Сценарий творческой игры «Избушка Бабы-Яги. Избушка Бабы-яги. Мастер-класс Видео Баба яга и ее избушка

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19

СЦЕНАРИЙ

Творческой игры «Избушка Бабы-Яги».

Составитель:

МОУ СОШ № 19.

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективизма и са­мостоятельности.

Задачи:

Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы ребенка;

Развитие речи, фантазии, воображения;

Приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

Формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

Формирование творческой личности, способной к яркому самовыражению.

Основные принципы

Принцип индивидуальности – каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные возможности;

Принцип креативности - проявление выдумки и фантазии;

Принцип сказкотерапии – в виде перевоплощения в сказочного героя;

Место проведения: малый спортивный зал.

Время проведения: после обеда, 1,5 часа

Жюри: зам. директора по УВР, педагоги дополнительного образования, родители.

Реквизит: листы ватмана, фломастеры, карандаши, клей, ножницы, цветная бумага, картон, подручный материал, метлы.

В конкурсе принимают участие девочки 2-3 классов. К данному мероприятию каждая девочка готовит свой костюм Бабы-Яги.

Этапы подготовки:

1. Подбор участников.

2.Разработка сценария.

3.Подбираем материал, конкурсы, задания, музыкальный материал.

4.Обдумываем образ персонажа. Роль ведущего в данном случае исполняет Баба-Яга.

5.Готовим костюм, подбираем реквизит.

Ход мероприятия:

Сообщение, темы, целей мероприятия. Выбор и представление жюри. Появление сказочного персонажа Быбы-Яги.

1 конкурс - домашнее задание, участницы показывают свои презентации, которые готовили заранее вместе с родителями и одноклассниками. Обязательным условием презентации является демонстрация и творческая защита своего костюма (здесь учитывается оригинальность наряда, его авторское исполнение).

2 конкурс – «Заклинание», разгадывание кроссворда.

3 конкурс – «Следы нечистой силы», на листах ватмана участницы должны нарисовать, как выглядят следы сказочных персонажей: Водяного, Кощея Бессмертного, Лешего, Кикиморы, Бабы-Яги.

4 конкурс – «Гардеропчик», участницы на листе ватмана должны нарисовать: рабочий костюм Бабы-Яги, парадно-выходной костюм Бабы-Яги, домашний костюм Бабы-Яги, спортивный костюм Бабы-Яги, школьная форма Бабы-Яги.

5 конкурс – на лучший «Проект дома для Бабы Яги», из подручного материала участницы мастерят жильё для Бабы-Яги.

6 конкурс – «Гонки на метле», каждая участница получает метлу, оседлав метлу, обежать кегли (фишки), не задев их, за самое короткое время, сбитая кегля - штрафное очко.

7 конкурс – «Бал Бабок-Ёжек», участницы должны с танцевать оригинально, весело, зажигательно под музыкальные отрывки: Барыня, Канкан, Рок-н-ролл, Ламбада, Танец с саблями.

Подведение итогов, награждение участниц.

Перед игрой проводится жеребьёвка участников. Представляется жюри.

Появляется ведущий в образе Бабы-Яги.

Бабка -Ёжка:

Я - Бабка-Ёжка - костяная ножка,

Мне всего-то две тысячи лет!

Я совсем молода, не страна мне пурга,

У меня ещё стройный скелет!

Всем - физкультпривет!

Я поняла окончательно: жить просто за­мечательно,

когда здоровый дух в здоровом теле!

Ух! Ах, какие умницы. Взялись Бабу-Ягу сделать физкультурницей.

У нас на но­су что?

Зима на носу, а это значит, что всем надо закаляться. Будем заниматься физкультурой.

Мне в лесу стало скучно; всю зиму вьюга да пурга мои подружки.

Скучно мне. Хоть бы вы меня порадовали, лето приблизили.

Ну-ка, покажите свои таланты, порадуйте моё сердечко.

Покажись первая Бабка-Ёжка …

DIV_ADBLOCK327">

https://pandia.ru/text/78/230/images/image004_59.jpg" alt="D:\Documents" width="235" height="176 src=">

1. Водяного;

2.Кощея Бессмертного;

З. Лешего;

4.Кикиморы;

5.Бабы-Яги.

Вот по этим следам, ребята, мы можем узнать, кто по тропке прошёл, кто, где живёт,

кто в лесу хозяин.

4. Конкурс «Гардеропчик».

Ребята, вам нравится мой прикид? Это платье от Юдашкина по цене Брынцалова.

Сегодня одна из крутых профессий - модельер.

А начинается путь к этой профессии с рисунков платьев и костюмов в школьной тетрадке.

Внимание! Задание!

https://pandia.ru/text/78/230/images/image006_48.jpg" alt="D:\Documents" width="370" height="278 src=">Баба-Яга:

Плачет бабушка-Яга на опушке –
Сильно на бок накренилась избушка!
Без ремонту тыщу лет простояла,
А вчерась едва-едва не упала.
Велика беда с избой приключилась:
Накренилась, а ещё покосилась!

О-хо-хошеньки, хо-хо, о-хо-хошеньки.
А хорошего в том нет ничегошеньки.
Ничегошеньки в том нету хорошего,
Что изба наискосяк перекошена.

Ребята, между прочим, у меня до сих пор в центре леса стоит ветхое жильё - в то время, когда все кругом переезжают в новенькие коттеджи, одна я никуда не переезжаю. Обидно такая красивенькая Баба-Яга, а жильё у неё неблагоустроенное.

Задание: Каждая участница из подручных средств «строит» избушку Бабы-Яги.

6. Конкурс «Гонки на метле».

Баба-Яга: С удовольствием пожила бы в каждом таком теремке с удобствами.

А знаете что, я здесь самая главная волшебница. Что, не верите?

Ну вот, что это, по-ваше­му?

Да, обычная метла, но я на этой метле ездить могу (садится на метлу и танцу­ет).

Видали! Ой, деточки, я вообще столько всего умею! Ой, да я такая трудолюби­вая!

Прямо руки чешутся пакость какую-нибудь сделать.

Кому-нибудь бант развя­зать, что ли, или штаны порвать?

В такой сказочный день я разрешаю всем пользоваться моей метлой,

и уст­роим шуточные состязания.

Каждая участница получает метлу.

Задание: оседлав метлу, обежать кегли (фишки), не задев их, за самое короткое время.

Сбитая кегля - штрафное очко.

7. Конкурс «Бал Бабок-Ёжек.»

Баба-Яга: Ну вот, дом построен, платье для танцев готово, птички поют.

Осталось за­звучать оркестру. Маэстро, музыку!

Приглашаю танцевать подружек ­Бабок-Ёжек. Лучшую плясунью награжу.

Баба-Яга:

Внимание! Внимание!

Дорогие зрители!

Кто в конкурсе победил,

Услышать, не хотите ли?

Наше строгое жюри,

Вам даю я слово:

Поскорее назови

Героиню шоу!

Подведение итогов членами жюри. Церемония награждения.

Многие из нас познакомились с Бабой-ягой ещё в колыбели, когда нам читали «Русские сказки» Афанасьева. Злобная носатая старуха в лохмотьях известна нам из детских мультфильмов и кино. Во взрослой жизни Баба-яга от нас никуда не делась, просто напудрилась, принарядилась и нацепила на нос очки. Давайте разберёмся, зачем она в нашей жизни, почему у неё костяная нога и чего она хочет, когда кричит и пилит нас.

1. Баба-яга

«Возле этого дома был дремучий лес, и в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила Баба-яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят»

Баба-яга и в наши дни обитает на окраине леса в избушке на курьих ножках, которая иногда также «пирогом подпёрта» и «блином крыта». Домик стоит в окружении вековых деревьев вблизи лесного озера, обнесённый забором из человеческих костей. Во дворе у неё живут проводники душ в загробный мир, собаки, и вещие птицы-предсказатели, вороны. Баба-яга всё время чем-то занята, беспрерывно стряпая что-то в своей алхимической печи. А если выходит в свет, то появляется из ниоткуда и без колдовства никуда не уходит. В одной из сказок её появление перед героями выглядит так: «Вдруг закутилося-замутилося, в глаза зелень выступила - становится земля пупом, из-под земли камень, из-под камня Баба-яга, костяная нога, на железной ступе едет, железным толкачом погоняет, сзади собачка побрёхивает». Сама Баба-яга составляет своеобразную пару Кощею Бессмертному - они то ли пожилая разведённая пара, то ли брат и сестра, то ли просто закадычные друзья. Имя Яга родственно польскому jedza и чешскому jezinka - «лесная баба»: нечто вроде женской ипостаси Лешего с функцией управления змеями. Есть мнение, эта баба была супругой Змея из-под Калинового моста, с которым бесконечно боролись богатыри. А в тюркских языках есть созвучный Яге дух предков «бабай ага» (в переводе «старый дед»). Баба-яга - божество наших хтонических предков.

Первый вывод. Не удивляйтесь, когда по утрам на вас из зеркала смотрит старая ведьма или леший: это древняя хтонь зовёт вас из глубин коллективного бессознательного в приключения навстречу собственной целостности.

2. Хтоническое существо

Баба-Яга неизменно связана с лесом. Лес, как и океан, олицетворяет бессознательное человека, внутреннее лунное королевство. Лес по отношению к человеку безграничен, в нём можно заблудиться, в нём можно поселиться, а можно и погибнуть. Греческая богиня Луны Диана обитала в лесах, подальше от глаз смертных, где предавалась безудержной охоте. Однажды охотник увидел, как Диана и её девичья охотничья свита купались в лесном озере. Это зрелище не предназначено для глаз смертных, поэтому Диана, заметив охотника, натравила на него его же собственных собак и те разорвали его на части. Тайна леса сокрыта от людей, и встреча человека с носителем этой тайны обычно чревата гибелью. Эту же идею выражает в первой части «Фауста» Гёте: вызвав хтонический дух Земли, учёный не может даже посмотреть в его сторону. Воплощённая природа оказывается ужасной и вызывает у простого смертного панику. Деревья в лесу ни на минуту не утихают, постоянно что-то шепчут и общаются между собой - только обычному человеку не понять шёпота бессознательного, поэтому герою, решившему пройти в гущу тёмной стороны, на контрольно-пропускном пункте бабкиной избушки будут выданы волшебные помощники. Но когда она не помогает юным героям продираться сквозь иной мир, Баба-яга крадёт и ест детей и молодцов.

Второй вывод. Когда вы видите перед собой злобную фурию, брызжущую ядовитой слюной, помните: это говорит её языческая природа. Не пытайтесь перекричать бесноватую: на её стороне весь потусторонний мир. Если вам есть, чего у нее искать, - терпите, улыбайтесь и хвалите её дом, наряд и социальные навыки. Вы получите своё. Если просто так, мимо проходили - бегите, потому что иначе погибнете в бессмысленной схватке со хтонью.

3. Двойственная природа Бабы-яги


Живя на границе с бессознательным (или загробным миром), сама Яга принадлежит одновременно двум мирам: одна нога у неё обыкновенная, а другая - костяная, мертвецкая. Баба-яга не всегда олицетворяет зло, в сказках у неё несколько лиц. Яга-воительница, Яга-похитительница и Яга-дарительница - три ипостаси, в которых она, соответственно, угрожает герою, что-то у него забирает и что-то ему отдаёт. В лапы к Бабе-яге можно попасть двумя способами: по собственной беспечности или же просто так. Жил-был мужик и не знал лиха. Стало ему интересно, что за лихо такое, о котором все говорят? Пошёл искать лиха, встретил такого же зеваку и вдвоём они попали к Бабе-яге. Та сразу же зажарила и съела зеваку, а герой по итогу смог бежать, только лишившись пальца. Потом он ходит и показывает свою изувеченную руку односельчанам: вот, мол, лиха хлебнул. Дураков Баба-яга учит тому, чему они просят. Природа убивает наглецов, которые не знают, чего хотят, но ищут встречи с её силами. Часто Баба-яга появляется в жизни персонажей как злой рок. Кажется, будто герои совершенно ни в чём не виноваты: вот мальчик ловит рыбку на озере, кругом тишь да гладь, и тут налетают злые птицы, как в одноимённом фильме Хичкока, и уносят его прямиком в избу к старой покровительнице мистерий, которая собирается им плотно пообедать. Мальчик не успел натворить ничего, за что его следовало бы наказать, просто пришло его время стать взрослым и пройти инициацию.

Третий вывод. Опыт показывает, что не стоит искать сумасшедших женщин: пришедший к ним со здравым смыслом от него и погибнет, а внутренний хаос разрастётся так, что в нём заведутся русалки, - и годны вы будете только для весенней пахоты и сна на печи девять месяцев в году. Как молодая, так и зрелая Баба-яга найдёт вас сама: не приложив к этому урагану в своей жизни усилий, вы с чистой совестью можете попытаться пронести свою невинность сквозь безумие этой ситуации. Если останетесь стойким - получите принцессу, когда злодейка сдастся.

4. Инициация


Обряд инициации всегда предполагает символическую смерть старой личности инициируемого с последующим возрождением в новом качестве, чаще всего с новым именем. В наше время своеобразной инициацией служит получение подростком паспорта и идентификационного кода: человек обретает мистическое имя, в нашем случае - порядковый номер, и становится полноправным членом племени. В древние времена к инициациям относились более сурово: чтобы получить паспорт-татуировку, юноше нужно было сдать серьёзный экзамен - и физический, и психологический. Часто во время этого экзамена юноша получал травму, а в некоторых племенах, чтобы добиться права быть мужем, юноша должен был пройти обряд обрезания. Чтобы что-то получить, нужно сперва отдать.

Баба-яга традиционно считается жрицей, посвящающей молодёжь во взрослую жизнь. Именно поэтому она угрожает детям, холостым молодцам и незамужним девицам: тем, кто ещё не превратился в полноправного человека. Герой, отправляющийся в путешествие в потусторонний мир, должен позволить Бабе-яге попарить себя в баньке вовсе не для удовольствия: ритуальное омовение покойника - непременный атрибут переезда на тот свет. Да и просьба накормить - не праздный голод, а имитация поминок с ритуальными блюдами: блинами, горохом и кутьёй. Сам образ Яги и её жилища - лежит в избушке без окон и без дверей на печи, а нос в потолок врос - напоминает мертвеца в гробу.

В древности в лесу строили специальную избушку, в которой проходил обряд инициации мальчиков. Отец отводил сына в лес и оставлял его одного, чтобы он самостоятельно нашёл эту самую избу инициации. В ней мальчика ждали суровые испытания, после которых он получал статус посвящённого. «Видимым символом такого посвящения является рассечение кожи спины от шеи вниз. Иногда под кожу спины и груди пропускались ремни, за которые мальчиков подвешивали». Инициация всегда связана с переживанием смерти, и оттого непременный её атрибут - смертельный страх. Подростку на посвятительных обрядах объясняют, что жизнь - это всерьёз, при каждом удобном случае она норовит содрать с тебя кожу или сжечь тебя в печи, так что помни об этой хижине в лесу и о том, что Баба-яга может появиться из-под камня в любой момент.

Если Яга не сдирает со спин испытуемых кожу «на ремень», то занимается тем, что сажает детей в ковш, чтобы зажарить их в печи. Её фигура имеет отношение к народным бабушкам-повитухам, которые недоношенного ребёнка могли обмазать тестом и на хлебной лопате всунуть в тёплую печь, символизирующую женское лоно, чтобы младенец «дошёл», как пирожок.

Четвёртый вывод. Если вам тридцать, а вы всё ещё не дошедший пирожок - самое время отправиться в печное приключение. Поезжайте в заповедник, поработайте сторожем, лесником или смотрителем водохранилища. Отпустите бороду, гуляйте ночью и изучайте энциклопедию символов Мэнли Палмера Холла. Когда случится что-то, после чего вы обосрётесь чертятами, - можно будет возвращаться домой: отныне вас все будут слушаться без удара кулаком по столу.

5. Избушка


Избушка не просто затаилась в волшебном лесу - пока герой не произносит волшебных слов, она не предстаёт перед ним в истинном виде. Изначально избушка стоит к герою задом, а к лесу передом, и он должен правильно попросить её развернуться. Возможно, это ключ к сексуальному контексту инициации? Деревянный дом, окна и дверные проёмы - традиционные символы женского чрева. Чтобы попасть внутрь избы, нужно «знать магию открытия дверей», знать специальное заклинание, магию жестов (герой окропляет двери избы водой), а также задобрить зверей, охраняющих дом Яги. Современному молодому человеку даже в век информационных технологий не стоит пренебрегать древними сказками о ждущих его на пороге сладкой любви чудовищах. Мужская инициация была символом вхождения в возраст половой зрелости - после неё мужчина мог убивать и любить. Искусству убийства обучали мужчины, а премудростям любви - женщины. Существует мнение, что «ведунья», занимавшаяся инициациями, как раз и жила в одиночестве в отдалении от селений, подобно храмовой жрице. Полная же опасностей избушка с печью, в которой можно сгореть дотла, - олицетворение страхов так называемой vagina dentata - зубастого чрева, которое нужно укротить в разных сказках по-разному, то силой, то хитростью, то лаской.

Избушка, как и мистическая страна Шамбала или Белый вигвам в «Твин Пиксе» Дэвида Линча, открывается только правильному человеку и в правильное время. Невозможно просто обшарить лес и найти избу - ты должен быть дураком, героем, на худой конец - ребёнком, чтобы попасть на собеседование к Бабе-яге: всех троих объединяет непосредственность и решимость, отсутствие трусости и сомнений. Либо же ты можешь оказаться в этом окаянном месте по воле злого рока. В том же «Твин Пиксе» упоминается «домик в лесу, в котором всегда играет музыка», а в доме Бабы-яги герой часто слышит игру на волшебных гуслях. В таком случае мальчик уподобляется Одиссею, Баба-яга и её колдовской джаз-бэнд превращаются в сирен, а лес становится морем, по которому герой возвращается домой.

Пятый вывод. В мире есть множество дверей. Не все они открываются ключами, и даже сила и напористость не всегда помогут. С чистым сердцем и смекалистым умом вы откроете всё что надо и попадёте куда надо.

6. Испытание и награда Яги


Герой, попавший к Бабе-яге, может победить её, только воззвав к природному инстинкту бабушки. Когда злая Яга выходит навстречу молодцу и собирается его съесть, он не теряется и в ответ сам просит его накормить - мол, какой разговор на пустой желудок? «Вот дура я, стала у голодного да у холодного выспрашивать», - Баба-яга и сама рада накормить удалого гостя. Как только герой апеллирует к матриархальным ценностям и напоминает Яге о её женской натуре, та сразу же меняется в отношении. Героя не оттолкнула внешность Яги, её усохшая нога и старое неприятное лицо. Он не побрезговал её потусторонней пищей - лишь в немногих сказках герой притворяется, что ест, и скидывает еду на пол, в основном он действительно рад угощению. После трапезы довольная хозяйка избы расспрашивает молодца о том, о сём, дополнительно проверяя его на тему «свой-чужой», и после награждает его подарком. В основном мистическая старушка дарит молодцу волшебного скакуна, крепкого жеребца. Лошадь в славянской культуре была одновременно символом плодородия и связным между мирами, поэтому играла важную роль в свадебном обряде (который во многом был схож с погребальным). Так что конь предвещал скорую женитьбу молодцу, а в одной из сказок Яга дарит герою коня, чтобы тот победил Кощея Бессмертного. Как вариант, в награду ему может достаться одна из дочерей Яги, однако история умалчивает, как складываются отношения с костеногой тёщей. В любом случае, старушка олицетворяет женское материнское начало в его языческой форме: силу матери-природы, которая питает и разрушает, награждая только обладающего собственной мощью.

Шестой вывод. Когда встречаете ведьму, помните: за её зубастой орущей личиной скрывается материнская натура. Нет ничего хитрее и проще, чем урезонить старую каргу собственной уязвимостью. Не кривите носом, не обходите стороной то, что кажется страшным, но взывает к вам. Жизнь, как и природа, бывает страшной, но раз она не убивает вас, значит, скорее всего, любит - так что потрудитесь над взаимностью.

7. Баба-яга и красны девицы


Если у Бабы-яги плохое настроение - она крадёт детей и насилует мужчин. Но в основном она живет обычной старушечьей жизнью - днём улетает в лес, вечером плотно ужинает и ложится спать на печь, иногда воюет с вредными соседями. Но, в общем, никого не трогает и мирно заведует лесом. Обычно у неё есть несколько дочерей, которых она держит в своеобразном рабстве. Как иначе можно объяснить, что, как только молодец попадает в избу с намерением убить Ягу, её дочери - тут как тут с инструкциями, как правильно отсечь их маменьке голову. Как правило, после убийства старой злодейки следует свадьба всех её дочерей, а главному герою неизменно достаётся самая младшая и самая красивая дочь. С мёртвой тёщей молодцу живётся спокойнее, однако неясно, как же быть с Бабиными генами? Видимо, наличие удалого мужа, который часто обладает полуживотной природой, как-то уравновешивает проблему наследия костяной ноги. Женская инициация проходит с меньшими приключениями, чем мужская, и больше связана со способностями к рукоделию, домашней работе и смирению. Василисе Прекрасной удаётся вырваться из плена Яги, только доказав, что она умелая домохозяйка: «Когда завтра я уеду, ты, смотри, двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь, да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисти её от чернушки». Во многих сказках, чтобы получить благословение в жёны от Бабы-Яги, девушке нужно несколько дней беспрекословно выполнять все её требования, носить старуху на горбе, например. Или до изнеможения толочь воду в ступе: это действо - символ взаимодействия мужского и женского начал и зарождения новой жизни.

Седьмой вывод. Если вы намерены жениться, помните, что нет для вас лучшего друга до свадьбы и злейшего соперника после - чем тёща. Если в статусе юноши тёща-Яга при правильном вежливом и смиренном обращении раскроет все кнопки управления будущей супругой, то после свадьбы станет кнопкой уничтожения вашего брака. Поэтому тёща должна быть метафорически уничтожена: для этого у героя есть меч-кладенец, символ мужской силы и мощного ума.

Прибежала она к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землёю.

Рис. 1. Вогульская чамья. Чамья, чамя "небольшая кладовая на высоком настиле", перм. Из манси sume, sumija - то же; см. Кальман, Асtа Lingu. Hung. I, 265; Калима, RLS 132.

Избушки на курьих ножках и их обитатели.

Как-то я писал, что русские на Севере многому научились от угро-финнов. (Очерки - . )
Тема это очень богатая. И, как минимум, она относится к двум пластам русской истории - к ранней северной (10-14 вв.) и более поздней восточной русской колонизации. Эти периоды настоятельно требуют привлечения материалов по культуре угро-финнов. И тогда многие явления русской истории становятся понятнее, и проявляются связи с местным субстратом, который менял привычки русских пришельцев, формировал их.

Разберем еще один круг вопросов, связанный с Бабой-Ягой и ее избушкой.
Очень вероятно, что Яга-костяная нога - это угро-финская колдунья, а ее обиталище, ее избушка - это чамья, сомьях, стаббур - охотничий и ритуальный домик угро-финнов.

Об этом, в частности, пишет Михаил Ситников , собравший несколько интересных свидетельств (хотя и далеко не всех, что можно добыть из литературы). Он, в общем-то настроен связать Бабу-Ягу с восточной колонизацией, то есть с 15 или скорей уже с 16 веком:
"В предисловии к изданию 1915 года сборника "Великорусские сказки Вятской губернии" (А. Афанасьев) отмечается, что распространителями этих сказок чаще всего оказывались солдаты. В записях Дж. Флетчера, который путешествовал в тех краях в конце XVI века, уже имеется упоминание о Яге: "Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть к умир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем , то я убедился, что это простая басня" ("О государстве русском в главе о пермяках, самоедах и лопарях", 1588; Н. Веселовский. "Мнимые каменные бабы", Вестник АИ, Спб., вып. 195).
Кстати, почему Бабу зовут Ягой? В "Очерках Березового края" Н. Абрамова (СПб, 1857) есть подробное описание "яги", которая представляет собой одежду "наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется из темных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка ‑ такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге" (аналогичное толкование в тобольском происхождении дает и словарь В.И. Даля).
Кроме того, образ Бабы-Яги со всем антуражем присутствует в северном быте. Избушка на курьих ножках - не что иное, как широко распространенный до сих пор лесной лабаз (чамья ), который устраивается на двух-трех опорах. Лабаз такой всегда устанавливается входом к тропе, а "к лесу задом". Кроме того, в нем всегда оставляется припас для случайного путника ("сначала накорми, а потом расспрашивай"). Лишним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются еще и в наши дни в культовых избушках на опорах".

Примерно о том же пишет Алексей Иванов в очерке об истории Урала, правда, Иванов уже различает охотничьи и специальные обрядовые избы - чамья-сомьях: "...на Урале русские столкнулись с местной обрядовой практикой. Уральцы устраивали свои святилища на тайных полянах в глухом лесу. Поляну огораживал частокол, на котором вывешивали черепа животных, принесённых в жертву. Посреди поляны стоял священный амбарчик — маленькая избушка. Он назывался «сомъях», а по-русски — чамья. Его водружали на стволы подрубленных деревьев, чтобы не забрались дикие звери. В амбарчике не было ни окон, ни дверей — зачем они нужны? Внутри лежала резная деревянная кукла — «иттарма». В неё вселялся дух умершего. Кукла была одета в национальную одежду — в ягу, например".
И в самом деле, обычай был распространен у северных угро-финнов далеко за пределами Урала (рис 2-5):



Рис. 2. Такого типа строения, как сомах, чамья, были распространены у угро-финнов по всему Северу и Азии, и Европы - вот саамская чамья для хранения припасов, Стокгольм - Sami Storehouse on stilts, displayed at Skansen in Stockholm.

Рис. 3. Одно из ранних изображений самоедского стаббура - так у саами назывался лабаз., сделанное священником Кнудом Леемом в Норвегии - 1767 год.

Рис. 4 Историческая фотография -саами и его стаббур - Västerbotten, Sweden

Рис. 5. Реконструкция ритуального самьяха-чамьи приобских угров, Томская область.
http://www.diary.ru/~663086/p76348951.htm


Рис. 5. Лабаз у северных хантов, экспед. 2007, фото Богордаевой А.А.


Русские во время восточной колонизации с охотой и пониманием восприняли лабазы, как амбары для охотников. Они хорошо защищают добычу (мех) и запасы (скажем, зерно) от разных животных, из которых мыши и прочие грызуны оказываются самими опасными. Так сибирский лабаз стал понятием и распространился очень широко (рис. 6).

Баба-Яга, как феномен русской восточной колонизации.

Перейдем к прообразу Бабы-Яги. Не обязательно ее навевала лишь кукла иттарма. В самом деле, ее делали как копию умершего (рис 7-8):


Рис. 7. Мансийско-хантыйские обрядовые куклы иттарма. "Ещё сравнительно недавно, лет 50 назад, после смерти каждого человека и манси, и ханты изготавливали специальное изображение этого человека, которое считалось вместилищем одной из душ умершего. Эта кукла — иттарма (сынские, куноватские ханты), итэрма (сосьвинские манси), сонгэт (нижиеобские ханты), мохар (сосьвинские манси), окинь (среднеобские ханты) — определенное время хранилась в доме умершего. В течение этого времени в ней жила одна из душ покойного, поэтому куклу кормили, клали спать, сажали на любимое место умершего и т.п., то есть обращались с ней, как с живым человеком. После смерти женщины, как утверждают ханты и манси, ее хранят 4 года, после смерти мужчины — 5 лет". У сынских хантов эта кукла иттарма имела небольшие размеры — 20—22см. Но еще в недавнем прошлом, лет 20-30 назад куклы иттарма делались из дерева и имели туловище, голову и лицо". Куклу могли "похоронить" в маленькой копии чамьи - то есть ритуальное значение ее использовалось неоднократно.

Рис. 8. Иттарма обских хантов

Так куда девалась иттарма после определенного обычаем 4 или 5 лет житья с семьей? Переселялась в своего домик, такого же типа, как чамах, но маленький:


Рис. 9. Ура, северные ханты, экспед. 2007, фото Богордаевой А.А.

Но Яга - некое таинственное существо в халате, (который, заметим, угро-финны восприняли чуть не в Китае) - не обязательно только куколка, изображение мертвого, а, может, и вполне живое существо.
Ведь существовали еще и шаманы угро-финнов.

Рис. 10. Так выглядел хант-шаман Егор Кызласов в полном облачении (1930 год). Интересно смотрится: халат, бубен и деревянная маска.

Аналогичную маску можно посмотреть и поближе:

Рис. 11 Маска хантского шамана

В роли шамана могла выступать и женщина, тем более, что у угро-финнов сильнейшее божество - женское.

Итак, что же, вопрос решен, и Баба Яга появилась на Урале или в его окрестностях? Куда нас ориентируют эти сведения, и в какое время? Самое дальнее - в 15 век, на Урал и и ханты-манси. Между тем, русские стали общаться с угро-финнами заметно раньше, а на севере столкнулись с таким интересным феноменом, как чудь. И тут мы переносимся во времена более ранние, и феномен общения затронет не одну Бабу-Ягу, но и более широкий круг явлений. (продолжение в следующей части).

Какой взрослый человек может себе представить детство без Бабы Яги. Любому из нас рассказывали страшные истории про злобную бабулю, которая поджаривала непослушных детей. Во всех сказках Баба Яга примерно одинаковая — некая древняя старуха, одетая в лохмотья, которая живёт многие сотни лет в самом дремучем лесу в очень необычной избушке — «на курьих лапках», которая умеет вокруг себя повертываться. И вроде как Бабу Ягу надо бояться, ведь она идеальный персонаж, чтобы пугать непослушных детей. Но, в Кукобое создан образ Бабы Яги – дарительницы и советчицы: она указывает доброму путнику дорогу, дарит волшебного коня или орла, на которых можно добраться в тридесятое царство, даёт совет в беде. Она понимает язык леса, язык зверей и птиц, разговаривает с ветром и водой. Ей служат лесные духи, звери, птицы, рыбы и другие существа. Дружит с Лешим и Водяным. Баба Яга владеет волшебством, лечит травами, умеет перемещаться по воздуху на своей ступе и может казаться невидимой. В избушке у неё есть волшебный клубочек, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, ковёр-самолет, меч-самосек и множество других таинственных вещей. Она хранительница своего лесного пространства и окрестностей со всеми их обитателями.

Избушка Яги чаще всего стоит в самой середине заповедного (особого) леса, на границе с «тридесятым царством». То есть на границе нашего мира с другими мирами (царствами), которых превеликое множество («тридесять»). Баба Яга – страж этой границы. Она охраняет вход в далёкий сказочный мир.

Всех, кто ищет туда путь и попадает к ней, она подвергает испытаниям (прежде чем показать дорогу), пропуская туда только достойных и чистых душой и телом.

Любая сказка про Бабу Ягу повествует о том, что войти в её дом не просто. Для входа даже существуют специальные слова, которые способны разворачивать избушку к себе передом и к лесу задом. Для этого нужно только попросить: «Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом!» - и избушка послушно исполнит просьбу.

«Избушка Бабы Яги» в Кукобое — полноценный фольклорный комплекс, Здесь, кроме самой избушки, которая кстати руками местных мастеров теперь может вращаться, в одном стиле выстроены ворота в Сказку, через которые можно попасть на территорию Соснового бора с вековыми соснами. Сама избушка со всех сторон огорожена частоколом. Чуть ниже к реке Ухтома выстроен стилизованный под берлогу медведя деревянный домик – Лесная резиденция Ярославского медведя. А ледяная горка украшена воротами с головами змея Горыныча. Поэтому в этом месте можно проводить различные мероприятия, связанные не только с Бабой Ягой, но и с историей фольклора, историей леса и проживающей в нем нечистой силой. Именно здесь ежегодно в последнюю субботу июня месяца проводится областной праздник «День рождения Бабы Яги», размаху которого завидуют многие города Ярославской области.

Несколько слов об избушке всем известной старушки
…вопрос о том, что было «на самом деле»
не всегда дань наивному эмпиризму.

В.Н.Топоров

В восточнославянских сказках жилище Бабы Яги бывает не только на куриных ножках, и хотя этот вариант самый распространённый, всё же нельзя сбрасывать со счетов другие, так как в фольклоре истинное или, например, самое древнее описание чего-либо может сохраняться в одном-единственном варианте, противоречащим всем остальным. Итак, избы Ягишен стоят:

На турьей ножке, на веретенной пятке.
На козьих рожках, на бараньих ножках.
На курьих ножках, на петушьей голяшке.
На курьих ножках, на петушьих головках.
На курьих ножках, на бараньих рожках.
На курьих ножках, на сыром говёшке.
На курьей ножке, на собачьей голёшке.
На куриных лапках, на собачьих пятках.
На куричьих голяшках.

(Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. 1974. С.136).

Обратим внимание на то, что но ни в одном варианте не сказано о куриных ногах большого размера, наоборот, подчёркивается их НАТУРАЛЬНАЯ, небольшая, куриная величина - это "ножки", "лапки". Следовательно, от лубочного образа избушки, которая стоит на двух гипертрофированных куриных ногах, придётся отказаться, так как, очевидно, что куриные ножки натуральной величины не могут выдержать веса даже небольшого сооружения. Попробуем разобраться, о чём говорят сказки и какого вида сооружение, имеется в виду.

Можно ли представить себе избушку, соответствующую ВСЕМ представленным здесь вариантам описания жилища Яги? Можно, если отвлечься от стереотипов, вложенных в наше сознание с детства посредством иллюстраций сказок и детских фильмов.

Что общего у всех вариантов описания жилища Яги? То, что это ОСТАНКИ животных, кости, преимущественно конечностей кур, а так же собак и баранов, головы петухов и рога мелкого скота. Изба зиждется на основании из костей, их очень много, иначе костей (особенно куриных) не увидеть под строением.

Дом, стоящий на костях..., анналы истории донесли для нас описание подобного сооружения Х века у балтийских славян. В книге Н. Срезневского «Исследования о языческом богослужении у славян», в главе «Известия о храмах», приводится сообщение Титмара: В земле ретарей, в Ридигосте стоял храм «…окружённый со всех сторон лесом огромный и священный для жителей на основании из рогов различных зверей» (С.40). Это важнейшие описание о необычном фундаменте деревянной постройки большинством исследователей, пишущим о славянских храмах опускается так как выглядит непонятным, а от того подозрительным в своей достоверности. Сравним его со сказкой: «…пришёл (Иван) к тёмному лесу; стоит избушка на курьих ножках, на бараньих рожках» (Афанасьев 225) или «…средь дремучего леса увидел избушку на козьих рожках, на бараньих ножках» (Зеленин).

Постройки разняться только размерами, а местоположение (в лесу), материал изготовления (дерево), фундамент (рога), назначение (сакральные действия) у них идентичны. Сказки подтверждают правдивость сведений Титмара, а его записи, в свою очередь, показывают нам, как выглядели избушки Егибаб.
Окончательные доказательства наличия у славян сооружений, под основанием которых имелись рога и кости даёт нам археология. Раскопки древнего Новгорода выявили под мостовыми Торга и Ярославова дворища огромное количество рогов и челюстей крупного рогатого скота, причём под мостовыми в других местах города ничего подобного не наблюдается. Мостовые Новгорода, начиная с Х века, строились следующим образом. Вдоль дороги укладывались 2-3 параллельные линии необработанных брёвен, перпендикулярно которым сверху настилались плахи. Такая конструкция была необходима в условиях сильной увлажнённости почвы древнего Новгорода. Пустоты между поверхностью земли и настилом под обычными улицами оставляли пустыми или заполняли почвой содержащей бытовой мусор (щепки, черепки, обрывки кож) и только мостовые САКРАЛЬНО - СОЦИАЛЬНО значимых объектов Торга и Дворища зиждились на костях и рогах. Остаётся загадкой, откуда взялось такое количество рогов и челюстей коров, так как общественных скотобоен в древнем Новгороде не обнаружено, жители забивали скот по мере надобности в своих дворах. (А.Н. Сорокин. «Благоустройство древнего Новгорода» Архив архитектуры VI. Новгородские древности. Выпуск второй. М.1995. С. 27).

Вероятно, существовал общенародный ОБЫЧАЙ складывания (насыпки) определённых видов костных останков, своего рода «сакрального мусора», под сакральными объектами в параллель доказанному новгородскими раскопками ОБЫЧАЮ делать подсыпку под простыми мостовыми и простыми жилищами из бытового мусора. Интересно, что бытовой мусор (культурный слой) ссыпали не только под, но и в дома. Когда дом ветшал, верхние венцы его разбирались на дрова или другие хозяйственные нужды, а 4-5 нижних венцов, вросших в землю за время существования избы, оставляли на месте. Так образовывалась ёмкость, ограниченная остатками старого сруба, и её использовали в качестве мусоросборника (там же. С. 29). Этот древний обычай, ставший неосознаваемым видом этнического поведения, дожил до наших дней, причём распространён он не только в Новгородской губернии, но повсеместно – руины домов в наших городах и весях мгновенно превращаются в свалки мусора.

Конечно, мостовые на которых шумело вече или торг - это не совсем то, что изба колдуньи или храм Сварожича на основании из рогов и костей, но тоже архитектурное сооружения из дерева под которое СПЕЦИАЛЬНО положены челюсти и рога коров, причём сооружения используемое людьми во время заключения сделок (торговых и политических), а договора, как известно из летописей, скреплялись клятвами с упоминанием имён Богов.

Итак мы видим, что при сооружении сакральных объектов западнославянского племени ретарей (разрушены в ХI веке), словен Новгородских (начало строительства – Х век) применялись сходные архитектурные решения, соответствующие фольклорным описаниям внешнего вида жилища восточнославянских Егибаб, что может свидетельствовать в пользу значительной, общеславянской древности такого рода построек.

Вернёмся к жилищу Яги. Наличие костей под жилищем колдуньи навевает мысли о жертвоприношениях. "Рожки да ножки" остаются от козлика, когда его съедают, то же можно сказать и о курах - перед приготовлением головы и лапки отрубаются и выбрасываются, именно их мы и видим под избой. В сочетании с "сырым говёшком" то, что находиться под избушкой Яги больше всего похоже на помойку, а по научному - культурный слой, что заставляет нас для прояснения вопроса опять обратиться к данным археологии.

Очень показательны для нашей темы материалы раскопок второго Збручского (Крутиловского) святилища. Весь комплекс (капище, городище) был буквально усыпан костями животных и людей. Например, описание «длинного» жилого дома: "Пол дома 3 вымощен камнями и на нём отложился культурный слой толщиной 15-20 см, в котором находились обломки посуды 12 в. и раздробленные кости животных. Находки... позволяют предположить, что в домах периодически происходили ритуальные пиршества. (Статья Тимощук Б.А., Русанова И.П. в сборнике "Древности славян и Руси". М. 1988. С.87). Скорее всего как уже отмечалось выше, кости жертвенных животных и черепки попадали на каменный пол общественного здания не непосредственно во время пира, а приносились из других трапезных мест и ссыпались в него тогда, когда длинный дом уже не использовался в качестве пиршественного зала, но сохранял и в руинах свой священный статус (иначе сор в нём был бы другого рода).

Но сколько ж надо съесть, что бы культурный слой был 20 см толщиной!

В избушке Яги тоже много едят. Накормить героя - одна из первостепенных задач Яги, да и сама она хорошо покушать не прочь, после чего любит «покататься-поваляться на косточках» оставшихся от трапезы.

Теперь представим себе не раскрученное капище, как Крутиловское, а одинокую лесную избушку. Такие сооружения в северной части славянского мира действительно строились на ножках, то есть имели свайную конструкцию в целях защиты от высоких снегов и половодий. Иногда для подпорок использовались естественно стоящие (не выкорчёванные) кряжистые пни, похожие на лапы, вцепившиеся в Землю. В таких избушках действительно зачастую не было "ни окон, ни дверей", вход располагался под домиком, в него влезали по приставной лесенке, которую убирали для того что бы звери не проникли в жилище. Вполне логично использовать этот люк для сброса мусора. Избушка Яги "ветхая", "очеретом подпёрта, а то б развалилась", то есть очень давно построена, следовательно, костей и «говёшка» под ней навалено много.

Всё это так "приземляет" Ягу, бытовые отходы и экскременты вряд ли можно назвать «сакральным сором»...

Но не будем спешить с выводами, вот ещё один интересный факт.

Литовский священник-просвятитель М. Мажвидас в своём "Катехизисе" описал нам типичного литовца - язычника своего времени (1547 год), как бы его мысли:

...лучше камень пахать, чем "Отче Наш" говорить.
Как произносят Божьи заповеди, я никогда не слыхал,
Ни правил христианской веры не читал.
В церкви я с десяти лет не бывал,
Только с колдуньей на колдовства я, бывало, глядел.
Лучше уж со святой колдуньей петуха есть,
Чем в церкви возглашение учеников слушать.

(Топоров В.Н. "Мартинас Мажвидас в контексте его времени (к 450-летию со дня выхода в свет первой литовской книги)". Балто-славянские исследования 1987.М. 1988. С.71).

С момента окончательного крещения Литвы в 1387 году прошло всего 150 лет... Стоит ли напоминать о сходстве ритуальных практик балтийцев и славян? Поедание курятины в вышеприведённом примере это магический акт, приравненный к церковному первому Причастию (конфирмация в 10 лет), а колдунья названная "святой" - жрица данного ритуала.

Именно такие функции инициации молодёжи присущи и восточнославянской Бабе Яге. Так же известно, что ещё в начале ХХ века в украинских, русских и белорусских деревнях мальчиков кормили петушиными гребешками для того, что бы они росли смелыми и сильными. Балтийский пример вкупе с восточнославянским позволяет нам более детально (я бы даже сказала более смачно) представить себе происходящее в избушке Яги посвящение, ощутить его вкус. А так же позволяет нам убедиться в том, что наиболее частые варианты описания на чём стоит изба (состав подсыпки основания) - куриные останки - соответствуют действительности и это не бытовой, но сакральный сор.

Необъяснёнными остаются «собачьи голяшки (голени»), а так же возможность вращения жилища Яги. А оно, судя по вариантам «на веретённых пятках» или «собачьих пятках», действительно вращалось.

В старинных песнях и былинах встречается выражение «распахнул(а) дверь на всю пяту», то есть до упора, на «всю катушку». Дело в том, что вращательный механизм старинной двери отличался от современного. Дверь крепилась и вращалась на шарнирах (пятках), вставленных в углубления вверху и внизу (не сбоку, как сейчас) двери и косяка. Этими шарнирами служили пяточные кости животных.

Но это двери, а как с помощью такого приспособления заставить вращаться даже небольшой домик – непонятно. Тут нужна «пятка» по крайней мере, мамонта, уложенная в центре постройки между основанием и полом.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!