Прокудин-Горский Сергей Михайлович: пионер цветной фотографии из Киржача. Фотограф сергей михайлович прокудин-горский Фотограф сергей михайлович прокудин горский

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора (Киржачский район Владимирской области) 18 августа 1863 года.

Фуникова гора — деревня во Владимирской области, располагающаяся в 18 километрах от Киржача, известная как родовое имение Прокудиных-Горских. Господский дом не сохранился, остались лишь дубовая роща и часть каскадных прудов, но деревня существует до сих пор, она растет и развивается.

Прокудин-Горский фото

Род Прокудиных-Горских очень старинный. Его основатель — татарский князь, принявший православие и получивший русское имя Петр. За участие в Куликовом сражении под знаменем Дмитрия Донского князю Петру отдали в жены княжну из династии Рюриковичей и наделили вотчиной, называемой «Гора». Отсюда и появилась фамилия — Горский. Первая часть фамилии произошла от прозвища внука князя Петра Прокопия — Прокуда.

О детстве Прокудина-Горского практически ничего не известно. Вероятно семья живет там, где приходится служить отцу Сергея — во Владимире, Муроме и других городах Владимирской области. Начальное образование, скорее всего, Сергей получает домашнее. В начале 1860-х его отправляют в Петербург, в Александровское училище, в котором Сергей занимается до 1866 года, но не заканчивает полного курса и следующие два года слушает лекции на естественном разделе физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.


Суздаль

Существуют сведения, что Сергей Прокудин-Горский занимается в лаборатории у самого Дмитрия Менделеева. Об этом говорят биографические записки от 1922 года, упомянутые в книге Оллсхауза «Photographs for the Tsar». В настоящее время записки утеряны и их предстоит найти.

Так же известно, что в эти годы Прокудин-Горский изучает живопись в Императорской Академии художеств и серьезно занимается игрой на скрипке.


После этого Прокудин-Горский становится слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую также не оканчивает.

Первые доклады о своих фотографических исследованиях Прокудин-Горский начинает делать в 1897 году.


Суздаль

В 1898 году становится членом Императорского русского технического общества (ИРТО), организует курсы практической фотографии при нем, выступает с сообщением о фотографировании звездных дождей, публикует первые книги, освещающие технические аспекты фотографии.


Суздаль

В 1900 году Прокудин-Горский показывает свои черно-белые фотографии на Всемирной Парижской выставке, а через год открывает в Петербурге свою фотомастерскую и всерьез увлекается цветной фотографией.

В 1902 году Прокудин-Горский отправляется в Высшую техническую школу в Шарлоттенбурге. Там он трудится под руководством Адольфа Мите — главного в то время специалиста по цветоделению, сконструировавшего в 1901 году камеру для цветной съемки.

В 1903 году камеру проектируют и для русского фотографа. Прокудин-Горский использует такой же аппарат, что и Мите, но улучшает цветопередачу с помощью эмульсии, составленной по собственному рецепту. В это время Прокудин-Горский делает фотографии, которые можно напечатать в довольно хорошем качестве в виде открыток и иллюстраций, но самая качественная картинка получается при проекции изображения на большой экран.

Получив в распоряжение технику, дающую желаемый результат, Прокудин-Горский открывает свой большой проект — он стремится запечатлеть на снимках всю Российскую империю. Точная дата первых съемок не установлена, но известно, что Прокудин-Горский осенью 1903 года фотографирует Карельский перешеек, Сайменский канал и Сайменское озеро, весной 1904 года отправляется в дагестанские горы, летом на Черноморское побережье — Гагры и Новый Афон, далее едет в Курскую губернию. Эта поездка заканчивается из-за нехватки денег.

Поэтому в 1905 году Сергей Прокудин-Горский предлагает проект издания снимков видов России на первых в истории страны цветных фотооткрытках общине Святой Евгении, получает деньги на это предприятие и снова отправляется в путь. Несмотря на революционный хаос, Прокудин-Горский снимает Петербург, Киев, Севастополь, Крым, Гагры, Новороссийск, Сочи, планирует фотографировать Харьков, Ригу, Псков. Но все эти материалы бесследно пропадают, так как община Святой Евгении не может оплатить эту работу из-за начавшегося в стране экономического кризиса.

В 1906 году фотограф отправляется на съемки солнечного затмения в Туркестан. Хотя запечатлеть затмение не удалось, это была удачная и очень значимая поездка. На фотографиях Прокудин-Горский запечатлел колоритные виды Туркестана, его старинные памятники и жителей — подлинные достопримечательности России, кажущиеся порой экзотикой.

Прокудину-Горскому принадлежит самый известный фотопортрет в истории России.

В мае 1908 года Прокудин-Горский снимает одного из самых известных своих современников — Льва Толстого. Фотограф делает более 15 снимков писателя в его 80-летний юбилей в Ясной поляне. Фотопортрет Льва Толстого, напечатанный на открытках и в журналах быстро разлетелся по стране, принеся славу мастеру натурального цвета.

Все чаще Прокудина-Горского приглашают показывать свои фотографии высшему обществу. В 1909 году, 3 мая состоялась личная встреча Прокудина-Горского с Николаем II. Император, покоренный снимками, одобряет проект фотографа и поручает ему запечатлеть на фотографиях всю современную Россию, все стороны жизни империи во всех ее уголках (было запланировано 10 000 фото за 10 лет). Для этого государь выделяет фотографу железнодорожный вагон, оборудованный для работы, небольшой пароход с командой, моторную лодку, автомобиль «Форд», выдает специальные документы, дающие доступ во все места страны.

Прокудин-Горский, мечтающий собрать уникальный фотоматериал для народного просвещения (он хочет, чтобы в каждом учебном заведении был установлен проектор, показывающий в цвете на слайдах-диапозитивах все богатство и красоту нашей огромной страны), полный энергии и энтузиазма вновь отправляется в дорогу. С 1909 по 1916 год Прокудин-Горский снимает значительную часть России — Мариинский канал, промышленный Урал, Волгу от самых ее истоков до Нижнего Новгорода, южную часть Урала, Костромскую и Ярославские губернии, Мурманскую железную дорогу, Соловецкие острова, Кавказ, Камско-Тобольский водный путь, Рязань, Суздаль, Кузьминскую и Белоомутовскую плотины на Оке. В итоге коллекция, созданная Прокудиным-Горским по непонятным причинам так и не была выкуплена.

После революции некоторое время Прокудин-Горский остается в России и ведет активную деятельность. Он участвует в органицации Высшей школы фотографии, показывает свои снимки широкой публике в Зимнем дворце. Прокудин-Горский востребован советской властью, в его фотомастерскую поступает все больше и больше заказов.

В 1918 году Прокудин-Горский отправляется в Норвегию. Эта командировка превращается в эмиграцию (Сергей Михайлович не смог вернуться в Россию из-за начавшейся гражданской войны).

Прокудину-Горскому удалось вывезти из России наиболее интересную часть знаменитой коллекции. Долгое время она хранилась во Франции. В 1932 году коллекция перешла в собственность сыновей Сергея Михайловича.

С 1909 по 1914 годы Прокудин-Горский работает в Туркестане совместно с Сергеем Максимовичем над цветной видеосъемкой. Они получают патент на способ трёхцветного кинематографа. Позже в Норвегии, затем в Англии, а с 1921 года во Франции — Прокудин-Горский занимается созданием цветного кино. Но из-за нехватки денег, надежных людей и оборудования Прокудин-Горский так и не достих значимых результатов в этом деле. Чтобы выжить в чужой стране русскому ученому пришлось вернуться к привычному фоторемеслу и выступать с различными лекциями.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский умер 27 сентября 1944 года во Франции, похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

В 1948 году родственники Прокудина-Горского продали уникальную коллекцию фотографий о царской России Библиотеке Конгресса США. Эти снимки долгое время были закрыты, лишь в 2001 году они были оцифрованы и стали доступны всем желающим в интернете.

Как помочь сайту?
Расскажите друзьям об этой статье!

, Покровский уезд , Владимирская губерния , Российская империя - 27 сентября , Париж , Франция) - русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического , Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии . Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи» .

Биография

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18/30 августа 1863 года в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии . 20 августа (1 сентября) 1863 года он был крещен в ближайшей к имению церкви Архангела Михаила Архангельского погоста (на кладбище которого в 2008 г. обнаружено надгробие полного тёзки С. М. Прокудина-Горского).

По семейному преданию, учился в Александровском лицее , однако документами это не подтверждено. Закончил в 1889 году в Санкт-Петербурге , где посещал лекции Менделеева . Изучал также живопись в Императорской Академии художеств . Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже , где сотрудничал с химиками и изобретателями Жюлем-Эдме Момене и Адольфом Мите . Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии .

Вернувшись в Россию в середине 1890-х годов, женился на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) - дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных , медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.

Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года .

Технология

При фотографировании по методу Прокудина-Горского отдельные снимки делались не одновременно, а с некоторым промежутком времени. Вследствие этого движущиеся объекты: текущая вода, движущиеся по небу облака, дым, качающиеся ветки деревьев, движения лиц и фигур людей в кадре и т. д. воспроизводились на фотографиях с искажениями, в виде смещённых разноцветных контуров. Эти искажения крайне сложно исправлять вручную. В 2004 году Библиотекой Конгресса был заключён контракт с Блез Агвера и Аркас на разработку инструментов для устранения артефактов, вызванных смещением объектов в процессе съёмки .

Всего «американская» (то есть хранящаяся в Библиотеке Конгресса США) часть коллекции Прокудина-Горского насчитывает 1902 тройных негатива и 2448 чёрно-белых отпечатков в контрольных альбомах (в совокупности - около 2600 оригинальных изображений). Работы по совмещению отсканированных тройных негативов и реставрация полученных таким путём цветных цифровых изображений продолжаются по сегодняшний день. Для каждого из негативов имеются следующие цифровые файлы: один из трех черно-белых кадров фотопластинки (размер около 10 Мбайт); фотопластинка целиком (размер около 70 Мбайт); цветное изображение грубого совмещения, без точного сведения деталей по всей площади (размер около 40 Мбайт). Для части негативов подготовлены также цветные изображения со сведенными деталями (размер файлов около 25 Мбайт). Для всех этих изображений имеются файлы уменьшенного разрешения размером 50−200 Кбайт для быстрого доступа в ознакомительных целях. Кроме того, на сайте находятся сканы страниц контрольных альбомов Прокудина-Горского и отсканированные с высоким разрешением те фотографии из этих альбомов, для которых нет стеклянных негативов. Все перечисленные файлы доступны всем желающим на сайте Библиотеки Конгресса США. Для поиска и/или последовательного просмотра изображений имеется страница поиска .

После появления в свободном доступе на сайте Библиотеки Конгресса отсканированных фотопластинок Прокудина-Горского в России возник Народный проект восстановления наследия Прокудина-Горского. На данный момент (март 2012 года) уже восстановлено 517 фотографии .

Поскольку некоторые стеклянные пластины были повреждены, полученные после совмещения фотографии были подвергнуты ретуши для восстановления первоначального изображения, где это возможно. Эта ретушь не привнесла ничего нового и ничего не уничтожила, её целью являлась только реставрация исходного изображения.

Специализированное программное обеспечение позволяет осуществлять совмещение цветовых компонент изображений с точностью до одного пикселя и без потери качества, что делает возможной допечатную подготовку полученных цветных изображений. Результатом математической обработки трёхкомпонентных изображений, ретуши и систематизации фотографий явился альбом «Российская империя в цвете» . В этом альбоме опубликована часть наиболее интересных и живописных фотографий, сделанных художником-фотографом во время путешествий по Владимирской и Ярославской губерниям. Издательством Белорусского Экзархата планируется выпустить ещё несколько альбомов.

Изучение жизни и творческого наследия Прокудина-Горского

Начало изучению жизни и творчества Прокудина-Горского на его родине было положено С. П. Гараниной (ныне профессор кафедры книговедения Московского государственного университета культуры и искусств), у которой ещё в 1970 году вышла статья «Л. Н. Толстой на цветном фото». С тех пор С. П. Гараниной были опубликованы многочисленные работы по данной в теме в периодической печати, включающие подробную биографию Прокудина-Горского, а также некоторые архивные документы. Итогом этих исследований стал альбом-монография «Российская империя Прокудина-Горского. 1905-1916» (Изд-во «Амфора», 2008).

См. также

Примечания

  1. С. П. Гаранина. «Российская империя Прокудина-Горского. 1905-1916». Изд-во «Красивая страна», 2006. С.6.
  2. Фуникова Гора на карте
  3. Хронология событий, связанных с жизнью и наследием С. М. Прокудина-Горского
Прокудин-Горский родился и провел свои детские годы в Прокудиных-Горских Фуникова Гора - родовом имении. С детства мечтал связать свою жизнь с химией. Как утверждают семейные придания, Сергею Михайловичу удалось поступить в Александровский лицей, правда, никамими документами это не подтверждается. После этого Прокурин-Горский закончил Петербурский Технологических институт, там он с большим воодушевлением посещал лекции известного ученого Менделеева. После этого ВУЗа молодой человек решил продолжать учиться, но уже в Париже и Берлине. Имея от природы уникальные способности Сергей Михайлович сотрудничал с самыми известными изобретателями и химиками: Моменте и Мите. Именно с ними россиянин работал над разработкой методов получения цветных фотоснимков.



В начале 1900-х годов фотограф и ученый разработал грандиозный план, он заключался в фотообзоре Российской Империи, и его идея получила полную поддержку царя Николая II. Прокудин-Горский обработал одиннадцать регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне, который был предоставленном ему Министерством путей сообщения, в период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году. Он делал фотографии в разнообразных условиях, очень часто они были очень тяжелыми. Ну а вечерами и ночами Сергей Михайлович занимался проявкой этих снимков, очень часто он засиживался до поздней ночи за работой. Особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы. Сам же фотограф вот, что говорил: « ..работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий». Так оно и было, Сергея Михайловича по праву можно было считать фанатом своего дела.Он просто дышал и жил на своей работе, как и подобало талантливому человеку, при том, что работа у него была не самая легкая, но он любил ее. Прокудин-Горский прошел весь Мариинский водный путь, после чего настала очередь Волги, а также ее притоков, на всем протяжении пути делались снимки пейзажей, береговых храмов, снимался интерьер церквей, домов. Большое количество снимков было сделано Онежского озера и Ладоги. Особенно много фотографий было сделано обычных людей - детворы, деревенских девчушек, пильщиков на Свири. Чтобы зафиксировать историю, также был сделан фотоснимок всех членов команды парохода «Шексна», именно на этом судне проходила экспедиция. Через Урал проходил его путь и на фото появился паровоз "Компаунд" с паронагревателем Шмидта, Старо-Сибирская застава в городе Перми. Только благодаря этому человеку мы можем сегодня увидеть, как выглядели ворота Императорской гранильной фабрики и доменная печь на Саткинском заводе, как проходила работа на Бакальском руднике, и производилась накатка дров для обжига руды. Он не стеснялся снимать простой люд. Вот крестьянка мнет лен, а вот башкир присел отдохнуть на крыльце своего дома. В Туркестане Прокудин-Горский успел запечатлеть не только прекрасные виды мечетей. На его снимках есть и городовой из Самарканда, и меняла на Регистане, и торговец дынями, и водонос, есть доктора и студенты, бухарский чиновник и даже Эмир Бухарский. А на Кавказе мастер запечатлел чайную фабрику в Чакве, редкую диковинную рыбу - триглоласточку и множество видов с гор. Мурманская железная дорога - это отдельный раздел в его Коллеции. Прокудин-Горский снимал мосты и железнодорожные дамбы, железнодорожные депо и группы участников железнодорожной постройки. Это уникальные фото, по которым можно воочию представить, как проходило тогда строительство дороги. Путешествуя по Крыму, он успел снять Ласточкино гнездо, и сегодня мы можем увидеть, как выглядело это здание прежде.



Он, благодаря своей гениальности, успел сделать довольно много. Но его деньги рано или поздно должны были кончиться, да и хранить множество стеклянных пластин с изображениями было негде. Некоторые крупные фирмы не раз предлагали мастеру свои капиталы, но уверенность в том, что эта Коллекция должна принадлежать государству, все же заставила его обратиться к правительству. Он пишет обращение министру финансов В.Н. Коковцеву с просьбой приобрести у него эту уникальную коллекцию. Затем начинается долгая деловая переписка между чиновниками, в результате, когда были наконец-то произведены все сметные расчеты, и определены суммы на покупку прав и продолжение работ, все намерения так и остались на бумаге. Может быть, свою роковую роль сыграла тогда гибель П.Столыпина в сентябре 1911 года.


Еще в начале XX века не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки и фотоаппарат собственной конструкции. Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива методом тройной печати,изготовлялся тройной же позитив. Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось красивое, красочное изображение. "Фотография в натуральных цветах - моя специальность", - писал Сергей Михайлович. Сергей Михайлович Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии Мите 13 декабря 1902 года. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. В 1922 году он получил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трёх негативов через светофильтры. Вскоре стало возможным изображение с фотопластинок перенести на бумагу. До 1917 г. в России были напечатаны более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, из которых 94 — в виде фотооткрыток, и огромнейшее количество — в книгах и брошюрах. Так, в книге П. Г. Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Фёдоровича на царство» (СПБ., 1913) было напечатано 22 высококачественных цветных репродукции фотографий Сергей Михайловича Прокудина-Горского, в том числе снимки, сделанные в Москве. К 1913 году технология позволяла печатать цветные фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского почти в современном качестве (см. «Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г.» Пг., 1914). Некоторые цветные фотографии Прокудина-Горского были изданы в большом формате в виде «настенных картин» (например, портрет Л Толстого). Точное число напечатанных в России до 1917 года цветных фотографий Прокудина-Горского пока остается неизвестным.





В 1904 Сергей Михайлович Прокудин-Горский производит фотоработу, делая цветные фотографии Дагестана (апрель), Финляндии (май, август-сентябрь) и Лужского уезда (декабрь). В середине 90-х годов XIX века, по возвращению в Россию, женился на Анне Александровне Лавровой (1870—1937) . Она была довольно завидной невестой- дочерью известного русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Спустя некоторое время, после их свадьбы Сергей Михайлович Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.



В 1918 году великая империя, которую Сергей Михайлович Прокудин-Горский запечатлел в своих работах, была уничтожена. Царская семья расстреляна. Отношения с новой властью у фотографа не сложились. Ему не хотели прощать тесной дружбы с царской семьей. Часть снимков конфисковали, в голодном 1918 году выделили продпаек по самой низшей, «буржуазной» категории. В возрасте 55 лет обиженный фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский покидает Россию, сначала уезжая в Норвегию, а затем - в Англию. Удивительно, но вместе с собой Сергей Михайлович Прокудин-Горский ухитрился вывезти и 20 ящиков с фотопластинками - всего около 1000 слайдов.



Эмигрировав, этот талантливейший и великий человек Сергей Михайлович Прокудин-Горский продолжает работать над совершенствованием цветной фотографии и киносъемки. Прокудин-Горский патентует новую оптическую систему для кинокамеры, а затем совместно с братьями Люмьер открывает в Ницце фотолабораторию. Его дело, к сожалению не заладилось, потом разразилась вторая мировая война и об «архивах Прокудина-Горского» на время позабыли. Уже после смерти фотографа, в 1948 году его наследник продал ящики с фотопластинкамиб которые были уникальными (изображения предреволюционной России, которые были сделаны на стеклянных негативах) библиотеке конгресса США.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский талантливейший человек, который на несколько десятков лет опередил свое время. Именно ему благодарно наше поколение, за появившиеся возможности обрабатывания фотографий. Удивительное сочетание ученого человека, человека тесно связанного с точными науками и человека-Творца. Гениальный и неповторимый, Сергей Михайлович Прокудин-Горский оставил нам бесценное наследие.


Прокудин-Горский Сергей Михайлович
Родился: 18 (30) августа 1863
Умер: 27 сентября 1944 (81 год)

Биография

Сергей Михайлович Прокудин-Горский - русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».

Его отец, Михаил Николаевич, отслужив на Кавказе (в Тифлисском гренадерском полку), в 1862 году выйдя в отставку в чине подпоручика, женился.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18/30 августа 1863 года в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. 20 августа (1 сентября) 1863 года он был крещён в ближайшей к имению церкви Архангела Михаила Архангельского погоста, на кладбище которой в 2008 году обнаружено надгробие полного тёзки - Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1789-1841).

Три года (до 1886) учился в Александровском лицее, однако не закончил полного курса.

С октября 1886 по ноябрь 1888 года слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.

С сентября 1888 по май 1890 года был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую не окончил.
Изучал живопись в Императорской Академии художеств.

В мае 1890 года поступил на службу в Демидовский дом призрения трудящихся, в качестве его действительного члена. Это социальное учреждение для девочек из бедных семей было основано в 1830 году на средства известного мецената Анатолия Демидова и состояло в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны.

В 1890 году женился на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) - дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.

В 1897 году Прокудин-Горский начал делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (ИРТО) (он продолжил эти доклады до 1918 года). В 1898 году Прокудин-Горский стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время он являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО. В 1898 году Прокудин-Горский опубликовал первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке.

2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906-1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.

В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. Последний в том же 1902 году создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является факт, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по княжеству Финляндскому в сентябре-октябре 1903 года.

В 1904 году Прокудин-Горский снимал цветные фотографии Дагестана (апрель), Черноморского побережья (июнь) и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (декабрь).

В апреле - сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по Российской империи, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева). Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток по договору с Общиной Святой Евгении. Однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году, и свет увидели лишь около 90 открытых писем.

С апреля по сентябрь 1906 года Прокудин-Горский провёл много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце.

В декабре 1906 года Прокудин-Горский первый раз отправился в Туркестан: для фотографирования солнечного затмения 14 января 1907 года (англ.)русск. в горах Алая близ станции Черняево (ныне Хаваст) над Сулюктинскими копями. Хотя затмение не удалось запечатлеть из-за облачности, в январе 1907 года Прокудин-Горский сделал много цветных снимков Самарканда и Бухары.

21 сентября 1907 года Прокудин-Горский сделал сообщение о произведённых им исследованиях пластинок «Автохром» братьев Люмьер для цветной фотографии, после доклада и обсуждения были проектированы цветные диапозитивы Ермилова Н. Е., Шульц, Натомб и др.

В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Кроме того, известны два сделанных Прокудиным фотопортрета Фёдора Шаляпина в сценических костюмах. По некоторым сведениям, Прокудин-Горский фотографировал также членов царской семьи, но эти фотоснимки обнаружить пока не удалось; возможно, они безвозвратно утрачены.

30 мая 1908 года в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз - экспонатов Эрмитажа - впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

Прокудин-Горский выступал с лекциями о своих достижениях в области цветной фотографии, используя диапозитивы, в Императорском Русском техническом обществе, Петербургском фотографическом обществе и в других учреждениях города.

В это время Сергей Михайлович задумал проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в мае 1909 года получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой - моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились.

…работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий.


Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы.

В 1909-1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть Российской империи, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены.

В марте 1910 года состоялось первое представление царю фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала, сделанных Прокудиным-Горским. В 1910-1912 годах в рамках запланированной фотографической экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути Прокудин совершил большое путешествие по Уралу. В январе 1911 года он прочитал в Академии художеств в Петербурге лекцию «Достопримечательности по Мариинскому водному пути и Верхней Волге, и несколько слов о важности цветной фотографии». В 1911 году Прокудин-Горский дважды совершил фотоэкспедиции в Туркестан, снимал памятники в Ярославской и Владимирской губерниях.

В 1911-1912 годах к празднованию столетия победы в Отечественной войне 1812 года Прокудин-Горский фотографировал места, связанные с Наполеоновской кампанией в России.

В 1912 году Прокудин-Горский фотографировал Камско-Тобольский водный путь и Оку. В том же году закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России. В 1913-1914 годах Прокудин-Горский участвовал в создании акционерного общества «Биохром», которое, в числе прочего, предлагало услуги по цветной фотографии и по печатанию чёрно-белых и цветных фотографий.

В последующие годы в Самарканде Прокудин-Горский испытал изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. С началом Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Летом 1916 года Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию - сфотографировал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова. Официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России временно возобновилась.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 года, уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. Его последняя коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года в Зимнем дворце.

В 1920-1922 годах Прокудин-Горский написал серию статей для «British Journal of Photography» (Британский журнал по фотографии) и получил патент на «фотоаппарат для цветной кинематографии».

Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована его сыном Михаилом Прокудиным-Горским.

Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немецких войск союзниками. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Технология

Технология цветоделения, которой пользовался Прокудин-Горский для получения цветных фотографий, была изобретена Джеймсом Максвеллом ещё в 1855 году, и впервые реализована Томасом Саттоном 17 мая 1861 года. Съёмка велась по очереди через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов, после чего получались три чёрно-белых негатива, пригодные для аддитивной проекции на экран. Главная сложность заключалась в невозможности получения зелёной и красной составляющих изображения из-за узкого диапазона естественной спектральной чувствительности фотоматериалов, регистрирующих только сине-фиолетовое излучение. Возможность оптической сенсибилизации к длинноволновой части видимого спектра была открыта в 1873 году Германом Фогелем, получившим первую ортохроматическую эмульсию. Однако красный сенсибилизатор пинацианол был получен Бенно Гомолкой лишь в 1905 году, а выпуск первых панхроматических фотопластинок начат Рэттеном и Уэйнрайтом год спустя.

Вплоть до этого момента фотографы, занимавшиеся цветной съёмкой, сенсибилизировали фотопластинки к красному цвету самостоятельно, и далеко не всем удавалось получить полноценное отображение красного цвета при достаточно коротких выдержках. Вклад Прокудина-Горского в технологию заключался в разработке собственных методов сенсибилизации фотоэмульсии, более удачных, чем иностранные. Состав нового сенсибилизатора, запатентованного фотографом, повышал равномерность светочувствительности бромосеребряной пластины ко всему видимому спектру, исключая удлинение выдержки за красным светофильтром. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено».

Во время обучения в Германии в фотохимической школе в Шарлоттенбурге Прокудин-Горский стал свидетелем первой демонстрации цветных фотографий, устроенной преподавателем Адольфом Мите 9 апреля 1902 года. Немецкий изобретатель показал первые снимки, полученные разработанным только что фотоаппаратом, изготовленным в мастерских Вильгельма Бермполя. Впоследствии эта же камера системы Мите-Бермполя использовалась русским фотографом для большинства съёмок. В специальной кассете перед фотопластинкой формата 8×24 сантиметра размещались три светофильтра основных цветов. Кассета свободно двигалась по вертикальным направляющим, фиксируясь с помощью замка в трёх положениях, соответствующих разным экспозициям при цветоделении. После первой экспозиции замок освобождался пневматическим приводом с грушей, и кассета под собственной тяжестью автоматически сдвигалась вниз на треть высоты. В результате в кадровое окно вдвигалась неэкспонированная часть фотопластинки, расположенная за следующим светофильтром. После второй экспозиции кассета тем же способом сдвигалась ещё ниже. Привод замка кассеты и фотозатвора был общим, снижая риск сдвига фотоаппарата между экспозициями. Для съёмки по такой технологии были пригодны и обычные фотоаппараты, но ручная перезарядка кассет увеличивала риск смещения между экспозициями, а раздельные негативы затрудняли последующее совмещение частичных изображений.

С полученного тройного цветоделённого негатива контактным способом печатался тройной диапозитив, а для просмотра использовался проекционный «Хромоскоп», изобретённый Луи дю Ороном в 1868 году. Прибор представлял собой диапроектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, что и использованный во время съёмки. При аддитивном сложении трёх частичных цветоделённых изображений на экране получалось полноцветное изображение. Прокудин-Горский внёс вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду) и разработке технологии тиражирования снимка на открытках. Со своими идеями он выступал на международных конгрессах по прикладной химии.

Несмотря на технологическую сложность, Прокудин-Горский предпочёл раздельную съёмку популярному уже в 1907 году «Автохрому» из-за лучшей цветопередачи и высокого качества безрастрового изображения. Чёрно-белый цветоделённый негатив, в отличие от автохромного диапозитива, получаемого в единственном экземпляре, позволял тиражировать цветные фотографии, в том числе типографским методом фототипии. По прошествии времени проявилось ещё одно преимущество раздельного метода - более высокая долговечность желатиносеребряного изображения, состоящего из серебра, а не красителей. До сегодняшнего дня цветоделение на раздельные чёрно-белые негативы считается наиболее надёжным способом хранения цветных изображений и используется в цветном кинематографе для архивных целей.

Совместно с Сергеем Максимо́вичем Прокудин-Горский работал над технологией цветного кино, близкой к процессу «Кинемаколор». По собственному методу он произвёл экспериментальную съёмку в Туркестане в 1911 году. Для развития цветного кинематографа и цветной печати при его участии в 1914 году несколькими крупными промышленниками было учреждено акционерное общество «Биохром», которому были переданы имущественные права на коллекцию Прокудина-Горского. Накануне Первой мировой войны Прокудин продолжал исследования и добился новых успехов. Он запатентовал в Германии, Англии, Франции и Италии способ изготовления дешёвых цветных плёночных диапозитивов для кинематографии. В 1922 году получен английский патент на зеркально-призменную оптическую систему для цветоделения при одновременной фотосъёмке.

При помощи пигментной фотопечати цветное изображение с цветоделённых фотопластинок можно было получить на бумаге. Типографское тиражирование было доступно способом трёхцветной фототипии, запатентованной в 1888 году. До 1917 года в России были напечатаны более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, из которых 94 в виде фотооткрыток, и значительное число - в книгах и брошюрах. Так, в книге П. Г. Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Фёдоровича на царство» (СПб., 1913) были напечатаны 22 высококачественные цветные репродукции фотографий Прокудина-Горского, в том числе снимки, сделанные в Москве. К 1913 году новейшая технология офсетной печати позволяла печатать цветные фотографии Прокудина-Горского почти в современном качестве (см. «Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г.» - Пг., 1914). Некоторые цветные фотографии Прокудина-Горского были изданы в большом формате в виде «настенных картин» (например, портрет Л. Толстого). Точное число напечатанных в России до 1917 года цветных фотографий Прокудина-Горского пока остаётся неизвестным.

Хронология событий, связанных с жизнью Прокудина-Горского

1878 год. По инициативе Д. И. Менделеева был организован V фотографический отдел Императорского Русского Технического Общества.
1889-1891 годы. Прокудин-Горский проходит практику в фотохимических лабораториях, знакомится с работой Адольфа Мите и Эдма Жюля Момена.

1897 год. Прокудин-Горский начинает делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского русского технического общества (ИРТО). (Он продолжит эти доклады до 1918) года.

1898 год. Прокудин-Горский публикует первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами»

1898 год. Прокудин-Горский представляет свою работу «О фотографировании падающих звёзд (Звёздных дождей)» в Императорском русском техническом обществе где его принимают в члены фотографического отдела.

1900 год. Императорское Русское Техническое общество показывает чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке.

1901 год. В Санкт-Петербурге на Б.Подъяческой, д. 22 открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, в этом доме в течение 10 лет будет жить семья Прокудиных-Горских.

1903 год. Прокудин-Горский публикует брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами».
1904 год. Прокудин-Горский снимает цветные фотографии в княжестве Финляндском и Лужском уезде Санкт-Петербургской Губернии.

1905 год. Прокудин-Горский предпринимает первое большое фотопутешествие по России, в ходе которого снимает виды Кавказа, Крыма и Малороссии.

1906 год. Прокудин-Горский становится редактором Петербургского журнала «Фотограф-любитель» и остаётся на этой должности до 1909 года. Он пишет серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.

1906 год. Прокудин-Горский получает золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце

1907 год. Прокудин-Горский делает много цветных снимков Самарканда и Бухары.

1908 год. Прокудин-Горский задумывает и разрабатывает план путешествия по Российской империи с использованием фотоаппарата, который экспонирует одну продолговатую пластинку три раза в быстрой последовательности через три фильтра различного цвета. С помощью проектора его же конструкции, соединяющего три изображения в одно, получается цветное комбинированное изображение.

1908 год. Прокудин-Горский выступает с лекциями о своих достижениях в области цветной фотографии, используя диапозитивы, в Императорском русском техническом обществе, Петербургском фотографическом обществе, и в других учреждениях города.

Май 1908 года. Прокудин-Горский фотографирует Льва Толстого в Ясной Поляне.

1908 год. Прокудин-Горский проводит несколько лекций с использованием проекций цветных диапозитивов, в том числе и Великому Князю Михаилу Александровичу, который способствует представлению Прокудина-Горского императору Николаю II.

Май 1909 года. Николай II приглашает Прокудина-Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. Прокудин-Горский получает официальную поддержку своему плану провести фотообзор Российской империи.

Лето-осень 1909 года. Прокудин-Горский совершает фотопутешествия по водному пути Мариинского канала, посетил южные уезды Олонецкой губернии, промышленной части Урала.

1915 год. Путешествовал по строящейся Мурманской железной дороге. Сделал более 120 снимков дороги, достопримечательностей Олонецкой губернии и Петрозаводска.

1918 год. Эмигрировал в Европу.

1922 год. Прокудин-Горский получает английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трёх негативов через светофильтры.

Судьба коллекции Прокудина-Горского

Следует отметить, что Прокудин-Горский не был единственным, кто снимал цветные фотографии в России до 1917 года. Однако только он один использовал метод цветоделения (метод Адольфа Мите). Другие фотографы делали цветную съёмку по совершенно иной технологии, а именно по методу автохрома (например, профессор Ермилов Н. Е., генерал Вишняков, фотограф Штейнберг, Петров, Трапани). Этот метод был проще в применении, но давал довольно зернистое изображение, краски которого быстро выцветали. Кроме того, только коллекция Прокудина-Горского была сделана (и сохранилась) в таком значительном объёме.

Уцелевшая часть коллекции фотографий Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США и долгое время (до 1980 года) оставалась неизвестной широкой публике.

Компьютерная обработка фотографий Прокудина-Горского

Многие фотографии Прокудина-Горского до революции были опубликованы на почтовых открытках и в качестве иллюстраций в книгах. Однако технология типографского воспроизведения цветных изображений с цветоделенных негативов была в то время достаточно сложной, а результаты не отличались высоким качеством.

Развитие компьютерных технологий обработки изображений в конце XX века позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды имперской России в цвете.

В июле 1991 года была впервые составлена компьютерная база данных снимков Прокудина-Горского, которая продолжала затем пополняться и изменяться.

В 2000 году компания JJT по контракту с Библиотекой Конгресса США выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского. Сканирование выполнялось в режиме Grayscale c 16-битной глубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм. Файлы с отсканированными изображениями имеют размер около 70 Мбайт. Все эти файлы размещены на сервере Библиотеки Конгресса и находятся в бесплатном доступе. Отсканированные изображения инвертированы (преобразованы в позитивы цифровыми методами).

В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку «Империя, которой была Россия». Для неё были отобраны 122 фотографии и с помощью компьютера восстановлены цветные изображения.

Сотрудники, подготавливавшие цветные фотографии для выставки, столкнулись с техническими трудностями. При совмещении в растровом графическом редакторе трёх цветовых каналов в одном месте кадра (например, в центре) наблюдались расслоения цветных контуров в других его частях. Причины таких несовпадений цветных изображений не вполне понятны: возможно, они вызваны хроматической аберрацией объектива и небольшими неоднородностями толщины светофильтров, использовавшихся при съёмке. Для точного совмещения контуров изображений в цветовых каналах недостаточно перемещений и поворотов этих изображений: необходимо подвергнуть их небольшим деформациям. Ручное выполнение этих деформаций - процесс достаточно долгий и трудоёмкий. Кроме того, полученные изображения нуждались в цветокоррекции, которая проводилась вручную профессиональным фотографом на основании его опыта и вкуса.

Восстановление сохранившихся цветных изображений коллекции Прокудина-Горского было выполнено в российской Лаборатории цифровых технологий в реставрации Научного совета по кибернетике Российской Академии Наук и реставрационного центра «Реставратор-М» под руководством Виктора Минахина. Для этой цели было разработано специальное программное обеспечение, позволяющее выполнить совмещение цветовых контуров изображения по всему полю кадра с точностью до одного пикселя. Для поиска оптимального преобразования использовался численный алгоритм Левенберга - Марквардта. Результаты этой работы - 1902 отпечатанных цветных изображения - были показаны на выставке «Достопримечательности России в натуральных цветах: весь Прокудин-Горский, 1905-1916», проходившей 19 ноября 2003 года - 8 февраля 2004 года в Государственном музее архитектуры в Москве. Их можно также видеть на сайте «Мир 1900-1917 в цвете».

При фотографировании по методу Прокудина-Горского отдельные снимки делались не одновременно, а с некоторым промежутком времени. Вследствие этого движущиеся объекты: текущая вода, движущиеся по небу облака, дым, качающиеся ветки деревьев, движения лиц и фигур людей в кадре и т. д. воспроизводились на фотографиях с искажениями, в виде смещённых разноцветных контуров. Эти искажения крайне сложно исправлять вручную. В 2004 году Библиотекой Конгресса был заключён контракт с Блез Агвера и Аркас на разработку инструментов для устранения артефактов, вызванных смещением объектов в процессе съёмки.

Всего американская часть коллекции Прокудина-Горского (переданная его родственниками в Библиотеку Конгресса США) насчитывает 1902 тройных негатива и 2448 чёрно-белых отпечатков в контрольных альбомах (в совокупности - около 2600 оригинальных изображений). Работы по совмещению отсканированных тройных негативов и реставрация полученных таким путём цветных цифровых изображений продолжаются по сегодняшний день. Для каждого из негативов имеются следующие цифровые файлы: один из трех черно-белых кадров фотопластинки (размер около 10 Мбайт); фотопластинка целиком (размер около 70 Мбайт); цветное изображение грубого совмещения, без точного сведения деталей по всей площади (размер около 40 Мбайт). Для части негативов подготовлены также цветные изображения со сведенными деталями (размер файлов около 25 Мбайт). Для всех этих изображений имеются файлы уменьшенного разрешения размером 50−200 Кбайт для быстрого доступа в ознакомительных целях. Кроме того, на сайте находятся сканы страниц контрольных альбомов Прокудина-Горского и отсканированные с высоким разрешением те фотографии из этих альбомов, для которых нет стеклянных негативов. Все перечисленные файлы доступны всем желающим на сайте Библиотеки Конгресса США. Для поиска и/или последовательного просмотра изображений имеется страница поиска.

После появления в свободном доступе на сайте Библиотеки Конгресса отсканированных фотопластинок Прокудина-Горского в России возник Народный проект восстановления наследия Прокудина-Горского. На данный момент (март 2012 года) уже восстановлено 517 фотографии.

В 2007 году в рамках проекта «Российская империя в цвете» Издательства Белорусского Экзархата были разработаны специальный алгоритм и программа для совмещения трёхкомпонентных фотографий С. М. Прокудина-Горского. Это позволило совместить все снимки и выложить их на всеобщее обозрение на сайте «Российская империя в цвете».

Поскольку некоторые стеклянные пластины были повреждены, полученные после совмещения фотографии были подвергнуты ретуши для восстановления первоначального изображения, где это возможно. Эта ретушь не привнесла ничего нового и ничего не уничтожила, её целью являлась только реставрация исходного изображения.

Специализированное программное обеспечение позволяет осуществлять совмещение цветовых компонент изображений с точностью до одного пикселя и без потери качества, что делает возможной допечатную подготовку полученных цветных изображений. Результатом математической обработки трёхкомпонентных изображений, ретуши и систематизации фотографий явился альбом «Российская империя в цвете». В этом альбоме опубликована часть наиболее интересных и живописных фотографий, сделанных художником-фотографом во время путешествий по Владимирской и Ярославской губерниям. Издательством Белорусского Экзархата планируется выпустить ещё несколько альбомов.

Изучение жизни и творческого наследия Прокудина-Горского

Начало изучению жизни и творчества Прокудина-Горского на его родине было положено С. П. Гараниной (ныне профессор кафедры книговедения Московского государственного университета культуры и искусств), у которой ещё в 1970 году вышла статья «Л. Н. Толстой на цветном фото». С тех пор С. П. Гараниной были опубликованы многочисленные работы по данной теме в периодической печати, включающие подробную биографию Прокудина-Горского, а также некоторые архивные документы. Итогом этих исследований стал альбом-монография «Российская империя Прокудина-Горского. 1905-1916» (Изд-во «Амфора», 2008).

В Москве с 1994 года в Центре цифровых технологий в реставрации Научного Совета по комплексной проблеме «Кибернетика» РАН составлялась база изобразительных и письменных источников по «Коллекции достопримечательностей России» и Прокудину-Горскому. Научное описание «американской» части фотографического наследия Прокудина-Горского в работе «„Коллекция достопримечательностей России“ в Библиотеке Конгресса» дал В. В. Минахин (ныне заместитель директора по науке Научно-реставрационного центра «Реставратор-М»), занимающийся исследованиями по данной теме с начала 1990-х годов.

В Санкт-Петербурге исследованием творчества Прокудина-Горского занимается искусствовед А. В. Носков, основное внимание уделяющий истории издания открытых писем по снимкам мастера. В серии публикаций (в журнале коллекционеров открыток «ЖУК», лужской районной газете «Провинциальные новости») А. В. Носков осветил ранний период деятельности Прокудина-Горского (1904-1905 годы) на основе недавно обнаруженных им архивных документов.

В США изучением деятельности Прокудина-Горского занимался Роберт Оллсхаус (Robert H. Allshouse), который составил первую биографию учёного для альбома-монографии «Фотографии для царя: Пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский, уполномоченный царём Николаем II» (NY, Doubleday, 1980). Несмотря на допущенные серьёзные фактические ошибки, это биографическое исследование на многие годы стало главным источником информации о Прокудине-Горском для англоязычных читателей и нередко цитируется в современных русскоязычных публикациях.

В последние годы исследования жизни и творческого наследия Прокудина-Горского стали целью нескольких интернет-проектов.

В частности, в 2008 году для изучения жизни и творчества С. М. Прокудина-Горского, а также для поиска пропавших частей его коллекции на краеведческом сайте «Храмы России» был создан Открытый общественный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского». В рамках этого проекта идентифицировано и атрибутировано более 300 фотографий из коллекции, обнаружены ранее неизвестные широкой публике цветные фотографии Прокудина-Горского, напечатанные в России до 1917 года (в том числе ряд снимков, сделанных в Москве), опубликованы малоизвестные архивные документы. На форуме проекта обсуждаются различные вопросы: приёмы восстановления фотографий Прокудина-Горского, создание панорам из его снимков, фотосравнений, датировка работ, исправление ошибок в атрибуции, составление библиографии и др.

В том же 2008 году был открыт проект петербургского исследователя С. Прохорова «Цветные фотографии С. М. Прокудина-Горского» (1902-1915). Автор этого сайта ставит своей основной задачей представить все сохранившиеся снимки Прокудина-Горского в систематизированном виде с комментариями. Для удобства посетителей на сайте имеется географический рубрикатор, позволяющий быстро найти фотографии, сделанные в конкретном месте или области. С. Прохоров также провёл значительную работу по идентификации работ Прокудина-Горского.

28 ноября 2010 года в краеведческом музее г. Киржач открылась постоянная экспозиция «Пионер цветной фотографии С. М. Прокудин-Горский и история рода Прокудиных-Горских».

25 сентября 2016 года в Романовской школе г. Москвы был открыт первый в мире музей С. М. Прокудина-Горского.

Фильмы о С. М. Прокудине-Горском

The Tsar’s Last Picture Show для BBC Four (документальный, 2003).
«Альбом для царевича. Фотограф С. Прокудин - Горский». ООО «Синемедиа», Автор: Е. Головня. Продюсер: Б. Грачевский (документальный, 2004).
«Цвет времени». Режиссёр: Константин Касатов (документальный, 2007).
«История в цвете». Режиссёр Иван Мартынов (документальный, 2009).
«Россия в цвете». Режиссёр: Владимир Мелетин (документальный, 2010).
«Инвентаризация Родины… по следам Прокудина-Горского». Режиссёр: Бен ван Лисхаут (Голландия). Съёмки начаты в 2011 году.
«Цвет нации». Автор: Леонид Парфёнов (документальный, 2013). Телевизионная премьера фильма состоялась на Первом канале 12 июня 2014 года.
1909, Russua. Three generations. A.P. Kalganov with son and granddaughter. The last two work in the shops of the Zlatoust plant.

Я тут недавно делал подборку фотографий Прокудина-Горского для своего англоязычного блога . Пусть уж тогда и тут повисит, раз работу проделал. Единственное, на что у меня не хватит сил, это на переделывание подписей по-русски. Уж простите, но подписи будут по-английски. Зато по-русски я добавлю небольшой спроводительный текст.

Вот вроде все слышали про Прокудина-Горского, особенно после фильма Парфёнова «Цвет нации» (любопытно, конечно, было наблюдать ажиотаж вокруг того, что итак давно известно). А хороших подборок фотографий одного из первых в мире, между прочим, цветных фотографов я не встречал. Понятно, что Сергей Михайлович был в первую очередь химиком. Однако он столько лет посвятил любимому делу, что со временем у него начали получаться неплохие снимки, а не просто фиксация реальности.

Если говорить про историю, то формально Прокудин-Горский не был первым фотографом, снимающем в цвете. Как минимум, до него были Джеймс Кларк Максвелл, Габриель Липман, Фредерик Айвис, Герман Фогель, Луи Дюко дю Орон, Шарль Кро, Джон Джоули, а параллельно с ним Рудольф Фишер, Джордж Истман, Леопольд Манне, Леопольд Годовский, братья Люмьер и Адольф Мите, которого Сергей Михайлович считал своим учителем и у которого позаимствовал конструкцию уосвершенствованной им затем камеры.

Однако никто из перечисленных людей не оставил фотографического наследия, почти все они были в первую очередь учеными, химиками, физиками и первооткрывателями. Они создавали теорию цветоделения, разрабатывали и усовершенствовали технологию, открывали сенсебилизатры, светочуствительные пластинки и химикаты. Но никто из них не фотографировал.

Прокудин-Горский не просто усовершенствовал наработки предшественников с технологической точки зрения (на его счету не мало химических изобретений), но и сделал более 4000 фотографий в разных уголках планеты. К сожалению, благодаря событиям 1917 года до нашего времени дошли чуть менее 2000 пластин, причем сохранены они исключительно благодаря тому, что были вывезены из России и в настоящее время находятся в Библиотеке Конгресса США.

Когда демонстриуют снимки Прокудина-Горского, чаще всего речь идет о фотографиях России. Не все знают о том, что кроме этого Сергей Михайлович снимал на Украине, в Белорусии, на территориях современной Грузии и Узбекистана, Таджикистана, Кыргизстана, Азербайджана, Турции, Латвии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Германии, Дании, Италии и Австрии. Но большая часть дошедших до нас снимков действительно сделана в в пределах территории тогдашней России.

Обычно подборки фотографий Прокудина-Горского состоят из видовых картинок и привлекают внимание скорее любителей истории, чем фотографии. Существуют специальные сайты, где люди изучают оставленное им наследие, находят места, где были сделаны фотографии, делают снимок с того же ракурса и создают библиотеку сравнений «100 лет спустя». Все это, наверное, весьма любопытно, но лично мне никогда не было интересно. Точнее, интерес к видовым открыткам довольно быстро угасает, стоит посмотреть пару десятков. А вот фотографии людей я могу разглядывать очень долго, и многократно к ним возвращаться.

Несмотря на то, что фотографий с людьми у Прокудина-Горского не так уж и много, они есть. В этой подборке из 64 фотографий я решил собрать лучшие из них, плюс добавил буквально пару пейзажей для дополнения общей картины. Все фотографии в достаточно хорошем качестве (1800 px по длинной стороне). Часть я подкорректировал по цвету, но в основном удовлетворился репродукциями с сайта www.prokudin-gorsky.org .

2.

1907, Uzbekistan. Chained prisoners, Bukhara

3.

1911, Uzbekistan. Emir of Bukhara. Bukhara

4.

1911, Russia. Dagestani types, village of Arakani

5.

1907, Uzbekistan. Prison of the town of Bukhara.

6.

1907, Uzbekistan, Bakery in the town of Bukhara

7.

1916, Russia. On the handcar outside Petrozavodsk on the Murmansk railway

8.

1910, Russia. Work at the Bakalskii mine, Tiazhelyi iron mine. Irkuskan hill near Bakal

9.

1907, Kyrgyzstan. At the Saliuktin mines.

10.

1909, Russia. Peasant girls, Topornya village

11.

1909, Russia. Dagestan, village of Arakani, Lezgian

12.

1912, Georgia. Georgian women, in the park of Borzhom

13.

1912, Georgia, Cotton. In Sukhum Botanical Garden

14.

1912, Azerbaijan. Mugan. Settler"s family. Settlement of Grafovka, Grafskii

15.

1911, Uzbekistan. Sart types. Samarkand

16.

1911, Uzbekistan. Nazar Magomet. Golodnaia Steppe

17.

1911, Uzbekistan, Nomadic Kirghiz. Golodnaia Steppe

18.

1910, Russia. Spinning yarn. In the village of Izvedovo

19.

1911, Russia. His Highness Khan of Khiva in Winter Palace, Saint Petersburg

20.

1912, Russia. Laying concrete for the dam"s sluice. Near the village of Beloomut

21.

1911, Uzbekistan. Doctors. Samarkand

22.

1912, Turkey. Mullah with his female students near the Artomelinskaia mosque in Artvin

23.

1910, Russia. Bashkir switchman. Near Ust-Katav station

24.

1912, Turkey. Armenian woman in holiday attire, Artvin

25.

1909, Russia. Ostrechiny. Study. Svir River

26.

1912, Georgia. Mullahs in mosque. Aziziia. Batum

27.

1912, Azerbaijan, Mugan Steppe. Georgian woman in a folk costume

28.

29.

1916, Russia. Baling machine for hay. Near Kondopoga village

30.

1916, Russia. Austrian prisoners of war near a barrack, near Kondopoga village

31.

1916, Russia. Group. Near the lake of Vygozero

32.

1911, Uzbekistan. Bukhara bureaucrat. At the palace In the Emir"s Shir-Budun garden near Bukhara

33.

1911, Uzbekistan, Shepherd. Samarkand

34.

1911, Uzbekistan. Sentry at the palace, and old cannons. In Registan square. Bukhara

35.

1911, Uzbekistan. At work on the upper reaches of the Syr-Darya. Golodnaia Steppe

36.

1912, Russia. Night camp by a rock on the bank of the Chusovaia

37.

1911, Uzbekistan. Camel caravan carrying thorns for fodder. Golodnaia Steppe

38.

1904, Ukraine. In Little Russia. Near the town of Putivl in Kursk Province

39.

Study with boy. Western Europe

40.

1912, Belorussia. Harvested field. Vitebsk Province

41.

1909, Russia. Haying at the Leushinskii Monastery

42.

1911, Uzbekistan. Group of Jewish children with a teacher. Samarkand

43.

1908, Switzerland. At veranda in Lugano

44.

1912, Georgia. Packaging department. Borzhom

45.

1911, Uzbekistan. On the Registan. Samarkand

46.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture in the Murgab Estate. Bairam-Ali

47.

1911, Uzbekistan. Prime Minister of Bukhara (Kush-Beggi)

48.

1907, Uzbekistan. Students. Samarkand

49.

1911, Uzbekistan. Carpenter. Samarkand

50.

1911, Uzbekistan. Trader in the Registan. Samarkand

51.

1909, Russia. Northwest part of the town of Zlatoust

52.

1916, Russia. Group of railroad construction participants. On the pier in Kem-Pristan

53.

1911, Uzbekistan. Kebab restaurant. Samarkand

54.

1911, Uzbekistan. In the court of Shir-Dor mosque. Samarkand

55.

1909, Russia. Pinkhus Karlinskii. Eighty-four years old. Sixty-six years of service. Supervisor of Chernigov floodgate

56.

1911, Turkmenistan. Tekin with his family. Bairam-Ali area

57.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture. Bairam-Ali area, Murgab Estate

58.

1911, Uzbekistan. Water-carrier. Samarkand

59.

1911, Uzbekistan. Policeman in Samarkand

60.

1911, Turkmenistan. Workers packing oil cake. Bairam-Ali

61.

1911, Turkmenistan. Dzhigit Ibragim. Bairam-Ali area

62.

1907, Kyrgyzstan. Observing a solar eclipse on January 1, 1907, near the Cherniaevo Station in the Tian-Shan mountains above the Saliukta mines

63.

1907, Uzbekistan. Elderly Sart man (Babaika), Samarkand

64.

1912, Georgia, On the Skuritskhali River. Study. Orto-Batum village. Self-portrait

Смотрите также

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!