Торговля с белоруссией - экспорт. Сделка российской компании с компанией из Белоруссии, каковы условия оплаты и прочие тонкости? Как-торговать с белоруссией в году

Вначале немного о законодательной базе.
Общий порядок, регулирующий экспортные операции, установлен Федеральным законом от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Порядок уплаты НДС при экспорте или импорты между странами, являющимися членами Таможенного союза (далее – ТС) регулируют:

  • Протокол о товарах (Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее – Протокол о товарах);
  • Протокол от 11.12.2009г. «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ТС об уплаченных суммах косвенных налогов».
  • Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 21.05.2010 №36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза»;
  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Соглашение ТС).

Участниками Таможенного союза (ТС) объединившимися в единую таможенную территорию являются три страны:

  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Российская Федерация.

При реализации товаров внутри Таможенного союза действует особый порядок, регулируемый вышеуказанными законодательными актами.
Согласно ст.2 Соглашения ТС, при реализации товаров внутри ТС, при условии документального подтверждения, применяется нулевая ставка НДС.
Общие правила применения нулевой ставки НДС при экспорте в рамках ТС

Как происходит сама процедура экспорта, рассмотрим на примере.

Товар отгружается в Беларусь или Казахстан

При отгрузке товаров в республику Беларусь или Казахстан, составляется товарная накладная и счет-фактура, с указанием ставки НДС 0%. Ставить отметку на этих документах в налоговой инспекции не требуется. Однако, по вашей просьбе они могут поставить отметку.
Если ранее, НДС по отгружаемому товару, вы поставили к зачету, его необходимо восстановить. Сумму НДС вы сможете принять к вычету, либо предъявить НДС к возмещению только после того, как подтвердите факт экспорта.

  • Для того, чтобы подтвердить экспорт, соберите полный пакет документов по экспортной отгрузке.

Пакет документов следует собрать не позднее 180 календарных дней с момента отгрузки. Датой отгрузки считается дата составления документа для покупателя или перевозчика.
Вам понадобится собрать следующие документы:

  • Договор (контракт), на основании которого отгружен товар;
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов утвержденной формы;
  • Транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие экспорт товара.

Ранее в перечне требуемых документов числилась банковская выписка. С 01.10.2011, в связи с поправками, внесенными в НК, предоставлять банковскую выписку не требуется.

  • Заполняем налоговую декларацию.

По данной операции заполняется раздел 4 или 6 декларации по НДС. При заполнении, следует указать код экспортной операции:

  • если экспортированный товар внутри страны облагается НДС по ставке 18% - 1010406;
  • если экспортированный товар внутри страны облагается по ставке 10% - 1010404.

Если в отведенные сроки собран полный пакет документов

Заполните налоговую декларацию по НДС. Данные по экспорту занесите в раздел 4 декларации. Декларация составляется за квартал, в котором был собран пакет документов.

Заполнение раздела 4 декларации по НДС
В графе 1 укажите коды операций, согласно Приложению №1 к Порядку заполнения декларации по НДС:

  • Код 1010401 – код товаров, не указанных в п.2 ст. 164 НК РФ, т.е. которые на территории России облагаются по ставке НДС 18%;
  • Код 1010402 – код товаров, указанных в п.2 ст.164 , т.е. которые на территории России облагаются по ставке 10%;
  • Код 1010403 – код товаров, не указанных в п.2 ст.164, которые подлежат налогообложению;
  • Код 1010404 – код товаров, указанных в п.2 ст.164, которые подлежат налогообложению.
  • Далее, заполните все остальные графы, в соответствии с каждым кодом операций.

В графе 2 укажите налоговую базу за налоговый период, за которую составляете декларацию.
В графе 3 отразите сумму налоговых вычетов по реализации товаров, которые включают в себя:

  • сумму налога, которая указана в счете-фактуре, которую вы получили от Российского поставщика при приобретении товара;
  • сумму налога, которую вы заплатили при ввозе товаров на таможню России, если товар импортный;
  • сумму налога, которую заплатил покупатель, являющийся налоговым агентом;
  • и так далее.

В графе 4 укажите сумму налога, по которой не собрали раньше пакет документов и включили в предыдущих налоговых периодах в графу 3 раздела 6 декларации.
В графе 5 укажите сумму налога, которую раньше приняли к вычету, но документы собрать, для подтверждения нулевой ставки НДС, не успели. Ранее эту суммы вы включили в графу 4 раздела 6 декларации. Теперь эту сумму вы должны уплатить в бюджет.
В строке 10 сложите значения граф 3 и 4, и уменьшите его на сумму графы 5, вы должны получить сумму налога, которую можете принять к вычету за данный налоговый период.
Заполняйте только те графы, по которым у вас были соответствующие операции.

Теперь, декларацию с пакетом документов сдайте в налоговую инспекцию. Предварительно в специальной программе, которую можно найти на сайте налогового органа, отразите все данные по экспортной операции и на магнитном носителе передайте в свою инспекцию вместе с остальными документами. Заявление распечатайте в четырех экземплярах, три экземпляра налоговая инспекция вам вернет со своей отметкой, по окончании проверки.
Итак, в налоговую инспекцию отнесите следующие документы:

  • Налоговая декларация по НДС с заполненным 4 разделом – 2 экземпляра;
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 1 к Протоколу о товарах) – 4 экземпляра; (занесите данные об экспортных операциях в специальную программу – ТС-обмен (tconp));
  • Сопроводительное письмо к пакету документов c перечислением предоставляемых документов;
  • Контракт с контрагентом – организацией Республик Беларусь или Казахстан;
  • Приложения к контакту;
  • Товарная накладная;
  • Счет-фактура с нулевой ставкой НДС;
  • Таможенная декларация с отметкой таможенного органа;
  • Товаросопроводительные и транспортные документы с отметкой таможенных органов;
  • Договор с транспортной компанией с приложениями;
  • Заявка;

После проверки, налоговая инспекция вам возвращает со своими отметками 3 экземпляра Заявления о ввозе – 1 экземпляр оставляете себе, 2 передаете иностранному контрагенту.

Раздел 5 декларации заполняется тогда, если в предыдущих налоговых периодах документы для подтверждения нулевой справки:

  • Собрали;
  • Не собрали;

Но право на применение вычета возникло у вас только в этом периоде. Поэтому пятый раздел заполняете только в том случае, если у вас появились основания для вычетов.
Такое происходит в следующих случаях:

  • Если собрали документы в положенный срок, но условия для применения вычетов не выполнили.
  • Не успели собрать в прошлых периодах все документы, и тогда же подавали уточненную декларацию с заполненным шестым разделом. Но вычеты не заявили в том периоде, т.к. не выполнили условия для применения вычетов по НДС.
  • Графы «Отчетный год» или «Налоговый период» заполните по данным той декларации, в которой раньше отразили операции, по которым были собраны документы.
  • В графе 1 как и в разделе 4 укажите суммы по соответствующим кодам. И далее все графы заполните по каждому коду операций.
  • В графе 2 укажите налоговую базу по каждой операции, облагаемой нулевой ставкой НДС, по которым собрали все документы, и обоснованность применения подтвердили в том периоде, который указали в графах «Отчетный год» и «Налоговый период».
  • В графе 3 укажите сумму налога, по тем налоговым базам, которые указали в графе 2.
  • В графе 4 отразите налоговые базы по тем операциям, по которым обоснованность применения нулевой ставки документально не подтвердили в периоде, указанном в графах «Отчетный годи» и «Налоговый период».
  • В графе 5 отразите суммы налога по налоговым базам, указанным в графе 4.
  • Раздел 5 следует заполнить отдельно по каждому налоговому периоду, т.е. кварталу, сведения о котором указали в графах «Отчетный год» и «Налоговый период» настоящего раздела.

Если не успели собрать за отведенное время полный пакет документов

Раздел 6 заполняйте, если не собрали пакет документов. Вам следует составить уточненную декларацию по НДС за тот период (квартал), в котором был отгружен товар покупателю.
Исчислите сумму НДС на дату отгрузки со стоимости отгруженного товара, по соответствующей ставке 10 или 18 процентов, в зависимости от того, по какой ставке облагается товар.
Если в следующих налоговых периодах вы соберете все подтверждающие документы, то заполните декларацию за тот период, в котором собрали полный пакет, и внесите данные в четвертый раздел декларации, по указанной ранее методике.

А сейчас заполняйте шестой раздел следующим образом:

    В графе 1 тем же образом, как и при заполнении разделов 4 и 5, отражаете коды операций.

Все остальные графы заполните согласно каждому коду, по которым у вас были операции.

    В графе 2 укажите налоговые базы по соответствующим операциям отдельно по каждой ставке НДС.В графе 3 отразите сумму налога, раздельно в соответствии со ставкой НДС, обоснованность применения нулевой ставки по которым не подтвердили документально. Сумму налога по каждому коду операции, рассчитайте следующим образом: сумму, отраженную в графе 2 умножьте на ставку налога (10 или 18) и разделите на 100.В графе 4 отразите налоговые вычеты по тем операциям, по которым не подтвердили обоснованность применения нулевой ставки, т.е. не собрали полный пакет документов.В строке 010 указывается итоговая сумма граф 2-4.Если сумма графы 3 по строке 010 выше, чем сумма в графе 4 по строке 010, полученную в результате вычитания разницу отразите по строке 020 раздела 6.Если сумма графы 3 по строке 010 меньше, чем итоговая сумма графы 4 по строке 010, то разницу укажите в строке 030 данного раздела.

Итак, мы рассмотрели общий порядок налогового учета НДС, документы, которые необходимо собрать для подтверждения правомерности применения НДС по ставке 0%, а также рассмотрели порядок заполнения декларации по НДС в разных случаях.

Добрый день! Согласно союзного договора между РФ и РБ, валютой взаиморасчета является российский рубль. Но между организациями вы в праве выбрать валюту по соглашению. В вашем случае это все равно будет считаться валютной операцией между резидентом и не резидентом.

Согласно пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее -Закон N 173-ФЗ) к валютным операциям относится в том числе использование между резидентом и нерезидентом валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Согласно ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст.ст. 7, 8 и 11 Закона N 173-ФЗ. При этом ст.ст. 7, 8 Закона N 173-ФЗ утратили силу, а нормы ст. 11 Закона N 173-ФЗ регулируют операции по купле-продаже иностранной валюты. Таким образом, использование валюты РФ в расчетах между резидентом и нерезидентом может осуществляться без ограничений.

При этом в силу ч. 2 ст. 14 Закона N 173, если иное не предусмотрено нормами Закона N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ.
Статья 14 Закона N 173-ФЗ предусматривает ряд исключений из этого правила. Так, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования
банковских счетов в уполномоченных банках расчеты при оказании
физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации
транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

В вашем случае более оптимально, на мой взгляд, чтобы сначала одна организация РФ поставила другой организации РФ, имеющей склад на территории РБ. А уже потом только осуществлять поставку от организации РФ организации РБ.

специалис­ты финансового ведомства в письме Минфина России от 14.03.2013 № 03-07-08/7842
подчеркнули, что нормы Протокола регламентируют порядок применения
нулевой ставки только в отношении тех операций по реализации товаров,
вывозимых из одного государства - члена ТС в другое, которые
осуществляются между налогоплательщиками, состоящими на учете в
налоговых органах, расположенных на территориях разных государств ТС. А
потому эти особые нормы не распространяются:
ни на операции по реализации товаров, вывозимых с территории РФ на
территорию Республики Беларусь, в рамках договорных отношений между
российскими организациями, состоящими на учете в налоговых органах РФ;
ни на реализацию товаров, вывозимых с территории Республики
Беларусь за пределы территории ТС, по договорам российской организации с
иностранными лицами, не являющимися налогоплательщиками государств -
членов ТС.

Вопросы гарантии связаны с непосредственным использованием по прямому назначению оборудования, а не с местом его эксплуатации.

С точки зрения косвенного налогообложения
порядок исчисления платежей не меняется, за исключением некоторых
особенностей. В соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. «О
при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» основным принципом
налогообложения при экспорте товаров в рамках Союза является применение
нулевой ставки НДС. Само собой, факт экспорта должен быть
документального подтвержден участниками сделки. Кроме того, при экспорте
товаров в пределах «дружественных» государств налогоплательщик имеет
право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном законодательством
государства-экспортера.
Примечание. Нормативно-правовое регулирование
На межгосударственном уровне порядок взимания косвенных налогов при торговле товарами регулируется нормативно-правовыми актами:
- Соглашением между Правительством РФ,
Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан
от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при
экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в
Таможенном союзе»;
- Протоколом от 11 декабря 2009 г. «О
порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой
при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе».
Процедурой подтверждения факта экспорта
является представление вместе с декларацией в налоговые органы следующих
документов или их копий:
- договора, на основании которого производится экспорт товаров, с учетом изменений, приложений и дополнений к ним;
- выписки банка, подтверждающей
фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров
на счет налогоплательщика-экспортера;
- заявления о ввозе товаров и уплате
необходимой суммы косвенных налогов, составленного по форме Приложения 1
к Протоколу от 11 декабря 2009 г. На заявлении должна стоять отметка
структурного подразделения, ответственного за проведение камеральных
проверок, налогового органа государства, на территорию которого
импортированы товары;
- транспортных документов предусмотренных
законодательством государства-экспортера, подтверждающих перемещение
товаров с территории одной страны на другую;
- иных документов, предусмотренных
законодательством страны - участника Таможенного союза, с территории
которого осуществляется экспорт товаров, подтверждающих обоснованность
применения нулевой ставки НДС.Документы, которые подтверждают факт
экспорта, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных
дней с даты отгрузки товаров. Стоит отметить, что в отличие от пока
действующего порядка косвенного налогообложения с Белоруссией новый срок
подачи указанных выше документов должен составлять 180 календарных дней
с даты отгрузки (передачи) товаров. Сейчас налогоплательщики
по-прежнему обязаны представить в налоговые органы соответствующие
налоговые декларации и подтверждающие документы не позднее 20-го числа
месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Одно из значимых новшеств в рамках Соглашения от 25 января 2008 г. составляет тот факт, что его положения распространяются как на все товары, производимые в России, Белоруссии,
Казахстане, так и на товары, произведенные в других странах и выпущенные
в свободное обращение на территории тройственного союза.

НДС при импорте из Белоруссии должны заплатить в бюджет не только налогоплательщики, применяющие основную систему налогообложения, но и те, кто работает на спецрежимах. О том, как правильно заявлять вычет по импортному НДС при ввозе товаров из Белоруссии и какие есть особенности у этой процедуры, вы узнаете из нашего материала.

Ознакомиться с особенностями исчисления НДС в тех или иных ситуациях можно на нашем форуме. Например, можно узнать включаются ли в налоговую базу по НДС транспортные расходы при импорте товаров из Белоруссии.

По какой ставке считать белорусский НДС

При ввозе товаров из Белоруссии российский импортер обязан уплатить ввозной НДС, причем независимо от того, на территории какой страны они были произведены (об этом свидетельствует письмо Минфина РФ от 08.09.2010 № 03-07-08/260). Исключений ни для кого не делается: в данном случае налогоплательщики платят НДС независимо от выбранной системы налогообложения.

Однако существует перечень товаров, освобожденных от импортного НДС. Прежде всего, это списки, приведенные в ст. 150 НК РФ и изданном в соответствии с ней постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372. Применяется и освобождение по ст. 149 НК РФ.

Для не освобождаемого от налога товара ставки при ввозе из Белоруссии действуют обычные — 20% (18% — до 01.01.2019) или 10% — в зависимости от вида товаров. Пониженная 10%-я ставка предусмотрена для товаров, входящих в специальные перечни, устанавливаемые Правительством РФ. В частности, для продтоваров и детской продукции такие перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908. Ввозная продукция, для которой льгот не установлено, облагается по ставке 20% (18% — до 01.01.2019).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При отгрузках переходного периода выбирать ставку НДС нужно, ориентируясь не на дату отгрузки товаров иностранным продавцом, а на дату их принятия на учет российским покупателем. Если товар отгружен в 2018 году, а на учет принят в 2019-м, ставка будет 20% .

Когда НДС при импорте из Белоруссии в Россию следует перечислить в бюджет

Уплатить НДС нужно до 20 числа месяца, следующего за тем, в котором ввезенные товары были приняты на учет. Если у компании имеется переплата по федеральным налогам, импортный НДС они могут не перечислять совсем. Однако в этом случае инспекторам необходимо подать соответствующее заявление с ходатайством о зачете переплаты.

При этом следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 78 НК РФ, на принятие решения о зачете налоговикам дается 10 рабочих дней с даты подачи такого заявления. И если организация направит его без учета того, что оплата должна быть сделана к определенному дню, вполне вероятна ситуация, что инспекция проведет зачет, когда срок уплаты НДС уже пройдет, и тогда будут начислены пени.

Импорт из Белоруссии в Россию: что сдается в налоговую

По импортным ТМЦ заполняется особая декларация по косвенным налогам. Помимо этого, налоговикам следует направить ряд бумаг, подтверждающих факт импорта и уплаты НДС в бюджет.

Декларация заполняется за месяц, в котором ввезенные ТМЦ были отражены в учете. При этом если факт импорта отсутствовал, составлять ее нет необходимости.

Направляется данная декларация в инспекцию не позднее 20 числа месяца, следующего за тем, в котором активы были отражены в учете. Если в компании за прошлый год числится 100 и менее работников, декларацию можно сдать в бумажном варианте. Следует помнить, что обязательная электронная форма предусмотрена только для обычных (квартальных) деклараций по НДС. Об этом говорят и сами налоговики (письмо УФНС РФ по г. Москве от 11.03.2014 № 16-15/021948).

Компании-импортеры заполняют раздел 1 заявления, внося в него данные о поставщике и покупателе, сведения о договоре и стоимости импортируемых ТМЦ. Раздел 2 заявления заполняется самими инспекторами (здесь же они проставляют свою отметку об уплате НДС). В некоторых ситуациях, например, при посредничестве, импортеру необходимо заполнить и третий раздел.

Бланк заявления вы можете скачать на нашем сайте:

Инспекторы рассматривают заявление в течение 10 рабочих дней. Что касается экземпляров, то один из них остается у контролеров, а остальные возвращаются компании-импортеру с проставленной отметкой об уплате налога. Из них один документ останется у самой компании, а 2 других передаются белорусскому поставщику, чтобы он смог подтвердить нулевую ставку по экспорту на своей территории.

Как быть со сроками

На практике нередки ситуации, когда НДС при импорте из Белоруссии уплачивается в одном квартале, а отметку налоговиков на заявлении импортер получает в следующем. По мнению чиновников, в этом случае НДС берется к вычету только после того, как будет проставлена соответствующая отметка (письмо Минфина РФ от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180).

Однако судьи в таких ситуациях часто принимают сторону налогоплательщиков, заявляющих вычет в периоде фактической уплаты НДС в бюджет, без ожидания отметки контролеров (постановление ФАС Московского округа от 25.07.2011 № КА-А41/7408-11). Однако если вам спорить с налоговой не хочется, то целесообразнее все же отметки дождаться.

Итоги

Товары, импортируемые из стран ЕАЭС (в т. ч. из Белоруссии), облагаются НДС по обычным ставкам (18 и 10%), если не являются освобождаемыми от налога. Уплата такого налога обязательна для всех импортеров вне зависимости от применяемого ими режима налогообложения. Срок для уплаты и отчета по налогу, начисляемому при импорте из ЕАЭС, истекает 20 числа месяца, наступающего за месяцем, являющимся отчетным.

Отчетность представлена декларацией по косвенным налогам и заявлением о ввозе, сопровождаемыми копиями подтверждающих ввоз и уплату налога документов. За месяц, в котором операции по ввозу отсутствуют, отчетность не сдается. Оплаченный налог при условии принятия ИФНС документов о ввозе подлежит вычету.

См. также наши статьи:

  • «НДС при импорте из Казахстана в Россию» ;
  • «НДС при импорте товаров из Киргизии в Россию» ;

После подписания Договора о ЕАЭС вывозить товары в Белоруссию стало проще. Для оформления требуется минимальный пакет документов, отсутствуют таможенные пошлины, российские компании не платят НДС при экспорте.

 

В объеме вывозимых из России товаров экспорт в Белоруссию занимает первое место, а сальдо внешнеторговых оборотов положительное для нашей стороны. Соседям мы поставляем метизы, автомобили, машины и станки, ювелирные изделия, металлолом, продукцию топливно-энергетического комплекса. С 2015 года также действует ЕРУ — единый рынок услуг, включающий практически все виды деятельности, за исключением финансовой и страховой сферы.

При перевозке товаров не нужно оформлять таможенную декларацию (ГТД), не требуется сертификат соответствия (СТ-1), не уплачиваются пошлины и сборы, не ставится отметка таможни на транспортных документах. Более того, экспортер получает право на применение ставки НДС равной 0%, а если в стоимость включен «входной» налог — можно получить вычет. Ниже рассмотрим, как правильно оформить экспорт в Белоруссию, какие необходимы документы для обоснования нулевой ставки, и некоторые вопросы, встречающиеся при оформлении таких сделок.

Пакет документов для ФНС

Порядок взимания косвенных налогов между странами Таможенного союза определен в Приложении № 18 к Договору от 29.05.2014 года. Согласно ему, НДС при экспорте уплачивается покупателем на территории своего государства. Чтобы российская компания получила право не платить налог, она должна подтвердить факт экспортной поставки, представив ФНС декларацию и доказательства.

  1. Договор продажи , поставки продукции, лизинга, контракт на изготовление или переработку продукции.
  2. Заявление о ввозе товара от белорусской компании, с отметкой об уплате НДС в РБ, либо «Перечень заявлений».
  3. Транспортные , товаросопроводительные накладные, свидетельствующие о перемещении груза за границу России.
  4. Статистическую форму учета о движении товаров в границах Таможенного союза.
  5. Другие документы для проведения бухгалтерского и валютного контроля.

Для сбора всего пакета дается 180 дней. Если не уложиться в этот срок, то налог придется заплатить по ставке 18% (за исключением товаров, с которых он не берется). При подтверждении экспорта на протяжении 3-х лет после уплаты, можно будет включить его в расходы по налогу на прибыль. Заполнение декларации по НДС имеет особенности, что зависит от того, вовремя или с опозданием подаются сведения.

На что обратить внимание при оформлении сделки

  1. Поскольку заявление о поставке приходится получать от белорусского контрагента, желательно обезопасить себя включением таких договорных условий:

    цена контракта включает все налоги, так же косвенные, предусмотренные законодательством РФ;

    Покупатель обязуется представить продавцу 3-й экземпляр заявления с отметкой об уплате не позднее 40 дней после отгрузки;

    Покупатель при невыполнении п.2 должен выплатить Продавцу неустойку не менее 18% от цены договора;

    при нарушении срока перечисления оплаты за поставку и наложении на Продавца административных санкций, он имеет право выставить счета на оплату штрафа Покупателю.
    Внимание: при заключении договора поставки товара в Беларусь с российским резидентом — право применения нулевой ставки утрачивается!

  2. Заявление покупатель составляет на месте доставки. Третий экземпляр (оригинал или заверенную копию) он должен передать экспортеру. На бумажном бланке должна быть отметка налогового органа об уплате налога в РБ. Вместо него можно представить «Перечень заявлений» (на бумаге или электронный вариант). Это выписка из базы данных ФНС (https://www.nalog.ru/), куда поступают сведения из стран ТС о выдаче ввозных документов и уплате налога на своей территории (рис.1).

  3. Вид и состав транспортных документов зависит от условий договора. Чаще всего встречается два варианта:

    груз доставляется поставщиком, включая проезд по РБ;

    белорусский покупатель вывозит его со склада самостоятельно.

    Образцы, которые могут использовать российские организации, рекомендованы Письмом Министерства транспорта РФ (№ ОБ-16/5460 от 24.05.2010). При перемещении грузов по странам ЕАЭС применяются в зависимости от вида транспорта:

    форма 1-Т (товарно-транспортная накладная) — автомобильный;

    нейтральная накладная, грузовая накладная перевозчика — воздушный;

    бланки СМГС (соглашение о международном железнодорожном сообщении) — железнодорожный.

    В республике Беларусь хозяйствующие предприятия (включая ИП) обязаны оформлять перевозки другими документами (Письмо ФНС № ЕД-4-3/1706 от 14.10.2011 года). Налоговые органы принимают как доказательство ввоза груза из РФ на территорию Белоруссии при самовывозе только международную SMR-накладную (рис.2).

    Вопрос 1. Белорусская компания требует, чтобы мы оформили международную SRM-накладную, хотя товар по договору они вывозят на своем транспорте. Правомерно ли такое требование? И нужна ли нам эта накладная?
    Есть разъяснение ФНС России о том, что в случае самовывоза резидентом Белоруссии, продавец может не предоставлять ФНС перевозочные документы (письмо № 03-07-13/01-17, от 18.05.2011). Достаточно подтвердить передачу товара другой стороне товарной накладной ТОРГ-12. Однако белорусский партнер должен представить SRM-накладную у себя на родине при оплате налога и получении заявления на ввоз, которое нужно поставщику для получения льготы по НДС.

    Более того. Все чаще у российских производителей, вывозящих продукцию за границу, стали требовать при пересечении границы международную накладную, хотя раньше было достаточно бланка ТОРГ-12. Строго говоря, для нашего перевозчика правомерна форма Т-1. Однако на «чужой» территории могут возникнуть вопросы. Из сказанного следует вывод: проще выписать SRM-накладную, чем этого не делать.

    Вопрос 2. По условиям контракта российская сторона должна доставить груз до склада покупателя. Нужно ли водителям получать допуск к международным перевозкам?
    Допуск МАП нужен для получения разрешения проезда транспортного средства по территории другого государства, и при оформлении допуска к процедуре международной перевозки в соответствии с Таможенной конвенцией. Согласно п.4 Приложения 24 к Договору о ЕАЭС, доставка грузов перевозчиками, зарегистрированными в одной из стран союза, осуществляется без разрешения, даже когда перевозка осуществляется транзитом через нескольких стран.

  4. Статистическая форма (рис.3) заполняется экспортером, либо логистической компанией, если она владеет и распоряжается товаром на дату его отгрузки. Данные вводятся через личный кабинет на сайте ФТС (http://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Services/About/Stat) и заверяются ЭЦП. Если электронной подписи нет, то заполненный бланк распечатывают, заверяют печатью, и отправляют лично или по почте. Это нужно сделать не позднее 8-го дня после окончания месяца отгрузки. Неисполнение этого требования наказывается штрафом от 3 000 до 5 000 рублей.

  5. Другие документы, которые могут потребовать от экспортера для подтверждения экспортной операции:

    паспорт сделки (ПС) необходим, когда цена договора равна или больше 50 000 долларов ; в этом случае для обслуживающего банка дополнительно готовится справка о валютных операциях (инф. письмо Банка России № 43 от 21.01.2014);

    первичные бухгалтерские документы: приходные ордера, счета-фактуры, справки о поступлении средств от контрагента на счет.

    Выписку банка о фактическом поступлении оплаты за поставленный экспорт предоставлять не требуется. При расчете наличными (если это разрешается в стране экспортера), вместо нее предоставляется приходный ордер и справка банка о зачислении средств на счет. Если это бартерная сделка, нужно доказать факт поступления груза из РБ, то есть потребуются: заявление о поставке его в РФ, накладные, акт приема, бухгалтерские регистры. Сумма предоплаты по экспортному договору — освобождается от обложения НДС.

    Счета-фактуры при экспортной реализации выписывают как обычно , с указанием ставки 0%. Их нужно регистрировать в книге продаж, и на дополнительном листе книги покупок согласно правилам раздельного учета. С 1 июля 2016 года в бланке нужно дополнительно указывать код товара (ТН ВЭД).

    Вопрос 3. Малое предприятие на УСН заключило договор поставки продукции в Беларусь. Плательщиком НДС не является. Партнеру требуются номер и дата счета-фактуры (рис.3). Что делать? В этом случае нужно руководствоваться Письмом ФНС № АС-4-2/7439 от 10.05.2011. Если в стране вывоза для экспортера не предусмотрена обязанность выписывать счет-фактуру, то белорусский контрагент может указать в этих графах любой другой документ, например ТОРГ-12, УПД и другие, где указана стоимость товара (рис.4). Допускается вносить в графы 9 - 12 одинаковые реквизиты. Дополнительно можно предоставить официальное уведомление о том, что экспортирующая организация работает на упрощенной системе.

Резюме

Собрать необходимые документы, чтобы не платить НДС при экспорте в Белоруссию, не так уж сложно. Большая часть из них находится на предприятии, а вместо уведомления о ввозе зарубежной продукции или товара теперь достаточно представлять стандартную распечатку с официального сайта ФТС.

С 1 июля 2010 г. организации, которые имеют деловых партнеров в Белоруссии и Казахстане, должны уплачивать НДС и акцизы при экспорте и импорте товаров по новым правилам.

Чем руководствоваться

Новые принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, оказании услуг и выполнении работ в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана установлены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (далее — Соглашение от 25.01.2008).

В соответствии с данным документом был принят Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее - Порядок). Он был ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ.

Тем не менее компании не могли применять перечисленные документы до тех пор, пока соответствующее решение не будет принято Межгосударственным советом ЕвразЭс. Теперь такой документ есть. Это решение Межгосударственного совета ЕвразЭс от 21.05.2010 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза». В нем сказано, что Соглашение от 25.01.2008 и соответствующие протоколы от 11.12.2009 вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Напомним, что ранее организации применяли порядок взимания косвенных налогов, установленный в следующих документах:

    Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 09.10. 2000;

    Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 (далее - Соглашение от 15.09.2004).

После вступления в силу нового Порядка данные документы применяются в той мере, в которой они совместимы с Соглашением от 25.01.2008.

Новый Порядок во многом дублирует порядок, действовавший при экспорте и импорте товаров с Республикой Беларусь. Но есть и новшества.

Импорт товаров из Белоруссии и Казахстана

Принцип взимания НДС и акцизов при импорте остался прежним. Налоги взимаются на территории того государства, в которое они ввозятся (ст. 3 Соглашения от 25.01.2008). Таким образом, при ввозе товаров в Россию из Белоруссии и Казахстана налоги взимаются российскими налоговыми органами. При этом налоги не уплачиваются, если ввозимые товары не подлежат налогообложению при ввозе в соответствии с законодательством страны-импортера. Ставки косвенных налогов на импортируемые товары не превышают ставки НДС и акцизов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.

Кто заплатит налоги?

Косвенные налоги уплачиваются по месту постановки на учет организаций - собственников товаров. Таковыми признаются лица, которые обладают правом собственности на товары или к которым переход права собственности на товары предусмотрен договором (п. 1 ст. 2 Порядка). Обязанность по уплате НДС и акцизов установлена и для компаний, применяющих специальные налоговые режимы (п. 1 ст. 2 Порядка).

Обратите внимание: ранее Соглашением от 15.09.2004 между Россией и Белоруссией было закреплено, что в стране импортера не взимаются косвенные налоги при импорте товаров, ввозимых для переработки, а также при транзите товаров. В Соглашении от 25.01.2008 такой порядок прямо не предусмотрен.

В Порядке четко прописаны правила уплаты налогов в следующей ситуации. Предположим, российская и белорусская организации заключили договор поставки товаров на территорию РФ. Товары ввозятся с территории Казахстана. Кто должен платить косвенные налоги? Ответ на вопрос содержится в п. 1.2 ст. 2 Порядка. НДС и акцизы взимаются на территории государства, в которое импортируются товары. В нашем примере налоги перечисляет российская компания.

Налог также уплачивается в том случае, когда товары ввозятся на территорию РФ с территории государств - членов Таможенного союза на основании договора между российской организацией и налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза. Налог уплачивает организация-импортер (п. 1.5 ст. 2 Порядка).

Налоговая база по НДС

Налоговая база определяется на дату принятия на учет импортированных товаров, но не позднее срока, установленного законодательством государства, на территорию которого ввозится товар (п. 2 ст. 2 Порядка). Налоговая база исчисляется исходя из стоимости товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

Стоимостью приобретенных товаров признается цена сделки, уплачиваемая поставщику за товары (работы, услуги) по договору. Аналогичное правило действует и в отношении товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору об их изготовлении.

Если товары получены по товарообменному договору или по договору товарного кредита, стоимостью товаров считается их цена, предусмотренная договором. Если такая информация в договоре отсутствует, стоимость товаров берется из товаросопроводительных документов. В том случае, когда и товаросопроводительные документы не содержат таких сведений, налоговая база рассчитывается на основании данных бухгалтерского учета.

При ввозе продуктов переработки налоговая база определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.

В прежнем порядке определения налоговой базы при импорте товаров, установленном Соглашением от 15.09.2004, были предусмотрены несколько другие правила. Например, налоговая база рассчитывалась исходя из стоимости приобретенных товаров, включая затраты на их транспортировку и доставку. В Порядке о таких расходах не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что они не участвуют в определении налоговой базы по НДС у импортера из Белоруссии и Казахстана.

внимание

Хотя в Соглашении от 25.01.2008 прямо не предусмотрено, что при ввозе товаров для переработки с последующим вывозом или транзитом косвенные налоги в стране импортера не взимаются, этот факт не должен пугать. Ведь при помещении товаров под таможенный режим транзита налог не уплачивается в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ, а при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог не уплачивается в силу подп. 4 п. 1 ст. 151 НК РФ при условии, что продукты переработки вывозятся с таможенной территории РФ в определенный срок

Налоговая база по акцизам

До 1 июля 2010 г. налоговую базу по акцизам определяли так. По импортируемым товарам, для которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговой базой признавался объем ввезенных товаров. Теперь по таким товарам налоговой базой является не только их объем, но и количество, а также иные показатели (п. 4 ст. 2 Порядка). А вот для товаров, в отношении которых действуют адвалорные ставки акцизов, расчет налоговой базы не изменился. Это стоимость импортированных подакцизных товаров.

Налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия импортером на учет таких товаров.

Уплата налогов и отчетность

В Порядке установлены те же сроки уплаты косвенных налогов, что и в Соглашении от 15.09.2004. Налог на добавленную стоимость и акцизы перечисляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Исключение составляют акцизы по маркируемым подакцизным товарам. Они уплачиваются в сроки, установленные законодательством государства - члена Таможенного союза (п. 7 ст. 2 Порядка).

Суммы косвенных налогов, уплаченные по импортированным товарам, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого ввозятся товары (п. 11 ст. 2 Порядка).

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, организации должны представить в налоговые органы налоговую декларацию (п. 8 ст. 2 Порядка). К ней необходимо приложить:

    заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

    выписку банка, подтверждающую факт уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, когда это предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза. Если у организации есть переплата по налогам либо суммы косвенных налогов подлежат зачету или возврату, то налоговый орган выносит решение об их зачете или возврате в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. В этом случае выписку банка представлять в налоговые органы не надо;

  • счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза при отгрузке товаров, в том случае, если их выставление предусмотрено законодательством государства, с территории которого производится импорт товаров;
  • договоры (контракты), на основании которых приобретены импортированные товары (при товарном кредите (займе) - договоры товарного кредита (займа), при изготовлении товаров - договоры об изготовлении товаров, при переработке давальческого сырья - договоры на переработку давальческого сырья);
  • информационное сообщение контрагента о поставщике, у которого были приобретены импортированные товары.

Этот документ представляется в том случае, когда договор поставки заключен с компанией одного государства - члена Таможенного союза. Аналогичное сообщение представляется и в том случае, если поставщик импортированных товаров не является собственником реализуемых товаров, а выступает в качестве комиссионера или поверенного агента. Если сообщение составлено на иностранном языке, то к нему необходимо приложить перевод на русском языке;

  • договоры комиссии, поручения или агентский договор (конечно, при условии, что они заключались);
  • договоры, на основании которых приобретены товары по договорам комиссии, поручения или агентскому договору.

В Порядке четко прописаны правила составления декларации, если на территорию государства - члена Таможенного союза ввезены товары ненадлежащего качества или комплектации. При возврате такие товары, ввезенные в месяце принятия их на учет, в налоговой декларации не отражаются. Если возврат осуществляется в более поздние сроки, то в налоговые органы подается уточненная декларация (п. 9 ст. 2 Порядка).

внимание

Если товары при импорте из государства - члена Таможенного союза будут поступать часто (например, ежемесячно), то российский импортер почувствует явную налоговую несправедливость. Ведь ему придется ежемесячно представлять декларации по НДС, в то время как все остальные налогоплательщики, включая ввозящих товары с территории других государств (не членов Таможенного союза), в силу п. 5 ст. 174 НК РФ подают декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть ежеквартально

Ответственность

Соглашение от 15.09.2004 не предусматривало ответственности за нарушение порядка взимания косвенных налогов при импорте товаров. Порядок восполнил этот пробел. Теперь в случае неуплаты или неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам либо перечисления налогов в более поздний срок налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных в государстве - члене Таможенного союза, на территорию которого ввезены товары. Аналогичное наказание предусмотрено и для тех компаний, которые не представят в срок декларацию или в ней будут отражены искаженные сведения (п. 9 ст. 2 Порядка).

Экспорт товаров из России

Как и прежде, при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС. Кроме этого компании освобождаются от уплаты акцизов (п. 1 ст. 1). Таким образом, российские организации, экспортирующие товары в Белоруссию и Казахстан, не уплачивают косвенные налоги.

Льготу нужно подтвердить

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией необходимо представить следующий пакет документов (их копий):

    договоры, на основании которых осуществляется экспорт товаров (в случае товарного кредита (займа) - договоры товарного кредита (займа), в случае вывоза товаров на основании договоров на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья - соответствующие договоры);

    выписку банка, подтверждающую фактическое поступление на счет организации-экспортера выручки от реализации экспортированных товаров (при наличных расчетах - выписку банка о внесении организацией-экспортером полученных сумм на его расчетный счет, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих поступление выручки в кассу). При осуществлении товарообменных операций, предоставлении товарного кредита компания-экспортер сдает в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров, полученных е по указанным сделкам;

    заявление о вывозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма заявления приведена в приложении № 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов;

    транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров;

    иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов.

В Порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров теперь прямо прописано, что пакет документов необходимо представить в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. В Соглашении от 15.09.2004 речь шла о сроке в 90 дней, что приводило к постоянным спорам с налоговыми органами, поскольку не соответствовало срокам, установленным главой 21 НК РФ.

Пропущен срок - заплати налоги

Организация, которая пропустила установленный срок для сдачи документов, должна перечислить в бюджет суммы косвенных налогов. Это необходимо сделать за тот налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров. При этом для НДС датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского документа, оформленного в адрес покупателя (получателя) товаров. Такой же порядок действует и при исчислении акцизов по подакцизным товарам, произведенным из собственного сырья. Для подакцизных товаров из давальческого сырья датой отгрузки признается дата подписания акта их приема-передачи.

За нарушение сроков уплаты косвенных налогов налоговый орган взыскивает суммы налогов и пени. Обратите внимание: штрафные санкции налоговые органы применят и в том случае, если выяснится, что представленные сведения не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза обмена информацией (п. 6 ст. 1 Порядка).

Компания может представить необходимые документы для подтверждения нулевой ставки НДС и применения освобождения от уплаты акцизов и в более поздние сроки. Тогда перечисленные в бюджет косвенные налоги можно принять к вычету. Однако следует помнить, что начисленные и уплаченные суммы пеней, штрафные санкции возврату и зачету не подлежат (п. 3 ст. 1 Порядка).

Правила для лизинга

В Порядке особое внимание уделено лизинговым операциям. Заметим, что в Соглашении от 15.09.2004 правила уплаты косвенных налогов при перемещении товаров по договорам лизинга установлены не были.

Вывоз товаров по договору лизинга

Если компания перемещает товары из России в Белоруссию или Казахстан на основании договора лизинга, она также применяет нулевую ставку по НДС и освобождается от уплаты акцизов (п. 9 ст. 1 Порядка). При этом пакет документов, подтверждающий льготный порядок налогообложения, несколько отличается от того, который представляется при экспорте товаров. Так, вместо договора, на основании которого осуществляется экспорт товаров, в налоговые органы представляется договор лизинга. Если по условиям договора лизинга право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю, организация-экспортер должна включить в пакет документов выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление на расчетный счет лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости предметов лизинга).

В Порядке установлены правила определения налоговой базы при вывозе товаров по договору лизинга. Она рассчитывается на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости предметов лизинга, предусмотренной договором, но не более суммы фактически полученного платежа. Соответственно вычет «входного» НДС по переданному на экспорт лизинговому имуществу производится в части, приходящейся на стоимость товаров по полученному лизинговому платежу (п. 9 ст. 1 Порядка).

Если компания ввозит лизинговые товары

Имеет свои особенности и порядок определения налоговой базы при ввозе на территорию РФ товаров по договору лизинга, если его условиями предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю. Налоговая база определяется в размере части стоимости предметов лизинга, предусмотренной договором на дату ее оплаты (независимо от фактического размера и даты осуществления платежа). Лизинговый платеж в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату определения налоговой базы (п. 3 ст. 2 Порядка).

Если товары ввозятся на территорию РФ по договору лизинга, то перечислить косвенные налоги нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем срока платежа, предусмотренного договором лизинга. В этот же срок надо представить в налоговый орган и соответствующую налоговую декларацию (п. 7 и 8 ст. 2 Порядка). Кроме того, выписка из банка, подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов, сдается в налоговые органы при наступлении срока платежа по договору лизинга (подп. 2 п. 8 ст. 2 Порядка).

При первой уплате НДС организация - импортер лизинговых товаров обязана представить в налоговые органы документы, перечисленные в подп. 1-8 п. 8 ст. 2 Порядка. В дальнейшем одновременно с налоговой декларацией нужно сдавать только заявление и выписку из банка.

справка

Согласно ст. 7 НК РФ положения международных договоров по вопросам налогообложения имеют приоритет над нормами НК РФ. Следовательно, российские налогоплательщики, которые ввозят (вывозят) товары на территорию (с территории) государства - члена Таможенного союза, должны все ответы на вопросы по обложению НДС и акцизами сначала искать в Соглашении от 25.01.2008 и в Порядке. В них может содержаться прямой отсыл к главам 21 и 22 НК РФ (как в случае вычетов). Но если проблема совсем не урегулирована данными документами, тогда ее решение тоже следует искать в НК РФ

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!