Вэд в какой сфере развиваться. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности. Факторы развития внешнеэкономической деятельности

Сфера реализации Государственной Программы развития ВЭД охватывает все значимые вопросы развития и регулирования внешнеэкономической деятельности, включая:

  • двустороннее, региональное и многостороннее экономическое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами;
  • развитие экономической интеграции в формате Евразийского экономического союза;
  • существующие и проектируемые институты и механизмы развития внешнеэкономической деятельности;
  • систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом отнесения широкого круга вопросов внешнеэкономического регулирования к предмету регулирования законодательства Евразийского экономического союза;
  • развитие таможенной деятельности, таможенно-логистической инфраструктуры и системы таможенного администрирования;
  • функционирование системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с учетом расширения внешнеэкономической деятельности.

Цель Государственной Программы развития ВЭД – усиление позиций в глобальной экономике и повышение вклада внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в социально-экономическое развитие страны.

Задачи Государственной программы развития ВЭД:

  • развитие и расширение потенциала международного экономического сотрудничества;
  • формирование правовых и институциональных основ для создания Евразийского экономического союза как следующего этапа формирования интеграционного объединения Таможенного союза и Единого экономического пространства;
  • формирование национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности;
  • формирование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса в процессе международного экономического сотрудничества с учетом изменившихся условий внешней среды;
  • развитие системы таможенного администрирования;
  • повышение эффективности функционирования системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Приоритетные направления ВЭД

Подпрограмма 1 . Реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества

1.2. Расширение двустороннего торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами.

1.2. Развитие многостороннего экономического сотрудничества и интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств.

1.3. Обеспечение участия и защиты интересов Российской Федерации в деятельности Всемирной торговой организации.

1.4. Развитие интеграции Российской Федерации в международную экономическую систему, обеспечение участия в международных экономических организациях, форумах и соглашениях.

1.5. Развитие взаимодействия с региональными экономическими организациями.

Подпрограмма 2 . «Формирование Евразийского экономического союза»

2.1 Создание, развитие и имплементация системы соглашений по формированию и обеспечению функционирования Евразийского экономического союза.

2.2 Обеспечение деятельности наднациональных и межгосударственных органов Евразийского экономического союза с передачей им необходимых полномочий.

Подпрограмма 3 . Создание национальной системы поддержки развития ВЭД

3.1 Финансовая поддержка экспорта

3.2 Промоутерская поддержка экспорта и инвестиционного сотрудничества

3.3 Обеспечение планирования, координации и мониторинга внешнеэкономической деятельности.

3.4 Устранение барьеров для экспорта и инвестиций на внешних рынках.

3.5 Развитие деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах по продвижению экономических интересов в глобальной экономике.

3.6 Создание организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

3.7 Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере внешнеэкономической деятельности.

3.8 Реализация отдельных мероприятий приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта".

Подпрограмма 4 . Совершенствование системы государственного регулирования ВЭД

4.1 Обеспечение эффективной реализации функций внешнеторгового регулирования в формате Таможенного союза

4.2. Упрощение административных и налоговых правил и процедур для участников внешнеэкономической деятельности

Подпрограмма 5 . «Совершенствование таможенной деятельности»

5.1 Совершенствование деятельности таможенных органов Российской Федерации

5.2. Развитие административной и социальной инфраструктуры таможенных органов Российской Федерации

5.3. Жилищное обеспечение сотрудников таможенных органов

5.4 Медицинское и санаторно-курортное обеспечение

Подпрограмма 6 . "Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности"

6.1. Совершенствование системы пунктов пропуска, создание благоприятных условий для перемещения через государственную границу грузов и пересечения ее физическими лицами

Внешнеэкономическая деятельность – это процесс реализации внешнеэкономических связей путем осуществления торгового обмена, совместного предпринимательства, оказания услуг, различных форм экономического и научно-технического сотрудничества, проведения валютных и финансово-кредитных операций.

Внешняя торговля начала быстро развиваться при капиталистическом способе производства и достигла наибольшего развития при вхождении ряда крупнейших стран мира – США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Швеции, Италии и других – в мировую рыночную экономическую систему.

Процесс бурного развития капиталистического способа производства способствовал решению технических проблем переброски крупных партий товаров на дальние расстояния за счет использования железных дорог, пароходов в XIX в. В XX в. возможность широкого развития внешней торговли усилилась за счет постоянного совершенствования морского, речного, железнодорожного, автомобильного, авиационного и трубопроводного транспортов.

Интенсивное развитие различных видов машинного производства делает необходимостью увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые и разнообразные виды сырья, топлива, материалов, научных разработок. Потребность закупки нефти, леса, руд, металлов тем выше, чем интенсивнее развивается экономика страны. Например, Япония не имеет богатых природных ресурсов, и ее промышленность может развиваться исключительно за счет внешней торговли. Интенсификация производства, в свою очередь, требует поисков большого, емкого рынка, что также способствует расширению внешнеэкономических связей и усилению внешнеэкономической деятельности.

Существенной предпосылкой развития внешнеэкономической деятельности является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.

Важным фактором развития внешней торговли является вывоз капитала, на основе которого возникают транснациональные корпорации, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу. Роль транснациональных корпораций в международной торговле весьма значительна, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится около одной трети международного экспорта.

К ряду других общих факторов развития внешнеэкономической деятельности относятся:

1. Неравномерность экономического развития различных стран мира . Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике.

Специализация промышленного или сельскохозяйственного производства дает сильный толчок развитию внешней торговли, что очень актуально для небольших по территории и численности населения развитых капиталистических стран: Голландии, Норвегии, Бельгии, Финляндии и др. Эти страны имеют долю экспорта в валовом национальном продукте около 50% и, примерно такая же доля импортируется.

2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах . Ежегодно в мире в поисках работы перемещается 25 млн. человек. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия и другие. А также есть регионы: Западная Европа, США, Ближний Восток, Южная Америка, которые нуждаются в притоке рабочих рук. Поэтому перемещение работников из страны в страну, регулируемое Международной организацией труда, процесс объективно необходимый, способствующий развитию внешнеэкономической деятельности.

Большое разнообразие сырьевых ресурсов, основную долю которых составляют полезные ископаемые, объективно способствует установлению торговых отношений между странами мира.

Установлению внешнеэкономических связей между государствами способствует возможность некоторых стран мира – Японии, Сингапура, Гонконга, Панамы, Бахрейна и др. – выделять средства для кредитования фирм, предприятий, банков, расположенных в различных странах.

3. Характер политических отношении. Укреплению внешнеэкономической деятельности способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И, наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических связей.

4. Различный уровень научно-технического развития . Формированию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ.

5. Особенности географического положения, природных и климатических условий .

К результатам развития внешнеэкономической деятельности в мировой экономике можно отнести:

Дальнейшее углубление международного разделения труда;

Экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;

Интенсивный и рациональный обмен результатами труда;

Дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;

Увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;

Успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;

Расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.

Предыдущая

1 этап (1986-1988) – характеризовался изменением принципов организации процессов управления в системе внешней торговли и ее децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи: 1. Расширение прав отраслевых министерств и ведомств и их предприятий, объединений и организаций по выходу на внешней рынок, установлению прямых связей, осуществлению производственной и научно-технич кооперации с зарубежными партнерами, представление предприятиями – производителям продукции, предназначенной для экспорта, самостоятельности в осущ ВЭД. 2. Расширение числа участников ВЭД за счет образования новых организационных структурсовместных предприятий (СП), производственных кооперативов, ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными партнерами (АВЭС), межправительственных международных объединений и организаций (МО) с целью ускорения научно-технического прогресса в области и экспортного производства. Второй этап (1989 – 1991 гг.) : характеризовался дальнейшим развитием сферы ВЭД и формированием системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности прежде всего с помощью методов нетарифных ограничений экспорта. Именно на этом этапе право самостоятельного выхода на внешний рынок было предоставлено всем предприятиям – производителям конкурентоспособных на внешнем рынке товаров, работ и услуг. Около 97% всего объема экспортно-импортного операций приходилось на госуд внешнеторговые объединения. Третий этап (!992-1995 гг.) – на этом этапе усилия государства были направлены, во-первых, на разработку внешнеэкономической стратегии России и создание нового механизма госрегулирования ВТД, соответствующих принципам либерализации, а также законодательства в сфере ВЭД. Стратегические цели ориентировали на совершенствование структуры внешнеторгового оборота и экспорта, использование современных эффективных форм работы на внешних рынках и расширение их географии, развитие промышленных технологий в экспортном производстве за счет привлечения иностранных партнеров, повышение конкурентных параметров и доли экспорта машинотехнической продукции. Важным моментом данного этапа стало принятие основополагающих для внешнеэкономической сферы законов: «О таможенном тарифе», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс РФ. Четвертый этап (1995- 1999)отличался процессами совершенствования методов государственного регулирования ВТД в направлении его унификации с международной практикой.. Появились вынужденные формы контроля (валютного, таможенного). На современном этапе основные усилия направлены на приведение отечественной практики и законодательства по госрегулированию в соответствии с правилами и соглашениями ВТО, согласование позиций в торговых уступках со странами - участницами ВТО. Однако до настоящего момента в РФ нет четкой общепризнанной долгосрочной стратегии интеграции в мировую экономику и развития внешнеэкономич сферы исходя из национальных интересов и приоритетов.

Основные Виды и формы ВЭД

ВЭД могут осуществляться в различных видах:

Внешняя торговля: экспорт, импорт, бартерные сделки, товарообмены, компенсационные сделки;

Виды внешнеэкономической деятельности

Экспорт – это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе эксклюзивных прав на них с таможенной территории РФ без обязательств об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы или в момент фактического предоставления услуг или передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товара приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза их с таможенной территории РФ, в частности толлинг (внешний и внутренний).

Внутренний толлинг – закупка иностранным юридическим лицом (нерезидентом) у российского юридического лица (резидента) товара или ресурса (сырья) и передача его другому российскому юридическому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного сырья за границу.

Внешний толлинг – это закупка товара или сырья за рубежом для переработки в стране и последующего вывоза товара за границу.

Импорт – это ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе эксклюзивных прав на них на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе.

Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы или фактического получения услуг, или прав на интеллектуальную собственность.

Реэкспорт – ввоз товара на территорию данной страны в целях его последующего экспорта в другие страны без какой-либо промежуточной обработки.

Реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергшихся там обработке (не проданные на аукционе, выставке, забракованные покупателем и другие).

Но если изначально товары к продаже не предназначались, они не засчитываются в реимпорт.

Торгово-посреднические операции – это операции связанные с куплей-продажей товара и выполняемые по поручению производителя-экспортера (импортера) независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения.

Работа через посредников представляет собой косвенный метод ведения торговли, в отличие от прямого метода – непосредственного контакта между производителем и покупателем.

Операции с капиталом и другими специфическими платежами, связанными с кредитно-финансовой сферой – это международное движение капитала выражающееся в приобретении акций иностранных компаний и встречную покупку иностранцами акций отечественных компаний, организация СП, альянсов и т.п. с участием капитала из разных стран, это международное кредитование и т.д.

Управление внешнеэкономической деятельностью является основным и самым распространенным видом международного менеджмента в России.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это коммерческая деятельность субъектов предпринимательской деятельности, связанная с их участием в международных экономических отношениях. Она представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей той или иной страны.

Международные экономические отношения (МЭО) -совокупность всех отношений, которые возникают в процессе осуществления экономического обмена и взаимодействия между экономиками отдельных стран.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) - совокупность всех отношений, связанных с участием данной страны в международных экономических отношениях.

Субъекты ВЭД - юридические и физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью в соответствии с действующим законодательством данной страны и могут осуществлять ВЭД.

ВЭД является исторической и экономической категорией. Как историческая категория она - продукт цивилизации и возникает с появлением государств, а затем развивается вместе с ними. Как экономическая категория, ВЭД представляет собой систему международных экономических отношений, которые охватывают все сферы экономической жизни государства, и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.

Сущность ВЭД как экономической категории проявляется в ее функциях:

  • o организация и обслуживание международного экономического обмена;
  • o международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;
  • o организация международного денежного обращения. Содержание первой функции заключается в доведении

продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда, до конкретных потребителей.

В процессе выполнения второй функции происходит завершение акта международных товарно-денежных отношений - обмен продуктами международного разделения труда на деньги, в результате чего потребительная стоимость, заключенная в продукте обмена, получает международное признание.

ВЭД представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей. Внешнеэкономические связи подразделяются на возмездные и безвозмездные (без возмещения затрат одной стороны другой - координация работ, согласование направлений деятельности, обсуждение и принятие общих решений, творческий обмен опытом и т.д.).

В настоящее время ВЭД осуществляются в основном па возмездной основе.

К безвозмездным видам ВЭД относится деятельность, направленная на международную охрану окружающей среды, освоение богатств мирового океана, международную унификацию стандартов и др.

Основными видами ВЭД, имеющими возмездный характер (рис. 4.1), являются:

  • o внешняя торговля - обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
  • o технико-экономическое сотрудничество - содействие в области промышленного и гражданского строи

Рис. 4.1.

тельства и предоставление услуг инженерно-технического характера;

  • o научно-техническое сотрудничество - обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ;
  • o вывоз капитала за рубеж с целью получения предпринимательской прибыли, а также для участия в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках.

Международные экономические отношения (МЭО) - элемент сложной и подвижной системы, которой является мировое хозяйство.

Мировое хозяйство - совокупность государственно оформленных национальных хозяйств и негосударственных образований, связанных между собой системой международного разделения труда, политически и экономически взаимодействующих в различных формах на макро- и микроуровне.

Современные условия, в которых функционирует мировое хозяйство, и МЭО как его неотъемлемая составная часть характеризуются двумя основными положениями.

  • 1. Мир един. Современное мировое хозяйство, с одной стороны, является частью мироздания и потому функционирует по единым для всего мира законам и принципам. Но, с другой стороны, представляет самостоятельную единую систему с собственными законами и правилами, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости не только друг с другом и с элементами других систем (политической, правовой, биологической, экологической и т.д.). Полная экономическая изоляция страны сейчас невозможна. Попытки жить независимо от мирового сообщества к успеху не приводили и привести не могут.
  • 2. В основе современного мирового хозяйства лежат рыночные отношения, а экономическими лидерами являются страны с более высоким уровнем развития этих отношений.

Первое из этих положений обоснованно ведет к появлению концепции глобализации. Понятие "глобализация" используется применительно ко всем сферам человеческой деятельности. Стали говорить о глобализации правового пространства, глобализации политических отношений, глобализации экономики, глобализации преступности и т.д. Сущность этого понятия заключается в том, что процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, неотвратимо приобретают глобальный характер и при этом оказывают воздействие на процессы и явления в других сферах.

Глобализация мировой экономики как частный случай глобализации вообще - процесс усиления взаимозависимости экономических агентов до такой степени, когда действия одного из них затрагивают интересы всех других (принимают глобальный характер) и одновременно оказывают воздействие на процессы и явления в других сферах.

Второе положение означает признание необходимости и практического использования единого для всех стран критерия оценки места той или иной страны в мировой иерархии.

В основу современной классификации стран мира положен критерий соответствия экономики любого государства принципам рыночного хозяйствования. Мировое хозяйство представляет собой сложную систему, характеризующуюся множественностью элементов и иерархичностью.

Отсюда вытекает деление мирового сообщества на группы:

  • o страны с развитой рыночной экономикой или промышленно развитые страны;
  • o страны с развивающейся рыночной экономикой или развивающиеся страны;
  • o страны переходной экономики, представленные в основном государствами Центральной и Восточной Европы, Китаем и Россией.

Однако в настоящее время трудно провести резкую черту между этими группами. Например, уже сейчас целую группу развивающихся стран по ряду экономических показателей стоило бы отнести к развитым странам мира.

В то же время развивающиеся страны иногда столь существенно разнятся по доходу на душу населения, по структуре экономики, по социальной структуре общества, что иногда возникает сомнение относительно целесообразности включения их в одну классификационную группу.

Мировое хозяйство как система состоит из трех основных групп - подсистем, каждая из которых включает определенное количество стран. Краткая характеристика данных подсистем мирового хозяйства представлена в табл. 4.1.

Таблица 4.1.

Схематично структура мирового хозяйства по основным подсистемам представлена па рис. 4.2.

На развитие ВЭД влияют две группы факторов:

  • 1) прямые (общие) - непосредственно влияющие на ВЭД субъектов предпринимательской деятельности;
  • 2) косвенные - влияющие на ВЭД опосредовано через воздействие на процесс развития МЭО.

Рис. 4.2.

Косвенные факторы представлены в табл. 4.2.

Таблица 4.2. Косвенные факторы, воздействующие на процесс развития МЭО

Фактор

Ускорение научно-технического прогресса

Выражается в распространении новых технологий, включая средства связи, транспортировки и вооружений. Глобальная компьютеризация экономической деятельности по новому ставит вопрос о способах ведения международного бизнеса; глобальная информатизация резко облегчает возможности получения коммерческой, общеэкономической, специальной информации

Глобальные перемены в области окружающей среды

Исчерпание экологической базы, необходимой для поддержания постоянно расширяющегося производства, ставит вопрос об источниках финансирования. Серьезные действия в отношении окружающей среды неизбежно приведут к резкому напряжению функционирования мировой экономики. Средства для решения экологических проблем могут быть найдены либо за счет стран периферии, что приведет к еще большему неравенству между центром и периферией, либо расходы возьмет на себя центр, что неизбежно вызовет снижение там уровня жизни

Прирост и постоянное перемещение народонаселения

Население перемещается по причине бедственного экологического, неудовлетворительного экономического и политического положения

Увеличение разрыва между бедными и богатыми странами

Усиление конкуренции между странами центра вызывает снижение вероятности направления капиталов в менее развитые страны, усугубляющееся необходимостью инвестирования в хозяйство стран переходной экономики с целью повышения предсказуемости их поведения на мировых товарных рынках

Рост экономической взаимосвязанности стран мира

Ведет к унификации норм права, культурных ценностей, образа жизни, стиля поведения и т.и., что будет стал киваться с позицией различных групп населения, заинтересованных в сохранении своих отличительных признаков, национальных и исторических ценностей и традиций

Усиление роли международных экономических организаций

Внутренние и внешние действия государств все чаще направляются внушительным и постоянно расширяющимся набором регулирующих правил, формулируемых международными экономическими организациями

Растущая роль негосударственных структурных образований

I ^правительственные организации, ТНК оказывают существенное влияние па решение международных вопросов, в том числе экономических

Общие факторы развития ВЭД представлены в табл. 4.3.

Таблица 4.3. Общие факторы развития ВЭД

Фактор

Неравномерность экономического развития различных стран мира

Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, что определяет ее международную специализацию

Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах

Людские, сырьевые (природные) и финансовые ресурсы неравномерно сосредоточены в разных странах, что способствует их активному торговому обмену

Характер политических отношений

Укреплению ВЭД способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И, наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических отношений

Различный уровень

научно-технического

развития

Формированию ВЭД способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ

Особенности географического положения, природных и климатических условий

Уникальность географического положения, природных и климатических условий некоторых стран обеспечивают им внешние конкурентные преимущества и определяют их роль в международной торговле

В управлении ВЭД важно понимать влияние всех факторов, определяющих ее развитие, и учитывать значимость каждого из них в конкретной ситуации.

Например, сосредоточение финансовых ресурсов в развитых странах, с одной стороны, и благоприятные географические условия, дешевая рабочая сила и дружественные политические отношения с развивающимися странами - с другой, способствуют вывозу капитала и образованию ТНК, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу.

Существенной предпосылкой развития ВЭД является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.

Результаты развития ВЭД:

  • o дальнейшее углубление международного разделения труда;
  • o экономия общественного труда в странах, активно осуществляющих ВЭД;
  • o интенсивный и рациональный обмен результатами труда;
  • o дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;
  • o увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;
  • o успешное функционирование ТНК.

Какие основные этапы развития организации ВЭД в России?

Экономические реформы в России включают в качестве одного из важнейших направлений и реформу внешнеэкономической деятельности, проводимую с 1986 г. союзным правительством, а с 1991 г. - российским. А до этого времени в течение продолжительного периода внешнеэкономические связи рассматривались на государственном уровне как вынужденное явление, влияние которого по возможности должно быть минимальным. На всех исторических этапах развития России внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: хозяйства в целом, отдельных регионов, объединении, предприятий.

Можно выделить пять этапов развития управления внешнеэкономической деятельностью в России:

I - до 1918 г. - дореволюционный;

II - 1918-1986 гг. - советский;

III- 1986-1991 гг. - перестроечный;

IV - с 1991 -1999 гг. - период активного реформирования.

V - с 2000 г. - современный.

I - до 1918 г. - дореволюционный. Внешняя и внутренняя политика государства на рубеже XIX-XX вв. определялась потребностями капиталистических монополий, запросами финансовых кругов. Объективно стоял вопрос о дальнейшем экономическом развитии страны и месте внешней торговли в умножении богатств России.

Россия поддерживала торговые отношения с 28 странами. С шестнадцатью - на основе режима наибольшего благоприятствования, а с Германией, Великобританией, Австрией, Италией, Францией - на основе конвенционного тарифа. С семью государствами имелись договоры на двусторонней основе, в том числе с Китаем, Персией, Турцией. В целом Россия во внешней торговле придерживалась чрезмерного протекционизма, который задерживал развитие рынка для сельского хозяйства, искусственно поддерживая натурально-хозяйственные элементы.

В 1912 году Россия занимала в мировом товарообороте 7 место. Россия ввозила товары, изготовленные из экспортированного в другие страны российского сырья, но с огромными наценками и уплатой высоких ввозных таможенных пошлин. Доля промышленных товаров при экспорте составляла около 10%, а хлеба и сырья - 90%.

II - 1918-1986 гг. - советский. Государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности была установлена в России с приходом к власти большевиков. Законодательно она была закреплена в апреле 1918 г. декретом «О национализации внешней торговли». Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и проч.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами. Декретом устанавливался орган, ведающий национализированной внешней торговлей - Народный комиссариат торговли и промышленности, при котором был Совет внешней торговли, в 1920 г. преобразованный в Народный комиссариат внешней торговли. С тех пор государственная монополия на внешнюю торговлю сохранялась все годы существования СССР.

В целом система управления, планирования и стимулирования внешнеэкономической деятельности не способствовала росту эффективности экспорта. Экспорт не мог быть достаточно эффективным потому, что непосредственные создатели экспортного потенциала - первичные производственные звенья (объединения, предприятия), научные учреждения и другие создатели интеллектуальной собственности - были отстранены от участия во внешнеэкономических связях.

III- 1986-1991 гг. - перестроечный. К середине 80-х гг. выявились негативные стороны развития внешней торговли: отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта, падение темпов внешнеторгового оборота, устарелые формы организации работы на внешнем рынке и т.д. Это явилось результатом прежде всего одностороннего развития внешнеторговых отношений как с восточноевропейскими и развивающимися странами, так и с западными государствами. Резкое сокращение внешнеторгового оборота страны в начале 90-х годов привело к заметному ослаблению мирохозяйственных позиций России.

III этап характеризовался изменением принципов организации управления внешней торговлей и ее децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи.

  • 1. Расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, установлению прямых связей и осуществлению производственной и научно-технической кооперации с зарубежными партнерами, предоставление предприятиям-производителям права самостоятельного участия в ВЭД.
  • 2. Расширение числа участников ВЭД за счет создания совместных предприятий, международных объединений и организаций, ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами с целью ускорения научно-технического прогресса.

К концу 80-х годов была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли.

Была создана Государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВК) при СССР, на которую были возложены задачи по координации деятельности внешнеэкономического комплекса страны. Было предоставлено право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций более 20 министерствам, ведомствам СССР и союзных республик, а также крупнейшим объединениям и предприятиям, которые имели условия для значительных поставок на экспорт высококачественной продукции.

Также юридические лица на территории СССР получили возможность создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм. Позднее было разрешено юридическим лицам СССР создавать предприятия (с участием иностранного капитала или без него) на территории зарубежных стран.

Полномочия и права в области внешнеэкономической деятельности все больше делегировались от центральных органов на места. Создавались республиканские министерства внешней торговли и региональные ассоциации делового сотрудничества. В составе отдельных министерств были созданы внешнеторговые фирмы, самостоятельно заключавшие внешнеторговые контракты - «Лада» (завод АвтоВАЗ), «Полет» (1-й Московский часовой завод) и др.

В основе осуществления экспортно-импортных операций с самого начала был заложен принцип валютной самоокупаемости. Была установлена следующая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

  • * регистрация участников внешнеэкономических связей;
  • * декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР;
  • * порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения, включающий лицензирование;
  • * оперативное регулирование внешнеэкономических связей. Лицензионный порядок осуществления экспорта и импорта товаров общегосударственного значения был введен с целью оптимизации раздела имеющихся фондов между внутренним рынком страны и экспортом, а также упорядочения конкуренции экспортеров на внешних рынках. Причинами его были слабая осведомленность советских экспортеров (предприятий, кооперативов, организаций) в особенностях работы на внешнем рынке, отсутствие необходимых знаний в области международных правил, обычаев, коммерческой практики, законодательства, конъюнктуры конкретных рынков, порядке расчета и установления внешнеторговой цены.

Массовое стремление многих предприятий и организаций к самостоятельному выходу на внешний рынок привело к неорганизованному экспорту из страны ряда товаров, например, угля, металлолома, макулатуры, древесины, цветных и редких металлов, что вызвало нехватку их в стране и падение цен на зарубежных рынках в связи с множественностью советских экспортеров, их неоправданной конкуренцией и продажей продукции по демпинговым ценам. Поэтому Правительство СССР составило перечень лицензируемых товаров на 1989-1990 гг., который охватывал более 90% стоимости советского экспорта и около 8% импорта. За государством оставалось право экспорта и импорта ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, вооружения, боеприпасов и военной техники, произведений искусства и предметов старины, других предметов, представляющих значительную художественную, историческую, научную и иную культурную ценность, а также наркотических и психотропных веществ.

Реформы в области внешнеэкономических связей начатые в 1986 г., привели к формальной отмене государственной монополии внешней торговли (в 1988 г.), предоставлению предприятиям и хозяйственным организациям права на экспортно-импортные операции, а также к возникновению большого числа совместных предприятий (СП) с зарубежными партнерами (с 1987 г.). Тем не менее, выход на внешний рынок находился под мощным бюрократическим контролем, валютные поступления были обложены высокими налогами. Советский рубль оставался неконвертируемой валютой. На этом этапе был открыт внутренний рынок и ликвидирована монополия внешней торговли, которая являлась барьером для импульсов внешнего рынка.

IV - с 1991 -1999 гг. - период активного реформирования. Механизм регулирования внешней торговли и всей внешнеэкономической деятельности, формировавшийся в переходный период, характеризовался преимущественно ограничением нетарифных методов регулирования экспорта, применяемых в отношении стратегически важных сырьевых товаров, валютными ограничениями и использованием таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка, а также проведение политики ограниченного протекционизма по небольшому числу товарных позиций.

В России наиболее существенные изменения во внешнеторговом режиме начались с указа президента от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», положивший начало качественным изменениям в осуществлении ВЭД в России и заложившим основы ее государственного регулирования. Прежде всего, право на осуществление ВЭД, в том числе и посреднической, было предоставлено всем зарегистрированным на территории РФ предприятиям и их объединениям, независимо от формы собственности. Кроме того, была введена система квотирования и лицензирования для внешнеторговых операций; всем российским юридическим и физическим лицам разрешалось без ограничений открывать валютные счета в банках, уполномоченных на ведение валютных операций на территории России; для экспортеров была установлена обязательная продажа 50 % валютной выручки (ныне отсутствует).

4 июня 1992 г. был подписан Указ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон» (СЭЗ) на территории РФ, призванный резко активизировать привлечение инвестиций, прежде всего прямых иностранных, в отдельные регионы. Реализация этого Указа затруднена отсутствием Федерального закона о СЭЗ и недостатком бюджетного финансирования.

С 1 июля 1992 г. установлен особый порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров. Число организаций, осуществляющих экспорт вышеназванных товаров по состоянию на конец августа 1992 г. было ограничено пятьюдесятью - это в основном государственные внешнеэкономические объединения и крупные отраслевые ассоциации. В 1995 г., когда участие российских экспортеров сырья и топлива приняло достаточно упорядоченный характер и более активно заработали механизмы таможенного и валютного контроля институт специальных экспортеров был упразднен.

Сложившаяся система государственного регулирования в соответствии с мировой практикой включала в себя меры тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта. Экспортные поставки регулировались системой квот и лицензий. Квоты устанавливало Министерство экономики РФ и на их основе выдавались лицензии для экспорта продукции. Кроме того, лицензированию подлежали и некоторые группы специфических экспортных товаров, как-то: оружие и боеприпасы, специальные комплектующие для их производства; драгоценные металлы, отдельные виды лекарственных средств, живые животные и т.д.

Кроме того, в связи с существенной разницей между мировыми и внутренними ценами на экспортируемую продукцию, использовалась система экспортных пошлин, редко применяемая в мировой практике. С помощью этих пошлин часть дохода экспортеров изымалась в пользу государственного бюджета.

Импорт регулировался системой лицензий, на такие специфические товары, как лекарственные средства, химические средства защиты, оружие и боеприпасы, драгоценные металлы и т.д., а также импортным тарифом.

Импортный таможенный тариф РФ (первоначально носивший временный характер) был введен Указом Президента РФ в середине 1992 г. в целях увеличения доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности и создания более благоприятных условий для развития отдельных видов производства с высокой степенью обработки.

  • 23 мая 1994 г. Указом Президента была отменена система квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг (за исключением продукции, экспортируемой в соответствии с международными обязательствами РФ). С 1 июля 1994 г. введена обязательная регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров в Министерстве торговли или его уполномоченных в регионах. В марте 1995 г. отменены льготы в сфере ВЭД и количественные ограничения экспорта и импорта товаров, а также ограничения экспорта путем установления обязательного объема поставок на внутренний рынок. С 1 июля 1996 г. отменены все экспортные пошлины, в начале 1999 г. ряд из них был временно восстановлен. Наряду с этим была отменена обязательная экспертизы количества, качества и цены поставляемых товаров, а также регистрации экспортных контрактов (обязательный характер был заменен на рекомендательный). Контроль за экспортом сохранен только в сфере возврата валюты по внешнеторговым операциям.
  • 21 ноября 1995 г. вышел Указ «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации». Его задача - усиление учета и контроля за импортными операциями российских участников ВЭД. Были введены паспорта импортных сделок, оформляемые через уполномоченные банки. В 1999 г. новым шагом в борьбе с утечкой капиталов из России стала обязанность вносить на счет в уполномоченный банк рублевого эквивалента перечисленной за рубеж валюты за импорт.

После либерализации внешней торговли экономика страны в значительной мере приобрела открытый характер, что является необходимым условием постепенного повышения ее конкурентоспособности. Однако при этом еще не заработали принятые во всем мире механизмы защиты внутреннего рынка от недобросовестной зарубежной конкуренции.

V - с 2000 г. - современный этап развития и реформирования сферы ВЭД. Осуществляется дальнейшая либерализация ВЭД и совершенствование законодательной базы в этой сфере, включая адаптацию ее к нормам ВТО.

Таким образом, завершено формирование внешнеэкономического механизма, основанного на ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта, использовании таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка и формирование условий для развития и совершенствования экономического механизма регулирования внешней торговли.

Вместе с тем все еще плохо отработан механизм государственной поддержки экспорта - экспортных кредитов, гарантий, страхования рисков, поощрения российских инвестиций за рубежом. Негативное влияние на реформирование ВЭД России оказало произошедшее в ходе их демонополизации ослабление государственного контроля за экспортом, особенно в начальный период децентрализации ВЭД. Это привело к бесконтрольному вывозу товаров, в основном сырьевых, неоправданной конкуренции между российскими экспортерами и дестабилизации мировых цен на ряд товаров, утечке валютных средств за рубеж.

Либерализация внешнеторговой деятельности в России не стала эффективным стимулом к изменению товарной структуры экспортно-импортных операций. Международный обмен товарной торговли пока довольно незначителен. Товарная структура, как экспорта, так и импорта отражает скорее сегодняшнюю неблагоприятную ситуацию в российской экономике, а не долгосрочный потенциал и потребности.

В целом в структуру экспорта входит около четырех тысяч различных видов отечественной продукции. Однако перечень товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций, в которые входят, прежде всего, нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.

Был принят ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД» 8 декабря 2003 г. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Принятие Федерального закона от 08.12.03 (в редакции 2006) № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее ФЗ-164) обусловлено, прежде всего, интенсивным развитием внешнеторговых связей РФ, ее интеграцией в мировую экономику и необходимостью, вследствие этого, формирования современного и адекватного механизма торговой политики на основе принципов и правил международной торговли, в первую очередь норм Всемирной торговой организации (ВТО). Основная идея ФЗ-164 заключается в адаптации действующего внешнеторгового законодательства к новым правовым и экономическим реалиям присоединения РФ к ВТО. При подготовке, разработке и принятии ФЗ-164 учитывались основные нормативные акты, действующие в рамках ГАТТ/ ВТО. ФЗ-164 определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД), обеспечения благоприятных условий для ВТД как российских, так и иностранных предпринимателей, защиты экономических интересов РФ. В ФЗ-164, по сравнению с ФЗ от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», более четко определены предметы ведения и полномочия РФ и субъектов РФ в области ВТД, а также предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ в этой области.

Отличительной особенностью ФЗ-164, прежде всего, является сама структура законодательного акта, отражающая более четкое разграничение положений, касающихся государственного регулирования ВТД в области международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, а также наличие обособленного понятийного аппарата. Структура акта направлена на облегчение понимания и применения норм ФЗ-164 на практике.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!