Скачать презентацию флоренция колыбель итальянского возрождения. Презентация "эпоха возрождения" презентация к уроку по истории на тему. Культурное наследие Флоренции

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Архитектура итальянского Возрождения

Общая характеристика Характерной особенностью итальянского Возрождения стало стремление зодчих к созданию гармоничных и рациональных зданий. В эпоху Раннего Возрождения (когда еще были сильны законы Средневековья) господствовали крестово – купольные храмы. К началу 16 века появляется новый тип здания – палаццо.

Флоренция и Брунеллески Флоренцию называли «цветком» Италии, этот город – родина итальянского Возрождения. В начале 15 в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии. Множество блестящих талантов рождено здесь.

Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) Брунеллески – величайший архитектор Италии.

Собор Санта – Мария дель Фьоре Собор Сента – Мария дель Фьоре – символ Флоренции. Имеет огромный восьмигранный купол - 42 м в диаметре.

Общий вид собора

Купол собора изнутри

Здание Воспитательного дома Брунеллески принадлежит и сооружение Воспитательного дома, в архитектуре которого проявились лучшие античные традиции. Дом имеет большую протяженность и обрамлен по периметру галереей.

В треугольные пространства между арками зодчий поместил круглые медальоны с изображением младенцев.

Леон Батиста Альберти (1404 – 1472) Внес большой вклад в развитие итальянской архитектуры. В основном пробовал свои силы в оформлении фасадов зданий.

Церковь Санта – Мария Новелла 1470

Палаццо Ручеллай 1451 г.

Донато Браманте (1444 – 1514) Основоположник Высокого Возрождения в архитектуре. В 1503 осуществил реконструкцию Ватикана.

Церковь Санта - Мария делла Грацие 1497 г.

Собор святого П етра 1502 г. Важнейшим архитектурным сооружением Браманте стал собор святого Петра. В плане представляет собой крест, вписанный в квадрат, в центре которого располагалась часовня.

Венеция и Сансовино Столицей Позднего Возрождения становится Венеция. Венецианская культура разнообразна, как и сам город. Он расположен на 118 островах, разделен 160 каналами, через которые переброшено около 400 мостов. Большинство зданий здесь построено на сваях. Дома тесно прижаты друг к другу.

Якопо Сансовино 91486 – 1570) Главным его творением стало здание библиотеки собора Сан – Марко. Это двухэтажное сооружение оформлено по античному образцу.

Библиотека Сан – Марко, 1536

Андреа Палладио (1508 – 1580) Крупнейший архитектор Венеции. Отличительная черта мастерства П алладио – создание портиков между постройками. Архитектор известен еще и тем, что создал классический тип усадьбы.

Церковь Сан – Джорджио, 1565

Вилла «Ротонда», 1551

Вопросы и задания 1. Почему Флоренцию считают «колыбелью» итальянского Возрождения? 2. Расскажите об одном из архитектурных сооружений итальянского Возрождения. 3. Разработайте модель идеального города Италии. Поясните.



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Флоренция – колыбель эпохи Возрождения Урок МХК в 10 классе Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance), - «снова» или «заново» и «nasci» - «рождённый» - имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению. Приходится - в Италии - на начало XIV (повсеместно в Европе - с 15-16 вв.) - последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета. Флоренция - один из красивейших городов Итальянской Республики с населением почти 400 тысяч человек, расположена на реке Арно, является центром региона Тоскана и одновременно относится к старейшим населенным пунктам страны, где сохранились бесценные исторические и архитектурные памятники. Флоренция подарила миру таких великих деятелей как Леонардо да Винчи и Галилей, Данте и Микеланджело, а местный говор со временем стал основой итальянского литературного языка. Город по праву гордится тем, что именно его мыслители дали зеленый свет эпохе Возрождения, а именем знаменитого земляка, мореплавателя Америго Веспуччи был назван целый материк – Америка. Исторический путь Флоренции весьма тернист. На нем случались взлеты и падения, но если бы не эти знаковые превратности судьбы, вряд ли этот уникальный город обрел бы столь большую известность во всем мире. А началась его история с судьбоносного решения римского императора Юлия Цезаря, повелевшего основать поселение, в котором бы жили ветераны верной ему армии. На дворе был 59 год до нашей эры. Новый населенный пункт получил название «Флорентия», что в переводе означает «цветущая». Чуть позже ветеранский поселок разросся до целого города и в IV веке уже нашей эры он становится католической епископской резиденцией. Впоследствии Флоренция переходила из рук в руки. Ею владели то остготы и византийцы, то лангобарды и франки. Минусом этой череды смены властей и конфликтов между ними стало существенное сокращение населения. Но не только: пострадало экономическое, политическое и культурное развитие города. Переломным в судьбе флорентинцев стал X век, принесший их городу возрождение. В 1115 году город становится самостоятельной коммуной, положившей начало государственности Флоренции, известной как Флорентийская республика. Она существовала в два больших этапа: сначала в 1115-1185 годах, а затем в период 1197-1532 гг. Республика распространила свой суверенитет на значительную часть Тосканы, а именно на ее центральные и северные территории. Тем самым возросла роль Флоренции в общественно-политической системе Италии эпохи Средневековья. В наше время Флорентийскую республику назвали бы образцом демократии, поскольку в ней была сформирована такая система управления, которая исключала захват власти и ее узурпацию одним лицом. Население в свою очередь активно участвовало в формировании всех институтов государства и власти. Флоренция вырвалась вперед и в своем экономическом развитии. В XIII-XIV веках оно превзошло не только другие итальянские государства, но и страны Европы. Город-республика стал зачинателем первого капиталистического производства – мануфактурного. И именно здесь впервые проявилась классовая борьба в ее традиционном понимании: возникали конфликтные ситуации между патрициатом и наемными рабочими. В 1434 правителями Флоренции стали представители олигархического семейства Медичи, правившие в городе (с некоторыми перерывами) вплоть до XVIII века. В частности, известны тем, что покровительствовали самым выдающимся живописцам и архитекторам эпохи Возрождения, являлись их спонсорами. Площадь Микеланджело во Флоренции История площади имени выдающегося скульптора и архитектора восходит к тем временам, когда в 1530 году Флоренцию осаждали войска императора Карла V и римского понтифика Климента VII (в миру Джулио Медичи). Не поверите, но обороной руководил сам Микеланджело. Более того, на холме Сан-Миньято он воздвиг бастионы, и остатки этих укреплений дошли до наших дней. При подъеме на холм они вполне видны. Эти обстоятельства, собственно, и обусловили название будущей площади, панорамный обзор с которой действительно охватывает весь исторический центр Флоренции, начиная от крепости Форте-Бельведере и вплоть до церкви Санта-Кроче. Кроме красного купола Дуомо взор легко охватывает восьмиугольную колокольню Флорентийского аббатства и холмы, раскинувшиеся к северу от Флоренции. Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции Баптистерий Сан-Джованни находится на Пьяцца (площади) Дуомо. Представляет собой восьмигранное здание с отделкой мрамором белого и зеленого оттенков. Построен в распространенном в Средние века романском стиле. Баптистерий появился здесь даже раньше собора Санта-Мария-дель-Фьоре, с которым в настоящее время соседствует. Рядом с ним также находится колокольня Джотто. Вообще-то, самый первый флорентинский баптистерий появился в городе ориентировочно в V веке. Но то здание, которое мы можем видеть сегодня, строилось в 1059-1129 годах на развалинах строений времен Римской империи. Именно в нем проходили таинство крещения все жители Флоренции, в том числе Данте и представители знаменитой династической фамилии Медичи. Традиция продолжалась вплоть до XIX столетия. Палаццо Питти – музейная гордость Флоренции Дворцы-особняки в итальянских городах в XV-XVIII веках назывались палаццо. Такие строения весьма типичны для всего периода итальянского Возрождения, однако особенно популярны они были во Флоренции. «Палаццо» происходит от латинского «palatium» (дворец), перекликаясь в свою очередь с названием одного из семи римских холмов – Палатинского – где возводились дворцы для императоров.Для классических палаццо характерны несколько этажей (обычно три, иногда два и даже четыре), примыкающий к дворцу уютный двор и выходивший на улицу величественный фасад. Такие особняки есть в Риме, Венеции, Генуе. Особенно же славилась ими, как было сказано, Флоренция. Один из таким флорентийским дворцом-особняком и самым большим в городе является – Палаццо Питти (итал. Palazzo Pitti). Даже самых искушенных ценителей прекрасного весьма впечатлит его внутренний интерьер, который без преувеличения можно назвать роскошным. Здесь можно увидеть завораживающей красоты фрески, лепнину белого и золотистого цветов, а также шелковые обои и уникальные гобелены. Не говоря уже о подлинных образцах бесценной с исторической точки зрения мебели. Флоренция - место происхождения итальянского Ренессанса и её художественное наследие включает архитектуру, живопись и скульптуру и личности… Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Данте Алигьери, Бокакачо, Ботичелли, Рафаэль, Веспуччи, Коллоди, Галлилей … https://ru.wikipedia.org http://www.hobbysalon.ru http://www.florentine-society.ru https://yandex.ru

В 1293 году Флорентийская республика решила воздвигнуть рядом с Баптистерием Сан Джованни новый собор. Строительство начали на месте старого собора, который назывался Санта Репарата (IV-V век) в честь святой, которую особенно почитали во Флоренции, так как в день ее памяти была одержана победа над варварами. Новый собор в 1412 году официально посвятили Богородице, и он стал называться «Santa Maria del Fiore» (Санта-Мария дель Фьоре - собор Святой Девы Марии с цветком лилии в руках). Гигантская величина и сказочная нарядность нового собора должны были стать символом могущества и богатства Флоренции. Собор стал гордостью жителей Флоренции, а строительство велось под девизом: «Воздвигнуть церковь такой по величине и великолепию, чтобы нельзя было потребовать человеческих сил и рвения ни большей по размерам, ни более прекрасной постройки» . Арнольфо ди Камбио, которому гильдия искусств поручила строительство, был главным архитектором городского Совета и к этому времени успел прославиться благодаря строительству францисканской церкви Санта Кроче (Св. Креста), а в 1298 году он же приступил к проектированию Палаццо Веккьо.

Кафедральный собор находится в самом центре Флоренции, на Соборной площади. длина собора- 153 метра ширина в трансепте - 90 метров высота сводов - 45 метров высота купола изнутри - 90 метров общая высота с крестом -114 ширина Нефов - 38 метров диаметр купола - 42 метра общая площадь - 8300 м 2

Этапы троительства собора Легат папы Бонифация VIII заложил первый камень в основание здания 9 сентября 1296 года Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен. После смерти Арнольфо ди Камбио в 1302 году строительство собора приостановилось на тридцать лет. В 1330 году в Санта-Репарата обрелись мощи святого Зиновия Флорентийского, что придало работам новый стимул. В 1331 году гильдия торговцев шерстью взяла под своё попечение строительство и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 году строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 году, был возведён лишь первый её ярус. В 1348 году работы были прекращены в связи с чумой. С 1349 года работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта.

Этапы троительства собора В 1359 году пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини (1360- 1369), разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка. Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 году старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 году был окончен неф, а к 1418 году оставалось только закончить купол. К 1380 году стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески. Собор был освящён в 1436 году, но фасад был недостроен. Великий герцог Франциск I приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX веке было решено достроить собор. В 1887 году появился существующий ныне фасад. Его автор - Эмилио де Фабрис

Самым удивительным элементом собора является купол, проект которого предложил Брунеллески, строился по совершенно новой и уникальной по тем временам технологии. Брунеллески предложил сделать купол двухслойным. Это первый в мире восьмиугольный купол, да еще построенный без возведения опирающихся на землю лесов. Прежде чем приступить к работе, Брунеллески начертил план купола в натуральную величину на отмели реки Арно возле города. Брунеллески не располагал никакими готовыми расчетами, ему пришлось проверят устойчивость конструкции на небольшой модели. В конце 1418 г. четыре каменщика изготовили модель в масштабе 1: 12, которая демонстрировала проект купола и инновационный способ его возведения без сплошной опалубки. Две оболочки купола связаны 24 ребрами и 6 горизонтальными кольцами. Строительство купола началось в 1420 и закончилось в 1446 году. На возведение купол ушло 4 миллиона кирпича различной формы. Фонарь на куполе был закончен Michelozzo, другом Брунеллески, в 1461; шар и крест с мощами Верроккьо в 1469. Шар подняли наверх с помощью машины, сконструированной Микеланджело.

В 2013 году сайт http: //news. discovery. com сообщил о находке модели купола собора во время строительных работ по расширению музея собора. Длина окружности модели - 9 футов (1 фут = 30, 48 см). Профессор Francesco Gurrieri предполагает, что это та самая демонстрационная модель купола, которую построил Брунеллески. Такую укладку кирпичей "ёлочкой" применяли при возведении куполов в Персии. Брунеллески был первым, кто применил ее в Европе.

Купол был мастерски расписан во второй половине 16 века художниками Джорджио Вазари и Федерико Цуккари. Картина имеет многоярусную структуру и посвящена Страшному суду. Самое нижнее кольцо отведено смертельным грехам и жителям Ада, во главе с Антихристом. Последующие кольца, уходящие ввысь к лантерне, изображают святых, старцев апокалипсиса, ангелов небесных, Богоматерь и благие деяния. Образ Сатаны является антагонистом светлой фигуры Христа.

Три огромные двери фасада изготовлены в 1899 -1903 гг. На них изображены сцены из жизни Богородицы. Мозаики в люнетах над дверями создал Niccolo Barabino: Милосердие среди основателей флорентийских благотворительных учреждений; Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей; флорентийские ремесленники, купцы и гуманисты. В нишах - 12 апостолов, в центре - Богородица с младенцем.

Предусмотренный проектом Арнольфо ди Камбио, фасад так и не был выполнен до конца и в 1587 году был разрушен. Лишь в 1871 году был одобрен другой проект архитектора Эмилио де Фабриса, завершившего работы в 1887 году. А отделка фасада была завершена во многом благодаря материальным пожертвованиям российского промышленника Демидова, чей герб теперь красуется справа от главного входа. Рядом помещены гербы других дарителей.

Интерьер собора Необычным украшением собора служат часы, созданные Паоло Уччело в 1443 году. Изюминка хронометра в том, что его стрелки вращаются в обратном направлении.

Главная реликвия собора – это урна с мощами святого Зиновия Флорентийского, обнаруженная в руинах храма Санта Репарата в 14 веке.

На стенах собора изображены английский кондотьер Джон Хоквуд, итальянский наёмник Никколо да Толентино, Данте с «Божественной комедией» . В соборе установлены бюсты органиста Антонио Скварчалупи, философа Марсилио Фичино, и Брунеллески.

На левой стене находится фреска "Данте и три царства" или "Данте, освещающий Флоренцию своей поэмой" работы Domenico di Michelino Доменико ди Микелино, изображающая Данте с «Божественной комедией» в руке. За спиной поэта изображены ад, гора с чистилищем, на вершине горы - земной рай с Адамом и Евой. Справа - Флоренция. Вверху - сферы небесного рая. Фреска была написана в 1465 году к 200 -летию со дня рождения Данте.

В комплекс собора Санта-Мария-дель-Фьоре также входит баптистерий, иными словами место для крещения. Он выполнен в виде отдельного здания, стоящего неподалеку Дуомо на Соборной площади. Баптистерий носит имя Иоанна Крестителя, и является наиболее древним строением на площади. Баптистерий Сан-Джованни

Свод купола украшен византийскими мозаиками XIII -XIV веков. Мозаика изображает картину Страшного суда с фигурой Христа в центре. В баптистерии также находится гробница антипапы Иоанна XXIII.

Южные ворота Наиболее древними являются южные ворота, созданные Андреа Пизано. Работа над ними заняла 6 долгих лет, начиная с 1330 года. На золотистой бронзовой поверхности створок Пизано выгравировал сцены из жития Иоанна крестителя, снабдив их аллегорическими изображениями Добродетелей. 28 картин, сработанных не без помощи ювелирных дел мастеров, вызывают восхищение и трепет у гостей Флоренции.

Северные ворота Созданы в 1401- 1424 годах Лоренцо Гиберти, содержат 28 панелей, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле. Эти барельефы изображают картины из Нового Завета. Северные ворота настолько впечатлили заказчиков из гильдии торговцев, что Лоренцо Гиберти практически без проволочек приступил к работе над третьим порталом баптистерия, Восточным

Восточные ворота являются самыми известными. Они были созданы в 1425- 1452 годах Лоренцо Гиберти. Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им «Вратами рая» . В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо








Флоренция славится своей армией гениальных деятелей искусства: художников, архитекторов и скульпторов. Начиная с Арнольфо, Джотто, Нанни ди Банко и Уччелло, переходя к Гиберти, Донателло, Мазаччо, Боттичелли, Пьеро дела Франческа, Микеланджело и Леонардо, Флоренция всегда доминировала в мире изобразительных искусств как никто ни до, ни после нее. И в этот список не входят те, кто в других странах считался бы лучшими из лучших.


На рубеже XIV-XV столетий готика полностью господствовала в итальянском искусстве. Господствовала она и во Флоренции. Но здесь это была готика особого рода более сдержанная и строгая, во многом сохранившая связи с традициями проторенессансного искусства. Поэтому и готика могла быть использована в отдельных аспектах зачинателями нового движения Брунеллески, Донателло, Мазаччо. Но в целом они относились к ней враждебно, ощущая свою гораздо большую близость к великим мастерам Проторенессанса и к античному искусству.


«Это почти рай, писал из этого города Достоевский. Ничего представить нельзя лучше впечатления этого неба, воздуха и света... Здесь есть такое солнце и небо и такие действительно уж чудеса искусства (подчеркнуто Достоевским), неслыханного и невообразимого...»


Сегодня мы начинаем разговор о культуре Ренессанса и о выдающихся художниках этой эпохи. Нам предстоит встреча с полотнами итальянских мастеров. Обратившись к античности, культура эпохи Возрождения принимает светский характер и гуманистическую направленность, выраженную в отрицании аскетизма и схаластики, в убеждении стройности мироздания, в признании человека высшим началом бытия и вере в безграничные возможности его воли и разума.






Джотто ди Бондоне (1266 или) Оставаясь в рамках христианских канонических сюжетов, Джотто упорно искал реалистические средства художественной выразительности и первым разрушил средневековое плоскостное изображение.


Интерьер капеллы дель Арена в Падуе, восточная часть. Заложена в 1303, отделана, возможно, к 1313 Фрески посвящены образам Священного Писания. ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ (Giotto di Bondone) (ок или 1276– 1337), флорентийский художник и архитектор; родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. Об ученичестве и раннем периоде творчества художника ничего не известно.


«Поклонение волхвов» Как считается, в качестве образца для Вифлеемской звезды в «Поклонении волхвов» (во втором ярусе на правой стене) Джотто использовал комету Галлея (которая проходила над Землей в 1301 г.). В честь этого Европейская космическая комиссия назвала «Джотто» два космических зонда, предназначенные для встречи с кометами.








Сандро Боттичелли (года года) Настоящее имя художника - Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Около 1464 года Сандро поступил в мастерскую Фра Филиппо Липпи из обители Кармине, превосходнейшему тогдашнему живописцу, которую покинул в 1467 году в возрасте двадцати двух лет.










Сандро Ботичелли. «Афина Паллада и кентавр» АФИНА (Афина Паллада),в греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремёсел. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Покровительница Афин. АФИНА Ей соответствует римская Минерва








Леонардо да Винчи() Единственный дошедший до нас портрет Леонардо. Рисунок (сангина) сделан в последние годы пребывания Леонардо в Италии. Внизу листа позднее чужой рукой написано: "Леонардо да Винчи, портрет самого себя в старости".




Madonna Benois Мадонна Бенуа (Мадонна с ребенком) Madonna Benois х31,5 см Масло, перенесенное с доски на холст Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия Такие наименования картин, как «Бенуа» или «Литта» происходят от имени прежних владельцев картин.


Madonna Litta Madonna Litta Эрмитаж, Санкт- Петербург, Россия Такие наименования картин, как «Бенуа» или «Литта» происходят от имени прежних владельцев картин.


Леонардо да Винчи Дама с горностаем Portrait of Cecilia Gallerani (Lady with an Ermine) ок Масло на панели x 40.3 см (21 3/8 x 15 3/4 дюймов) Чарторский музей, Краков, Польша Леонардо да Винчи


Портрет Цецилии Галлерани, любовницы Лодовика Сфорца, выполненный Леонардо, представляет ее с горностаем одной из эмблем рода Сфорца на руках. Так как картина позднее была частично переписана, авторство ее вызывало сомнение, однако рука Леонардо безошибочно узнается по изогнутой позе зверька и изысканному изгибу руки дамы.


Mona Lisa Леонардо да Винчи Мона Лиза. (Джоконда) Mona Lisa (La Gioconda) Масло на тополиной панели. 77 x 53 см (30.31 x дюймов) Луврский музей. Париж, Франция


Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в "Моне Лизе". Это воздушная перспектива лучшая по исполнению.


Рафаэль() Великий итальянский живописец и архитектор. Рафаэля называли мастером Мадонн.




«Мадонна Конестабиле» Мария с младенцем. Куплена русским императором Александром II, реставрирована мастерами Эрмитажа.



Тициан 1476/77 или ок. 1487–1576 гг. Последняя картина Тициана – "Оплакивание Христа" (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576.


Тициан Тициан (Тициано Вечеллио; Tizianо Vecellio), 1476/77 или ок. 1487–1576 гг. · венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя. Литература Интернет ресурсы. Интернет на уроках искусства. Педагогическая технология создания и использования информационно- коммуникативной среды. Вып. 1. М.:УЦ «Перспектива» с. Искусство: Живопись: Скульптура: Графика: Кн. для учителя. В 3-х ч. Ч.1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения. /Сост. М.: М.В.Алпанов и др. 4-е изд, испр. и доп. М.:Просвещение, с.илл. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: учебник для учащихся 10 класса./Л.А.Рапацкая.М.: Гумманитарный изд.центр ВЛАДИС, с.илл.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!