Авиационное вооружение. ВМС Индии сняли с вооружения палубные истребители Sea Harrier Двигатель и сопутствующие агрегаты

Авиационное вооружение

Истребитель Sea Harrier

Прототип истребителя Harrier - экспериментальный самолет с индексом R1127 - был разработан группой под руководством Сидни Кэмма, в то время главного конструктора компании Hawker Siddeley. Основой проекта стал специально созданный компанией Bristol Aero-Engines реактивный двигатель с отклоняемым вектором тяги - В.Е.53.

Вертикальный взлет СВВП Р. 1127 осуществлялся за счет отклонения вектора тяги двигателя вниз с помощью четырех поворотных сопел; при переходе к горизонтальному полету они разворачивались в маршевое положение - вдоль оси самолета.

Первый вертикальный взлет R1127 состоялся 21 октября 1960 года, а в 1968 году в ВВС Великобритании (RAF) начали поступать уже серийные СВВП Harrier GR.1. Истребитель для вооружения авианосцев типа Invincible получил обозначение P.1184/Sea Harrier Fighter-Reconnaissance-Strike Mark 1 (FRS.1). Как следует из самого названия, самолет предполагалось создать многоцелевым, способным выступать в роли истребителя, несущего две ракеты Sidewinder на каждом внешнем крыльевом пилоне, разведчика и ударного самолета.

Для размещения на самолете РЛС форму его носовой части изменили. Кроме того, для экономии места на палубе или в ангаре авианосца предусматривалось откидывание носового конуса влево- благодаря этому длина самолета уменьшалась с 14,5 до 12,7 м.

Чтобы обеспечить пилоту лучший обзор во время посадки на палубу, кабину приподняли вверх на 280 мм, а фонарю придали каплевидную форму. Подъем кабины устранил также один из существенных недостатков GR.3 во время воздушного боя - плохой обзор для пилота назад и вбок. В качестве аэродинамической компенсации за поднятую кабину высоту киля пришлось увеличить на 100 мм.

Поскольку в кабине пришлось разместить новое оборудование, в том числе индикатор РЛС на приборной доске, то кабину летчика пришлось полностью перепроектировать. В ней было также установлено и новое катапультное кресло Martin-Baker Mk.1 ОН, класса 0-0, обеспечивающее раскрытие парашюта через 1,5 с после начала катапультирования - у прежнего кресла этот параметр составлял 2,5 с. Такое сокращение времени срабатывания повышало шансы на спасение пилота при аварии во время взлета или посадки на корабль.

Для уменьшения вредного воздействия соленой воды и влажного морского воздуха на планер и двигатель Pegasus 104 их конструкцию доработали - многие ответственные детали были сделаны из сплавов с повышенной коррозионной стойкостью.

В состав вооружения Р. 1184 ввели управляемые ракеты (УР) класса «воздух- воздух» AIM-9 Sidewinder, подвешиваемые на внешние крыльевые пилоны. Для борьбы с кораблями предусматривалась возможность установки двух противокорабельных ракет типа Sea Eagle или Harpoon. Остальное вооружение было аналогично применявшемуся на Harrier GR.3. Для его подвески служили один подфюзеляжный и четыре подкрыльевых пилона. Внешние подкрыльевые пилоны рассчитывались на нагрузку 455 кг, внутренние - на 910 кг.

На специальных креплениях под фюзеляжем могли устанавливаться контейнеры с двумя 30-мм пушками Aden с боезапасом 130 снарядов на ствол.

В мае 1975 года министерство обороны Великобритании заказало партию из 25 самолетов Sea Harrier (в их числе один учебный двухместный) для оснащения новых авианесущих кораблей.

20 августа 1978 года первый Sea Harrier FRS.1 (номер XZ 450), который пилотировал летчик-испытатель Джон Фэрли, поднялся в воздух с аэродрома в Дансфолде и совершил 25-минутный полет. До этого события - в мае 1978 года - флот заказал еще 10 дополнительных Sea Harrier.

Учитывая, что самолеты Harrier GR.3 уже длительное время находились в эксплуатации, а их узлы и агрегаты были хорошо отработаны, опытные экземпляры Sea Harrier было решено не строить. Самолет был сразу же запущен в серийное производство, а первые три серийные машины были выделены для проведения различных испытаний, в том числе и для отработки методики взлета с трамплина.

После завершения наземного этапа испытаний был проведен и морской. Но поскольку предназначавшийся для Sea Harrier авианосец Invincible еще не был достроен, то взлеты осуществлялись с десантного вертолетоносца Hermes - бывшего легкого авианосца, спущенного на воду в 1953 году и переоборудованного в вертолетоносец в 1971 году (в 1984 году корабль продали Индии, где после капитального ремонта он получил название Viraat).

Первый серийный Sea Harrier FRS.1 передали флоту в середине июня 1979 года. В конце того же года была сформирована эскадрилья № 800 для авианосца Invincible, а через несколько месяцев, в начале 1980 года, за ней последовала вторая эскадрилья № 801, предназначенная для авианосца lllastrious. Третья эскадрилья № 803 для Ark Royal была сформирована в 1982 году. В этом же году последовал заказ еще на 23 самолета.

Таким образом, всего было выпущено 57 Sea Harrier FRS.1 и три новых двухместных самолета T.4N. Несмотря на успехи, достигнутые СВВП Sea Harrier в Фолклендской войне 1982 года, специалисты Королевского флота понимали, что они в значительной степени обусловлены высокой выучкой пилотов и превосходными качествами всеракурсной головки самонаведения ракеты «воздух - воздух» AIM-9L Sidewinder.

Боевые действия продемонстрировали и недостатки Sea Harrier. Главный из них - самолет не мог достаточно долго оставаться в воздухе. К тому же двух ракет Sidewinder было явно недостаточно. И еще - радар Blue Fox оказался не слишком эффективен, в частности из-за невозможности выделять цель на фоне морской поверхности. Вывод - самолет нуждался в доработке.

Первая (промежуточная) стадия модернизации (Phase I Update) Sea Harrier начала осуществляться сразу же после завершения войны, в ходе ремонтов, и продолжалась с лета 1982 года по 1987 год. На самолеты были установлены новые подвесные топливные баки емкостью 854 л взамен старых емкостью 455 л, а также специальные пусковые балки, которые позволяли подвешивать по две ракеты Sidewinder на каждом внешнем пилоне, так что Sea Harrier стал нести четыре такие ракеты.

На этой же стадии модернизации на самолеты была смонтирована система управления соплами, известная как nozzle inching или nozzle nudging, которая позволяла пилоту Sea Harrier изменять положение сопел, пользуясь переключателем тормозного воздушного щитка, расположенного в верхней части рукоятки управления тягой. Это существенно облегчало манипуляции, которые приходилось осуществлять пилоту во время взлета и посадки. В связи со сложностью этих манипуляций бытовала шутка, что пилотам Sea Harrier для управления самолетом требуются три руки.

На модернизированном самолете была установлена более совершенная по сравнению с прежней система, облегчающая посадку в условиях плохой видимости, - Microwave Aircraft Digital Guidance Equipment (MADGE ). Кроме того, FRS.1 оснащался новой системой аварийного электроснабжения, а использовавшийся ранее электрический генератор, выдвигавшийся в аварийных ситуациях из фюзеляжа в набегающий поток воздуха, был убран.

Летно-технические характеристики самолета Sea Harrier FRS.l

Экипаж, чел. 1

Размах крыла, м.7,70

Длина самолета, м.14,50

Высота самолета, м.3,71

Площадь крыла,м2.18,68

Тяга двигателя Pegasus 11 Mk.104, кгс.9750

Масса пустого самолета, кг.6374

Масса топлива, кг.2295

Взлетная масса при вертикальном взлете, кг.8620

Взлетная масса при взлете с разбегом, кг.10 210

Максимальная взлетная масса, кг. 11 880

Максимальная скорость, км/ч. 1190

Практический потолок, м.15 300

Радиус действия при вертикальном взлете и посадке, км. 135

Радиус действия при взлете с разбегом 155 м и взлетной массе 9700 кг, км.795

Продолжительность патрулирования при вертикальном взлете, мин.24

Продолжительность патрулирования при взлете с разбегом 155 м, мин.72

Максимальная эксплуатационная перегрузка.+7,8/-4,2

Для исправления других недостатков Sea Harrier требовался значительно больший объем работ, поэтому в 1983 году была разработана программа второй стадии модернизации (Phase II Update). Контракт на ее проведение заключили с концерном BAe (British Aerospace) в 1985 году. Модернизированный Sea Harrier, который должен был стать эталоном также и для новых строящихся самолетов, получил обозначение Fighter Reconnaissance Strike Mark 2 (FRS.2).

В 1988 году ВАе закончил переоборудование двух Sea Harrier FRS.1 в опытные прототипы самолета FRS.2. Первый из них поднялся в воздух 19 сентября того же года, а палубные испытания провели в ноябре 1990 года. Летом 1993 года Sea Harrier FRS.2 начал поступать в строевые части для проведения эксплуатационных испытаний. Основным отличием новой модификации Sea Harrier от прежней стала более совершенная РЛС Blue Vixen разработки фирмы Ferranti. Станция Blue Vixen имела 11 режимов работы (у Blue Fox их было только четыре). В их числе режим обзора нижней полусферы; режим «сопровождение и обзор», позволяющий следить за выбранной целью при одновременном сканировании неба для обнаружения новых целей, и режим низкой мощности (LPI) - для обнаружения цели без срабатывания ее системы оповещения о радарном облучении (RWR).

Британский Sea Harrier FRS.2 стал первым европейским самолетом, вооруженным американскими ракетами AIM-120 Advanced Medium Range Air to Air Missiles (AMRAAM). Он мог нести две такие ракеты на внешних крыльевых пилонах и еще две на пилонах, установленных вместо пушечных контейнеров под фюзеляжем. В другом варианте боевой нагрузки Sea Harrier FRS.2 мог нести две AMRAAM и четыре Sidewinders. Модификация FRS.2 получилась на 350 мм длиннее, чем FRS.1, из-за увеличенного носового обтекателя нового радара. Незначительно возрос и размах крыла - за счет законцовок больших размеров.

Для компенсации аэродинамического сопротивления подвешенных ракет AMRAAM предполагалось увеличить площадь киля, однако это оказалось ненужным. Была перепроектирована также кабина летчика, чтобы разместить в ней многофункциональные дисплеи отображения информации, систему управления hands on throttle and stick (HOTAS), систему оповещения об облучении Marconi Sky Guardian RWR и навигационную систему GPS, антенна которой устанавливалась позади катапультного кресла. Самолет получил также новый двигатель - Pegasus 106.

Модернизации подверглось 33 самолета Sea Harrier FRS.1, которые после этого получили обозначение FRS.2. Последний FRS.1 ушел на модернизацию в 1995 году, а последний доработанный FRS.2 был передан флоту в 1997 году.

Восемнадцать новых заказанных FRS.2 были поставлены флоту в период с 1995 по 1998 год, последний самолет из этой партии был передан 24 декабря 1998 года как «рождественский подарок» Royal Navy. Кроме того, флот получил семь тренировочных Sea Harrier T.8, которые были переоборудованы из уже эксплуатировавшихся Royal Navy и RAF двухместных самолетов Sea Harrier.

Тренировочный Т.8 очень похож на модификацию T.4N, но имеет обновленное приборное оборудование кабины пилота, соответствующее Sea Harrier FRS.2. Модификация Т.8 не оснащалась РЛС Blue Vixen. Первый полет Sea Harrier Т.8 совершил в 1994 году, а начало поставок этих самолетов относится к 1995 году. С мая 1994 года обозначение для Sea Harrier FRS.2 было изменено и в настоящее время звучит как Sea Harrier FA.2, где «FA» расшифровывается как Fighter Attack. Литера «R» (reconnaiss-ance) из обозначения изъята, так как Sea Harrier никогда реально не использовался для выполнения разведывательных заданий, да и флот никогда не заказывал контейнер с разведывательным оборудованием для использования на Sea Harrier. Литера «S» (Strike) была заменена литерой «A» (Attack), очевидно, потому, что после окончания «холодной войны» задания по нанесению самолетами Sea Harrier тактических ядерных ударов стали уже неактуальными.

Ранее планировалось, что СВВП Sea Harrier будут служить, по крайней мере, до 2012 года, однако в начале 2002 года министерство обороны заявило, что этот срок будет ограничен 2006 годом. Предполагается, что их заменит адаптированный к морской службе Harrier второго поколения - Harrier II.

Летно-технические характеристики самолета Sea Harrier FRS.Mk 2

Двигатель .Rolls-Royce Pegasus Мк 106

Тяга, кгс.9770

Размах крыла, м.7,70

Длина, м.14,50

Высота, м.3,71

Площадь крыла, м2.18,68

Масса пустого, кг.6374

Максимальная взлетная масса, кг. 11 884

Максимальная скорость у земли, км/ч. 1185

Практический потолок, м.15 545

Радиус действия, км.750

Вооружение.2 х 30-мм пушки Aden 4хУР AIM-120, бомбы, НУР, ПКР Sea Eagle

При взлете с палубы.2270

При взлете с аэродрома.3630

Противолодочный вертолет Sea King

В декабре 1957 года ВМС США заключили с фирмой Sikorsky Aircraft контракт на разработку палубного вертолета с газотурбинной силовой установкой, который должен был заменить на палубах американских кораблей вертолеты с поршневыми двигателями S-58, использовавшиеся как противолодочные под обозначением HSS-1 Seabat и как универсальные под обозначением HUS-1 Seahorse.

Разработка нового транспортного вертолета-амфибии заняла чуть больше года. Машине присвоили фирменное обозначение S-61. Ее чрезвычайно удачная компоновочная схема сразу понравилась заказчикам. Двигатели T58-GE-6 мощностью 1050 л.с. убрали из носовой части фюзеляжа, установив их поверх грузовой кабины с габаритами 7,6 х 1,98 х 1,32 м, при этом пилоты получили идеальный обзор вперед и вниз, а фюзеляж вертолета самолетного типа полностью освободился для размещения оборудования и вооружения.

Нижняя часть фюзеляжа была выполнена в виде лодки с реданом и скулами в носовой части, что исключало набрызгивание воды на стекла кабины при рулении вертолета по воде. Для увеличения скорости полета шасси убирались в обтекаемые цельнометаллические поплавки, которые придавали машине остойчивость при движении по воде.

Первый экземпляр вертолета S-61 с заводским номером 147137 построили в начале 1959 года. Начались испытания вертолета на привязи, продлившиеся 450 часов, и стендовые испытания двигателей в течение 5000 часов. Помимо этого, проводились испытания на специальных стендах несущего и рулевого винтов. 11 марта 1959 года S-61 осуществил первый свободный полет. При взлетной массе 7250 кг вертолет легко совершал вертикальный взлет как в штиль, так и при ветре, имеющем скорость 45 - 50 км/час.

Во время летных испытаний имитировался отказ одного, а затем и обоих двигателей. При выключении одного двигателя в горизонтальном полете с помощью регулятора оборотов автоматически устанавливался требуемый режим работы второго двигателя, при котором сохранялись заданные частота вращения и крутящий момент на валу несущего винта. При выключении обоих двигателей вертолет снижался на режиме авторотации и совершал посадку с пробегом не более 15 м. Во время испытаний производились также посадки на воду как с работающими, так и с выключенными двигателями.

За все время проведения летных испытаний вертолета было совершено свыше 1000 полетов на различных режимах общей продолжительностью 1100 часов. Максимальная дальность полета составляла 868,9 км, практический потолок - 4480 м. Вертолет мог свободно висеть в воздухе на высоте 2591 м. Стабилизацию вертолета в полете и на режиме ви-сения обеспечивала система автоматического управления. Для подвески самонаводящихся торпед и глубинных бомб были предусмотрены два замка на подкосах крепления поплавков. На первых серийных вертолетах сначала устанавливались двигатели T58-GE-6, а затем T58-GE-8 мощностью 1250 л.с.

Летные характеристики машины оказались более чем достаточными для принятия ее на вооружение, и в 1961 году вертолет запустили в серию под военным обозначением HSS-2.

В 1959 году британская фирма Westland приобрела лицензию на производство и совершенствование вертолета S-61. По заказу Королевских ВМС она разработала на его базе собственный противолодочный вертолет, получивший название Sea King (в переводе с англ. - «морской король»). Его первая модификация HAS.Mk.1 отличалась от американского прототипа только силовой установкой и оборудованием. Westland развернула широкомасштабное производство машин не только для своих ВМС, но и для вооруженных сил других стран.

Современный британский противолодочный вертолет HAS.Mk.6 оборудован опускаемой гидроакустической станцией «2069» с акустическим сигнальным процессором AQS-902G-DS, который может осуществлять поиск подводных лодок на глубинах до 213 м. Кроме того, в правом поплавке геликоптера установлен выпускающийся на тросе магнитный детектор AN/ASQ-504(V). Сверху на хвостовой балке вертолета закреплен цилиндрический обтекатель РЛС Мк.6 для поиска надводных целей.

В состав оборудования HAS.Mk.6 входит терминал IDS-2000 системы тактической информационной корабельной системы JTIDS, что позволяет в реальном масштабе времени обмениваться информацией с кораблем базирования и принимать совместные решения об уничтожении тех или иных целей.

Пилотажно-навигационная система вертолета состоит из аппаратуры автоматического управления Мк.31, радиовысотомера AN/APN-171, доплеровской РЛС Мк.71 и аэрометрических приборов.

В грузовой кабине поисково-спасательного варианта вертолета можно разместить до 22 человек или девять носилок с ранеными и двумя санитарами. Вертолеты оборудованы гидравлическими лебедками, рассчитанными на нагрузку 272,4 кгс, и поисковыми РЛС ARI5955 или RDR-1500B.

В 1995 году фирма Agusta-Westland провела модернизацию оборудования вертолета, после чего в его состав добавились спутниковая навигационная система стандарта GPS - STR2000, новая навигационная система RNAV-2 и доплеровская РЛС Мк.91. С 2004 года на британских поисково-спасательных вертолетах устанавливается поисковая инфракрасная система SKMSS, которая позволяет повысить эффективность работы экипажа ночью и в плохих метеоусловиях.

4 мая 1982 года в районе Фолклендских островов прямым попаданием противокорабельной ракеты Exocet был потоплен британский эсминец УРО Sheffild. Практически сразу после этого англичане приняли решение о создании на базе Sea King вертолета радиолокационного дозора. Работы по модернизации двух первых Sea King Mk.2 начались в июне 1982 года. На вертолет установили обзорную радиолокационную станцию Searchwater Мк.1 массой 545 кг от базовых патрульных самолетов Nimrod Mk.2, смонтировав при этом громоздкую антенну станции на поворотном кронштейне с левого борта машины. Новому вертолету присвоили обозначение Sea King AEW Mk.2. Испытания машин показали, что на высоте 3000 м дальность обнаружения воздушных целей составляет 230 км. Первые три Sea King AEW Mk.2 поступили на авианосец Illustrious в 1985 году.

В 2000 году РЛС и бортовое оборудование вертолетов было решено модернизировать. Обновленный вертолет получил обозначение Sea King AEW Mk.7. На него установили РЛС Searchwater 2000, аналогичную станции с самолета Nimrod MR4A, новый доплеровский радар и систему спутниковой навигации.

Следующий этап совершенствования вертолета наступил в 2002 году. Его цель - сближение параметров оборудования вертолета и палубных самолетов ДЛРО типа Е-2С Hawkeye. После его окончания, в 2006 году 13 вертолетов радиолокационного дозора ВМС Великобритании стали вертолетами радиолокационного обнаружения и управления.

Вертолеты AEW.7 модернизировались за счет дальнейшего совершенствования РЛС и установки системы управления Cerberus. При этом обозначение вертолетов изменили на ASaC Mk.7. Импульсно-доплеровская РЛС Search-water 2000 получила улучшенную систему цифровой обработки сигналов и интерфейс для передачи данных системы JTIDS 16. В состав оборудования включаются новый запросчик-от-ветчик «свой - чужой» и система радиосвязи HaveQuick II.

Вертолет Sea King был создан более чем 46 лет назад, однако он по-прежнему отвечает современным требованиям флотов разных стран и еще долгое время будет находиться на их вооружении. Что же касается ВМС Великобритании, то там он постепенно заменяется вертолетом Merlin.

* * *

Вертолет Sea King имеет цельнометаллический фюзеляж, конструкция которого выполнена в основном из алюминиевых сплавов, а наиболее нагруженные силовые элементы изготовлены из стали и титана. Для уменьшения массы конструкции несиловые элементы конструкции (двери и обтекатели) отформованы из стеклотекстолита.

Нижняя часть фюзеляжа скомпонована в виде лодки с реданом и скулами в носовой части, которые уменьшают брызгообразование при движении на воде. Днище лодки имеет небольшую килеватость - для повышения поперечной устойчивости вертолета при рулении на воде.

Шасси вертолета трехстоечное с хвостовым колесом. Главные стойки шасси со сдвоенными колесами закреплены на поплавках. Внутри последних предусмотрены специальные ниши, в которые убираются стойки шасси. Самоориентирующееся неубирающееся хвостовое колесо установлено снизу на редане днища.

Хвостовая часть фюзеляжа плавно переходит в отогнутую вверх концевую балку. Справа на концевой балке установлен стабилизатор с рулем высоты.

В носовой части фюзеляжа размещается двухместная кабина экипажа с расположенными рядом сиденьями летчиков. В промежутке между сиденьями находится щиток управления силовой установкой, автоматической системой повышения устойчивости, а также радио- и навигационным оборудованием.

Перед летчиками смонтированы приборные панели с пилотажными приборами. Приборы для контроля работы двигателей установлены на центральной панели.

Следующий отсек - это кабина операторов с большим индикатором гидроакустической станции в переднеей ее части и лебедкой для подъема и спуска гидролокатора через округлый люк в днище фюзеляжа в ее центре.

На правом борту вертолета располагается большая грузовая дверь размерами 1,6 х 1,7 м с аварийным люком. Над дверью на кронштейне установлена лебедка для подъема на борт грузов в режиме висения. Вертолет может быть снабжен устройством для перевозки под фюзеляжем на внешней подвеске грузов массой до 3692 кг.

Британский вертолет HAS Mk.6 оснащен двигателями Н1400-2 мощностью 1660 л.с, установленными поверх фюзеляжа перед главным редуктором. Воздухозаборники несколько приподняты над фюзеляжем; выхлопные газы отводятся вниз через сопла с обеих сторон его верхней части.

Выходные валы ТВД соединены с главным редуктором, имеющим передаточное отношение 30:1. Особенностью конструкции трансмиссии является возможность запуска на земле одного двигателя для привода агрегатов гидравлической и электрической систем, что позволило отказаться от вспомогательной силовой установки. Раскрутка несущего винта производится только после запуска второго двигателя.

Летно-технические характеристики вертолета Sea King HAS Mk.6

Длина фюзеляжа, м. 16,69

Ширина фюзеляжа, м.4,8

Диаметр несущего винта, м. 18,9

Частота вращения несущего винта, об/мин.200

Ометаемая площадь несущего винта, м2.280

Длина вертолета с вращающимися винтами, м.22,1

Высота, м.5,13

База шасси, м.7,1

Масса пустого, кг.6202

Максимальная взлетная масса, кг.9707

Максимальная скорость полета, км/ч.232

Дальность полета, км. 1230

Статический потолок (без учета влияния земли), м.2440

Скороподъемность, м/с. 10,3

В системе управления двигателями отсутствует обычная для вертолетов вращающаяся рукоятка управления дросселем на рычаге общего шага. Вместо нее имеется регулятор частоты вращения несущего винта, управляемый с помощью рычагов, расположенных сверху, перед сиденьями летчиков.

Пятилопастный несущий винт вертолета с шарнирным креплением лопастей наклонен вперед под углом 3,5 градуса. Втулка несущего винта выполнена из стали и имеет совмещенные горизонтальные и вертикальные шарниры. Кроме того, втулка снабжена специальной гидравлической системой для складывания лопастей несущего винта на стоянке, управляемой с помощью кнопки.

Цельнометаллические лопасти несущего винта - прямоугольной формы в плане. Лопасти имеют D-образный прессованный лонжерон из алюминиевого сплава и приклеенные к нему хвостовые секции с сотовым заполнителем. Для определения наличия усталостных трещин в лонжероне его герметичная полость заполнена сжатым воздухом, а с комлевой стороны лонжерона установлен датчик, сигнализирующий об изменении давления. При наличии усталостной трещины давление в лонжероне падает, что отмечается показанием датчика.

Рулевой винт с пятью лопастями установлен на пилоне, вынесенном слева на верхней части концевой балки, конец которой вместе с рулевым винтом может складываться, поворачиваясь на шарнирах вбок и устанавливаясь вдоль хвостовой части фюзеляжа.

На вертолете используется централизованная система смазки деталей несущего и рулевого винтов, а втулки винтов оснащены самосмазывающимися подшипниками из тефлона.

Топливо находится в двух отдельных группах протектированных топливных баков общей вместимостью 2600 л, которые расположены под полом кабины.

Британский палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлета и посадки British Aerospace «Sea Harrier» создан на основе самолета «Harrier» сухопутного базирования. Состоял на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1980-2006 годах.
В целях повышения боевого потенциала самолета «Sea Harrier» специалисты «British Aerospace» внесли ряд изменений в конструкцию машины - в результате появился Sea Harrier FA Mk.2, один из лучших истребителей корабельного базирования.


В январе 1985 года фирма «British Aerospace» получила контракт на модернизацию Sea Harrier, в рамках которого намечалось переоборудовать два самолета Sea Harrier FRS Mk.1 по стандарту FRS Mk.2 (затем FA Mk.2). Изначально в 1984 году было объявлено, что Министерство обороны намерено выдать 200 млн. фунтов стерлингов компаниям «ВАе» и «Ferranti» на модернизацию всего парка Sea Harrier, но уже в 1985 году количество модернизируемых машин было сокращено до 30.

Самолет FA Mk.2 внешне отличается от FRS Mk.1 менее заостренным носовым обтекателем антенны, более длинной задней частью фюзеляжа, переделанными антеннами и внешними подвесками и увеличенными предкрылками.
Модернизация предусматривала установку импульсно-доплеровской РЛС Blue Vixen, объединенной системы распределения тактической информации, усовершенствованной системы предупреждения о радиолокационном облучении и обеспечение возможности применения УР AIM-120 AMRAAM. Вначале «ВАе» предлагала также обеспечить возможность подвески УР Sidewinder на законцовках крыла, но затем это и ряд других усовершенствований были исключены из проекта, но аэродинамический гребень и увеличенные предкрылки оставили.
Первый из переоборудованных самолетов (ZA195) поднялся в воздух 19 сентября 1988 года, а 8 марта 1989 года за ним последовала вторая машина (XZ439). На самолете оборудовали дополнительный отсек для БРЭО и перепроектировали носовую часть - из-за установки РЛС Blue Vixen носовой обтекатель стал менее заостренным, но в целом новый FА Mk.2 оказался на 0,61 м короче предшественника - за счет того, что убрали носовую штангу ПВД.

Размах крыла остался прежним, но подкрыльевые узлы подвески переделали - на модернизированной машине можно было теперь подвешивать пару 864-литровых ПТБ, а также по одной УР Hughes AIM-120 AMRAAM (или ВАе ALARM) на внешних пилонах. Всего на самолет были установлены пять систем подвески вооружения, реализованных на основе многоцелевых авиационных пусковых установок LAU-106A и LAU-7. При выполнении ударных миссий самолет может нести ПКР Sea Eagle (дальность - более 50 миль, скорость – 0,3 км в секунду) и противорадарными ракетами ALARM.


Электронное оборудование включает систему оповещения о РЛ облучении Sky Guardian 200 от Marconi Electronic Systems, системой постановки помех - AN/ALE-40 , систему коммуникации- AD120 VHF Marconi Electronic Systems и AN/ARC-164, систему опознавания «свой-чужой»AN/APX-100 MK12 или PTR 446 IFF, систему тактической авианавигации AD 2770 Tacan Marconi Electronic Systems и MADGE Microwave Airborne Digital Guidance Equipment от Thomson Thorn. Для наблюдения используется камера F.95 установленная в носовой части.

В состав приборного оборудования кабины FA Mk.2 включили новые многофункциональные дисплеи на электронно-лучевых трубках, а органы управления самолетом скомпонованы по принципу HOTAS, что позволяет пилотировать самолет, не снимая рук с ручки управления и РУД. FA Mk.2 получил более мощные двигатели Pegasus Mk 106 - так называемый, «оморяченный» вариант двигателя Mk 105, установленного на AV-8B, без применения магния в его конструкции.
7 декабря 1988 года был выдан контракт на переоборудование 31 самолета FRS Mk.1 по стандарту Мк.2, а 6 марта 1990 года был выдан контракт на постройку 10 новых FA Mk.2.
В январе 1994 года был подписан новый контракт на 18 новых FA Mk 2 и переоборудование еще пяти FRS Mk.1. Переоборудование самолетов выполнялось в Дансфолде и Броу - окончательная сборка модернизированных машин выполнялась в Дансфолде.

Морские испытания модернизированного истребителя проводились на борту авианосца «Арк Ройял» в ноябре 1990 года и подтвердили все расчетные данные и возможность безопасного взлета с носового трамплина с углом схода 12 градусов. В испытаниях участвовали два предсерийных самолета, но РЛС имелась только на одном из них.
Для более эффективной подготовки летчиков был создан двухместный вариант T Mk 8N - в 1996 году четыре такие машины поступили на смену Harrier T Mk 4N. Машина имела почти полный набор БРЭО варианта FA Mk.2, за исключением РЛС.
Основной управляемой ракетой класса «воздух-воздух» для Sea Harrier FA Mk.2 стала the Hughes AIM-120, а новая РЛС Blue Vixen (модель «А») проходила испытания на самолетах ВАС 1 - 11 и ВАе 125 до августа 1988 года.


Еще один ВАе 125 был оборудован полным комплектом приборного оборудования самолета FA Mk.2 - устанавливался на правом месте, а в 1989 году на нем установили для испытаний РЛС Blue Vixen (модель «В»). В ходе испытаний УР AIM-120 были выполнены 10 пусков, в качестве целей использовались беспилотные мишени MQM-107 и QF-106. Испытания едва не были сорваны, когда 5 января 1994 года во время аварии был потерян один из двух оснащенных новой РЛС самолетов.
В июне 1993 года в Боскомб-Дауне сформировали первое, опытное, подразделение, а на базе 899-й эскадрильи авиации ВМС создали группу для проведения оценочных испытаний Sea Harrier FA Mk.2 - четыре ее самолета совершили поход на борту авианосца «Инвинсибл» в 1994 году. В январе 1995 года 801-я эскадрилья ушла на авианосце «Илластриес» на первую полноценную боевую службу. Самолеты поступили также в 800-ю эскадрилью, принявшую затем участие в операции против Югославии.
В целом было признано, что самолет хорошо зарекомендовал себя во время операций «Deny Flight» и «Allied Force», но одна машина была потеряна от огня с земли 16 апреля 1994 года. Пилот спасся.

Летно-технические характеристики Sea Harrier FA Mk.2:
Экипаж: 1 (пилот);
Длина, м: 14,17;
Размах крыла, м: 7,7;
Высота, м: 3,71;
Площадь крыла, м2: 18,68;
Масса пустого, кг: 6097;
Масса снаряженного, кг: 6374 (без боевой нагрузки);
Нормальная взлетная масса, кг: при вертикальном взлете – 8620, при взлете с разбегом – 10210;
Максимальная взлетная масса, кг: 11880;
Масса топлива во внутренних баках, кг: 2295 (+ 2404 кг в ПТБ);
Силовая установка: 1 х ТРДД Rolls-Royce Pegasus Mk.104;
Тяга, кН: 1 х 95,6 (9750 кгс);
Максимальная скорость, км/ч: 1190;
Боевой радиус, км: при вертикальном взлете – 135, при взлете с разбегом - 795 (при взлетной массе 9700 кг);
Продолжительность патрулирования, мин: при вертикальном взлете – 24, при взлете с разбегом – 94;
Практический потолок, м: 15300;
Вооружение: 2 х 30-мм пушки ADEN с 130 пат. на ствол (съемные)
Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» - AIM-9, AIM-120 (FRS.2), R550 Magic (FRS.51); ракеты «воздух-поверхность» - ALARM, AS.37 Martel, Sea Eagle; ракеты - 4 х 18 х 68-мм неуправляемые ракеты SNEB

Hawker Siddeley Harrier (Харриер) – семейство многоцелевых истребителей вертикального взлета и посадки, разработанный британской компанией Hawker Siddeley в 1960-х годах. Является наиболее успешным самолетом СВВП. Модификации самолета выпускались в Великобритании (British Aerospace) и США (McDonnell Douglas).

История Harrier

В 1954 году французский авиаконструктор Мишель Вибо разработал проект СВВП на базе двигателя Orion. Запатентовав технологию, он обратился к руководству разработок НАТО и получил от него задание совместно с Bristol Engines создать новый двигатель для подобного самолета. Двигатель Orion был слишком слабым для боевого СВВП и на его место, вскоре поставили новую силовую установку на базе двигателя Орфей. Комплекс под названием B.E.53 был продемонстрирован на авиасалона Ле Бурже, где с ним познакомились инженеры фирмы Hawker. Они вступили в совместную работу с создателями силовой установки – так появилась доработанная и уникальная в своем роде силовая установка B.E.53 Pegasus.

Двигатель установили на прототип фирмы Hawker P.1127, создававшийся в качестве разведчика. С 1960 года самолет проходил активные испытания и, наконец, в 1962 году впервые совершил вертикальную посадку на авианосец Arc Royal. К 1963 году был выпущен шестой прототип с улучшенным двигателем, новым крылом и оборудованием. Вскоре Hawker выпустил 6 самолетов для проведения совместных испытаний ВВС Великобритании, США и ФРГ. В 1965 году на базе прототипов был создан самолет с характеристиками, полностью удовлетворяющими требованиям НАТО. Так появился Harrier.

В ходе проведенных летных испытаний самолеты налетали 1700 часов, осуществляя взлеты и посадки днем и ночью, на лесных и городских площадках, на палубах ударных авианосцев и небольших судов.

В 1967 году, несмотря на возникшие финансовые проблемы, компания Hawker Siddeley получила, наконец, заказ RAF на производства 60 одноместных и десять учебно-боевых двухместных — марки Т.2. В апреле 1969 года эти самолеты под обозначением Harrier GR.1 поступили на вооружение 1-й эскадрильи RAF, базирующейся в Уиттеринге.

Видео Harrier: Видео руления, вертикального взлета и полета истребителя на авиасалоне Yuma 2013, США

Конструкция Harrier

Самолёт вертикального взлёта и посадки, одноместный цельнометаллический высокоплан нормальной аэродинамической схемы с велосипедным шасси. Оснащён одним турбовентиляторным двигателем Rolls-Royce Pegasus с четырьмя поворотными соплами, расположенными попарно слева и справа от фюзеляжа- под центропланом и в кормовой части: первые создают тягу холодным сжатым воздухом от первого контура двигателя, вторые - горячим выхлопом двигателя.

Модификации

Первая производственная серия самолётов была обозначена как Hawker Siddeley Harrier GR.1 и являлась непосредственным развитием прототипа Kestrel. Производство велось на заводах в городах Kingston upon Thames и Dunsfold, Surrey. Первый полёт самолёт выполнил 28 декабря 1967 года, а в 1969 году вошёл в эксплуатацию ВВС Великобритании. В начале 1970 годов поступил на вооружение корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании.

Следующей модификацией самолёта стал Harrier GR.3 с улучшенной системой лазерного целеуказания и несколько увеличенной мощностью двигателя. Данная модификация с некоторыми изменениями (устанавливалось две автоматические 30-мм пушки ADEN и две ракеты AIM-9 Sidewinder) выпускалась и на экспорт под обозначением AV-8A: 113 машин было произведено для корпуса морской пехоты США и ВМФ Испании. Всего было разработано более 10 модификаций первого поколения семейства Harrier:

GR.1, GR.1A, GR.3, двухместные учебные варианты T.2/T.2A/T4; экспортные модификации для США: AV-8A/AV-8C, учебный двухместный TAV-8A ; экспортные модификации для Испании (и позже — Таиланда): AV-8S Matador (обозначение во флоте Испании VA-1 Matador, внутреннее обозначение разработчика Mk 53 и Mk 55).

Схема истребителя Harrier

Rajat Pandit "Indian Navy bids farewell to spectacular Sea Harrier jump jets after 33 years", военно-морские силы Индии сняли с вооружения своей морской авиации британские палубные истребители короткого/вертикального взлета и посадки BAE Systems Sea Harrier после 33 лет эксплуатации. 11 остававшихся на вооружении 300-й эскадрильи "White Tigers" авиации ВМС Индии самолетов Sea Harrier в настоящее время законсервированы на морской авиабазе Ганза в Гоа и теперь предполагаются главным образом для раздачи по музеям.

Истребитель BAE Systems Sea Harrier FRS.51 (бортовой номер IN623, модернизирован по программе LUSH) из состава 300-й эскадрильи морской авиации ВМС Индии в период активной службы. Ганза (Гоа), 2013 год (с) www.zone5aviation.com

Снятие с вооружения самолетов Sea Harrier вызвано предстоящим в самое ближайшее время выводом из состава ВМС Индии авианосца R 22 Viraat (бывший британский Hermes, приобретенный из состава Королевского флота в 1986 году), с которого использовались эти истребители. 6 марта 2016 года с борта Viraat , вернувшегося в Мумбай из своего последнего похода для участия в военно-морском параде в Вишакхапатнаме, были выгружены шесть находившихся на авианосце самолетов S ea Harrier, после чего началась подготовка корабля к окончательному списанию, заплланированному на июнь.

300-я эскадрилья должна ближайшее время начать перевооружение на получаемые из России корабельные истребители МиГ-29К/КУБ с трамплинным взлетом и горизонтальной посадкой. Ожидается, что эскадрилья достигнет статуса оперативной готовности на МиГ-29К/КУБ в 2018-2019 годах, когда в строй ВМС ИНдии должен быть введен строящийся новый авианосец Vikrant.

Cейчас истребителями МиГ-29К/КУБ (которых всего Индией по двум контрактам было заказано 45 самолетов, передача последних шести из которых ожидается в 2016 году) вооружена 303-я эскадрилья "Black Panthers" авиации ВМС Индии, также дислоцированная на Ганза. Данная эскадрилья использует для базирования авианосец R 33 Vikramaditya (перестроенный бывший российский тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Горшков" ).

Всего авиация ВМС Индии с 1983 по 1990 годы получила 27 истребителей Sea Harrier новой постройки британского объединения British Aerospace (ныне BAE Systems) - 23 одноместных Sea Harrier FRS.51 (индийские номера с IN601 по IN623) и четыре двухместных Sea Harrier T.60 (с IN651 по IN654). В 2002 году из наличия британских ВВС были также получены три "сухопутные" "спарки" Harrier Т.4, из которых две были введены в строй (как IN655 и IN656), а одна использована на запчасти. В 2006-2010 годах несколько одноместных самолетов Sea Harrier FRS.51 были модернизированы по программе LUSH с оснащением израильской бортовой РЛС Elta EL/M-2032.

В авиации ВМС Индии самолеты Sea Harrier, помимо 300-й эскадрильи, использовала также учебно-боевая 551-я эскадрилья на Ганза. В процессе эксплуатации индийцами было потеряно 17 самолетов Sea Harrier, при этом погибло семь летчиков. Истребитель с номером IN621 был использован на запчасти и в 2005 году был передан в музей индийской морской авиации в Гоа.

В авиации ВМС Великобритании самолеты Sea Harrier были сняты с вооружения в 2006 году.

Sea Harrier FA2 из 801 NAS в полете на Royal International Air Tattoo

Разработка и производство

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

Стрелково-пушечное

  • 2 × 30 мм пушки ADEN с 130 пат. на ствол (съёмные).

Управляемые ракеты

  • ракеты «воздух-воздух»: AIM-9, AIM-120 (FRS.2), R550 Magic (FRS.51);
  • ракеты «воздух-поверхность»: ALARM, AS.37 Martel, Sea Eagle.

Неуправляемые ракеты

  • 4 × 18 × 68 мм ракет SNEB.

Бомбы

  • свободнопадающие калибром до 454 кг.

Бритиш Аэроспейс «Си Харриер» (англ. British Aerospace Sea Harrier ) - британский палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлёта и посадки. Создан на основе самолёта «Харриер» сухопутного базирования. Состоял на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1980-2006 годах..

История создания

В послевоенный период, Королевский флот начал заражения параллельно с распадом в Британской империи за рубежом и появлением Содружества Наций, уменьшая потребность в большем флота. К 1960 году последний корабль, HMS Vanguard , был отправлен в отставку из ВМС, побывав в эксплуатации менее пятнадцати лет. Возможно, самый большой знак новой тенденции к военно-морской строгости пришла в 1966 году, когда планируется CVA-01 класса крупных авианосцев, предназначенные для Королевского военно-морского флота был отменен; по-видимому заканчивая участие военно-морского флота в с неподвижным крылом палубной авиации в качестве носителей эпохи Второй мировой войны были медленно удалился по одному. В это время требований в Королевском флоте начали формироваться для вертикальной и / или короткого взлета и посадки (В / короткого взлета и посадки) палубная перехватчик заменить Де Хэвилленд моря Vixen . После первый V / короткого взлета и посадки испытания на корабле начался с P.1127 Hawker Siddeley посадки на HMS Ark Royal в 1963 году.

После их ключевой роли в 1982 Фолклендской войны, было извлечено несколько уроков от выполнения самолета, что привело к утверждению для обновления флота к FRS.2 (позже известный как FA2) Стандартный должна быть представлена ​​в 1984 году Первый полет опытного самолета состоялся в сентябре 1988 года и был подписан контракт на 29 модернизированного самолета в декабре того же года. В 1990 Военно-морской флот заказал 18 новой постройки FA2s, на единицу стоимости около 12 миллионов фунтов стерлингов четыре дальнейшая модернизация самолетов были заказаны в 1994 году первый самолет был доставлен 2 апреля в 1993 году.

Производство

Вторая концепция для будущего военно-морской авиации, появились в начале 1970-х годов, как первый из нового класса "через палубы крейсера" было запланировано. Они были очень тщательно и политически назначен крейсеров сознательно избегают термина «авианосец», для того, чтобы повысить шансы на финансирование от враждебного политического климата от дорогих столичных судов, они были значительно меньше, чем ранее искать CVA-01. Эти корабли были заказаны как Invincible класса в 1973 году, и в настоящее время широко признается в качестве авианосцев. Почти сразу же после их строительства, трамплина был добавлен в конце 170-метрового палубе, позволяя операторам эффективно работать небольшое количество V / STOL струй. Royal Air Force "с Hawker Siddeley Harrier GR1s был введен в эксплуатацию в апреле 1969 года navalised вариант Harrier был разработан Hawker Сиддели служить на предстоящих судов, это стало Sea Harrier. В 1975 Военно-морской флот заказал 24 Sea Harrier FRS.1 (стоит за «Fighter, разведкой, забастовка») самолета, первого из которых был введен в эксплуатацию в 1978 году. В течение этого времени Hawker Siddeley стал частью из British Aerospace путем национализации в 1977 году. К тому времени, прототип Sea Harrier был доставлен в Dunsfold 20 августа 1978 года приказ был увеличен до 34. Sea Harrier был объявлен в эксплуатацию в 1981 году на борту первого Непобедимый корабль класса HMS Invincible , а дальше самолет присоединился к старению HMS Hermes авианосец позже в этом году.

Описание конструкции

Самолёт вертикального взлёта и посадки, одноместный цельнометаллический высокоплан.

Фюзеляж

По сравнению с FRS. Mk 1, F/A. Mk 2 внешне отличается менее заостренным носовым обтекателем антенны, задняя часть фюзеляжа была длиннее, переделанными антеннами и внешними подвесками и увеличенными предкрылками.

Крыло и оперение

Крепление крыл осуществляется с помощью 6 узлов, попарно установленных на трех шпангоутах. При замене двигателя крыло придётся демонтировать. Оперение вертикальное и горизонтальное было съемное.

Шасси

При работе двигателя на земле сопла отклонена в положение, соответствующее вертикальному взлету или взлету с коротким разбегом. Главная стойка расположена центрально под фюзеляжем, 2 стойки шасси на концах крыла. Такая конструкция позволила не принимать никаких специальных мер для обеспечения нормальной работы шасси с учетом нагрева пространства под фюзеляжем выхлопными газами из сопел двигателя. Стойки оборудованы гидравлической системой управления, обеспечивающей поворот вправо и влево на 45 градусов. Носовое колесо свободно поворачивается на 179 градусов.

Силовая установка

В центральной секции фюзеляжа размещен двигатель и его агрегаты. Боковые воздухозаборники двигателя снабжены дополнительными створками в передней части обечайки, предназначенными для увеличения расхода воздуха при малых скоростях полета, а также служат для слива пограничного слоя по периметру кабины с выходом в задней части фонаря. Дополнительные створки в передней части закреплены на шарнирах и работают автоматически между внутренним и внешним амортизирующими стопорами.

Вооружение и оборудование

Было установлено 5 систем подвески вооружения. Основными стрелково-пушечного вооружением были 2 × 30 мм пушки ADEN с 130 пат. на ствол. Также управляемые ракеты класса "воздух-воздух" AIM-9, AIM-120 (FRS.2) и ракеты класса "воздух-поверхность" ALARM, AS.37 Martel, Sea Eagle. Была возможность установки неуправляемых ракет 4 × 18 × 68 мм ракет SNEB.

Дизайн

Sea Harrier является дозвуковой самолет, предназначенный для заполнения забастовки, разведки и истребителей роли. Это имеет один Rolls-Royce Pegasus турбовентиляторных двигателя с двумя приемами и четыре vectorable сопел. Он имеет два шасси на фюзеляже и два выносных опор шасси на крыльях. Sea Harrier оснащен четырьмя крыла и три фюзеляжа пилонов с оружием в руках и внешние топливные баки. Использование трамплина позволили самолету взлетать с короткой взлетной палубе с тяжелым экипировки, чем в противном случае возможно, хотя это может также снять как обычный загруженного истребителя без вектором тяги от нормальной взлетно-посадочной полосы аэропорта.

Sea Harrier во многом основывается на Harrier gr3, но был изменен, чтобы иметь повышенную кабины с " пузырем "навес для большей наглядности, и вытянуты вперед фюзеляж для размещения Ferranti Blue Fox радар. части были переходит на использование устойчивых к коррозии сплавов или покрытий были добавлены для защиты от морской среды. После Фолклендской войны, Sea Harrier был оснащен новой ПКР Sea Eagle ракеты.

Sea Harrier FA2 признакам Синий Vixen радар, который был описан как один из самых передовых импульса доплеровский радар систем в мире; радар Blue Fox был, по мнению некоторых критиков как имеющие сравнительно низкую производительность, что было доступно в Время закупок. Голубой Vixen легли в основу развития Eurofighter Typhoon "с Captor радара. Sea Harrier FA2 также нес AIM-120 AMRAAM ракету, первый британский самолет будут обеспечены этой возможности усовершенствованная модель двигателя Pegasus, Pegasus Mk 106 , был использован в Sea Harrier FA2; в ответ на угрозу радиолокационных основе анти авиационных средств поражения были добавлены электронные контрмеры. Другие улучшения включали увеличение к нагрузке воздух-воздух оружие, посмотреть вниз радар, увеличенный диапазон, а также улучшение дисплеи кокпита.

Кабина в Sea Harrier включает в себя обычный центр палка расположение и левую дроссельную заслонку. В дополнение к обычным управления полетом, Харриер имеет рычаг для управления направлением четырех vectorable сопел. Форсунки указать назад с помощью рычага в переднее положение для горизонтального полета. При установке рычага задней форсунки сверху вниз для вертикального взлета и посадки. полезность вертикальной посадки возможности в Sea Harrier было продемонстрировано в инциденте 6 июня 1983 года, когда Sub-лейтенант Ян Уотсон потерял контакт с авианосец HMS Прославленная и должен был приземлиться Sea Harrier ZA176 на баке испанской грузового судна Alraigo.

В 2005 году, хотя уже расписанию, на пенсию, Sea Harrier был изменен с системой An "Автоленд", чтобы позволить истребитель выполнить безопасное вертикальной посадки без пилотного взаимодействия. Несмотря на качки судна, создавая естественную проблему, система была разработана, чтобы быть в курсе таких данных, и успешно выполнил посадку на море в мая 2005 года.

Летно-технические характеристики

Эксплуатационная история

Ввод в эксплуатацию Первые три моря Гончие были партии разработка и были использованы для оформления испытаний. Первый серийный самолет был доставлен в RNAS Yeovilton в 1979 году, чтобы сформировать интенсивных полетов Trials Unit (также известный как 700A морской авиационной эскадрильи). В марте 1980 интенсивных полетов Испытания Группа стала 899 Naval Air Squadron и будет действовать в качестве блока landborne штаб-квартиры этого типа. первый рабочий эскадра 800 Naval Air Squadron также была образована марта 1980 первоначально для работы с HMS Invincible перед ним переданы HMS Hermes . В январе 1981 года вторая операция эскадра 801 Naval Air Squadron была создана для работы от HMS Invincible.

Фолклендские острова войны Линейка Sea Harrier реактивных самолетов, стоящих слева от фотографии. На расстоянии высокий, скучно цвета склад. Sea Harrier в RNAS Yeovilton . Пре-Фолклендские войны краска схема увидеть здесь был изменен, рисуя над белыми нижними и маркировки на пути к островам. Море Гончие принял участие в Фолклендской войне 1982 года, выполнявшего рейс из авианосцев HMS Invincible и HMS Hermes. Море Гончие исполнил главную роль ПВО с второстепенной роли штурмовиков. RAF Harrier GR3 при условии, что основные средства наземного силу атаки, в общей сложности 28 море Харриер и 14 Harrier GR3s были развернуты в театре. Эскадроны Sea Harrier сбили 20 аргентинского самолета в воздух-воздух бой с не воздушным в воздухе потерь, хотя два моря Гончие были потеряны для низового пожара и четыре несчастных случаев. Из общего объема аргентинских потерь воздуха, 28% были сбиты гончих.

Ряд факторов способствовал провал аргентинского бойцов сбить Sea Harrier. Хотя Mirage III и кинжал струи значительно быстрее, были, Sea Harrier был значительно более маневренным. Тактика, такие как "МКФ" (Vectored в горизонтальном полете) с помощью сопла обычно используется для вертикального полета для торможения и другие маршрут оказался решающим в воздушных боях, хотя по крайней мере один авторитетный источник сообщил Viffing не был использован RN пилотов на Фолклендских островах. Кроме того, Harrier использованы новейшие AIM-9L Sidewinder ракет и Blue Fox радар. Английские летчики были превосходные воздуха боевой подготовки, одним из проявлений которого было то, что они думали, что они заметили, аргентинские пилоты иногда выпуская оружие за пределами их рабочих параметров. Это теперь полагают, были Миражи выпуская внешние топливные баки, а не оружия, и, отвернувшись от конфликта с Sea Harrier. Это позже снижается их способность бороться эффективную кампанию против Sea Harrier в связи с сокращением ассортимента и отсутствия внешних топливных баков.

Боевое применение

Фолклендская война (1982) В ходе войны с Аргентиной, Великобритания использовала 28 «Си Харриеров».По официальным данным, на счету британских «Харриеров» 31 аргентинский самолёт (в большинстве Mirage III), без потерь со своей стороны. По другим источникам - 21 воздушная победа, при потере одного, сбитого «Даггером» (Мираж-5). Всего за войну было потеряно 6 Sea Harrier.

Война в Югославии (1994-1995, 1999) «Си Харриеры» ВМС Великобритании использовались для атак по боснийским сербам в 1994 году. 16 апреля один самолет был сбит, пилот катапультировался, приземлившись на территории боснийских мусульман.

В 1999 году, во время операции НАТО «Союзная сила» британские самолеты патрулировали небо над Косово, пытаясь закрыть его небо от сербских «Мигов».

Литература и источники информации

Ильин В. Е., Левин М. А. Современные истребители. - Москва: «ХОББИКНИГА», 1994. - С. 12-15. - 288 с. - 15 000 экз. - ISBN 5-85561-014-4 .

Галерея изображений

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!