Внешняя торговля и торговая политика кратко. Внешняя торговля и торговая политика. Внешняя торговля товарами
1. Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.
Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. В.т. страны регулируется государством. Для этого используются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и др.нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и др. средства.
Внешняя торговля организуется на принципах, разработанных в 1947 г. и закрепленных Генеральным соглашением о торговле и тарифах (ГАТТ). В 1996 г. его заменила Всемирная торговая организация (ВТО), более широко рассматривающая внешнюю торговлю, включая в нее обмен товарными услугами и куплю-продажу интеллектуальной собственности.
Выгодность внешней торговли. Теория сравнительных преимуществ. Экспорт во внешней торговле, по А. Смиту, становится выгодным, если издержки на производство товаров внутри страны значительно ниже, чем у других государств. В этом случае товары, произведенные национальной экономикой, имеют абсолютные преимущества перед зарубежными конкурентами и могут быть легко проданы за границей. С другой стороны, ни одно государство не может иметь абсолютного преимущества по всем производимым товарам, следовательно, импортировать нужно те из них, которые дороже обходятся внутри страны и дешевле – за рубежом. Тогда одновременно получается прямая выгода и от экспорта, и от импорта.
На основе абсолютных преимуществ А. Смита Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительных издержек (преимуществ), в соответствии с которой при определении выгодности внешней торговли следует сравнивать не абсолютный, а относительный эффект, и не сами издержки, а их соотношения. При этом надо учесть, что, производя те или иные товары в условиях ограниченности ресурсов, страна лишается возможности производить другие, не менее нужные ей, поэтому в соответствии с теорией сравнительных преимуществ Д. Рикардо вполне возможна ситуация, при которой стране выгодно импортировать товары, даже в случае если их производство внутри страны обходится дешевле. В этом случае теория абсолютных издержек А. Смита становится частным случаем теории сравнительных издержек.
Теория сравнительных издержек Д. Рикардо в современных условиях дополнена теорией Хекшера-Олина, по имени двух шведских экономистов, доказавших, что страны стремятся экспортировать не только те товары, которые обладают абсолютными и относительными преимуществами, но и при производстве которых интенсивно используются относительно избыточные факторы производства, а импортируют товары, для производства которых в стране имеется дефицит факторов. В отличие от А. Смита и Д. Рикардо их современные последователи считают, что от внешней торговли выгадывают обе стороны – и данная страна, и весь остальной мир.
Основным показателем внешней торговли является внешнеторговй оборот. Внешнеторговый оборот - измеряемый в денежном выражении экономический показатель, характеризующий объём внешней торговли страны, группы стран или административно-территориального образования (региона) за определенный период времени: месяц, квартал, год. Равен сумме стоимостей экспорта и импорта.
Для сбора, обобщения и систематизации статистических данных о внешнеторговом обороте разработаны международные номенклатуры, которые учитываются в процессе построения национальных внешнеторговых классификаций. Важнейшими из них являются: Международная стандартная классификация ООН, принятая в 1985 г., состоящая из 10 разделов, 67 отделов, 261 товарной группы и 3118 товарных позиций; Номенклатура гармонизированной системы описания и кодирования товаров, вступившая в силу с 1983 г., включающая 21 раздел, 96 групп, 33 подгруппы, 1241 товарную позицию, 3553 подпозиций и 5019 субпозиций.
При сопоставлении величин экспорта и импорта для отдельной страны фиксируется сальдо внешнеторгового оборота. Сальдо является положительным в случае, когда объем экспорта превышает объем импорта. И наоборот, когда объем импорта превышает объем экспорта, фиксируется отрицательное сальдо внешней торговли. Чаще всего эти ситуации отражаются одной категорией - чистый экспорт, который в зависимости от сальдо внешней торговли будет выводиться со знаком «плюс» или «минус». Положительный чистый экспорт увеличивает объем национального продукта, а отрицательный его уменьшает.
Величина чистого экспорта отражается в торговом балансе. Торговый баланс - это государственный учет соотношения между экспортом и импортом товаров и услуг. Он, в свою очередь, как документ является частью платежного баланса. В платежном балансе государства регистрируются потоки денежных средств, идущих в страну и из страны.
Внешняя торговля стала очень интенсивной, так внешнеторговый оборот за 50 лет ХХ века возрос в 25 раз.
Причинами роста внешней торговли являются:
Важные сдвиги в производстве в условиях научно-технического прогресса, которые требуют специализации и кооперирования в международном масштабе;
Возросший экспорт капитала и усиление транснациональных компаний за счет специализации и кооперирования своих предприятий, расположенных в разных странах;
Либерализация международной торговли и интеграция стран, особенно в Западной Европе, поскольку были отменены ограничения в торговле между этими странами, на которые приходится почти половина объема мировой торговли;
Возникновение новых отраслей под воздействием научно-технической революции, ускорившей процесс международного разделения труда и вызвавшей рост обмена наукоемкой продукцией, готовыми изделиями и услугами.
Внешняя торговля позволяет реализовать экономию на масштабе производства. Такие блага, как компьютеры, лекарства, самолеты, автомобили и многие другие, производятся в условиях убывающих издержек. Емкость внутреннего рынка часто оказывается недостаточной для того, чтобы в полной мере использовать преимущества крупномасштабного производства. Особенно ярко это видно на примере таких небольших стран, как Швейцария. Выход таких стран с экспортным товаром на мировой рынок позволяет снизить издержки выпуска в расчете на единицу продукции.
Внешняя торговля приводит к усилению конкуренции и повышению эффективности производства. Внешняя торговля расширяет конкуренцию за счет вхождения на рынок производителей данного блага из других стран. Прежде чем принимать какие-либо протекционистские меры для защиты своих предприятий, любое правительство должно тщательно оценить риск монополизации внутренних рынков. Внешняя торговля способствует расширению политических связей между странами. Примерами успешного политического сотрудничества экономически тесно связанных между собой стран могут служить Европейское сообщество и другие страны, в частности, Россия.
На деле рыночные условия торговли определяются реальными факторами: условиями спроса и предложения на каждое благо; денежными факторами - курсом обмена валют этих стран. Изменение любого из этих условий приводит к изменению условий торговли в целом.
Каждая страна проводит свою внешнеторговую деятельность. Внешнеторговая деятельность – предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Внешнеторговая деятельность осуществляется в целях защиты экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности РФ, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику.
2. Несмотря на либерализацию современной внешнеэкономической деятельности, значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику. Внешнеторговая политика - это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира. Помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений (различных союзов и группировок). Однако роль государств в области внешнеторговой политики сохраняет существенное значение. При этом внешнеторговая политика государства тесно взаимосвязана с внутренней экономической политикой.
Внешнеторговая политика государства складывается из ее стратегии и совокупности конкретных методов и средств ее реализации. Стратегия внешнеторговой политики состоит, прежде всего, в определении ее целей и решении главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие законодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конкретными вопросами внешнеторговой политики.
Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли.
Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального экономического развития, здесь действуют и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономической жизни. Иными словами, здесь действует система "прямых и обратных связей". При этом внешнеторговая политика должна учитывать как позитивные тенденции гармонизации международных экономических отношений, так и негативные тенденции обострения международной конкуренции.
Внешнеторговая политика является составной частью внешней политики государства как таковой. Поэтому неслучайно некоторые страны мира, особенно ведущие развитые страны с рыночной экономикой, нередко используют широкий арсенал собственно политических средств воздействия на страны, выступающие в качестве реальных или потенциальных конкурентов на международной экономической арене.
Развитие МТТ тесно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных государств и международных организаций. Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию экономического благосостояния всех стран - как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства государства.
Итак, под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:
Изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;
Изменение объема экспорта и импорта;
Изменение структуры внешней торговли;
Обеспечение страны необходимыми ресурсами;
Изменение соотношения экспортных и импортных цен,
Современная внешнеторговая политика - это взаимодействие двух тенденций:
1) протекционизма - политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков;
2) либерализации (политика свободной торговли) - связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю.
Политика протекционизма, так же, как и политика либерализации, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
«селективный протекционизм» - направлен против отдельных стран или товаров;
«отраслевой протекционизм» - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
«коллективный протекционизм» - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
«скрытый протекционизм» - осуществляется методами внутренней экономической политики.
Крайняя форма протекционизма - экономическая автаркия – означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производится не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты внешней торговли и внешнеторговой политики государства
- Глава 2. Анализ внешнеторговой политики Российской Федерации
- Заключение
- Библиографический список
Введение
Современная мировая торговля характеризуется не только динамикой роста ее физического объема, но и большим разнообразием товарной структуры, направлений и принципов реализации продукции на внешних рынках. Выход на внешний рынок, помимо владения информацией об условиях межгосударственного и национального регламентирования экспортно-импортных потоков, связан с изучением возможных форм и способов реализации конкретного вида.
Внешнеэкономическая деятельность является одним из главных направлений развития многих современных государств, источником товаров, производство которых невозможно внутри страны, также доходов от экспортно-импортных операций. Для многих стран, где по определённым причинам отсутствуют производственные процессы, ВЭД - единственный способ обеспечения себя необходимыми товарами.
Внешнеторговая политика государства является важнейшей частью экономического курса страны, именно это обусловило актуальность выбранной темы контрольной работы. Также следует принять во внимание то, что внешнеторговая политика является одной из сфер бюджетно-налоговой деятельности, связанная с регулированием объемов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаропотоков.
Целью данной контрольной работы является исследование теоретического аспекта понятий внешней торговли и внешнеторговой политики, а также проанализировать внешнеторговую политику России и статистику внешней торговли Российской Федерации.
внешний торговля импорт
Глава 1. Теоретические аспекты внешней торговли и внешнеторговой политики государства
Основной формой международных экономических отношений является международная торговля, которая включает в себя торговлю не только вещественными товарами, но и различными услугами (транспортными, финансовыми, туристическими и др.) Государства и государственные образования, империи и княжества с давних времен были связаны между собой торговыми связями. Проблемы между народной торговли интересовали ученых и политиков издавна. Естественно, возникали различные теории, объяснявшие с позиции соответствующего временного периода причины развития внешнеторговых отношений, причины взаимодействия экономических субъектов, связей национальных экономик. Мировая экономика: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. Ю.А. Щербанина. - М.:ЮНИТИ_ДАНА, 2012.- С. 241
Международная (внешняя) торговля является основной и наиболее древней формой международных экономических отношений и представляет собой обмен товарами и услугами между различными государствами, развивающийся на базе международного разделения труда и сформировавшегося в XIX в. мирового рынка. Международная торговля характеризуется категориями «экспорт» и «импорт» товаров. Мировая экономика: О.В. Корниенко СПб.: 2009. -- С. 7
В условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли, где существует монопольная власть рыночных агентов, уменьшается также и степень несовершенства рынка. Таким образом, с точки зрения развития конкурентной среды присутствие иностранных участников национального рынка является желательным, поскольку это уменьшает монопольную власть национального производителя. Высота барьеров входа в отрасль зависит от ставки импортных тарифов - чем ниже импортных тариф, тем ниже барьеры входа в отрасль для зарубежного конкурента. Рассмотрим, каким образом можно оценить результаты использования различных видов тарифа и импортной квоты.
Измерение благосостояния в открытой экономике имеет следующую особенность: можно измерять благосостояние в масштабе всего мира, а можно - ограничиться масштабами национальной экономики. В последнем случае тарифы и субсидии будут оказывать противоречивое влияние на уровень благосостояния, если на внутреннем рынке существует несовершенная конкуренция, и отечественные фирмы в закрытой экономике получали экономическую прибыль. В этих условиях импортный тариф ведет, с одной стороны, к повышению равновесной цены и сокращению потребительского выигрыша, с другой - происходит увеличение объема продаж и прибыли отечественной фирмы. Существует возможность, что рост благосостояния вследствие повышения импортного тарифа - за счет роста прибыли отечественного производителя - перевесит сокращение потребительского выигрыша вследствие роста цены. Если это произойдет, то мы будем иметь дело с оптимальным тарифом, т.е. тариф приведет к росту благосостояния страны. Таким образом, на рынках с несовершенной конкуренцией оптимальный импортный тариф может принимать ненулевое значение. Это относится и к другим формам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, с точки зрения благосостояния в национальной экономике общество в целом может быть заинтересовано в ненулевых барьерах на пути иностранной конкуренции.
Внешнеторговая политика служит важным компонентом отраслевого регулирования. Импортно-экспортные потоки, демпинг, тарифы, субсидии и квоты оказывают существенной влияние на развитие рынков внутри страны и на формирование их структуры.
Международная торговля, порожденная сравнительными преимуществами в разных странах и позволяющая использовать специализацию и повышать эффективность, ведет к росту общего благосостояния. Любые ограничения, налагаемые на экспорт/импорт, снижают эффективность производства и ухудшают экономическое положение использующих их стран. История внешнеторговой политики противоречит столь упрощенной трактовке либерализма и протекционизма во внешнеэкономических отношениях.
Практика показывает, что в ряде случаев использование экспортных/импортных тарифов и квот может быть оправданным, когда на мировом рынке отечественным производителям противостоят конкуренты, обладающие монопольной властью. Государство в этом случае может стремиться повысить общественное благосостояние либо ограничивая монопольную власть зарубежных фирм на внутреннем рынке, либо помогая отечественным производителям приобрести/ усилить монопольную власть на зарубежных рынках.
В первом случае государство использует элементы протекционизма для повышения конкурентоспособности отечественных производителей по отношению к иностранным конкурентам, обладающим преимуществами в издержках. Инструментами государственного регулирования могут быть либо импортные тарифы, либо импортные квоты. Основной проблемой регулирования служит достижение компромисса между интересами потребителей, производителей и государственного бюджета. Во втором случае государство опирается на стимулирование экспорта для повышения прибыли отечественных производителей, используя экспортные субсидии. Эффективность такой политики определяется соотношением суммы субсидий и роста прибыли экспортеров. Рассмотрим проблемы, связанные с проведением политики протекционизма и импортозамещения в случае существования:
· доминирующей зарубежной фирмы на внутреннем рынке;
· олигополии в международной торговле. Гоголева Т.Н. Мировая экономика Тенденции теоретического анализа. Учебное пособие, Воронеж., 2003 - С. 16
Внешняя торговля -- торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Экспорт включает:
1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране;
2) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;
3) реэкспорт -- вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т. п.;
4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки);
5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.
Импортвключает:
1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения;
2) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;
3) реимпорт -- обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров;
4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;
5) ввоз продукции в рамках ТНК.
Внешняя торговля характеризуется следующими показателями:
1) товарооборот (общий объем торговли), равный сумме экспорта и импорта;
2) торговое сальдо (чистый экспорт), равный разнице между экспортом и импортом;
3) товарная структура экспорта и импорта, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте и импорте (в мире насчитывается свыше 20 млн. видов товаров);
4) географическая структура экспорта и импорта, которая представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.
Изучение товарной структуры внешней торговли осуществляется на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, являющихся предметом торговли.
Для статистики мировой торговли применяется также Классификатор
товаров по укрупненным экономическим группировкам.
Различают стоимостной и физический объем внешней торговли.
Стоимостной объем внешней торговли рассчитывается за определенный период времени в текущих (изменяющихся) ценах с указанием текущих валютных курсов.
Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и используется в целях анализа, сопоставления, изучения динамики внешнеторговой деятельности. Торгуемые товары-- товары, которые могут передвигаться между различными странами (табл. 1).
Таблица 1. Стимулы к внешнеторговой деятельности
Неторгуемые товары -- товары, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются между странами.
Различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами:
* цены на торгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке и находятся под влиянием спроса и предложения на них как внутри страны, так и за рубежом; цены на неторгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на национальном рынке;
* поддержание баланса внутреннего спроса и предложения на торгуемые товары не так важно, как для неторгуемых товаров, поскольку недостаток внутреннего спроса может быть компенсирован увеличением спроса из-за рубежа, а недостаток внутреннего предложения -- увеличением поставок иностранных товаров; для неторгуемых товаров поддержание внутреннего баланса спроса и предложения критически важно;
* динамика и уровень внутренних цен на торгуемые товары следует за динамикой и уровнем цен в других странах; внутренние цены на неторгуемые товары могут существенно отличаться от цен других стран, а изменение не приводить к изменению зарубежных цен на такие товары.
Совокупный спрос-- объем производства товаров, который потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне цен. Совокупный спрос предъявляется изнутри страны и из-за рубежа. Он состоит из закупок товаров предприятиями, людьми, правительством, внутренних капиталовложений и экспорта товаров за рубеж.
Совокупное предложение -- объем производства товаров, который производители готовы коллективно предложить на рынок при существующем уровне цен. Совокупное предложение обеспечивается изнутри любой страны и из-за рубежа. Оно состоит из внутреннего производства товаров и их импорта из-за рубежа.
Распределение выгод от внешней торговли между отдельными странами во многом зависит от того, как меняются внутренние цены под воздействием цен на мировых товарных рынках. Из двух стран обычно выгадывает та, где цены изменились больше. Это так называемое правило распределения выгод, согласно которому выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах. Если в стране А относительные цены изменились по сравнению с мировыми на X %, а в стране В -- на Y%, то
Выигрыш страны А / Выигрыш страны В = X % / Y %. Мировая экономика: учебник/Т.Е. Корчагина.- Изд. 2е, доп. И перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2008 - С.142
Экономическая эффективность внешнеторговой деятельности определяется в общем виде тем, что потребность национальной экономики в продукции удовлетворяется не за счет её отечественного производства, а за счет затрат на изготовление других (экспортных) товаров, на валютную выручку от продажи которых закупаются необходимые стране импортные товары.
Если затраты на отечественное производство необходимой продукции, намеченной к получению по импорту, оказываются больше затрат на производство экспортных товаров, то такой внешнеторговый обмен экономически выгоден. Разность указанных затрат составляет экономический эффект внешней торговли, а частное от их деления - экономическую эффективность. Эффект положительный - торговля выгодна. Поэтому при оценке эффекта от развития внешнеторговых связей страны целесообразно учитывать его проявления в следующих сферах:
1) бюджетной - за счет притока таможенных платежей от экспорта (импорта) товаров и услуг; увеличения налоговых платежей экспортноориентированных предприятий;
2) производственной - за счет модернизации технологической и производственной базы (при импорте оборудования);
3) социальной - за счет увеличения занятости при наращивании экспортного производства.
В результате повышается производительность и конкурентоспособность производства, наблюдается экономический рост, более полно удовлетворяются потребности населения, растет престиж страны в мировой экономике. «Методическое обеспечение анализа внешнеторговых связей страны» Российский внешнеэкономический вестник №3-2014 http://www.rfej.ru/rvv/id/C0039CCAF
Глава 2. Анализ внешнеторговой политики Российской Федерации
Экономика России столкнулась с кризисом источников роста еще в 2012-2013 гг. на фоне стабилизации цен на нефть: внешний спрос больше не рос, а внутренний источник роста -- повышение производительности -- не заработал из-за дефицита инвестиций, связанного с институциональными ограничениями. Внешнеполитическое противостояние в 2014 г. привело к сокращению внешней торговли, девальвации, оттоку капитала и вкладов населения, дальнейшему падению инвестиций, подавлению потребления: рост экономики в первом полугодии замедлился до менее 1% при ускорении инфляции до 8%. Если в III-IV кварталах рост ВВП останется на уровне II квартала, то за год экономика покажет нулевой результат, поделилась расчетами Наталья Акиндинова из Центра развития ВШЭ на конференции АНЦЭА.
Стагнация в ближайшие два года -- наиболее оптимистичный сценарий, предполагающий отмену санкций в первом полугодии 2015 г. «Это условие необходимое, чтобы вернуть связи с мировой экономикой, но недостаточное для роста -- нужны преобразования», -- говорит Акиндинова.
Сохранение санкций приведет к рецессии в 2015 и 2016 гг. Продолжится отток капитала при ускоренном обесценении рубля, дефицит ресурсов усилит спад инвестиций (до 5% против 3% в 2014 г.), а повышенная инфляция -- падение реальных доходов населения. Бюджету не удастся вернуться к политике повышения зарплат, их индексация, как и в 2015 г., будет ниже инфляции. К спаду потребления и инвестиций добавятся проблемы с сырьевым экспортом (несырьевой начал снижаться с 2012 г.) из-за эмбарго на технологии. В 2015 г. ВВП может сократиться на 1,6%, в 2016 г. -- еще на 0,3%. Если же и цены на нефть снизятся (со $100 до $85/барр. в среднем ежегодно), то спад достигнет 2,1% в 2015 г. и 1,4% в 2016 г., посчитала Акиндинова.
Продолжение противостояния приведет к усилению вмешательства государства в экономику и попыткам компенсировать последствия санкций административными мерами (контроль за ценами, за движением капитала), а также может вызвать передел собственности в пользу госкомпаний, не исключает Акиндинова. Разрыв связей с иностранными контрагентами приведет к росту издержек, как в позднем СССР, сравнивает она.
Экономический шок пришелся на момент, когда потребительский фактор экономического роста уже исчерпывался, а инвестиционный еще не начал работать, говорит Дмитрий Белоусов из ЦМАКП: «И без санкций мы попали очень сильно. А теперь если рост в 2015 г. будет 0% -- это очень-очень здорово».
Все российские эмитенты воспринимаются как представители находящейся под санкциями страны и понять, какими будут условия займов и возможны ли они, заранее невозможно, говорит Наталия Орлова из Альфа-банка. Неформальные «мягкие санкции» -- главная проблема, добавляет она: «Возникла огромная зона неопределенности». Транзакции из российских банков или в их пользу теперь могут занимать до шести дней, говорит Орлова. Ограничение доступа не только к долговому, но и к денежному рынку привело к кризису долларовой ликвидности, второй волне девальвации и росту процентных ставок.
«Отмирание кредита как источника финансирования инвестиций будет означать, что их спад в 2015 г. будет хотя и не очень большим (2,5%, как за январь -- август 2014 г.), но «более злокачественным», считает Белоусов: «В этом году он еще ситуационный, а в следующем, боюсь, будет гораздо более фундаментальным». Предприятия начнут экономить на оплате труда, сокращение реальных доходов усилит кредитную нагрузку на население, которая уже в начале 2014 г. превысила 21% доходов (против 16% в 2008 г.): если населению придется возвращать больше, чем оно будет занимать, возможен спад розничного товарооборота, считает Белоусов. «Вот две половинки критической массы: минус по инвестициям, минус по товарообороту -- и при неопределенной, но вряд ли хорошей ситуации с экспортом и импортом получим легкий минус по ВВП», -- говорит он.
От ответных санкций страдает сама Россия, пришла к выводу Наталья Волчкова из ЦЭФИР. Эмбарго на импорт продовольствия не только запустило новую инфляционную волну -- в 2014 г. оно, по расчетам Акиндиновой, добавило инфляции 1,1 п. п.; в 2015 г., по расчетам Орловой, -- до 1,5 п. п., что эквивалентно сжатию предложения продовольственных товаров на 5%. Полностью компенсировать провал не удастся, считает Волчкова: импорт продовольствия из подпавших под санкции стран упадет на 70-90%, из других стран вырастет лишь на 10-50%. По ее расчетам, принятое эмбарго равносильно повышению тарифа с менее 10% до более 200%. Потери реального ВВП России от этого эмбарго составят 0,6%, тогда как для стран Европы и США эффект близок к нулю, а страны Латинской Америки и Белоруссия -- в выигрыше.
Последствия российских антисанкций -- рост цен, снижение потребления домохозяйств и благосостояния экономики в целом, суммирует Волчкова: «Когда говорят об импортозамещении, это очень удивляет: эти санкции не дают ничего, что могло бы поддержать расширение производства». Основа импортозамещения -- закупки оборудования, но курсовая политика этому не способствует, а Минпромторг пообещал повысить пошлины на ввоз товаров машиностроительной, металлургической и транспортной отраслей. «Я склонна рассматривать эти результаты как образец несостоятельности экономической политики», -- резюмирует Волчкова. По мнению Акиндиновой, попытка снизить экономическую зависимость от внешнего мира приведет к ограничению и без того слабой вовлеченности России в глобальные цепочки создания добавленной стоимости, еще больше консервируя технологическое отставание. http://www.vedomosti.ru/politics/news/34286301/dva-goda-recessii#ixzz3G1cAYfA4 « Российскую экономику ждет двухлетняя рецессия»
Заключение
В данной работе была достигнута цель по изучению теоретических аспектов внешней торговли и внешнеторговой политики государства. Также было изучено нынешнее состояние внешней торговли нашего государства.
Внешняя торговля - это общий объем торговли страны с другими странами, который складывается из импорта и экспорта, охарактеризованный определенной структурой экспорта и импорта в определенном соотношении товарных групп и которая обладает определенным географическим распределением между отдельными странами.
Государственное регулирование - это сложная совокупность используемых государственными службами методов, способов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами с целью повышения конкурентоспособности отечественных производителей по отношению к иностранным конкурентам, которые обладают большими преимуществами в издержках. Проблемой государственного регулирования является достижение компромисса между потребителями, производителями и бюджетом.
Нынешнее состояние внешнеэкономической торговли России неблагоприятно. Ввод санкций по политическим причинам привел к негативным последствиям для экономики нашей страны - сокращение внешней торговли, ускорение инфляции, замедление роста экономики. Помимо снижения несырьевого экспорта, 2041 год отмечен спадом сырьевого экспорта, который может быть еще более глубоким из-за постоянного ежегодного снижения цен на нефть.
Продовольственное эмбарго привело к огромному снижению внешней торговли, так как импорт продовольственных товаров из стран, которые попали в санкционный список, упал на 70-90%, в то время как прогноз роста импорта из других стран составляет всего 10-50%.
Библиографический список
1. Гоголева Т.Н. Мировая экономика Тенденции теоретического анализа. Учебное пособие. - Воронеж: Изд-вo ВГУ, 2003. - 165 с.
2. Мировая экономика: О.В. Корниенко Изд. Питер,СПб.: 2009. -- 256 с.
3. Мировая экономика: учебник/Т.Е. Корчагина.- Изд. 2е, доп. И перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2008 - 267 с.
4. Мировая экономика: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. Ю.А. Щербанина. - М.:ЮНИТИ_ДАНА, 2012.-519 с.
5. http://www.rfej.ru/rvv/id/C0039CCAF «Методическое обеспечение анализа внешнеторговых связей страны» Российский внешнеэкономический вестник №3-2014
6. http://www.vedomosti.ru/politics/news/34286301/dva-goda-recessii#ixzz3G1cAYfA4 «Российскую экономику ждет двухлетняя рецессия»
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Сущность и основные положения внешней торговли и внешнеторговая политика государства. Методы и направления государственного регулирования внешнеторговой политики. Внешнеторговая политика РФ: развитие и особенности современной статистики внешней торговли.
курсовая работа , добавлен 02.10.2011
Международная торговля в системе международных экономических отношений, ее показатели. Товарная и географическая структура внешней торговли России, анализ динамики импорта и экспорта. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.
курсовая работа , добавлен 18.04.2011
Политика своеобразной экономической изоляции. Обусловленность кризисных явлений экономике. Основные показатели внешней торговли Российской Федерации. Товарная структура импорта и экспорта. Россия в международных экономических организациях и форумах.
контрольная работа , добавлен 20.11.2010
Структура внешней торговли как формы международных экономических отношений. Основные показатели и место внешней торговли России в мировой экономике. Анализ экспорта и импорта по товарному и географическому признаку. Перспективы развития внешней торговли.
курсовая работа , добавлен 05.09.2014
Цели внешнеторговой политики. Противоположные виды внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля. Таможенные тарифы, ставка пошлины. Направление действия пошлин, нетарифные барьеры. Тенденции развития внешнеторговой политики России.
курсовая работа , добавлен 15.03.2010
Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Классификация форм международной торговли и ее основные методологические аспекты. Динамика, товарная и географическая структура российской внешней торговли.
контрольная работа , добавлен 14.12.2010
Особенности внешнеторговой политики развитых стран в условиях глобализации мировой экономики. Анализ динамики и структуры внешней торговли Российской Федерации, ее проблемы и перспективы развития. Выполнение в Таможенном союзе обязательств России в ВТО.
курсовая работа , добавлен 16.03.2014
Основные показатели внешней торговли. Динамика внешней торговли. Развитие импорта и экспорта. Товарная и географическая структура внешней торговли. Приоритеты и направления развития внешней торговли России. Место России в международной торговле.
курсовая работа , добавлен 30.10.2011
Основные инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифные ограничения в регулировании внешней торговли Российской Федерации. Современный этап внешнеторговой политики России, ее главные тенденции и факторы развития.
дипломная работа , добавлен 11.06.2015
Основные теории международной торговли. Сущность и роль внешней торговли в экономике страны. Внешнеторговая политика России. Возможность развития внешнеторговой политики страны в условиях глобализации мировой торговли. Инструменты торговой политики.
Традиционно наиболее развитой формой международных экономических отношений является торговля, на долю которой приходится около 80 % всего объема международных сделок.
Международная торговля – это система международных товарно-денежных отношений, развивающаяся под воздействием интернационализации хозяйственной жизни и интенсификации международного разделения труда в условиях научно-технической революции. Международная торговля складывается из внешней торговли всех стран мира.
Внешняя торговля – это торговля одной страны с другими странами, состоящая из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров и услуг.
В объем импорта включаются: товары, произведенные за границей и ввезенные в страну для реализации или использования внутри страны, или для экспорта в третьи страны; обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров называется реимпорт.
Предметом экспорта являются: товары, произведенные в стране;
· товары, ввезенные в страну и переработанные в ней;
· ранее ввезенные товары, не подвергшиеся никакой переработке, так называемый реэкспорт.
Состояние и динамику внешней торговли страны характеризует ряд показателей, основными из которых являются:
· стоимостной и физический объем внешнего товарооборота;
· товарная и географическая структура внешнего товарооборота;
· уровень специализации и индустриализации экспорта;
· экспортная и импортная квота;
· сальдо торгового баланса.
Стоимостной объем экспорта и импорта товаров, а также сальдо торгового баланса РФ на ФОБ (франко-борт) основании в последние годы имеет положительную динамику (рис. 6.1). Исключение составляет 2009 год, что вызвано в первую очередь мировым экономическим кризисом. По данным 2010 года по объему экспорта товаров Россия занимает 13 место в мире, по объему импорта – 19 место, а по величине положительного сальдо торгового баланса – 4 место, пропустив вперед Китай, Японию и Германию. Большинство развитых экономик мира (США, Великобритания, Германия и др.) имеют пассивное сальдо торговых балансов (табл. 6.1).
По товарной структуре экспорта и импорта можно судить об уровнях специализации и индустриализации экономики страны. Например, динамика структуры экспорта России за период с 2006 по 2010 года иллюстрирует незначительное увеличение доли продукции химической промышленности, а также машин и оборудования, что является положительной тенденцией. В то же время увеличение доли минеральных продуктов,
включая топливо и энергетические товары, на 2,5 %, свидетельствует о сохранении сырьевой ориентированности экспорта и экономики России (см. табл. 6.1).
Рис. 6.1. Объемы экспорта, импорта и сальдо торгового баланса России, млн долл. США
Совокупность мер непосредственного воздействия со стороны государства на объемы экспортируемых и импортируемых товаров и услуг, называется внешнеторговой политикой . В мировой практике различают два принципиально различающихся вида внешнеторговой политики:
1) фритредерство , представляющее собой теорию и практику свободной торговли;
2) протекционизм – теория и практика ограничительного регулирования внешней торговли.
Таблица 6.1 Товарная структура экспорта России, в % к итогу
Статья экспорта |
|||
Продтовары и сельскохозяйственное сырье, кроме текстиля |
|||
Минеральные продукты |
|||
Продукция химической промышленности |
|||
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
|||
Древесина, целлюлозно-бумажные изделия |
|||
Текстиль, текстильные изделия, обувь |
|||
Драгоценные камни и драгоценные металлы |
|||
Металлы и изделия из них |
|||
Машины и оборудования |
|||
Другие товары |
Главным и наиболее распространенным инструментом государственного регулирования внешней торговли является тарифное регулирование или таможенный тариф.
Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен законом РФ «О таможенном тарифе», в котором в качестве основных целей таможенного тарифа РФ определены:
· рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
· защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
· обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.
Разнообразие таможенных пошлин огромно. Их классификация осуществляется по различным критериям, в зависимости от которых выделяют следующие виды таможенных пошлин :
1) по способу взимания различают специфические таможенные пошлины , начисляемые в виде фиксированной суммы на единицу обложения (вес, объем, площадь) на недорогие стандартизированные товары, и адвалорные таможенные пошлины , начисляемые в процентах от стоимости товара;
2) по происхождению различают преференциальные таможенные пошлины , ставки по которым ниже минимальных и зачастую равны нулю, договорные пошлины, используемые для товаров тех стран, с которыми действуют соответствующие договоры, и генеральные (максимальные ) пошлины , применяемые по отношению к товарам тех стран, которые не пользуются никакими преимуществами в силу отсутствия с ними специальных соглашений.
3) по характеру самих пошлин выделяют антидемпинговые таможенные пошлины , используемые применительно к товарам, ввозимым по демпинговым ценам, и компенсационные таможенные пошлины , призванные компенсировать ущерб, наносимый иностранными экспортными субсидиями, предоставляемыми экспортирующими странами своим производителям. Обе пошлины назначаются в дополнение к обычным импортным пошлинам. Использование антидемпинговых мер регулируется Всемирной торговой организацией (ВТО) Соглашением по антидемпинговым мерам (САМ). Антидемпинговые пошлины наиболее часто применяются для защиты импорта в США, странах Европейского Союза (ЕС), Канаде, Австралии. Вопросы субсидирования регулируются ВТО Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам (СКМ);
4) по объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные пошлины , в результате применения которых отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, так как к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Экспортные пошлины приводят к тому, что цена страны-экспортера оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается, в результате чего величина экспорта падает. Транзитные пошлины взимаются с товаров, перевозимых транзитом через территорию данной страны, встречаются крайне редко и используются как средство торговой войны;
5) по типам ставок выделяют постоянные таможенные пошлины , в которых применяются не изменяемые в зависимости от ситуации ставки, и переменные таможенные пошлины , ставки по которым могут изменяться в установленных государством случаях.
Вторая половина ХХ века характеризуется значительным снижением тарифных барьеров при одновременном росте количества нетарифных торговых ограничений. Особенно активно такие ограничения используют развитые страны, хотя сами являются демонстративными сторонниками свободной торговли. Примерно 20 % всех товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, попадают под нетарифные ограничения.
К методам нетарифных ограничений относятся:
· экспортные и импортные квоты, то есть стоимостное или количественное ограничение объемов вывозимых и ввозимых товаров;
· антидемпинговые меры, добровольные экспортные ограничения, лицензирование и эмбарго, в совокупности образующие группу количественных ограничений;
· субсидирование и кредитование экспорта;
· финансовые ограничения в виде ограничений на накопление иностранной валюты, требований предоплаты импорта и применения множественных валютных курсов.
Сегодня только 20 % мирового товарооборота совершается по правилам свободной торговли, 25 % – в условиях действия протекционистских мер, 25 % – в рамках транснациональных корпораций (ТНК) и еще 25 % – доля компенсационной торговли.
1. Значение внешней торговли для национальной экономики. Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.
Внешняя торговля позволяет государству:
- а) получать дополнительный доход от продажи национальных товаров и услуг за рубежом;
- б) насытить внутренний рынок;
- в) преодолеть ограниченность национальных ресурсов;
- г) повысить производительность труда, специализируясь в мировой торговле на поставке определенной продукции на мировой рынок.
Внешняя торговля характеризуется понятиями экспорта и импорта: первый предполагает вывоз товаров и услуг за рубеж и получение взамен иностранной валюты, а второй - ввоз их из-за границы с соответствующей оплатой. Экспорт, подобно инвестициям, увеличивает совокупный спрос в стране и приводит в действие мультипликатор внешней торговли, создавая первичную, вторичную, третичную и т. д. занятость. Увеличение же импорта ограничивает действие этого эффекта вследствие оттока финансовых ресурсов за границу.
Внешняя торговля организуется на принципах, разработанных в 1947 г. и закрепленных Генеральным соглашением о торговле и тарифах (ГАТТ). В 1996 г. его заменила Всемирная торговая организация (ВТО), более широко рассматривающая внешнюю торговлю, включая в нее обмен товарными услугами и куплю-продажу интеллектуальной собственности.
2. Выгодность внешней торговли. Теория сравнительных преимуществ. Экспорт во внешней торговле, по А. Смиту, становится выгодным, если издержки на производство товаров внутри страны значительно ниже, чем у других государств. В этом случае товары, произведенные национальной экономикой, имеют абсолютные преимущества перед зарубежными конкурентами и могут быть легко проданы за границей. С другой стороны, ни одно государство не может иметь абсолютного преимущества по всем производимым товарам, следовательно, импортировать нужно те из них, которые дороже обходятся внутри страны и дешевле - за рубежом. Тогда одновременно получается прямая выгода и от экспорта, и от импорта.
На основе абсолютных преимуществ А. Смита Д. Ри-кардо сформулировал теорию сравнительных издержек (преимуществ), в соответствии с которой при определении выгодности внешней торговли следует сравнивать не абсолютный, а относительный эффект, и не сами издержки, а их соотношения. При этом надо учесть, что, производя те или иные товары в условиях ограниченности ресурсов, страна лишается возможности производить другие, не менее нужные ей, поэтому в соответствии с теорией сравнительных преимуществ Д. Рикардо вполне возможна ситуация, при которой стране выгодно импортировать товары, даже в случае если их производство внутри страны обходится дешевле. В этом случае теория абсолютных издержек А. Смита становится частным случаем теории сравнительных издержек.
Теория сравнительных издержек Д. Рикардо в современных условиях дополнена теорией Хекшера-Олина, по имени двух шведских экономистов, доказавших, что страны стремятся экспортировать не только те товары, которые обладают абсолютными и относительными преимуществами, но и при производстве которых интенсивно используются относительно избыточные факторы производства, а импортируют товары, для производства которых в стране имеется дефицит факторов. В отличие от А. Смита и Д. Ри-кардо их современные последователи считают, что от внешней торговли выгадывают обе стороны - и данная страна, и весь остальной мир.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Внешняя торговая политика государства и ее цели……….………………4 1.1 Торговая политика и ее цели……………………...…………………..4
1.2 Инструменты торговой политики…………………………………….6
1.3 Тарифные методы регулирования международной торговли………7
1.4 Нетарифные методы регулирования международной торговли……9
1.5 Скрытые методы торговой политики………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………17
Введение.
Развитие мировой экономики во второй половине ХХ века характеризовалось рядом специфических тенденций. Одной из наиболее заметных стало опережающее развитие мировой торговли по сравнению с мировым производством: с 1950 по 1973 гг. объем мировой торговли увеличивался в среднем почти на 8% ежегодно, в то время как объем мирового ВВП рос в среднем на 5% в год, а в период с 1974 по 1994 гг. экспорт и объем ВВП увеличивались ежегодно в среднем на чуть более 4% и чуть менее 3%, соответственно.
Данный процесс потребовал установления международных правил, регулирующих сферу торговых взаимоотношений и облегчающих тем самым налаживание взаимовыгодных экономических связей между различными государствами, обеспечивая свободу торговли, равноправие всех участников мирового рынка, не допуская дискриминации между ними и устраняя протекционистские действия государств. Не менее важным является процесс создания глобальных организаций в сфере торговли, призванных обеспечить разработку, принятие и соблюдение вышеуказанных международных правил, а также служить арбитром при рассмотрении разногласий и споров, возникающих между государствами в процессе международного обмена товарами и услугами, и связанных с этим вопросов.
В мире на сегодняшний момент насчитывается огромное количество различного рода региональных соглашений, нацеленных на разные уровни экономической и политической интеграции: от обычного экономического сотрудничества или создания зоны свободной торговли до экономического и валютного союза
Исходя из существа торговых ограничений, выделяют, как правило, два основных аспекта регулирования взаимоотношений государств, направленных на либерализацию торговли, – торговую и конкурентную политику.
1.Внешняя торговая политика государства и ее цели .
1.1Торговая политика и ее цели
Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Основные цели внешнеторговой политики:
изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;
изменение объема экспорта и импорта;
изменение структуры внешней торговли;
обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией...)
изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.
В условиях жесткой борьбы за особые национальные интересы не все страны в каждый данный момент выигрывают от международной торговли. Средством такой конкурентной борьбы является торговая политика.
Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности. В торговой политике осуществляется постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: либерализации и протекционизма.
Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Политика либерализации (свободной торговли) имеет целью усиление конкуренции, открытие внутреннего рынка для иностранных товаров и капиталов. Она базируется на теории сравнительных преимуществ и ведет, в конечном итоге, к более эффективному размещению мировых экономических ресурсов и, следовательно, более высокому уровню благосостояния мирового сообщества. Протекционизм - политика, направленная на защиту (закрытие) внутреннего рынка от иностранных товаров и захват внешних рынков (защита от демпинга, создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства и молодых отраслей, увеличение внутренней занятости и пр.).
Протекционизм связан с установлением торговых барьеров, а либерализация с их отменой. К основным инструментам торговой политики относятся:
· Таможенный тариф - акцизный налог, вводимый также с целью получения дохода.
· Торговые квоты - установленные предельные объемы товаров, которые могут быть импортированы или экспортированы в определенный период.
· Нетарифные барьеры: система лицензирования, установление стандартов качества, бюрократические запреты в таможенных процедурах.
· Субсидирование и льготное кредитование внешней торговли.
Дилемма, что лучше - протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, - предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой - это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - это товары традиционного экспорта.
Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
· селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
· отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
· коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
· скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.
1.2 Инструменты торговой политики
В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.
Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.
Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.
1.3 Тарифные методы регулирования международной торговли
В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.
Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:
· инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
· свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
· конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.
Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
· фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
· протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
· балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.
Классификации таможенных пошлин.
1. По способу взимания:
Ÿ адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
Ÿ специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
Ÿ комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).
2. По объекту обложения:
Ÿ импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
Ÿ экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
Ÿ транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
3. По характеру:
Ÿ сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
Ÿ антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
Ÿ компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
1.4 Нетарифные методы регулирования международной торговли
Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики - тарифный или нетарифный - использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).
В большинстве случаев использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.
Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.
Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.
1. По направленности их действия квоты разделяются на:
Ÿ экспортные - вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;
Ÿ импортные - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.
2. По охвату квоты делятся на:
Ÿ глобальные - устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара;
Ÿ индивидуальные - установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.
Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.
Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором - приобретает ряд конкретных форм:
· разовая лицензия - письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
· генеральная лицензия - разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
· глобальная лицензия - разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
· автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.
Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.
Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.
«Добровольное» ограничение экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
1.5 Скрытые методы торговой политики
Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.
Виды скрытого протекционизма.
По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:
· технические барьеры - скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями. Технические барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.
· внутренние налоги и сбор - скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.
· политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности.
· требование о содержании местных компонентов - скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.
Заключение.
Внешняя торговая политика государства - это одно из основных направлений его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе и на международной арене. И грамотный подход обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.
Правильный подход государства к внешней торговле - взаимовыгодное сотрудничество государств, которое проявляется в специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).
Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.
Политика государства и ее приоритеты на современном этапе развитияКурсовая работа >> Финансы
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ПРИОРИТЕТЫ НА... Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий... внутренних и внешних инвестиций для... -1“ в г.Витебске; производственно-торгового центра народного творчества и ремесел...
Торговая политика стран и её инструменты
Реферат >> ЭкономикаБудет максимизировать свой выигрыш, приносимый ей внешней торговлей, в точке С - точке пересечения кривой... групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом . Проводимая государством политика протекционизма для отдельных...
Торговая политика развитых стран
Реферат >> ЭкономикаИ реализации страной максимальной выгоды.1 В сфере внешней торговли государство в лице его исполнительной и законодательной... целое . Извечной проблемой торговой политики была дилемма: протекционизм - свобода торговли. В определенной степени разрешения ее ...
Тенденция осуществления таможенной политики в современной всеобщей системе государств
Контрольная работа >> Таможенная системаОсуществления таможенной политики государств в современных условиях. Цель исследования предопределила... разделяться на внутреннюю и внешнюю торговую политику государства . Таким образом, начинают зарождаться... тарифа, который принесет ей чистый выигрыш; когда...