Дятел, конспект занятия по ознакомлению с природой. Сказки и рассказы о природе Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Стоило мне поднять ружьё – и кончилась бы в одно мгновение жизнь умного зайца. Но мне стало жалко: мало ли их, глупых, лежит под кучами!..

Родионыч без слов понял меня. Он смял себе из снега плотный комочек, выждал, когда охотники сгрудились на другой стороне кучи, и, хорошо наметившись, этим комочком пустил в зайца.

Никогда я не думал, что наш обыкновенный заяц-беляк, если он вдруг встанет на куче, да ещё прыгнет вверх аршина на два, да объявится на фоне неба, что наш же заяц может показаться гигантом на огромной скале!

А что стало с охотниками! Заяц ведь прямо к ним с неба упал.

В одно мгновение все схватились за ружья – убить-то уж очень было легко. Но каждому охотнику хотелось раньше другого убить, и каждый, конечно, хватил вовсе не целясь, а заяц живёхонький пустился в кусты.

– Вот синий лапоть! – восхищённо сказал ему вслед Родионыч.

Охотники ещё раз успели хватить по кустам.

– Убит! – закричал один, молодой, горячий.

Но вдруг, как будто в ответ на «убит», в дальних кустах мелькнул хвостик: этот хвостик охотники почему-то всегда называют «цветком».

Синий лапоть охотникам из далёких кустов только своим «цветком» помахал.

Н. Сладков

Клёст и Дятел

– Смотрю, Дятел, на твой нос и сравниваю со своим, – сказал Клёст. – Твой прямой, как стамеска, а мой как две кривые отвёртки. И всё-таки мой кривой получше твоего прямого будет.

– И чего в нём, кривом, хорошего? – отвернулся Дятел. – А из-под моего, прямого, только щепки летят.

– В этом-то и беда! – вскрикнул Клёст. – Ты стамеской своей деревья портишь, а я отвёрткой кривой всего лишь чешуйки на шишках отгибаю, семена достаю. Глядишь, одно-другое семечко уроню – оно и прорастёт. Выходит, я лес сажаю, а ты его рубишь. И лесу, выходит, я друг, а ты – враг. И всё из-за твоего прямого носа!

Дятел от обиды даже долбить перестал.

– Полюбуйся-ка на свои труды! – не унимается Клёст. – Осину исковырял, словно её топором тесали.

– Осина больная была. Я её от сверлильщиков и точильщиков разных спасал. Этим вот самым носом!

– С-спасибо, Дятел, – проскрипела Осина. – От с-смерти спас-с – с-совсем засыхала.

Клёст от удивления клюв свой кривой разинул.

– Но он, долбонос, и здоровые деревья калечит! Вон как Берёзу изрешетил – словно дробью прострелянная. Вся береста в слезах.

– Не слёзы это, – прошелестела Берёза. – Просто капельки сока выступили из пробоинок. Пробоинки заплывут, я и думать о них забуду.

– А я не забуду! – пискнула Бабочка-траурница. – Капельки эти весной меня от голода спасли. Спасибо, Берёза!

– Спасибо, Дятел, – замахали усиками муравьи. – Целебный берёзовый сок нам силы вернул: очень мы за зиму отощали.

– Спасибо, Берёза и Дятел, – запищали синички белощёкие, долгохвостые и хохлатые. – Славно мы сладким соком поугощались!

Все кричали, пищали, свистели. Только Дятел смотрел на Клеста и молчал. А Клёст не хотел молчать, так и вертел своим кривым носом.

– Ты, – кричит, – глубокие дупла в деревьях выдалбливаешь! А сколько, сколько вас, дятлов, в лесу? Каждый по дуплу – и весь лес дырявый. Я, значит, сажаю, а вы дырявите!

– Чем больше дупел в лесу, – крикнул Поползень, – тем больше нас, дуплогнёздников! А чем больше нас – тем меньше лесных вредителей! А чем меньше лесных вредителей – тем лесу лучше! А чем лучше лесу – тем лучше всем! И тебе, Клёст, тоже!

Клёст только крылышками развёл.

– У-го-годил Дятел и мне! – выкрикнул Сыч. – В дуплах у меня морозильники. Мышей и полёвок зимой замораживаю. Про запас. А от них лесу вред.

– Слыхал? – снова Дятел Клеста спросил.

Тут Синичка-гаичка пищит:

– Гай, гай, где бы мы, пичужки, в мороз и вьюгу зимой прятались, где бы зимнюю ночь коротали? Спасибо ему, строителю-долбоносу!

– Слыхал? – повернулся Дятел к Клесту.

А того уже и след простыл.

Бюро лесных услуг

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет. Пригорюнились птицы и звери: как дальше жить? Хорёк говорит:

– Спасайтесь кто как может!

А Сорока стрекочет:

– Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет, чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно.

Тут Заяц ввязался:

– Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

В весеннем лесу звучит веселый хор звонких птичьих голосов. Птицы щебечут, посвистывают, рассыпают трели, выводят рулады, а сопровождает птичий хор громкая барабанная дробь — ее выбивает крепким клювом большой пестрый дятел.

«Что за красавец этот дятел! Черное, белое, красное. И в таком сочетании, что ни убавить, ни прибавить», — писал о дятле Н. Сладков.

Спинка у дятла черная, крылья тоже черные, но с белыми крапинками, а на белом брюшке крапины черные, на голове дятла — ярко-красный беретик.

Из-за окраски дятлов называют «березовыми птицами». Когда дятел сидит на березе, его сложно заметить. Оперение птицы сливается с узорами на бересте. Иногда встречаются черные дятлы, только шапочка у них красная. Их называют желна.

У дятла большой крепкий клюв, которым он, словно врач, выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков- короедов и других насекомых из глубоких щелей в коре.

Клюв помогает дятлу смастерить жилище. Упорная птица две недели подряд пробивает дерево, выдалбливая большое глубокое дупло.

С помощью своего необыкновенного клюва дятел переговаривается с другими дятлами, выстукивая целые послания. Он может сообщить соперникам, что лесная территория уже занята или позвать подругу, передав ей, что дупло готово и пора высиживать птенцов.

Птенцы у дятлов появляются весной. Они родятся слепыми, неоперенными. Родители старательно выкармливают малышей мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек.

Птенцы быстро подрастают и начинают добывать пропитание самостоятельно.

Зимой красавцы-дятлы из наших краев не улетают, ведь корма им в лесах хватает.

Птица срывает с ветки еловую или сосновую шишку, удобно закрепляет ее в развилке дерева и крепким клювом вылущивает из шишки вкусные семена. Место, где пировал дятел, легко обнаружить по множеству усеивающих снег под деревьями золотистых чешуек и стерженьков объеденных шишек.

Ранней весной дятлы любят полакомиться сладким и целебным березовым соком. Они пробивают кору березы, слизывают прозрачные капельки длинным языком и даже клювом от удовольствия щелкают!

Березовый сок

На березе поутру

Дятел продолбил кору.

Льется на песок

Золотистый сок.

А лесной народ

Сок весенний пьет.

Дятел длинным языком

Капли сока лижет,

Бабочка, усевшись ниже,

Пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки

По березе гладкой

Ползут, как по дорожке,

За капелькою сладкой.

Всех березка напоила,

Вешним соком оделила!

Ответьте на вопросы

Как выглядит дятел?

Чем питаются дятлы?

Что помогает им доставать насекомых из-под коры деревьев?

Как дятел строит гнездо?

Где зимуют дятлы?

Урок внеклассного чтения

по сказке Н. Сладкова «Клёст и дятел» 2 класс

Цели:

познакомить учащихся со сказкой Н.Сладкова “Клёст и Дятел”;

развивать интерес к художественной литературе, умение рассуждать на основе наблюдений, делать выводы;

воспитывать любовь к родной природе, бескорыстное отношение к ней.

Ход урока

I. Оргмомент . Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

II. Актуализация знаний.

Куда же мы отправимся сегодня в путешествие? (В лес). А вот кого мы встретим в лесу, вы узнаете, отгадав загадку.

А кого в лесу недаром

Называют санитаром?

О себе загадку нам

Загадать он хочет сам:

По деревьям я скачу,

Проверяю их, лечу.

Клювом я стучу: тук-тук.

Где тут, где тут вредный жук?

От меня спастись не пробуй,

У меня язык особый.

У меня на нём крючки.

Рассказ ученика. Дятел имеет пёструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают: короткие ноги с цепкими когтями, хвост похожий на клинышек, который служит опорой. Клюв у дятла прямой, крепкий и острый.

Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Гнездо самец и самка делают совместно, выдалбливая его в стволе осины, ольхи или берёзы. Ночью дятлы отдыхают в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу дерева или к стенкам дупла.

Дятел очень полезная птица, он избавляет деревья от насекомых-короедов. За день съедает 750-900 короедов. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим птичкам.

Учитель: А ещё дятла называют – санитаром леса! Почему?

Дятел выбраковывает больные, заражённые вредителями деревья.

По дереву передвигаются дятлы по спирали и постоянно постукивают, долбя кору. Язык у птицы покрыт клейкой слюной и мелкими зубчиками, которыми он накалывает насекомых.

Учитель: А о ком эта загадка?

Кто там прыгает, шуршит,

Клё! Клё!Клё! – поёт со свистом. (Клёст)

Учитель: Что вы знаете о клестах? А хотите узнать?

Это клёст багряно-бурый,

Отродясь он не был хмурым

Целый день трещать готов:

Не боюсь я холодов.

Это своеобразная таёжная птица, размером с воробья. У клеста необычное строение клюва, как у попугая: нижняя и верхняя части изогнуты в разные стороны. Этот клюв специально приспособлен для того, чтобы добывать семена из шишек. Но крючковатость появляется только у взрослых птиц. Клесты вьют гнёзда в густых ветках на вершине ели. Гнёзда двойные, как рамы в окнах для того, чтобы в гнезде было тепло, так как клесты выводят своих птенцов в самые лютые зимние морозы. Когда на дворе очень холодно, то птенцов согревает живая печка – мама, а топливо (корм) доставляет отец. За время своего существования клесты научились очень ловко расправляться с шишками – ведь за короткий зимний день только для себя взрослая птица должна извлечь до 2000 мелких еловых семечек.

Какое открытие сделал каждый из вас для себя, прослушав рассказы детей?

Чем питаются птицы? (Клёст – семенами шишек, дятел – насекомыми)

Наверное, поэтому и клюв у них разной формы. Опишите.

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать? Предположения детей.

III. “Открытие” детьми нового знания.

Написал сказку о лесных жителях известный писатель и большой знаток природы Николай Иванович Сладков. Он учит любить природу, наблюдая и восхищаясь её мудростью. В своих книгах писатель собрал удивительные истории о зверях и птицах, с которыми целый год происходят самые разные чудеса.

Николай Иванович Сладков родился в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил природу и очень ею интересовался. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. Приходя в лес, он всегда имел с собой фотоаппарат, тетрадь для записей, альбом и краски, бинокль. Он призывал людей: “Откройте глаза – и красота земли хлынет в вас водопадами красок”.

Как вы понимаете это выражение? (Нужно уметь наблюдать, быть внимательными, любознательными, и тогда природа поделится своими тайнами). Мы с вами тоже будем вести наблюдение за птицами и исследуем, чем они занимаются.

Чтение сказки Н.Сладкова “Клёст и Дятел” учителем.

Согласны ли вы со словами Клеста, что “он лес сажает, а ты (Дятел) его рубишь. И лесу, выходит, я – друг, а ты - враг”.

Кто выступил в защиту Дятла?

А в чём ещё упрекал Клёст Дятла?

Ребята, Дятел всегда в движении, он предлагает нам отдохнуть вместе с ним.

Физкультминутка.

В яркой шапке пёстрый дятел.

Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мёрзлый ствол:

“Эй, компания, за стол!”

Подбирайте для почина

Кто жуков, а кто личинок, –

Клад разведан под корой,

Открывайте пир горой!

Словарная работа проводится по ходу чтения сказки. В сказке встречаются трудные слова, мы научимся их сейчас читать.

Стамеска - инструмент для работы по дереву, про-рас-тёт

кривая отвёртка - инструмент, ис-ко-вы-рял

пробоинка - дырка, про-скри-пе-ла

дробь - металлические шарики, про-ше-лес-те-ла

топором тесали - срубили верхний слой дерева,

берёста - кора берёзы,

след простыл - исчез очень быстро.

Повторное чтение сказки.

Вопросы после чтения.

С чего всё началось?

С чем сравнивает клюв Дятла и свой клюв Клёст? (Со стамеской и кривыми отвёртками).

Как Клёст лес сажает?

От кого спас Осину Дятел? А Берёзу?

Как помогли Дятел и Берёза Бабочке-траурнице? Синичкам, муравьям?

Пользу или вред приносит Дятел, когда выдалбливает дупла?

О каких птицах узнали? (О поползне, сыче, синичке-гаичке)

Как по ходу сказки называют Дятла? (Враг, долбонос, строитель)

Убедят ли Клеста все жители леса в том, что Дятел – друг леса? Почему вы так думаете?

Какие открытия сделали для себя, познакомившись со сказкой?

Итог. Создание книжки-малышки.

Давайте попробуем создать книжку-малышку для детей. Из каких элементов состоит книга? (Обложка, страницы). Я вам приготовила основу для творчества, а вы пофантазируете. Учитель раздаёт листы с заготовками, дети раскрашивают. Потом листы собираются в книжку-малышку.

Домашнее задание.

Кем вы были на уроке? (Слушателями, фантазёрами, художниками, рассказчиками, исследователями, изыскателями).

– А знаете ли вы, о чем птицы говорят между собой?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Николай Сладков

КЛЁСТ И ДЯТЕЛ

Смотрю, Дятел, на твой нос и сравниваю со своим, - сказал Клёст. – Твой прямой, как стамеска, а мой, как две кривые отвёртки. И все-таки мой кривой получше твоего прямого будет.

И чего в нем, кривом, хорошего? – отвернулся дятел. – А из-под моего, прямого, только щепки летят!

В этом-то и беда! – воскликнул Клёст. – Ты стамеской своей деревья портишь, а я отверткой кривой всего лишь чешуйки на шишках отгибаю, семена достаю. Глядишь, одно-другое семечко уроню, - оно и прорастет. Выходит, я лес сажаю, а ты – враг. И все из-за твоего прямого носа!

Дятел от обиды даже долбить перестал.

Полюбуйся-ка на свои труды! – не унимается Клёст. – Осину исковырял словно её топором тесали.

Осина больная была. Я ее от сверлильщиков и точильщиков разных спасал. Этим вот самым носом.

Спасибо, Дятел, - проскрипела Осина. – От смерти спас – совсем засыхала.

Клёст от удивления клюв свой кривой разинул.

Но он, долбонос, и здоровые деревья калечит! Вон как Берёзу изрешетил – словно дробью прострелянная. Вся берёза в слезах.

Не слезы это, - прошелестела Берёза. – Просто капельки сока выступили из пробоин. Пробоинки заплывут, я и думать о них забуду.

А я не забуду! – пискнула Бабочка-траурница. – Капельки эти весной от голода меня спасли. Спасибо, Береза!

Спасибо, Дятел, - замахали усиками муравьи. – Целебный берёзовый сок нам силы вернул – очень мы за зиму отощали.

Спасибо, Берёза и Дятел, - запищали синички белощёкие, долгохвостые и хохлатые. - Славно мы сладким соком поугощались!

Все кричали, пищали, свистели. Только Дятел смотрел на Клеста и молчал.

А Клёст не хотел молчать, так и вертел своим кривым носом.

Ты, - кричит, - глубокие дупла в деревьях выдалбливаешь! А сколько вас, дятлов, в лесу? Каждый по дуплу – и весь лес дырявый. Я, значит сажаю, а вы дырявите!

Чем больше дупел в лесу, - крикнул Поползень, - тем больше нас, дуплогнёздников! А чем больше нас – тем меньше лесных вредителей – тем лесу лучше! А чем лучше лесу – тем лучше всем! И тебе, Клёст, тоже!

Слыхал? – повернулся Дятел к Клесту.

Клёст только крылышками развел.

У-го-годил Дятел и мне! – выкрикнул Сыч. – В дуплах у меня морозильники. Мышей и полёвок зимой замораживаю. Про запас. А от них лесу вред.

Слыхал? – снова Дятел Клеста спросил.

Тут Синичка-Гаичка пищит:

Гай, гай, где бы мы, пичужки, в мороз и вьюгу зимой прятались, где бы зимнюю ночь коротали? Спасибо ему, строителю-долбоносу!

Слыхал? - повернулся Дятел к клесту.

А того уже и след простыл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте. Внеклассное чтение. "День героев Отечества".

Внеклассное чтение для обучающихся 1 класса, посвящённое Дню героев Отечества. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности у обучающихся....

Урок обучения грамоте. Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н.

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, н...

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет. Николай Иванович Сладков Родился 5 января 1920 года, умер в 1996 году.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет. Николай Сладков «Лесная хатка» с. 45 «Земля!» с. 105 «Лесные мастера» с. 111 «Лесные силачи» с. 115 Из «Загадочных историй» с. 145 Спор. Кто лесу друг?

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет. Бабочки-траурницы Муравьи Синички длиннохвостые Поползень Сыч Синички - Гаички

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет.

Материалы сайта «Родная тропинка». Сайт о развитии ребенка до семи лет. В презентации представлены иллюстрации к статье сайта «Родная тропинка» http://rodnaya-tropinka. ru/ :«Клест: детям о природе» http://rodnaya-tropinka. ru/klest-detyam-o-prirode/ . В этой статье Вы найдете познавательные рассказы и сказки о клесте и других лесных обитателях для детей в картинках, загадки, стихи, пальчиковый театр, мультфильм для малышей Материалы для занятий и игр с детьми по теме «Зимующие птицы» Вы также найдете в статьях: 1. Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей. Как познакомить детей с зимующими птицами? Как интересно и увлекательно рассказать о них малышам? В какие игры можно поиграть? Детям о зимующих птицах. Часть 1. http://rodnaya-tropinka. ru/zimuyushhie-ptitsy/ 2. Птицы зимой. Детям о зимующих птицах. Часть 2. Познавательные рассказы, видео для малышей, речевые и логические задачи о птицах зимой, загадки, стихи, пальчиковая гимнастика, игры. http://rodnaya-tropinka. ru/ptitcy-zimoi-chast2/

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!