Конспект урока литературы с презентацией "Творческая мастерская " Понятие об эпитете. Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться!". Конспект урока по литературе с мультимедийной презентацией.Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова.Отражение судьбы поэта в сти

Урок литературы

Тема. Фантазия и быль в рассказе «Никита».

Цель:

  • выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;
  • формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа.

Оборудование: тексты рассказа, презентация, фонохрестоматия, толковые словари.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

Здравствуйте, мои красивые, творческие, умные! Я очень рада нашей встрече. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и наш урок литературы пройдёт прекрасно. А начать наш урок мне бы хотелось с одной картинки, вглядитесь в нее внимательно. На первый взгляд – это скалы, которые отражаются в водоеме, но приглядевшись внимательнее и включив фантазию, мы увидим нечто большее. Так и герой произведения, о котором мы будем сегодня говорить на уроке, в обычном видел удивительное.

II. Целеполагание

Сегодня мы с вами будем говорить о выдающемся писателе 20 века – Андрее Платоновиче Платонове и о его рассказе «Никита». Дома вы должны были познакомиться с его биографией, прочитать рассказ «Никита», составить краткий план рассказа. И как вы думаете, с учетом начала урока, вашего домашнего задания, какова будет цель нашего урока? Что мы должны сделать на уроке?

Вспомнить биографию Платонова

Проанализировать рассказ по эпизодам

Определить, что есть быль, а что есть фантазия в рассказе

Развивать речь и т.д.

Запись в тетрадях темы урока

III. Проверка домашнего задания (биография Платонова)

Ребята, вспомнить биографию А.П. Платонова я вам предлагаю необычным способом. Мне хочется, чтобы вы представили себя редакторами какого-нибудь крупного литературного журнала, и вот вам представили для правки статью о А. П. Платонове. А вы должны все неточности – фактические ошибки – исправить

II. Анализ содержания рассказа.

Понравился ли вам рассказ? Чем?

Всё ли в рассказе А.Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?

Словарная работа

Фантазия – слово многозначное.

Знакомство со словарной статьёй. В каком значении мы используем слово на уроке? Можем ли мы назвать героя рассказа Платонова – Никиту - фантазёром?

Каким вы представляете себе Никиту? Составьте устный портрет героя рассказа. (по плану)

5. Реализация домашнего задания. Проверка планов.

Возможный план.

1. Мама уходит на работу.

2. Никита “живёт” один.

а) «Старые знакомые» Никиты (мухи, паук, воробей, куры)
б) «Обитатель бочки»

в) «Доброе солнце»

г) «Колодезные жители»

д) Старый пень

е) Стол

ж) Банька

к) «Незнакомые, злобные лица»

3. Возвращение отца.

6. Беседа.

Какое время изображено в рассказе? Последний год ВОВ

Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.

Как воспринимает Никита окружающий мир?

Давайте подробнее посмотрим, какие фантазии возникают у Никиты при виде определенных предметов

7. Исследовательская работа с текстом. Найдите описания предметов, которые «оживляет» Никита.

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Земля

Когда про старый пень – актерское чтение 5.45. с. До 6.27 с.

Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

Везде есть люди, только кажутся они не людьми.

Такие представления о мире были характерны для язычества. Давайте заслушаем сообщения о Земле и Солнце в представлениях древних славян. (Тимербаева, Давлетова, Шведчиков).

В древние времена человек почти полностью зависел от окружающего мира природы и не отделял себя от него.

Славяне обожествляли и одухотворяли природу : верили в то, что всё, что их окружает, живёт, понимает, чувствует, имеет свои желания и борется за них.

С давних времен в нашем языке остались выражения "дождь идёт", "солнце встает", "воет вьюга". Всю природу человек воспринимал могущественной, живой и стремился жить с ней в полном согласии. Древние люди рано поняли, что Солнце было главным источником жизни на Земле, оно давало тепло и свет, а без Солнца на Землю приходят ночь и зима, а с ними - смерть человека и природы, то есть жизнь на Земле зависит от Солнца. Вот почему у всех народов Солнце с самых древних времен обожествляется.

Бог солнца - Даждьбог - был одним из наиболее почитаемых богов у славян в древние времена . Слово «Даждьбог» состоит из слов "дай", "бог", "богатство". Кто даёт тепло, тот даёт добро, богатство, Даждьбог - это бог достатка в доме. Был Даждьбог сыном Сварога - бога неба и огня небесного, главного бога. Когда Солнце заходило, его провожали с печалью и страхом. А место, где Солнце всходило - восток, - было стороной радости, вечного тепла.

Символ жизни и весеннего равноденствия на Руси - это бог Ярило. Ярило покровительствовал расцвету природы, плодородию,любви, поэтому его всегда изображали в белой одежде и с хлебными колосками в руках.

Земля у славян издавна почиталась особо: ее называли «божья», «святая», «праведная». Земля - мать, которая рождает всё необходимое для жизни. Земля считалась самым верным свидетелем, поэтому славяне при клятве в доказательство наивысшей правды и верности ели или целовали землю.

В народном мифе славян Мать-Сыра-Земля лежала во мраке и холоде. Когда юный бог Ярило обратил на неё свой светлый взор, то проснулась Земля и жадно впитала в себя солнечные лучи, от солнечного тепла появились на ней злаки, цветы, тёмные леса и синие моря, голубые реки и серебристые озера, птицы и звери, рыбы и насекомые. Так древние славяне объясняли происхождение всего живого на земле. "И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле и Матери- Сырой Земле".

10. Работа с текстом.

Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?

Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…» до конца рассказа.

Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос. («Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце»).

III. Подведение итогов урока.

В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А.Платонова?

(«Давайте все трудом работать, и все живые будут»).

Значение имени Никита – победитель (греч.). Какую победу одержал Никита в рассказе А.Платонова?

Наделённый богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А.Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.

IV. Домашнее задание.

1.Пересказ биографии С. Я. Маршака с. 90-91

2.Подготовить выразительное чтение фрагмента из драматической сказки «Двенадцать месяцев» (с. 91-106)

3. Инд.задания:

Подготовить сообщение «Вспомним стихи нашего детства» (Ежова К.)

Оценки за урок

Рефлексия

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Ф.И._________________________________________

Лист самооценки (проставь баллы за каждое задание от 1 до 5)

1. «Биография Платонова»

2. План рассказа

Устные ответы

Сообщение (если вы его выполняли)

Чтение

Конспект урока по литературе

для учащихся 10 класса

МАОУ гимназия №12 имени Г.Р. Державина города Тамбова

учитель русского языка и литературы Самарина Светлана Юрьевна

Тема: «Сравнительная характеристика поэзии А.С. Пушкина и Ф.И.Тютчева»

Цель урока:

углубить понятие об индивидуальности стиля, традициях и новаторстве в поэзии, используя ИКТ на уроке литературе

Задачи:

    Развить исследовательскую и интеллектуальную деятельность, умения получать информацию, отличать индивидуальный авторский стиль двух авторов, решать проблемы, извлекать пользу из опыта;

    Научить сотрудничать в группе, принимать правильное решение, устранять разногласия, выполняя договорённость;

    Воспитать умение нести ответственность, включаться в общее дело, адаптироваться в трудной ситуации;

    Показать единство содержания и формы на примере предложенных текстов.

    Формировать культуру поведения, нравственно-эстетический литературный вкус

Оборудование: презентация, портреты поэтов, информационная карта (для каждой группы), карточки для игра «Элис», песочные часы, ватман для синквейна, картины природы, эпиграф на доске, тексты стихотворений, музыка

    Слово учителя

Сегодня у нас необычный урок, он пройдёт в форме Batller (в форме дискуссии), хотя такая форма работы предполагает совместную игру через интернет, используя менеджера личной игровой учётной записи. Мы немного упростим её, у вас на столах есть личная карточка команды и индивидуальный аккаунт,. В этой карточке вы будете фиксировать баллы, которые вы заработаете лично, играя в команде, после урока мы подведём итог и я выставлю оценки!

Для игры следует разделиться на команды:

1-команда, которая поддерживает взгляды А.С.Пушкина и будет анализировать его лирику

2- команда, которая поддерживает взгляды Тютчева, будет анализировать его лирику

3- команда будет вести игру, назовём их эксперты, миссия которых поддерживать дискуссию, задавая наводящие вопросы командам, анализируя их ответы и составляя в течение разговора таблицу «Сравнительная характеристика поэзии Пушкина и Тютчева» (на ваших столах уже есть шаблон таблицы, её надо только заполнить!)

    Анализ текстов (работа в группах)

итак, приступим.

1)Философская лирика, что скрывается за этим направлением, о чём хотели нам сказать в своих поэтических шедеврах поэты А.С.Пушкин и Ф,М.Тютчев

Для анализа лирики, я предлагаю взять стихи А.С.Пушкина «К морю» и Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...»

Чтение стихотворений(сначала Пушкинисты, потом Тютчевцы)

Анализ. Говорят пушкинисты, потом тютчевцы, эксперты по ходу записывают и задают вопросы, если не услышали аргументированного ответа.

(Примерные вопросы экспертов)

Как построены стихотворения? К какому жанру их можно отнести?

Что характерно для этого жанра?

-(Послание предполагает искренность, интимность).

Согласна. А какие зрительные образы возникают при чтении? Какую иллюстрацию вы нарисовали бы?

-(Море. Лирический герой, который стоит на берегу. Скалы. Туман, а в тумане едва уловимые образы Байрона и Наполеона (у Пушкина). Звёзды и луна у Тютчева)

Что ещё общего между стихотворениями?

Что толкает их к размышлению?

- (Море служит поэтам источником для раздумий и философских рассуждений)

Какие два художественных образа возникают перед нами?

-(образы моря и поэта)

Но между тем, так ли близки эти стихи? Сейчас мы попытаемся ответить на этот вопрос. Приступим.

Определите настроение стихотворений.

- (Лирический герой Пушкина прощается с морем, с югом, поэтому настроение грустное. Звучит мотив прощания. Герой Тютчева чувствует восторг, восхищение, тихую радость, но никак не грусть.)

Рассмотрим каждого лирического героя по отдельности. Что вызывает у поэтов любовь, дружеские чувства к морю? Чем вызваны восторг, восхищение?

-(Пушкина прежде всего привлекает свобода: «свободная стихия». Стихия – это свободная, ничем не связанная сила. Идёт усиление – свободная сила. Море является символом свободы. А всё остальное: красота, величие – как бы отодвигается на второй план, хотя это тоже очень важно. У Тютчева море вызывает восторг своей красотой, своим величием. Но трудно определить, каким символом оно является, почти невозможно. Море для Тютчева – тайна)

Почему для описания Тютчев взял ночной час?

- (Наверное, потому, что ночью зрение и слух обострены, можно увидеть и услышать то, что днём не заметил бы. Час этот выражает то, что жизнь не останавливается, идёт днём и ночью)

Хорошо. Что скажете о человеке? О поэте? О лирическом герое?

- (Пушкин подчёркивает свободолюбие героя)

Когда речь шла о зрительных образах, вы упоминали Байрона и Наполеона. С какой целью они включены в стихотворение?

- (Поэт думает, и в этот поток включаются новые герои. И если рассмотреть их как карту, Пушкин – Россия, Байрон – английский поэт, Наполеон – Франция. Граница расширяется, расширяется мысль героя)

Так о чьей судьбе думает лирический герой? Только ли о своей?

- (Эти образы отражают судьбу земли, они говорят о стремлении поэта к величию.)

Я хочу обратить ваше внимание к тому, что Байрон и Наполеон – романтические герои. С чем ещё прощается поэт?

С романтизмом?

- (Конечно. Вспомните, что стихотворение было написано тогда, когда Пушкин получил распоряжение отправиться в ссылку в Михайловское. А это была совсем другая жизнь, совсем другие произведения.)

А какие ещё чувства испытывает поэт, находясь на берегу моря?

- (Он хотел бежать: «как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, заветным умыслом томим!». Но любовь стала причиной отказа от мысли о бегстве. Он хотел стать свободным, как море, но не получилось)

- Делаем вывод: лирический герой Пушкина хочет слиться с природой в единое целое, но не может.

А что скажете о герое Тютчева?

Тютчевский герой – это человек восприимчивый, внимательный, тонко чувствующий красоту природы. Его не интересует судьба земли.

Я соглашусь, но не спешите с выводом о том, что мысль Пушкина шире. Я задам вам вопрос, который может показаться примитивным:

Где находится лирический герой Тютчева?

-(У моря, на берегу)

Так ли это? Перечитайте последнюю строфу, обратите внимание на предлог.

-(Лирический герой не наблюдает с берега морской пейзаж, а изображён как часть этой природы. На это указывает предлог «в»)

Чего он желает?

- (Он хочет обрести полную гармонию с природой. Лирический герой растворился в природе)

Делаем вывод: это не просто пейзаж, это сама природа. Какая черта у Тютчева в поэзии ведущая?

- (Это космизм лирики Тютчева .)

3. Столько общего и столько отличий вы нашли в содержании стихотворений. Что скажете об их форме? Строфа и ритм?

Лирический герой Пушкина возбуждён, в тревоге за своё будущее, поэтому строки короче, чем у Тютчева; и ритм более чёткий, более быстрый. Герой Тютчева испытывает тихую радость, спокойствие, его ничто не тревожит, поэтому строки длинные, а ритм замедленный.

А как это достигается?

- Стихотворение Пушкина написано ямбом, а стихотворение Тютчева дактилем. Рифма и способ рифмовки одинаковый: чередуются женская и мужская рифмы, рифмовка перекрёстная.

Звукопись?

- Авторы используют ассонанс и аллитерацию. Пример: у Пушкина обилие звука «р» - это сильный, могучий, громкий звук; «у» - грустный, тёмный. У Тютчева много звука «о», который выражает восторг, торжествующее пространство.

Стилистические фигуры?

- В текстах много обращений («свободная стихия», «море», «океан» и «море ночное», «тусклым сияньем облитое море», «зыбь ты великая») и анафор («как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час», «ты ждал, ты звал», «другой..., другой...», «как ты... как ты...»).

Художественно-изобразительные средства?

- Язык стихотворений очень богат. Много эпитетов, метафор, сравнений. Например, у Пушкина: свободная стихия, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, торжественная краса и др. У Тютчева: словно живое, ходит и дышит, облитое сияньем, празднуешь ты, волны несутся, звёзды глядят; есть оксюморон «тусклое сиянье». Оба используют олицетворение: море изображается как живое.

Синтаксис?

- У Пушкина много восклицательных предложений. Они служат для передачи восторга, тревоги, сожаления. Есть риторические вопросы. Лирический герой пытается представить своё будущее. У Тютчева тон более ровный: 1 восклицательное предложение. 1 риторический вопрос – желание постичь тайну моря. Много многоточий – как будто не может найти слов, чтобы выразить свои чувства.

Вывод:

Итак, на примере данных текстов мы доказали, что содержание и форма произведения составляют единое целое. Остаётся сделать выводы о творчестве двух поэтов: Пушкина и Тютчева. Эксперты запишите эти выводы.прочтите, что у вас получилось(таблица)

2)слово учителя

Любовь – великое чувство. Оно возвышает, окрыляет человека, делает его жизнь осмысленной. Во власти этого чувства были многие русские и зарубежные поэты и писатели. Это может быть любовь к одному человеку, и она прошла с ним через всю жизнь, сквозь все беды и невзгоды. Но это встречается крайне редко. А иногда поэт влюбляется не раз, но всё равно чувство любви не мельчает, а, наоборот, с возрастом только углубляется.

Так как же это прекрасное чувство выразили в своих поэтических строках Пушкин и Тютчев?

чтение стихотворения о любви и

их анализ

Пушкин-Тютчев

Многие стихотворения представляют своего рода «повесть о чувствах», которая сопровождается их свободным исследованием.

Лирика любви занимает большое место в творчестве многих поэтов. Лирическими шедеврами являются стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», написанное в тысяча восемьсот двадцать пятом году и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…», написанное двадцать второго июля тысяча восемьсот семидесятого года.

Эти стихотворения объединяет тема любви . Для обоих поэтов любовь – это поэзия, которая овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

Оба стихотворения звучат очень мелодично, написаны искренне, задушевно, слова, найденные поэтами, очень просты, но они наполнены глубоким чувством, и заставляют пережить то, что ощущали Пушкин и Тютчев. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и «Я встретил вас – и все былое…» пронизаны грустью, воспоминанием, счастьем новой встречи. Слова:

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

раскрывают красоту, полноту внутреннего мира человека, когда он любит.

Произведения схожи по поэтическому сюжету («пробуждение» души лирического героя), по особой и возвышенности в его изображении, имеют идентичные образы («милые черты», «небесные черты»). Если душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье»), то сердце лирического героя Тютчева было мертво («отжившее сердце»). Возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина и погружает в сон героя Тютчева («Гляжу на вас, как бы во сне»).

Стихотворения различны в изображении героинь . Пушкин обожествляет , изображает женщину как идеал («без божества», «небесные черты»), героиня Тютчева обладает земными «милыми чертами».

«Я помню чудное мгновенье…» А. С. Пушкина написано пятистопным рифмованным ямбом, а в произведении Тютчева «Я встретил вас – и все былое» чередуется четырех- и пятистопные ямбы:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Я встретил вас – и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло…

Оба стихотворения легко воспринимаются на слух. Искренность, глубокая звучность во многом обусловлены тем, что стихи написаны ямбом, с чередованием женской и мужской клаузул и перекрестными рифмовками.

Композиционно произведения можно разделить на три совершенно равные части , каждая из которых имеет самостоятельное смысловое наполнение: воспоминание о давней встрече поэтов с юными красавицами, воспроизводство того, что особенно запомнилось в те часы, затем горестное сознание и вновь пробуждение глубоких душевных чувств к ним.

Стихотворения близки по употреблению выразительных эпитетов («гений чистой красоты», «милые черты», «время золотое», «душевной полноты»), сравнений («как поздней осени порою», «как после вековой разлуки», «как гений чистой красоты», «как мимолетное виденье»), повторений:

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в нас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

И божеств, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Все это помогает достигнуть эмоциональности произведений и точности словесного обозначения предметов. Напевность, плавность тона достигается в обоих стихотворениях за счет ассонанса (чередуются гласные о – а – и – е):

В томленьях грусти безнадежной…

Тут не одно воспоминанье…

Удачно сочетаются и гласные и согласные звуки, часто используются сонорные звуки:

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что – то встрепенется в нас…

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты.

Величайшее мастерство Тютчева и Пушкина состоит в том, что этот удивительный подбор звуков сделан непринужденно, как бы незаметно, слова выбраны не по звуковому составу, а по смыслу. Для поэтов важно передать ощущения, чувства, которые они испытывали , для чего Тютчев использует прием умалчивания, ораторские приемы (риторические восклицания):

Смотрю на милые черты…

Не умолкавшие во мне…

И та ж в душе моей любовь!..

В стихотворении Пушкина в отличие от стихотворения Тютчева употребляются синтаксические переносы, которые придают ему разговорную интонацию:

Шли годы. Бурь порыв мятежный…

Формы глаголов первого лица и употребление личного местоимения «я» помогают почувствовать присутствие лирического героя в образе самого автора:

Я встретил вас – и все былое…

Я помню чудное мгновенье…

Оба стихотворения относятся к любовной лирике, к жанру лирического произведения. Ключевым, центральным словом является слово «любовь» («и та ж в душе моей любовь», «и жизнь, и слезы, и любовь»).

-эксперты, подведите итог вышесказанному (таблица)

Таким образом, сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» позволяют нам увидеть великих художников слова, создавших яркие образы русской поэзии, глубокие по содержанию и изящные по форме.

Вывод:

Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Чувства поэта к каждой возлюбленной были неподдельными. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства – любви.

Читая стихотворения Пушкина о любви , мы понимаем насколько глубоко и преданно способен любить автор, как готов жертвовать собой ради любимой, как любовь наполняет его жизнь смыслом и светом. Она вдохновляет, заставляет жить и творить. В этих стихотворения открылась вся пылкая, нежная душа Пушкина. И поэтому его любовные стихи будут вечно волновать сердца людей! Для Пушкина любовь-это самое сильное чувство, естественное проявление человеческих отношений. Он любит искренно, нежно, бурно и страстно.

Закрепление и обобщение знаний

    (Умение проявлять гибкость перед лицом быстрых изменений!)

Сегодня мы рассмотрели только несколько стихотворений поэтов, но я точно знаю, что ваш кругозор велик, давайте это докажем, сыграв в популярную для молодёжи игру «Alias »(«Элиас»-скажи иначе)Это словесная командная игра.

Выберем из каждой команды по 1 представителю, называем число, игрок берёт карточку из стопки и отвечает на тот вопрос, который находится в каждой карточке под этим числом! Чем больше заданий решается за определённый промежуток времени, тем больше очков зарабатывает команда.

вам предстоит вспоминать синонимы и ассоциации для самых различных слов, а конкретнее продолжить строчку из стихотворений Пушкина и Тютчева, выигрывает тот, кто за минуту больше вспомнит.

(разложены карточки со словами, каждый игрок по очереди отвечает, по 1 человеку из 3-х команд)

Вывод:

Замечательно! Своими ответами вы доказали, что, умеете быстро находить верные пути объяснения слов, хорошо знаете поэтические произведения. Эти навыки вам пригодятся для успешной коммуникации, ведь всегда приятно общаться с интеллектуальным, креативным и творческим человек.

    Рефлексия (итог урока)

Для того, чтобы подвести итог по данной теме, я предлагаю вам составить синквейн, где каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие и образные. Работаем в группе, каждая группа пусть составит свой синквейн. Напоминаю правила составления(вы их видите на экране)

    На первой строке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.

    На второй строке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему сиквейна.

    Третья строка – три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

    На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм , при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

    Пятая строка включает слово-резюме , которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Поэзия

возвышенная, проникновенная

надеяться, ждать, верить

Я вас любил

Гениальность

Учащиеся зачитывают свои синквейны

Таким образом, мы пришли к выводу, что поэзия Тютчева и Пушкина поистине гениальна, хотя они поэты разных эпох, и у каждого своя индивидуальность. Но общее у них одно - это творчество, гениальность, неисчерпаемость.

Выставление оценок

Сдайте, пожалуйста, свои карточки, я выставлю оценки по баллам, которые вы заработали на уроке.

В завершении нашей беседы мне хочется сказать вам несколько напутственных слов, задумайтесь над ними, ведь вы сегодня точно подметили, поэзия творит чудеса, и счастлив тот, кто умеет читать между строк!

(на фоне музыки И.Крутой «Когда я закрываю глаза..»,учитель читает стихотворение)

УМЕЙ ценить того, кто без тебя не может
И не гонись за тем, кто счастлив без тебя
Не верьте тем, кто Вам не верит
Не ждите тех, кто не спешит
Нажать звонок у Вашей двери…
Когда беда ваш дом крушит

ЗАБУДЬТЕ тех, кто в жизни новой
Забыл о том кем был вчера,
Чье наспех брошенное слово
Полощут времени ветра

ИЩИТЕ тех, кто Вас услышит,
В толпе узнает, позовёт
С кем ниточкою свыше
Судьба Вас накрепко совьет

ДОВЕРТЕСЬ тем, кто звону верит
Колоколов, а не монет
Кто совесть Вашей мерой мерит
Чье … ДА...- так ДА!..
А... НЕТ...- так НЕТ!..

СПЕШИТЕ к тем, кто жаждет встречи,
Кто Вас как личный праздник ждёт...
С кем раз в году прожитый вечер...
Питает душу целый год...

ХРАНИТЕ тех, кто сердцу дорог,
Над кем не властны времена
Кто и тогда ведёт Вас в гору
Когда вершина не видна
Как много озарённых светом
На нашем жизненном пути
Дай Бог, их встретить. И при этом
ДАЙ...БОГ... в себе СЕБЯ найти..!

Спасибо за урок!

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.
Отражение судьбы поэта в стихотворении « Парус»
Цели урока: Цели урока:познакомить учащихс я с необычной судьбой поэта
выяснить,как отражается судьба поэта в стихотворении « Парус»
вызвать интерес к творчеству
- развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
- обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;
- развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе.
Тип урока изучение нового материала
Результаты: «знать» - факты биографии М. Ю Лермонтова, «уметь» - выразительно читать, анализировать поэтическое произведение, выделять изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения
Формы работы (фронтальная, индивидуальная - сообщение, в парах)
Методы и приемы: беседа, презентация, работа по анализу текста, сообщения учащихся
Межпредметные связи: русский язык, музыка
Материалы и оборудование: компьютер, дидактический раздаточный материал, проектор.
1. Организационный момент урока. Сообщение цели.
Сегодня у нас встреча с М. Ю. Лермонтовым. На уроке познакомимся с личностью и необычайной судьбой поэта. Выясним, что общего между жизнью и творчеством поэта на примере стихотворения « Парус». Запишем тему урока.(слайд 1)
2. Слово учителя.
М. Ю Лермонтов был младшим современником А. С. Пушкина, восхищался его поэтическим даром,глубоко был потрясён трагической гибелью поэта.
Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской жизни.
-Давайте поближе познакомимся с судьбой и личностью поэта. Подумаем над вопросами:
-Что необычного в судьбе поэта вы заметили?
-Какие черты характера сформировались в детские и юношеские годы?
3. Вспоминая детские годы М.Ю Лермонтов писал: « Я сын страданья» (слайд2-3)
Индивидуальное сообщение о детстве поэта.(материал учебника стр.146)
- Уже с детских лет стала проявляться гениальность поэта.(слайд 4-7)
Индивидуальное сообщение (стр. 147)
4.Но детство кончилось. Елизавета Алексеевна переезжает с внуком в Москву, чтобы он продолжил обучение. В 1828 году поступает в пансион при Московском университете. Эта была замечательная школа, вроде Царскосельского лицея. Особенно воспитанники любили литературу. Пробовали сочинять сами. В 14 лет Лермонтов начинает писать стихи, которые становятся его дневником. Но вскоре его жизнь ломается. Лермонтову пришлось переехать в Петербург, мечтал потупить В Петербургский университет, но получил отказ от администрации. Вынужден был поступить в школу гвардейских подпрапорщиков, где жизнь его была теперь заполнена строевыми занятиями. Эти годы были для поэта самыми тяжёлыми.Именно в это трудное для него время он пишет стихотворение « Парус»,с которым познакомимся чуть позже.
- Вернемся к вопросам,которые были заданы в начале урока.
- Необычного: рано лишился матери, был свидетелем ссор между отцом и бабушкой, несмотря на любовь бабушки,чувствовал себя одиноким,обладал многими талантами.
Черты характера, сформировавшиеся в детские и юношеские годы: был человеком чуткой души, любил фантазировать, мечтать.
5.Анализ стихотворения « Парус».
Стихотворение имеет свою историю.Мы уже знаем, что, находясь в Петербурге, был вдали от дома, друзей, в чуждой ему обстановке. Однажды он отправился на прогулку, вышел к побережью и увидел раскинувшуюся морскую гладь.(слайд 8)
- Как вы думаете, какие чувства мог испытывать в это время поэт?
Конечно достоверно ответить на этот вопрос нельзя, но мы можем предположить, о чём думал поэт, что чувствовал.
(чувствовал одиночество, грусть, тоску, может быть восхищался величественным простором.)
Близость моря всегда поражает человека, хочется размышлять о чём-то сокровенном, серьёзном.
-Давайте узнаем, о чём размышлял поэт, увидев море и белеющий парус.Прочитаем стихотворение. (слайд 9)
-чтение стихотворения
- Как мало слов, но так много сказано о море, о судьбе паруса, о чём-то пока ещё не уловимом.
- Устно нарисуйте картины, которые возникают в вашем воображении при чтении стихотворения.
- Сколько картин будем рисовать? (3)
- Нарисуйте каждую. (ответы учащихся)
- Какое настроение появляется при чтении этого стихотворения?
(Это и радость от того, что парус выдержал бурю, но в то же время грусть, тревога и сожаление)-Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения, которая создаётся выразительными средствами языка: эпитетами и сравнениями. Работа в парах (слайд 10)
Казалось бы яркий мир должен рождать чувство радости.Однако первый эпитет, относящийся к парусу разрушает это восприятие, вызывая грусть, тревогу.
- Это эпитет –одинокий.
- Прочитайте первые 2 строчки каждой строфы.
- Что рисуют эти строки?
(Безбрежность морских просторов, бездонность неба сияние солнца и среди стихий воды, ветра и воздуха маленький парус.Как точен эпитет –одинокий)
-Прочитайте 2 последние строчки всех четверостиший.
Это голос самого поэта, его размышления о парусе. Один раз только в 1 строфе употребляется «парус», во всех других заменено местоимением « он».
-Что получается? (слайд 11)
- Как называется это приём?
(олицетворение)
Благодаря этому мы начинаем относиться к парусу, как живому существу.
- В последней строфе Лермонтов называет парус « мятежный»
- Что значит это слово?
(тревожный, неспокойный)
- Как вы думаете почему?
(Он не удовлетворён спокойной жизнью, он любит борьбу)
- Есть что-то общего между судьбой поэта и « одиноким парусом» ?(Оба одиноки, не удовлетворены спокойной жизнью, судьба паруса неясна и туманна, как неясна судьба и самого поэта. Парус похож на гордого и смелого человека, таким и был в жизни М. Ю. Лермонтов.)-А теперь прослушаем роман А. Варламова на стихи М. Ю. Лермонтова и подумаем,удалось ли композитору передать чувства поэта? (слайд 12)
(Музыка А. Варламова передаёт чувства грусти, горечи.тревоги)
- А какие чувства испытывали вы, читая это стихотворение? Ответьте на этот вопрос письменно.
6. Вывод
Сегодня мы лишь познакомились с некоторыми страницами жизни удивительного поэта и рассмотрели на примере стихотворения « Парус», как жизнь поэта отражена в его творчестве.
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание.


Приложенные файлы

5 класс.

ТЕМА: УРОК-МАСТЕРСКАЯ « ЗДЕСЬ МАЛО УВИДЕТЬ, ЗДЕСЬ НАДО ВСМОТРЕТЬСЯ…». ПОНЯТИЕ ОБ ЭПИТЕТЕ.

Цель:

Ознакомить пятиклассников с понятием «эпитет»; научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках русского языка и литературы.

Задачи урока:

Обучающие:

    Сформировать навык нахождения эпитета в художественном тексте.

    Начать выработку умения подбирать эпитеты к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа лирического произведения.

    Учить пятиклассников отличать эпитеты от грамматических определений.

    Мотивировать развитие навыка нахождения эпитета в тексте.

Развивающие:

    Формирование умения сравнивать тексты с включенными в них эпитетами от текстов с без их применения.

    Формировать умение делать выводы о роли эпитетов в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.

    Развивать монологическую речь уч-ся и навык выразительного чтения лирических текстов.

    Развивать познавательный интерес уч-ся к литературе и художественному творчеству.

Воспитывающие:

    Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

    Формировать правильное отношение к природе, учить пятиклассников «видеть» и «всматриваться» в её красоту.

    Добиваться осознанности при изучении понятий теории литературы.

    Воспитывать любовь к чтению, учить уч-ся видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов.

Оборудование: 1. мультимедийная презентация к уроку; 2) карточки-тренажёры; 3) распечатки стихотворения К. Бальмонта « Снежинка»; 4) принадлежности для рисования

(краски, кисти, бумага), 5) аудиозапись музыки П.И.Чайковского « Времена года».

ХОД УРОКА.

    Организационный момент.

    Мотивационно - целевой блок.

Вступительное слово учителя.

Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.

Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами. У разных людей различный дар зрения.

Чем различаются картины, увиденные разными людьми? Почему у разных людей разный дар зрения? Как вы понимаете эти слова?

Какие слова помогли третьему человеку красочно и образно описать пейзаж, который только он смог по-настоящему « увидеть», а нам представить его? (синее море васильков, влажная чернота пахоты, ослепительно-белые стволы берёз, изумрудные кроны).

Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Понятие об эпитете» (Слайд №1).

Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской? (Слайд № 2.)

Почему наш урок будет носить название мастерская? (Мы будем чему-то учиться, а, может быть, что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).

Девиз нашего урока: «МЫ ТВОРЦЫ!» (Слайд № 3). Итак, вперёд!

II . Блок «Изучение нового материала».

    Пробуждение жизненных впечатлений (Слайд № 4).

Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивы, трудолюбивый, искренний и др..)

А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь: алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи.(Роза).

Определите время суток по его признакам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время суток. Например, прохладное, ясное, росистое, благоухающее – утро).

При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений.

2. Анализ первоначального определения (слайд № 5).

Прочитайте выразительно строки из сказки А.С.Пушкина.

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой
Около царя сидят

Злыми жабами глядят.

Какие слова помогают нам представить героинь А.С.Пушкина? Понравились ли они вам? Почему не понравились? (кривою поварихой, злыми жабами).

Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.

3. Обобщение ответов в виде опорного конспекта. Работа в тетрадях. Определение постепенно выводится на слайд № 6).

Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заражает настроением; создаёт образ.

    Блок « Творческая мастерская».

    Подмастерья.

Кто такие подмастерья? (Ученики, помощники мастера)

    Отличительные особенности эпитетов от грамматических определений

(Слайд № 7)

Задание:

Подчеркните эпитеты.

День чудесный! – субботний день.

Золотое сердце – золотое кольцо.

Лисий характер – лисий хвост.

День как бы хрустальный – длинный день.

б) Роль эпитетов в стихотворении К.Бальмонта « Снежинка» (распечатки стихотворения лежат на партах каждого уч-ся).

Задание:

Выписать эпитеты, которые создают «образ» снежинки и делают его незабываемым.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Такая чистая,

Такая смелая!

Дорогой бурною

легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

земли касается

Звезда хрустальная

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование и восхищение?

Как передать эту смену настроения при чтении?

Какой вы представили снежинку?

в) Игра « Соревнование с поэтом».

Задание:

Ввести эпитеты в стихотворение А.Фета, которые помогут представить нарисованную поэтом картину. Посоревнуйтесь с автором. (Уч-ся работаю на карточках-тренажёрах) (Слайд № 8).

(Чудная) картина,

Как ты мне родна:

(Белая) равнина,
(Полная) луна.

Свет небес (высоких)

И (блестящий) снег

И саней (далёких)

(Одинокий) бег.

В случае затруднения можно провести коллективное обсуждение предлагаемых уч-ся эпитетов или предложить ряд слов-определений, которые можно использовать при работе, причём, среди них должны быть и те, которые нельзя ввести в стихотворение.

    «Мы творим!». Мастера художественного слова.

Уч-ся предлагаются разноуровневые задания творческого характера (уч-ся 1 и 2 групп работают с карточками–тренажёрами). Желательно, чтобы задания выбирали сами уч-ся.

1 группа

2 группа

3 группа.

4 группа

Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева

« Чародейкою Зимою» и рисование к нему живописной акварельной иллюстрации, выбор названия для своей работы

(строка из стихотворения с использованием эпитета)

Введение в текст эпитетов так, чтобы картина стала зримой. конкретной, выразительной.

ВСТРЕЧА С … ЛЕСОМ.

Я шагнул (а) на… тропинку и замер(ла) от… . Меня обступили… деревья. Рукой я дотронулся до… берёзки. Залюбовался … сосной. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался под …елью, приподняв её … ветки. У каждого дерева свой характер, его нужно… .

Прослушивание музыки П.И.Чайковского

« Времена года». Словесно нарисовать картину, которую вы представили.

Написать рассказ или стихотворение, используя эпитеты так, чтобы читатель смог представить себе картину, которую автор нарисовал.

После самостоятельной работы рассматриваются 2-3 законченных работы уч-ся. Остальные предлагается доработать дома и представить на следующем уроке.

    Итоги урока. Рефлексия (Слайд № 9)

    Вопросы к уч-ся:

– Назовите секреты эпитета.

Как увидеть эпитеты в тексте?

Какова их роль в художественном тексте?

А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?

Как вы можете оценить работу нашей творческой мастерской?

2. Заключительное слово учителя.

Сегодня каждый из вас попробовал быть художником слова. Мы наблюдали за творениями поэтов и композиторов, которые подарили нам, прекрасные произведения искусства. Таким людям необходимо быть чуткими, внимательными и неравнодушными, умеющими замечать, казалось бы, незаметное. Так давайте учиться у них «вслушиваться» и «всматриваться» в окружающую нас природу. Дар зрения необходимо развивать. Пробуйте свои силы и наполняйте мир красочными эпитетами. УДАЧИ ВАМ!

Домашнее задание:

    Доработать разноуровневые задания, незаконченные на уроке.

    Выучить опорный конспект, проиллюстрировав его своими примерами.

Использованная литература:

    Журнал Литература в школе. № 2 – 2002 г..

    Т.Рик. Доброе утро Имя Прилагательное! – М,: Астрель, 1999.

    Я иду на урок литературы. – М.: Первое сентября, 2001.

    Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

    Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.

Урок по программе А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Материал может быть использован на уроке внеклассного чтения, расширяющем представление учащихся о баснях, либо после изучения сказок о животных. Дети могут познакомиться с Панчатантрой, памятником санскритской прозы, сборником поучительных рассказов.

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок, предваряющий изучение творчества М. Ю. Лермонтова в девятом классе. Программа «Школа 2100». Учебник «История твоей литературы», 9 класс, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. Конспект урока и презентация способствуют пробуждению интереса к поэту, личности противоречивой, что сказалось на отзывах современников о нём, отразилось и в непохожести прижизненных портретов.

Предлагаю материал к уроку литературы в 10 классе а рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа М.Гелприна "Свеча горела" пробудить у старшеклассников интерес к литературе и чтению. В ходе анализа рассказа используются интересные методические приёмы. Урок построен в соответствии с основными требованиями ФГОС. В конспекте есть навигация по слайдам презентации. Ссылки на источники информации указаны. В начале урока на стадии вызова используется видеоролик "Пушкин написал Есенина", который необходимо скачать по ссылке и самостоятельно вставить в презентацию.

Целевая аудитория: для 10 класса

Урок разработан для 7 класса. Урок направлен на формирование навыков составления характеристики литературного героя; анализа текста; исследовательской работы с текстом; на повторение и закрепление умения работать с текстом художественного произведения.
Используются проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу) методы, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Целевая аудитория: для 7 класса

К сожалению, одного урока не совсем достаточно, чтобы рассмотреть весь цикл. Но анализ одной трагедии позволит учащимся увидеть, что темы, поднятые автором, общечеловеческие, вневременные. "Моцарт и Сальери" - произведение, которое до сих пор трактуется по - разному. В этой пьесе А.С. Пушкин вновь обращается к вопросу о природе творчества Художника. Совершив преступление, Сальери обречен на бесславие, потому что автору важно привести к мысли о неминуемой расплате за грехи. Но все же он показывает возможный путь спасения человека.

Целевая аудитория: для 9 класса

Конспект и презентация к уроку: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века».

На занятии учащиеся обращаются к стихотворным текстам, учатся понимать мысли и чувства русских поэтов, писавших стихи о родной природе, развивают умения пользоваться литературоведческими терминами, анализировать поэтический текст. На занятии создаются условия для формирования художественного вкуса, эмоционального восприятия окружающего мира через поэтические образы русской пейзажной лирики.

На этапах урока предусмотрены следующие виды деятельности: художественное чтение поэтических произведений, работа с литературоведческими терминами, работа с иллюстрациями, написание стихотворений, составление синквейна.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!