Сценарий конкурсно-игровой программы с элементами фольклора. Фольклорная игровая программа «Белые хоромы, красные подпоры» для старших дошкольников Осенняя игровая программа с элементами фольклора

С Ц Е Н А Р И Й

Фольклорной игровой программы для детей

«МАТРЁШКИНЫ ЗАБАВЫ».

Звучит народная музыка. Ребята сидят на стульях.

Выходят Ведущая и Матрёшка.

Вед. Добрый день, дорогие ребята!

М-ка. Здравствуйте, доброго вам здоровьечка!

Вед. Наша сегодняшняя программа называется «Матрёшкины забавы», и вы

Все, наверное, догадались, о чём пойдёт речь.

М-ка. Сегодня мы с вами немного вспомним о наших русских народных

Традициях, о народных играх, забавах и конечно игрушках, которые

Сохранили сою значимость и в наш прогрессивный 21 век.

Вед. А мне бы вот очень хотелось узнать у вас, какие вы знаете народные

Игры? Игрушки? (отвечают). Правильно, а может кто-нибудь знает как

Появилась матрёшка? (отвечают).

М-ка. Тогда послушайте. «В некотором царстве, в нашем государстве жил-

Был богатый и мудрый купец. Однажды отправился он в дальние

Страны, и приехал в страну восходящего солнца – Японию. Удачно

Торговал он соболями да куницами, жемчугом скатным и другим

Красным товаром. Да так подружился с одним японским купцом, что

Тот на прощание подарил ему удивительную деревянную игрушку –

Монаха, да не простой был монах, дотронешься до него – он качается,

Как будто своему богу Будде молится.

Когда приехал купец домой, пошёл он к мастеру-игрушечнику и

Показал ему затейливую игрушку, да попросил сделать к утру такую

Же игрушку. Мастеру игрушка очень понравилась, да только

Показалась она непонятной нашим детям. Тут в избу прибежала

Мастерова дочка Матрёна, с любимым другом петушком, взяла

Игрушку и стала играть ей. Смотрит мастер на Матрёну и думает: Вот

Сделаю». И стал точить из дерева куколку. Выточил, да расписал:

Платочек, сарафанчик – как у Матрёны, и даже петушок в руках. Одну

Куколку для купца сделал, одну для Матрёны. Вот так Матрёшка и

Появилась.

Вед. Да, но настоящая матрёшка внутри себя ещё подружек прячет, а в твоей

Сказке ничего про это не говорится.

Отца и скорей – подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к

Мастеру, все просят такую же матрёшку, сделал он всем по куколке, а

Сам задумался. Вон сколько у Матрёны подруг, дай-ка сделаю разных

Кукол и всех в одну вложу, будет Матрёшка с секретом. Выточил он

Кукол и расписал их нарядными, красивыми, будто они пришли к

Матрёне на именины в цветных платочках и сарафанах.

Вед. А я знаю, что Матрёшка и по сей день празднует свои именины, 9

Апреля. И на её именинах всегда водят хороводы, играют в разные игры.

Думаю и нам пришло время начать веселье.

М-ка. А давайте играть деревня на деревню, как в старые времена.

Вед. Тогда одна половина зала будет деревней Сорокино и буду я в ней жить

– другая половина – Воронино, где будет жить Матрёна. Согласны? Ну и

Прекрасно!

М-ка. Как зовут нас вы все прекрасно знаете, а вот как зовут всех вас мы

Сейчас тоже узнаем!

Вед. А жителей моей деревни Сорокино величать будут ПЕТЬКИ.

М-ка. А жителей моей деревни Воронино звать будут ВАСЬКИ. Запомнили?

Вед . Проверим, жителей какой деревни больше. Кто громче и дружнее

Кричит, тот и победит.

Одна половина кричит: Петьки, другая половина: Васьки.

М-ка. По-моему и тех и других много. По одному очку каждая деревня

Получает.

Вед. Матрёна, на тебя посмотреть – глаз радуется. Сразу видно, что на

Праздник собралась, а вот ребята после школы пришли нарядиться не

Успели. Что же делать будем?

М-ка. А я сама нарядилась и ребятам кое-что прихватила. Вот каждой

Деревне по коробочке, в каждой коробочке лежать ленточки, девочкам

На голову, мальчикам на шею повязать можно.

Вед. Хорошо, каждая деревня получат по коробочке, и мы посмотрим, какая

Деревня быстрее и краше нарядится!

Конкурс «А МОЯ ДЕРЕВНЯ КРАШЕ».

М-ка. Ой, да молодцы! Какие нарядные да красивые.

Вед . Русская пословица говорит: «По одёжке встречают, по уму провожают».

М-ка. Ты к чему это клонишь?

Вед. Я к пословицам клоню, это ж народные мудрости, но не всегда их все

Знают и понимают.

М-ка. А давай мы проверим сейчас, какая деревня лучше в пословицах

Разбирается. У меня вот здесь пословицы на половинки разделились, а

Где начало, где конец, ничего не понятно.

Конкурс «НАРОДНАЯ ПОСЛОВИЦА».

Команды получают половинки пословиц, нужно правильно собрать пословицу.

М-ка. С пословицами ребята справились, всё распутали, а вот как они с моей

Змейкой справятся, даже не знаю.

Вед. Так давайте поиграем и узнаем.

Игра «ЗМЕЙКА».

Все играющие берутся за руки, впереди Матрёна, которая водит всю цепочку змейкой, обходя препятствия, делая петли, спирали, в конце большие закручивания и раскручивания спирали.

Вед. Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю вам стать на время мастерами и

Сделать своими руками красивых матрёшек. Я думаю, что и в Сорокино,

И в Воронино найдутся умельцы. (Выбрать из каждой команды по 3 – 4

Человека).

Конкурс « НАРЯДИ МАТРЁШКУ».

Каждому умельцу выдаётся шаблон матрёшки, клей и цветные детали, цветы для украшения.

М-ка. А пока наши умельцы украшают матрёшку, мы немного поиграем.

ЗАГАДКИ-ОБМАНКИ:

Любите загадки? (Да!) Отгадайте их тогда.

А в загадках есть секрет– дайте правильный ответ.

Медлить здесь совсем не нужно, отвечайте быстро, дружно!

На заборе по утру кукарекал….(петух).

Он зимой в берлоге спит, догадались – это…(медведь).

По морю плывёт фонтан – огромный чёрный….(кит).

Серый с хоботом добряк – неповоротливый….(слон).

На юг летят по небу клином поздней осенью….(журавли).

Громко крякает в пруду, утят купая…(утка)

Хвост, как веер, расписной, и зовётся он…(павлин).

Есть мух и комаров здорова, в болоте квакает…(лягушка).

Есть яд, очки и капюшон, берегись – опасен…(кобра)

Ходит с рыжей гривой он, царь зверей, конечно…(лев).

Он толстый, как кадушка, рог на носу…(носорог).

Уколешься – нельзя задеть! Колюч уж очень наш…(ёж).

Длинный хобот – это нос, перед вами добрый …(слон).

Полосатая рубаха, живёт в саванне…(зебра).

Уши длинный, он трус, спрятался под кустик…(заяц).

Он в малине знает толк! Ну конечно, это…(медведь0.

Хвост на веер так похож, знают все, что это…(павлин).

Полосатая, как мяч, всем известно. Это…(зебра).

Взгляд трусливый и косой, и зовётся он…(заяц).

На пальму с пальмы скок да скок, бананы любит этот…(обезьяна).

Вед . Молодцы, а сейчас я предлагаю деревне Воронино и Сорокино игру на

Внимание. Но игра эта не простая, а эстафетная. Объясняю правила этой

Игры. Сейчас мы раздадим каждому по матрёшке, а на финише, в конце

Зала на полу устроим, так называемую, «полянку с матрёшками». Ваша

Задача, подбежать к этой поляне со своей матрёшкой и найти ей пару.

Конкурс-эстафета «МАТРЁШКИ-ПОДРУЖКИ».

Ребятам раздают карточки с нарисованными матрешками, а в конце зала выкладывают на пол такие же карточки(парные). Задача ребят- найти свою пару.

М-ка. А теперь давайте поиграем ещё в одну игру на внимание и быстроту

Реакции. Сначала предлагаю поиграть деревне Воронино, а потом

Будет играть деревня Сорокино. Игра эта похожа на музыкальный

Стул, только вместо стульев на полу будут лежать Матрёшки, пока

Музыка играет все ходят вокруг матрёшек, как останавливается, нужно

Взять матрёшку. Но матрёшек на одну меньше, чем участников.

Понятно?

Конкурс «МУЗЫКАЛЬНАЯ МАТРЁШКА».

Вед. Да, складывается у меня мнение, что в деревне Сорокино и Воронино

Ребята друг другу под стать. И не знаю даже что с ними ещё делать

Можно, всё-то они могут, всё умеют.

М-ка. Есть у меня одно хитрое задание, это поздравительные телеграммы,

Для Матрёшки, только слова в этих телеграммах растерялись, не все

Конечно, кое-что осталось. И задача каждой деревни – восстановить эти

Поздравительные телеграммы.

Конкурс «ТЕЛЕГРАММА ДЛЯ МАТРЁШКИ».

Вед. Матрёна, я ведь совсем забыла ещё об одной русской традиции, ведь в

Старину ни одного праздника не проходило без песен и хороводов, а

Ещё устраивались состязания в пении, кто кого перепоёт, да чей

Гармонист переиграет.

М-ка . Ну, с гармонистами у нас дефицит, а вот петь деревня на деревню, да

Кто громче и дружнее, я думаю ребята смогут.

Конкурс «ЧАСТУШКИ».

М-ка. Молодцы, ребята. Со всеми моими заданиями справились, и осталось у

Меня для вас последнее задание с сюрпризом. Но постараться нужно

Нашим деревням всем вместе. В этом зале спрятаны буквы, которые

Вам нужно будет найти и сложить из них не просто одно слово, а

Несколько. Слова эти разного цвета, например, одно слово из синих

Букв, другое – из красных. И когда вы их сложите, должны будете

Игра «СПРЯТАННОЕ УГОЩЕНИЕ».

Слова: «УГОЩЕНИЕ», «СПРЯТАНЫ», «ВАНЯ».

Ребят угощают найденным угощением, объявляют результаты игры, раздают карточки. Прощаются.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

_______________________________________________________

ДАРЁНОМУ КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ.

______________________________________________

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИТЬ И РЫБКУ

ИЗ ПРУДА.

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН.

С КЕМ ПОВЕДЁШЬСЯ ОТ ТОГО И НАБЕРЁШЬСЯ.

НА БЕЗРЫБЬЕ И РАК РЫБА.

ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ССОРЫ.

МЯГКО СТЕЛЕШЬ ЖЁСТКО СПАТЬ.

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.

ШИЛА В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.

___________________________________________________

ЛЕС РУБЯТ ЩЕПКИ ЛЕТЯТ.

НА ВОРЕ И ШАПКА ГОРИТ.

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ

ВОЗИТЬ.

РАБОТА НЕ ВОЛК В ЛЕС НЕ УБЕЖИТ.

Программу разработала Карташова О.В.


Сценарий «От частушки до частушки» (фольклорная игровая программа)

Цель:

Привитие интереса к народному музыкальному фольклору;

Активизация познавательной деятельности подростков.

Предварительная работа:

В классе формируется несколько команд частушечников, которые заранее готовят частушки-сюрпризы. Из членов классного коллектива и родителей (возможно, учителей, работающих в данном классе) составляется жюри. Ведущие классного часа — юноша и девушка (Он и Она) в русских народных костюмах. Заранее подбираются музыкальные записи частушек или приглашается аккомпаниатор.

Ход классного часа

Под частушки, с пляской, выходят ведущие в народных костюмах.

А вот она и заиграла,

Разудалая моя.

А вот она опять позвала

На гуляньице меня!

А вот она и заиграла,

Заполохала опять.

Разрешите-ка, ребятушки,

Гуляньице начать!

Он: Добрый день, родные вы наши!

Она: Здравствуйте! Приветствуем вас на первом конкурсе...

Вместе: ...частушечников!

Говорят, у нас в районе (название города или села)

Просто ужас, а не жисть!

Говорят, у нас частушки

Все давно перевелись!

Что ты, Женя, что ты, что ты?!

Аль объелся каши?

Посмотри — у нас певцы

Один другого краше!

И мы с удовольствием представляем вам участников нашего конкурса!

Он: Сегодня свои частушки привезли... (Представление команд).

А так как у нас конкурс

Сегодня намечается,

То за столиком жюри

Давно нас дожидается!

А в жюри у нас люди славные!

Что поставят, то и будет — они здесь главные!

(Представление жюри).

А условия-то конкурса, ну очень, прям, строги:

После каждой номинации уходят слабаки!

Выступление команды — 5 минут, не дольше!

А оценки от жюри — пятерка и не больше!

Запевай, народ, частушки

Пофасонистей давай,

Позадористей, картинистей

Наяривай!

Вот и времечко пришло,

Пришло, пришло, приехало.

Расскажите — вас откуда

Столько понаехало?!

Вместе: Первая номинация — «Визитная карточка»! (Выступление команд)

Ах, жюри, наше жюри!

Пожури нас, пожури!

Свои строгие оценки

Побыстрее говори!

(Оценки за первую номинацию)

Она: И по условиям конкурса нас покидает команда, набравшая меньшее число баллов.

Распрекрасные вы наши,

Не печальтеся!

Не корову проиграли —

Улыбайтеся!

(Участницы одной из команд набрасываются на ведущего)

Девки кучей, девки кучей

Бросились на Женьку!

Девки, совесть ваша где?!

Оставьте мне маленько!

Девки даром, девки даром

Нонче не бросаются.

Просто следующий конкурс

Так и называется...

Вместе: Куча мала!

В данном конкурсе необходимо отгадать частушки- загадки. Ведущие напевают частушку-загадку, а каждая команда по очереди должна отгадать ее и хором прокричать ответ.

1. Вспомним мультики

Он Джафара покорил

И принцессу полюбил.

Помогает ему Джинн,

Звать героя... (Алладин)

Кто Мегавольта побеждал,

Шутя, злодеев укрощал?

Зигзагу друг, закона страж.

Ну, догадались?... (Черный плащ)

Нет спасенья от котов?

Все зовут бурундучков.

Одурачат Толстопуза

И помогут карапузам.

Нет героев их смелее,

Все зовут их... (Чип и Дейл)

Он с мультяшками знаком,

Полицейский хитрый он.

Его знаем я и ты,

Звать рысенка... (Чокнутый)

Гоблин злой опять повержен.

Герцог Икторн вновь рассержен.

Мчатся в подземелье сани,

Кто сидит в них? (Мишки Гамми)

2. Детские загадки

Стоит красный сундучок,

Его не тронешь — он молчок.

Но стоит ручку повертеть,

Он будет говорить и петь. (Радиоприемник)

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра — машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он... (артист)

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

Тридцать три родных сестрицы

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся. (Буквы)

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями,

В строчках, на листочках.

Где станции на точках. (Книга)

Под новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез. (Календарь)

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой. (Новый год)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки. (Три поросенка)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая. (Морковь)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репка)

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Еж)

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Не смотрел в окошко —

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко —

Там второй Антошка!

Что это за окошко,

Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

Ох! Для кого-то жюри — свет!

А для кого и льдина!

Кому-то трели соловья,

А кому и песня лебедина!

(Оценки за вторую номинацию)

Он : И по условиям конкурса частушечное поле покидает команда...

Не горюйте, не печальтесь,

Наши распрекрасные!

Полюбились зрителям

Глазки ваши ясные!

Аплодисменты уходящей команде!

А мой миленький пострел

Телевизор посмотрел,

Новостишек почитал —

Сразу депутатом стал!

Моя милая залетка,

Я к те с агитацией —

Пойдем, выйдем, проведем

Политинформацию!

Вместе: Номинация «Политинформация»!

Как известно всем, подружки —

Мастерицы петь частушки.

Этот конкурс вам, друзья,

Проиграть никак нельзя!

Впрочем, в правилах для всех

Скрыты шансы на успех:

Кто в запеве опоздает,

Тот и конкурс проиграет.

(«Частушечники». Первый желающий запевает первую частушку, затем следующий поет ответную. Побеждает тот, кто больше всех споет веселых частушек.)

Веселил нас много раз

Русский танец «Перепляс».

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре!

Выходи смелее, друг!

Плясуны, вступайте в круг!

Веселей берись за дело —

Так, чтоб все вокруг запело,

Пусть никто не усидит,

Хоть немного подробит!

(От каждой команды приглашаются по одному «плясуну». Под веселый перепляс определяется победитель.)

Она: И по результатам конкурса нас покидает еще одна команда...

Вам спасибо, дорогие,

За веселый перепляс,

И за то, что вы сумели

Позабавить танцем нас!

Вместе:

Пошла стена

На другую стену.

Кто из наших двух команд

В шуточке сильнее!

Он : Номинация «Стенка на стенку». В ней принимают участие две самые сильные команды! (Выступление команд. В этом конкурсе игроки могут задавать друг другу шутливые вопросы, а соперники — давать свои варианты ответов. Этот конкурс можно провести по аналогии с конкурсом «Разминка» в телевизионном КВН).

Вы, команды дорогие,

Не бранитеся!

Обнимитесь, поцелуйтесь,

Помиритеся!

Ах, жюри, наше жюри!

Нашу душу не трави!

Кто в частушках всех сильнее?

Побыстрее говори!

(Оценки за проведенную номинацию)

Победителю — команде

От удалой парочки,

От жюри и зрителей

Вручаем мы подарочки!

Мы отдохнули все на славу,

И победители по праву

Похвал достойны и награды,

И мы призы вручать им рады.

Благодарим вас за участье,

Вот сувениры вам на счастье!

Гляди, любуйся, принимай,

Любой по вкусу выбирай!

Все команды хороши —

Просто загляденье!

Становитесь в круг, родные,

Все для награжденья!

Всем — спасибо, дорогие,

За ваше старание!

За частушки озорные —

Наше вам внимание!

(Награждение команд)

Мини-итоги . Классный руководитель благодарит всех участников и еще раз напоминает о цели классного часа.

Действующие лица:

Егор;
Акулина;
Варвара;
Лукерья.

Участники: дети младшего возраста.

Место проведения: актовый зал, класс, аудитория, лужайка, двор.
Под частушечную мелодию появляются Акулина и Егор, у которого в руках баян. Они приплясывают и поют.
Егор: Это что же за деревня,
Это что же за село?
Собралось народу много И гуляют весело?!
Акулина: Принимайте в гости нас,
Веселее станет враз!
Мы сыграем и споём Вместе с вами и вдвоём!
Егор: Угощенья нам не надо,
Стол накрытый ни к чему.
Кто танцует до упаду,
Кто выходит на игру!
Акулина: Здравствуйте, дорогие! Рады побывать у вас в гостях. Долго мы собирались да наряжались. Вот какие наряды нашлись в старинном-то сундуке. А вы хотите заглянуть в такой сундучок? Давайте-ка попробуем да поглядим, что получится.
Мальчики и девочки открывают воображаемые сундучки и «наряжаются».
Егор: Вот и молодцы, хороши ребята и девчата!
Теперь самое время станцевать нам барыню, барыню-сударыню!
Танец «Барыня».
Акулина: Сорока стрекочет — ещё гостей пророчит!
Варвара и Лукерья (входят, поют):
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется!
Акулина: Давно мы вас, Варвара да Лукерья, поджидаем!
Егор: Без вас, красавицы, праздник уж начинаем.
Лукерья: Вот и мы!
Варвара: Милому гостю хозяева рады.
Лукерья: Да-да! Чувствуйте себя как дома, но не забывайте, что в гостях.
Акулина: У вас слово всегда готово.
Лукерья: А язык-то без костей: что хочет, то и лопочет.
Акулина: А ну-ка, коль язык-то без костей — распотешьте-ка детей!

Варвара и Лукерья устраивают розыгрыши среди зрителей.

Лукерья (разглядывает сидящего): Смотри! У тебя под ногами-то грязь! Да что ж ты кланяешься мне, я ведь тебе не князь.
Варвара (подходит к другому): Скажи: «Баня!» (зритель говорит). Тебя лю¬бит Ваня! (Обращается к другому). Сколько будет сто да сто? (Двести.) Голова твоя в тесте!
Лукерья (поднимает кого-нибудь из зрителей): Я буду рассказывать, а ты повторяй: «И я тоже». Пошла я в лес! (И я тоже). Срубила дерево! (И я тоже). Вырубила корыто! (И я тоже). Налила туда корма! (И я тоже). Стали поросятки хлебать. (И я тоже). А ты разве поросёночек?
Варвара (поднимает другого зрителя): Отгадай загадку: Немец-перец- Пощипай ехали на лодке! Немец-Перец утонул, кто остался в лодке? (Пощи-пай). Ах, тебя пощипать?! Пожалуйста! (В шутку щиплет).
Лукерья (вызывает одного из детей): Ты говори за мной: «Ну!».
Посадил дед в подполе репу. (Ну!).
Репа выросла большая, до полу. (Ну!).
Дед прорубил пол. (Ну!)
Репа росла-росла и выросла до крыши. (Ну!).
Дед прорубил крышу. (Ну!).
Репа росла-росла и выросла до неба. (Ну!).
Стал дед дёргать репу. (Ну!).
Дёргал-дёргал — выдернуть не может! (Ну!).
А внучка велела дать щелбана тому,
Кто говорит всё время «ну!».
Акулина: Да ну вас, Лукерья да Варвара! (обращается к детям).
Отгадайте-ка загадку.
Едут-едут ребятишки
На лошадках и на мишках,
На верблюдах и на пони,
И друг друга не догонят!
Что это? Правильно, веселая карусель! Начинаем игру «Карусель».



Раз-два, раз-два — нам других катать пора!
Дети меняются местами: кто «катался», становится в круг, взявшись за руки. Каждый из тех, кто раньше был в круге, кладет правую руку на сце¬пленные руки каждой пары в кругу.
Закружились еле-еле расписные карусели,
А потом, потом, потом — всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите — карусель остановите.
Раз-два, раз-два — вот и кончилась игра!
Акулина: Сорока стрекочет, опять гостей пророчит!
Это Матрёшка с Ермошкой. Запоздали немножко.
Долгожданных гостей милости просим,
Да частушки спеть попросим!
На сцену приглашают девочку и мальчика из числа зрителей, перед ними держат «портреты» Ермошки и Матрешки с отверстиями для лица. Под фо-нограмму участники «поют» частушки.
Хватит, милый, задаваться И махать картузиком.
Всё равно играть не буду С тобою, карапузиком!
Ах ты, милая моя,
Ах ты, ласковая!
Все конфеты из кармана Повытаскивала!
Ах ты, миленький мой,
Разве я их ела?
Сорок штучек проглотила,
Больше не хотела!
Милка в городе была,
Себе кудри завила.
Триста долларов содрали,
Стала хуже, чем была!
Акулина благодарит детей за выступление, они садятся на свои места.
Акулина: А вот это, ребятки, да не чудо ли?
Было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда докучные сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали.
А я за ними на золотом коне скакала Да в мешок эти докучные сказки собирала.
И вот одну из них достала.
На горушке избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи, жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочало достала…
Не начать ли сказку сначала?
Акулина передает «мочало» Варваре, та повторяет все ее слова и переда¬ет «эстафетную палочку» кому-нибудь из ребят — повторение «бесконечной» сказки продолжается несколько раз в убыстренном темпе.

Лукерья: (заканчивает игру). Бабушка Ненила рыбку ловила. Уловила ка-рася! Вот и сказка вся!
Акулина: А теперь, ребята, мы с вами споём и станцуем вместе. Когда я буду петь: «Ай дили-дили-диди!», вы поднимаете руки вверх и крутите ладош-ками, как фонариками, мне подпевая. А кого я по имени назову, тот выходит в круг. Ай дили-дили-диди! Где вы Мишу видели?
Варвара: Заглянули в огород — Миша пляшет у ворот!
Лукерья: Ай дили-дили-диди! Где вы Олю видели?
Варвара: Заглянули в зелен сад — Оля щиплет виноград!
Лукерья: Ай дили-дили-диди! Где вы Свету видели?
Варвара: Заглянули под крылец — грызёт Света огурец!
Лукерья: Ай дили-дили-диди! Сашку вы не видели?
Варвара: На полянке у колодца Сашка с курицей дерётся!
Вместе: Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу! Не кружися на лугу,
На лугу-то лужица, голова закружится!
Прямо в лужу упадёшь, мокрый к ужину придёшь!
Кружатся вместе с детьми.
Акулина: А теперь мы весь народ приглашаем в хоровод!
Начинается хоровод со всеми зрителями под мелодию «Во саду ли, в огороде».
Егор: Ну что ж, спасибо вам, ребята! Рады были побывать у вас в гостях! Лукерья: Добрый гость долго не засиживается!
Варвара: Спасибо этому дому — пойдём к другому!
Акулина: Любишь по гостям ходить, люби и гостей принимать! Приглашаем вас к нам!
Все: До свидания!

М. Костерина

Post Views: 1 714

(звучит русская фольклорная музыка)

За ширмой начинают беседу две куклы – скоморохи.

Федул: Под кустом у дорожки

Сидели скоморошки.

Прошка: Я – скоморох Прошка.

Федул: А я Федул – скоморошка.

Прошка: Федул, а Федул

Что губы надул?

Федул: Кафтан прожег.

Прошка: Починить можно?

Федул: Можно, да иглы нет.

Прошка: А велика ли дыра?

Федул: Один ворот остался.

Прошка: Под кустом у дорожки

Сидели скоморошки.

Федул: Они срезали по пруточку.

Они сделали по гудочку.

Прошка: Вы гуды, гуды, гудите,

Парней, девок веселите!

У меня, скомороха Прошки, игр да забав целое лукошко!

Федул: Собирайся, народ,

Становись в хоровод,

Без толчеи, без спешки.

Прошка: Вас сегодня ожидают русские потешки.

(звучит музыка выходят ведущие)

Ведущий 1: Добрый день!

Ведущий 2: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поведем беседу об удивительном явлении устного народного творчества. А о каком спросите вы? Скажу коротко о фольклоре.

Ведущий 1: Слово это трудное. Давайте вместе его произнесем. Фольклор. Молодцы! Слово это пришло к нам из английского языка и означает народная мудрость.

Ведущий 2: Ребята, а вы знаете колыбельные, сказки, потешки, пословицы? (Ответы) Это и есть фольклор. Много у России разных сел и городов. И в каждом из них свои обычаи, сказки, прибаутки. Любой народ бережно хранит свое устное народное творчество, будь то русские, англичане или французы.

Ведущий 1: В каждой стране есть свое устное народно творчество. И поэтому каждый человек должен знать и уметь передать это своим детям, то есть вам.

Ведущий 2: С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся. Вот, например, вы знаете, что такое «прибаутки»? (Ответы детей)

Ведущий 1: Прибаутки – это забавные песенки, которые своей необычностью веселят вас – детей. Прибаутки не связаны с конкретными действиями или играми, они предназначены, прежде всего, для развлечения вас, а их народное название - «забавушки».

Ведущий 2: Прибаутка – это короткий смешной рассказец, анекдот, это небольшая стихотворная сказочка.

Ведущий 1: Вот, например, некоторые из них:

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

Ведущий 2: Хлоп-хлоп, тра-та-та,

Кошка выгнала кота,

Ножкою топнула,

Дверь за ним захлопнула!

Ведущий 1: Эти небольшие рифмованные истории еще больше расширяют ваше представления об окружающем мире, будят вашу фантазию и воображение.

Ребята, а вы знаете, что такое считалка и для чего она нужна? (Ответы)

Ведущий 2: Считалка создана для того, чтобы распределить роли в детской игре, хотя раньше, как предполагается, она использовалась и взрослыми для распределения обязанностей в коллективных работах.

Ведущий 1: Как известно, в старину, при полном отсутствии механизмов и автоматов, все работы ложились на плечи людей. Работа была разная, одна легкая, другая тяжелая.

Ведущий 2: Вот люди и придумали считалки, чтобы распределить работу между собой и все подчинялись этим правилам.

Ехала белка не тележке
Продавала всем орешки.
Кому два, кому три
Выходи из круга ты!

Ведущий 1:

Шёл баран,

По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт,

Тот и вон пойдёт.

Ведущий 2: А вы, знаете какие – нибудь считалки? (Ответы детей)

Ведущий 1: Ещё в устном народном творчестве есть «дразнилки». А дразнилки - это коротенькие стишки, в которых высмеиваются недостатки человека. Обычно дразнилки придумывали сами дети, чтобы защититься от обидчика.

Ведущий 2: Чаще всего детские дразнилки высмеивают различные черты характера: жадность, трусость, лень, хвастовство и т.д.

Жадина, говядина,
Соленый огурец

На полу валяется,
Никто его не ест!

Ведущий 1: Рыжий!
Рыжий!
Конопатый!
Убил дедушку лопатой!

Ведущий 2: С помощью дразнилок вы учитесь замечать плохое, несправедливое отношение и поведение. Так вы сами занимаетесь исправлением недостатков друг друга. К тому же вы учитесь слышать слова, подбирать их по смыслу и рифмовать. Если же дразнят не за дело, то всегда можно ответить: «Кто как обзывается, тот так и называется!»

Ведущий 1: Дразнилки для детей передаются из поколения в поколение, от старших к младшим. Интересно, что взрослые обычно не помнят своих детских дразнилок и даже считают их глупыми и обидными. Хотя дразнилки несут огромную пользу. С их помощью вы учитесь не только подмечать плохое, но и отвечать на уколы в свой адрес.

Ведущий 2: А вы знаете, что наши предки в старину обращались к природным явлениям непременно в стихотворной форме. Это обращение называется – закличка. Заклички пришли к нам из дальних далей - из старинных языческих ритуалов, обращенных к силам природы.

Ведущий 1: Предки просили о хорошем урожае, о доброй охоте или рыбалке. Сегодня заклички, увы, исчезли из нашей реальности, и только вы продолжаете пользоваться закличками. Складные, рифмованные заклички не только читаются, но и распеваются детьми, что выглядит очень трогательно.

Ведущий 2: Радуга-дуга,

Перебей дождя –

Опять в ночь

Льет во всю мочь;

Перебей гром,

Не попал бы в дом.

Ведущий 1: Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

Ведущий 2: Огуречек, огуречек,

Не ходи на тот конечек:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Ведущий 1: Стрелочка-стрекозочка,

Полети на облачко!

Сухо будет - полечу,

А сыро будет - посижу!

Ведущий 2 : Ребята, а что такое игра? (Ответы детей) Это тоже фольклор. Вот и сейчас мы с вами по играем в игры, в которые играли наши бабушки и дедушки. Игра называется «Месим тесто» .

Описание: Дети встают в круг и берутся за руки. И двигаясь в середину круга, проговаривают слова «Месим, месим, месим тесто» три раз повторяя. Затем дети расходятся в большой круг со словами «Дуйся пузырь, раздувайся большой, раздувайся большой да не лопайся!». Круг «пузырь» расширяется до тех пор, пока «пузырь не лопнет». В том месте, где «лопнул пузырь», та пара детей и встает в середину круга. И теперь дети снова двигаются в середину круга со словами и «месят тесто», то есть, касаясь водящих в центре круга. И так далее, пока круг не станет совсем маленьким.

Ведущий 1: Молодцы! А сейчас по играем еще в одну игру, которая вам должна быть знакома. Она называется «Жмурки» .

Описание: Дети встают в круг. Выбирают водящих, одному завязывают глаза, а другому привязывают к ноге колокольчик. Тот ребенок у кого колокольчик должен передвигаться по кругу так, чтобы колокольчик не зазвенел, а тот ребенок, у которого завязаны глаза, должен поймать его. Дети, которые создают круг, должны помогать первому водящему, у которого завязаны глаза говоря «горячо» если он приближается ко второму водящему. Дети говорят «холодно», если первый водящий отдаляется от второго.

Ведущий 2: И еще одна игра. Она называется «Как у дяди Трифона» .

Описание: Играющие образуют хоровод. Водящий поет песенку, а все остальные идут по кругу. В конце песенки все играющие спрашивают у водящего «Как?». Водящий показывает какое – нибудь движение и все должны повторить. И так далее

Ведущий 1: Какие вы молодцы! Ну, вот и пришла пора нам с вами прощаться.

Ведущий 2: До свидания, ребята!

Ведущий 1: До новых встреч!

Тема : Каравай (фольклорно-игровая программа)

Цель : изучение фольклорного материала о хлебе.

Предварительная подготовка : разучивание песен, стихов, повторение пословиц, поговорок о хлебе, поиск загадок.

Зал празднично украшен: на стенах плакаты с пословицами и поговорками о хлебе: «Хлеб всему голова», «Хлеб - батюшка, вода - матушка», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «У кого хлебушко, у того и счастье», «Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной»; репродукции картин П. Венецианова о крестьянском труде: «Весна. На пашне», «Гумно» и др. На столах, покрытых рушниками, старинными скатертями, - всевозможная выпечка, сделанная учениками и родителями; в зале снопы ржи, пшеницы, овса, старинные орудия труда (можно ограничиться серпами из школьного музея).

Приглашаются гости - родители, учителя, друзья.

Ход мероприятия

Звучит песня «Русское поле» (сл. И. Гофф, муз. Я. Френкеля). Музыка приглушается.

Ведущий.

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато,

И кисло, и пресно,

И красно, и кругло,

И легко, и мягко,

И твердо и ломко,

И черно, и бело,

И всем людям мило.

Такую загадку придумал русский народ о каравае - круглом хлебе. Издревле хлеб берегли, в честь него слагали гимны, говорили о нем, как о живом существе: хлеб - кормилец, хлеб - батюшка. Наши предки - восточные славяне - считали каравай символом плодородия, использовали его в различных обрядах. Приготовление каравая было связано со множеством торжественных действий особенных жрецов (даже и в XVI-XVII веках были специальные придворные - «каравайчата»); использовались обрядовые жернова для приготовления муки. По словам старинной песни, «сам Бог каравай месит»: люди просят Бога спуститься с неба, чтобы помочь им месить тесто и печь. Связь каравая с Богом отражается в его украинских названиях: дивень, дивний каравай.

В свадебных обрядах каравай, разломленный на две половинки, воплощал жениха и невесту. Настоящий обрядовый каравай украшался изображением миррового дерева и фигурками птиц и животных.

В старину каравай ржаного хлеба с солонкой соли подносили князьям и боярам, царям и помещикам. Русские князья и цари принимали хлеб-соль от покоренных областей, при проезде через города и селенья, при приеме различных депутаций. Побежденные города также подносили завоевателям хлеб-соль.

«Хлеб-соль величай!» - наказывали праотцы. Святое отношение к хлебу является одним из главных достоинств русского человека, ведь чтобы вырастить хлеб, надо вложить много труда: вспахать землю, посадить семена, волноваться, хватит ли влаги или, наоборот, не будет ли она излишней. А потом приходила пора убирать налитые колосья. В старину говорили: «Зерно в колосу - торопись жать полосу», «Жатва - время дорогое, никому тут нет покою», «Пора, же, мати, жито жати, ох, и колосок налился. Колосок налился» - так поется в старинной песне.

Как вы думаете, ребята, что такое «жито»? (Хлебные злаки: рожь, пшеница, ячмень, просо.)

Первый сжатый сноп называли «именинником». С него начиналась осенняя Молотьба, его соломой кормили больную скотину, зерна первого ржаного снопа считались целебными для людей и птиц. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы.

Ведущий. К Успению (28 августа) оканчивалась уборка ржи и посев озимого хлеба. Закончив жатву, женщины приговаривали: «Кто пахал - тому силку, а кто сеял - тому две, а кто жал - тому все».

По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентами («завязывали бороду») и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Оставляя несколько несжатых колосьев, жнеи надеялись вернуть земле силу, потраченную ею на выращивание урожая. Чтобы усилить это действие, «бороду» украшали лентой, свивали в венок, пригибая его к земле, прикапывали.

Ведущий. К Воздвиженью (27 сентября) последние снопы перевозили на гумно, говаривали: «Здвижение - хлеб с поля на гумно движется. А с Феклы-заревницы (7 октября) в специальных помещениях - овинах - начинали по утрам молотить с огнем, то есть овины натапливали и молотили хлеб. Первый овин называли «именинником». Для именинного овина варили молотильщикам кашу. «На заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок».

На Астафия (3 октября) примечали: «Астафий-ветряк дует всяк». Если в этот день будет ветер с юга, значит, будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год. С Астафия-ветродуя работали ветряные мельницы. Сусеки крестьянских амбаров заполнялись мукой свежего помола. «Бела-белена по полю гуляла, домой пришла - в сусек легла».

К хлебу всегда было уважительное отношение, но к первому караваю, испеченному из свежей муки, особенно благоговейное. Вся семья собиралась к трапезе. Резал каравай самый уважаемый в семье человек. Резал его стоя, ровными ломтиками, не спеша, прижимая к груди.

Есть семьи, где и по сей день режут хлеб только стоя, перед едой его целуют. Многие сметают крошки со стола и кладут в рот в знак уважения к хлебу.

В старину существовало много примет, поверий, обрядов и обычаев, связанных с хлебом, вот некоторые из них:

Солнце закатилось - не начинай новой ковриги, а то хозяйство расстроится: а если уж в этот час разрезают хлеб, то горбушку не едят, а после ужина опять приставляют к начатой ковриге.

Хлеб из рук выпадает - значит, гость торопится.

Раздвоился вдруг хлеб в печи - к отлучке одного из членов семьи.

Хлеб, испеченный в страстную пятницу, привязывали льняным шпагатом к притолоке, и этот «страстной» хлеб исправно не пускал в дом злых духов.

В доме каждого моряка и рыбака висел хлебец, слепленный в виде кораблика; и пока он цел, никакая беда не грозила ушедшему в море.

А сколько загадок, пословиц и поговорок у русского народа о хлебе и обо всем, что с ним связано! К сегодняшнему дню вы готовили пословицы, поговорки и загадки о хлебе.

Объявляю конкурс: «Хлеб - всему голова».

Дети, заранее разделившись на две команды - «Колосок» и «Зернышко», - по очереди называют пословицы, поговорки, загадывают друг другу загадки, кто больше.

Ведущий. Пришла пора провести «Хлебную викторину». У меня в руках чаша. В ней листочки с вопросами. Я буду по очереди подходить то к одной команде, то к другой. Вы будете брать листочек, читать вопрос и отвечать. Если не сможете дать правильного ответа, на помощь к вам придут друзья и родители. Команда, давшая правильный ответ, получает жетон. В конце игры вы сможете обменять жетоны на пряники, сушки, булочки, коржики, кексы.

«Хлебная викторина»

Вопросы:

1. Что такое хлеб? Каким хлеб бывает? (Растения, зерна которых употребляют в пищу, называют словом «хлеб», хлеб бывает на корню, в зернах, печеный.)

2. Какой хлеб - черный или белый - считают русским национальным хлебом? (Черный - ржаной хлеб.)

3. Как называется хлеб, которым угощают гостей? (Пирог. Слово «пир» первоначально означало праздничный хлеб», отсюда - «пирог».)

4. Что такое сусек? (Ящик для ссыпки зерна, муки.)

5. Продолжите поговорку «Не худо, что булка...» (с полпуда).

6. Загадаю загадку, закину на грядку:

Моя загадка в рост пойдет, калачом взойдет. (Зерно.)

7. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины.)

8. О чем эта загадка: «Из-под липова куста бьет метелица густа»? (Муку сеют.)

9. Продолжите поговорку «Хлеба ни куска, так и в доме...» (тоска).

10. В какой русской народной сказке случилось так: «Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то пшеницу мять да таскать»? («Сивка-Бурка».)

11. Что это за борозда? «Стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужики пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память». О ком идет речь? О чем? Подсказка: проложена борозда от Киева до самого Черного моря. («Никита Кожемяка», Никитина борозда.)

12. Отгадайте загадку:

Лежит мужичок в златом кафтане,

Подпоясан, а не поясом;

Не поднимешь, так и не встанет. (Сноп.)

13. Вспомните русскую народную сказку: «Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами». «А как подал хлеб царю, царь сказал: “Вот это хлеб, только в праздники его есть”». Кто этот хлеб испек? (Василиса Премудрая. «Царевна-лягушка».)

14. Вспомните, в какой русской народной сказке героиня думала, что наестся в гостях на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши? («Лиса и журавль».)

15. Кто этот сказочный хлебороб? Он за один час морской песок вспахал, рожь посеял, урожай собрал и на всю дорогу хлеба напек. У него есть шесть братьев, которые умеют чудеса творить. (Симеон. «Семь Симеонов».)

16. Кто не велел в русской сказке садиться на пенек и есть пирожок? (Маша. «Маша и медведь».)

17. О чем загадка?

Согнут в дугу —

Летом на лугу,

Зимой на крюку. (Серп).

18. Почему пряник печатный? (На нем есть напечатанная картинка ши надпись.)

19. Почему каравай так назван? (Каравай - это хлеб, испеченный в каравайнике, «коло» - колесо, круг; каравай- круглый.)

Ведущий. А знаете ли вы, ребята, русскую игру «Каравай». Тогда поиграем.

Выбирают «именинника». Ходят вокруг него, взявшись за руки, поют:

Как на (имя) именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

(поднимают руки вверх)

Вот такой ширины,

(расширяют круг)

Каравай, каравай,

Кого любишь - выбирай!

«Именинник».

Я люблю, конечно, всех,

А (имя) больше всех.

Выбранный вновь «именинник» становится в центр круга, игра повторяется.

Ведущий . Наши далекие предки - восточные славяне - почитали каравай не только как обрядовый круглый хлеб с украшениями, но и как мифологическое существо. Согласно сказаниям, каравай, вернувшийся с неба, видел там месяц и многое другое. Очевидно, что игра «Каравай, где бывал?», в которую играли дети в прошлые века, пришла из седой старины. Давайте же и мы познакомимся с этой игрой. Кто у нас будет «караваем»?

Мы все хором у него спрашиваем:

Каравай, где бывал?

Каравай, что видал?

«Каравай» должен ответить, что он был на небе, и сказать, что он там видел. Например:

Я на небе бывал,

Я месяц видал.

Мы опять хором говорим ему:

Каравай, каравай,

Ты другого выбирай.

На кого «каравай» покажет, тот и станет новым «караваем». Его опять спрашивают, где он бывал, что видал. «Каравай» отвечает, повторяться нельзя. Если «каравай» повторяется, мы должны ему хором сказать:

Каравай, каравай,

То неправда! Ай-ай-ай!

«Каравай» выбирает взамен себя другого, а сам из игры выбывает.

Игра проводится до тех пор, пока мы не назовем, все, что есть на небе. (Солнце, звезды, заря, тучи, облака, ветер, радуга...)

Ведущий.

«Хлеб наш насущный» - святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова -

Сила великая хлебушку дадена.

Надо беречь хлеб - щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы.

Д. Леднев

Вот и заканчивается наш разговор о хлебе, о русском каравае. Остался один момент - «К чаю ароматному угощение знатное». Приглашайте, ребята, гостей к столу.

Звучит песня «Пряники русские». Все пьют чай.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!