Кем быть: выбираем профессию с ранних лет? В каком возрасте нужно заниматься профориентацией детей? Видео: Профессиональная ориентация

Наталья Постникова

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх : сегодня- врач, завтра- банкир и даже Президент…

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий , приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии , наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация .

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для пе-дагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики . Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях . Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий . Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте , когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях . Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий , способствует ранней профессиональной ориентации .

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии . Профориентационная работа в детском саду строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий , их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме воспитатели читают детям художественную литературу, изучают с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно – игровые ситуации, например, «Научим мыть чашку» , «Веселые поворята» и т. д.

Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию об-разов, воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада : воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника. При этом педагоги стараются об-ращать внимание малышей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы детям здесь было тепло, уютно и интересно.

Осознать общественную значимость труда помогают сюжетно – ролевые игры. Именно в сюжетно- ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе образовательной и совместной деятельности. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда , модели профессионально-го поведения , модели межличностных профессиональных отношений . Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваивается. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентацион -ной предметно-развивающей среды.

Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива детского сада. Наша задача : в доступной форме дать детям знания о профессиях . В основу работы положена огранизационно – содержательная модель ранней профориентации дошкольников .

Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными про-фессиями. Нами разработана серия экскурсий на весь учебный год. Маршруты экскурсий разрабатывались совместно с родителями. Систематически педагоги и дети посещают раз-личные предприятия. Такие экскурсии начали организовывать со знакомства с пожарной частью № 64. В этом учебном году уже побывали в аэропорту «Бугульма» , на железнодорожной станции «Бугульма» , в библиотеке, краеведческом музее. Дети смогли познакомиться с азами профессии пожарного , библиотекаря, машиниста.

Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети :

понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий , с помощью ка-ких орудий и машин, и что получается в результате;

были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Публикации по теме:

Цикл наблюдений «Ранняя осень» 1. Тема «Погода в начале осени» Общая цель системы наблюдений: - Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени.

Конспект НОД по речевому развитию «Ранняя весна» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками Тема: «Ранняя весна» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект открытого мероприятия «Ранняя осень» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 167» Ленинского района, города Саратова Конспект.

Занятие в подготовительной к школе группе «Военный. Детям о профессиях» Цель: продолжать знакомить детей с миром профессий. Задачи: 1.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество,.

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека»,.

Как замечательно бывает, когда ребенок, проявив способности к какой-либо деятельности, стал в ней развиваться и в будущем - это стало его любимой профессией!

А как быть, если дети к возрасту старшего школьника так и не смогли определиться с тем, каким бы делом они хотели заниматься в жизни?

Соответственно, назревает проблема в выборе высшего учебного заведения и специальности.

Почему важна профориентация для детей?
- В каком возрасте начать затрагивать эту тему?
- Всегда ли генетические способности заявляют о себе?
- Какие составляющие нужны для того, чтобы хобби стало профессией?
- Полушария головного мозга и их роль в развитии.
- Какие методы донесения информации до детей работают?
- Как быть, если упущено время и нужно определяться?
- Давать ли ребенку свободу выбора?
Это основные вопросы, которые будут разобраны в статье.

У каждого человека есть своя история и свои предпосылки, посредством которых он пришел к выбору профессии. Проанализировав десятки тысяч жизненных ситуаций (в ходе профессиональной практики психолога) и проведя более тысячи собеседований с соискателями (в период работы в отделе развития персонала в крупной компании), я пришла к выводу, что к выбору профессии далеко не все подходили взвешенно и по собственному решению.

Обобщив данные, получилась следующая статистика:

  • 30% людей к выбору профессии пришли благодаря тому, что с детства их ориентировали, исходя из способностей и желания. Принятие решения родители оставляли за детьми;
  • 50% людей определялись к концу периода школьной жизни. Из них - у половины выбор был обусловлен решением родителей (не все испытывают по этому поводу благодарность). Многие из них не стали работать по полученной специальности. Есть отдельные случаи, когда выбор ВУЗа и факультета был обусловлен подходящим набором баллов для гранта.
  • 20% - это те люди, которые, к сожалению, не сформировали понимание своего предназначения. В период детства и взросления информация проходила мимо них. (Это может быть обусловлено обстоятельствами, связанными с неверной позицией родителей и отсутствием у них понимания в вопросе: «Кто, если не они, будет проводником для их детей в жизни?»).

Чтобы эта статистическая «двадцатка» не расширялась, а сокращалась - цель данного материала.

Веренмся к вопросу «В каком возрасте заниматься темой профориентации?» - бытует мнение, что это должно быть на этапе старших классов. Есть уточнение - это уже период определения и нахождения предполагаемых вариантов.

В психологии есть два метода: наблюдение и эксперимент.
В жизни - эти два процесса постоянно сопровождают нас. Но не всеми и не всегда им придается ценность.

Пример ситуации с женщиной 30 лет, родители которой игнорировали ее способности к рисованию и настояли, чтобы она поступила на факультет «Бухгалтерский учет и аудит».

Девочка рисовала с раннего возраста. Ей хватало простого карандаша и листка бумаги для того, чтобы творить. Ее картины не были удостоены чести быть замеченными родителями. Более того, за некоторые свои работы она была награждена немалой критикой. Когда она им заявила о том, что намерена поступить на «Художественно-графический» факультет, ее обсмеяли и сказали, что художники все бедные, и у этой профессии нет будущего.

Девушка с муками закончила навязанный ей ВУЗ и получила специальность бухгалтера. Но, проработав менее года, она, не ощущая на тот момент препятствий, пошла на курсы (одни, другие), занималась самообразованием и заочно поступила в желаемый ВУЗ.

В настоящее время она - один из лучших дизайнеров интерьера в своем городе. К своим успешным дизайнерским решениям она добавляет в интерьер авторские картины. У нее все получилось!

К сожалению, не все смогли исправить ошибки родителей и прийти к желаемой профессии, несмотря ни на что. И как важно нам, взрослым людям, наблюдать за тем, к какой деятельности у ребенка проявляются способности, что он выполняет с желанием.

Большая часть родителей могут признать, что хобби далеко не всегда определяют дети. Типичная ситуация.

У знакомых (друзей, родственников) ребенок занимается гимнастикой (к примеру). Родителям тоже захотелось свою дочь, которой четыре года, отдать заниматься этим видом спорта. Она ничего о ней не знает и ей по началу может понравиться идея одеть гимнастический купальник и балетки. Родители счастливы и уже готовы через год видеть ее участницей соревнований.

Но один нюанс: они не учли, что нужно понаблюдать за тем, как ребенок ощущает себя в этом виде спорта. И в случае, если ему не нравится (трудно дается, не проявились способности или нет желания), то стоит этот опыт расценить как эксперимент и не искать виновных (потому что виновной будет именно девочка).

Воспользуйтесь советом: присмотритесь к ребенку.
Занимаясь с ним различными видами деятельности, обратите внимание на то, какую работу он делает с удовольствием, и в чем проявляется его талант.Вот и появится повод попробовать какое-то новое занятие.

Есть задатки и способности, которые обусловлены генетически, как мы знаем. Это касается и абсолютного музыкального слуха, и таланта художника, и спортивных наклонностей. Но абсолютный слух не проявит себя, если с ребенком не петь. Более того, родители (если они не музыканты) его и не обнаружат. Но это может проверить специалист. То же самое касается и других задатков…

В связи с этим родители, наблюдая за детьми, имеют право на то, чтобы в порядке эксперимента дать возможность проявить ребенку свои способности.

Чтобы хобби стало профессией необходимы три составляющие:

  1. способности, данные от природы;
  2. возможности для их реализации;
  3. желание ребенка.

Очень важно, чтобы оба полушария головного мозга развивались гармонично в дошкольный период.

  • Если дети будут:
    - тренировать память, запоминая стихи и пересказывая рассказы и сказки;
    - решать логические задачки, соответствующие возрасту, считать и складывать цифры, хотя бы на палочках;
    - параллельно осваивать еще один язык,
    то левое полушарие мозга наберет те обороты, которые необходимы для успешной учебы в школе.
  • Развитию правого полушария способствуют все виды творчества и не только по заданной родителями (или учителями) теме, но и на собственную фантазию.

В дошкольный период жизни и в начальной школе ненавязчиво нужно рассказывать детям о том, что из себя представляет та или иная профессия.

Постепенно задача расширяется. В средней школе появляется целый ряд сложных предметов (физика, химия, биология), которые некоторым детям сложно даются и не вызывают интерес. Задача родителей не пугать плохими оценками и наказаниями, а объяснить значимость предметов для получения профессии.

Будущему финансисту (банкиру, экономисту) очень важно еще в школе уделить особое внимание математике. Дипломату, как минимум, важно знать иностранный язык, всемирную историю, географию, основы права.

На практике неоднократно сталкивалась с тем, что выпускник школы выбрал для себя специальность, но мало что о ней знает.

Вот пример крика души молодого человека, который поздно понял, что для получения медицинского образования он ничего не сделал, когда учился в школе. У парня был опыт трех попыток неудачного поступления в медицинскую академию. Они привели его к большой травме и пониманию того, что мечту придется оставить.

«Если бы я знал, что мне так будут нужны знания по химии и биологии!!!» - это те слова сожаления, которые были сказаны им спустя три года после окончания школы. В дальнейшем он выбрал техническую специальность. У него получилось, но тоска долгое время не покидала его…

В подростковом возрасте дети готовы к пониманию серьезных тем. Если в привычке у родителей есть совместное обсуждение с ребенком событий, происходящих не только в семье, но и в мире, просмотр передач, фильмов, то будет масса способов для того, чтобы расширять его знания в том, какая профессия что из себя представляет.

Например, идет ток-шоу, выступают юристы, политики, эксперты различных областей, - объясняйте детям, чем занимаются эти специалисты. Художественные фильмы - прекрасный «тренажер» не только для расширения знаний, связанных с профессиями, но и других важных жизненных составляющих.

Общаясь с родителями, которые упустили поэтапное развитие детей в направлении профориентации , рекомендую искать пути для восстановления этого пробела, как посредством всего того, что приведено выше (но в более динамичном ритме), так и с привлечением специалистов. Одно условие - это система, которую не сформируешь одним днем (месяцем). Терпение и внимательное отношение к детям - главные составляющие успеха.

Если у ребенка и родителей за процессом обсуждения выбора профессии стоит продолжительная совместная работа, то и решение в большинстве случаев совпадает. При возникновении противоречий важно учитывать, что авторитарно навязанная специальность может сделать ребенка несчастливым в его взрослой жизни.

Помогая детям созревать, родители формируют прекрасную основу для того, чтобы доверять их решениям.


Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: "Для родителей" или "Чтобы получать пятёрки". И можно не услышать ответа "для себя". А ведь дети с самого первого класса должны знать, что учатся они для себя, для своего будущего.

И, к сожалению, очень редко можно встретить первоклашку, который с уверенностью может сказать, кем и папа, а то и бабушки с дедушкой. А именно с этого и начинается их профессиональный путь, результатом которого будет выбранная профессия. Тест для определения готовности малыша к школе включает в себя и вопросы о профессиях: "Что делает почтальон?", "Чем занимается повар?" и т.д.

И чтобы ваш ребёнок в 15-17 лет не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо чтобы он понимал, для чего учится в школе. А наша задача - помочь ему в этом.

КОГДА И С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИЮ

Лет с 6-7 начинайте готовить малыша к школе, не в смысле заданий и , а психологически. То есть рассказывайте ему о школе, чему там учат, покажите свой аттестат, грамоты, школьные тетради, альбомы. И пусть ваш ребёнок ещё играет в детские игрушки, но знать, с чем ему придётся столкнуться в дальнейшем, ему просто необходимо. И интерес такая информация у него вызовет немалый.

В начальных классах можно ребёнку устроить экскурсию, например, в кондитерскую, на завод, в пожарную часть или на почту. Показать, как проходят рабочие будни в каком-нибудь коллективе - восторгу не будет предела. Ведь в возрасте 8-9 лет у ребёнка ещё преобладает мышление, опирающееся на зрительный образ.

Большую роль в определении будущей профессии играет наследственность. Попробуйте нарисовать своё генеалогическое дерево, чтобы понять, кем были ваши предки. Возможно, со стороны мамы все женщины были учителями, а со стороны отца - три поколения врачей. Возможно, и ваш ребёнок выберет направление, близкое к медицине, образованию или архитектуре.

Анализ фамильных традиций поможет понять, какой талант может унаследовать ваш ребёнок. Возможно, он вообще не захочет быть похожим на кого-то из родственников и пойдёт своей дорогой. Главное - не заставляйте: "Вырастешь - будешь врачом, это - семейная традиция".

Ориентация на профессионализм

Подросток уже может понять, чем отличается профессия и карьера. Объясните ему, что стать хорошим врачом или архитектором - лучше, чем "взлетать" по карьерной лестнице, "идя по головам". Ведь, хороших профессионалов, знающих своё дело не так уж и много, а вот карьеристов - хоть отбавляй.

КАК ПОНЯТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА?

В детстве можно заметить в малыше музыкальные способности или склонность к рисованию, в школе - к математике, физике или русскому языку. Но вот как открыть будущего главного бухгалтера, администратора или брокера?

Для этого предоставьте ребёнку немного свободы. Просто распланируйте расписание ребёнка так, чтобы у него оставалось время на что-то своё, на хобби. Конечно, есть такие дети, которые всё время проводят около телевизора или в социальных сетях, а есть такие, который совмещают и школу, и спортивные секции. В любом случае, нельзя заставлять ребёнка посещать уроки бальных танцев, если он хочет уделять время изучению иностранного языка, и наоборот. А вот перегруженность занятиями и могут отнять желание у детей заниматься тем, чем им хочется.

Именно от желания ребёнка зависит выбор секции или кружка. На таких внешкольных занятиях, где нет оценок, и раскрываются способности ребёнка. Дети в возрасте 10-12 лет тянутся к своим сверстникам, идут за лидерами, способными их увлечь. Именно в этом возрасте они могут открыть в себе таланты, о которых вы даже не знали.

И не ругайте ребёнка за то, что, позанимавшись в одном кружке, он через год перейдёт в другой - это всего лишь попытки "найти себя".

Тренинг очень помог, получили помощь. Мы вовремя обратились, благодаря тренингу есть возможность ребенку надеяться на что-то, найти направление, получить поддержку. Мне самой стали понятны некоторые моменты в воспитании и направлении сына. Сергей сам ответить не может (живет не с мамой), но в целом нам понравилось. Узнали все, что интересовало. Помогли определиться с направлением. Хорошая поддержка в корректировке поведения. Поддержку оказали и те, кто был тогда на тренинге. Проявился энтузиазм, он приободрился, это помогло сдать экзамены.

Во время тренинга попробовал себя в профессиях и понял к чему готовиться, к чему нет. Стал увереннее чувствовать себя во всем, устроился на подработку. Познакомился с теми, кто проходил тогда тренинг. Получил поддержку от ведущих. Теперь знаю, в каком направлении идти дальше.

Сергей, 16 лет

Вообще я примерно уже знал сферу в которой мне хотелось работать — это digital. Но у меня были большие сомнения — идти в офис и тогда какую компанию и направление выбрать, или сразу открывать свое дело. Спасибо Екатерине, мы отлично поработали и выяснили, что все-таки малый бизнес не подходит по моим личностным характеристикам. Определили профессиональное направление. Сейчас нарабатываю портфолио и прохожу собеседования. Я очень доволен заключением и профессионализмом сотрудников!

В целом скажу, что для меня, наверное, было бы намного более результативным продолжить общение с карьерным консультантом, но в силу того, что у меня время пока не позволяло сделать это, я ограничилась профориентацией. В плане исследования личности я частично услышала то, что я уже знала о себе, в этом плане я не была удивлена. Хотя расклад по типу мышления и реакции, был для меня инсайтом и очень выводы пригодятся. Т.к. мы сформулировали и структурировали, некоторые мои размышления и ценный опыт специалиста, теперь я точно знаю, какую карьеру буду выстраивать и как ее начинать.

Я решился на профориентацию в PROFChoice потому что хотел кардинально сменить профессию. Мне совершенно не нравится работа в банке, которой я занимаюсь, и я заинтересовался возможностью узнать, какая работа мне подходит. Оказалось — маркетолог, я согласен, это мое. Сейчас я уже ищу подходящую стажировку и стараюсь наладить связи в этой области. Планирую продолжить работу с карьерным консультантом, чтобы быстрее и успешнее, двигаться в выбранном направлении.

Я студентка, но несмотря на то, что уже учусь на микробиолога, решила определиться с профессией и готова даже была поменять при необходимости учебное заведение. Я прошла профориентацию в PROFChoice и поработала с карьерным консультантом, — это было очень продуктивно и вдохновляюще! Очень вам благодарна! Сейчас думаю о том, чтобы после диплома пойти в магистратуру на интересующую теперь меня специальность, которую мы подобрали на профориентационных сессиях. Моя мечта — жить и работать в Италии и я ее обязательно осуществлю!

Огромное спасибо за ваш труд и работу! После отправленного итогового документа, у меня произошло переосмысление. Я раньше даже и не задумывалась об филологическом факультете, конечно мне интересовала эта область,но это было не осознано, сейчас у меня не получится поступить на этот факультет, так как по экзаменам не прохожу. Оптимальный вариант выбрала, тоже гуманитарная область - факультет психологии (мотивация и стимулирование персонала)! А так, в принципе, в будущем планирую как-то связать судьбу и с видом деятельности, который вы мне посоветовали! Информация, которую я получила, мне помогла определиться, что у меня лично не получалось! Желаю вам удачи в профессиональном росте, всего хорошего, и ещё раз спасибо за то, что помогли распознать «мой личный интерес»! Это для меня было очень важно! Благодарю!

Благодаря профориентации были определены мои сильные стороны, качества над которыми стоит поработать, психотип, тип мышления. Также выяснили какие условия работы больше всего подходят и сравнили интересующие меня специальности по переходящим навыкам, личностным качествам, эмоциональному отклику и отрицательным признакам специальностей. Узнал много интересного о себе и получил полезную информацию для карьеры. Профориентация оставила положительные впечатления.

Профессиональная ориентация подростков представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь в выборе профессии.

Именно в подростковом периоде процесс самоопределения является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности.

Профориентация подростков: зачем нужна

Необходимость в ней представляется значительной и необходимой по нескольким причинам:

  • позволяет подростку определиться с будущей профессией, тем самым выделить цель, к достижению которой он будет стремиться;
  • выявляет сильные и слабые стороны школьника, что позволяет сделать правильный выбор профессии в соответствии с выявленными способностями и особенностями характера;
  • повышает у подростков желание учиться и поступать в учебные заведения, обучающие выбранной профессии.

Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому программа профориентации должна строиться на динамическом показателе, т. е. проводится несколько раз, например, раз в год в течение трех лет.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Подобных факторов достаточно много, но принято выделять несколько групп.

Социально–экономические

  • весь спектр профессий;
  • перспективное развитие той или иной профессии;
  • социальная необходимость в определенной профессии;
  • престиж профессии, статус, который она дает;
  • материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.

Социальные

Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.

На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы:

  • материальные , выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам;
  • социальные , когда подросток желает занимать достойное место в обществе;
  • моральные , связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;
  • мотивы престижности , когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей;
  • профессиональные и познавательные , целью которых является глубокое освоение профессии;
  • утилитарные , позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т.д.;
  • творческие , дающие волю фантазии и креативности;
  • эстетические , учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.


Психологические

Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка.

Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.

Психофизиологические особенности

  • особенности темперамента;
  • специфика нервной системы;
  • общее состояние здоровья школьника.

Так, например, в хирургии людям со слабой нервной системой делать нечего, но они могут подойти в профессии окулиста, где вероятность экстренной ситуации практически нулевая. Слабость нервной системы, конечно, не может быть абсолютным противопоказанием к выбору профессии, но учитывать это стоит обязательно.

Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности.

Вышеперечисленные факторы необходимо учитывать в комплексе, иначе ошибки в выборе профессии неизбежны.

Методики

Профориентация подростков – это, как правило, программа, разработанная на длительное время и включающая несколько методик. Наиболее распространенными из них являются следующие.

ДДО. Автор Е.А. Климов

Дифференциально-диагностический опросник. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре.

По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий:

  • «человек-природа» — профессии, связанные с растение- и животноводством, лесным хозяйством;
  • «человек-техника» — технические специальности;
  • «человек-человек» -профессии, построенные на общении и обслуживании людей;
  • «человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами;
  • «человек-художественный образ» — профессии, в основе которых лежит творчество.

«Карта интересов». А. Голомшток

Целью методики является определение структуры интересов подростка.

Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний:

  • физика и математика;
  • химия и биология;
  • радиотехника и электроника;
  • механика и конструирование;
  • география и геология;
  • литература и искусство;
  • история и политика;
  • педагогика и медицина;
  • предпринимательство и домоводство;
  • спорт и военное дело.

«Якоря карьеры». Автор — Э. Шейн

Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций:

  • профессиональная компетентность – желание стать профессионалом в конкретной профессии;
  • менеджмент – стремление управлять людьми;
  • автономия – стремление к независимости в работе;
  • стабильность – желание работать в одной сфере долгое время;
  • служение – иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности;
  • вызов – находить уникальные решения сложных задач;
  • интеграция стилей жизни – выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой;
  • предпринимательство – создавать новые услуги и товары.

Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком.

  1. Родители должны дать ребенку право выбора . Подросток должен ощущать независимость и самостоятельность в делах, мыслях и поступках. Его действия должны исходить из внутренних убеждений и критериев, а не на мнение мамы, папы, бабушки и т.д..
  2. Ребенку стоит прививать идеалы , к которым он будет стремиться, спокойно и позитивно относиться к будущему. Для этого важно уметь слушать и слышать своего ребенка.
  3. Необходимо создание таких условий, в которых ребенок сможет раскрыть свои способности и выявить ограничения. Особенно эта тема касается инвалидов. Круг их умений и навыков достаточно узок, поэтому к выбору профессии необходимо подходить особенно тщательно, учитывая все возможные плюсы и минусы той или иной деятельности.

  1. Если подросток пробует себя во многих сферах : различные кружки, спортивные секции, посещение художественных, танцевальных школ, это очень хорошо, но стоит проследить, чтобы каждый вид деятельности прошел полный цикл. Только в этом случае он сможет увидеть все достоинства и недостатки каждой пробуемой профессии.
  2. Необходимо дать подростку возможность посещать самые разные занятия и курсы. Пусть что-то ему не будет нравиться, что-то и вовсе никогда не пригодится, но полученные знания сформируют тот фундамент знаний, на котором будут построены такие важные в современном мире качества, как лабильность, креативность, общительность и, конечно, высокие интеллектуальные способности.

Профориентация подростков представляет собой трудоемкий и долгий по времени процесс. Но грамотный подход, терпение со стороны педагогов и родителей позволят детям делать правильный выбор и не совершать досадных ошибок, которые сложно исправить, а порой и совершенно невозможно.

Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека, значит и подход к ней должен быть серьезный и взвешенный.

Видео: Профессиональная ориентация

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!