Презентация на тему "Моя профессия – медицинская сестра". Презентация на тему "функции сестринского дела" Презентация сестринское дело как профессия

Cлайд 1

Cлайд 2

Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы

Cлайд 3

6

Cлайд 4

8

Cлайд 5

9

Cлайд 6

Основные проблемы, отмеченные в Концепции: “…Соотношение между численностью врачей и среднего медицинского персонала в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации”.

Cлайд 7

Обучение пациентов и семьи оценка потребностей человека и его семьи определение проблем, которые могут быть решены путем сестринских вмешательств вовлечение пациента и его ближайшего окружения в профилактику и реабилитацию Оценка знаний и навыков членов семьи подготовка и предоставление адекватной информации помощь пациенту и ближайшему окружению в освоении необходимых навыков Осуществление сестринского ухода с включением сестринских вмешательств по профилактике по реабилитации по психологической поддержке человека или семьи Функции сестринского персонала (бюро ВОЗ по сестринскому делу)

Cлайд 8

Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 2. Низкая заработная плата сестринского персонала. 3. Уравнительные подходы к оплате труда. 4. Низкая социальная защищенность медицинских работников со средним медицинским образованием. 5. Низкий престиж профессии.

Cлайд 9

Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 6. Несоответствие ФГОСа среднего профессионального и высшего сестринского образования современным потребностям здравоохранения. 7. Невысокое качество преподавания. 8. Отсутствие системы непрерывного медицинского образования

Cлайд 10

Укомплектованность - 69,7% Показатель обеспеченности на 10 тыс. населения – 94,9 Соотношение врач – медицинская сестра 1:2,2. В системе здравоохранения работает более 1 336,1 тыс. специалистов со средним медицинским образованием *

Cлайд 11

Низкая мотивация работников здравоохранения Недостаточный уровень оплаты труда Средняя заработная плата в здравоохранении составила 8870 рублей, Средняя заработная плата среднего медицинского персонала 4546 рублей У 38% работников здравоохранения зарплата ниже прожиточного минимума Разница в финансировании на уровне субъектов РФ достигает 12 раз, а на уровне муниципалитетов - 50 *

Cлайд 12

Наиболее важные проблемы в области управления здравоохранением низкая заработная плата и уравнительные подходы к оплате труда сестринского персонала, низкая социальная защищенность и престиж профессии, несоответствие ФГОС среднего медицинского образования современным потребностям здравоохранения, отсутствие системы непрерывного медицинского образования, низкая информированность средних медицинских работников о современных средствах и методах ухода за больными, методах диагностики, профилактики и реабилитации *

Cлайд 13

Основные приоритеты Программы развития сестринского дела в России до 2020 года развитие государственной и общественной системы управления сестринской деятельностью, создание правовых, организационных и экономических условий развития сестринского дела в России, повышение качества и доступности сестринской помощи, мотивация населения к сохранению и укреплению здоровья, формирование культа здорового образа жизни. Автор слайда И.МИСКАРЯН *

Cлайд 14

Цель развития сестринского дела повышение качества сестринской помощи за счет рационального использования потенциала сестринского персонала, обеспечивающего повышение качества и продолжительности жизни населения, способствующего удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских услуг, их доступности и экономичности. *

Cлайд 15

Задачи развития сестринского дела Формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению путем совершенствования нормативной правовой и материально- технической базы сестринской деятельности, использования современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской помощи, ее профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемыми медицинскими услугами; *

Cлайд 16

Задачи развития сестринского дела совершенствование системы управления сестринской деятельностью путем повышения эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении, информационного обеспечения; совершенствование системы оплаты труда специалистов сестринского дела, с учетом специфики их работы, уровня образования, а также по результатам труда; *

Cлайд 17

Задачи развития сестринского дела совершенствование системы профессиональной подготовки в соответствии с запросами личности, с потребностями рынка труда в каждом регионе, путем формирования высоко квалифицированного специалиста сестринского дела, способного к самостоятельному принятию решения в пределах своей компетенции; обеспечение управления сферой научной деятельности в области сестринского дела, координация и увеличение объемов мероприятий по созданию нового поколения методической литературы для специалистов сестринского дела; *

Cлайд 18

Первый этап: 2010-2015 гг. Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность специалистов с различным уровнем сестринского образования в сфере здравоохранения и определяющих дифференцированную нагрузку на сестринский персонал с учетом контингента пациентов, применения новых сестринских технологий ухода и вида сестринской помощи *

Cлайд 19

Первый этап: 2010-2015 гг. завершение разработки профессиональных стандартов и порядков оказания доврачебной медицинской помощи специалистами со средним медицинским образованием, информатизация деятельности сестринского персонала, внедрение информационной системы персонифицированного учета медицинской помощи. *

Cлайд 20

Первый этап: 2010-2015 гг. осуществление мероприятий по переходу на новую систему организации медицинской помощи, формирование интегративной системы непрерывной подготовки кадров, основанной на единой кадровой политике, разработка и внедрение программы технологий профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний специалистами со средним медицинским образованием. *

Cлайд 21

Первый этап: 2010-2015 гг. Продолжение реализации национального проекта «Здоровье» по направлениям: развитие первичной медико-социальной помощи и совершенствование профилактических мероприятий, повышение доступности и качества специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, формирование мотивации здорового образа жизни у населения Российской Федерации, снижение заболеваемости и смертности от социально-значимых заболеваний. *

Cлайд 22

Второй этап: 2016-2020 гг. повышения статуса специалиста со средним медицинским образованием, создание системы социальной защиты сестринского персонала, осуществление поэтапного перехода к саморегулируемой системе организации оказания медицинской помощи, проведение повсеместной компьютеризации рабочих мест, *

Cлайд 23

Второй этап: 2016-2020 гг. внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения региона, стандартизация и информатизация деятельности персонала со средним медицинским образованием, обеспечение преемственности действий медицинских служб каждого уровня на всех этапах лечения для достижения наилучшего результата, *

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

«БФУ им. И. Канта» МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

  • «Модели сестринского дела»
  • Преподаватель Бутырина
  • Оксана Александровна
МОДЕЛЬ – (франц. – образец, прообраз)
  • Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, оно помогает по-другому взглянуть на функции медицинской сестры.
  • Модель сестринского дела прежде всего учитывает условия страны, для которой она разрабатывалась:
  • принципы и задачи системы здравоохранения, ее состояние;
  • демографические показатели;
  • социально-экономическое состояние общества;
  • доминирующие морально-этические принципы, культуру.
  • Разработано более 30 концептуальных моделей сестринского дела.
МОДЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА ОРИЕНТИРОВАНА:
  • на человека, а не на болезнь;
  • на сохранение жизни человека;
  • на сохранение здоровья человека, улучшения качества жизни и независимость от болезни;
  • на определение ответной реакции человека, его родственников, семьи на болезнь;
  • на нарушенные потребности и возникающие проблемы;
  • на решение проблем, связанных со здоровьем человека, семьи, групп людей и общества.
В СТРУКТУРУ МОДЕЛИ ВХОДЯТ:
  • определение пациента, как объекта деятельности сестринского персонала;
  • источник или источники его проблем;
  • цели и задачи ухода (сестринской помощи);
  • роль медицинской сестры;
  • направленность (фокус) сестринской помощи;
  • способы сестринской помощи;
  • ожидаемый результат и оценка результатов и качества сестринской помощи.
ВРАЧЕБНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) МОДЕЛЬ
  • Основные положения модели
  • Человек (пациент) представляет собой набор органов и физиологических систем.
  • Источник проблем пациента
  • Пациент рассматривается как пассивный носитель болезни.
  • Сестринское дело связанно исключительно с физиологическими потребностями человека.
определяется врачом, а не медсестрой и зависит исключительно от нарушения деятельности определенных органов.
  • Направленность сестринского вмешательства определяется врачом, а не медсестрой и зависит исключительно от нарушения деятельности определенных органов.
  • Цель ухода, как правило, определяется врачом и направлена на быстрое и эффективное устранение нарушений деятельности того или иного органа, системы.
  • Интересы пациента редко находятся в центре внимания.
  • Способы сестринского вмешательства
  • зависят от опыта врача, и набор сестринских вмешательств практически одинаков для различных пациентов, имеющих одно и тоже заболевание (симптомы).
  • не обязательна. Если проводится, то определяется степень ухода при устранении патологических нарушений функций органа или системы.
  • Роль сестринского персонала –
  • помощник врача (при враче).
МОДЕЛЬ В. ХЕНДЕРСОН
  • Предложена в США в 1960 г. и дополненная в 1968 г..
  • Модель больше акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических, в меньшей – на психологических и социальных потребностях.
  • Непременное условие модели – участие пациента в планировании и осуществлении ухода.
Основные положения модели
  • Основные положения модели
  • Пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, одинаковые для всех людей. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей, но в период болезни, беременности, детства, старости бывает не в состоянии удовлетворять потребности самостоятельно.
  • Медсестра помогает «человеку, больному или здоровому, в выполнении этих функций.
Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон
  • Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон
  • Нормально дышать.
  • Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
  • Выделять продуты жизнедеятельности.
  • Двигаться и поддерживать нужное положение.
  • Спать и отдыхать.
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
  • Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
  • Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
  • Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасность для других людей.
  • Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
  • Отправлять религиозные обряды в соответствие со своей верой.
  • Заниматься любимой работой.
  • Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
  • Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Источник проблем пациента
  • Источник проблем пациента
  • Проблемы возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств не в состоянии осуществить уход за собой.
  • Способность человека удовлетворять свои ежедневные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния, а также физиологических и интеллектуальных возможностей.
Направленность сестринского вмешательства
  • Направленность сестринского вмешательства
  • При обследовании пациента медсестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи, и должна постараться встать на место пациента, понять его собственную оценку своего состояния и выбрать необходимое вмешательство.
  • В. Хендерсон не рекомендует использование сестринского процесса.
Цель ухода
  • Цель ухода
  • Медсестре следует ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента, краткосрочные и промежуточные цели при острых состояниях (шок, лихорадка, дегидратация и т.д.).
  • Автор рекомендует составлять письменно план сестринского ухода.
Сестринское вмешательство
  • Сестринское вмешательство
  • Сестринский уход связан с лекарственной терапией и процедурами, назначенными врачом, а также с участием членов семьи пациента.
  • Оценка качества и результатов ухода только тогда, когда удовлетворены все повседневные потребности, в отношении которых было предпринято сестринское вмешательство.
  • Роль медсестры представлена двояко. С одной стороны, медсестра – самостоятельный и независимый специалист, с другой – помощник врача.
МОДЕЛЬ Н. РОУПЕР, В. ЛОГАН, А. ТАЙРЕНИ
  • Предложена Н. Роупер в 1976 г., дополнена в 80-е годы В. Логан и А. Тайрени.
  • В модели использован определенный перечень потребностей, присущих всем людям.
  • Медсестра должна сосредоточить свое внимание на наблюдаемых сторонах поведения человека.
Основные положения модели
  • Основные положения модели
  • Пациент имеет 12 видов проявлений жизнедеятельности, которые являются потребностями человека.
  • Степень удовлетворения тех или иных проявлений жизнедеятельности зависит от возраста человека, его социального статуса и культурного уровня.
Проявления повседневной жизнедеятельности
  • Проявления повседневной жизнедеятельности
  • Поддержание безопасности окружающей среды (функции самосохранения).
  • Общение.
  • Дыхание.
  • Питание и питье.
  • Выведение продуктов жизнедеятельности.
  • Соблюдение правил личной гигиены.
  • Регулирование температуры тела.
  • Двигательная активность.
  • Работа и досуг.
  • Секс.
  • Умирание.
Источник проблем пациента
  • Источник проблем пациента
  • 5 факторов, которые вызывают потребность в сестринском уходе и могут сделать человека частично или полностью зависимым:
  • инвалидность и связанное с этим нарушение физиологических функций;
  • патологические и дегенеративные изменения в тканях;
  • несчастный случай;
  • инфекционное заболевание;
  • последствие влияния физических, психологических и социальных факторов окружающей среды.
Направленность сестринского вмешательства
  • Направленность сестринского вмешательства
  • Медсестра совместно с пациентом оценивает его возможности в удовлетворении 12 потребностей, устанавливая действительные и потенциальные проблемы пациента.
  • Цель ухода
  • Медсестра совместно с пациентом оценивает цели и планирование сестринского ухода.
  • Сестринское вмешательство
  • Самостоятельно выбирает способы вмешательства, направленные на удовлетворение потребностей.
  • Оценка качества и результата ухода
  • Критерий оценки качества и результата ухода – степень удовлетворенности каждой потребности в соответствии с поставленными целями.
  • Роль медсестры з ависимая, независимая и взаимозависимая.
МОДЕЛЬ Д. ДЖОНСОН
  • Предложена в 1968 г.. Сестринская помощь сосредоточена на поведении людей, а не на потребностях.
  • Основные положения модели
  • Пациент – это «индивид, имеющий набор взаимосвязанных систем поведения, причем каждая из них стремится к балансу и равновесию внутри себя».
Человек имеет 7 главных подсистем, которые так или иначе изменяет его поведение
  • Человек имеет 7 главных подсистем, которые так или иначе изменяет его поведение
  • Подсистема поведения
  • Суть поведения в рамках подсистемы
  • Достижение (выполнение)
  • Контроль над самим собой и своим окружением
  • Присоединяющая (устанавливающая)
  • Близкие взаимоотношения с другими людьми
  • Агрессивная
  • Самозащита от угрозы, самоутверждение
  • Зависимая
  • Зависимость от других
  • Выделительная
  • Выделение продуктов жизнедеятельности
  • Пищеварение
  • Поддержание целостности организма, состояние телесного удовольствия
  • Сексуальная
  • Сексуальное удовлетворение
Человек воспринимает свое поведение , как понимает свои . Поведение, выбираемое человеком, определяется типу поведения (установке ):
  • Человек на основе прошлого опыта достигает определенных целей. Результат этих достижений зависит от того, как он воспринимает свое поведение , как понимает свои возможности в изменении поведения . Поведение, выбираемое человеком, определяется его предрасположенностью к тому или иному типу поведения (установке ):
  • установка, создаваемая действиями и объектами непосредственно вокруг человека;
  • установка, создаваемая прошлыми привычками.
Источник проблем пациента
  • Источник проблем пациента
  • Болезнь, изменение образа жизни могут разбалансировать подсистемы поведения человека.
  • Направленность сестринского вмешательства зависит от оценки состояния пациента относительно каждой подсистемы, осуществляемой в два этапа: 1) может ли поведение пациента нарушить равновесие в какой-либо подсистеме; 2) причины этого нарушения (органические/функциональные).
Цель ухода – восстановление равновесия в каждой подсистеме и между ними.
  • Цель ухода – восстановление равновесия в каждой подсистеме и между ними.
  • Сестринское вмешательство отражено в 4-ех направлениях:
  • контроль или ограничение поведения какими-то рамками;
  • защита от угроз и других факторов, вызывающих стресс;
  • торможение (подавление) неэффективных реакций;
  • стимулирование к изменению поведения, партнерство, помощь в виде опеки.
можно в пределах той или иной подсистемы по поведению пациента (изменения вызваны структурными нарушениями в организме человека или связаны с запланированными изменениями окружающей среды).
  • Оценить качество и результаты ухода можно в пределах той или иной подсистемы по поведению пациента (изменения вызваны структурными нарушениями в организме человека или связаны с запланированными изменениями окружающей среды).
  • Роль медсестры является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от неё. Это специалист, восстанавливающий равновесие поведенческих подсистем пациента во время психологического или физического кризиса.
АДАПТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ К. РОЙ
  • Предложена в 1976 г. и использует достижения в области физиологии и социологии.
  • Основные положения модели
  • Пациент – это индивид, имеющий набор взаимосвязанных и влияющих на поведение систем: биологической, психологической и социальной. Для физиологических и психологических систем существует диапазон состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями (состояние относительного равновесия) все раздражители (стрессоры), попадающие в этот диапазон, встречают благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся за его пределом.
очаговые ситуационные остаточные – результат прошлых переживаний, верований, взаимоотношений.
  • Факторы, влияющие на уровень адаптации - это раздражители трёх типов: очаговые – находятся в окружении человека; ситуационные – возникают при оказании сестринской помощи рядом с очаговыми и влияют на них; остаточные – результат прошлых переживаний, верований, взаимоотношений.
  • Способы адаптации изменяющие поведение:
  • физиологический – это реакция человека на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость и др.. Зависит от возможностей физиологической систем адаптации конкретного человека;
я-концепция - это желание человека понять самого себя, как собственное поведение, так и телесный образ. Этот способ работает при подготовке пациента к операции, значительно изменяющей внешний вид человека;
  • я-концепция - это желание человека понять самого себя, как собственное поведение, так и телесный образ. Этот способ работает при подготовке пациента к операции, значительно изменяющей внешний вид человека;
  • роль-функция предполагает изменение роли человека в жизни в силу тех или иных обстоятельств;
  • взаимозависимость – стремление человека достичь состояния относительного баланса в различных взаимоотношениях (врач-пациент, медсестра-пациент и т.д.)
Источник проблем пациента - недостаток или избыток средств и возможностей для использования того или иного способа адаптации.
  • Источник проблем пациента - недостаток или избыток средств и возможностей для использования того или иного способа адаптации.
  • Направленность сестринского вмешательства
  • При обследовании медсестра определяет степень влияния раздражителя на поведение пациента и устанавливает эффективные способы адаптации.
  • Цель ухода Совместно с пациентом намечает цели, позволяющие ему адаптироваться к изменяющейся окружающей среде (долгосрочные цели), и конкретные цели, позволяющие расширить уровень адаптации конкретным способом. Планирует вмешательства, которые могут изменить либо раздражители, либо уровень адаптации.
Сестринское вмешательство направлено на раздражители, находящиеся за пределами уровня адаптации пациента, чтобы изменить их или чтобы они оказались в пределах уровня адаптации.
  • Сестринское вмешательство направлено на раздражители, находящиеся за пределами уровня адаптации пациента, чтобы изменить их или чтобы они оказались в пределах уровня адаптации.
  • При оценке качества и результата ухода обращают внимание на положительные сдвиги в или ином способе адаптации.
  • Роль сестры – способствовать адаптации человека в период здоровья и болезни за счет воздействия на очаговые раздражители, которые попадают в зону того или иного способа адаптации.
МОДЕЛЬ Д. ОРЕМ
  • Предложена в 1971 г.. Рассматривает человека как единое целое и основана на принципах самоухода – «деятельность по сохранению жизни, здоровья и благополучия, которую люди начинают и осуществляют самостоятельно».
  • В данной модели большое внимание уделяется личной ответственности человека за состояние собственного здоровья, а также сестринским вмешательствам для профилактики заболеваний, травм и обучению.
Основные положения модели
  • Основные положения модели
  • Пациент – единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу, независимо от того, здоров он или болен. Его возможности и потребности должны быть в равновесии, которые выделяют в 3 группы:
Универсальные:
  • Универсальные:
  • достаточное потребление воздуха;
  • достаточное потребление жидкости;
  • достаточное потребление пищи;
  • достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом; сохранение баланса между активностью и отдыхом;
  • время одиночества сбалансировано со временем в обществе других людей;
  • предупреждение опасностей для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;
  • стимулирование желания соответствовать определенной социальной группе в зависимости от индивидуальных способностей и ограничений.
II. (от младенчества до старости и в период беременности) удовлетворяются, как правило, всеми взрослыми людьми, которые поддаются обучению и воспитанию.
  • II. Потребности, связанные со стадией развития (от младенчества до старости и в период беременности) удовлетворяются, как правило, всеми взрослыми людьми, которые поддаются обучению и воспитанию.
  • III. Потребности, связанные с нарушением здоровья, обусловлены наследственными, врожденными и приобретенными заболеваниями и травмами.
  • В этой группе выделяются три вида нарушений:
  • анатомические изменения (отеки, ожоги);
  • функциональные физиологические изменения (одышка, контрактура суставов);
  • изменение поведения или повседневных жизненных привычек (чувство безразличия, бессонница).
Источник проблем пациента
  • Источник проблем пациента
  • Если пациент/его близкие не может сохранить равновесие между своими возможностями и потребностями в самоуходе, возникает необходимость в сестринской помощи.
Направленность сестринского вмешательства состоит в выявлении дефицита самоухода и его причин (отсутствие знаний, неумение выполнять отдельные действия по самоуходу, непонимание важности самоухода), но кроме этого для решения вопроса о необходимости сестринского вмешательства сестра должна:
  • Направленность сестринского вмешательства состоит в выявлении дефицита самоухода и его причин (отсутствие знаний, неумение выполнять отдельные действия по самоуходу, непонимание важности самоухода), но кроме этого для решения вопроса о необходимости сестринского вмешательства сестра должна:
  • определить уровень требований самого пациента к самоуходу;
  • оценить возможность пациента удовлетворить эти требования и безопасно осуществлять самоуход;
  • оценить возможности восстановления самоухода в будущем.
Цель ухода краткосрочные, промежуточные и долгосрочные (их комбинация) и сосредоточены на возможностях пациента по самоуходу.
  • Цель ухода краткосрочные, промежуточные и долгосрочные (их комбинация) и сосредоточены на возможностях пациента по самоуходу.
  • Сестринское вмешательство направлено как на расширение возможностей самоухода, так и на изменение уровня потребностей в нем.
  • Выделяют 6 способов сестринских вмешательств:
  • делать что-либо за пациента;
  • руководить пациентом, направлять его действия;
  • оказывать физическую поддержку;
  • оказывать психологическую поддержку;
  • создавать среду для обеспечения самоухода;
  • обучать пациента/его родственников.
  • 3 системы сестринской помощи:
  • полностью компенсирующая;
  • частично компенсирующая;
  • консультативная (обучающая).
  • Оценка качества и результатов ухода проводится с точки зрения возможности пациента и его семьи в последующем осуществлять самоуход.
  • Роль сестры дополняющая к возможности пациента осуществлять самоуход.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! «Модели сестринского дела»
Преподаватель Бутырина
Оксана Александровна

МОДЕЛЬ – (франц. – образец, прообраз)

Значение моделей сестринского дела для развития
сестринской специальности очень велико, оно
помогает по-другому взглянуть на функции
медицинской сестры.
Модель сестринского дела прежде всего учитывает
условия страны, для которой она разрабатывалась:
принципы и задачи системы здравоохранения, ее
состояние;
демографические показатели;
социально-экономическое состояние общества;
доминирующие
морально-этические принципы,
культуру.
Разработано более 30 концептуальных моделей
сестринского дела.

МОДЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА ОРИЕНТИРОВАНА:

на человека, а не на болезнь;
на сохранение жизни человека;
на сохранение здоровья человека, улучшения
качества жизни и независимость от болезни;
на определение ответной реакции человека, его
родственников, семьи на болезнь;
на нарушенные потребности и возникающие
проблемы;
на решение проблем, связанных со здоровьем
человека, семьи, групп людей и общества.

В СТРУКТУРУ МОДЕЛИ ВХОДЯТ:

определение
пациента,
как
объекта
деятельности сестринского персонала;
источник или источники его проблем;
цели и задачи ухода (сестринской помощи);
роль медицинской сестры;
направленность
(фокус)
сестринской
помощи;
способы сестринской помощи;
ожидаемый результат и оценка результатов и
качества сестринской помощи.

ВРАЧЕБНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) МОДЕЛЬ

Основные положения модели
Человек (пациент) представляет собой набор
органов и физиологических систем.
Источник проблем пациента
Пациент
рассматривается
как
пассивный
носитель болезни.
Сестринское дело связанно исключительно с
физиологическими потребностями человека.

Направленность сестринского
вмешательства определяется врачом, а не
медсестрой и зависит исключительно от
нарушения деятельности определенных
органов.
Цель ухода, как правило, определяется
врачом и направлена на быстрое и
эффективное
устранение
нарушений
деятельности того или иного органа,
системы.
Интересы пациента редко находятся в
центре внимания.

Способы сестринского вмешательства
зависят от опыта врача, и набор сестринских
вмешательств практически одинаков для
различных пациентов, имеющих одно и тоже
заболевание (симптомы).
Оценка качества и результатов ухода не
обязательна. Если проводится, то определяется
степень ухода при устранении патологических
нарушений функций органа или системы.
Роль сестринского персонала –
помощник врача (при враче).

МОДЕЛЬ В. ХЕНДЕРСОН

Предложена в США в 1960 г. и
дополненная в 1968 г..
Модель
больше
акцентирует
внимание сестринского персонала на
физиологических, в меньшей – на
психологических
и
социальных
потребностях.
Непременное условие модели –
участие пациента в планировании и
осуществлении ухода.

Основные положения модели
Пациент
имеет
фундаментальные
человеческие потребности, одинаковые
для всех людей. Здоровый человек не
испытывает
трудностей
при
удовлетворении этих потребностей, но в
период болезни, беременности, детства,
старости бывает не в состоянии
удовлетворять
потребности
самостоятельно.
Медсестра
помогает
«человеку,
больному или здоровому, в выполнении
этих функций.

Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Нормально дышать.
Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
Выделять продуты жизнедеятельности.
Двигаться и поддерживать нужное положение.
Спать и отдыхать.
Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая
соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасность для
других людей.
Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции,
мнение.
Отправлять религиозные обряды в соответствие со своей верой.
Заниматься любимой работой.
Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально
развиваться.

Источник проблем пациента
Проблемы возникают в том случае,
когда человек в силу определенных
обстоятельств
не
в
состоянии
осуществить уход за собой.
Способность человека удовлетворять
свои ежедневные потребности меняется
в зависимости от его темперамента и
эмоционального состояния, а также
физиологических и интеллектуальных
возможностей.

Направленность сестринского
вмешательства
При обследовании пациента медсестра
обсуждает с ним условия оказания
сестринской
помощи,
и
должна
постараться встать на место пациента,
понять его собственную оценку своего
состояния и выбрать необходимое
вмешательство.
В.
Хендерсон
не
рекомендует
использование сестринского процесса.

Цель ухода
Медсестре следует ставить только
долгосрочные цели в восстановлении
независимости пациента, краткосрочные
и промежуточные цели при острых
состояниях
(шок,
лихорадка,
дегидратация и т.д.).
Автор
рекомендует
составлять
письменно план сестринского ухода.

Сестринское вмешательство
Сестринский уход связан с лекарственной
терапией и процедурами, назначенными врачом,
а также с участием членов семьи пациента.
Оценка качества и результатов ухода только
тогда, когда удовлетворены все повседневные
потребности, в отношении которых было
предпринято сестринское вмешательство.
Роль медсестры представлена двояко. С одной
стороны, медсестра – самостоятельный и
независимый специалист, с другой – помощник
врача.

МОДЕЛЬ Н. РОУПЕР, В. ЛОГАН, А. ТАЙРЕНИ

Предложена Н. Роупер в 1976 г., дополнена в
80-е годы В. Логан и А. Тайрени.
В модели использован определенный
перечень потребностей, присущих всем людям.
Медсестра должна сосредоточить свое
внимание на наблюдаемых сторонах поведения
человека.

Основные положения модели
Пациент имеет 12 видов проявлений
жизнедеятельности, которые являются
потребностями человека.
Степень удовлетворения тех или иных
проявлений жизнедеятельности зависит
от возраста человека, его социального
статуса и культурного уровня.

Проявления повседневной жизнедеятельности
Поддержание безопасности окружающей
(функции самосохранения).
2. Общение.
3. Дыхание.
4. Питание и питье.
5. Выведение продуктов жизнедеятельности.
6. Соблюдение правил личной гигиены.
7. Регулирование температуры тела.
8. Двигательная активность.
9. Работа и досуг.
10. Секс.
11. Сон.
12. Умирание.
1.
среды

Источник проблем пациента
5 факторов, которые вызывают потребность в
сестринском уходе и могут сделать человека
частично или полностью зависимым:
инвалидность и связанное с этим нарушение
физиологических функций;
патологические и дегенеративные изменения в
тканях;
несчастный случай;
инфекционное заболевание;
последствие
влияния
физических,
психологических и социальных факторов
окружающей среды.



его возможности в удовлетворении 12
потребностей, устанавливая действительные и
потенциальные проблемы пациента.
Цель ухода
Медсестра совместно с пациентом оценивает
цели и планирование сестринского ухода.
Сестринское вмешательство
Самостоятельно
выбирает
способы
вмешательства,
направленные
на
удовлетворение потребностей.

Оценка качества и результата ухода
Критерий оценки качества и результата
ухода – степень удовлетворенности
каждой потребности в соответствии с
поставленными целями.
Роль медсестры зависимая, независимая и
взаимозависимая.

МОДЕЛЬ Д. ДЖОНСОН

Предложена в 1968 г.. Сестринская
помощь сосредоточена на поведении
людей, а не на потребностях.
Основные положения модели
Пациент – это «индивид, имеющий набор
взаимосвязанных
систем
поведения,
причем каждая из них стремится к
балансу и равновесию внутри себя».

Человек имеет 7 главных подсистем, которые
так или иначе изменяет его поведение
Подсистема поведения
Суть поведения в рамках подсистемы
Достижение (выполнение)
Контроль над самим собой и своим
окружением
Присоединяющая
(устанавливающая)
Близкие взаимоотношения с другими
людьми
Агрессивная
Самозащита от угрозы, самоутверждение
Зависимая
Зависимость от других
Выделительная
Выделение продуктов жизнедеятельности
Пищеварение
Поддержание целостности организма,
состояние телесного удовольствия
Сексуальная
Сексуальное удовлетворение

Человек на основе прошлого опыта достигает
определенных
целей.
Результат
этих
достижений зависит от того, как он
воспринимает свое поведение, как понимает
свои возможности в изменении поведения.
Поведение,
выбираемое
человеком,
определяется его предрасположенностью к
тому или иному типу поведения (установке):
1) установка,
создаваемая
действиями
и
объектами непосредственно вокруг человека;
2) установка,
создаваемая
прошлыми
привычками.

Источник проблем пациента
Болезнь, изменение образа жизни могут
разбалансировать
подсистемы
поведения
человека.

зависит от оценки состояния пациента
относительно
каждой
подсистемы,
осуществляемой в два этапа: 1) может ли
поведение пациента нарушить равновесие в
какой-либо подсистеме; 2) причины этого
нарушения (органические/функциональные).

Цель ухода – восстановление равновесия в
каждой подсистеме и между ними.
Сестринское вмешательство отражено в 4-ех
направлениях:
контроль или ограничение поведения какими-то
рамками;
защита
от угроз и других факторов,
вызывающих стресс;
торможение
(подавление)
неэффективных
реакций;
стимулирование
к изменению поведения,
партнерство, помощь в виде опеки.

Оценить качество и результаты ухода можно в
пределах той или иной подсистемы по
поведению пациента (изменения вызваны
структурными нарушениями в организме
человека или связаны с запланированными
изменениями окружающей среды).
Роль медсестры является дополняющей по
отношению к роли врача, но не зависит от неё.
Это
специалист,
восстанавливающий
равновесие поведенческих подсистем пациента
во время психологического или физического
кризиса.

АДАПТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ К. РОЙ

Предложена в 1976 г. и использует достижения в
области физиологии и социологии.
Основные положения модели
Пациент

это
индивид,
имеющий
набор
взаимосвязанных и влияющих на поведение систем:
биологической, психологической и социальной. Для
физиологических и психологических систем существует
диапазон состояний, в котором люди могут адекватно
справляться со своими переживаниями (состояние
относительного
равновесия)
все
раздражители
(стрессоры), попадающие в этот диапазон, встречают
благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся за
его пределом.

Факторы, влияющие на уровень адаптации - это
раздражители трёх типов: очаговые –
находятся
в
окружении
человека;
ситуационные – возникают при оказании
сестринской помощи рядом с очаговыми и
влияют на них; остаточные – результат
прошлых
переживаний,
верований,
взаимоотношений.
Способы адаптации изменяющие поведение:
физиологический – это реакция человека на
температуру,
влажность,
атмосферное
давление, пищу, жидкость и др.. Зависит от
возможностей
физиологической
систем
адаптации конкретного человека;

я-концепция - это желание человека понять
самого себя, как собственное поведение, так
и телесный образ. Этот способ работает при
подготовке
пациента
к
операции,
значительно изменяющей внешний вид
человека;
роль-функция предполагает изменение роли
человека в жизни в силу тех или иных
обстоятельств;
взаимозависимость – стремление человека
достичь состояния относительного баланса в
различных взаимоотношениях (врач-пациент,
медсестра-пациент и т.д.)

Источник проблем пациента - недостаток или
избыток средств и возможностей для использования
того или иного способа адаптации.
Направленность сестринского вмешательства
При обследовании медсестра определяет степень
влияния раздражителя на поведение пациента и
устанавливает эффективные способы адаптации.
Цель ухода Совместно с пациентом намечает цели,
позволяющие ему адаптироваться к изменяющейся
окружающей среде (долгосрочные цели), и
конкретные цели, позволяющие расширить уровень
адаптации конкретным способом. Планирует
вмешательства, которые могут изменить либо
раздражители, либо уровень адаптации.

Сестринское вмешательство направлено на
раздражители, находящиеся за пределами
уровня адаптации пациента, чтобы изменить их
или чтобы они оказались в пределах уровня
адаптации.
При оценке качества и результата ухода
обращают внимание на положительные сдвиги
в или ином способе адаптации.
Роль сестры – способствовать адаптации
человека в период здоровья и болезни за счет
воздействия на очаговые раздражители, которые
попадают в зону того или иного способа
адаптации.

МОДЕЛЬ Д. ОРЕМ

Предложена в 1971 г.. Рассматривает человека
как единое целое и основана на принципах
самоухода – «деятельность по сохранению
жизни, здоровья и благополучия, которую
люди
начинают
и
осуществляют
самостоятельно».
В данной модели большое внимание уделяется
личной
ответственности
человека
за
состояние собственного здоровья, а также
сестринским
вмешательствам
для
профилактики заболеваний, травм и обучению.

Основные положения модели
Пациент – единая функциональная система,
имеющая мотивацию к самоуходу, независимо
от того, здоров он или болен. Его возможности
и потребности должны быть в равновесии,
которые выделяют в 3 группы:

I.
Универсальные:
достаточное потребление воздуха;
достаточное потребление жидкости;
достаточное потребление пищи;
достаточная
возможность
выделения
и
потребности, связанные с этим процессом;
сохранение баланса между активностью и
отдыхом;
время одиночества сбалансировано со временем в
обществе других людей;
предупреждение
опасностей
для
жизни,
нормальной
жизнедеятельности,
хорошего
самочувствия;
стимулирование
желания
соответствовать
определенной социальной группе в зависимости от
индивидуальных способностей и ограничений.

II. Потребности, связанные со стадией развития (
от младенчества до старости и в период
беременности) удовлетворяются, как правило,
всеми взрослыми людьми, которые поддаются
обучению и воспитанию.
III. Потребности, связанные с нарушением здоровья,
обусловлены наследственными, врожденными и
приобретенными заболеваниями и травмами.
В этой группе выделяются три вида нарушений:
анатомические изменения (отеки, ожоги);
функциональные физиологические изменения
(одышка, контрактура суставов);
изменение
поведения
или
повседневных
жизненных привычек (чувство безразличия,
бессонница).

Источник проблем пациента
Если пациент/его близкие не может сохранить
равновесие между своими возможностями и
потребностями
в
самоуходе,
возникает
необходимость в сестринской помощи.

Направленность сестринского вмешательства
состоит в выявлении дефицита самоухода и его
причин
(отсутствие
знаний,
неумение
выполнять отдельные действия по самоуходу,
непонимание важности самоухода), но кроме
этого для решения вопроса о необходимости
сестринского вмешательства сестра должна:
определить
уровень требований
самого
пациента к самоуходу;
оценить возможность пациента удовлетворить
эти требования и безопасно осуществлять
самоуход;
оценить
возможности
восстановления
самоухода в будущем.

Цель ухода краткосрочные, промежуточные и
долгосрочные (их комбинация) и сосредоточены на
возможностях пациента по самоуходу.
Сестринское вмешательство направлено как на
расширение возможностей самоухода, так и на
изменение уровня потребностей в нем.
Выделяют 6 способов сестринских вмешательств:
делать что-либо за пациента;
руководить пациентом, направлять его действия;
оказывать физическую поддержку;
оказывать психологическую поддержку;
создавать среду для обеспечения самоухода;
обучать пациента/его родственников.

3 системы сестринской помощи:
- полностью компенсирующая;
- частично компенсирующая;
- консультативная (обучающая).
Оценка качества и результатов ухода
проводится с точки зрения возможности
пациента и его семьи в последующем
осуществлять самоуход.
Роль сестры дополняющая к возможности
пациента осуществлять самоуход.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Моя профессия медсестра

Нет смысла спорить о том, как нужна,важна и прекрасна профессия медсестра. Душевность,эмоциональная культура. Способность к восприятию переживаний ближнего, воспитанность в ответственности, искреннее понимания своего долга перед другими людьми, осознание того, что только ты и именно ты можешь и должен помочь заболевшему человеку обрести полноту существования, то есть стать здоровым- вот нравственные показатели необходимые на мой взгляд, для людей, выбравших эту профессию.

Медсестра является незаменимым помощником любого врача, его правой рукой

Флоренс Найтингейл. В дни Крымской компании организовала отряд “ Скорой помощи ” , в состав которого входили манахини. Сёстра милосердия, всего 38 человек. Сегодня 12 мая, в день её рождения, медицинские сёстра всех стран отмечают свой профессиональный праздник- Международный день медицинской сестры.

Профессия доброты и милосердия

К особенностям этой профессии относится то, что многие медсёстры не только делают уколы и измеряют давления, но и морально поддерживают больного в трудную минуту

Медицинская сестра_ это ноги безного. Глаза ослепшего. Опора ребёнку, источник знаний и уверенность для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить.

Эта профессия невероятно актуальна и востребована. География возможной работы обширна: небольшие районные больницы, поликлиники, д испансеры и крупные медицинские центры, санатории, всевозможные базы отдыха, учебные заведения.

Плюсы профессии: Высокая востребованность Широкий спектр выбора места работы Огромный мир знаний Жизненный опыт Новые знакомства и связи Профессиональный рост

Для того, чтобы работать медицинской сестрой, нужно закончить профессиональное образовательное медицинское учреждение, колледж.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)» по МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг» 34.02.0

Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 03 "технология оказания медицинских услуг" предназначена для самовтоятельной внеаудиторной работы студента...

Сборник тестовых заданий для подготовки студентов к промежуточной аттестации ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)» по МДК 01: «Теория и практика сестр

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ по профессиональному модулю ПМ 04: «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» Раздел:. Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий МДК 04.03.Технология оказания м

Методическое пособие разработано для проведения лекционного занятия со студентами

Сестринское дело. Основы сестринского дела. Общение в сестринском деле. История развития сестринского дела. Моя профессия – медицинская сестра. Профессия медсестры. Сестринское обследование пациента. Этапы развития сестринского дела. Сестринский процесс при атеросклерозе. Сестринские технологии в профилактической медицине.

Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях. История сестринского дела. Сестринский уход за больными в послеоперационном периоде. Стандартизация сестринского дела. Карта сестринского процесса. Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сестринский процесс при хронических расстройствах питания. Понятие о сестринском процессе.

Программа развития сестринского дела в РФ на 2010- 2020 годы. Основы обучения в сестринском деле. Этика и деонтология в сестринском деле. Качество сестринской помощи: Организация и контроль». Сестринский процесс при скарлатине у детей. Опыт внедрения инноваций в сестринскую практику. Анализ деятельности сестринского персонала.

Применение лекарственных средств в сестринской практике. Первый и второй этапы сестринского процесса. ГБОУ ВПО Уральский государственный медицинский университет кафедра Сестринского дела. Всероссийский конкурс Ассоциации медицинских сестер России «Лучшая исследовательская работа по сестринскому уходу 2015 года».

Кафедра сестринского дела и клинического ухода. Основные проблемы пациентов отделений сестринского ухода. Будущее профессии создадим вместе: Вклад РАМС в развитие сестринского дела. Международная и национальная стандартизация в области электронного обучения. Всемирный день стандартизации Стандартизация в области энергетической эффективности.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!