Какой оклад у контрактного управляющего. Внесение в штатное расписание должности контрактного управляющего. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт

Государственному бюджетному учреждению нужно ввести в штатное расписание должность специалиста по закупкам. Как правильно назвать эту должность: контрактный управляющий, специалист по закупкам или как-то еще? Возможно ли работу специалиста по закупкам выполнять на условиях совмещения должностей? Спасибо.

Ответ

Ответ на вопрос:

Должность следует обозначить согласно профстандарту – либо контрактный управляющий, либо специалист по закупкам : http://budget.1kadry.ru/?utm_source=www..

Совмещение оформить можно по данной должности при наличии должности в ШР (ставки или части ставки), согласия работника на дополнительную работу, установлению доплаты по соглашению сторон и при наличии у сотрудника необходимой квалификации.

Дополнительную работу сотруднику нужно было оформить совмещением с установлением доплаты по соглашению сторон (ст. 60.2, 151 ТК РФ).

При этом учтите, что совмещаемая должность (ставка или хотя бы часть ставки – в зависимости от объема работ) должна быть обязательно в штатном расписании.

Согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Кроме того, изменение трудовой функции в порядке ст. 74 ТК РФ невозможно.

Совмещение оформляется по конкретной должности, предусмотренной в штатном расписании и исключительно с письменного на то согласия работника и с установлением доплаты по соглашению сторон (ст. 60.2,151 ТК РФ) .

К аналогичным выводам приходят специалисты Минтруда. См. Письма Минтруда России от 20.07.2016 N 14-2/В-688 и от 26.12.2016 N 15-2/ООГ-4698.

Так, требования к квалификации, которое является и ограничением в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:

  • работников в сфере госзакупок в рамках Закона № 44-ФЗ с (ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 44-ФЗ заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Письму Минэкономразвития России N 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России N АК-553/06 от 12.03.2015 "О направлении методических рекомендаций" рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ повышения квалификации вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов.

В случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.

Обучение по Программам рекомендуется реализовывать в очной, очно-заочной форме. При реализации Программ в очно-заочной форме рекомендуется устанавливать очную часть обучения в объеме не менее 40 часов аудиторной работы, за исключением случая, установленного пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций. Для Программ, предусмотренных пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется устанавливать очную часть в объеме не менее 16 часов аудиторной работы.

Согласно ПИСЬМУ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 06.04.2016 № Д28и-841 в соответствии с частью 23 статьи 112 Закона до 1 января 2017 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

С 1января 2017 года такие работники должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Хотя Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н (ред. от 11.12.2008) "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.06.2008 N 11858) не содержит такой должности (что, надо отметить, является пробелом в законодательстве ), профстандарт напрямую указывает на возможность именно такого наименования: http://budget.1kadry.ru/?utm_source=www..

А в ст. 57 ТК РФ идет прямое указание на возможность наименования должности (а в некоторых случаях и обязанность) согласно как профстандартам, так и ЕКС.

При этом в Письме Минэкономразвития России от 14.11.2016 N Д28и-3064 указано, что у предприятий, в отношении которых с 1 января 2017 г. вступает в силу Закон N 44-ФЗ, отсутствует необходимость в переименовании должностей и изменении штатного расписания. Создание контрактных служб, назначение контрактных управляющих возможно путем внесения изменений в должностные инструкции, должностные регламенты отдельных работников предприятия без переименования должности, создания отдельного структурного подразделения.

Но здесь отметим, что Минэкономразвития не уполномочены давать разъяснения по вопросам применения трудового законодательства (Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 (ред. от 28.02.2017) "О Министерстве экономического развития Российской Федерации").

В части оплаты труда контрактного управляющего:

В п. 11 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017год по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов). Если штатное расписание согласовывает учредитель, то введение ставки контрактного управляющего и размер его оклада (ставки) надо согласовать с учредителем.

Дополнительно по Вашему вопросу (в части установления оклада контрактному управляющему) рекомендуем обратиться в Минтруд, который уполномочен давать разъяснения по применению трудового законодательства.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты

Назначение профстандартов

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения работы по должности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.

Обновление профстандартов

Вопрос из практики: как часто профстандарты будут обновлять

По мере необходимости.

Изменения в профессиональные стандарты будут вносить при наличии обоснованных предложений либо изменений в законодательстве РФ. Вносить изменения в профстандарты будут в том же порядке, как , утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в пункте 2 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Применение профстандартов

Какие организации обязаны применять профстандарты

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части:

  • наименований должностей, если выполнение работ по должности связано с . В этих случаях наименование должности должно быть указано в соответствии с утвержденным профстандартом или квалификационными справочниками (ст. 57 ТК РФ, п. 5 письма Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253). Если сотрудник имеет право на досрочную пенсию по списку, а наименование должности в профстандарте не соответствует наименованию должности в списке и квалификационном справочнике, .
  • требований к образованию, знаниям и умениям. То есть если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ).

Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:

  • авиационного персонала, экипажей воздушных судов (ст. 53, 56, 57 Воздушного кодекса РФ);
  • адвокатов (ст. 9 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ);
  • аудиторов (ст. 4, 11 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • актуариев и ответственных актуариев (ст. 7 Закона от 2 ноября 2013 г. № 293-ФЗ, указание Банка России от 6 ноября 2014 г. № 3435-У);
  • актуариев, которые осуществляют актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов (ч. 4 ст. 21 Закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 222);
  • арбитров (третейских судей) (ст. 11 Закона от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ);
  • арбитражных управляющих (ст. 20 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ);
  • водителей организаций, которые осуществляют перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287);
  • водолазов (раздел 4 Межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 13 апреля 2007 г. № 269);
  • врачей-психиатров, иных специалистов и медработников по оказанию психиатрической помощи (ст. 19 Закона от 2 июля 1992 г. № 3185-1);
  • , которые руководят и координируют деятельность, связанную с торговлей (п. 1.3 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, приказ Минтруда России от 23 сентября 2013 г. № 475н);
  • главных архитекторов (ч. 5 ст. 22 Закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ);
  • главбухов в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных (ч. 4 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ);
  • главбухов кредитных и некредитных финансовых учреждений (п. 7 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ);
  • главбухов страховой, перестраховочной организации, страхового брокера, общества взаимного страхования (ст. 32.1 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1);
  • главбухов организатора торгов (ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ);
  • главбухов или иных лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета, клиринговой организации (ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ);
  • главбухов центрального депозитария (п. 4 ст. 5 Закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ);
  • главбухов жилищного накопительного кооператива (п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ);
  • государственных гражданских и муниципальных служащих (ст. 12 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, ст. 9 Закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ);
  • диспетчеров управления воздушным движением (п. 16 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 26 ноября 2009 г. № 216);
  • должностных лиц, которые ответственны за реализацию правил внутреннего контроля (ст. 7, 7.1 Закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, постановление Правительства РФ от 29 мая 2014 г. № 492);
  • единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главный бухгалтер филиала кредитной организации (ст. 60 Закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ);
  • единоличного исполнительного органа жилищного накопительного кооператива, в том числе руководителя управляющей организации или управляющего (п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ);
  • иностранных граждан, которых направляют для работы в расположенные на территории России филиалы и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территории государств – членов ВТО (подп. 2 п. 2 ст. 13.5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, постановление Правительства РФ от 30 апреля 2015 г. № 424);
  • кадастровых инженеров (ч. 2 ст. 29 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ; приказ Минэкономразвития России от 15 марта 2010 г. № 99);
  • контролеров профессионального участника рынка ценных бумаг (руководителей службы внутреннего контроля) (п. 17 ст. 38 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ; раздел III Положения, утвержденного приказом ФСФР России от 24 мая 2012 г. № 12-32/пз-н);
  • контролеров специализированного депозитария или руководителей службы внутреннего контроля специализированного депозитария (п. 19 ст. 44 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ; приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н);
  • медиаторов (ст. 16 Закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ);
  • медиков и фармацевтов (ст. 350 ТК РФ, ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, приказ Минздрава России от 10 февраля 2016 г. № 83н, приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н);
  • научных работников и иных работников, которые осуществляют научную (научно-техническую) деятельность (ст. 4 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ);
  • нотариусов, помощников нотариуса и стажеров нотариуса (ст. 2, 19, 19.1 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1);
  • операторов по определению относительного содержания сывороточных
    белков молока (п. 10 Методических указаний по определению относительного содержания сывороточных белков молока, утвержденных руководителем Роспотребнадзора, Главным государственным санитарным врачом РФ 11 февраля 2009 г.);
  • органов управления и работников профессионального участника рынка ценных бумаг, клиринговой организации (ст. 10.1 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ);
  • оценщиков (ст. 15, 21, 21.1, 21.2 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ);
  • охранников (ст. 11.1 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1);
  • парашютистов-инструкторов (п. 21 Федеральных авиационных правил «Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам», утвержденных приказом Минтранса России от 26 ноября 2009 г. № 216);
  • педагогов и иных работников образовательных организаций (ст. 331 ТК РФ, ст. 46, 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Профстандарт «Педагог» 1 января 2017 года (приказ Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н);
  • персонала (специалистов) в области неразрушающего контроля (абз. 8 п. 1 ст. 9 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ; разделы II и III Правил, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 23 января 2002 г. № 3);
  • представителей конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовой организацией (приложение 3 к Положению, утвержденному решением Правления государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 31 марта 2014 г., протокол № 38);
  • прокуроров (ст. 40.1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1);
  • работников, деятельность которых связана с использованием атомной энергии (ст. 38, 52 Закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ);
  • работников командного и рядового состава судов рыбопромыслового флота РФ, которые несут ходовую навигационную, машинную вахту (приказ Госкомрыболовства России от 21 мая 2002 г. № 202, приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. № 62);
  • работников, не из числа членов экипажей судов, которые ответственны за обеспечение безопасной эксплуатации судов (разделы 2, 3 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 11 сентября 2013 г. № 287);
  • работников, занятых на подземных работах (ч. 1 ст. 330.2 ТК РФ);
  • работников, занятых на работах с химическим оружием (ст. 7 Закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ);
  • работников, занятых на работе, которая непосредственно связана с движением транспорта (ст. 328 ТК РФ);
  • работников в сфере госзакупок в рамках Закона № 44-ФЗ с (ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • работников области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции (п. 8 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1);
  • работников, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов (п. 3 ст. 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ; раздел 3 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 11 сентября 2013 г. № 287);
  • работников, которые осуществляют государственный портовый контроль (п. 5 ст. 38.1 Закона от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ);
  • работников, которые оказывают бесплатную юридическую помощь (ст. 8 Закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ);
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, членов коллегиального исполнительного органа фонда, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля) негосударственного пенсионного фонда (п. 4 ст. 6.2 Закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ);
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа управляющего ипотечным покрытием и специализированным депозитарием, и работников этих организаций (абз. 6 ч. 1 ст. 43 Закона от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ, п. 12 ст. 44 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ, приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н);
  • работников, которые осуществляют, в том числе временно, функции единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля) кредитного рейтингового агентства (ч. 1 и 4 ст. 7 Закона от 13 июля 2015 г. № 222-ФЗ);
  • работников, которые работают на опасном производственном объекте (п. 1 ст. 9 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ);
  • работников (специалистов, которые имеют высшее или среднее специальное образование, и персонал – лиц рабочих профессий), которые осуществляют монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию стационарно установленных грузоподъемных механизмов в процессе эксплуатации опасных производственных объектов (раздел II Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533);
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа, членов совета директоров (наблюдательного совета) и членов коллегиального исполнительного органа клиринговой организации, руководителей ее филиала, должностного лица или руководителей отдельного структурного подразделения, ответственных за организацию системы управления рисками, руководителей службы внутреннего аудита, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля), руководителей структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга (ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ, приказ ФСФР России от 4 октября 2012 г. № 12-84/пз-н, ч. 2 ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ);
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа, членов совета директоров (наблюдательного совета) и членов коллегиального исполнительного органа организатора торговли, руководителей его филиала, должностных лиц, ответственных за организацию системы управления рисками (руководителей отдельного структурного подразделения, ответственных за организацию системы управления рисками), руководителей службы внутреннего аудита, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля), руководителей структурного подразделения, созданного для деятельности по проведению организованных торгов (ч. 2 ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ, приказ ФСФР России от 4 октября 2012 г. № 12-84/пз-н);
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда (п. 3 ст. 8 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ, приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н);
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа управляющей компании (п. 9 ст. 38 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ, приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н);
  • работников организаций, подведомственных Федеральной фельдъегерской службе РФ (приказ ГФС России от 28 сентября 2007 г. № 296);
  • работников организаторов торгов на товарном или финансовом рынках (ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ, приказ ФСФР России от 4 октября 2012 г. № 12-84/пз-н, ч. 2 ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ);
  • работников органов управления центрального депозитария (ч. 2, 4 ст. 5, ч. 1 ст. 6 Закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ; приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н, приказ ФСФР России от 20 марта 2012 г. № 12-14/пз-н);
  • работников форекс-дилера (ст. 10.1, 42 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, указание Банка России от 1 сентября 2015 г. № 3770-У);
  • ревизоров-консультантов ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (ст. 32 Закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ);
  • регистраторов, которые проводят государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделки с ними (ст. 8 Закона от 14 марта 2009 г. № 31-ФЗ, постановление Правительства РФ от 27 февраля 2010 г. № 100);
  • руководителей кредитной организации, службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации и иных руководителей (работников), которые принимают решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок (п. 6 ст. 11.1-1 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1, указание Банка России от 1 апреля 2014 г. № 3223-У и др.);
  • руководителей и членов специализированных органов, которые осуществляют контроль за кадастровой деятельностью членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров (п. 6 ч. 4 ст. 30.1 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ);
  • руководителей специализированной некоммерческой организации (регионального оператора), которая проводит капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (ч. 6 ст. 178 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ; приказ Минстроя России от 27 июля 2015 г. № 526/пр);
  • руководителей объединения частных детективных предприятий (ст. 8 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1);
  • руководителей органа, который контролирует деятельность членов саморегулируемой организации в качестве арбитражных управляющих в деле о банкротстве (абз. 8 п. 7 ст. 21.1 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ);
  • руководителей органа, который контролирует деятельность членов саморегулируемой организации операторов электронных площадок (подп. 6 п. 6 ст. 111.3 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ);
  • руководителей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (ст. 24 Закона от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ);
  • руководителей созданной потребительскими обществами или союзами организации потребительской кооперации (п. 5 ст. 6 Закона от 19 июня 1992 г. № 3085-1);
  • руководителей финансового органа субъекта РФ и органов местной администрации (ст. 26.22 Закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. № 608);
  • руководителей частной охранной организации (ст. 15.1 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1);
  • сварщиков и специалистов сварочного производства (Правила, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 30 октября 1998 г. № 63);
  • сотрудников органов внутренних дел (ст. 9 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ);
  • сотрудников Следственного комитета России (ст. 16 Закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ);
  • спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (ст. 9 Закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ);
  • специалистов в области ветеринарии (ст. 4 Закона от 14 мая 1993 г. № 4979-1);
  • специалистов и должностных лиц страховых организаций (ст. 32.1 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1);
  • специалистов, которых включают в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений (п. 18 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. № 1303; приказ Минтранса России от 16 октября 2014 г. № 288);
  • специалистов по независимой оценке пожарного риска (п. 5 Порядка, утвержденного приказом МЧС России от 25 ноября 2009 г. № 660);
  • специалистов по таможенным операциям (ст. 63, 64 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ);
  • специалистов по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ);
  • специалистов финансового рынка (ст. 42 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н);
  • судебных приставов (ст. 3 Закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ);
  • судей (ст. 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1);
  • технических экспертов оператора технического осмотра (п. 13 ст. 1 Закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ);
  • частных детективов (ст. 6 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1, постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587);
  • частных охранников (ст. 11 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1, постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587);
  • членов экипажа судна внутреннего водного транспорта (ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, постановление Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 349);
  • членов экипажа морских судов (ст. 54 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. № 62, приказ Минтранса России от 22 октября 2009 г. № 185);
  • экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях (ст. 13 Закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ);
  • экспертов по аккредитации образовательной деятельности (ч. 13 ст. 92 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, приказ Минобрнауки России от 20 мая 2014 г. № 556);
  • экспертов в области промышленной безопасности (абз. 11 ст. 1 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  • экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы (раздел II Положения, утвержденного приказом Минкультуры России от 26 августа 2010 г. № 563);
  • экспертов по оценке научных, медицинских и этических аспектов клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 15 Положения о Совете по этике, утвержденного приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 986н);
  • экспертов саморегулируемой организации оценщиков (ст. 16.2 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ);
  • экспертов Совета по этике в сфере обращения медицинских изделий (п. 16 Положения о совете по этике в сфере обращения медицинских изделий, утвержденного приказом Минздрава России от 8 февраля 2013 г. № 58н);
  • экспертов-техников, которые проводят независимую техническую экспертизу транспортных средств (приказ Минтранса России № 124, Минюста России № 315, МВД России № 817, Минздравсоцразвития России № 714 от 17 октября 2006 г.).

Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.

Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы – работодатели обязаны применять профессиональный стандарт аудитора. На это указывают и специалисты Минфина России в информационном сообщении от 16 декабря 2015 г.

Вместе с тем, с учетом что не все компании успевают перейти на профстандарты, начали появляться отдельные распоряжения Минтруда о переносе срока внедрения стандартов.

В настоящее время исключение предусмотрено для профстандарта «Педагог», утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н. Он вступает в силу только 1 января 2017 года (приказ Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н). Это значит, что организации, в которых есть должности педагогических работников, могут отсрочить по ним до 1 января 2017 года. Аналогичные рекомендации содержит письмо Минобрнауки России от 3 марта 2015 г. № 08-241.

Также до 1 января 2017 года работник контрактной службы или контрактный управляющий могут иметь профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. А с 1 января 2017 года они уже должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Об этом говорится в пункте 6 статьи 38 и части 23 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2016 г. № Д28и-841.

Сроки обязательного внедрения профстандартов также .

В остальных случаях, если требования к квалификации законодательством не установлены, профстандарты продолжают носить рекомендательный характер.

Кроме того, по своему усмотрению работодатели продолжают ориентироваться на квалификационные справочники или переходят на профстандарты (при наличии утвержденных) для решения вопросов:

  • тарификации работ (ч. 8, 9 ст. 143 ТК РФ);
  • оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ч. 5 ст. 144 ТК РФ).

Вопрос из практики: какие организации обязаны применять требования профстандартов: все работодатели или только государственные и муниципальные учреждения

Обязательное применение требований профессиональных стандартов установлено для (ст. 57 ТК РФ, Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). Общие нормы, которые регулируют применение профстандартов, не устанавливают зависимость применения стандартов от формы собственности организации или статуса работодателя.

Вместе с тем, государственные и муниципальные учреждения, внебюджетные фонды, государственные и унитарные предприятия, а также госкорпорации и госкомпании с долей государства более 50 процентов могут отложить обязательное применение профессиональных стандартов в части требования к квалификации работников. Они вправе внедрять профстандарты поэтапно до 1 января 2020 года на основе .Такой порядок предусмотрен в пунктах 1, 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.

В частности, все федеральные государственные, унитарные и казенные учреждения должны были утвердить планы-графики внедрения стандартов до 20 мая включительно и представить их в орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся. Соответствующие указания дала Любовь Ельцова на специальном семинаре, организованном для федеральных органов. Подробнее см. на сайте Минтруда России 27 апреля 2016 года . Аналогичные разъяснения давали специалисты Минтруда России в пункте 7 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Кроме того, Минтруд России подготовил законопроект, который устанавливает отдельные особенности применения профессиональных стандартов государственными и муниципальными учреждениями, государственными внебюджетными фондами, а также госкорпорациями и компаниями, более 50 процентов которых принадлежат государству. Согласно проекту такие организации будут обязаны применять стандарты, как и коммерческие организации, только в , предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. При этом характеристики квалификации в профстандартах, которые не обязательно применять, работодатели могут использовать в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей их трудовых функций. Если сотрудник не имеет необходимого уровня образования и опыта работы, требуемого профстандартом, но обладает всеми необходимыми навыками, работодатель может поручить ему работу по этой должности на основе . При организации подготовки обучения сотрудников и дополнительного профессионального образования работодателям согласно проекту также следует ориентироваться на положения профстандартов.

Вопрос из практики: обязана ли организация применять профстандарт «Специалист в сфере закупок», если она осуществляет закупки только для корпоративных целей

Нет, не обязана.

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок», утвержденный приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н, с , обязаны применять работники контрактной службы и контрактные управляющие (ст. 9, ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). То есть профстандарт специалиста в сфере закупок организации при закупках товаров, работ или услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если работодатель не выступает в роли заказчика при закупках для госнужд или сам не делает закупки для госнужд, то требование Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и обязательность применения профстандарта специалиста в сфере закупок на организацию не распространяются. Например, коммерческая организация делает закупки для своих корпоративных целей. Также не обязаны применять профстандарт специалиста в сфере закупок отдельные юрлица при закупках товаров, работ или услуг в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Например, к таким юрлицам относятся организации, которые осуществляют регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и водоснабжения (п. 2 ст. 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).

Такие разъяснения дают специалисты Минэкономразвития России в письме от 21 июня 2016 г. № Д28и-1536.

Вопрос из практики: действие профстандарта распространяется на все виды деятельности, указанные в группе ОКВЭД, или только на один ОКВЭД, который прописан в профстандарте

Да, на все виды деятельности, указанные в группе.

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для , предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ.

В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух–шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:

– XX – класс;

– ХХ.Х – подкласс;

– ХХ.ХХ – группа;

– ХХ.ХХ.Х – подгруппа;

– ХХ.ХХ.ХХ – вид.

Таким образом, действие профстандарта распространяется на все виды экономической деятельности, указанные в соответствующей группе ОКВЭД (ОКВЭД, утвержден приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. № 329-ст).

Например, в профстандарте «Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений» указан ОКВЭД – 41.00. В организации разрешенный вид деятельности – 41.00.2. Код 41.00 представляет собой группу видов экономической деятельности, в которую включают две подгруппы: 41.00.1 и 41.00.2. Соответственно, код 41.00, который указан в профстандарте, включает в себя все входящие в эту группу подгруппы видов экономической деятельности. Поэтому организация с ОКВЭД 41.00.2 может в полной мере руководствоваться указанным профстандартом с учетом применения документа.

Вопрос из практики: может ли работодатель установить требования к соискателям выше, чем в профстандарте

Да, может. Ответственность и полномочия по принятию кадровых решений полностью лежат на работодателе. Требования в профстандарте – это рекомендуемый общий набор знаний, которым может обладать «универсальный» сотрудник. Требовать от него знать что-то большее исходя из специфики деятельности организации, например иностранные языки, работодатель вправе. Такие требования должны быть закреплены в локальных документах организации, например в (ст. 8 ТК РФ). Аналогичные выводы можно сделать из письма Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Работодатель также с учетом специфики деятельности может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профстандартом по соответствующим трудовым функциям. Например, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профстандарта или трудовых функций из смежных профстандартов. В этом случае работодатель определяет соответствие сотрудника требованиям к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе, в том числе с учетом положений профстандартов, которые предусматривают данные трудовые действия.

Утверждена ли в Едином тарифно-квалификационном справочнике должность "Контрактный управляющий"? Может ли бюджетное учреждение ввести в штатное расписание такую должность и чем руководствоваться при установлении должностного оклада такому сотруднику?

Ответ

Отвечает Галина Халтурина, эксперт

Возможно, вас заинтересует: должностная инструкция ведущего бухгалтера бюджетного учреждения .

Да, бюджетное учреждение вправе ввести в штатное расписание должность контрактного управляющего. Должности «специалист по закупкам» нет в ТКС и в профессиональных квалификационных группах. Размер должностных окладов зависит от того, к какой профессиональной квалификационной группе относятся занимаемые должности. Если должность не включена в ПКГ, то размер должностного оклада устанавливайте в зависимости от сложности труда. При этом, учитывая требования к уровню квалификации контрактного управляющего и его функциональные обязанности (статья 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44 ФЗ).

Контрактным управляющим может быть сотрудник учреждения, занимающий любую должность, со специальным образованием. Выделять отдельную должность контрактного управляющего в штатном расписании заказчика не обязательно. Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н, был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок». В приказе № 625-н указаны возможные названия должностей. Соответственно, можно сделать вывод, что можно указывать как перечисленные в нем названия должностей, так и другие на усмотрение заказчика.

С 1 июля 2016 года использовать эти профстандарты обязательно в части требований к образованию, знаниям и умениям контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы. Ведь к ним в законодательстве о закупках есть требования к их квалификации. Такие пояснения дает Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2016 г. № Д28и-841.

На практике в учреждениях закупками (в том числе ведением документации по 44-ФЗ и 223-ФЗ) занимаются экономисты, юристы, специалисты по договорной работе. Однако если штат небольшой и таких должностей нет, то осуществление обязанностей контрактного управляющего обязанностей могут вменить любому сотруднику учреждения (например- специалисту административно-хозяйственного отдела).

Обязанности и полномочия, возлагаемые на контрактного управляющего, перечислены в статье 38 Закона 44-ФЗ.

Также в данном случае следует учесть, что если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Если наименование должности в рассмотренных выше случаях не будет соответствовать справочникам, что сотрудник лишится прав на льготы.

Может ли казенное учреждение ввести в штатное расписание должность контрактный управляющий? Чем руководствоваться при установлении должностного оклада такому сотруднику?

Ответ

Как назначить контрактного управляющего

Контрактного управляющего назначайте, если СГОЗ не больше 100 млн руб.

Контрактного управляющего назначает руководитель заказчика своим приказом. А все функции подробно прописывают в должностной инструкции. Какую должность занимает сотрудник, значения не имеет. Выделять отдельную должность контрактного управляющего в штатном расписании заказчик не обязан.*

Вы можете назначить нескольких контрактных управляющих. На каждого возложите определенные функции и полномочия. А вот назначить контрактного управляющего и создать контрактную службу одновременно нельзя.

Об этом сказано в части 2 статьи 38 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ и письмах Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 № Д28и-1889, от 18 февраля 2015 № ОГ-Д28-2128, от 31 января 2014 № ОГ-Д28-834.

Какие требования к специалистам

В контрактную службу или контрактным управляющим назначайте сотрудников со специальным образованием и которые соответствуют профстандартам.

Чтобы работать с закупками, специалисты должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Назначайте на должность сотрудника контрактной службы или контрактного управляющего сотрудника:

 с высшим образованием в сфере закупок;

 с высшим образованием по любой специальности и дополнительной профпереподготовкой в сфере закупок не менее 250 часов;

 с любым средним профобразованием и дополнительной профпереподготовкой в сфере закупок не менее 250 часов.*

Для госслужащих достаточно любого высшего образования и 16-часовой программы повышения квалификации.

Об этом сказано в части 6 статьи 38 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 13 июля 2016 № Д28и-1807.

Кроме контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы, обучить закупкам нужно и других сотрудников. Тех, в чьи должностные обязанности входит работа в этой сфере. Например, членов комиссии по закупкам. Организуйте повышение квалификации для них своевременно и оперативно.

В дальнейшем сотрудники проходят обучение по необходимости, но не реже чем каждые три года.

Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 № Д28и-1070 и Методических рекомендациях по реализации программ дополнительного образования в сфере закупок к совместному письму от 12 марта 2015 Минэкономразвития России № 5594/ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России № АК-55З/06.

С 1 июля 2016 года обязательно используйте профстандарты в части требований к образованию, знаниям и умениям контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы. Закон о закупках требует проверять их квалификацию.

Для контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы применяйте профстандарты:

Да, учреждение вправе ввести в штатное расписание должность контрактного управляющего. Должности «специалист по закупкам» нет в ТКС и в профессиональных квалификационных группах. Размер должностных окладов зависит от того, к какой профессиональной квалификационной группе относятся занимаемые должности. Если должность не включена в ПКГ, то размер должностного оклада устанавливайте в зависимости от сложности труда. При этом, учитывая требования к уровню квалификации контрактного управляющего и его функциональные обязанности (статья 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44 ФЗ). Контрактным управляющим может быть сотрудник учреждения, занимающий любую должность, со специальным образованием. Выделять отдельную должность контрактного управляющего в штатном расписании заказчика не обязательно. Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н, был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок». В приказе № 625-н указаны возможные названия должностей. Соответственно, можно сделать вывод, что можно указывать как перечисленные в нем названия должностей, так и другие на усмотрение заказчика. Обязанности и полномочия, возлагаемые на контрактного управляющего, перечислены в статье 38 Закона 44-ФЗ.

Какой оклад можно поставить контрактному управляющему в школе в штатном расписании, на основании какого расчета?

Ответ

Данный вопрос не регламентирован на федеральном уровне. Расчет оклада контрактного управляющего в школе находится в компетенции работодателя.

Обоснование

<…> Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг утверждаются в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением общих требований, определенных Минобрнауки России. <…>

Возможно, на учреждение распространяет действие Постановление Правительства Челябинской области от 11 сентября 2008 года "О введении новых систем оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений и органов государственной власти Челябинской области, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников областных государственных учреждений", рекомендуем уточнить у учредителя. В то же время, данный правовой акт

Утверждены два профстандарта, касающиеся контрактной системы: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». А это значит, что у работников, занимающихся госконтрактами, появилась дополнительная правовая защищенность, а у работодателей – дополнительная

В сентябре 2015 года утверждены два профстандарта, касающиеся контрактной системы: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». А это значит, что у работников, занимающихся госконтрактами, появилась дополнительная правовая защищенность, а у работодателя – дополнительная ответственность.

С 01.07.2015 введены самостоятельные профессии, касающиеся закупочной деятельности. Они узаконены профстандартом, в них прописаны все трудовые функции, которые работодатель может возложить на этих профессий. Если сотрудник официально не является специалистом или экспертом в а работает, например, бухгалтером или секретарем, то выполнение им дополнительных трудовых обязанностей по закупкам в качестве общественно-полезной нагрузки без получения его письменного согласия теперь незаконно.

Пункт 2 ст. 38 Закона о контрактной системе обязывает назначать контрактного управляющего, если у него отсутствует контрактная служба и совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб.

Еще в июне 2016 года таким контрактным управляющим мог быть назначен бухгалтер или другой специалист организации. Дополнительные функции закреплялись за ним в качестве выполнения общественно полезной нагрузки или иных обязанностей, поручений работодателя. Отказы не принимались: «Не хочешь работать – увольняйся!». Поскольку в бюджете на оплату этих функций не предусматривалось, в большинстве случаев труд по осуществлению закупочной деятельности не оплачивался или за него получали «копейки». Отношение работника к «факультативным» обязанностям было соответствующим.

Однако со II полугодия 2016 года работодатель уже не сможет в приказном порядке заставить своего подчиненного вести закупочную деятельность организации. В противном случае работодатель нарушит нормы трудового права.

Работник согласен выполнять функции контрактного управляющего

Как правило, если в организации нет штатной должности «контрактный управляющий», то работодатель возлагает трудовые функции по планированию и осуществлению закупок на других специалистов и эти функции связаны с их основной профессией, в рамках которой они принимались на работу.

Как следует из норм ст. 60.2 «Совмещение профессий (должностей)» ТК РФ работодатель может поручить работнику выполнять дополнительные обязанности по другой или той же профессии (должности). Но работодателю следует помнить, что за дополнительные трудовые функции работнику положена дополнительная оплата (ст. 60.2 , 151 ТК РФ ). И такое поручение возможно только с письменного согласия работника , как и срока, в течение которого будет выполнятся дополнительная работа, содержания и объема этой работы.

Дополнительная работа по другой профессии (должности) может поручаться специалисту только путем совмещения профессий (должностей), как того требует абз. 2 ст. 60.2 ТК РФ .

Теперь, помня о вышесказанном, рассмотрим правовые последствия введения профстандартов по закупкам на примере обязанностей бухгалтера, которому в приказном порядке поручена ответственная миссия – выполнять обязанности контрактного управляющего. По сути, работодатель добавил к обязанностям бухгалтера дополнительные трудовые функции.

Профессия бухгалтера регламентирована соответствующем профстандартом, где прописаны все трудовые функции, которые должен выполнять данный специалист. Работодатель имеет право требовать выполнения этих функций. Но среди них нет ни одной функции, касающейся планирования и осуществления закупок. Потому что они в другом стандарте, описывающем другой вид профессиональной деятельности.

Может ли бухгалтер выполнять обязанности специалиста по закупкам – то есть осуществлять другой вид профессиональной деятельности? Может, но только если захочет – в качестве дополнительной работы, путем совмещения.

Работодатель должен издать приказ о назначении бухгалтера контрактным управляющим, получив предварительно письменное согласие своего сотрудника, и, что самое главное, решить о возможности доплаты – компенсации за выполнение трудовых функций по другой профессии. По сути, работодатель должен «уговорить» служащего работать еще и с госзакупками, мотивировав его материально.

Может ли работник досрочно отказаться от выполнения дополнительных функций? Да, соответствующее право закреплено за ним абз. 4 ст. 60.2 ТК РФ . Однако и работодатель вправе досрочно отменить поручение о выполнении такой работы, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Работник отказывается от предложенного совмещения

Можно ли уволить сотрудника, если тот отказывается работать в новых условиях? Рассмотрим ситуацию, когда работодатель пытается изменить условия трудового договора, предложив сотруднику дополнительные обязанности контрактного управляющего, но подчиненный отказывается от такого предложения.

Право изменять условия трудового договора дает работодателю ст. 72 ТК РФ . Данная корректировка возможна, если прежние условия труда нельзя сохранить вследствие изменения организационных или технологических условий труда. Если работник отказывается от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, трудовой договор подлежит прекращению в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ .

Казалось бы, работодатель имеет право уволить «строптивого» подчиненного, поскольку проводить госзакупки должен контрактный управляющий – требование Закона о контрактной системе должно быть исполнено. То есть работодатель должен произвести изменения в организационной структуре, перераспределить нагрузку на подразделения или на конкретные должности.

Однако рассмотренная выше ст. 72 ТК РФ допускает изменение работодателем любых организационных или технологических условий труда, за исключением изменения трудовой функции работника . Трудовые функции трогать нельзя – табу! Они закреплены в соответствующем профстандарте.

Именно поэтому работодатель не сможет изменить трудовые функции бухгалтера (или другого сотрудника), принудительно возложив на него дополнительные обязанности контрактного управляющего. Ведь изменение трудовых функций согласно нормам ст. 72 ТК РФ не входит в полномочия работодателя. И уволить работника, отказавшегося от предложенной «подработки», тоже нельзя, поскольку оснований для такого увольнения в ТК РФ нет.

Если работодатель попробует выдать обязанности контрактного управляющего за общественную нагрузку, из этого тоже ничего не получится. «Дополнительные обязанности» – трудовые функции, все они перечислены в профстандартах «Специалист в сфере закупок» , «Эксперт в сфере закупок» . Выходит, что это не общественно-полезная нагрузка и ее нельзя «повесить» на работника в принудительном порядке.

Уже сейчас можно спрогнозировать массовое возникновение трудовых споров между работодателями и работниками, на которых добровольно-принудительно возложены трудовые функции по планированию и осуществлению закупок, не связанные с их основной профессией, в рамках которой они принимались на работу. Наличие таких трудовых споров приведет к дальнейшей профессионализации закупочной деятельности.

Что же делать работодателю? Либо мотивировать нужного сотрудника на получение согласия выполнять функции контрактного управляющего, решив вопрос с оплатой работы. Либо централизовывать закупочную деятельность, вводя штатную единицу по новой профессии. Применение профстандартов по госзакупкам предоставляет такую возможность.

Утвержден Приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н.

Утвержден Приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 № 626н.

Материал подготовлен на основе выступления Председателя Профсоюза специалистов в сфере закупок области В. В. Дона на Первой Всероссийской конференции «Система профессиональных квалификаций в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок», проводимой НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок». Сайт конференции: conf.zakupki-profstandart.ru.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!