Атом ледокол. Первый атомный ледокол. Качка на чистой воде

Как известно, Россия - это единственная страна в мире, обладающая гражданским атомным флотом. Другие страны вроде и пытались, но так и не смогли у себя довести до ума своё атомное судостроение. Наши ледоколы бороздят бескрайние просторы Арктики уже больше, чем полвека и успешно обеспечивают надёжную и безопасную проводку транспортных судов на всех участках Северного Морского пути. Актуальность строительства новых ледоколов не вызывает сомнения, сейчас на наших глазах в тех широтах реализуются уникальные проекты, аналогов которым в мире просто нет и у них как раз большая надежда на наши ледоколы. Все наши ледоколы были построены на легендарном Балтийском заводе (да, ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» были построены в Финляндии, но доводили их до ума всё равно в Санкт-Петербурге). Именно с его стапелей сошли такие знаменитые корабли, как атомный крейсер «Петр Великий», не имеющий аналогов в мире, атомный ледокол «Арктика», первым достигнувший Северного полюса, флагман советской Службы космических исследований научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» и другие. За всё своё время он уже успел построить около 600 различных кораблей и судов. Вот и сейчас наш герой строит сразу три суперсовременных ледокола нового поколения, как у них это получается я и покажу сегодня.


Балтийский завод был основан в 26 мая (13 мая по ст. стилю) 1856 году петербургским купцом 1-й гильдии Матвеем Карром и инженером-механиком императорской яхты «Невка» Марком Макферсоном, подданным Великобритании. Назвали его тогда не очень оригинально, просто Завод Карра и Макферсона. Вначале предприятие производило паровые машины для кораблей, а потом, собственно, начала и строить первые металлические корабли. Уже в 1861 году был спущен на воду первый русский железный военный корабль - броненосная канонерская лодка «Опыт», в 1866 году - была построена первая отечественная подводная лодка с механическим двигателем, а 1867 году был спущен на воду броненосный корабль «Адмирал Лазарев» - первый российский металлический корабль водоизмещением более 1 500 тонн. В итоге за незначительное время они своими стараниями превращаются в одно из ведущих предприятий отрасли и даже их включают в систему морского ведомства, а это значит появляются значительные государственные заказы. В начале XX века на Балтийском заводе была построена первая боевая подводная лодка с двигателем внутреннего сгорания - «Дельфин». К этому моменту завод уже имел 4 стапеля для постройки судов и был оборудован всеми мастерскими для постройки котлов, машин и внутреннего устройства судов. Тогда во время интенсивных построек судов на заводе работало свыше 7000 человек, не считая поденных чернорабочих, нанимаемых ежедневно для такелажных работ. В 1893 году завод переходит в государственную собственность и заказы Морского министерства только растут.

В 70-е годы ХIX века на предприятии построили броненосный корабль береговой обороны «Адмирал Лазарев», который положил начало броненосному судостроению в России. В 1877 году на заводе построили первую в России паровую машину мощностью 5300 л.с. Между прочим, именно Балтийский завод первым приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа «Победа», броненосцы). А Подводные лодки типа «Барс», «Морж» ничем не уступали лучшим зарубежным образцам. В 1920-е годы завод одним из первых в Советском Союзе возобновил производство сначала коммерческих судов (лесовозов, грузопассажирских теплоходов, дизельных ледоколов), а потом приступил к реализации военных проектов.

В годы Великой Отечественной войны Балтийский завод работал на нужды фронта. Специалисты предприятия наладили массовый выпуск боеприпасов, ремонтировали корабли, строили минные тральщики, организовали производство барж и тендеров для ладожской Дороги жизни.

После окончания Великой Отечественной войны для гражданского флота завод освоил строительство грузовых и грузопассажирских судов: танкеров, рефрижераторов, сухогрузов, химовозов, ледоколов для Заполярья, научно-исследовательские суда. Важным этапом в развитии предприятия в 60-е годы стало строительство серийных танкеров типа «Пекин» (водоизмещение 40 тыс. т.) и типа «София» (62 тыс. т.).

И наконец, мы подошли к нашей истории. С 1974 года Балтийский завод активно подсел на тему строительства атомных ледоколов, каждый из которых стал легендарным. Так Головной корабль носил имя «Арктика», который в 1974 году в активном арктическом плавании достиг Северного полюса. Серию модернизированных атомоходов второго поколения открыл ледокол «Россия», который был сдан в эксплуатацию в 1985 году. В 2007 году завершено строительство атомного ледокола «50 лет Победы». Этот атомоход пока, самый большой в мире ледокол, его водоизмещение составляет 20 тысяч тонн, а конструкция насчитывает 14 палуб. В 80-е годы прошлого столетия предприятие также освоило строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 («Орлан»): «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов». Последний корабль этой серии «Петр Великий», построенный на заводе в 1998 году, по составу оборудования и вооружения до сих пор не имеет аналогов в мировом флоте.

Первым же советским атомным ледоколом был «Ленин». Он был введен в эксплуатацию в 1959 году. Именно это надводное судно было первое в мире с атомной энергетической установкой, по мощности среди ледоколов всего мира, равных ему просто не было. А его успешная эксплуатация позволила поднять голову новой отрасли - гражданскому атомному судостроению. В качестве энергоисточника на нём была принята атомная паропроизводящая установка АППУ ОК-150. Это реакторная установка (РУ) с петлевой компоновкой, т.е. основное оборудование контура располагалось в отдельных корпусах, соединённых между собой трубопроводами. В 1970 году на ледокол была установлена АППУ ОК-900 нового поколения блочного типа, т.е. реактор, насосы и парогенераторы имели отдельные корпуса и соединены друг с другом короткими патрубками типа «труба в трубе». За время эксплуатации, а/л «Ленин», продолжавшейся вплоть до 1989 года, ледоколом было проведено во льдах 3 700 судов. Между прочим, этот ледокол до сих пор в строю, правда, в качестве музея и находится он в Мурманске. Я уже подробно рассказывал об этом музее, кто не видел, прошу:

Интересные факты про наши атомные ледоколы:

Атомный ледокол "Ленин" (проект "Ленин"-92, введен в строй в 1959 году). Первый в мире атомный ледокол. В июне 1971 года первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли.

Атомный ледокол "Арктика" (проект "Арктика"-1052-1, введен в строй в 1975 году). Стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса в 1977 году.

Атомный ледокол "Сибирь" (проект "Арктика"-1052-2, введен в строй в 1978 году). Впервые осуществил круглогодичную навигацию на линии Мурманск-Дудинка весной 1978 года.

Атомный ледокол "Россия" (проект "Арктика"-10521-1, введен в строй в 1985 году). Впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс в 1990 году.

Атомный ледокол "Советский Союз" (проект "Арктика"-10521-2, введен в строй в 1989 году). Он спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой корабль.

Атомный ледокол "Таймыр" (проект "Таймыр"-10580-1, введен в строй в 1989 году). Его фишка, что у него уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек.

Атомный ледокол "Вайгач" (проект "Таймыр"-10582-2, введен в строй в 1989 году). Его фишка, что у него уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек.

Атомный ледокол "Ямал" (проект "Арктика"-10521-3, введен в строй в 1992 году). В 2000 году совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячилетия.

Атомный ледокол "50 лет Победы" (проект "Арктика"-10521-4, введен в строй в 2007 году). На данный момент крупнейший в мире атомный ледокол.

А ещё есть Атомный лихтеровоз-контенеровоз "Севморпуть" (проект 10081, введен в строй в 1988 году). Единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой.

Сегодня «Балтийский завод» - это одно из крупнейших предприятий судостроительной отрасли России. Кроме строительства атомных ледоколов, завод также специализируется на строительстве военных кораблей и крупнотоннажных коммерческих судов, а также выпускает широкий спектр различного машиностроительного оборудования (парогенераторы, теплообменные аппараты, утилизационные и водогрейные котлы, котлоагрегаты) для кораблей и не только. С 2011 года завод входит в состав холдинговой компании «Объединенная судостроительная корпорация».

Балтийский завод расположен в западной части Санкт-Петербурга, на Васильевском острове, в устье реки Большая Нева. Предприятие занимает территорию площадью более 650 тысяч квадратных метров. Для строительства судов предприятие располагает тремя построечными местами - двумя стапелями и крытым эллингом, предназначенным для сборки судов и кораблей повышенной сложности.

Строительства совершенно любого корабля на Балтийском заводе начинается с обработки металлопроката и изготовления деталей. Это всё происходит в корпусообрабатывающем цехе. Мощности Корпусообрабатывающего цеха позволяют обрабатывать до 60 тыс. тонн металла в год.

В Корпусообрабатывающем цехе поступившие на завод металлические листы режут, наводят блеск и красоту и потом отправляют в самый большой на заводе сборочно-сварочный цех.

Сборочно-сварочный цех разделён на 4 пролёта, в которых проходит изготовление набора, плоскостных секций, изготовления фундаментов и донно-бортовых секций. Также там установлена автоматизированная линия плоских секций производства фирмы Pema (Финляндия). После того, как узлы секций собрали и сварили, их покрывают грунтом, красят и отправляют на окончательную сборку на стапель, где и происходит формирование корпуса корабля.

Перед нами Достроечная набережная Балтийского завода, которая оборудована тремя портальными кранами грузоподъемностью 50 тонн. Для установки блоков надстроек на плаву используется плавкран "Демаг" г/п 350 т. с высотой выбора до 50 м. Длина глубоководной части набережной составляет около 900 метров, глубина у берега - 10 метров. Длина мелководной части - 350 м., глубина у берега - 5 метров. Сейчас здесь трудятся над Головным атомным ледоколом "Арктика".

Новый Головной ледокол «Арктика», который сейчас строится на Балтийском заводе, решили назвать в честь первого ледокола-покорителя Северного полюса, чтоб славная традиция нашего атомного флота продолжалась, ведь не секрет, что более двадцати лет наша страна не строила суда подобного типа. И вот мы наконец подняли голову, ледоколы нового типа (а по этому проекту 22220 (ЛК-60Я) строятся ещё «Сибирь» и «Урал») будут самыми большими и мощными в мире, наверное, такую гигантоманию одобрить можно и нужно, Россия, вперёд! Эти ледоколы строятся по заказу «Госкорпорации «Росатом».

17. Новая же "Арктика" будет выглядеть как-то так.

Основные характеристики нашего «малыша»: длина - 173,3 м (160 м по КВЛ), ширина - 34 м (33 м по КВЛ), высота - 15,2 м, а с надстройкой целых 54 метра (это примерно 18-этажный дом). Осадка максимальная - 10,5 м / минимальная - 8,65 м. Планируется, что ледокол сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до 3 метров. Скорость хода - 22 узла (по чистой воде). Полное водоизмещение - 33 540 тонн. Мощность корабля составляет 60 МВт (на валах). А служить людям он готов не менее 40 лет. Экипаж универсального атомного ледокола - 75 человек.

Главная же особенность новых ледоколов, даже не в их силе, а в универсальности. Ведь они имеют двухосадочную конструкцию, а это значит могут ходить, как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Эти ледоколы будут работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и районе Обской губы.

Каждый ледокол будет оснащен новейшими реакторными установками РИТМ-200, которые включает в себя два парогенерирующих блока тепловой мощностью по 175 МВт каждый. Причём на ледоколах прошлого поколения, подобные установки были с выделенными насосами и парогенераторами, то в новом варианте они вмонтированы в единый корпус, что и удобней (меньше места нужно для их установки) и безопасней, а ещё и почти в два раза легче предыдущих. Более подробно, что из себя представляет РУ РИТМ-200 и, как её производят можно почитать у меня: и . С такой ядерной начинкой наши ледоколы могут работать без «дозаправки» несколько лет. Кроме того, запасы топлива не занимают места на судне, что позволяет увеличить полезную нагрузку и длительное время работать без захода в порт (более года). Мощность атомного ледокола дает возможность работать во льдах толщиной 2,9 метра, что существенно выше максимальных возможностей по толщине ледового покрытия для дизельного ледокола.

23. На ледоколе, как мы видим, уже установлены паротурбинные установки.

Между прочим, чтоб воплотить идею РУ РИТМ-200 в жизнь, конструкторы совершили 7 новых изобретений, которые воплотились в 96 секретов производства (ноу-хау), были апробированы 4 полезные модели и 21 программа для ЭВМ. Для того, чтобы её построить нужно было реализовать 682 производственные операции, также были проведены множество контролирующих качество операций (только количество ключевых точек контроля качества - 72), а также были проведены гидроиспытания под давлением 270 атмосфер, как на глубине 2700 метров. В итоге всё получилось. Основные её характеристики: габариты ПГБ - 3,5 х 4,5 х 11,6 м, а масса интегрированного корпуса ПГБ - 146 тонн. Масса же всей реакторной установки «РИТМ-200» в пределах защитной оболочки составляет 2200 тонн. Срок её службы - 40 лет, плюс при желании можно и продлить. Сам корпус реактор защищён специальной защитой из бетона, стали и воды, что делает его функционирование абсолютно безопасным, как для человека, так и всей окружающей среды. Росатом в этом деле просто помешан на безопасности.

27. Приятно было видеть, что и пермяки строят этот чюдо-корабль.

Новые ледоколы не только самые безопасные в мире, они, например, легко выдержат любой удар, но и смело можно заявить, что они самые экологичные корабли в мире. Так на борту будут даже установлены специальные установки по сжиганию бытовых отходов и очистке сточных вод. Всё это позволит с легкостью утилизировать все отходы, которые образовались при работе судна.

31. Поднявшись на самый верх ледокола, открываются потрясающие виды на город. Кстати, напротив ещё одно судостроительное предприятие «Адмиралтейские верфи».

34. А вот и строится первый серийный ледокол "Сибирь"

А это уже тот самый советский атомный ледокол «Сибирь», который был построен на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе и принят в эксплуатацию 28 декабря 1977 года. Он является третьим в мире ледоколом с ядерным энергоблоком, вторым надводным судном в истории арктического мореплавания, в активном плавании достигшим Северного полюса Земли. В настоящий момент находится на утилизации. 13 ноября 2016 года «Сибирь» был отбуксирован на судоремонтный завод «Нерпа» в Мурманской области для работ по демонтажу реакторной установки. «Сибирь» стала первым атомным ледоколом, отправленным на утилизацию. Демонтаж реакторов и другого радиационно-опасного оборудования начался в декабре того же года, параллельно осуществляется формирование блок-упаковки и ее размещение в пункте долговременного хранения радиоактивных отходов в Сайда-губе Мурманской области.

Головной атомоход «Арктика» (заводской № 05706) был заложен на стапеле «А» Балтийского завода 5 ноября 2013 года, а спущен на воду 16 июня 2016 года.

Первый серийный ледокол проекта 22220 «Сибирь» (заводской № 05707) был здесь заложен 26 мая 2015 года и совсем недавно, 22 сентября 2017 года его также спустили на воду.

Второй серийный ледокол проекта 22220 «Урал» (заводской № 05708) был здесь заложен 25 июля 2015 года, ждёмс когда и его спустят на воду.

38. Не удержались и покорили мы "Сибирь".

И совсем эксклюзив, атомный ледокол "Урал" практически в начальной стадии строительства. Между прочим, если ледоколы "Арктика" и "Сибирь" бороздили по водам и помогали корабликам победить лед, то "Урал" в этой теме новичок, так как ледоколов с таким именем ещё не было.

44. Атомный ледокол «Урал» сейчас находится на стапеле «А». Между прочим, это самый большой в России стапель. Его длина 350 метров, что позволяет предприятию строить суда дедвейтом до 100 000 тонн.

46. Сейчас на заводе работают около 4 000 человек.

Для осуществления приспуска корпусов судов стапели оборудованы спуcковыми лебедками с тяговым усилием 20 тонн. Рядом со стапелями расположены предстапельные площадки: у стапеля "А" - площадка для сборки блоков надстроек и сварки поковок и отливок, а у стапеля "В" - площадка для сборки и сварки секций надстроек, оборудованная двумя передвижными шатрами габаритами 16*20м. и козловым краном г\п 32 тонн.

48. И все таки здорово, что наша страна такое удовольствие может себе позволит, практически одновременно строит три самых современных атомных ледокола в мире. Дмитрий dmitry_v_ch_l что скажете, классные ледоколы строим?

50. Большое спасибо пресс-службам

Атомный ледокольный флот России — это уникальный потенциал, которым во всем мире обладает только наша страна. С его развитием началось интенсивное освоение Крайнего Севера, так как атомные ледоколы призваны обеспечивать национальное присутствие на территории Арктики, используя передовые ядерные достижения. В настоящее время обеспечением обслуживания и эксплуатации этих судов занимается государственное предприятие "Росатомфлот". В этой статье мы рассмотрим, сколько действующих ледоколов имеет Россия, кто ими командует, какие цели они решают.

Направления деятельности

Атомный ледокольный флот России направлен на решение конкретных задач. В частности, он обеспечивает прохождение кораблей через Северный морской путь в замерзающие порты России. Это одна из главных целей, которую выполняет российский атомный ледокольный флот.

Также участвует в научно-исследовательских экспедициях, обеспечивает проведение спасательных и аварийных операций в неарктических замерзающих морях и во льдах. Помимо этого, в обязанности компании "Росатомфлот" входит проведение ремонтных работ и техническое обслуживание ледоколов, реализация проектов по экологическому восстановлению северо-западной части страны.

Часть ледоколов даже участвуют в организации туристических круизов на Северный полюс для всех желающих, на них можно добраться на архипелаги и острова Центральной Арктики.

Важное направление деятельности атомного ледокольного флота России — безопасное обращение с радиоактивными отходами и ядерными материалами, которые составляют основу двигательных установок судов.

С 2008 года "Росатомфлот" официально входит в состав государственной корпорации "Росатом". Фактически сейчас корпорация владеет всеми судами атомного технического обслуживания и судами, оснащенными ядерной энергетической установкой.

История

История атомного ледокольного флота России ведет свой отсчет с 1959 года. Именно тогда состоялся торжественный спуск на воду первого на планете атомного ледокола, который назывался "Ленин". С тех пор 3 декабря отмечается День атомного ледокольного флота России.

Однако превращаться в настоящую транспортную артерию стал только в 70-е годы, когда можно было говорить о появлении атомного флота.

После спуска на воду атомного ледокола "Арктика" в западном секторе Арктики навигация стала возможной на протяжении всего года. В это время ключевую роль в развитии этого транспортного пути сыграл так называемый Норильский промышленный район, когда на трассе появился первый в этих местах круглогодичный порт Дудинка.

Со временем были построены ледоколы:

  • "Россия";
  • "Сибирь";
  • "Таймыр";
  • "Советский Союз";
  • "Ямал";
  • "Вайгач";
  • "50 лет Победы".

Это список атомных ледоколов России. Ввод их в эксплуатацию на десятилетия вперед предопределил существенное превосходство в сфере атомного судостроения во всем мире.

Локальные задачи

В настоящее время "Росатомфлот" решает большое количество важных локальных задач. В частности, он обеспечивает стабильную навигацию и безопасное мореплавание на протяжении всего Северного морского пути.

Это позволяет осуществлять транспортировку углеводородной и другой разнообразной продукции на рынки Европы и Азии. Это направление — реальная альтернатива действующим транспортным каналам между Тихоокеанским и Атлантическим бассейном, которые сейчас соединены через Панамский и Суэцкий каналы.

К тому же этот путь намного выигрышнее по времени. От Мурманска до Японии по нему предстоит плыть около шести тысяч миль. Если вы решите следовать через Суэцкий канал, то расстояние окажется больше в два раза.

За счет атомных ледоколов России удалось наладить существенный грузопоток на Северном морском пути. В год перевозится около пяти миллионов тонн грузов. Постепенно увеличивается число значимых проектов, некоторые заказчики заключают долгосрочные контракты, вплоть до 2040 года.

Также "Росатомфлот" занимается работами по исследованию морей, оценкой сырьевых и минеральных ресурсов на арктическом шельфе, который прилегает к северному побережью страны.

Осуществляются регулярные операции в районе порта под названием Сабетта. С развитием углеводородных арктических проектов ожидается увеличение потока грузов по Северному морскому пути. В связи с этим в числе ключевых направлений в работе компании "Росатомфлот" становится разработка нефтегазовых промыслов в Арктике. По прогнозам, в 2020-2022 годах объем перевозимой углеводородной продукции может увеличиться до 20 млн тонн в год.

Военные базы

Еще одно направление, по которому ведется работа, это возвращение в Арктику отечественного военного флота. Стратегические базы невозможно восстановить без активного участия атомного ледокольного флота. Задача, которая стоит сегодня, заключается в том, чтобы обеспечить арктические гарнизоны Минобороны всем необходимым.

В соответствии с долгосрочной стратегией развития, в будущем основной упор будет делаться на создание безопасного, надежного и эффективного флота.

Состав атомного флота

В настоящее время в список действующих атомных ледоколов России входит пять судов.

Это два ледокола с 2-реакторной ядерной установкой — "50 лет Победы" и "Ямал", еще два ледокола с однореакторной установкой — "Вайгач" и "Таймыр", а также лихтеровоз с ледокольным носом "Севморпуть". Вот сколько атомных ледоколов в России.

"50 лет Победы"

Этот ледокол в настоящее время является крупнейшим в мире. Он был построен на Ленинградском Балтийском заводе. Официально спущен на воду в 1993-м, а введен в эксплуатацию в 2007-м. Такой длительный перерыв связан с тем, что в 90-е годы работы фактически были приостановлены из-за отсутствия денег.

Сейчас постоянный порт приписки судна — Мурманск. Помимо задачи по проводке караванов через арктические моря, этот ледокол принимает на борт туристов для участия в арктических круизах. Желающих он доставляет до Северного полюса с посещением земли Франца-Иосифа.

Капитана ледокола зовут Дмитрий Лобусов.

"Ямал"

"Ямал" был построен еще в Советском союзе, он относится к классу "Арктика". Его строительство было начато в 1986 году, а завершено спустя три года. Примечательно, что поначалу он назывался "Октябрьская революция", только в 1992 году был переименован в "Ямал".

В 2000 году этот действующий атомный ледокол России совершил экспедицию к Северному полюсу, став седьмым судном в истории, которое добралось до этой точки на планете земля. Всего на данный момент Северного полюса ледокол достигал 46 раз.

Судно рассчитано на преодоление морского льда толщиной до трех метров, при этом оно способно поддерживать стабильную скорость до двух узлов в час. "Ямал" способен колоть лед, двигаясь как вперед, так и назад. На борте несколько лодок класса "Зодиак" и вертолет Ми-8. Имеются спутниковые системы, обеспечивающие надежную навигацию, интернет, телефонная связь. Всего на корабле 155 кают для экипажа.

Специально для перевозки туристов ледокол не предназначен, однако все-таки участвует в круизах. В 1994 году на носу судна появилось стилизованное изображение акульей пасти как яркий элемент оформления для детского круиза. Позже его было решено оставить по просьбе туристических компаний. В настоящее время уже считается традиционным.

"Вайгач"

Ледокол "Вайгач" относится к мелкосидящим, он построен в рамках проекта "Таймыр". Заложен был на финской верфи, в 1989 году доставлен в Советский Союз, строительство завершалось на Балтийском заводе в Ленинграде. Именно здесь была осуществлена установка атомной установки. Считается введенным в эксплуатацию в 1990 году.

Его главная отличительная черта заключается в уменьшенной осадке, которая позволяет обслуживать суда на Северном морском пути с заходом в сибирские реки.

Основные двигатели ледокола обладают мощностью до 50 тысяч лошадиных сил, что позволяет ему преодолевать толщу льда более чем в полтора метра со скоростью два узла в час. Работа возможна при температуре до -50 градусов. В основном судно применяют для сопровождения кораблей из Норильска, которые перевозят металл, а также судов с рудой и лесом.

"Таймыр"

Зная, сколько атомных ледоколов в России сейчас, стоит вспомнить и про судно под названием "Таймыр", построенное в рамках одноименного проекта. В первую очередь, он предназначен для проводки судов по руслам сибирских рек, чем схож с кораблем "Вайгач".

Его корпус был построен в Финляндии в 80-е годы по заказу Советского Союза. При этом была использована сталь советского производства, оборудование также все отечественное. Атомное оснащение было поставлено уже в Ленинграде. Корабль обладает теми же техническими характеристиками, что и судно "Вайгач".

"Севморпуть"

"Севморпуть" — ледокольно-транспортное судно, имеющее на борту атомную установку. Считается одним из крупнейших на планете невоенных атомных судов. Это самый большой лихтеровоз в мире по водоизмещению.

Проектно-сметную документацию первоначально разработали еще в 1978 году. Строительство велось на заводе "Залив" в Керчи. Оно было начато в 1984 г., корабль был спущен на воду через два года. Официально введен в строй в 1988 г.

"Севморпуть" так и остался единственным судном этого типа. На заводе "Залив" планировали создать еще один такой корабль, но из-за развала Советского Союза работы были прекращены.

В первую очередь, корабль предназначен для перевозки грузов в лихтерах в северные районы. Самостоятельно прорезает лед толщиной до одного метра. В отличие от большинства других ледоколов, способен работать и в теплых водах. Например, одно время выполнял грузоперевозки между Мурманском и Дудинкой.

Одно время корабль стоял без работы, возникла даже угроза, что его придется сдать на "иголки", если ситуация не изменится. С 2014 года проводится его дооснащение. Сейчас судно вновь в строю, совершает регулярные рейсы, оставаясь единственным действующим грузовым судном, имеющим атомную силовую установку.

Атомный ледокол - морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.

Одно из главных преимуществ атомного ледокола - отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Единственной страной, обладающей флотом атомных ледоколов, является Россия.

«Ленин»

На момент своей закладки ледокол «Ленин» был первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой и первым атомным гражданским судном. Спущен на воду 5 декабря 1957 года. Ядерная энергетическая установка смонтирована в 1958-1959 годах. 6 августа 1959 года осуществлен физический пуск ядерного реактора. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарева. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

На ледоколе дважды случались ЧП с ядерными реакторами: первый в 1965 году, второй - в 1967 году. Второе ЧП привело к серьёзному повреждению одного из трёх реакторов ОК-150 и их замене на два реактора ОК-900. В июне 1971-го года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977-м году. Из этой экспедиции был привезён медвежонок, после экспедиции отправленный в Ленинградский зоопарк.


Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

«Арктика»

Ледоколы класса «Арктика» - основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к классу Арктика.

Ледоколы этого класса имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит. Как правило, для обеспечения корабля энергией достаточно только одного из двух реакторов корабля, но во время плавания задействованы оба (на менее, чем 50 %-й мощности).

Атомный ледокол «Арктика» (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.


«Сибирь»

Атомный ледокол «Сибирь» - советский атомный ледокол класса Арктика. Построен на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. Принят в эксплуатацию 28 декабря 1977 года.

Является третьим в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой, вторым надводным судном в истории арктического мореплавания, в активном плавании достигшим вершины планеты - 25 мая 1987 года в 15 часов 59 минут по московскому времени ледокол «Сибирь» вышел в географическую точку Северного полюса.

На судне установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь, факс, имеется большая столовая, библиотека, салон отдыха, тренировочный зал, бассейн, сауна.

С 1993 года законсервирован из-за неисправности парогенераторов.

В настоящее время ледокол находится в холодном отстое и полностью подготовлен к разделке: пройден доковый ремонт, с судна убраны отходы и ядерное топливо, днище герметизировано. По планам, утилизация состоится после 2015 года.

«Россия»

Атомный ледокол «Россия» - ледокол класса «Арктика», заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде, спущен на воду 2 ноября 1983 г., принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 г., является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой.

Этто непотопляемый ледокол, стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: интернет, салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь». Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии. Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.

«Советский Союз» - российский атомный ледокол класса «Арктика», построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 31 октября 1986 года, введён в эксплуатацию в 1989 году. Входит в состав и используется Мурманским пароходством.

Ледокол спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой корабль. Часть такого оборудования находится в законсервированном состоянии на борту, часть - на береговых складах. В частности, на баке перед рубкой установлена РЛС управления огнём съёмной артиллерийской установки МР-123.. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.

В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ. Как заявил в августе 2014 года генеральный директор Росатомфлота Вячеслав Рукша, "мы продлеваем срок службы ледокола "Советский Союз", восстановим его к 2017 году, что позволит нам выдержать нагрузку 2017-2018 годов, когда старые ледоколы будут выводиться из строя, а новые еще не появятся. Учитывая ввод в действие крупных проектов в российском секторе Арктики, рост интереса международных судовладельцев к транзитам по Севморпути, решение задач военных моряков, а также положительную динамику увеличения площади льда на рассматриваемых акваториях, потребность в мощных ледоколах с ядерной энергетической установкой будет только возрастать".


«Ямал»

Атомный ледокол «Ямал», спущенный на воду в 1993 году, стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса.

Судно несёт на себе один вертолёт Ми-8Т и несколько лодок класса Зодиак. На нём установлены спутниковые системы, обеспечивающие навигацию, телефонную связь, факс и интернет, предназначенные для служебного пользования. На судне имеется большая столовая, библиотека, зал для пассажиров, волейбольная площадка, тренировочный зал, подогреваемый бассейн, сауна и больница.

Стилизованное изображение акульей пасти на носу ледокола появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза, затем оставлено по просьбе туристических компаний и со временем стало традиционным.

«50 лет Победы»

«50 лет Победы» - восьмой по счету атомный ледокол, построенный на Балтийском заводе и на сегодняшний день - крупнейший в мире. Ледокол представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика». «50 лет Победы» - проект во многом экспериментальный. На судне применена ложкообразная форма носовой оконечности, впервые использованная при разработке в 1979 году канадского экспериментального ледокола «Кэнмар Кигорияк» и убедительно доказавшая свою эффективность при опытной эксплуатации. На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Модернизирован комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, прошедший переосвидетельствование в соответствии с требованиями Гостехнадзора. Создан также экологический отсек, оснащенный новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.

Новый атомоход СССР был заложен 4 октября 1989 года на Балтийском заводе г.Ленинграда под именем «Урал». И хотя в СССР атомоходы полностью сдавали за два-три года, «Уралу» только для спуска на воду понадобилось четыре. 29 декабря 1993 года ледокол был спущен на воду, но из-за отсутствия финансирования его строительство было приостановлено и огромное судно так и осталось стоять у причала готовым только наполовину. В 1995 году переименован ледокол был переименован в "50 лет Победы". ледокол у достроечного причалаЗа долгие годы бесполезного простоя у причала "Балтийского завода" судно несколько раз буквально чудом избежало утилизации.

Строительство атомного ледокола было продолжено в 2003 году, после того, как "Балтийский завод" вошел в структуру судостроительных активов Объединенной промышленной корпорации, а на достройку атомохода были выделены государственные средства.

1 февраля 2007 года предприятие завершило швартовые испытания атомного ледокола «50 лет Победы» во время которых был запущен атомный реактор судна. 17 февраля государственные ходовые испытания успешно закончились. Ледокол показал высокую маневренность, надежность и максимальную скорость 21,4 узла.

23 марта 2007 года на атомном ледоколе «50 лет Победы» был подписан акт приема-передачи судна "Мурманскому морскому пароходству" и поднят государственный флаг Российской федерации. 2 апреля 2007 года атомоход покинул "Балтийский завод" и 11 апреля 2007 года пришёл в постоянный порт приписки Мурманск.

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера.

Основными направлениями деятельности Росатомфлота (предприятие Госкорпорации «Росатом») являются: ледокольное обеспечение проводки судов в акватории Северного морского пути (СМП) в замерзающие порты РФ; обеспечение проведения высокоширотных научно-исследовательских экспедиций; обеспечение аварийно-спасательных операций во льдах на акватории СМП и неарктических замерзающих морей. Кроме того, компания выполняет техническое обслуживание и проведение ремонтных работ общесудового и специального назначения как для собственных нужд, так и для сторонних судовладельцев; участвует в выполнении работ по экологической реабилитации Северо-Западного региона России; а также осуществляет туристические круизы на Северный полюс, острова и архипелаги Центральной Арктики. В силу особенностей двигательных установок одна из технических задач - обеспечение безопасного обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами.

Северный морской путь (СМП) - судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике. Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцово, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). СМП соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина этой транспортной артериии составляет 5600 км от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения.

В 2008 году Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» вошло в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на основании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (№ 369 от 20 марта 2008 года). С 28 августа 2008 года ему переданы суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания.

В состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы») и два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л.с. («Таймыр», «Вайгач»). Их дополняет атомный контейнеровоз «Севморпуть» (мощность реакторной установки - 40 тыс. л.с.). Кроме того, Росатомфлот оперирует тремя судами технологического обслуживания и судном-контейнеровозом «Россита». В его ведении находятся также суда портового флота, предназначенные для обслуживания акватории порта Сабетта: буксиры ледового класса «Пур» и «Тамбей»; ледокольные буксиры «Юрибей» и «Надым»; а также портовый ледокол «Обь».

История отечественного атомного ледокольного флота берет свой отсчет 3 декабря 1959 года. В этот день был принят в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин». Только с появлением атомного ледокольного флота в 70-е годы XX века Северный морской путь начал обретать очертания национальной транспортной артерии в Арктике. Ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Арктика» (1975 г.) открыл круглогодичную навигацию в западном секторе Арктики. На этом этапе развития Севморпути ключевую роль сыграло становление Норильского промышленного района и появление на трассе круглогодичного порта Дудинка. Затем были построены ледоколы «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы». Их сооружение и эксплуатация на десятилетия предопределили технологические преимущества нашей страны в атомном судостроении.

Сегодня основная работа Росатомфлота связана с обеспечением безопасности мореплавания и стабильной навигации, в том числе и транзитной, по Северному морскому пути. Транспортировка углеводородной и прочей продукции на рынки Азии и Европы по трассе СМП может служить реальной альтернативой существующим транспортным связям между странами Атлантического и Тихоокеанского бассейнов через Суэцкий и Панамский каналы. Она обеспечивает выигрыш во времени: например, расстояние от порта Мурманск до портов Японии через Северный морской путь составляет около 6 тыс. миль, а через Суэцкий канал – более 12 тыс. миль, соответственно, длительность транзита составляет, в зависимости от метеоусловий и ледовой обстановки, ориентировочно 18 и 37 дней.

Во многом благодаря атомному ледокольному флоту на трассе СМП фиксируется ощутимый грузопоток. В 2015 году по СМП было перевезено около 4 млн тонн грузов. Таким образом, объем перевозок увеличился в 2,7 раз по сравнению с 1998 годом, когда перевозки достигли своего минимума (1,46 млн тонн). Постепенно проводки становятся значимее, возникает больше работы с конкретными, ключевыми заказчиками и проектами, которые предстоит обслуживать вплоть до 2040 года. В 2016 году объем перевозок грузов по трассам Северного морского пути составил более 7,3 млн тонн, что на 35% больше, чем в 2015 году. В 2017 году под проводкой атомных ледоколов в акватории Северного морского пути проведено 492 судна общей валовой вместимостью 7 175 704 тонны (для сравнения, в 2016 - 410 судов общей валовой вместимостью 5 288 284 тонны).

Росатомфлот обеспечивает работы по изучению гидрометеорологического режима морей и минерально-сырьевых ресурсов арктического шельфа, прилегающего к северному побережью РФ. Основные заказчики: ОАО «Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт»; ФГБУ «Арктический и антарктический научно- исследовательский институт», ОАО «Севморнефтегеофизика», ОАО «Арктикморнефтегазразведка», ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция». Атомоходы «Росатомфлота» участвуют в обеспечении экспедиций на дрейфующей полярной станции «Северный полюс».

Москва, 26 октября - "Вести.Экономика". Ледоколы играют огромное значение в освоении Арктики. Атомные ледоколы - настоящая гордость российского флота, так как только наша страна владеет такими машинами.

Сегодня мы расскажем о самых больших ледоколах в мире

1. "Севморпуть"

Длина : 260 м

"Севморпуть" - советское ледокольно-транспортное судно (лихтеровоз) с атомной силовой установкой типа КЛТ-40.

Одно и крупнейшее из всего четырех когда-либо построенных невоенных торговых судов с ядерной энергетической установкой.

Крупнейший по водоизмещению из лихтеровозов. Назван в честь Северного морского пути, для которого он и строился.

Первые годы эксплуатации контейнеровоз работал на международных линиях Одесса - Вьетнам - Владивосток и Владивосток - КНДР.

В отличие от ледоколов класса Арктика, судно способно работать и в теплых водах.

Затем оно несколько лет обеспечивало грузоперевозки на линии Мурманск - Дудинка - Мурманск.

2. "Сибирь" и "Арктика"

Длина : 173,3 м

22 сентября 2017 г. "Балтийский завод - судостроение" (БЗС, входит в "Объединенную судостроительную корпорацию") спустил на воду ледокол "Сибирь". Это первый серийный атомный ледокол проекта 22220 мощностью 60 МВт.

Отмечается, что осенью 2020 г. ледокол передадут заказчику.

Контракт на строительство головного атомного ледокола проекта 22220 "Арктика" между ФГУП "Атомфлот" и БЗС подписан в августе 2012 г. Стоимость контракта составляет 37 млрд руб.

Контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 - "Сибирь" и "Урал" - заключен между БЗС и "Росатомом" в мае 2014 г., стоимость контракта составила 84,4 млрд руб.

Длина ледоколов проекта 22220, которые строят для "Атомфлота", составляет 173,3 м, ширина - 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м, минимальная рабочая осадка - 8,55 м, водоизмещение - 33,54 тыс. тонн.

Ледоколы имеют двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200 мощностью 175 МВт, разработанной для этого судна. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Сдача головного ("Арктика") и первого и второго ("Сибирь" и "Урал") серийных ледоколов намечена на июнь 2019 г., ноябрь 2020 г. и ноябрь 2021 г. соответственно.

3. "50 лет Победы"

Длина : 159,6 м

"50 лет Победы" - атомный ледокол проекта 10521. Был заложен 4 октября 1989 г. под именем "Урал" и спущен на воду 29 декабря 1993 г.

Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия средств.

В 2003 г. строительство было возобновлено, и 1 февраля 2007 г. ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели.

Флаг поднят 23 марта 2007 г., и 11 апреля ледокол пришел в постоянный порт приписки Мурманск.

30 июля 2013 г. ледокол достиг Северного полюса (это было сотое посещение полюса надводным судном).

4. "Таймыр"

Длина : 151,8 м

"Таймыр" - атомный ледокол, предназначенный для проводки судов в устья сибирских рек. Отличается уменьшенной осадкой. Назван в честь ледокольного парохода начала XX века "Таймыр".

Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 г.

Эта установка развивает мощность в 50 тыс. л. с. и позволяет ледоколу идти через лед толщиной 2 м.

При толщине льда в 1,77 м скорость ледокола составляет 2 узла. Ледокол может действовать при температурах до −50 °C.

5. "Вайгач"

Длина : 151,8 м

"Вайгач" - мелкосидящий атомный ледокол проекта "Таймыр" (проект 10580).

Отличительная черта данного проекта ледоколов - уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек. Назван в честь гидрографического ледокольного судна начала XX века "Вайгач".

Главные двигатели ледокола развивают мощность в 50 тыс. л. с. и позволяют ледоколу следовать через лед толщиной 1,77 м со скоростью 2 узла. Ледокол может действовать при температурах до −50 °C.

6. "Ямал"

Длина : 150 м

"Ямал" - советский атомный ледокол класса "Арктика".

Ледокол был заложен 31 октября 1986 г., спущен на воду 4 октября 1989 г. Первоначальное название - "Октябрьская Революция", в 1992 г. переименован в "Ямал". Введен в строй 27 октября 1992 г.

В 2000 г. ледокол совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. "Ямал" - седьмой корабль, достигший Северного полюса. Всего же он совершил 46 рейсов к Северному полюсу.

7. Healy

Длина : 128 м

Healy является исследовательским ледоколом береговой охраны США.

Судно было построен на независимой судостроительной компании Avondale Shipyard, верфь которой расположена на западном берегу реки Миссисипи приблизительно в 20 милях вверх по течению от Нового Орлеана, штат Луизиана рядом c Эвондейл, штат Луизиана.

Судно названо в честь Майкла Августина Хили, капитана береговой охраны США.

Ледокол был заложен 16 сентября 1996 г. Спущен на воду 15 ноября 1997 г., в результате которого 20 человек получили ранения из-за образовавшейся волны.

8. Polar Sea

Длина : 122 м

Ледокол Polar Sea был построен в 1977 г.

По словам американских экспертов, Polar Star не может выполнять миссии в Арктике: он на пять лет зафрахтован National Science Foundation США для расчистки пролива Макмердо в Антарктике.

9. Louis S. St-Laurent

Длина : 120 м

Судно CCGS Louis S. St-Laurent названо в честь двенадцатого премьер-министра Канады и относится к классу тяжелых арктических ледоколов.

Также является флагманом Береговой охраны Канады и крупнейшим ледоколом Канады.

Порт приписки St John"s, Ньюфаундленд.

Ледокол построен в 1969 г. на верфях компании Canadian Vickers Ltd в Квебеке.

После обширной эксплуатации судно подверглось дорогостоящей модернизации на верфи Halifax Shipyard Ltd в Галифаксе в период с 1988 по 1993 гг., после чего получило удлиненный корпус, новую силовую установку и новейшее навигационное оборудование.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!