Понятие управления как социального явления. Управление как вид деятельности Понятие управления как явления материального мира

Тема 1. Основные понятия менеджмента

Первая лекция знакомит слушателей с основными понятиями, которые используются в менеджменте. Слово «управление» мы используем в самых разных его значениях. Управлять можно машиной и предприятием. Слово же «менеджмент» мы употребляем только применительно к социально-экономическим системам, а именно предприятию, организации, коллективу людей. Управленческая деятельность – специфический вид труда, результатом которого является принятое решение и действия по его исполнению. Управленческий труд существует в самых разнообразных формах: эвристический, административный, операторный труд.

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение понятия «менеджмент», предложенное профессором Уральского государственного технического университета Л.Д. Гительман в его книге «Преобразующий менеджмент». Главная задача менеджмента – обеспечить эффективное управление организацией в условиях меняющейся окружающей среды.

После изучения материала лекции постарайтесь ответить на поставленные вопросы.

План лекции:

1.Управление как вид деятельности.

2. Виды управления.

3. Менеджмент наука или искусство?

4. Определение понятия «Менеджмент».

5. Задачи менеджмента.

6. Функции менеджмента.

7. Принципы менеджмента.

8. Вопросы и задания.

Управление многообразно, существует техническое управление – управление машинами механизмами; государственное управление – управление жизнью людей через различные институты; идеологическое управление – внедрение в сознание общества различных концепций; управление социальными процессами – движение в защиту мира; хозяйственное управление – управление производственной и экономической деятельностью.

Под управлением понимается воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.

Объект управления имеет пространственные границы и временные. Это часть окружающей среды, персонал фирмы, на что (кого) направлены конкретные управленческие действия (процессы).

Субъект управления – руководитель, группа лиц, организация, подразделение, осуществляющее управление, вырабатывающие управленческие решения.

Субъект управленческой деятельности физическое лицо, живой человек, через него реализуется управленческое решение.

Субъекты управленческой деятельности – руководители различных рангов и исполнители. Необходимость управления организацией обусловливается потребностями: спланировать работу; расставить персонал и координировать его действия; принимать наилучшие решения; активизировать и стимулировать деятельность персонала; осуществлять контроль и учет выполненной работы; вести анализ результатов и применять его для совершенствования деятельности. Перечисленные потребности управленческого воздействия чрезвычайно сложны. В них должны найти отражение интересы населения, персонала организации, закономерности развития экономики, хитросплетения финансирования и кредитования, таинства предвидения и риска. Особенно сложным становится управление организацией в условиях современной рыночной системы. Управление организацией в условиях рыночной экономики получило название менеджмент.



Управленческая деятельность – это специфическая разновидность трудового процесса и характеризуется присущими ему элементами:предметом труда (информация, решения); средствами труда

(компьютеры, авторучки … человек); самим трудом (сложный, умственный труд); его результатами (достижение поставленных целей). Управленческий труд существует в следующих формах. Эвристический предполагает анализ и изучение проблем, разработку вариантов решения, в основном, стратегического характера; характерен для руководителей различного уровня и специалистов. Административный труд – удел руководителей, предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных, осуществляется в виде: распоряжений (устные, письменные, по исполнению принятых решений); контроля над работой подчиненных; обмена информацией. Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией, охватывает такие виды деятельности, как: документация (оформление, размножение, хранение документов); счетно-учетная (сбор статистической информации); коммуникативно-техническая (обработка информации).

Изучение административного права начинается с уяснения понятия «управление». Само латинское слово «administrate» переводится как руководство, управление. Поэтому административное право, регулируя общественные отношения в сфере управленческой деятельности, по существу является правом управления, или управленческим правом. В силу этого вполне логично до того, как подойти к анализу административно-правовых норм и институтов, предварительно выяснить понятие и основные черты, присущие управлению как материальной базе административного права.
Что же представляет собой управление ?
Различными науками управление трактуется по-разному. Самое общее понимание этого явления дает кибернетика, наука о законах управления. Рассмотрим ее исходные позиции.
Первозданный хаос как совокупность массы случайностей в результате управленческого воздействия превратился в упорядоченные организованные системы — природные, технические, социальные. Получается, что управление — это единственная защита от хаоса, мощный фактор прогресса.
Учение родоначальника кибернетики — американского математика Н. Винера позволяет сформулировать управление как организующее, целенаправленное воздействие на тот или иной объект или процесс для приведения его в упорядоченное состояние.
В данном определении решающее значение имеет цель, результат такого воздействия. Однако для эффективного управления надо не только знать цель, но и уметь ее достигать, т. е. так воздействовать на объект управления, чтобы предварительно составленный план был в результате выполнен. А это нередко бывает значительно труднее, чем поставить ту или иную цель.
И здесь становится необходимым понятие алгоритма управления, т. е. способа достижения поставленной цели.
Общая схема управления представляет собой взаимодействие объекта с управляющим устройством — субъектом (природным, техническим, социальным), основанное на каналах связи между ними (обратная связь). По этим каналам управляющее устройство получает информацию о состоянии объекта (ибо, не зная, что происходит с объектом, эффективно управлять нельзя), а по другим каналам управляющее устройство воздействует на объект, управляет им (поскольку без такого воздействия управлять также невозможно).
Рассмотренная схема управления применима для любых управляемых объектов и функционирует лишь при наличии программы, которая возникает как «акт творения» либо как результат самоорганизации, самовозникновения, самосоздания.
Кроме того, управление становится реальным только при наличии известной подчиненности объекта управляющему устройству, например инстинкту, команде компьютера, приказу наделенного необходимыми полномочиями органа, группы людей или отдельного человека.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что общее понятие управления включает в себя три вида:
1) управление в естественно-природных системах;
2) управление в технических системах;
3) управление в социальных системах. В качестве примера первого вида управления можно назвать пчелиную семью, муравейник, да и самого человека, являющегося венцом биологической организации живой природы. Примером второго вида управления являются технические системы, созданные на основе компьютеров и электронно-вычислительных машин, в частности, в области прогноза погоды, противовоздушной обороны, заводов-автоматов и т. д.
Третий вид — это социальное управление, необходимость в котором возникла тогда, когда стал фактом совместный труд людей, например охота, строительство оросительных каналов, защита своей территории. Совместный труд людей объективно нуждается в управляющем воздействии старейшин, вождей, специального слоя лиц, для которых управление становится основной сферой деятельности. Здесь можно вспомнить крылатую фразу К. Маркса: «Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».
Социальное управление является одним из важнейших условий жизни человеческого общества и возникает из самой природы общественного процесса труда. При этом социальное управление отличается не столько количественными, сколько качественными характеристиками, тем, что в нем главенствующую роль играют люди и управленческие связи реализуются через отношения людей (их поведение, действия, поступки).
Рассматривая общее понятие управления следует отметить, что совместная деятельность людей предполагает ее организацию, которая представляет собой, во-первых, объединение людей для совместной деятельности (образование трудовых коллективов, органов управления) и, во-вторых, определенный порядок их деятельности, ее направление. Отсюда можно сделать вывод, что сущностью социального управления является организующая деятельность.
Содержание этой управленческой деятельности складывается: а) из образования тех или иных органов управления; б) выработки программы действий; в) обеспечения ее необходимыми ресурсами; г) распределения общих задач между участниками совместного труда и объединения их действий и усилий; д) регулирования их повседневной управленческой деятельности (общих правил поведения для всех участников); е) наблюдения (контроля и надзора) за соответствием ее поставленным целям; ж) применения мер убеждения и принуждения к участникам управленческих отношений.
В процессе управления достигается подчинение всех участников совместной деятельности общей цели, на достижение которой эта деятельность направлена. В этом и состоит смысл «упорядочивающего воздействия», осуществляемого в процессе социального управления.
Итак, для социального управления характерно следующее:
1) управление осуществляется там и тогда, где и когда возникает необходимость совместной деятельности людей;
2) управление призвано обеспечивать целенаправленность совместной деятельности людей путем объединения и согласования их поведения и действий;
3) управление осуществляется на началах подчинения участников совместной деятельности единой управляющей воле. Следовательно, социальное управление — это осуществление властных организующих функций, обеспечивающих достижение в процессе совместной деятельности людей поставленных целей.

Социальное управление подразделяется на три вида: а) общественное управление (общественные объединения, трудовые коллективы, коммерческие структуры и т. д.); б) местное самоуправление; в) государственное управление.
Государственное управление (исполнительная власть) является материальным фундаментом административного права. Именно оно составляет предмет данной отрасли российского права.

Управление - категория универсальная, употребляемая в различных смыслах: в техническом, биологическом, социальном. Управление в социальном смысле определяет управление социальными процессами общества или же процессами общественного развития.

Общественные науки, в том числе правовые, изучают один из видов управления - - социальное управление. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера.

Признаки социального управления:

Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.

Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность.

В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями.

В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воли людей -- участников управленческих отношений.

В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления.

В связи с тем что субъектами и объектами социальной деятельности являются сами люди, их объединения, социальные группы и даже целые классы, то в социальном управлении принято различать три обязательных элемента:

1)объект управления - поведение людей, их действия, т.е.то, кем (чем) управляют;



2) субъект управления - сами люди, так как управление осуществляется людьми и в отношении людей, т.е. те, кто управляет;

3) прямая и обратная связи между субъектами и объектомуправления, содержанием которой является организующее воздействие со стороны субъекта на поведение людей - участников управленческих общественных отношений.

Социальное управление в обществе можно представить вдвух видах:

государственное управление (организационное воздействие государства на развитие процессов и отношений в обществе властно-правовыми методами);

негосударственное (общественное) управление (осуществляется негосударственными организациями, общественными объединениями, профессиональными союзами и т.д.

Различают государственное управление в широком и узком смысле.

Государственное управление в широком смысле - это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т.д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.

Государственное управление в узком смысле - это исполнительная и распорядительная деятельность органов исполнительной власти.

Государственное управление характеризуется следующим:

а)при непосредственном его осуществлении реализуются интересы государства;

б)объектом его воздействия является все организованное общество в целом;

в)функции управления реализуются социальными субъекта ми, формируемыми по воле государства;

г)такие субъекты управления действуют от имени государства;

д)для реализации своих полномочий они наделяются государственной волей (властью).

Среди характерных признаков государственного управления могут быть выделены следующие:

Государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти по форме, методам и содержанию;

Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления;

исполнительный и распорядительный характер управленческой деятельности;

юридически-властный характер управления;

Повседневный и непрерывный характер управления;

подзаконность и подконтрольность государственного управления.

Исполнительная власть:

понятие и соотношение с государственным управлением

Исполнительная власть как юридическая категория появилась в отечественной науке административного права в начале 90-х гг. XX в. и была закреплена в Конституции РФ в ст. 10, которой устанавливается, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную».

Признаки исполнительной власти, позволяющие отличать ее от других ветвей власти:

1) исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти РФ,тесно взаимодействующую с законодательной и судебной;

2) исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительство), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий;

3) исполнительная власть - непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей;

4) исполнительная власть, как и любое другое проявление властных полномочий, есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, право и возможность подчинять других своей воле. Ее отличает то, что она реализуется в отношении к различным элементам государственно-организованного общества, т. е. в общегосударственном масштабе, и в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера;

5) исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности -не сама власть, а лишь форма ее реализации;

6) исполнительная власть, выражающаяся в особом виде государственной деятельности, по своей сути правоприменительна,и правоприменение, как правило, позитивного характера;

7) исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, органами исполнительной власти;

8) исполнительная власть - это не система органов, а их практическая деятельность;

9) исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся вес наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинскиеформирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и т.д.1

Сущность исполнительной власти состоит в ее организующем и распорядительном характере, и она реализуется через осуществление государственного управления.

Таким образом, исполнительная власть - это одна из ветвей власти, выражающаяся в осуществлении исполнительно-

распорядительной деятельности специально уполномоченными органами государства, направленной на практическое претворение в жизнь законов и иных нормативных положений.

Управление представляет собой организационную деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей. В широком и более обобщённом понимании управление означает, целенаправленное организующее воздействие на:- людей (социальное управление), на технические средства (техническое управление), животный и растительный мир (биологическое управление); управление боем, управление огнём, подразделениями (военное управление); социальные процессы в обществе (социальное управление) и.т.д.

Оно обусловлено:

наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управ­ления (тот, кем управляют);

существованием между объектом и субъектом прямой взаимосвязи (постановка задач, отдание команд, распоряжений) и обратной связи (информирование о выполнении или невыпол­нении указаний, распоряжений, предписаний субъекта управления; предоставление донесения, отчёта, например, бухгалтерского, статистического).

Социальное управление является, непременным элементом общественного развития. « Всякий непосредственно общественный или совместный труд производимый в сравнительно крупных масштабах, нуждается в управлении» (К.Маркс, Ф.Энгельс. ПСС Т 23, Стр.342.). Из этого следует, что социальное управление является, необходимым продуктом человеческого общества, элементом общего труда, существования и развития общества. Сущность социального управления заключается в целенаправленной, организующей деятельности людей, направленная на объект управления как индивида, так и на различные группы людей (предприятий, учреждений, социальных объединений (групп) , например армии, трудового коллектива и т.д. По этим объектам, социальное управление принято разделять на: производственное, военное, хозяйственное, социальное (имеется ввиду управление общественными объединениями (союзами, движениями, религиозными организациями и др.).

Признаками социального управления являются:

социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей;

главное назначение социального управления – упорядочивающее (организующее) воз­действие на участников совместной деятельности;

объектом воздействия социального управления являются, поведение уча­стников совместной деятельности и взаимоотношения между ними;

регулируя поведение участников совместной деятельности, достигаетcя цель в рамках общественных связей;

базисом социального управления является - соподчиненность воле участников уп­равленческих отношений;

в реализации социального управления участвуют субъекты управления (органы управления различного профиля и назначения, например министерство или собрание; совет директоров и т.д.).

В процессе осуществления социального управления выполняются сле­дующие функции :

сбор и обработка информации;

прогнозирование, научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов, на основе объективных данных (например, рост численности населения; наступление ранних холодов, что даёт возможность вовремя подготовить объекты производственной и социальной сферы);

планирование (определение направлений, целей управленческой дея­тельности, задач, способов и средств их достижения);

организующая функция (формирование системы управления, создание органа управления, упорядочение управ­ленческих отношений между субъектом и объектом управления и их правовое положение);

координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;

ведение учёта (бухгалтерский, статистический учёт и отчетность; учёт материальных средств; список предприятий и.т.д.);

контроль и надзор (например, за ядерными объектами; санитарном благополучии населения);

делопроизводство и предоставление отчётности и др.

Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект управления с целью: создания, сохранения, обеспечения и функционирования структуры и системы управления (в определённой сфере государственной и негосударственной деятельности).

«Отдельный скрипач сам управляет собою, оркестр же нуждается в дирижёре» (К. Маркс, там же).

Социальное управление по субъектам управления подразделяется на два

- государственное (управление делами государства в сферах, отраслях государственной деятельности в силу объективной необходимости существования самого государства);

- негосударственное (управление делами частных организаций, общест­венных формирований, муниципальное, кооперативное и т.п.).

2. Государственное управление в широком смысле слова означает - управление дела­ми государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти. И здесь (в широком смысле) под институтом управления понимается аппарат государственного управления, куда входят органы законодательной, исполнительной, судебной власти; органы прокуратуры, уполномоченный по правам человека, администрация Президента, государственный совет, и другие, например, Совет безопасности.

Государственное управление в узком смысле слова – это конкретно исполнительно- распорядительная деятельность государственных органов и должностных лиц, по непосредственной организации социальных процессов в обществе (политических, экономических, социальных, культурных, организационно- правовых, технических и др.).

Субъектами государственного управления выступают, государственные органы, государственные служащие и должностные лица, которые законодательно наделены государственно-властными полно­мочиями.

К объектам государственного управления относятся: граждане и их объединения; сферы и отрасли государственной деятельности, (например внешнеполитическая деятельность, защита, охрана и оборона государства); организации (предприятия и учреждения различной организационно- правовой формы); общественные объединения. Деятельность, осуществ­ляемая субъектами государственного управления по отношению к объектам, называется исполнительно-распорядительной (или административно- распорядительной; административно-хозяйственной).

Государственное управление характеризуется следующими чертами:

Является организующей деятельностью;

Носит исполнительно-распорядительный характер;

Имеет подзаконный характер издаваемых актов управления, во исполнения законов и других подзаконных актов (например, Указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

В процессе осуществления управленческой деятельности реализуются функции государства в социально-культурной, социально-политической, эко­номической сферах (например, при реализации и охране прав,свобод и обязанностей граждан; обеспечении суверенитета и территориальной целостности государства).

Государственное управление осуществляется уполномоченными на то субъектами управления (органами государственного управления, государственными служащими, должностными лицами).

3. Функции государственного управления:

Разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов(национальных и региональных проектах);

Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и органи­зационных основ государственной жизни (например, экономической деятельности; административно-правового регулирования деятельности организаций различных организационно- правовых форм, общественных объединений, политических партий, религиозных объединений и др.);

Управление организациями и учреждениями государственного сектора;

Регулирование функционирования различных объектов негосударствен­ного сектора;

Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридичес­ких лиц в сфере государственного управления;

Осуществление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой и регулируемой сферах.

Управление является необходимым условием развития общества, совместного труда людей для достижения определенных целей в соответствующих сферах и отраслях деятельности. Эта деятельность осуществляется людьми - субъектами управления и может быть охарактеризована как целенаправленная совокупность действий, которые обеспечивают согласование и координацию совместного труда с целью достижения общественно значимых целей и решения поставленных задач. Разнообразие объектов управления дает возможность выделить основные его виды: социальное, техническое и биологическое. Социальное управление - деятельность людей, их общественных и государственных объединений, управление человека человеком, в целом обществом. Техническое управление связано с созданием людьми, их объединениями машин и механизмов, а также «управлением ими» с целью облегчения условий труда. Биологическое управление направлено на использование объективных законов природы, которые открываются биологическими науками для создания новых сортов растений и пород животных. Следует подчеркнуть, что техническое и биологическое управление осуществляется в рамках социального, поскольку все виды управления связаны с объединением усилий людей для достижения соответствующих целей, но имеют разную направленность (объект). Общая часть «ЗТ**1^ ~- «>? Раздел I. Государственное управление и административное право В теории управления, в том числе социального, часто говорится о кибернетическом управлении, которое приобрело значительное распространение. Однако кибернетическое управление связано со всеми приведенными видами управления, изучает их с формальной точки зрения. Достижения кибернетики используются в науке и практике управления. Это, так сказать, процесс управления. Для правильного понимания управления как социального явления следует исходить из содержания управленческой деятельности как функции организованных систем, созданных для обеспечения взаимодействия составляющих их элементов, которые поддерживают необходимый режим работы с целью достижения поставленных целей и задач внутреннего и межсистемного характера. Управление имеет своими основными элементами субъект и объект (действующий на основе самоорганизации), которые взаимодействуют на разных ступенях иерархии путем управляющего (руководящего) влияния субъекта на объект. Социальному управлению присущи все названные элементы. Тем не менее следует учитывать особенности социальной сферы, где управленческие связи реализуются через отношения людей, которые проявляются в организации общественной жизни. В самом общем плане социальное управление, управление обществом в целом можно понимать как механизм организации общественных связей, которые осуществляются всеми государственными органами, независимо от конкретного назначения, органами местного самоуправления, а также объединениями граждан. Исходя из этого социальное управление: во-первых, проявляется через совместную деятельность людей, организует их для такой деятельности в соответствующие коллективы и организационно оформляет; во-вторых, своим главным назначением имеет упорядочение и урегулирование совместной деятельности путем обеспечения согласованных индивидуальных действий участников такой деятельности через влияние на их поведение (волю); в-третьих, выступает в роли регулятора управленческих взаимоотношений, которые возникают между субъектом и объектом в процессе практической реализации функций социального управления; в-четвертых, является властным, поскольку базируется на подчинении воли участников управленческих отношений - субъект формирует и реализует волю, а объект ей подчиняется; Глава 1 Государственное управление и исполнительная власть________ в-пятых, имеет особый механизм реализации через организационно оформленные группы людей, которыми выступают органы исполнительной власти (государственного управления), органы местного самоуправления и объединения граждан или уполномоченные лица этих организаций. Социальное управление имеет специфическое назначение, особые формы осуществления и организации общественных связей. В широком понимании, как уже отмечалось, управленческие задачи и функции реализуют все государственные органы, независимо от их назначения, органы местного самоуправления, объединения граждан. В связи с этим принято разделять социальное управление на общественное, которое осуществляется органами местного самоуправления, объединениями граждан, другими негосударственными организациями, и государственное, под которым понимается специфический вид государственной деятельности - исполнительная деятельность, функционирование которой связано с формированием особой правовой отрасли - административного права. Следует также заметить, что управленческие связи прослеживаются и в деятельности законодательного органа - Верховной Рады Украины, судебной и прокурорской системах, но они являются внутренними организационно-правовыми, связанными с управлением своей системой. В системе социального управления особое место занимает местное самоуправление, которое является правом территориальной громады - жителей села (нескольких сел), поселка и города самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Местное самоуправление осуществляется территориальными громадами как непосредственно, так и через органы местного самоуправления (сельский, поселковый, городской совет и их исполнительные органы, глав села, поселка, города - сельского, поселкового, городского голову). Объединения граждан и иные негосударственные организации осуществляют управление на основе своих уставов в пределах Конституции и законов Украины.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!