Тренинг развития креативности и творческих способностей. Социально-психологический тренинг креативности: понятие, концептуальные основы Тренинг креативности как форма обучения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Теоретические и практические основы тренинга креати в ности

План

1. Социально-психологический тренинг креативности: понятие, концептуальные основы

2. Особенности проведения тренинга креативности

1. Социально-психологический тренинг креативности: понятие, концептуальные основы

Понятие «креативность» тесно связано с понятием «творчество».

В большинстве определений творчества отчетливо проявляется ориентация на процессуальную или продуктивную его сторону. Так, С.Л. Рубинштейн определяет творчество как деятельность, созидающую «...нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творчества, но в историю развития науки, искусства и т.д.» 1 . По мнению М.Г. Ярошевского, «творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты» 2 . В этих определениях творчество просматривается по его результатам: идеям, поведению, материальным объектам.

Определение творчества с процессуальных позиций принадлежит В.М. Бехтереву. Он определяет творчество как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта. тренинг креативность психологический творчество

К. Роджерс пишет: «Я понимаю под творческим продуктом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой - обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни».

В зарубежной психологии выделяются две группы подходов к определению сущности творчества: ориентированные на поиск источников; ориентированные на процесс.

В первую группу могут быть включены, по крайней мере, три подхода.

1. Психоаналитический подход утверждает, что творчество является результатом внутриличностных конфликтов. Творческий процесс по своей сути - экстернализация продуктов воображения посредством взаимодействия примитивных и более зрелых типов мышления.

2. Гуманистическая психология считает, что творчество возникает, когда отсутствуют внутриличностные конфликты. Творческий процесс - это реализация естественного творческого потенциала в случае устранения внутренних барьеров и внешних препятствий.

Психометристы, такие как Д. Гилфорд, считают, что природный творческий потенциал индивида определен генетически и может быть измерен стандартными тестами. Творческий процесс представляет собой взаимодействие двух противоположных типов мышления: дивергентного и конвергентного.

В группу подходов, ориентированных на процесс, можно отнести позицию «ассоцианистов», которые считают, что творчество человека есть результат его способности находить отдаленные ассоциации в процессе поиска решения проблемы. Гештальтпсихология исходит из того, что творческое мышление - это не логические, пошаговые действия и не разрозненные ассоциации, а более определенное реструктурирование целостной ситуации.

Если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Под креативностью понимают также способность человека обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения (К. Роджерс).

Креативность представляет собой способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенное условие актуализации этой способности - самообладание и уверенность в себе.

Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. Один из первых экспериментально-обоснованных перечней особенностей мышления, способствующих творческим достижениям, был предложен Д. Гилфордом, который считал необходимым для творчества интеграцию конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, регулятивного) мышления. Он выделяет как результат интеграции обоих измерений мышления такие его особенности:

Беглость как способность генерировать максимальное количество идей;

Гибкость как способность к порождению широкого многообразия идей;

Оригинальность как способность генерировать нестандартные идеи;

Точность как способность придавать завершенный вид продуктам мышления.

Этапы, стадии и фазы творческого процессапо-разному рассматриваются исследователями. Основное, что объединяет описания творческого процесса, - присутствие в подавляющем их большинстве осознаваемых и неосознаваемых этапов, причем запуск осуществляется в сознательной сфере, продолжается в его неосознаваемых структурах и вновь попадает в область сознания.

В современной практике тренингов креативности участникам предлагаются следующие этапы креативного процесса: подготовка, фрустрация, инкубация, инсайт и разработка. Ниже дана их краткая характеристика.

Подготовка. Этот этап обусловлен появлением побуждения изменить ту или иную ситуацию, переставшую удовлетворять субъекта творчества. Возникновение этого побуждения может быть названо первым инсайтом, особенно, когда проблема задается субъекту не со стороны, а формулируется им самим.

Этап подготовки характеризуется сознательными усилиями по поиску выхода из проблемной ситуации. Субъект логически прорабатывает, анализирует ситуацию, проблему как в целом, так и отдельные ее элементы, собирает дополнительную информацию. На этом этапе возникают и проверяются варианты решения, субъект совершает многократные попытки применить для разрешения проблемы известные ему схемы и алгоритмы. Критерий, на который чаще всего ориентируются люди, выбирая вариант решения или поведения, - степень сходства, подобия актуальной проблемы или ситуации тем, которые встречались ранее. В сущности, в процессе подготовки происходят углубление, детализация и прояснение образа проблемы, придание ему пусть нечеткой, далеко не окончательной, но все-таки структуры. В случае, если задача или проблема действительно относятся к творческим, обнаруживается несостоятельность известных, разработанных ранее способов решения и вариантов поведения.

Фрустрация. Переход на этот этап происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся в его распоряжении информацию и проверив возможные варианты решения, индивид не находит ответа, оказывается в тупике.

Фрустрация переживается в крайне дискомфортной форме, когда индивид чувствует напряжение, раздражение, обескураженность, неполноценность, усталость, апатию. Возникает ощущение, что решения в принципе не существует, что условия задачи некорректны, что кто-то виноват в сложившейся ситуации. Это переживание тем сильнее, чем больше сознание субъекта насыщено стереотипами, установками с жесткими идентификациями. Положение усугубляется тем, что негативные эмоции приводят к снижению самоконтроля и уровня рефлексии происходящего.

Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за ней роли закономерного этапа креативного процесса, который служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствуют проявлению креативности, в рамках какого стереотипа находится человек, в какой области ему недостаточно информации, где ее можно получить и т.д. Инкубация. Специфика этого этапа креативного процесса обусловлена положением о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга.

Особенности организации работы этих полушарий, в частности, описываются с помощью понятий латерализации и реципрокности. Латерализация (как специализация больших полушарий) усиливается по мере развития человека и приводит к тому, что полушария головного мозга начинают по-разному участвовать во всех психических процессах. Кроме того, полушария действуют «по очереди»: когда активно правое, деятельность левого притормаживается и наоборот. Эта особенность получила название реципрокности.

В настоящее время принято считать, что левое полушарие отвечает за формирование дискретной, линейной модели мира, кодированной знаками и понятиями, связанной между собой причинно-следственными связями, а правое - за формирование непрерывной модели, в которой ведущую роль играют сложные образы реальных объектов, тесно связанные между собой эмоциональными отношениями.

Этап инкубации начинается в тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария, и проблема «передается» в правое полушарие. Из непрерывной правополушарной модели привлекается недостающая и вообще любая, имеющая отношение к задаче информация. Если в прошлом опыте есть необходимые «ключевые» образы, то они в итоге займут свое место в «пустотах» структуры решения.

Инсайт. Инсайт - это кратковременный, но очень отчетливый этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией. Это кульминационная точка креативного процесса, в которой проявляются результаты пролонгированной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идеи. Поступление в сферу сознания ответа нуждается в быстрой фиксации.

Разработка. Разработка, или верификация, - завершающий этап творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинности полученного решения логическими средствами.

Этот этап может быть представлен двумя подэтапами:

Собственно проверка истинности инсайта (верификация). Субъект креативного процесса ищет ответа на вопросы: «Будет ли это работать?», «Соответствует ли это исходным условиям?», «Действительно ли это ответ на поставленный вопрос?» Иногда случается, что казавшаяся блестящей идея меркнет и отвергается как ложная. В этом случае субъект чаще всего возвращается на этапы инкубации или фрустрации, после чего может снова начать подготовку;

Осуществление. Если истинность инсайта установлена, то процесс продолжается на втором подэтапе, продолжительность которого варьируется от нескольких секунд (например, реализация варианта поведения в общении) до нескольких лет. На стадии воплощения решающую роль играют навыки, умения, техники и ресурсы.

Известны различные подходы к построению программ, развивающих творческие способности. Подавляющее большинство этих программ нацелено на развитие тех или иных составляющих креативности. В ее развитии преобладает компонентный подход, ведущая роль в котором отводится развитию характеристик дивергентного мышления.

Таким образом, социально-психологический тренинг креативности - частная форма тренинга личностного роста, направленная на развитие творческого мышления человека. В подчиненном отношении к этому находятся задачи осознания и преодоления барьеров проявления креативности, осознания характеристик креативной среды, формирования навыков и умений управления креативным процессом.

В ходе тренинга создается и удерживается среда со следующими параметрами: проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

2. Особенности проведения тренинга креативности

В ходе работы участники тренинга креативности получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеры, препятствующие актуализации их собственных творческих ресурсов.

В ходе тренинга креативности ведущий создает условия, ситуации для осознания участниками этапов креативного процесса, закономерного характера их последовательности, что дает возможность влиять на протекание творческого процесса, опираясь на полученную информацию и собственный опыт.

Качество прохождения каждого этапа оказывает существенное влияние на конечный продукт. Участники занятий обнаруживают это в ходе работы, и такие открытия закрепляются в их опыте в виде переживаний и навыков создания оптимальных условий для протекания креативного процесса в целом. При этом ведущий ориентируется на следующую последовательность шагов: детализация образа проблемы и ее кроссмодальное сопряжение с содержанием накопленного опыта; использование эвристических приемов и техник управления креативным процессом; воплощение найденного решения или варианта поведения в реальность.

Для оценки находимых решений или вариантов поведения участников тренинга могут быть предложены критерии оценки продуктов деятельности. В частности, продукты деятельности могут быть признаны креативными, если они являются одновременно новыми и адекватными по отношению к ситуации, а ситуация или задача не могут быть решены по какому-либо ранее известному алгоритму.

Экспериментально установлены факты о взаимосвязи между творческими проявлениями и характеристиками накопленного субъектом опыта. Обнаружено, что периоду продуктивной, творческой деятельности предшествует продолжительный период напряженной работы, учебы. По некоторым данным, профессионал нуждается в освоении нескольких десятков тысяч паттернов, отражающих взаимодействие элементов его профессиональной реальности, прежде чем он оказывается способным к нахождению нетривиальных, конструктивных решений и их реализации.

Психотехнические упражнения, направленные на осознание того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеры, пр е пятствующие творческому процессу

Упражнение 1

Инструкция. Сейчас я начну занятие: брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, у кого окажется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу "молоток". Кроме его прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги, или в качестве ручки для тяжелой авоськи, или, привязав к нему шпагат, применить как отвес при строительных работах.

Сразу договоримся, что не будем прибегать к традиционным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.

Итак, тот, кому я брошу мяч, назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч другому, также назвав какой-либо предмет. Будем внимательны и постараемся сделать так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого.

Ведущий может создать внешний барьер, ограничивая время на подготовку ответа. В ходе работы, когда кто-нибудь не может длительное время найти очередной вариант нестандартного использования предмета, можно предложить остальным показать, есть ли у них свои варианты, подняв для этого руку.

Упражнение 2

Участники группы сидят полукругом. Ведущий стоит у доски или у листа ватмана, который прикреплен на стене.

Инструкция. Сейчас я буду предлагать вам некоторые задачи. Выслушав условие, займитесь поиском решения. Обнаружив ответ, дайте об этом знать, например, поднятием руки, ничего не говоря вслух.

Приведем несколько задач, которые могут быть использованы в ходе такой работы.

1. Изменив местоположение одной монеты, нужно добиться того, чтобы на каждой оси лежало по четыре монеты:

137Ответ: одну из монет, расположенных на горизонтальной оси, надо положить на монету, находящуюся на пересечении осей.

2. Изменив местоположение одной цифры, надо добиться того, чтобы равенство было верным:

Ответ: 10 2 = 100.

В ходе решения задач, которые предлагаются группе по очереди, ведущий обращается к тем участникам, которые пока не нашли решения, с предложением проговаривать вслух все возникающие у них идеи. Очень часто во время такого проговаривания у кого-то из слушателей, не имеющих решения, оно возникает.

Психотехнические упражнения, направленные на развитие кре а тивности

Упражнения посвящены развитию отдельных сторон креативности как свойства личности: гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения и т.д.

Упражнение 3

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция. Давайте вообразим, что это (ведущий показывает мяч) - апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будьте внимательны: нужно постараться не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе.

Ведущий начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например «сладкий». В процессе выполнения упражнения он побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например: «Давайте попробуем работать быстрее».

Упражнение 4

Все участники сидят по кругу.

Инструкция. Сейчас каждый по очереди, взяв свой стул, будет входить в круг и, по очереди садясь напротив каждого из оставшихся в кругу, задавать ему неожиданный вопрос. Задав вопрос, надо дождаться ответа.

Возможна модификация: тот, кто садится напротив из оставшихся в кругу участников, отвечает на задаваемые ему вопросы.

Упражнение 5

Все участники сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция. Сейчас мы будем, бросая друг другу мяч, выдвигать аргументы «за» и «против» создания семьи. Мы будем чередовать наши доводы: первый (тот, кто начнет), бросая мяч, предложит аргумент «за», второй - «против», третий - «за» и т.д. При этом договоримся, что будем пользоваться формулировкой «создавать семью надо, потому что...» и «создавать семью не надо, потому что...»

Упражнение 6

Участники группы разбиваются на пары.

Инструкция. Сейчас один из участников пары будет быстро говорить любые слова, не подготавливая их заранее. Его партнер столь же динамично будет реагировать на услышанное слово ассоциацией, но обязательно противоположной по смыслу слову-стимулу. Затем партнеры поменяются ролями. В каждом случае необходимо создать около 25 пар ассоциаций.

Упражнение 7

Все участники сидят по кругу.

Инструкция. Пожалуйста, подумайте некоторое время и выберите какую-нибудь из своих проблем, желательно такую, решения которой у вас пока нет. Мы не предполагаем обсуждать содержание вашей проблемы, вам не придется рассказывать о ней в группе, поэтому выбирайте любую проблему, ту, над которой вы хотели бы и готовы сейчас поразмышлять.

Ведущий выдерживает паузу и продолжает инструкцию только тогда, когда убедится, что все выбрали проблему для работы над ней.

Сейчас я буду предлагать различные образы. Надо будет, концентрируясь на предложенном образе, думать о своей проблеме, стремясь установить как можно больше связи между ней и предложенным образом. Каждый раз у вас будет 5 мин для работы. Постарайтесь удерживаться от отвлечений, ухода в сторону от проблемы. В процессе работы с каждым из образов рекомендуется делать записи, фиксировать наиболее важные из возникающих идей и впечатлений.

В этом упражнении используется различный материал для стимула: участникам показываются картинки, на которых изображены животные, предметы, предлагаются слуховые образы (например, скрип снега под ногами в морозный день), зрительные (желтый цвет), фразы (тихо светит по всему небу) и т.д. Обычно в ходе работы участникам группы предлагается 6-7 образов.

В основе этого упражнения лежит идея о том, что информация, необходимая для решения проблемы, нередко находится на периферии или в более глубоких слоях сознания. Продолжительные усилия, связанные с установлением связей между проблемой и зрительными, слуховыми и другими образами и понятиями, позволяет вовлечь в поиск решения проблемы периферийные пласты опыта и маловероятные ракурсы рассмотрения проблемы и относящихся к ней обстоятельств.

Литература

1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв. ред. В.В. Дударев. М., 2006.

2. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М., 2005.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 2005.

4. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М., 2005.

5. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. СПб., 2007.

6. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 2006.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические подходы к понятию о креативности, характеристика данного процесса. Эмпирическое изучение креативности и темперамента: процедура и методики. Исследование особенностей невербальной креативности у студентов с разным типом темперамента.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2016

    презентация , добавлен 18.06.2016

    Определение акцентуаций характера и их влияние на развитие подростка. Особенности развития креативности в подростковом возрасте. Проведение исследования на изучение взаимосвязи креативности и типов акцентуаций. Анализ и интерпретация полученных данных.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2015

    Современное состояние проблемы креативности, ее биологические предпосылки. Шизотипические проявления личности. Исследования связи шизотипических проявлений личности и креативности. Анализ взаимосвязи креативности и черт личности у девушек и у юношей.

    дипломная работа , добавлен 04.05.2015

    Общее понятие и организационные особенности проведения социально-психологического тренинга межличностного общения. Психотехнические (психогимнастические) упражнения и групповые дискуссии как основные методы проведения тренинга партнерского общения.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Творческие способности индивида: проблема тестирования и диагностики креативности и дивергентной продуктивности. Параметры творческой одаренности и креативности, специализированный тест Торренса для оценки их беглости, оригинальности и разработанности.

    презентация , добавлен 21.10.2016

    Понятие творчества в психологии. Групповая креативность в работах отечественных и зарубежных психологов. Организация эмпирического исследования. Время существования группы как социально-психологический фактор эффективности групповой креативности.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Психологические особенности старшего школьного возрасте. Развитие креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе. Диагностика креативных способностей старших школьников. Комплекс игр и упражнений на развитие креативности.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Общая характеристика вербальной креативности, ее связь с компетентностью. Психолого-педагогическая характеристика студенчества. Особенности творческого мышления в молодости. Рекомендации, которые могли бы помочь развитию вербальной креативности.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2015

    Феномен понятия креативности в трудах зарубежных и отечественных психологов. Уровни и варианты отношения креативности с флексибильностью. Анализ результатов диагностики уровня креативности или творческих способностей с помощью методики Е. Торренса.

Добрый день!

Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity ) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Иными словами, обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей.

Предлагаю каждому участнику оформить собственную визитку, где указывается тренинговое имя (свое личное, игровое, друга, литературного героя, реального политического деятеля), и схематическое изображение себя в виде предмета, цветка, животного.

Давайте знакомиться. Скажите, пожалуйста, как вас зовут, что вы нарисовали, и с чем это связано?

Упражнение “Улыбка”

К сожалению, сегодня редко можно встретить человека, который просто улыбается навстречу людям. Мы уже привыкли видеть хмурые лица вокруг и – самое страшное, сами перестали улыбаться. Пожалуйста, подойдите друг к другу и, улыбаясь, скажите несколько приятных слов. Обратите внимание на свои ощущения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы чувствуете, улыбаясь другому человеку?
  2. Трудно ли улыбаться всем членам группы? Возникает чувство неловкости, натянутости мышц лица?
  3. Что вы чувствуете, когда улыбка адресована вам?
  4. Приятно ли вам это, или у вас возникает чувство, что сейчас о чем-то попросят?

Упражнение “Чудо-стул”

Цели: – стимулировать творческую работу группы с помощью театральной игры, импровизировать способности по визуализации образа. Содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной.

Давайте договоримся, что жизнь со всеми ее проблемами, заботами, тревогами продолжается за стенами этой комнаты. Здесь же на протяжении ближайшего времени будет пространство воображения и театра. А в мире театра возможно все. К примеру – самый заурядный – обычнее не бывает – стул! Но это в этой жизни, предмет находящийся у меня в руках, является приспособлением для сидения, мебелью... А в театре... Во, что можно превратить стул силой воображения?

Сейчас – задание!

Превратите стул в любой предмет или живое существо. Каждый, у кого возникает идея, поднимает руку выходит в центр, чтобы представить нам новый образ чудо-стула. После каждого показа начинаю отсчет до трех (как на аукционе!), если до цифры 3 не окажется новый участник в центре со своим вариантом чудесного превращения стула, то последний игрок будет признан победителем.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие идеи ваших товарищей показались вам наиболее интересными? Это упражнение было для вас трудным или наоборот очень легким?

Упражнение “Самолетик”

Делим группу на две команды. Каждой команде выдается по одному листу формата А 4.

Инструкция: “У вас есть 5 минут на обсуждение, затем вы должны сложить из этого листа самолетик. Победит та команда, чей самолет улетит дальше. Самое главное соблюдать следующие условия.

Одновременно собирают самолетик только два человека. Эти два человека могут сделать только один перегиб, затем они должны уступить место другой паре, другой команды.

Вы можете пользоваться только одной рукой, вторую уберите за спину”.

Обсуждение: какие трудности возникли у вас при выполнении данного упражнения?

Упражнение “Пингвинчики”

Цели: снятие мышечного напряжения, повышение настроения и чувства бодрости.

Все мы знаем, что пингвины живут в Антарктиде, и бывает им там холодно. Они вытягивают руки вдоль туловища и, переваливаясь с ноги на ногу, сбиваются в стайку и постепенно перемещаются в хаотичном порядке: из центра на периферию и обратно.

Задача участников – встать как можно плотнее и, изображая пингвинчиков, тереться друг о друга, тем самым, перемещаясь от центра скопления к краю и наоборот. Необходимо, чтобы каждый участник побывал в центре, т.е. “погрелся”.

Обсуждение: что помогало \ мешало справиться с задачей?

Упражнение “Два автобуса”

Цель: определить уровень сплоченности коллектива.

Группа делится на две команды. На середину комнаты ставятся две пары стульев, спинками на внешнюю сторону. Каждая пара стульев находится на расстоянии 2–3 метров от другой пары.

Инструкция: две группы людей стоят на остановке и ждут своих автобусов. Подъезжает 1 автобус, участники в него садятся, затем во 2, вторая команда. Команды заполняют свои автобусы. Автобусы в час пик, в них, очень тесно, но нужно удержаться, чтобы никто не упал. Но произошла поломка одного из автобусов, однако доехать нужно всем, поэтому все пассажиры второго автобуса садятся в первый. Становится еще теснее.

Задача участников – продержаться в автобусе хотя бы 20 секунд.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы чувствовали во время упражнения, и после его выполнения?
  2. Удалось ли справиться с заданием?
  3. Сколько времени на это понадобилось?
  4. Что способствовало выполнению задания?
  5. Что вы сделали для того, чтобы его выполнить? Какую роль играл каждый участник?
  6. Что мешало? Как можно было бы выполнить это задание по-другому?

Упражнение “Летающие”

Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия летающих насекомых в двух вариантах: стрекоза, комар, муха, оса, бабочка, моль, они читают свои карточки так, что больше этого никто не видел.

Задача каждого – найти свою пару

Можно использовать любые невербальные приемы (жесты, мимику), но нельзя называть и издавать характерные звуки насекомого. Когда участники находят свои пары, они становятся рядом, но продолжают молчать. Когда все пары образованы, что получилось.

Эта игра на всматривание, в которой, исключая речь, мы оставляем возможность взаимодействия с использованием только визуального канала восприятия. Это дает возможность диагностики уровня развития визуального канала и его восприятия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было найти свою пару? На что вы ориентировались, когда искали свою пару?
  2. Удалось ли вам найти ее?
  3. Удалось ли вам изобразить именно то насекомое, которое было нужно? Какими средствами выражения вы пользовались?

Упражнение “1 из 3”

Цели: тренировать подвижность мышления, как фактор креативного поведения и адекватной самооценки.

Способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

Создавать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

На площадке для упражнения должно быть 3 условных обозначения.

Инструкция: условия игры просты. Я предложу вам серию вопросов, по которым метафорически мы попытаемся определить особенности вашей личности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой вариант вам ближе всего, и в соответствии со своим выбором займите, пожалуйста, место на игровой площадке.

Итак, кто вы: фрак, футболка или военная гимнастерка?

(Выбор сделан, прошу прокомментировать ваше решение.)

  • Кто вы: ребенок, зрелый человек, пенсионер?

(Напоминаем, что речь вовсе не идет о реальном возрасте игрока, а лишь об образе – “душевном возрасте” т.е. на сколько лет человек себя ощущает.)

  • Кто вы: деревня, город, столица?
  • Кто вы: вода, огонь, земля?
  • Кто вы: палатка, квартира, вилла?
  • Кто вы: табличка с надписью – “Посторонним вход воспрещен!”
  • “Скоро вернусь...”
  • “Добро пожаловать!”
  • Кто вы: “Да”, “Возможно”, “Нет”?
  • Кто вы: велосипед, мотоцикл, роллс-ройс?
  • Кто вы: прошедшее, настоящее, будущее?
  • Кто вы: свободный художник, наемный работник, руководитель фирмы?

(Напоминаю, речь идет об образе, а не реальном положении дел.)

Завершение: обсуждение игры

– Что понравилось, а что нет?

– Ответ, на какой вопрос был наиболее проблематичным?

– На какой вопрос было легче всего ответить? Почему?

– Удивил ли вас выбор кого-то из ваших товарищей по команде?

– Удалось ли вам открыть что-то в самих себе в ходе игры?

Упражнение “Суперскрепка”

Цель: решить проблемы творческим подходом.

Время ограниченно.

Инструкция: разделить группу на 3 мини-группы, каждой группе даётся лист формата А4.

(Ваша задача – записать на листе бумаги все способы использования канцелярской скрепки.)

Необходимо ограничить упражнение во времени. После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.

Вопросы для обсуждения:

– Легко ли было справиться с этим заданием?

– Какие были трудности?

Упражнение “Я + Ты”

Цель: понимание и сплочение, понять своего партнера – значит успешно закончить это упражнение.

Делим участников на пары и просим их встать возле одной из стен комнаты.

Инструкция: возьмите по одному листу формата А4 на каждую пару. Встаньте лицом друг к другу, зажмите лист бумаги лбами, заведите руки за спину. Ваша задача – произвольно передвигаться по комнате до противоположной стены. Разговаривать нельзя. Роняете листок, начинаете сначала.

Вопросы для обсуждения:

  1. Расскажите о своих ощущениях?
  2. Какие были трудности?

Упражнение “Виртуальная прогулка”

Цель: раскрепоститься, проявить свою оригинальность и креативность.

Хотя мы не так давно начали наш тренинг, предлагаю вам прогуляться. Представьте, что мы с вами вышли на улицу.

Участники перемещаются друг за другом, по кругу. Задаются условия, а участники должны идти их соблюдая.

Вдруг пошел сильный дождь, ваша одежда начинает промокать, вы торопитесь домой.

Вы забежали под дерево, а под ним много сосновых шишек, по которым очень не удобно ходить, очень.

Дождь закончился, вышло солнце, асфальт накаляется, он все горячей и горячей.

Вам осталось 10 метров до дома, уже поздняя ночь, ничего не видно, комары кусают, замучили.

Расскажите о своих ощущениях.

Упражнение “Веселые шары”

Цели: развивать координацию движения, концентрацию внимания, работу в команде. Группа делится на 2 команды.

Инструкция: Прошу каждую команду встать в круг и взяться за руки. Ваша задача – удержать шары в воздухе, не расцепляя рук, в течение 3 минут. Нельзя просто держать шары. Они должны быть именно в воздухе. Упавший шар поднимать нельзя. Победит та команда, которая сможет удержать большее количество шаров.

Вопросы для обсуждения:

– Расскажите какие трудности вы испытывали?

– Что было легко?

Групповой коллаж

“Любовь в моей жизни”

Коллективное выполнение участниками тренинга творческой композиции. Длительность работы 10–15 минут на этот период вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции.

Психологический смысл упражнения – возможность проследить и осознать не явные установки участников применительно к теме. Развиваются навыки невербального общения, эмпатия, умение координировать совместные действия.

Обсуждение:

Каждый участник представляет свои фрагменты композиции, раскрывает вложенный в них смысл, и делится общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата.

Упражнение “Маяк”

Звучит музыкальная композиция имитирующая шум моря.

Рассаживайтесь по удобнее. Закройте глаза. Расслабьтесь. Отрегулируйте дыхание. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящем на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветра, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов.

Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях, являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе – света, который никогда не гаснет. Вы уверены в себе. Вам хорошо и спокойно. Вы отдохнули. Открываем глаза...

Вопросы для обсуждения:

Удалось ли вам всю картину, и вызвать соответствующие телесные ощущения?

Упражнение “Чепуха”

Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему соседу справа. Тот письменно отвечает на вопрос ведущего, вновь загибает лист и передает дальше. Когда вопросы закончатся, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.

4. Чем занимались?

5. Как это происходило?

6. Что запомнилось?

7. И что, в итоге получилось?

8. Какой из получившихся текстов показался вам наиболее интересным?

Понятие «креативность» тесно связано с понятием «творчество».

В большинстве определений творчества отчетливо проявляется ориентация на процессуальную или продуктивную его сторону. Так, С.Л. Рубинштейн определяет творчество как деятельность, созидающую «...нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творчества, но в историю развития науки, искусства и т.д.» 1 . По мнению М.Г. Ярошевского, «творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты» 2 . В этих определениях творчество просматривается по его результатам: идеям, поведению, материальным объектам.

Определение творчества с процессуальных позиций принадлежит В.М. Бехтереву. Он определяет творчество как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта. тренинг креативность психологический творчество

К. Роджерс пишет: «Я понимаю под творческим продуктом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой - обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни».

В зарубежной психологии выделяются две группы подходов к определению сущности творчества: ориентированные на поиск источников; ориентированные на процесс.

В первую группу могут быть включены, по крайней мере, три подхода.

  • 1. Психоаналитический подход утверждает, что творчество является результатом внутриличностных конфликтов. Творческий процесс по своей сути - экстернализация продуктов воображения посредством взаимодействия примитивных и более зрелых типов мышления.
  • 2. Гуманистическая психология считает, что творчество возникает, когда отсутствуют внутриличностные конфликты. Творческий процесс - это реализация естественного творческого потенциала в случае устранения внутренних барьеров и внешних препятствий.

Психометристы, такие как Д. Гилфорд, считают, что природный творческий потенциал индивида определен генетически и может быть измерен стандартными тестами. Творческий процесс представляет собой взаимодействие двух противоположных типов мышления: дивергентного и конвергентного.

В группу подходов, ориентированных на процесс, можно отнести позицию «ассоцианистов», которые считают, что творчество человека есть результат его способности находить отдаленные ассоциации в процессе поиска решения проблемы. Гештальтпсихология исходит из того, что творческое мышление - это не логические, пошаговые действия и не разрозненные ассоциации, а более определенное реструктурирование целостной ситуации.

Если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Под креативностью понимают также способность человека обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения (К. Роджерс).

Креативность представляет собой способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенное условие актуализации этой способности - самообладание и уверенность в себе.

Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. Один из первых экспериментально-обоснованных перечней особенностей мышления, способствующих творческим достижениям, был предложен Д. Гилфордом, который считал необходимым для творчества интеграцию конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, регулятивного) мышления. Он выделяет как результат интеграции обоих измерений мышления такие его особенности:

  • - беглость как способность генерировать максимальное количество идей;
  • - гибкость как способность к порождению широкого многообразия идей;
  • - оригинальность как способность генерировать нестандартные идеи;
  • - точность как способность придавать завершенный вид продуктам мышления.

Этапы, стадии и фазы творческого процесса по-разному рассматриваются исследователями. Основное, что объединяет описания творческого процесса, - присутствие в подавляющем их большинстве осознаваемых и неосознаваемых этапов, причем запуск осуществляется в сознательной сфере, продолжается в его неосознаваемых структурах и вновь попадает в область сознания.

В современной практике тренингов креативности участникам предлагаются следующие этапы креативного процесса: подготовка, фрустрация, инкубация, инсайт и разработка. Ниже дана их краткая характеристика.

Подготовка. Этот этап обусловлен появлением побуждения изменить ту или иную ситуацию, переставшую удовлетворять субъекта творчества. Возникновение этого побуждения может быть названо первым инсайтом, особенно, когда проблема задается субъекту не со стороны, а формулируется им самим.

Этап подготовки характеризуется сознательными усилиями по поиску выхода из проблемной ситуации. Субъект логически прорабатывает, анализирует ситуацию, проблему как в целом, так и отдельные ее элементы, собирает дополнительную информацию. На этом этапе возникают и проверяются варианты решения, субъект совершает многократные попытки применить для разрешения проблемы известные ему схемы и алгоритмы. Критерий, на который чаще всего ориентируются люди, выбирая вариант решения или поведения, - степень сходства, подобия актуальной проблемы или ситуации тем, которые встречались ранее. В сущности, в процессе подготовки происходят углубление, детализация и прояснение образа проблемы, придание ему пусть нечеткой, далеко не окончательной, но все-таки структуры. В случае, если задача или проблема действительно относятся к творческим, обнаруживается несостоятельность известных, разработанных ранее способов решения и вариантов поведения.

Фрустрация. Переход на этот этап происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся в его распоряжении информацию и проверив возможные варианты решения, индивид не находит ответа, оказывается в тупике.

Фрустрация переживается в крайне дискомфортной форме, когда индивид чувствует напряжение, раздражение, обескураженность, неполноценность, усталость, апатию. Возникает ощущение, что решения в принципе не существует, что условия задачи некорректны, что кто-то виноват в сложившейся ситуации. Это переживание тем сильнее, чем больше сознание субъекта насыщено стереотипами, установками с жесткими идентификациями. Положение усугубляется тем, что негативные эмоции приводят к снижению самоконтроля и уровня рефлексии происходящего.

Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за ней роли закономерного этапа креативного процесса, который служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствуют проявлению креативности, в рамках какого стереотипа находится человек, в какой области ему недостаточно информации, где ее можно получить и т.д. Инкубация. Специфика этого этапа креативного процесса обусловлена положением о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга.

Особенности организации работы этих полушарий, в частности, описываются с помощью понятий латерализации и реципрокности. Латерализация (как специализация больших полушарий) усиливается по мере развития человека и приводит к тому, что полушария головного мозга начинают по-разному участвовать во всех психических процессах. Кроме того, полушария действуют «по очереди»: когда активно правое, деятельность левого притормаживается и наоборот. Эта особенность получила название реципрокности.

В настоящее время принято считать, что левое полушарие отвечает за формирование дискретной, линейной модели мира, кодированной знаками и понятиями, связанной между собой причинно-следственными связями, а правое - за формирование непрерывной модели, в которой ведущую роль играют сложные образы реальных объектов, тесно связанные между собой эмоциональными отношениями.

Этап инкубации начинается в тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария, и проблема «передается» в правое полушарие. Из непрерывной правополушарной модели привлекается недостающая и вообще любая, имеющая отношение к задаче информация. Если в прошлом опыте есть необходимые «ключевые» образы, то они в итоге займут свое место в «пустотах» структуры решения.

Инсайт. Инсайт - это кратковременный, но очень отчетливый этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией. Это кульминационная точка креативного процесса, в которой проявляются результаты пролонгированной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идеи. Поступление в сферу сознания ответа нуждается в быстрой фиксации.

Разработка. Разработка, или верификация, - завершающий этап творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинности полученного решения логическими средствами.

Этот этап может быть представлен двумя подэтапами:

  • - собственно проверка истинности инсайта (верификация). Субъект креативного процесса ищет ответа на вопросы: «Будет ли это работать?», «Соответствует ли это исходным условиям?», «Действительно ли это ответ на поставленный вопрос?» Иногда случается, что казавшаяся блестящей идея меркнет и отвергается как ложная. В этом случае субъект чаще всего возвращается на этапы инкубации или фрустрации, после чего может снова начать подготовку;
  • - осуществление. Если истинность инсайта установлена, то процесс продолжается на втором подэтапе, продолжительность которого варьируется от нескольких секунд (например, реализация варианта поведения в общении) до нескольких лет. На стадии воплощения решающую роль играют навыки, умения, техники и ресурсы.

Известны различные подходы к построению программ, развивающих творческие способности. Подавляющее большинство этих программ нацелено на развитие тех или иных составляющих креативности. В ее развитии преобладает компонентный подход, ведущая роль в котором отводится развитию характеристик дивергентного мышления.

Таким образом, социально-психологический тренинг креативности - частная форма тренинга личностного роста, направленная на развитие творческого мышления человека. В подчиненном отношении к этому находятся задачи осознания и преодоления барьеров проявления креативности, осознания характеристик креативной среды, формирования навыков и умений управления креативным процессом.

В ходе тренинга создается и удерживается среда со следующими параметрами: проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

психологические упражнения для тренингов

Тренинг развития креативности и творческих способностей

Концептуальное введение:

Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380].

Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее – дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика (Р. Николе ; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989).

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

  1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.
  2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
  3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
  4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.
  5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка (В.Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).

Т.С. Суслова выявила основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность. В.Н. Дружинин (1999) полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность – это синтез одаренности и определенной структуры личности.

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

Цель : осознание креативности в себе и её развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.)

Задачи:

  1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.
  2. Осознание характеристики креативной среды.
  3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Материалы : бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели : вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы : мяч.

Время : 2-5 минут

Процедура : Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения . Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
  2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
  3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Островки» (5-10 минут)

Цель : всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети).

Материалы : газеты.

Время : 5-10 минут

Процедура : Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Смысл упражнения : Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

II. Этап – Основная деятельность

Упражнение «Стоп-кадр»

Цель : развитие навыки экспрессии, с другой – дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Материалы : список слов.

Время : 10 минут

Процедура : Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп-кадры» с помощью цифровой фото или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

Можно использовать, например, такие наборы слов:время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех;встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Упражнение «Применение предметов»

Цель : развитие творческого интеллекта.

Материалы : скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время : 10–15 минут

Процедура : За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
  2. Как можно применять ваш предмет?
  3. О чем заставило задуматься это упражнение?

Упражнение «Арка»

Цель : развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы : ножницы, бумага.

Время : 10 минут

Процедура : Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?
  2. Часто ли возникают такие ситуации?
  3. Кто подсказал решение или это коллективное?

III. Этап – Завершение

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель : обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время : 7–15 минут

Материалы : бумага, ручки.

Процедура : Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).

Обсуждение в группе разобрать все варианты.

Пример:

  1. Регулярно выполнять физические упражнения;
  2. Овладеть техникой медитации и релаксации.
  3. Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.
  4. Расширяйте кругозор своих интересов и др.

Литература:

  1. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с.

Тренинг развития креативности.Цель тренинга: осознание креативности в себе и ее развитие. Развитие способностей педагогов находить новые нестандартные(креативные) способы решения задач;налаживание коммуникативных связей в педагогическом коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг развития креативности.

Цель : осознание креативности в себе и её развитие. Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.

Задачи:

  1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.
  2. Осознание характеристики креативной среды.
  3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики . Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. *(Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380)

Обсуждение и принятие правил работы в группе:
проявлять активность;
слушать друг друга, не перебивая;
говорить только от своего лица;
если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться
напрямую к этому человеку, не говорить о нем в третьем лице;
не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную
информацию об участниках;
избегать критики при выполнении упражнений, если возникла потребность что-то покритиковать - дождаться обсуждения;
* в случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник
имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен заявить об этом публично

Упражнение «Знакомство» (5-7 мин.)

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя".

Такой вариант представления требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками творческой среды. Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик. В некоторых случаях называются достаточно противоречивые характеристики: например, стабильный, собранный, суетливый. В этом случае ведущий может обратиться к назвавшему эти качества с просьбой пояснить, чем вызвано перечисленные таких, на первый взгляд, противоречивых качеств. Возможно обращение с этим же вопросом к группе. Бывает так, что кто-то из участников называет одноплановые качества: например, доброжелательный, добрый, дружелюбный. Ведущий может спросить этого члена группы, что помешало ему назвать более разнообразные характеристики.

В двух названных, а также других случаях (например, кто-то вообще затрудняется назвать три качества), участники группы могут обратить внимание на те сложности, с которыми они столкнулись при выполнении задания, и эти эффекты могут быть использованы в дальнейшей работе с группой.

Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)

Цель : сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения : участники строятся в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.

Инструкция : «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы сейчас чувствуете?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Трудно ли вам было выполнять упражнение?

Упражнение «На льдине» (10 мин.)
Описание упражнения.
Участники делятся на команды по 4-6 человек (желательно, что
бы в командах было одинаковое число участников и между ними
равномерно распределились парни и девушки). Каждой из команд
выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу.
Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина - это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя - кто сделает это, тот считается "утонувшим"». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержатся в таком положении 15-20 с, ведущий сообщает,
что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно по IV
части от каждой из газет, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2- 3 раза. Если в команде «тонет» один человек, она получает предупреждение, если два или больше - выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Победившей считается та команда, которая продержится дольше других.
Техника подразумевает тесный телесный контакт участников
и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется
проводить ее как в недостаточно «разогретых» группах, где участники демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно активных, трудно управляемых группах.

Техника, помимо стимуляции участников к творческому решению
поставленной перед ними проблемы, способствует сплочению, формированию взаимного доверия. Кроме того, она наглядно демонстрирует основной принцип командной работы: выиграть индивидуально невозможно, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть со льдины»), поставив этим
под угрозу действия всей команды.
Обсуждение. Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими
в процессе выполнения упражнения, потом - своими соображения
ми по поводу того, что позволило победившей команде лучше справиться в такой ситуацией, а что «сгубило» остальных. После этого ведущий просит привести примеры жизненных ситуации, где проявляются сходные механизмы.

Упражнение «Невероятная ситуация» (10-15 мин)
Описание упражнения.
Участникам предлагается поразмыслить над какой-либо воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно: Их задача - представить, что такая ситуация все-таки произошла, и предложить как можно больше последствий для человечества, к которым она может привести. Упражнение выполняется в
подгруппах по 3-5 человек, время работы дается из расчета 5-6 мин
на одну ситуацию. Вот несколько примеров невероятных ситуаций
для этого упражнения.
Увеличится в 5 раз сила тяжести на Земле.
Все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские.
У всех людей внезапно вырастут хвосты.
Исчезнут окончания во всех словах русского языка.
Доллар подорожает в 100 раз по сравнению со всеми другими валютами.
С облаков начнут свисать тросы до самой Земли.
Из жизни людей сразу и полностью исчезнет спорт.
Коэффициенты трения у всех веществ на Земле уменьшатся
в 20 раз.
Все металлы превратятся в золото.
Люди научатся точно читать все мысли друг друга.
Возможны различные варианты проведения этого упражнения.
Например, нескольким подгруппам может быть предложена для об
суждения одна и та же ситуация. Тогда представление результатов
организуется следующим образом: каждая из подгрупп поочередно
получает слово для того, чтобы озвучить одну идею, повторяться
нельзя. Если оригинальные идеи у подгруппы исчерпались, она вы
бывает из игры; побеждает та команда, которая пробудет в игре дольше всего. Если же подгруппам предложены для обсуждения разные ситуации, то такое соревнование не проводится, вместо этого представители каждой из подгрупп озвучивают по 3- 5 идей, которые показались наиболее оригинальными.
Психологический смысл упражнения.
Тренировка умения генерировать необычные идеи применительно в том числе и к таким ситуациям, которые выходят за рамки обыденных представлений.
Обсуждение. Какие из предложенных идей ярче всего запомнились, представляются самыми творческими? Чем именно интересны эти идеи? Что
способствовало выполнению этого упражнения, а что препятствовало? В каких реальных жизненных ситуациях пригодится умение
размышлять о «невероятных ситуациях»? Можете ли вы привести
примеры из своего жизненного опыта, когда на первый взгляд невероятная ситуация становится реальной?
Упражнение «Необычные действия» (10-15 мин.)

Описание

Каждому из участников предлагают вспомнить какое-нибудь своё необычное, оригинальное действие, странный и не вполне объяснимый с позиции здравого смысла поступок, совершенный на протяжении последних одного-двух месяцев (на размышления дается 1-2 минуты). Потом участников просят кратко рассказать о нем, а также прокомментировать:

В чем именно они видят необычность этого действия?

Что, с их точки зрения, к нему побудило?

Как они оценивают это действие «задним числом» - к чему оно

привело, стоило ли его совершать?

Если в группе меньше 12 участников, упражнение целесообразно выполнять всем вместе, при большем Числе участников группу лучше разделить на 2- 3 подгруппы, которые будут работать параллельно.

Смысл упражнения.

Упражнение способствует переносу знаний и умений, связанных с креативностью, на рассмотрение собственной жизни, повышению степени открытости к новому жизненному опыту.

Обсуждение. Как необычные действия влияют на нашу жизнь - делают ее ярче, интереснее, сложнее, опаснее или меняют как-то еще? Были ли у участников в последнее время ситуации, когда хотелось совершить нечто необычное, но что-то остановило? Если да, то что именно остановило их и как это оценивается «задним числом» - правильно ли, что действие не совершено, или все-таки лучше было бы его совершить? Чьи необычные действия участникам захотелось повторить?

Упражнение

«Применение предметов» (10–15 мин.)

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
  2. Как можно применять ваш предмет?
  3. О чем заставило задуматься это упражнение?

Упражнение

«Несуществующее животное» (10-15 мин.)

Цель : сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы.

Материалы : ватман, цветные карандаши

Ход упражнения

Группа садиться за стол, предлагается ватман, цветные карандаши. Группа должна договориться какое животное они нарисуют и составить о нем рассказ: как называется это животное, какое оно (5 характеристик), что оно умеет и какую пользу принесет людям.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему вы выбрали это животное?
  2. Как оно называется, что оно умеет делать?
  3. Были ли сложности при выполнении упражнения?

Релаксация (5мин)

Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь.

Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке... До локтя... Еще выше... Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется... По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.

Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца .

Обратите внимание к своим ногам. Ступни расслабляются. Они чувствует приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам... Напряжение исчезает... И вот уже мышцы ног расслабляются – от кончиков пальцев до бедра... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха... Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка... Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает... Уходит... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица... Уходит напряжение из скул... Из челюстей... Губы становятся мягкими и податливыми... Разглаживаются морщинки на лбу... Веки перестают подрагивать... Они просто сомкнуты и неподвижны... Все мышцы лица расслаблены... Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо... Он приятен и добр- этот воздушный поцелуй... Воздух несет вам свою целебную энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...

Все ваше тело наслаждается полным покоем... Напряжение спадает, растворяется, уходит... Усталость улетучивается... Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя... Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией...

Медитация «Горная вершина » (5-7минут)

Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.

Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза .

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

Упражнение «Творческая жизнь» (10-15 мин.)
Описание упражнения.
Участники, объединившись в подгруппы по 5-6 человек, получают задание: сформулировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их на листе формата АЗ-А2. Формулируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя
бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо
редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п.).
Психологический смысл упражнения.
Перенос рассмотрения проблем, креативности из плоскости специально смоделированных ситуаций в область бытовых, каждодневных жизненных реалий.
Обсуждение.
Листы, на которых записаны сформулированные командами рекомендации, выкладываются или вывешиваются для обозрения всех
участников. Представители каждой из команд по очереди получают
слово, чтобы озвучить свои рекомендации и кратко прокомментировать, каким именно образом следование каждой из них позволит сделать более творческой собственную жизнь.
Пример.
Вот в качестве примера и возможного материала для обсуждения в группе список таких рекомендаций, составленный специалистами по психологии креативности.
Регулярно выполняйте физические упражнения.
Следите за тем, чтобы ваша диета была разнообразной и сбалансированной.
Овладевайте техникой релаксации и медитации.
Совершенствуйте уверенность в себе.
Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы
и песни.
Читайте художественную литературу, развивающую воображение.
Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.
Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.
Займитесь живописью или скульптурой.
Посещайте вдохновляющие места.
Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.
Старайтесь быть более спонтанными и общительными.
Смотрите комедии и старайтесь сформировать свой собственный юмористический стиль. Слушайте классическую музыку.
Регулярно ищите способы вырваться из вашей «зоны комфорта».
Старайтесь выполнять свои ежедневные рутинные обязанности разными способами.
Заводите новых друзей и расширяйте свой круг общения.
Думайте о себе как о творческой личности.
Думайте о креативности как о способе существования.


Литература:

  1. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с.
  2. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., – 448 с.
  3. Йири Шерер. Техники креативности: как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009.,– 136 с.: илл. – (Инновационные стратегии управления).
  4. 4.Н.В.Самоукина «Игры, в которые играют». Психологический практикум.Дубна.Феникс.1996

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!