринимательскую деятельность без регистрации и свидетельства либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

В связи с введением в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса РФ, порядок постановки на учет налогоплательщиков осуществляется в соответствии с требованиями ст. 83 Кодекса.

Так, заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после его государственной регистрации.

Постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 Кодекса.

Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет, решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Форма заявления о постановке на учет устанавливается Госналогслужбой России.

При подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

Согласно ст. 84 Кодекса при постановке на учет в состав сведений о налогоплательщиках - физических лицах включаются также их персональные данные:

Фамилия, имя, отчество;

Дата и место рождения;

Адрес места жительства: данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;

Гражданство.

Если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или жительства, то переучет налогоплательщика (снятие с учета в прежнем налоговом органе и постановка на учет в новом) производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или жительства. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения или жительства в пятидневный срок с момента такого изменения.

Статьями 116, 117, 118, 119, 120, 121 Кодекса установлена ответственность налогоплательщиков - физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, уклонение от постановки на учет в налоговом органе, нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов, грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а также нарушение правил составления налоговой декларации.

За нарушение требований, указанных в Кодексе, к налогоплательщику - физическому лицу применяются налоговые санкции.

В соответствии с Законом РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” налогообложению подлежат доходы физических лиц, получаемые в течение календарного года в связи с осуществлением ими любых видов предпринимательской деятельности, и другие доходы, полученные иными способами.

К налогообложению, в частности, привлекаются:

Физические лица, осуществляющие в установленном законодательством порядке индивидуально разрешенные виды предпринимательской деятельности без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

Нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

Физические лица, не имеющие основного места работы (службы, учебы), - по суммам вознаграждений, полученных от предприятий (учреждений, организаций) и физических лиц на основании заключенных договоров гражданско-правового характера;

Физические лица, сдающие внаем или в аренду строения, квартиры, комнаты и т.д., гаражи, автомобили и другое движимое и недвижимое имущество, - по суммам доходов, получаемых от сдачи внаем или в аренду этого имущества, как в денежной, так и в натуральной форме, а также в форме оплаты ремонта арендованного имущества, приобретения запасных частей и т.п.;

Физические лица с постоянным местом жительства в Российской Федерации, получающие доходы из источников за границей, - по суммам таких доходов;

Физические лица, осуществляющие продажу имущества, принадлежащего им на праве собственности, - по доходам, получаемым от такой продажи;

Физические лица, осуществляющие реализацию дичи и других продуктов охоты, продукции звероводства клеточного содержания (кроме нутрий и кроликов), кошек, собак, зоокормов, аквариумных рыбок, декоративных птиц и другой продукции, не относящейся к продукции личного подсобного хозяйства, - по доходам от реализации такой продукции;

Физические лица, осуществляющие реализацию продукции и изделий (шапки, шубы, валенки, изделия из кожи, шерсти, меха и т.п.), изготовленных из продуктов убоя скота, кроликов, нутрий, других животных клеточного содержания, птиц, как выращенных в личном подсобном хозяйстве, садовом, огородном участке и т.д., так и покупных - по доходам от реализации такой продукции.

Для целей обложения подоходным налогом определяются: валовой доход; расходы, связанные с извлечением дохода; совокупный годовой (чистый) доход; суммы вычетов и скидок; совокупный годовой облагаемый доход; налоговый период; налоговая ставка (в процентах); налоговый оклад (в сумме); сроки уплаты налога.

Валовой доход включает все поступления от выполнения физическим лицом услуг или действий в пользу или по поручению физических и юридических лиц независимо от форм и характера означенных услуг или действий.

В валовой доход не включаются суммы полученных доходов, которые в соответствии с законодательством не подлежат налогообложению.

Разность между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода, рассматривается как совокупный годовой доход (чистый доход), подлежащий обложению налогом. Совокупный годовой доход (чистый доход) определяется в полной годовой сумме независимо от времени существования источника дохода в календарном году.

Если источник дохода существовал полный год, но в течение года имелись перерывы в работе, годовым доходом считается фактически полученная сумма дохода.

В состав расходов включаются фактически произведенные и документально подтвержденные плательщиком расходы, непосредственно связанные с получением дохода. Состав расходов, связанных с извлечением дохода, определяется применительно к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (в ред. на 31.12.97). При этом затраты группируются по следующим элементам: материальные затраты; амортизационные отчисления; износ нематериальных активов.

В состав нематериальных активов с указанием их стоимости включаются в качестве учетных единиц права на объекты интеллектуальной собственности, если они используются в хозяйственной деятельности предпринимателя с целью получения дохода (патенты на изобретения и промышленные образцы; свидетельства на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания; договоры на использование объекта авторских и смежных прав, в том числе программы для ЭВМ и базы данных; лицензионные договоры на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков, на использование “ноу-хау”, и др.); затраты на оплату труда; прочие затраты.

Убытки, понесенные в отчетном году, не учитываются при налогообложении в следующем году.

Не исключаются из совокупного валового дохода плательщика следующие расходы:

На личные нужды плательщика и его семьи;

По уплате налогов, лицензионных и иных сборов, не включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг);

Членские взносы, платежи по страхованию и штрафы.

Налогообложение осуществляется на основании:

А) деклараций физических лиц о предполагаемых и фактически полученных ими в течение года доходах;

Б) материалов проверок деятельности физических лиц, проводимых налоговыми органами;

В) сведений, полученных от предприятий (учреждений, организаций) и физических лиц, о выплаченных плательщиками доходах.

Согласно Закону РФ “О подоходном налоге с физических лиц” физические лица, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, обязаны вести книгу учета доходов и расходов. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в социально-культурной сфере, обязаны также указывать в книге фамилии и местожительство клиентов, пациентов и обучающихся.

Книга в виде тетради, блокнота и т.п. приобретается самим физическим лицом.

Налоговые органы должны пронумеровать, прошнуровать книгу и скрепить ее печатью.

Лица, сдающие внаем помещения, квартиры, строения, гаражи, автомобили и другое движимое и недвижимое имущество, обязаны учитывать размер платы за сдачу внаем указанного имущества, получаемой как в денежной, так и в натуральной форме, а также в форме оплаты любого вида ремонта арендованного имущества или приобретения частей для него и т.п.

Физические лица, получающие авторские вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения за открытия, изобретения и промышленные образцы, ведут учет полученных в текущем году сумм указанных доходов и удержанных у источника выплаты налогов, а также учитывают расходы, связанные с созданием того или иного конкретного произведения и т.д. Учет ведется с указанием конкретного места и даты выплаты вознаграждения.

Правильность ведения учета доходов и расходов контролируется работниками налоговых органов при проверках достоверности указанных в декларации сведений о доходах и расходах, а также при обследовании деятельности физических лиц (в месте производства, реализации и т.д.).

За нарушение Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” физические лица несут ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Предпринимательской деятельности - это взаимосвязанная система правовых и внеправовых инструментов, дающих возможности гражданам и юридическим лицам на свой страх и риск осуществлять деятельность, основной целью которой является получение прибыли, а основным содержанием - производство, обмен или перераспределение основных ресурсов.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности обладает своими специфическими чертами, главной из которых является то, что здесь происходит пересечение как частных, так и общественно-государственных интересов и средств. При этом стоит особенно подчеркнуть, что в отношении частных интересов чаще всего в качестве основного инструмента регулирования применяется договор, а в отношении общественно-государственных интересов - публично-правовые средства.
Стоит отметить, что правовое регулирование предпринимательства и гражданско-правовой договор находятся в неразрывной связи друг с другом. С точки зрения частного права договор представляет собой основной инструмент взаимодействия между физическими лицами. Однако параллельно с этим договор является важнейшим институтом, с помощью которого органы государственной власти осуществляют правовое регулирование предпринимательской деятельности. Ведь практически каждое соглашение, как между физическими лицами, так и между организациями, строится в соответствии с тем или иным «типовым соглашением», утверждаемым федеральным, региональным или местным органом власти. Государство в этом случае как бы санкционирует те или иные предпринимательские отношения.

Помимо договоров, которые все-таки в большей степени относятся к ведению именно частного права, предпринимательские отношения в ряде сфер подразумевают применение и средств, относящихся к так называемому Примером этого может послужить тот факт, что любая может быть заключена только в том случае, если на это получено согласие общего собрания членов данного общества. Государство в этом случае берет на себя не только обязанности по созданию типовых договоров, но и контролирующие функции по надзору за правильностью проведения той или иной процедуры.

Таким образом, правовое регулирование предпринимательства подразумевает тесное взаимодействие частной и публичной сфер. С одной стороны, оно, прежде всего, является основой для взаимодействия между гражданами, а также между гражданами и организациями и учреждениями по поводу производства и обмена материальных благ, а с другой - главным регулятором этой сферы являются правовые нормы, созданные или санкционированные государством.

Что касается того, какое содержание и структуру имеет правовое регулирование предпринимательской деятельности, то здесь стоит выделить три главных компонента.

Во-первых, касается отношений, непосредственно связанных с юридическим оформлением предпринимательства. Эти отношения всецело базируются на осуществлять на свой страх и деятельность, беря на себя все риски и обязанности по ее правильному ведению и оформлению.

Во-вторых, правовое регулирование предпринимательской деятельности охватывает отношения, непосредственно касающиеся самого предпринимательства. Здесь, как уже указывалось выше, имеет место синтез частного и общественно-государственного регулирования. При этом государство не только контролирует правильность и законность осуществления тех или иных сделок, но и с помощью налогов, процентных ставок и других инструментов, само оказывает непосредственное влияние на развитие бизнеса в стране.

В-третьих, важной составляющей любой предпринимательской деятельности является потребитель, поэтому правовое регулирование в обязательном порядке должно охватывать и эту группу субъектов. Здесь также можно выделить как непосредственное взаимодействие предприниматель-потребитель, так и вмешательство государства как важнейшего контролирующего органа в случае возникновения правовых споров.

В условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг расширяется сфера предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг гражданами и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном порядке.

Это определение, отражает шесть признаков предпринимательской деятельности:

Ее самостоятельный характер;

Осуществление на свой риск, т. е. под собственную ответственность предпринимателей;

Цель деятельности - получение прибыли;

Источники прибыли - пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг;

Систематический характер получения прибыли;

Факт государственной регистрации участников предпринимательства.1

Отсутствие любого из первых пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской. Для квалификации деятельности как предпринимательской необходим и шестой (формальный) признак. Однако в некоторых случаях деятельность может быть признана предпринимательской и при отсутствии формальной регистрации предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.

Знание всех легальных, т. е. основанных на формуле закона, признаков предпринимательской деятельности необходимо и при наличии государственной регистрации предпринимателя, поскольку она может быть осуществлена с нарушением закона. В некоторых случаях в качестве предпринимателей регистрируются лица, не способные самостоятельно осуществлять подобную деятельность (недееспособные), нести самостоятельную имущественную ответственность или не имеющие цели систематического получения прибыли. В таких случаях регистрация может быть признана по суду недействительной, и если допущенные при создании юридического лица нарушения закона носят неустранимый характер, оно может быть ликвидировано.

1.2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Необходимо различать предпринимательскую деятельность и деятельность предпринимателей. Предприниматели не только заключают договоры, отвечают за их нарушение, но и привлекают наемных работников, платят налоги, таможенные пошлины, несут административную и даже уголовную ответственность за совершение противоправных деяний. Деятельность предпринимателей не может быть ни привилегией, ни бременем какой-либо одной отрасли права, а также некоего комплексного «предпринимательского кодекса». Она регулируется и охраняется нормами всех отраслей права - как частного (гражданского, трудового и т. п.), так и публичного (административного, финансового и т. п.).

Разноотраслевые нормы о деятельности предпринимателей предусматривают, например, федеральные законы от 14 июня 1995 г. № 88- Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и от 29 декабря 1995 г. № 222 - Ф3 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», а также Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». В них, в частности, предусматриваются:

Порядок выдачи патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - субъектов малого предпринимательства;

Льготы на предоставление им кредитов;

Резервирование для них определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов товаров и оказание услуг.2

Однако это не означает, что все отрасли права в равной мере регулируют также саму предпринимательскую деятельность. Поскольку содержание предпринимательской деятельности прежде всего и главным образом составляют имущественные отношения юридически равных субъектов, т. е. то, что регулируется гражданским правом, можно говорить о гражданско-правовом регулировании предпринимательской деятельности на базе гражданского кодекса и иного гражданского законодательства. Это, естественно, требует усвоения основных положений гражданского права и учета на этой базе особенностей гражданско-правового регулирования предпринимательских отношений как разновидности гражданско-правовых отношений.

Предпринимательское право отражает основные аспекты гражданско-правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности является комплексным и осуществляется различными отраслями права. В статье будут рассмотрены отдельные вопросы регулирования предпринимательства с позиции конституционного, гражданского, административного, налогового, уголовного и иного права, а также затронуты некоторые общетеоретические вопросы по теме.

Правовое регулирование предпринимательства: общие положения

В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) предпринимательская деятельность (далее — ПД) характеризуется следующими признаками:

  • она является самостоятельной;
  • осуществляется на свой риск;
  • направлена на получение прибыли систематически;
  • осуществляется за счет использования имущества, продажи товаров и пр.;
  • подлежит госрегистрации, кроме установленных законом исключений.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности является комплексным и осуществляется с помощью норм не только гражданского, но и иных отраслей права. Также правовые позиции в отношении предпринимательства сформулированы Конституционным судом РФ (далее — КС РФ) и иными судами.

Так, применительно к понятию предпринимательства КС РФ указал, что деятельность акционеров — это не ПД, а иная экономическая деятельность, также сопряженная с рисками (постановление КС РФ «По делу о проверке конституционности…» от 24.02.2004 № 3-П).

Подробнее о видах и формах ПД читайте в наших статьях:

  • «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности» ;
  • «Виды предпринимательской деятельности в России - таблица» .

О регистрации в качестве предпринимателя и закрытии ПД рассказано в наших статьях:

  • «Сколько времени занимает процесс регистрации индивидуального предпринимателя?» ;
  • «Какие документы выдаются при регистрации ИП? Можно ли зарегистрировать ИП по временной регистрации?» ;

Какие законы регулируют предпринимательство в РФ

При ответе на вопрос, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность, помимо уже упоминавшегося ГК РФ, необходимо отметить, в частности, следующие:

  • закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ);
  • закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее — закон № 184-ФЗ);
  • закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее — закон № 315-ФЗ);
  • закон «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ).

Также правовое регулирование ПД осуществляется Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовным кодексом РФ (УК РФ) и иными кодексами.

Помимо законов, госрегулирование ПД осуществляется посредством подзаконного нормотворчества (например, постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения деятельности юрлиц и ИП, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска…» от 01.03.2018 № 213).

Основы правового регулирования ПД заложены в Конституции РФ, что также будет раскрыто в статье.

Помимо федерального уровня ПД регулируется и регионами. Примеры актов:

  • закон МО «О развитии ПД в МО» от 16.07.2010 № 95/2010-ОЗ;
  • постановление Правительства КБР «Об экспертизе нормативных правовых актов КБР, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» от 18.12.2014 № 292-ПП.

Антимонопольное законодательство и предпринимательская деятельность

Основным нормативным правовым актом антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности является закон № 135-ФЗ.

Указанным законом создаются правовые условия для осуществления ПД посредством защиты конкуренции, а именно:

  • предупреждения и пресечения монополий, недобросовестной конкуренции, конкуренции, создаваемой госорганами и муниципалитетами (ч. 1 ст. 1 закона № 135-ФЗ);
  • обеспечения функционирования единого рынка, свободного перемещения товаров и услуг (ч. 2 ст. 1 закона № 135-ФЗ).

Основными понятиями антимонопольного регулирования ПД являются, в частности:

  • конкуренция — соперничество субъектов ПД, когда ни один из них не может диктовать свои условия рынку (п. 7 ст. 4 закона № 135-ФЗ);
  • недобросовестная конкуренция — противоречащие законодательству, деловому обороту, требованиям разумности действия субъектов ПД, причиняющие убытки или репутационный вред другим участникам рынка (п. 9 ст. 4 закона № 135-ФЗ);
  • монополистическая деятельность — запрещенные законодательством действия по использованию преимуществ своего доминирования на рынке (п. 10 ст. 4 закона № 135-ФЗ).

Техническое регулирование и предпринимательство

Техническое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется прежде всего законом № 184-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 1 указанного закона он регулирует:

  • отношения, связанные с требованиями к самой продукции;
  • отношения, связанные с требованиями к сопутствующим процессам, как то: изготовление, хранение, утилизация продукции и прочее.

Установление технических регламентов не признается ограничением ПД или иной экономической деятельности (определение ВС РФ от 31.01.2018 по делу № 302-КГ17-13396, А33-16286/2016).

Особенностью техрегулирования является то, что иные нормативные акты, прямо или косвенно связанные со сферой применения закона № 184-ФЗ, осуществлением госконтроля в данной сфере, применяются только в части, не противоречащей данному закону (п. 2 ст. 4 закона № 184-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 4 закона № 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти принимают только рекомендательные акты в рассматриваемой сфере. Указанное правило также распространяется на акты госкорпорации «Роскосмос». Исключения для госорганов, заключающиеся в возможности принятия ими обязательных актов, сделаны только для следующих случаев:

  • госзаказы, гостайна, вопросы, связанные с атомной энергией (ст. 5 закона № 184-ФЗ);
  • принятие техрегламентов (ст. 9.1 закона № 184-ФЗ).

Конституционные основы предпринимательства в России

В предыдущих разделах статьи было обозначено, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность в России. Вместе с тем важно отметить конституционные установления по рассматриваемой теме, которые предполагают, в частности, возможность оспаривания в КС РФ положений нормативного правового регулирования, противоречащего, по мнению заявителей, основному закону РФ.

Ст. 8 Конституции РФ, размещенная в главе, посвященной основам конституционного строя, указывает на следующие основы ПД:

  • единство экономического пространства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • свободное перемещение товаров (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • конкурентная среда (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • свобода предпринимательства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • многообразие форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).

Глава 2 Конституции РФ, посвященная правовому статусу личности, также раскрывает право на занятие ПД. Согласно ст. 34 Конституции РФ:

  • любое физлицо может использовать свое имущество или способности для того, чтобы заниматься предпринимательством или иной деятельностью экономического характера, которая не запрещена законодательством (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ);
  • монополизация и недобросовестная конкуренция запрещены (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Саморегулирование предпринимательства в РФ

Саморегулирование, предполагающее самоорганизацию предпринимателями их деятельности и деятельности их объединений, тем не менее, несмотря на название, осуществляется в рамках правил, установленных государством.

Основным нормативным правовым актом в области саморегулирования предпринимательской деятельности является закон № 315-ФЗ. Согласно ст. 1 указанного закона правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ предполагает следующие особенности применительно к вопросам саморегулирования:

  • По общему правилу регулирование осуществляется законом № 315-ФЗ (ч. 1 ст. 1 закона № 315-ФЗ).
  • Также применяется регулирование, осуществляемое иными федеральными законами, например применительно к госнадзору за рассматриваемой деятельностью (ч. 2 ст. 1 закона № 251-ФЗ).
  • В ч. 2.1 ст. 1 закона № 251-ФЗ перечисляются случаи, когда особенности регулирования определяются градостроительным законодательством. Например, это касается саморегулируемой деятельности по вопросам инженерных изысканий и капремонта.
  • В ч. 3 ст. 1 закона № 251-ФЗ перечисляются ситуации, выведенные из-под регулирования данного закона. К ним относятся, в частности, вопросы саморегулируемых организаций финансовых рынков, негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций.

Методы госрегулирования предпринимательской деятельности

Существуют различные классификации методов государственного регулирования предпринимательской деятельности. К основным из них относятся:

  1. Выделение прямых и косвенных методов регулирования.
  2. Подразделение методов на административные, экономические и морально-политические.

Указанные классификации связаны между собой, поскольку в первом случае прямые методы также именуют административными, а косвенные — экономическими. К прямым методам относятся госрегистрация предпринимателей, налогообложение, лицензирование, госконтроль и надзор, предписания антимонопольных органов и пр. Косвенными методами являются льготное кредитование, госзаказ, планирование, налоговые льготы.

Морально-политические меры, выделенные во второй классификации, как правило, считаются мерами, осуществляемыми через средства массовой информации (далее — СМИ), в частности через государственные СМИ.

Виды госрегулирования предпринимательской деятельности

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности выделяются следующим образом:

  1. В зависимости от методов регулирования: прямое и косвенное госрегулирование или административное, экономическое и морально-политическое регулирование.
  2. По уровню регулирования: федеральное и региональное регулирование.
  3. В зависимости от формы собственности и взаимоотношений государства и субъекта ПД: регулирование, основанное на субординации или координации. Субординационное регулирование характерно для регулирования в публичном (государственном) секторе экономики, а второй тип — для общего регулирования, где государство и его органы также являются участниками рынка наряду с другими субъектами.
  4. В зависимости от специфики деятельности субъектов ПД: в сельском хозяйстве, строительстве и пр.
  5. Госрегулирование в рамках общего регулирования и конкретных правоотношений.

Нормы гражданского права, регулирующие предпринимательство

Как было указано в предыдущих разделах статьи, регулирующие предпринимательскую деятельность в России законы охватывают различные аспекты регулирования и касаются разных отраслей права, при этом нормы гражданского права в данном секторе выделяются особо. Так, п. 1 ст. 2 ГК РФ прямо относит регулирование отношений между субъектами ПД к сфере гражданского права.

В начале статьи было отмечено, что именно ГК РФ определяет признаки ПД. Вместе с тем судебная практика дополняет признаки ПД по ГК РФ рядом иных признаков, которые могут оказывать влияние на особенности регулирования. Так, банковская или строительная ПД характеризуется таким признаком, как профессионализм, что влияет на решение вопроса об ответственности (постановление ФАС ЦО от 31.01.2014 по делу № А68-11899/2012).

Непосредственно ГК РФ регулируются такие вопросы ПД и связанных с нею отношений, как:

  • правовое положение субъектов ПД;
  • основания возникновения прав и особенности их осуществления;
  • корпоративные отношения;
  • обязательственные отношения и др. (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Проблемы госрегулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ сопряжено с широким спектром проблем. К проблемам правового регулирования предпринимательской деятельности относятся:

  • вопросы адекватного определения видов ПД, требующих получения лицензии;
  • соотношение техрегулирования и свободы ПД;
  • определение оптимального налогообложения;
  • вопросы естественных монополий;
  • снижение административной нагрузки на бизнес, в частности оптимизация проведения проверок;
  • проблемы регулирования ПД в отдельных секторах экономики, в частности вопросы конкуренции в вопросах энергетики.

Что относится к основным принципам регулирования предпринимательства

Гос. регулирование предпринимательской деятельности осуществляется на основе базовых идей, основных начал — принципов правового регулирования ПД. К основным регулирующим предпринимательскую деятельность принципам относятся:

  • свобода ПД;
  • защита интересов субъектов ПД;
  • поощрение ПД;
  • приоритет экономических методов регулирования;
  • конкуренция, запрет ее недобросовестных форм и монополий;
  • верховенство закона.

Для отдельных секторов экономики характеры свои принципы, влияющие на принципы регулирования ПД в соответствующей области. Так, в ст. 6 закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее — закон № 35-ФЗ) определены, в частности, такие принципы, как:

  • сочетание свободы экономической деятельности с ограничениями, установленными законом № 35-ФЗ;
  • баланс интересов потребителей и поставщиков;
  • сочетание рыночного регулирования с необходимостью обеспечения надлежащего качества и минимальной стоимости электроэнергии.

Отдельные источники права, регулирующие предпринимательство

В статье было отмечено, что к регулирующим предпринимательскую деятельность законам, помимо ГК РФ, НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, относятся законы № 135-ФЗ, 184-ФЗ, 315-ФЗ и 294-ФЗ.

Затронем также иные регулирующие предпринимательскую деятельность источники права:

  • правовые аспекты взаимоотношений субъектов ПД с нанимаемыми ими сотрудниками регулируются трудовым законодательством, в частности Трудовым кодексом РФ;
  • по вопросам деловой репутации субъектов ПД действует ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Национальный стандарт РФ. Оценка опыта и деловой репутации субъектов ПД...», утв. и введенный в действие приказом Росстандарта от 17.02.2016 № 54-ст;
  • выпущены письма госорганов по отдельным аспектам ПД, например письмо Минфина РФ «Об использовании понятия “ПД” в законодательстве РФ о налогах и сборах» от 27.03.2018 № 03-02-08/19058.

Об отдельных аспектах предпринимательской деятельности читайте также в наших статьях:

  • «В России вводится обязательная классификация гостиниц» ;
  • «Частные юристы и бухгалтеры должны зарегистрироваться в Росфинмониторинге» .

Законодательство о предпринимательстве без регистрации

Среди принципов правового регулирования предпринимательской деятельности была указана свобода ПД. Вместе с тем ее осуществление предполагает ряд формальностей, в частности регистрацию в качестве предпринимателя (за некоторыми исключениями, например при случаях самозанятости граждан, оказывающих репетиционные и иные подобные услуги, для чего регистрация не требуется, но необходима подача уведомления).

Основные источники правового регулирования предпринимательской деятельности, касающиеся осуществления ПД без регистрации, в частности по вопросам ответственности за незаконное предпринимательство:

  • КоАП РФ (ст. 14.1);
  • УК РФ (ст. 171);
  • ГК РФ (ст. 23);
  • НК РФ (п. 7.3 ст. 83 и др.).

Также указанному вопросу посвящены разъяснения судов, например п. 13 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих…» от 24.10.2006 № 18.

Нормативно-правовое регулирование защиты прав предпринимателей при проверках

Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности, касающееся вопросов защиты их прав при осуществлении госконтроля, осуществляется прежде всего законом № 294-ФЗ.

Вместе с тем применение указанного закона ограничено следующими правилами:

  • закон № 294-ФЗ не применяется при проведении дознания, следствия, прокурорского надзора, осуществлении правосудия, проведении административного расследования и в иных случаях, предусмотренных п. 3 ст. 1 закона № 294-ФЗ;
  • организация и проведение некоторых видов проверок также определяются специальным законодательством, например, это касается проверок по вопросам иностранного инвестирования, экономической концентрации и финансово-бюджетной деятельности (п. 3.1 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
  • особенности проверок могут быть установлены отдельными нормативными актами по вопросам антимонопольного регулирования, лицензирования, экспортного контроля и др. (п. 4 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
  • специальные законы также регулируют вопросы проверок на территориях опережающего развития (п. 4.1 закона № 294-ФЗ);
  • проведение проверок, касающихся гособоронзаказа, также изъято из-под действия закона № 294-ФЗ (п. 4.2 указанного закона);
  • при противоречии между законом № 294-ФЗ и международным соглашением применяется международный документ (п. 5 закона № 294-ФЗ).

Пределы регулирования предпринимательства

Предпринимательская деятельность регулируется с учетом соблюдения правил о пределах ее осуществления и пределах государственного регулирования предпринимательской деятельности. Так, по общему правилу госрегулирование должно соответствовать идее ограниченного вмешательства государства в экономическую сферу, принципам сбалансированности и пропорциональности интересов ее участников.

Также вопросы пределов касаются следующих аспектов ПД:

  • ПД должна осуществляться с учетом пределов обычного делового (предпринимательского) риска (определение ВС РФ от 11.10.2017 № 310-ЭС17-15142 по делу № А14-7150/2016);
  • законодательством определена предельная доходность малого и среднего предпринимательства (судебная практика по спорам с госорганами, касающимся указанных пределов, — определение ВС РФ от 19.10.2017 № 305-КГ17-16725 по делу № А40-216724/2016);
  • необходимость соблюдения пределов полномочий госорганов при проверках субъектов ПД (судебная практика по вопросам превышения полномочий в данной сфере — определение ВС РФ от 03.04.2018 № 309-КГ18-2227 по делу № А60-4883/2017).

Итак, в настоящей статье было раскрыто госрегулирование ПД, которое является многоаспектным. В статье, в частности, раскрыты источники, пределы, методы и виды такого регулирования, а также более подробно изложены вопросы регулирования отдельных сфер ПД.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!