Король океана. На что будет способен новый российский авианосец. Атомные авианосцы россии и их технические характеристики Есть ли в российском флоте авианосцы

В памятные перестроечные годы, общаясь с одним из адмиралов ВМС США, наши руководители ВМФ СССР были шокированы следующим его заявлением. «Разве какая-то страна рискнет арестовать или захватить даже одного гражданина США, ведь придет наш авианосец и все решится так, как надо. А вам, даже если мы подарим один из авианосцев типа «Форрестол» c авиакрылом, это не поможет, так как для его освоения придется заплатить кровью летчиков и «пробежать» тот путь, который мы прошли длиной в 60 лет, но за это время мы уйдем еще дальше ».

Вот и получается, что американский налогоплательщик четко знает: что бы ни случилось, «его величество авианосец (АВ) » ВМС США его не бросит и обязательно постарается спасти. А за что платят российские граждане? За огромное количество танков, которые не поедут спасать при необходимости наших коммерсантов и туристов в Таиланде или Сингапуре, и за весьма призрачную надежду, что МИД их спасет?

Проецирующая сила внесёт ясность

При необходимости спасти может только проецирование силы. АВ и универсальный десантный корабль (УДК) – именно те корабли, которые способны проецировать силу на сомнительные регионы . Если бы в Южно-Китайском море маневрировали российский АВ и УДК с несколькими кораблями охранения, опираясь на дружественный Вьетнам с военно-морской базой в Да-Нанге, вряд ли руководство Таиланда выдало бы США российского предпринимателя Виктора Бута. Скорее всего, его бы «тихо» отправили через проецирующую силу в Россию.

Так по-тихому этот «добропорядочный» Таиланд поступал, и будет поступать с американскими, французскими и другими нарушителями своих законов и даже с представителями этих стран, которые попались на торговле наркотиками, хотя в самом Таиланде за это полагается смертная казнь. Но для этого надо иметь проецирующую силу.

Таиланд не член НАТО, а все его ВВС состояли в 2011–2012 годах всего из 45 боеспособных многоцелевых истребителей типа F-16A/B, явно неспособных противостоять 50 Су-33 или МиГ-29К, базирующимся на АВ типа «Ульяновск». В Азии умные люди и зачем им маленькое «принуждение к миру». А вот на перископы субмарин таиландское руководство и раньше, и сейчас внимания явно не обращает. ВМС Таиланда располагают небольшим АВ, а субмарин в своем составе не имеют вообще.

Можно и дальше вспоминать результаты проецирования силы в Югославии, Ливии и, наконец, в Сирии. Как-то не вовремя «устал» наш единственный АВ , который в последний поход ходил всего с 10 Су-33 (остальные самолеты, вероятно, были отправлены на модернизацию), и пришлось собирать без него в помощь Сирии «цусимскую эскадру» из кораблей Северного, Балтийского и Черноморского флотов. С какими субмаринами будут воевать противолодочные корабли, включенные в состав этих наших сил? Испугаются этой силы террористы?

Беззащитные с воздуха три роты морской пехоты на наших десантных кораблях тоже никого не напугают. А вот грохот реактивных двигателей боевых Су-33 или МиГ-29К, постоянно летающих в Средиземноморье, мог бы заставить втянуть головы в плечи многих.

Между прочим, сейчас весьма актуальным становится вопрос: а кто после Сирии? И многие эксперты считают, что в их числе будут те страны, которые покупают российское оружие и в которые активно проникает или уже проник российский капитал. Так что нашим предпринимателям своими налогами придется финансировать в первую очередь ВМФ с его АВ и УДК, а также стратегическую авиацию России. Именно они способны и в мирное время проецировать реальную силу практически в любой точке земного шара, а также защищать отечественные капиталы и наших отдыхающих налогоплательщиков.

Где должны базироваться АВ

Возвращаясь к будущим отечественным авианосцам, подчеркнем: нужен корабль по размерам с АВ проекта 11437 «Ульяновск» водоизмещением 70–80 тысяч тонн . Такие два АВ строит Англия и собирается строить Франция. Неужели Россия беднее этих стран? Надо признать, что применение трамплина на нашем АВ является не научно обоснованным решением, а данью тем руководителям СССР, которые хотели за освоение принципиально новой техники и технологии получить звание Героя Социалистического Труда СССР. Именно трамплин «скушал» примерно 12–16 самолетов авиагруппы из-за невозможности их размещения в носовой части.

В этом году «Адмирала Кузнецова» собираются отправить на капитальный ремонт и модернизацию. Возможно, у нового командования ВМФ хватит ума убрать с корабля все имеющиеся «глупости», увеличить ангар и, следовательно, авиагруппу. Да и с энергетической установкой и «цирковым трамплином» что-то надо делать. Сейчас ради финансирования из госзаказа любая зарубежная авиационная фирма из своего самолета сделает все, что потребуют военные.

США и Китай уже изготовили электромагнитные катапульты, американцы их ставят на авианосец, и этим катапультам все равно в какой мороз работать. А ВМФ России занимается «цирком» и может поднять с палубы своего АВ самолеты с максимальной боевой нагрузкой. Скоро нас в этом вопросе обойдут китайцы, электромагнитная катапульта у них уже работает, хотя пока и на земле, но авианосцы они собираются строить атомные, водоизмещением 65–70 тысяч тонн.

Думаем, что нет необходимости еще раз подчеркивать значимость АВ, как в военное (с позиций любителей глобальной ядерной войны), так и в мирное время. Многим сегодня понятно: основные угрозы России идут с юга. Постоянно в Средиземном море или южнее должен быть один АВ, а это значит, что с учетом ремонта, отдыха и боевой подготовки в составе флота необходимо иметь не меньше трех-четырех авианосцев . Вполне очевидно и то, сколько этих АВ надо и где они должны базироваться. Ведь не на Дальнем Востоке, откуда до неспокойного юга в несколько раз дальше, чем с севера, Балтики и, конечно, Черного моря.

Наверное, крупным российским налогоплательщикам вполне очевидно, где и сколько должно быть их защитников, иначе наши военные опять будут пугать всех НАТО, Китаем и Японией. Военное ведомство продолжают твердить о китайско-японской угрозе на востоке. Однако даже школьникам понятно, что соперничество в этом регионе для нас возможно только экономическое. А нарастающее военное противостояние здесь явно не затрагивает Россию, поскольку это не она, а Китай продвигается во «внутреннее море» США – Тихий океан и уже начал оказывать давление на Японию.

Кадровые вопросы

Но если более или менее становится ясным, для чего и какие нужны АВ современному ВМФ России, стоит рассмотреть реальные проблемы их строительства и подготовки кадров. Прежде чем начинать строить АВ, надо решиться на коренную реформу подготовки кадров для ВМФ и соответственно придется полностью или частично принять ту систему, которая существует в США и других авианосных державах.

Конечно, это в первую очередь касается подготовки морских летчиков. Кандидатов нужно набирать среди выпускников не только летных училищ ВВС, но и обычных военно-морских учебных заведений и молодых флотских офицеров, прослуживших несколько лет на кораблях. Здесь лишь время летной подготовки будет различным, но общее время, наверное, одинаково, так как придется летчиков ВВС долго «оморячивать» для стирания психологических проблем взаимоотношения с моряками.

Отметим и еще один аспект, который обычно не афишируют. Дело в том, что летчики всегда относились с огромным уважением к морякам, а моряки к летчикам. Вероятно, именно эти две относительно опасные военные специальности их сближали.

Звания морских летчиков – такая же пока неразрешимая проблема, как и строительство АВ . Но ведь это глупость иметь, например, командиром группы палубных многоцелевых истребителей, решающих практически все основные задачи флота, офицера в сухопутном звании «Майор», а командиром комплекса ЗРК на АВ, не действующего практически все время, в звании «Капитан 3-го ранга». Пора вернуть русским морским летчикам их морские звания, восстановив справедливость, нарушенную в советское время после 1917 года. До этого времени в морской авиации были флотские звания.

Цена строительства

Теперь давайте разберемся с экономическими проблемами строительства АВ. Каковы же могут быть затраты на наш новый АВ с АЭУ? Попробуем их посчитать. Гадать о контрактной стоимости нет смысла (в нее начнут закладывать незаконные сверхприбыли и «откаты»), а реальные затраты в нашей «рыночной» экономике определим методом сравнения.

Так, в США последние серийные ПЛАРБ типа Ohio стоили по 1,5 млрд. долларов, а серийные АВ типа «Нимитц», сдаваемые в это же время, – 3,5 млрд. долларов . То есть один АВ по цене эквивалентен 2,34 ПЛАРБ. Стоимость отечественной ПЛАРБ проекта 955 «Юрий Долгорукий» – 23 млрд. рублей. Если вести проектирование и строительство нашего АВ подобного по размерам проекту 11437 («Ульяновск») по аналогии с США, то есть не нагружать его бесполезными вещами, то цена будет примерно 54 млрд. рублей или по курсу 2011 года – около 1,8 млрд. долларов. Предположим, что за счет инфляции она возрастет до 2–2,1 млрд. долларов.

Некоторые могут не согласиться с таким подходом, так как стоимость переоборудования «Адмирала Горшкова» в АВ проекта 11430 для ВМС Индии уже превышает 1,93 млрд. долларов. Но, во-первых, это контрактная цена и что она там еще включает, кроме работ по кораблю, неизвестно. Во-вторых, любой капитальный ремонт с переоборудованием всегда по цене приближается к стоимости нового корабля.

Достаточно посмотреть на те работы, которые выполнены на корабле Севмашпредприятием (СМП):
— удалены и заменены на новые все старые кабельные трассы и многие трубопроводы;
— все корпусные конструкции очищены от ржавчины, частично заменены и покрашены заново, добавлены новые корпусные конструкции;
— демонтированы все котлы и практически все вспомогательные механизмы, они прошли ремонт или заменены новыми, а затем установлены на корабль;
— демонтированы практически все системы вооружения и размещены новые.

Короче говоря, просто поставить новый механизм, проложить трубопровод и кабель – это одна работа, а работа по их демонтажу и затем повторной установке да еще через новые технологические люки стоит вдвое дороже. Резка металла и изготовление из него корпуса – самое простое и дешевое дело на заводе по сравнению с установкой и наладкой оборудования.

Для сведения : запланированные в конце 70-х годов затраты на АВ «Адмирал Кузнецов» проекта 11435 550–650 млн. рублей оказались в 1990-м на момент сдачи его флоту меньше и составили 521 млн. рублей .

Теперь о стоимости авиагруппы (АГ) . Если АГ нет при отсутствии АВ, то она (самолеты) перейдет в ведение ВВС. А поскольку все равно придется привлекать авиацию для действия над морем, то государство также будет оплачивать эти расходы, но уже через другую структуру. Так что есть АВ или его нет, за авиацию придется платить.

Брать сейчас раздутые контрактные цены (тоже незаконная сверхприбыль и «откаты») современных зарубежных и отечественных самолетов мы не будем. Определим реальную стоимость корабельных самолетов и вертолетов через их стоимость в СССР, так как практически все наши «современные и новейшие» самолеты и вертолеты создавались в 70–80-е годы, а сейчас их только улучшают. Это будет полезно для определения реальных затрат госзаказа.

На начало 1990 года ориентировочные цены в миллионах рублей были следующими :
— истребитель Су-27К (Су-33) – 5,6
— многоцелевой истребитель МиГ-29К – около 5
— самолет разведки и целеуказания Су-27КРЦ – 8–10
— самолет ДРЛО Як-44 – 20–23
— вертолет Ка-27 – 1–2.

Стоимость строящегося АВ «Ульяновск» проекта 11437 в 1990-м была 800 млн. рублей, а его авиагруппа, составленная из перечисленных выше самолетов и вертолетов, оценивалась в 382 миллиона. Реально в долях от стоимости АВ проекта 11437 будут стоить :
— многоцелевой истребитель – 0,007–0,0125
— самолет ДРЛО – 0,029
— вертолет – 0,0025.

Таким образом, истинно, без надувательства, с учетом цены нового АВ для ВМФ России 2,1 млрд. долларов цена самолетов и вертолетов для него в миллионах долларов составит :
— многоцелевой истребитель до – 26
— самолет ДРЛО – 60
— вертолет – 5.

Следовательно, если брать по максимуму – 50 многоцелевых истребителей (МЦИ), четыре самолета ДРЛО и восемь вертолетов – авиагруппа для нового АВ будет стоить 1,58 млрд. долларов . Кстати, один из авторов статьи в середине 90-х годов участвовал в проверке одного из производителей комплектующих для нового корабля. Когда он довольно легко выяснил, что стоимость комплектующих была завышена в 15–20 раз, его быстренько отозвали, чтобы он не мешал «пилить» деньги. На автостоянке этого предприятия стояли новенькие «Мерседесы» разного достоинства при проверенной зарплате администрации и рабочих, позволяющей их купить через 50–75 лет работы.

В США число авиагрупп меньше на одну, чем число авианосцев, но ведь АВ и резервных самолетов у них много. Еще в 80-е годы отечественными специалистами предлагалось иметь в готовности 1,5 авиагруппы на один АВ . Это позволяло бы обеспечить непрерывную боеготовность каждого действующего АВ при иной продолжительности эксплуатации самолетов на отечественных АВ по сравнению с ВМС США. Таким образом, реальная стоимость авиагруппы для боеготового отечественного АВ будет 2,37 млрд. долларов при наличии 75 МЦИ, шести самолетов ДРЛО и 12 вертолетов.

Расходы на эксплуатацию

Теперь давайте определим, что дороже в эксплуатации – АВ или другие корабли? Уже приводились данные, что по стоимости отечественный авианосец эквивалентен двум ПЛА, или 1,5 крейсерам, или шести сторожевым кораблям (фрегатам), или 35 РКА. Поскольку в печати высказываются критические замечания по непомерно большим затратам эксплуатации АВ проекта 11435 «Адмирал Кузнецов» водоизмещением 60 тысяч тонн с 52 летательными аппаратами на борту, то начнем с оценки сравнительной стоимости эксплуатации.

Во всем мире большая часть расходов эксплуатации АВ падает на заработную плату экипажа. Экипаж АВ «Адмирал Кузнецов» состоит из корабельного экипажа, прибывающего на время похода личного состава авиагруппы, и походного штаба. Собственно корабельный (постоянный) экипаж насчитывает по штату 170 офицеров, 1130 мичманов и матросов, экипаж АГ насчитывает 350 офицеров летно-технического состава, 310 мичманов и матросов, до 40 офицеров и мичманов штаба. Походный штаб будет на любом корабле и его из сравнения надо исключить, как и личный состав авиагруппы, поскольку он получает зарплату по линии морской авиации.

Экипаж РКА проекта 12418, строительство которых активно идет на экспорт, составляет пять офицеров и 36 мичманов и матросов, то есть на 35 таких РКА будут служить 165 офицеров и 1260 мичманов и матросов. Если к этому прибавить, что зарплата «катерников» еще и умножается на повышающий коэффициент, затраты на зарплату экипажа АВ будут меньше примерно на 20%.

А как с новыми фрегатами для Черноморского флота проекта 11356.7? Точных данных о численности экипажей нет, но есть данные по фрегатам проекта 11356, которые были взяты за прототип проекта 11356.7: 35 офицеров, 188 мичманов и матросов. Таким образом, на шести фрегатах будут служить 210 офицеров и 1128 мичманов и матросов. Опять получается, что шесть фрегатов по зарплате дороже на 10–15% .

Некоторые могут спросить о расходах на топливо . Ну что же, можно посчитать и это. Итак, на 8000 миль при скорости 18 узлов наш АВ тратит 10.000 тонн мазута. А вот 35 РКА проекта 12418 на 1600 миль при скорости 14 узлов расходуют примерно 2500 тонн солярки, а на 8000 миль – 12.500 тонн, а при скорости 18 узлов (как у АВ) – 15.000 тонн.

Ну а как сравнение с шестью черноморскими фрегатами? Для них получается 3000 тонн солярки на 2800 миль со скоростью 18 узлов. Следовательно, на 8000 миль будет потрачено почти 9000 тонн солярки. Мазут и солярка только при советской власти стоили одинаково, а сейчас? Вот и получается, что и по основным расходным материалам в процессе эксплуатации АВ дешевле примерно на 10–30%, если не больше . Не надо при этом забывать, что наш АВ должен был быть с АЭУ, а обычная котлотурбинная оказалась на нем волевым решением министра обороны СССР Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова. Поэтому сравнение затрат по топливу носит чисто теоретический характер.

Надо также отметить, что на одного члена корабельного экипажа на отечественном АВ приходится примерно 46 тонн водоизмещения, а на АВ США – 32 тонны, на один летательный аппарат на нашем АВ – 12–13 человек летно-технического состава, а на АВ США – до 40 человек летно-технического состава . Объясняется это иной организационно-штатной структурой, которая на АВ США предусматривает наличие большого количества ремонтных подразделений и специальных мастерских, напоминающих небольшие ремонтные заводы, чего нет у нас.

Это приводит к тому, что российский АВ не может длительно находиться в отрыве от базы (не более четырех месяцев), а АВ США может. На американском авианосце проводится и большой объем регламентных и ремонтных работ по самолетам и вертолетам, многие из которых на российском корабле просто недопустимы по существующим правилам. Поэтому даже при одинаковой численности АГ нашего и американского АВ водоизмещение нашего АВ и стоимость его постройки будут всегда меньше, чем американского.

Это случится, конечно, только в том случае, если его вновь не «вооружат» не свойственным ему мощным ракетным оружием (ПКР, разнообразные ЗРК и прочие «глупости»), шикарным двухъярусным флагманским командным пунктом (такой «зал заседаний» на «Адмирале Кузнецове» практически не используется, но «съел» вместе с погребом ПКР более 30 метров ангара и, следовательно, 6–10 самолетов в нем). У АВ США этот флагманский командный пункт всего в один ярус, меньше по площади и размещается на галерейной палубе.

/Владислав Никольский, доктор технических наук, профессор;
Николай Новичков, кандидат технических наук, vpk-news.ru
/


Макет нового российского авианосца / Фото: tvzvezda.ru

Проект перспективного авианосца «Шторм» предусматривает наличие двух трамплинов и катапульты для разгона самолетов, сообщил «Интерфакс». Корабль также получит подъемники как вертикального, так и качельного типа, что существенно сэкономит место. Таким образом создатели применят в авианосце лучшие разработки отечественной и западной школ создания кораблей подобного типа. «Многоцелевой тяжелый авианосец проекта 23000Э „Шторм“ может получить комбинированную силовую установку и два „острова“ управления», — рассказал агентству представитель Крыловского государственного научного центра, занимающегося разработкой корабля. По предварительным данным, длина «Шторма» составит 330 метров, ширина — 40, осадка — 11, скорость — до 30 узлов. Закладка авианосца планируется в 2025 году в Северодвинске, поскольку «Севмаш» — единственное предприятие в России, имеющее опыт создания кораблей такого класса. На его верфях полностью перестраивался тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» для поставки в Индию. Атомный реактор «Шторма» проверят на перспективном эсминце типа «Лидер», а в подмосковном Жуковском уже испытывают электромагнитную катапульту для разгона самолетов.







«Основное требование Главного командования ВМФ к проектантам и разработчикам „Шторма“: корабль должен обладать широкими возможностями как в плане использования палубной авиации, так и в плане боевой эффективности действий в составе разнородных сил», — отметил главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков. Габариты российского корабля соответствуют американским авианосцам типа Nimitz, самым крупным на текущий момент кораблям в мире. Правда, эксперты предсказывают авианосцам США гибель от разрабатываемых в России дальних ракет — те могут атаковать авианосные ордеры стаей с нескольких сторон сразу. Сейчас единственным российским авианосцем является авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» — в 2016 году он получит полк истребителей МиГ-29К. Помимо авиагруппы, крейсер вооружен крылатыми ракетами «Гранит» и несколькими типами ракетных и пушечных комплексов ПВО. Об этом в специальном проекте «РГ» «Русское оружие» пишет Антон Валагин .

Техническая справка

Атомный монстр-невидимка: каким будет новый российский авианосец

Несмотря на то, что в программе вооружения до 2020 года не предусмотрены средства на строительство авианосцев, в России полным ходом идет проработка проекта перспективного авианесущего корабля. Его прототип был представлен телеканалу ЗВЕЗДА в Крыловском государственном научном центре в Санкт-Петербурге — организации, без научного заключения которой ни один проект в российском кораблестроении никогда не будет воплощен в металле.


Перспективный российский авианосец пока существует только в виде моделей. Одни из них проходят цикл «морских» испытаний в многочисленных бассейнах Крыловского центра, имитирующих «плавание» будущего корабля в различных климатических, погодных условиях, морях и океанах планеты. Другая модель дает визуальное представление о том, каким же собственно будет корабль будущего.

С прицелом на будущее Первое, что бросается в глаза — это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба будущего авианосца. Вместо массивной, ее еще называют островной надстройки, — вышки управления. Это не только экономит место на палубе, но и по логике должно снизить радиозаметность корабля в море. Сама палуба также имеет отличия: на ней два трамплина — большой и поменьше, и, соответственно — два направления взлета. А еще — закрепленные на корме и в носовой части авианосца самолеты и вертолеты — как минимум, пяти разных типов. Их явно больше, чем можно увидеть на палубе единственного стоящего на вооружении нашего ВМФ авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецова» или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».

Даже беглый взгляд на модели самолетов дает представление, какие именно машины планируется разместить на авианосце. Это палубные истребители Т-50 , Миг-29К/КУБ , самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, предположительно, Як-44Э и противолодочные вертолеты Ка-32. Разработанный в Крыловском научном центре концепт нового многофункционального авианосца, по словам руководителя авторской группы Валентина Белоненко, предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов. А сам корпус корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снизилось на 20%. Уже одно это — существенная экономия энергетики, возможность увеличения скорости и автономности.


На таком авианосце, дал понять Валентин Белоненко, возможен взлет самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм. Для самолетов предусмотрены не только трамплины, но и катапульта. А под взлетной палубой и в оптимизированных надстройках — новейшие комбинированные энергоустановки, эффективное ракетное и радиоэлектронное вооружение.

Крейсер или аэродром

Последняя фраза специалиста о том, что на корабле будет размещено «ракетное и радиоэлектронное вооружение» — одна из самых интересных в определении облика будущего корабля. Дело в том, что в советском, а теперь и российском кораблестроении так до сих пор не определились с тем, к какому классу отнести отечественные авианосцы. Так, единственный оставшийся у России тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» уже одним своим названием говорит, что он не авианосец, а прежде всего «тяжелый авианесущий». То есть крейсер с дополнительным авиационным вооружением. Которое для него вспомогательное, а не основное вооружение.


Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

И это при том, что на вооружении корабля находятся 48 истребителей Су-27К (Су-33 ) и штурмовиков Су-25К, 12 вертолетов Ка-27 . Под взлетной палубой крейсера, это главное отличие от аналогичных западных кораблей, размешены 12 пусковых установок сверхзвуковых ударных крылатых ракет большой дальности «Гранит», способных нести ядерные боеголовки. Также на крейсере имеется четыре комплекса противовоздушной обороны ближней зоны «Кинжал» — всего 192 ракеты, 8 установок ракетно-артиллерийского комплекса ПВО «Кортик» и 6 скорострельных (до 1000 выстрелов в минуту) шестиствольных артиллерийских автоматов АК-630. Подобного набора вооружений нет ни на одном корабле мира.

Именно из-за этой разноплановости в вооружении «Кузнецов» не считается «чистокровным» авианосцем в том понимании, как это видят в США. Тем не менее, по оценкам военных экспертов, именно такая компоновка крейсерского вооружения делает «Адмирал Кузнецов» наиболее универсальным морским оружием. В отличие, например, от подводных лодок с крылатыми ракетами большой дальности, такой крейсер одинаково пригоден для участия как во всеобщей ядерной или безъядерной войне, а также в любых локальных конфликтах. Именно в последних наиболее эффективно использовать подобных корабли. Это ярко продемонстрировали США в ходе операций в Персидском заливе и у берегов Югославии, когда основные ударные силы ВВС НАТО были представлены корабельным авиационными соединениями, практически неуязвимыми для наземных сил противника. Однако, как отмечают специалисты, разноплановость вооружений сейчас не так важна, как узкая специализация кораблей.

«Авианосец никогда не будет в море один, — сообщил телеканалу ЗВЕЗДА бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов, его всегда будут охранять корабли сопровождения. Именно на них ляжет задача по отражению воздушного нападения или противодействие подводным лодкам противника, так что авианосец должен быть именно аэродромом, а не крейсером».

Грани головоломк и

Советник генерального директора Крыловского центра доктор технических наук Валерий Половинкин считает, что концептуальное проектирование кораблей — не просто способ избежать лишних трат из-за неверного выбора, организационных и технических ошибок при создании дорогостоящих систем. Это самый надежный путь к избранной цели и гарантия, что в какой-то момент разработчики не окажутся в тупике или на обочине. Отработка корабля будущего, даже в макете, дает возможность без существенных инвестиций в проект точно следовать общемировым тенденциям при создании аналогичных кораблей в мире. Оперативно вносить в проект пожелание военных.


Например, сейчас перспективный авианосец рассматривается в двух версиях: с атомной энергетической установкой и неатомной. Если у него будет атомная энергетическая установка, тогда водоизмещение корабля составит 80-85 тыс. тонн. Если он будет неатомный, то 55-65 тысяч тонн. От этого фактора зависит количество самолетов, которые можно разместить на корабле.

По проектировочным нормам, на одну тысячу тонн водоизмещения может быть размещен один летательный аппарат. Исходя из этого, если водоизмещение составит 65 тысяч тонн, то на корабле сможет базироваться 50-55 самолетов, если 85 тысяч — порядка 70 разных летательных аппаратов. Из этого можно сделать еще один вывод — в неатомном исполнении корабль, скорее всего, будет предназначен для экспорта. В атомном — для российского флота.

Судить об этом можно по той программе обновления Военно-морского флота, которая реализуется в рамках госпрограммы вооружения. Например, было принято решение о ремонте и глубокой модернизации тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 типа «Орлан». Таких кораблей у нас четыре: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» «Адмирал Ушаков» и «Петр Великий» . В свое время эти корабли специально создавались под задачи охраны и сопровождения авианесущих крейсеров. Набор стоящего на них вооружения позволяет им вести боевые действия как против надводных, подводных, так и воздушных целей. А атомная энергетическая установка существенно расширяет возможности крейсеров по выполнению автономных походов.

Для этих кораблей в СССР специально строился атомный авианосец «Ульяновск», к сожалению, закончить его строительство до развала государства не успели, и гигант был порезан на «иголки» прямо на судостроительной верфи в Николаеве на Украине. Впрочем, решение о необходимости ремонта и модернизации «Орланов» говорит о том, что идея атомного авианосного флота в России не забыта.


Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» / Фото: Пресс-служба МО РФ

Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит в судоремонтном заводе в Северодвинске в ожидании начала работ. По планам, в 2018 году там же окажется и самый молодой из «Орланов» — крейсер «Петр Великий». Вполне возможно, что к этому моменту будет принято решение и о начале строительства нового авианосца. В Северодвинске возводится плавучий док, способный обеспечить постройку кораблей водоизмещением более 100 тысяч тонн: танкеров, сухогрузов и собственно авианосцев. На док планируется потратить около $500 млн. бюджетных средств.

Палубные истребители Су-33 / Фото: Пресс-служба МО РФ

«В этом году планируется доукомплектовать морскую авиацию самолетами МиГ-29К, - говорит начальник Морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин. — В итоге мы получим более 20 самолетов МиГ-29К, которые станут основой формирования новой авиационной воинской части в составе Северного флота. В полном объеме начнет функционировать полигон „НИТКА“ в Ейске». Все это говорит, что флот готов к приходу новых авианосцев.

ФГУП «Крыловский государственный научный центр» завершил разработку концепции для Военно-морского флота России. Об этом руководитель центра Павел Филиппов сообщил в первый день работы Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге.

Водоизмещение такого авианосца составит 40 тыс. тонн, строительство займёт пять лет, а стоимость проекта оценивается в 200 млрд рублей. Павел Филиппов сообщил, что Минобороны России выдаст центру задание на разработку технического проекта в 2023 году.

RT удалось побеседовать с научным руководителем Крыловского центра Валерием Половинкиным, который рассказал о разработке перспективного авианосца. По его словам, центр ставит задачу улучшить три главные характеристики военных кораблей: ходкость, мореходность и управляемость. Решения, которые разрабатываются в Крыловском, также позволяют увеличить площадь палубы корабля, отметил Половинкин.

«Площадь палубы боевого корабля независимо от его предназначения — от корвета до авианосца — определяет возможность размещения оружия. Чем больше площадь палубы, тем больше можно разместить оружия», — рассказал в беседе с RT научный руководитель центра.

Несмотря на «лёгкое» водоизмещение в 44 тыс. тонн, авианосец этого проекта сможет нести до 40 самолётов и вертолётов. Кроме того, считают в центре, к моменту сдачи авианосца, возможно, будут разработаны морские варианты БПЛА типа «Охотник», которые также могут войти в состав штатных летательных аппаратов.

При условии специальной модификации на новом авианосце смогут базироваться и новейшие российские истребители пятого поколения Су-57.

«Теоретически можно какое-то количество этих самолётов взять на борт при условии их «оморячивания», то есть облегчения веса, изменения некоторых элементов конструкции. При работах по адаптации самолёта это возможно», — заявил Павел Филиппов.

Военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин отметил в разговоре с RT, что истребители пятого поколения просто надо снабдить необходимой аппаратурой, которая позволяет самолётам взлетать и садиться на палубу авианосца.

«Чтобы адаптировать Су-57 к работе на авианосцах, нужно усилить шасси, установить посадочные крюки и прочее», — пояснил эксперт.

Неатомные особенности

В разговоре с RT научный руководитель центра Павел Половинкин отметил, что на сегодня идёт поиск оригинальных решений, которые при минимальном объёме и водоизмещении позволяют получить полноценный авианесущий корабль. Добиться этого удалось с помощью конструкции корпуса по типу полукатамарана.

«С помощью оригинальных решений, испытаний корпуса, расчётов оценки боевой эффективности мы добьёмся того, что это будет полноценный авианосец. Основной характеристикой авианосца является состав летательных аппаратов. Там будут представлены все типы летательных аппаратов — от разведки и РЭБ до бомбардировщиков и штурмовиков», — рассказал Половинкин.

Согласно проекту, это позволит авианосцу нести до 24 тяжёлых истребителей Су-33 или лёгких истребителей МиГ-29К, четыре самолёта РЛДН и 12 многоцелевых вертолётов Ка-27. Новые решения в плане конструкции обводов корпуса, а также увеличения площади палубы позволят выполнить параллельное размещение стартовых позиций для самолётов.

Другой отличительной особенностью этого авианосца стала газотурбинная энергетическая установка мощностью 80 МВт. Это обеспечит кораблю полное электродвижение, по аналогии со строящимися авианосцами ВМС Великобритании класса Queen Elizabeth. Длительность автономного плавания российского многоцелевого авианосца составит 45 суток.

По словам Павла Половинкина, авианосец с газотурбинной установкой в этом плане ничем не уступает атомным аналогам. Кроме того, использование ГЭУ позволит минимизировать возможный риск при разрушении атомной установки.

«Во всём мире появляется высокоточное оружие с высокой пробивной способностью, которое может поразить любую цель и пройти любую преграду. По мере распространения гиперзвукового оружия безопасность авианосцев с атомными установками будет под большим вопросом», — отметил научный руководитель центра.

При этом Половинкин подчеркнул, что на данный момент атомная энергетика является лучшим способом обеспечить автономность тяжёлых боевых кораблей.

«Но надо идти в ногу со временем. Раз появилось такое оружие, мы должны оценить, можем ли мы ему противодействовать и защищаться от него. Нужно разработать альтернативные варианты», — отметил он.

Атомная силовая установка позволяет авианосцам не заходить в порты и повышает автономность, напомнил в беседе с RT Виктор Литовкин.

«Она может работать несколько лет без дополнительного обслуживания, а газотурбинная требует всё время пополнения топливом. Кроме того, атомная установка мощнее, чем газотурбинная», — подчеркнул эксперт.

Проект «Шторм»

На сегодня в составе ВМФ России есть только один авианосец — тяжёлый авианесущий крейсер , введённый в эксплуатацию в 1991 году. Он проходит модернизацию и вернётся к активной службе в 2021 году.

При этом «Адмирал Кузнецов» превосходит американские авианосцы одного с ним возраста — корабли класса Nimitz.

  • Авианосец ВМС США класса Nimitz
  • Reuters
  • U.S. Navy

Эти авианосцы практически не способны отражать вражеские нападения, за исключением очень ограниченных воздушных действий, и требуют внушительной эскадры сопровождения, состоящей из эсминцев, крейсеров и подводных лодок. «Кузнецов» же оснащён зенитными и ракетными комплексами, которые могут отражать любые нападения с воздуха.

В Крыловском центре идёт разработка ещё одного многоцелевого тяжёлого атомного авианосца — проекта 23000 «Шторм». Корабль этого проекта будет иметь водоизмещение 100 тыс. тонн и сможет находиться в автономном плавании до 120 суток.

Авиационная группа «Шторма» составит до 90 летательных аппаратов: палубных истребителей, самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и вертолётов.

Также по теме


«Ставка на универсальность»: какими возможностями будет обладать российский вертолёт нового поколения для ВМФ

Отечественные специалисты завершили эскизно-техническое проектирование перспективного морского вертолёта Ка-65 «Минога». Об этом...

Авианосец проекта «Шторм» будет предназначен для выполнения различных задач в дальней океанской зоне. Собственное вооружение и бортовая авиационная группа позволят наносить удары по наземным и морским целям противника, и, как и «Адмирал Кузнецов», он сможет самостоятельно обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО.

Подобные проекты будут введены в строй не раньше 2030 года, считает Виктор Литовкин. При этом он отметил, что для сопровождения российских авианосцев потребуются новые эскадры, эсминцы, фрегаты и крейсера.

Также, по мнению военного обозревателя Виктора Баранца, России потребуются и соответствующие береговые структуры.

«Думаю, российский авианосец, который ни в чём не будет уступать американскому, построят, когда в стране будут береговые структуры под громадный корабль», — сказал эксперт в беседе с RT.

При этом он отметил, что, в отличие от , для которых авианосцы являются оружием агрессии, России не нужно большое количество таких кораблей, поскольку ВМФ России выполняет задачи по защите и обороне страны.

«У США сегодня в строю 12 авианосцев, пока в России есть только один авианесущий крейсер, который сейчас находится в ремонтном состоянии и не может выполнять боевые задачи. России в принципе не нужно такое количество авианосцев, поскольку она не собирается проводить операции по всему миру и влиять на какие-то страны», — отметил эксперт.

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» ближайшие три года не сможет выходить в море. На прошедших выходных он встал в док на ремонт. Это событие делает еще более актуальным обсуждение того, какой именно корабль мог бы прийти «Кузнецову» на смену. Удивительно, что крайне нелепую идею по этому поводу озвучил авторитетный научный центр.

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» будет серьезно отремонтирован и модернизирован. 15-16 сентября состоялась постановка корабля в большой плавучий док в Росляково. Ближайшие три года «Кузнецов» проведет в ремонте, после чего, как заявляется, сможет служить еще как минимум двадцать лет.

Однако дискуссия о том, какой корабль придет «Кузнецову» на смену, все более обостряется. И одной из самых острых сторон этой дискуссии стало обсуждение того, нужны ли России так называемые легкие авианосцы - подобные «Кузнецову», но с меньшим водоизмещением и меньшей авиагруппой.

«Флот считает, что с точки зрения экономического соотношения «цена-качество» лёгкие авианосцы для России строить нецелесообразно. Предпочтительнее строить авианосцы водоизмещением порядка 70 тыс. тонн, которые позволяют нести на борту большее количество летательных аппаратов».

Три месяца спустя его коллега, начальник управления кораблестроения ВМФ Владимир Тряпичников сообщил о ведущихся проработках авианосца с атомной энергетической установкой:

«Да, это дорого, но корабль должен быть современным, выполнять соответствующие задачи, и в ближайшее время такое решение будет принято». При этом ранее сообщалось об утверждении военным ведомством эскизного проекта перспективного эсминца пр. 23560 (шифр «Лидер») с ядерной энергетической установкой.

Другими словами, казалось бы - флот уже определился с тем, что он хотел бы иметь в своём составе: тяжёлые атомные авианосцы и атомные эсминцы.

Однако, оказывается, не все так просто.

Явление альтернативы

Известно, что на предыдущем международном военно-техническом форуме (МВТФ) «Армия-2017» Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) планировал презентовать свой очередной концепт-проект - лёгкий авианосец (АВЛ) «Шторм-КМ». Но, хотя модель корабля была уже готова, дело ограничилось передачей документов тогдашнему замминистра обороны Юрию Борисову . Внятной реакции заказчика не последовало.

Долгое время концепт был известен лишь по скриншоту с экрана монитора и по фрагментам ТТХ: водоизмещение (непонятно какое) 30-40 тыс. тонн, количество летательных аппаратов (ЛА) на борту 40-50. На снимке можно было видеть странный объект с очень широкой полётной палубой, островом на левом (!) борту и центральными (не бортовыми) самолётоподъёмниками.

В начале августа новый глава Невского ПКБ , спроектировавшего все наши авианосцы, Сергей Орлов (бывший главный бухгалтер Объединённой судостроительной корпорации) похвалил работу крыловцев (что само по себе странно, поскольку хвалить конкурентов не комильфо): «Они являются сторонниками постройки нескольких небольших авианосцев. Я с этой мыслью, в принципе, согласен. Новые корабли должны быть похожи на „Адмирала Кузнецова“, но поменьше размером. Крыловцы делают даже не аванпроекты, а концептпроекты, и очень неплохие».

Как оказалось, это была артподготовка перед решающим штурмом - 21 августа мир увидел модель «Шторм-КМ» на стенде Крыловского центра на МВТФ «Армия-2018».

Странные ТТХ

На «Армии-2018» полное водоизмещение АВЛ КГНЦ подросло до 44 000 тонн (нормальное - до 40 500, стандартное - до 37 000 тонн).

Коэффициент общей полноты Kоп (визитная карточка любого корабля), равный отношению объёма погруженной части корпуса (нормальному водоизмещению, разделённому на расчётную плотность морской воды) к параллелепипеду, образованному длиной, шириной и средней осадкой по конструктивной ватерлинии (КВЛ), которые по ГОСТу соответствуют тому же нормальному водоизмещению, у «Шторма-КМ» соответствуют эсминцу с вытянутыми и заострёнными обводами (0,47). В то время как у гидродинамически совершенного, но достаточно полного «Адмирала Кузнецова» он равен 0,64 (при адекватном Kоп полное водоизмещение творения КГНЦ было бы близко к кузнецовскому). Отношение длины к ширине (коэффициент L/B, характеризующий ходкость, при этом слишком мал (6,84 против 8,08), ширины к осадке (B/T, остойчивость) слишком велик (4,47 против 3,72).

Если бы авианосец проектировали в кружке юных судомоделистов, подобную несуразицу можно было бы понять и простить, но в данном случае мы имеем дело с учёными мужами.

При мысли о классификации нового концепта Крыловского центра вспоминается 42500-тонный французский авианосец «Шарль де Голль», который никому и в голову не приходит классифицировать как лёгкий. К лёгким авианосцам с полным правом можно отнести списанные британские «Инвинсиблы» или испанский «Принсипе де Астуриас» полным водоизмещением порядка 20 000 тонн. «Де Голль» же, как и «Кузнецов» со «Штормом-КМ» однозначно относятся к авианосцам среднего класса (40-60 тыс. тонн).

И классификация, и заниженный коэффициент общей полноты детища КГНЦ воспринимаются как попытка ввести общественность и заказчика в заблуждение.

Шаг назад

В своём поступательном развитии в строительстве авианосцев (АВ) наша страна вынужденно остановилась на проекте 11437 полным водоизмещением 75 000 тонн с 70 летательными аппаратами на борту и атомной энергетической установкой. Сейчас, когда обстоятельства вынуждают, а возможности позволяют продолжить строительство АВ, было бы логично начать с похожего проекта.

Однако, так называемая флотская наука («так называемая» относится только к пресловутому отделу перспективного проектирования КГНЦ, плодящему уродцев) в силу одной ей понятных причин пытается повернуть колесо истории вспять и склонить заказчика к строительству ущербных боевых единиц.

Ущербность эта, прежде всего, выражается в составе авиагруппы. 46 летательных аппаратов (ЛА), как обещают крыловцы, в указанное ими водоизмещение втиснуть не получится. Достаточно сказать, что такое количество самолётов и вертолётов оценочно может принять «Кузнецов», который на треть больше. Помочь тут в состоянии только размещение дополнительных ЛА на огромной полётной палубе «Шторма-КМ» (вероятно, для того и задуманной), но для наших северных широт это не вариант - новому российскому авианосцу необходим вместительный ангар. Самолёто/вертолётовместимость крыловского АВЛ можно оценить по условной норме, озвученной бывшим гендиректором Невского ПКБ Сергеем Власовым : «на одну тысячу тонн водоизмещения может быть размещён один ЛА» - 37-40 ЛА.

37-40 ЛА - это две трёхзвенных (2х12) эскадрильи истребителей-бомбардировщиков, 4 самолёта радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) и 9-12 вертолётов различного назначения. По причине того, что одна истребительная эскадрилья при любых обстоятельствах должна обеспечивать дальнее авиационное прикрытие корабельной авианосной группы (КАГ), на лёгком авианосце остаётся всего-навсего одна ударная эскадрилья (12 ЛА), пригодная для действий по морским или береговым целям. 75000-тонный авианосец может принять втрое больше ударных эскадрилий, и это лучше всего свидетельствует о несостоятельности концепции КГНЦ.

Во-вторых, из-за недостаточной мощности главной энергетической установки (ГЭУ) и, как следствие, электроэнергетической установки (ЭЭУ), на АВЛ не получится разместить электромагнитные катапульты (время перезарядки накопителей энергии для запуска ЛА будет слишком велико). А перспективный авианосец без такой катапульты автоматически попадает в разряд неполноценных. Чтобы хоть как-то компенсировать указанный недостаток, специалисты КГНЦ предлагают установить на своём концепте электромеханическую катапульту (судя по всему, для запуска БПЛА).

Кроме того, вызывают недоумение самолётоподъёмники, расположенные по центру полётной палубы (в диаметральной плоскости), а не бортовые - пережиток прошлого, уменьшающий полезную площадь ангара и не позволяющий поднимать и опускать самолёты, габариты которых превышают размеры лифта.

Наконец, почему газотурбинная ГЭУ? Ведь уже утверждён эскизный проект эсминца с атомной энергетической установкой, а в 2019-2020 годах планируется начать и в 2022-м закончить его техническое проектирование. Атомный эсминец охранения и газотурбинный авианосец!

В целом складывается впечатление, что КГНЦ гребёт против течения.

Почему Россия не может размениваться по мелочам

Во-первых, у России нет возможности тратить на оборону слишком много денег. Поэтому при выборе столь затратного образца военной техники мы должны быть уверены, что он даст нам гарантированные преимущества перед зарубежными аналогами. «Лёгкий» авианосец таких гарантий дать не может. Любой наш боевой корабль должен быть минимум вдвое мощнее американского, поскольку превзойти потенциального противника количественно мы не сможем.

Новый российский авианосец может тягаться на равных с двумя американскими только благодаря своей авиагруппе. Американцы самонадеянно сами дали нам фору в области палубной авиации, полагая, что после разрухи 1990-х они могут более не опасаться нашего военного флота. Основу авиакрыльев их авианосцев в настоящее время составляют истребители-бомбардировщики F/A-18E/F «Супер Хорнет», выросшие из лёгких машин F/A-18A/B, конкурентом которых в своё время был прототип F-16 - аналог нашего МиГ-29. В дальнейшем две из четырёх ударных эскадрилий всех авианосцев ВМС США планируется перевооружить на однодвигательные F-35C.

Сложившаяся ситуация даёт нам возможность превзойти противника на море (точнее, в воздухе над морем, что почти одно и то же), посадив на новые авианосцы "оморяченные" Су-57, а потом планомерно доводя их до полного совершенства. Однако АВЛ КГНЦ не позволяет разместить на нём более одной эскадрильи тяжёлых истребителей, которые, как уже было сказано выше, будут заняты только дальним авиационным прикрытием КАГ, что сведёт на нет наше преимущество. В то же время, 75000-тонные авианосцы с четырьмя эскадрильями Су-57 на долгое время станут настоящими властелинами океана, утерев нос заносчивым (исключительным) американцам.

Во-вторых, на сегодняшний день у России вообще нет подходящих построечных мест для авианосцев. Некоторое время спустя их можно будет строить в цехе №55 Севмаша (после завершения серии «Ясеней» и частично «Бореев-А») и в судостроительном комплексе (ССК) "Звезда" на Дальнем Востоке. В конце прошлого года один из сотрудников КГНЦ высказался в том духе, что «концепция АВЛ станет дополнением к нашему авианосцу „Шторм“ [монстру водоизмещением 95-100 тыс. тонн], лёгкий авианосец дешевле и быстрее в постройке».

Плохая идея. У нас нет ни времени, ни средств, ни производственных мощностей, чтобы сначала строить лёгкие, а потом тяжёлые авианосцы.

Нам вообще давно пора всерьёз задуматься об унификации в кораблестроении и перейти к работе по принципу "один класс - один проект".

В-третьих, предлагая маломерный авианосец, специалисты КГНЦ совершенно не принимают в расчёт престиж страны, которую он будет представлять в Мировом океане. Они хотят, чтобы на нас посматривали свысока не только американцы, но и бритты, а некоторое время спустя - ещё и китайцы с индусами? Государство, основой военного флота которого являются лёгкие (облегчённые) авианосцы, не достойно зваться великой морской державой.

Атомные авианосцы - это корабли новейшего поколения, которые доступны только ведущим державам мира. Однако при этом в составе они практически не числятся. В чем же проблема? Почему Российская Федерация, которая по многим показателям лидирует в международной гонке вооружений, так сильно отстает в этом показателе? Ведь у Соединенных Штатов в наличии имеется уже довольно приличное количество таких кораблей. Где же атомные авианосцы России? Именно на этот вопрос вы и узнаете ответ в данной статье. Вы поймете, почему этот аспект гонки вооружений у Российской Федерации оказался таким слабым. Также вы узнаете о кораблях такого типа, которые производились на территории России, но по тем или иным причинам не оказались в составе ВМФ. Также вы сможете получить информацию о единственном авианосце, находящемся на службе в ВМФ, а также о том, планируются ли атомные авианосцы России в ближайшем будущем.

Естественно, конкретную информацию о подобных проектах получить нереально - на телевиденье ответственные лица могут говорить одно, на бумаге будет обозначено другое, а на деле может происходить вообще третье. Поэтому информация о будущем атомных авианосцев в России является исключительно предположительной.

Почему в России нет атомных авианосцев?

Атомные авианосцы России - это очень интересная тема, так как у одной из сильнейших держав в мире в военном плане практически полностью отсутствует большой и важный сегмент. Как это вышло? Вся проблема заключается в наследии, которое досталось Российской Федерации от Загвоздку можно найти при изучении военной политики СССР - дело в том, что государство полностью отказалось от производства авианосцев, даже не рассматривая их как концепцию несущих авиационную мощь кораблей.

Уже во времена Советского Союза начал закладываться фундамент неравнозначности этого аспекта в будущей России в сравнении, например, с Соединенными Штатами. Как итог - у Российской Федерации в начале ее существования не было авианосцев и никаких планов и программ на их изготовление, новое тысячелетие страна встретила в точно таком же положении, да и на сегодняшний день о том, когда появятся атомные авианосцы России, пока только ходят слухи и разговоры.

Попытка начала производства

Нельзя сказать, что Советский Союз даже не пытался. В начале семидесятых годов СССР на самом деле запланировал строительство первого полноценного атомного авианосца, который мог бы положить начало набору настоящего атомного флота. Был уже даже создан проект, получивший рабочее название "1160". Целью этого проекта было создание к 1986 году целых трех полноценных атомных авианосцев, которые могли бы давать катапультный взлет одним из самых эффективных советских самолетов Су-27 К. Однако, к сожалению, плану не суждено было быть реализованным, так как на тот момент СССР концентрировался на создании тяжелых авианесущих крейсеров, которые нельзя назвать полноценными атомными авианосцами по множеству причин. И именно тогда поступило предложение о создании новейшего тяжелого авианесущего крейсера с вертикальным взлетом. Вот тогда-то проект "1160" был свернут, а первый атомный авианосец отечественного происхождения так и не появился на свет.

К слову, проект авианесущего крейсера, которым был заменен проект "1160", потерпел полнейшее поражение. В 1991 году он был завершен, начали проводиться пробные запуски, которые в итоге привели к тому, что один из самолетов упал прямо на палубу крейсера и там и сгорел. К 1992 году проект был свернут, и Советский Союз остался как без атомных авианосцев, так и без крейсеров с системой вертикального пуска, а Российская Федерация, появившаяся годом позже, - без какого-либо багажа в области разработки атомных авианосцев.

Что есть сейчас?

Когда речь идет про атомные авианосцы России, классификация играет очень большую роль. Дело в том, что как таковых атомных авианосцев в стране нет вообще. И они никогда не создавались ни в России, ни до того, в Советском Союзе. Но если отбросить дотошность, тогда к авианосцам можно отнести тяжелые авианесущие крейсеры, о которых уже писалось ранее. И тогда можно проследить историю того, как появлялись те крейсеры, которые функционировали уже в России.

Первыми были крейсеры «Киев», «Минск» и «Новороссийск». Они были спущены на воду в семидесятые годы, а списаны вместе в 1993 году. Первый простоял без дела десять лет, пока не был отправлен в Китай, где стал экспонатом тематического музея. Второй уже через два года после списывания был продан в Южную Корею, где его хотели разобрать для получения металла, но затем был перепродан в Китай, где, так же как и предыдущий, попал в тематический музей. Третьему повезло меньше всего - он был продан в Корею на разборку, но его уже никто не выкупил, поэтому крейсер так и был разобран на детали.

Что касается более современных моделей, то здесь стоит обратить внимание на авианесущий крейсер «Варяг», который был спущен на воду в 1988 году. Однако после распада Советского Союза он достался Украине, которая продала его в Китай, где его усовершенствовали, завершили и подготовили к использованию. В итоге он функционирует и по сей день под названием «Ляонин». Еще один крейсер, который действует до сих пор, - это «Адмирал Горшков», который функционировал до 2004 года, после чего был продан в Индию, где был реконструирован, переделан под классический атомный авианосец и до сих пор находится на вооружении ВМФ Индии. Есть еще один авианесущий крейсер под названием «Ульяновск», который мог бы действовать в Российской Федерации - он был заложен относительно недавно, в 1998 году, и планировалось, что он будет завершен к 1995 году. При этом он бы до сих пор мог спокойно служить в ВМФ России, однако проект был свернут еще до его завершения, а то, что было уже собрано, разобрали обратно на металл. Вот так и не попали на вооружение ВМФ первые атомные авианосцы России.

«Адмирал Кузнецов»

Но все ли это атомные авианосцы России? Обзор на этом не заканчивается, потому что необходимо еще взглянуть на один экземпляр, который единственный остается сейчас на плаву и в составе ВМФ. Что это за корабль? Это атомный авианосец России «Адмирал Кузнецов» - единственный корабль в ВМФ России, который можно классифицировать как авианесущий. Однако при этом атомным авианосцем его можно назвать только условно, так как он, как и предыдущие модели, является ТАВКРом, то есть Как и все другие авианесущие корабли, он был построен на советском Черниговском судостроительном заводе. Заложен этот корабль был в 1985 году, а в 1988 году был уже спущен на воду - с тех пор он функционирует и успел послужить как Советскому Союзу, так и Российской Федерации. Свое название он получил только после распада СССР, до этого он имел несколько различных имен. Изначально ему было дано название «Рига», затем он был переименован в «Леонида Брежнева», после этого стал «Тбилиси», и только потом появился на свет атомный авианосец России «Адмирал Кузнецов». Что же это за корабль, который на сегодняшний день является единственным во всем России?

Технические характеристики корабля

Как вы видите, не имеются в большом количестве в наличии у ВМФ атомные авианосцы России. Технические характеристики единственного тяжелого авианесущего крейсера, однако, могут вызвать интерес. Итак, это корабль с довольно внушительным водоизмещением - более шестидесяти тысяч тонн. Его длина составляет 306 метров, ширина - семьдесят метров, а высота в наибольшей точке - 65 метров. Осадка корабля может составлять от восьми до десяти метров, при максимальном водоизмещении она достигает 10,4 метра. Бронирование этого корабля выполнено из катаной стали, организовано дублирование корпуса дополнительными отсеками. От вражеских торпед корабль защищает 4,5-метровая трехслойная защита - броневой слой способен перенести попадание с зарядом 400 килограмм тротила. Что касается двигателей, то здесь стоит обратить внимание, что использовалась четырехвальная котлотурбинная технология, которая не применяется на полноценных атомных авианосцах. Однако если же говорить о сухих технических характеристиках, то четыре паротурбины дают в сумме 200 тысяч лошадиных сил, турбогенераторы производят 13 с половиной тысяч киловатт, а дизель-генераторы - еще девять тысяч киловатт. Также стоит отметить движитель, который состоит из четырех пятилопастных винтов. Что все это дает в сумме? В сумме получается максимальная скорость 29 узлов, то есть 54 километра в час. Также стоит отметить боевую экономическую и экономическую скорости - первая составляет 18 узлов, а вторая - 14.

Сколько же может проплыть этот корабль без дозаправки? Дальность хода, естественно, зависит от скорости: при максимальной скорости дальность составляет 3850 морских миль, при боевой экономической скорости - чуть больше семи с половиной тысяч морских миль, а при экономической скорости - почти восемь с половиной тысяч морских миль. Независимо от пройденной дистанции считается также и автономность плавания, которая в случае с этим кораблем составляет сорок пять суток. Экипаж такого корабля насчитывает немногим менее двух тысяч человек. Это результат, который могли бы спокойно превзойти современные атомные авианосцы России. Характеристики ведь были заложены около тридцати лет назад, поэтому здесь нечему удивляться. Однако это еще не все, что вы можете узнать о единственном атомном авианосце, находящемся на сегодняшний день в составе ВМФ России.

Вооружение

Учитывая тот факт, что этот корабль является боевым, у него на борту имеется большой набор разнообразного вооружения, именно о нем сейчас и пойдет речь. «Адмирал Кузнецов» может похвастаться навигационной системой «Бейсур», которая позволяет вести максимально прицельный огонь. Прежде чем рассматривать непосредственно орудия, стоит взглянуть также и на радиолокационные приспособления - их на корабле достаточно. На борту имеется семь различных РЛС общего обнаружения, а также две станции управления авиацией. Также стоит обратить внимание на радиоэлектронику - на борту имеется боевая информационно-управляющая система «Лесоруб», комплекс связи «Буран-2» и многое другое.

Что ж, теперь уже можно обратить внимание именно на вооружение - в первую очередь стоит отметить шесть зенитных артиллерийских установок, рассчитанных на 48 тысяч снарядов. Из ракетного вооружения на борту корабля имеются 12 пусковых установок «Гранит», 4 зенитно-ракетных комплекса «Кортик» и четыре пусковые установки «Кинжал». Есть у корабля и способ атаки или защиты против подводных лодок - это два реактивных комплекса, рассчитанных на шестьдесят бомб.

Авиационная группа

Отдельно стоит взглянуть на авианесущую составляющую технических характеристик. «Адмирал Кузнецов» рассчитан на пятьдесят самолетов, которые можно было бы перевозить на борту. Более того, предполагалось, что там будут присутствовать также и вертолеты. Однако на деле все оказалось немного иначе, и на сегодняшний день данный корабль служит базой всего для тридцати самолетов, большую часть которых составляют Су-33 и Миг-29К.

Планы на будущее

Но что же дальше? Появится ли новый атомный авианосец России? Или же еще долгое время «Адмирал Кузнецов» будет оставаться единственным представителем? Еще десять лет назад россияне возлагали надежды на грядущий пересмотр указа, который состоялся в 2009 году. Как и при распаде Советского Союза и образовании Российской Федерации, так и десять лет назад у правительства не было вообще никаких планов на данный сегмент военного рынка. В то же время главный конкурент, спускал на воду уже десятый полноценный атомный авианосец. Но что же произошло в 2009 году? Был расписан план уже до 2020 года, и атомных авианосцев там по-прежнему не значилось. Так что новый атомный авианосец России пока что не появился даже на бумаге - существует он пока только на словах, да и то в прессе, а не в заявлениях официальных уполномоченных лиц.

Прототипы

На самом деле работы над проектированием авианосцев уже ведутся, однако ВМФ России получит атомный авианосец нового поколения еще очень нескоро. Уж точно не в 2020 году. В некоторых случаях источники сообщают, что над авианосцами для России ведут работы другие страны, но чаще всего мелькает сообщение с изображением проекта того, как будут выглядеть атомные авианосцы России. Фото демонстрирует который смог бы нести на себе огромное количество самолетов за счет отказа от громоздкой основной конструкции и замены ее на небольшие вышки управления.

Поручение Медведева

Однако надежды людей были возрождены в 2015 году, когда Дмитрий Медведев поручил Министерству обороны заняться разработкой плана внедрения атомных авианосцев. Это будет далеко не самая простая задача по той причине, которую вы уже знаете - полноценные корабли такого типа на территории Российской Федерации и даже бывшего Советского Союза никогда не строились. Атомный авианосец - это не одно и то же, что тяжелый авианесущий крейсер, поэтому и технологии придется использовать совершенно другие. Однако, так или иначе, самые оптимистичные прогнозы сообщают, что к 2020 году может быть предложен план создания первых атомных авианосцев, предназначенных для российского ВМФ.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!