Закончил экономику и управление на предприятии, квалификация экономист-менеджер: куда можно пойти работать? Экономика и управление на предприятии (специальность): кем работать? Экономика и управление организацией какие

Сентябрь 20

Специальность Экономика и управление на предприятии

Экономисты нужны любой организации, будь то завод, страховая компания или туристическая фирма. Эксперты рынка труда уверены: переизбытка этих специалистов быть не может, поскольку они - основа всего предпринимательства и производства.

Есть несколько экономических специальностей. Самая прикладная из них - «Экономика и управление на предприятии». Именно эти два ключевых слова - экономика и управление - определяют характер будущей деятельности выпускников. Они готовы к работе в финансово-аналитических, производственных, плановых, маркетинговых, проектно-экономических отделах. Ситуация на современном рынке труда такова, что и в руководящих структурах любого предприятия востребованы прежде всего специалисты с экономическим образованием.

На этапе выбора вуза нужно сначала определиться, в какой отрасли вы хотели бы работать. Если, например, в торговле, можно поступать в Российский государственный торгово-экономический университет, если в сельском хозяйстве - в Российский государственный аграрный университет (РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева) или в Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина, если в транспорте - в Московский государственный университет путей сообщения (МГУПС), Московский государственный автодорожный институт, Московскую государственную академию водного транспорта и т. д. Словом, все зависит от ваших предпочтений.

Для тех, кто не готов загадывать так далеко вперед, есть универсальный вариант - государственная Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В. Плеханова) или негосударственные Институт МИРБИС, Международная академия бизнеса и управления, Институт современной экономики и др.

Специализации

Они могут быть связаны с профилем учебного заведения или оставаться достаточно универсальными. Скажем, в Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса есть такие специализации, как «организация деятельности турфирмы», «организация деятельности гостиничного комплекса» и «организация деятельности предприятий общественного питания», а в Институте безопасности бизнеса (ИББ) - «управление экономической безопасностью». Институт экономики и управления Международной академии бизнеса и управления предлагает студентам на выбор «финансовый менеджмент», «банковское дело», «административный менеджмент», «управление программами и проектами» или «внешнеэкономическую деятельность» и т.д.

Подготовка

Подготовительные курсы разной продолжительности (от двух недель до восьми месяцев) есть сегодня, наверное, в любом учебном заведении. В негосударственные вузы и на платное отделение государственных вполне реально поступить по результатам выпускных испытаний восьмимесячных курсов. Правда, для этого надо посещать все занятия и добросовестно выполнять задания преподавателей.

Елена С., студентка РЭА им. Г.В. Плеханова : «У каждого вуза своя специфика. Я ходила на курсы при Плехановском и занималась с репетитором по математике оттуда же. Но экзамены сдавала сразу в два вуза - еще и в Финансовую академию. В итоге там я за полтора часа из десяти заданий правильно только шесть решила. А в РЭА - без проблем».

В зависимости от выбранной специальности абитуриентам предлагают изучать тот или иной набор предметов. Если нет возможности оплачивать курс в комплексе, преподаватели советуют в первую очередь «подтягивать» профильную математику. Для того чтобы получить представление об остальных экзаменах в вузе, можно записаться на экспресс-курсы. Там бегло пройдутся по всем темам и расскажут, как не попасться на «провокационных» вопросах.

После самостоятельной подготовки в престижный вуз поступить очень сложно. Хотя известны и такие счастливые случаи.

Поступление

Профильное испытание в государственных вузах - математика. Обычно это письменный экзамен (реже - тестирование). Он считается самым сложным. Основной отсев абитуриентов - до 40 % - происходит именно после него. Хотя, если отметка низкая, но все же удовлетворительная, остается надежда добрать недостающие баллы за счет остальных предметов. Но сможете ли вы затем учиться в этом вузе, если проблемы возникли уже на вступительных экзаменах?

Второй обязательный предмет - русский язык. На «Экономику и управление на предприятии» он сдается в форме диктанта, изложения или тестирования. Сложность экзамена нередко зависит от количества абитуриентов, оставшихся на потоке к тому моменту: чем их меньше, тем легче задание. Игорь В. , студент РЭА им. Г.В. Плеханова : «Я сдал русский «с закрытыми глазами». Текст диктовали со всеми запятыми - такие паузы делали, что не ошибешься. По-моему, его мог бы написать любой восьмиклассник обычной школы, знакомый с элементарными правилами орфографии».

Третьим экзаменом могут быть иностранный язык, обществознание, история. А в отраслевых вузах - профильные предметы: физика (Московский авиационный институт (МАИ), Московский государственный университет природообустройства), химия (Московский институт тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МИТХТ), биология (РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева) и др.

Большинство экзаменов сдается в письменном виде. Считается, что такая форма позволяет оценить знания максимально объективно. Да и при подаче апелляции можно аргументированно доказывать обоснованность (или необоснованность) поставленной отметки.

На платные отделения государственных вузов задания, как правило, проще, иногда их меньше. Принимаются и абитуриенты, не прошедшие по конкурсу на «бюджет».

В негосударственных вузах испытания проводятся преимущественно в форме несложного тестирования или собеседования.

Обучение

Обучение в любом аккредитованном вузе всегда ведется по программам госстандарта, где указан определенный набор обязательных предметов. Однако учебные заведения могут дополнять его за счет так называемого вузовского компонента. Одни считают нужным больше внимания уделять иностранным языкам, другие - планированию, третьи - математическому анализу.

Но основа основ - экономические и управленческие дисциплины: макро- и микроэкономика, мировая экономика, менеджмент (финансовый, стратегический, инновационный), организация производства и др. Основательно изучается экономика отрасли. Эти предметы сопровождают студентов в течение всего периода обучения. Помимо них, в учебном плане обязательно присутствуют философия, политология, правоведение, культурология, физкультура...

Несмотря на схожие программы и образовательные стандарты по специальности, одинаковым обучение в разных вузах не назовешь. Зависит оно от нескольких факторов.

  • Преподавательский состав и характер занятий. Преподаватели бывают разные: теоретики и практики. И если первые дадут знания по основам экономической науки, помогут разобраться в терминах, расскажут об экономико-математических методах и моделях, то вторые научат все эти знания применять на практике. В серьезных вузах, которые заботятся о своей репутации, регулярно устраиваются мастер-классы с успешными предпринимателями, проводятся тренинги и деловые игры, на занятиях анализируются реальные жизненные ситуации.
  • Специфика вуза. Обучаясь в Московском государственном институте стали и сплавов (технический университет), например, не избежать знакомства с азами металлургической промышленности. В Институте туризма и гостеприимства МГУС студенты изучают особенности туристического бизнеса, в Университете нефти и газа - тонкости организации работы в нефтяной отрасли и т. п.
  • Техническая оснащенность. Хороший экономист должен обладать не только развитым математическим мышлением, но и владеть информационными технологиями.
  • Обеспеченность учебными материалами. Сборники нормативных актов, пособия, методички, учебники, подшивки специализированных газет и журналов - все это должно быть в институтской библиотеке.
  • И, наконец, отношение студента к учебе. Тот, кто действительно хочет получить образование, должен приложить для этого усилия. Иначе не помогут даже самые замечательные преподаватели.

Специализацию студенты обычно выбирают в конце второго курса. А в МИТХТ им. М.В. Ломоносова и вовсе интересная система. Здесь все абитуриенты сдают одинаковые экзамены и прошедшие конкурс зачисляются на первый курс. Два года они обучаются по общей программе естественно-научного факультета, а затем студентов распределяют на направления подготовки и специальности в зависимости от личного рейтинга каждого. Чем он выше, тем больше шансов попасть на самую востребованную специальность (среди них, кстати, и «Экономика...»). Согласитесь, неплохой стимул, чтобы учиться хорошо - по крайней мере, на первых двух курсах.

ИББ предлагает студентам необычные факультативы: огневой подготовки по стрельбе из стрелкового оружия с выдачей сертификатов РОСТО МЭИ и специальной физической подготовки с выдачей сертификатов спортивных организаций.

В Институте МИРБИС работают программы международного обмена. Начиная со второго курса, студенты могут отправиться на обучение в один из зарубежных вузов - партнеров (на срок от одного семестра до одного года). Для этого нужно получить рекомендацию учебного отдела и пройти отборочное собеседование в институте.

«За» и «против» негосударственного образования

Ольга Карбышева, студентка:

Учусь в негосударственном вузе на специальности «Экономика и управление на предприятии». Лекций мало и качество их оставляет желать лучшего. Есть всего лишь два-три преподавателя, к которым хочется ходить и которых интересно слушать. За год обучения написала курсовую и два ответа на вопросы, экзамены не сдавала. Смысл такой: если тебе надо - учи сама, не надо - и не спросит никто. Из плюсов - только невысокая стоимость обучения. В общем, это вариант законной покупки диплома, знания здесь получить невозможно.

Все просто: идти надо, куда хотите, а устраиваться в итоге, куда возьмут. Простите за банальное и даже немного грубоватое первое предложение, но так на работу устраиваются почти все. Теперь конкретно о вас: я учился на маркетинге, но на потоке у нас были ребята экономисты-управленцы. Насколько я могу судить, спектр знаний там достаточно широкий, так что, формально, вам открыт путь на многие вакансии. Ну тут у меня возникает резонный вопрос: почему, закончив институт, вы еще не получили опыта работы и даже не представляете, куда вам идти работать? Вам будет сложнее, чем остальным. Может кого-то я удивлю, но получая управленческую специальность, зная, что такое конкуренция, в мире, где каждый третий - управленец, надо зарабатывать конкурентные преимущества как можно раньше. Вам срочно надо идти работать куда-нибудь (и это "куда-нибудь" равносильно "хоть куда"). В любое место, куда вас примут и где вы сможете соотнести свои теоретические знания с реальной жизнью (тут могут быть сюрпризы). Операционистом в банк, экономистом на старый, неэффективный советский завод на 10 000 рублей з.п., помощником менеджера или финансового консультанта - в любое место, где вы сможете получить реальные знания и узнать, о чем вам говорить в будущем на собеседованиях в серьезных компаниях (там про кривую Филлипса спросят вряд ли). Вам нужна не отметка об опыте, а реальный опыт. Поучаствуйте в кейс-чемпионатах changellenge.com Это не реальный опыт, конечно, но близко к этому, и, как минимум, определиться с тем, чего вы хотите, вам удастся. Теперь о том, кем дает возможность работать вам ваша специальность: менеджер среднего звена любой специализации (продажник, рекламщик, экономист, аналитик, проектный менеджер и т.д.), все те же специализации для стартового звена. Дальше все зависит от того, как вы будете заниматься самообразованием и совершенствоваться.

P.S. Все вышесказанное не совсем про вас, если у вас красный диплом одного из лучших ВУЗов (я говорю только о первой десятке, если не топ-7), вы коммуникабельны, знаете чего хотите, вы уже многое знаете о реальной экономике и решали практические задачи, владеете языком. Тут вам намного проще: путь открыт во многие глобальные компании. Конкурс жесткий, придется пахать, но оно того стоит. Но вы бы не задавали вопрос о работе, мне кажется, если бы это было про вас. И немного доброты: я сам учился в Южном Федеральном Университете (думаю, вы о нем не слышали), но никогда не испытывал проблем с работой. Так что все в ваших руках. Правда, работал со второго курса и даже не приехал на защиту диплома, так как вел важный проект, но жизнь в 22 только начинается и вы наверстаете свой упущенный опыт очень быстро. Главное, продолжайте совершенствоваться.

Специальность Экономика и управление на предприятии (присваиваемая квалификация - экономист-менеджер) дает возможность студентам получить обширные знания в условиях сочетания фундаментальной подготовки в области экономики и менеджмента с основательной инженерной подготовкой.

Экономисты-менеджеры одинаково хорошо разбираются в проблемах современных рыночных отношений и наукоемких технологиях и производствах, владеют знаниями стратегического, технико-экономического и оперативного планирования в условиях рыночной экономики, навыками использования инструментов маркетинга и концепций логистики при планировании, организации, реализации и контроле в сферах производства, сбыта и материально-технического снабжения.

Подобные знания и навыки выпускников данной специальности позволяют им претендовать на престижную работу в серьезных организациях. Экономисты-менеджеры по специальности «Экономика и управление на предприятии» пользуются стабильным спросом на рынке труда, имея хорошие перспективы дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Возможности трудоустройства для экономистов-менеджеров весьма обширны: свою профессиональную деятельность они могут осуществлять в качестве руководителей, специалистов-экономистов, финансовых аналитиков и экспертов-консультантов в аналитических и плановых отделах предприятий и организаций различных отраслей городского хозяйства, работающих для удовлетворения потребностей жителей города (предприятий бытового обслуживания, промышленности, торговли, сферы услуг, образования, культуры, туризма), либо действующих в области городской инфраструктуры (строительства, жилищно-коммунального хозяйства, инженерно-технического обеспечения, электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, городского пассажирского транспорта).

Выпускники по специальности «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)» являются ведущими специалистами в области развития городов и систем их жизнеобеспечения, управления эксплуатацией этих систем, в проведении жилищно-коммунальной реформы . Они также могут осуществлять профессиональную деятельность в качестве руководителей, специалистов и консультантов в структурных подразделениях банков и страховых компаний, заниматься развитием инвестиционной и биржевой деятельности города.

Интереснейшая практика по специальности, обеспечиваемая студентам в МИЭМП (Университет), позволит каждому утвердиться в своей любви к выбранной специальности, отточить обретенные навыки и знания. За время учебы вы познакомитесь с компаниями, с работодателями, с интересными людьми - все это даст возможность найти себе «свою» фирму, где бы хотелось пройти практику и работать после университета.

За 5 лет обучения в атмосфере не только серьезной научной работы, но и замечательного студенческого времяпрепровождения (новые друзья, клубы по интересам, конкурсы, КВН и т.п.) каждый обязательно найдет себя в избранной профессии!

Вступительные испытания и условия поступления

Принимаются лица

  • с незаконченным высшим образованием.

Вступительные испытания

Поступление на старшие курсы возможно только при соблюдении полной процедуры перевода. Вам необходимо предоставить академическую справку, чтобы мы определили на какой курс и семестр мы сможем Вас принять. Если срок обучения Вас устроит, то мы выдаем Вам справку о том, что готовы принять Вас в наш ВУЗ. Вы должны предоставить ее в свой Университет и отчислится в связи с переводом. В выписке из приказа об отчислении должно быть указано "Отчислен в связи с переводом в Московский Университет им. С. Ю. Витте".

Базис экономики — производство, без него нельзя осуществить обмен, потребление и торговлю. Цель экономической деятельности — увеличение прибыли. В зависимости от подхода к процессу управления экономической деятельностью выделяют четыре вида экономических систем:

  • Традиционная. Главная составляющая — традиции, на основе которых решается, что и для кого производить. Она характеризуется отсталой технологией производства и низким уровнем жизни населения.
  • Командная. Все экономические решения принимают представители государственной власти. Основная цель — повышение эффективности производства отсутствует, главная зада экономических субъектов — выполнение плана.
  • Рыночная. Ее характеризует свободная конкуренция и преобладание частной собственности. Распределение ресурсов осуществляется за счет изменения цен на рынке. Основная задача предприятий — получение прибыли.
  • Смешанная. Сочетает в себе все типы экономических систем, что позволяет применять преимущества одного типа, компенсируя им недостатки другого.

Менеджмент имеет тесную связь с экономикой, но представляет собой отдельную науку. Менеджмент направлен на создание, проектирование и реализацию плана развития организации с целью максимального повышения потенциальной прибыли компании. Менеджмент изучает управление определенными составляющими хозяйственной деятельности.

Экономика управления — одна из важнейших составляющих экономической науки. Она основана на методах достижения необходимого результата в отдельных отраслях или в рамках конкретного субъекта. Менеджмент используется в рамках микроэкономики, так как рассчитан на производителей товаров и услуг.

Понятие и функции менеджмента

Менеджмент — умение управлять деятельностью компании или производственными процессами на предприятии. Основная цель — получение конкурентоспособной продукции, приносящей прибыль. Управленческие функции менеджмента заключаются в руководстве:

  • Персоналом. Контроль трудовой деятельности, стимулирование работников на достижение поставленных целей.
  • Сбытом продукции. Поиск потребителей товаров и услуг.
  • Технологией производства. Поиск нового оборудования и внедрение передовых технологий производства.

Хозяйственной деятельностью. Создание и контроль системы, выпускающей высококачественную конкурентоспособную продукцию. Реализация товаров и услуг на рынке.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!