Профессии по группам. Типы профессий. Разнообразие гностических специальностей

ВВЕДЕНИЕ. ПРОФЕССИЯ И ЧЕЛОВЕК. ПРОФЕССИЯ И ВРЕМЯ

Профессия и человек

Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

Профессии порождены разделением труда, которое началось в эпоху возникновения первых цивилизаций (4-6 тыс. лет назад).

В настоящее время число профессий достигло нескольких тысяч, причем эти изменения носят динамический характер: одни профессии исчезают, другие — возникают. Например, в конце ХХ века исчезли профессии наборщика типографии и стенографистки, зато возникли профессии логиста и веб-дизайнера. Если постараться дать короткое описание понятия «профессия», то можно прийти к следующему определению:

Человек, обладающей профессией, как правило, должен владеть определенными знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате обучения, специальной подготовки или опыта работы. Диапазон освоения человеком профессии может быть очень широким: так для освоения профессии землекопа достаточно нескольких часов, а приобретение профессии врача требует нескольких лет теоретической и практической подготовки.

Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода, поэтому принято отличать ее от занятия. Занятие - это тоже деятельность, связанная с получением дохода, но обычно не главная. Кроме того, человек может заниматься какой-либо деятельностью, даже не имея соответствующей профессиональной подготовки (инженер, которого уволили по сокращению штатов, может заниматься временной работой в качестве подсобного рабочего на стройке).

Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру по:

· заданные цели, представления о результате труда;

· заданный предмет труда (система, в рамках которой осуществляется трудовая деятельность: социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.);

· система средств труда;

· система профессиональных служебных обязанностей;

· система прав;

· производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Многие широко распространенные профессии подразделяются на более узкие специальности.

Как и профессия, специальность приобретается в процессе специальной подготовки и последующего опыта работы. Например, профессия «инженер» делится на такие специальности, как инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик. В профессии врача выделяют специальности: врач-окулист, врач-хирург, врач-терапевт, врач-инфекционист и пр.

В СССР квалификационные требования, предъявляемые к работникам, жестко определялись Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС).

В настоящее время роль ЕТКС при оценке профессионализма работника не столь велика, как прежде. Показателем квалификации работника, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие звания и учёной степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). Определение квалификации играет важную роль при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников.

должность – место, занимаемое человеком в той или иной структуре, соответствующее уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей, под квалификацией понимается уровень профессионального мастерства,

карьера – продвижение в какой – либо сфере деятельности, социальная роль, общественная миссия, которую человек выполняет.

Профессия и время

Профессии рождались и развивались на разных этапах цивилизации. По-разному выглядело и само понятие «профессия», профессиональная жизнь и отношение человека к проблеме ориентирования в океане профессий

· Доиндустриальный этап

Мировоззрение человека и его трудовая деятельность зависели от сословной принадлежности и семейных традиций. Человек не утруждал себя выбором профессии, он размышлял о том, как спастись от голода и болезней.

· Индустриальный этап

Происходит массовая миграция людей в города. Изобретен ртутный термометр, проведены опыты с электричеством, произошел подъем в воздух на первом летательном аппарате. Однако, накормив человека и частично защитив его от природных напастей, индустриальная эпоха подчинила его служению техническому прогрессу.

Человек стал средством совершенствования технологии производства.

· Постиндустриальный период

Самым важным и массовым товаром является информация. Устанавливается деление всех стран на категории:

В развитых странах растет кол-во интеллектуальных служащих

Типы профессий

Наибольшее распространение получила классификация профессий, предложенная академиком Е.А. Климовым, по предмету труда:

Человек – природа

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география).

Профессии:

· семеновод

· мастер-животновод

· зоотехник

· агроном

· кинолог

лаборант химико-бактериологического анализа и др.

При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

Человек – техника

Труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания — область технических объектов и их свойств.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям.

В мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. От человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

Человек — человек

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др

Среди этого типа профессий можно выделить:

· профессии, связанные с обучением и воспитанием людей;

· профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами и др.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

· устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,

· потребность в общении,

· способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,

· умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

· умение находить общий язык с разными людьми.

Человек – знаковая система

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки.

При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Классификация профессий по Е.А. Климову

Правильное составление и использование профессиограмм предполагает определенные знания пользователей в области классификации существующих профессий . Общепризнанной и наиболее используемой в профориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная Е.А. Климовым. Эта классификация включает в себя четыре яруса, в соответствии с четырьмя признаками трудовой деятельности.

Типы профессий (первый ярус их психологической классификации) выделяются на основании сочетания признаков предметной области и особенностей субъекта труда. Их пять.

1. «Человек – живая природа» (П ). Сюда отнесены и профессии, предметные области которых связаны с растительными и животными организмами и условиями их существования, с техникой, основанной на биологических, сельскохозяйственных науках: агроном, растениевод, лесовод, фитопатолог («айболит» для растений), ветеринар, зоотехник, животновод, микробиолог и т.п.

2. «Человек – техника и неживая природа» (Т ). Работники имеют дело с неживыми (абиотическими) предметами, системами (природными и техническими). Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, инженер-конструктор, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания и т.д.

3. «Человек – человек и социальные системы» (Ч ). Предметом распознания, обслуживания, преобразования здесь являются люди, их сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например: продавец продовольственных товаров, организатор производства, менеджер по персоналу, врач, учитель и т.д.

4. «Человек – знаковая система» (З ). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы, таблицы – это предметные миры, которые занимают представителей этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед и пр.

5. «Человек – художественный образ» (X ). Явления, факты художественного отображения, оформления действительности – то, что занимает представителей этого типа профессий. Сюда относятся профессии: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер, живописец и т.п.

Классы профессий (второй ярус их психологической классификации). В пределах каждого типа можно выделить классы по признаку целей труда, определяемых в ответ на вопрос «Что делать? » (операционально). В данном случае речь идет не просто о внешне заданных целях, а об образах желаемого будущего, принятых субъектами труда. Все разнообразие целей можно, стремясь к минимуму классов профессий, сгруппировать в три блока по признаку преобладания следующих целей: а) распознать, оценить нечто известное, б) преобразовать нечто в объекте труда, в) изыскать, придумать нечто неизвестное.

1. Гностические профессии (Г ) (от греч. gnosis – знание, познание). Примеры в типе «Человек – природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая. В типе «Человек – техника»: пирометрист, контролер готовой продукции, мастер-диагност сельскохозяйственной техники. В типе «Человек – человек»: инспектор, дознаватель, следователь. В типе «Человек – знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор. В типе «Человек – художественный образ» функции распознания, оценки выполняют многие работники (критики, искусствоведы и т.д.).

2. Преобразующие профессии (П ). Примеры в типе «Человек – природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод. В типе «Человек – техника»: слесарь-ремонтник, оператор прокатного стана. В типе «Человек – человек»: педагог-тренер, экскурсовод, руководитель организации. В типе «Человек – знаковая система»: оператор клавишного пульта управления, бухгалтер, чертежник-картограф, редактор издательства. В типе «Человек – художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И ). Примеры в типе «Человек – природа»: летчик-наблюдатель рыбного или лесного хозяйства, биолог-исследователь. В типе «Человек – техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал в швейном деле, инженер-конструктор. В типе «Человек – человек»: воспитатель, организатор производства. В типе «Человек – знак»: программист, математик. В типе «Человек – художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.

Отделы профессий (третий ярус их психологической классификации). В этом ярусе множество профессий подразделяется по признаку средств труда. В данном контексте средством труда считается любая целостность, которую человек преднамеренно использует для реализации образов желаемого будущего (целей деятельности). Средствами труда могут быть в этом смысле не только вещественные предметы, инструменты, системы (токарный станок, молоток, вычислительная машина), но и мысленные схемы решения задач, выразительные средства поведения, речи. Например, для актера на театральной сцене основным средством труда является его талант, способность вчувствоваться в мир переживаний его героя, передать с помощью мимики, движения, голоса то, что хотел сказать автор пьесы.

Что касается собственно внутренних, психологических средств деятельности, то они есть у представителя любой профессии и существенно определяют мастерство в деле. А в некоторых случаях они являются преобладающими, основными. Чем меньшим количеством внешних вещественных средств снабжен, окружен работник, тем более высокие требования могут предъявляться к функциональным, внутренним средствам его труда. Часто причина неуспеха в профессиональном образовании (включая и самообразование), в работе коренится как раз в недооценке именно этих средств деятельности.

Климов выделяет четыре отдела профессий, опираясь на разные типы средств труда, используемых в работе.

1. Профессии ручного труда (Р ). В профессиях данного отдела, очевидно, используются сила и мастерство рук профессионала, инструменты и орудия, такие как малярная кисть, хирургический скальпель, отвертка, используются как продолжение руки. В классе гностических профессий это могут быть лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант и т.д. В классе преобразующих профессий примерами могут быть ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф. В классе изыскательских профессий ручные средства труда могут быть только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М ). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичные профессии для этого отдела: машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А ). К этому отделу также относятся преимущественно преобразовательские профессии: оператор инкубационных цехов, оператор станков с числовым программным управлением, оператор магнитной записи.

Но с развитием науки и техники, становится автоматизированным и труд диспетчера различных систем, и врача диагноста, профессий, которые относят к разряду гностических.

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф ). Средства труда этого отдела профессий сложно назвать орудиями, скорее, это – определенные свойства и способности человека, необходимые для конкретного вида деятельности. Климов выделяет внешние и внутренние функциональные средства труда.

К внешним он относит: выразительные средства поведения, речи (применяются в профессиях типов Ч и X – в работе учителя, актера, диктора, руководителя); организм человека, его подсистемы, органы (в работе артистов балета, спортивных педагогов-тренеров, певцов, цирковых акробатов); организационные системы, специально подготовленные группы людей, подчиненные ответственному руководителю (хор, оркестр, экипаж, экспедиция, подразделение государственной службы и пр.).

Внутренними Климов считает средства, входящие в сознание, память исполнителя: закрепленные в речи (созданные в общественном и/или личном опыте) правила, стратегические и тактические планы поведения, действий, несловесные (невербальные) психические образования (мысленные образцы продуктов, процессов, условий работы, стереотипы успешного поведения, эмоционального реагирования, образцы мимики и т.п.).

Группы профессий (четвертый ярус психологической классификации). В данном ярусе представлены группы профессий по признакам условий труда. Представление об условиях труда вытекает, в частности, из понимания структуры среды. Среду можно определить, как множество предметных физико- химических, биологических, гигиенических обстоятельств. Они важны, и соответствующая тематика основательно разработана и представлена в публикациях, включая и подробнейшие справочники по вопросам гигиены, охраны труда.

Но, кроме того, есть и другие обстоятельства, факторы условий среды, пусть

«не бьющие в глаза», но не менее важные для обеспечения физического и душевного благополучия работающих людей. Речь идет об организационных культурах, организационных режимах, об информационных потоках, о распределении ответственностей, о стиле деловых взаимоотношений и подобном. Как отмечает Климов, соответствующая область вопросов пока еще недостаточно разработана, а имеющиеся научные результаты не всегда широко внедрены в практику и не всегда имеют правовую поддержку. Он предлагает выделить четыре группы профессий, видов труда.

1. Труд в условиях обычного («бытового») микроклимата (Б ). Это так называемые «комнатные» профессии: лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ и пр.

2. Труд с длительным пребыванием на открытом воздухе с возможными резкими перепадами температуры и влажности (О ).

К данной группе профессий относятся: агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор ГИБДД и т.д.

3. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, в цехах с неизбежными вредностями, на высоте, в полете, а также в условиях угроз и опасностей общественного толка (Н ). Наиболее яркие представители этой группы профессий: антенщик-мачтовик, водолаз, космонавт, пожарный.

4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое (умственное, нравственное) развитие людей, за большие материальные и духовные ценности (М ). Например, воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Как определиться с выбором профессии?

Когда подросток заканчивает школу, перед ним неизбежно встает вопрос о том, какую профессию выбрать и, соответственно, на какой факультет поступать в вуз. От разнообразия выбора легко запутаться, ведь количество специальностей на данный момент – несколько тысяч, и каждая обладает своими особенностями.

Сложность заключается еще и в том, что выбирать нужно не только то, что нравится, но и то, к чему у школьника есть предрасположенности, чтобы он смог достичь успехов в карьере и не пожалел о своем выборе.

Определить, какая профессия большего всего Вам подходит, можно с помощью теста на профориентацию.

Тест на профориентацию Е. Климова

Лучшим вариантом для выявления той сферы деятельности, в которой Вы сумеете добиться высоких результатов, является тест на профориентацию Е. Климова, выдающегося российского психолога. В одной из своих книг он раскрыл тему профессионального самоопределения, в которой и опубликовал данный опросник. В его основу положена идея о том, что всех людей можно разделить на 5 типов, каждый из которых определяет будущую профессию:

  1. Человек-природа. Они стремятся к улучшению окружающей среды, с легкостью контактируют с животным и растительным миром.

    Из них получаются хорошие агрономы, химики, садовники, лесники, ветеринары, биологи, зоологи, океанологи, ботаники, нефтяники, геологи, флористы, картографы.

  2. Человек-человек. Это люди, с радостью идущие на взаимодействие, предрасположены к коммуникациям, взаимопомощи, пониманию окружающих. В таком случае идеальными будут профессии, которые связаны непосредственно с общением, обучение, воспитанием. Такие профессии, как адвокат, полицейский, врач, менеджер, парикмахер, экскурсовод, следователь.
  3. Человек-художественный образ. Люди этого типа с головой увлечены творчеством, обладают склонностями к художественной, писательской, музыкальной и архитектурной деятельности. Такая личность создает произведения искусства и может работать фотографом, режиссером, актером,писателем, копирайтером, скульптором, музыкантом.
  4. Человек-знаковая система. Эти люди обладают математическим складом ума и хорошо проявляют себя в профессиях, требующих точности: бухгалтер, экономист, логист, программист, ревизор, математик, таможенник, штурман.
  5. Человек-техника. Люди с данным типом имеют способности к техническим видам профессий, где нужно изготавливать детали техники, механизмов, восстанавливать и ремонтировать оборудование, изобретать, проводить технические испытания и проверочные работы.

Евгений Климов – создатель теста на профориентацию

Евгений Александрович Климов — известный специалист, психолог и автор опросника на профориентацию.

Родился 11 июня 1930 г. в селе Вятские Поляны Кировской области. Успешно окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета и добился выдающихся результатов в психологии.

Специализацией Климова является психологии труда. По настоящее время им опубликовано более 300 работ и около 30 пособий и учебников. Благодаря его деятельности было подготовлено множество высококвалифицированных специалистов в области психологии и педагогики.

Кому нужно проходить тест на профориентацию?

Тест поможет определить специальность, которая лучше всего подходит тому или иному человеку, и сделает выбор профессии более простым.

Кроме того, тест Климова на профориентацию можно пройти:

  • Студентам, которым интересно осмыслить правильность своего выбора;
  • Сотрудникам при приеме на работу, чтобы оценить, смогут ли они справиться с новой должностью;
  • Любому человеку, который задумывается о смене профессии;
  • Сотруднику любой компании, чтобы лучше организовать свой рабочий процесс.

Как проходить тест на профориентацию

Опросник состоит из 30 вопросов, в каждом из которых Вам нужно выбрать одно их двух утверждений. Вы легко и быстро можете пройти его прямо на нашем сайте совершенно бесплатно.

Во время прохождения теста внимательно читайте каждое из утверждений, а потом отмечайте то, которое больше Вам подходит. Будьте честны сами с собой, чтобы результаты были более достоверными и помогли бы понять, какая профессия будет для Вас идеальной.

Расшифровка ответов

По окончанию теста Вы сможете узнать, какой тип профессий Вам больше подойдет для достижения карьерных высот и успеха. Тест оценит Ваши ответы и Вам будет представлен список всех 5 типов, начиная с того, который меньше всего Вам подходит, и заканчивая тем типом профессий, где Вы имеете ярко выраженные способности и сможете добиться высоких результатов.

Каждый тип будет содержать в себе подробное описание на основе Ваших склонностей и способностей и расскажет, какие профессии подходят Вам больше всего, а в каких сферах деятельности Вам лучше не работать.

Пройдите тест прямо сейчас!

Пройти тест на профориентацию Вы можете на нашем сайте. От Вас не потребуется ни оплаты, ни регистрации. Проходить тест на профориентацию онлайн намного удобнее, чем вручную заполнять кучи бумажных бланков, а потом по ключам заниматься расшифровкой результатов. После прохождения этого теста Вы больше не будете задаваться вопросом о своем профессиональном выборе и сможете полностью реализовать себя в подходящей сфере.

В настоящее время профессии типа «человек-природа» начинают занимать особое место. Они характеризуют отношение человека к природе, а природа - естественная основа человеческой жизни. В общении с природой человек развивает свои физические и психические силы и восстанавливает их. Природные богатства земли дают человеку тепло, одежду, пищу и являются основой экономики. Красота и полнота духовной жизни человека неотделима от красоты природы.

Профессии типа «человек-природа» можно представить в виде трех групп: 1) профессия природопользования; 2) профессия природоохранения; 3) профессия преобразования природы.

При описании профессий типа «человек-природа» мы выделяем в качестве главного профессионального интереса естественную систему (растительный и животный мир, природные богатства).

1. Природопользование включает десятки профессий, обеспечивающих снабжение людей всем многообразием потребляемых продуктов и материалов. Сюда относятся профессии: мастер животноводства по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, кроликов; боец скота; оператор птицефабрик и птицеферм; плодоовощевод; хлопковод, чаевод, пчеловод в т. д.

Современный сельскохозяйственный труд и перерабатывающая промышленность характеризуются высокоразвитым применением техники, тем не менее, главный успех обеспечивается правильной ориентацией а природной системе, пониманием ее особенностей.

Для успешного выполнения профессиональных функций человеку необходима физическая сила, выносливость, наблюдательность, устойчивость внимания. Полеводу, хлопководу, чаеводу, пчеловоду необходима еще и точность мелких движений, распределение внимания.

Профессии, связанные с охраной природы . В век прогресса, науки и техники, атомной энергетики и синтетических материалов вмешательство человека в жизнь природы может привести к гибели всего живого, изменить структуру воздушного и водного режимов планеты. Уже сейчас некоторые экологические изменения неблагоприятно влияют на здоровье людей. Разработка угольных месторождений ведет к нарушению ландшафта, использование гидроресурсов приводят к сокращению рыбных богатств, недостаточно разумное землепользование ухудшает плодородие почвы, вырубка леса изменяет климатические условия.

В этой связи особую значимость приобретают профессии, которые обеспечивают охрану окружающей среды. Лесник, садовод, инспектор рыбоохраны, ветфельдшер, рабочий зеленого строительства и зеленого хозяйства должны заботиться об увеличении природных богатств нашей Родины.

Основным предметом труда этой группы профессий является знание природной системы, интерес и любовь к ней. Чтобы получать удовлетворительные результаты, нужно с любовью вникать в законы развития окружающей нас среды.

Особенностью природной системы является ее большая изменчивость и неповторимость. Это определяет специфические требования к умственной деятельности работников, которые должны проявлять большую самостоятельность в поисковой деятельности. Труд подавляющего большинства работников этой группы профессий связан с получением конечного продукта через определенный срок, что предполагает необходимость дальней ориентации.

3. Группа профессий, связанных с преобразованием природы . Преобразование природы, приумножение ее богатств за счет правильного и рационального использования - важная задача общества.

В этой группе мы выделяем профессии лесовода, специалиста по выращиванию новых пород скота, зверовода, механизатора мелиоративных работ. Эти профессии, овладеть которыми может каждый человек, требуют эмоциональной устойчивости, наблюдательности, способности к поисковой деятельности.

Каждая из трех выделенных групп может быть расчленена на две подгруппы. Для одной подгруппы характерны достаточно комфортабельные условия труда, стабильное место работы. Профессии, включенные в эту подгруппу, однородны с точки зрения психофизиологических требований. Сюда относятся зерносушильщик, оператор по первичной переработке молока, лаборант химико-биологического анализа, рабочий тепличного хозяйства и др.

Для второй подгруппы характерна большая изменчивость внешних условии. Психофизиологические требования, предъявляемые к работникам этой подгруппы, несколько иные. Здесь требуется достаточная физическая выносливость, приспособление организма к изменчивости внешних условий, быстрая ориентация при меняющихся условиях внешней среды. К профессиям второй подгруппы относятся: мастер-животновод по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, оператор птицеферм, плодоовощевод, хлопковод, чаевод, пчеловод, лесник и садовод, рыбак, машинист-тракторист и др.

Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 973 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Выбор профессии

Типы профессий

О типах профессий написано много скучных, местами интересных, но, на мой взгляд, абсолютно бесполезных публикаций. Я с ними, конечно же, ознакомился. В основном рассматривают две типологии профессий. Первая принадлежит профессору Климову Евгению Александровичу, а вторая – Дж. Холланду. Я вам о них вкратце расскажу, но основной упор сделаю на третий вариант.

Да, да, теперь в Сети появится ещё одна, на мой взгляд, наиболее удачная классификация профессий, которая акцентирует внимание на стратегически важных аспектах. Но давайте начнём с Климова и Холланда.

Классификация профессий по Климову Е. А.

Итак, профессор Климов структурировал профессии в связке:

Человек + объект труда.

Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек. Евгений Александрович выделил пять объектов труда:

  1. 1. Человек.
  2. 2. Природа.
  3. 3. Техника.
  4. 4. Знак.
  5. 5. Художественный образ.

В результате получились следующие типы профессий:

  • Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.
  • Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
  • Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.
  • Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами).
  • Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.

Вот так выглядит классификация профессий по Климову.

На мой взгляд, она является несовершенной хотя бы потому, что в реальной жизни одна профессия может содержать в себе признаки нескольких типов. Например, торговый представитель в процессе работы сталкивается с техникой (водит автомобиль), работает со знаковыми системами (составляет отчёты в Excel), много общается с людьми (своими поставщиками и клиентами), а также часто проводит корпоративные мероприятия на природе, где во всю глотку горлопанит песни под гитару (певец доморощенный). Вот такой «винегрет» нам предлагают современные реалии. Куда этого пациента будем записывать?

Думаю, все согласятся, что данная типология является слабоватой. Переходим к варианту Дж. Холланда.

Психологическая классификация профессий по типам личности

В своей теории Дж. Холланд пытается донести одну интересную мысль. Вот она:

Эффективность и успешность человека зависит от того, насколько подходит профессия его типу личности.

Данная мысль, на мой взгляд, достаточно интересная, но абсолютно бесполезная. Чуть позже объясню почему. Ну, а сейчас подробнее о психологической классификации Холланда.

  1. 1. Реалистический тип – это люди действия. Они не эмоциональны, не боятся рисковать и принимать решения, разбираются в технике – в общем, типичные представители мужских профессий.
  2. 2. Интеллектуальный (исследовательский) тип – это люди умственного труда. Они склонны к самообучению, аналитике, наблюдениям, а также к различным исследованиям. Им будет комфортно работать в аналитических центрах, научно-исследовательских институтах, маркетинговых компаниях и т.д.
  3. 3. Социальный тип – это люди, ориентированные на общение. Они легко налаживают контакты, умеют договариваться, способны убеждать, любят работать в команде. Наиболее подходящие направления для них – общественная деятельность, преподавание, медицина, работа в сфере обслуживания.
  4. 4. Стандартный (конвенциональный) тип – это люди, ориентированные на чётко структурированную деятельность. Они придерживаются общепринятых норм и традиций, сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы, исполнительны, любят работать со знаковыми системами, зачастую малообщительны и некоммуникабельны. Как правило, их профессии связаны с расчётами и документацией: бухгалтера, финансисты, нотариусы, программисты, библиотекари и т.д.
  5. 5. Художественный (артистический) тип – это творческие люди. Они редко ориентируются на социальные нормы, достаточно эмоциональны и чувствительны, любят находиться в центре внимания, имеют собственные (зачастую сложные) взгляды на жизнь, а также обострённую интуицию и богатое воображение. Работают в сфере искусства (актёры, художники, музыканты и т.д.), также могут быть хорошими блогерами, ораторами, успешно проводят презентации.
  6. 6. Предпринимательский тип – это прирождённые управленцы и бизнесмены. Больше узнать о них вы можете из публикации: Какими качествами должен обладать предприниматель. Такие люди идут в бизнес, политику, адвокатуру, журналистику и т.д.

Вот так выглядит психологическая классификация профессий Дж. Холланда. В целом она интересна – даёт определённую пищу для размышлений и анализа, но я считаю, что в практическом плане она не несёт никакой пользы. Дело в том, что:

Человек подсознательно сам ориентируется на профессии, соответствующие его типу личности.

Если вы непоседа, то вряд ли вас заинтересует профессия – бухгалтер. Интеллектуал не горит желанием быть спецназовцем, прирождённый актёр мечтает исключительно о сцене. В общем, я думаю, что теория Дж. Холланда непригодна для практической профориентации.

Друзья, слышите, где-то вдали звучит барабанная дробь? Да, да, сейчас начнётся самое интересное! Я расскажу вам о стратегически важных типах профессий. Вы готовы? Тогда я начинаю!

Типы профессий по квалификационным признакам

О данной классификации вскользь упоминается в различных учебниках и публикациях. Странно, но почему-то никто не акцентирует на ней внимание. На мой взгляд, именно эта классификация является наиболее важной и практически полезной. Именно потому я решил исправить ситуацию и детально вам о ней рассказать.

Итак, наёмный работник хотел бы получать от своей профессии, как минимум, достойную зарплату и уважение со стороны руководства. Теперь важный момент:

Кадровый состав любой компании можно разделить на три группы: ценные сотрудники, специалисты среднего уровня и «бананы».

Именно по этим критериям, я считаю, и надо классифицировать профессии, друзья! Запомните:

Размер вашей зарплаты и степень вашей значимости зависят только от одного – насколько ценным специалистом вы являетесь.

Вся эта лирика о типах личности и объектах труда, по своей сути является аналитической информационной пылью.

Давайте детальнее рассмотрим вышеперечисленные группы.

  1. 1. Ценные сотрудники – это кадры, на подготовку которых требуются годы и приличные финансовые вложения.

    Например, продвинутый программист. Ну, невозможно хорошо научиться программировать за три месяца. Аналогичная ситуация с хирургами, стоматологами, юристами, главными бухгалтерами (прошу не путать с рядовыми бухгалтерами), ювелирами, дизайнерами и т.д.

    Понимаете, о ком речь?

    Речь идёт о специалистах, которым сложно найти замену!
    Таких ценят и уважают.

    Им хорошо платят. Их берегут и стараются удержать. И самое главное:

    Они не боятся увольнения, потому что всегда востребованы!

  2. 2. Специалисты среднего уровня – это кадры, на подготовку которых уходит немного времени. Например, продавец, менеджер по продажам, водитель, каменщик, сантехник, швея, директор. Да, да, директора входят именно в эту группу.

    Речь идёт о профессиях, которые можно быстро освоить.
    Естественно, здесь у работодателя есть «пространство для манёвра». Можно относительно быстро найти нового продавца или водителя. Однако без крайней необходимости этого делать никто не будет, так как данные специалисты хоть и не ценные, но всё же квалифицированные.

  3. 3. «Бананы» – это неквалифицированные кадры. Например, дворники, грузчики, курьеры, подсобные рабочие и, конечное же, «бананы». Как вы думаете, насколько сложно найти человека, который в костюме «банана» будет на улице раздавать листовки прохожим? Ответ на этот вопрос подталкивает к выводу:

    Люди этих профессий имеют самую низкую ценность на рынке труда.
    Да, грузчик может неплохо зарабатывать, но эти деньги ему даются тяжёлым трудом. Ну и, при необходимости, работодатель сможет быстро найти ему замену.

Итак, друзья, вы познакомились с тремя типологиями профессий. Осталось их вдумчиво проанализировать и сделать свой выбор. Кстати, о выборе! Вы знаете, что существует проблема выбора профессии? Наверняка многие из вас сейчас ломают голову над вопросами: «Кем быть? Чем заниматься? Как зарабатывать на жизнь?» Давайте рассмотрим причины возникновения этой проблемы.

Классификация профессий по предмету труда (ДДО Е.А. Климова)

Сейчас, используя этот тест, вы узнаете, какая из сфер деятельности больше привлекает лично вас, от этого будет зависеть выбор вами профессии, самореализация себя и достижение успехов на дальнейших этапах вашей жизни. (Проводится тестирование).

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климов

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 мин.

Возможно использование методики индивидуально и в группе.

Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

труд профессиональный самоопределение обучающийся

Инструкция к тесту:

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Тестовое задание

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Ключ к тесту

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста:

  • * «человек-природа » - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
  • * «человек-техника » - все технические профессии;
  • * «человек-человек » - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
  • * «человек-знак » - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
  • * «человек- художественный образ » - все творческие специальности.

Подсчитав результаты, мы подведем итог: какая сфера деятельности собрала больше всего симпатий, а какая - антипатий. (Учитель зачитывает свойства типов труда: “Человек - природа”, “Человек - техника”, “Человек - человек”, “Человек - знаковые системы”, “Человек - художественный образ”). Более подробно с выбранной сферой деятельности можно ознакомиться с помощью стендов классификации профессий.

Краткое описание типов профессий:

I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

  • * животные, условия их роста, жизни;
  • * растения, условия их произрастания.
  • * изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
  • * выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
  • * проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

  • * развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
  • * поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

  • * технические объекты (машины, механизмы);
  • * материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • * создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
  • * эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
  • * ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

  • * хорошая координация движений;
  • * точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
  • * развитое техническое и творческое мышление и воображение;
  • * умение переключать и концентрировать внимание;
  • * наблюдательность.

III. «Человек - знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

  • * тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
  • * цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
  • * чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
  • * звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

  • * хорошая оперативная и механическая память;
  • * способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
  • * хорошее распределение и переключение внимания;
  • * точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
  • * усидчивость, терпение;
  • * логическое мышление.

IV. «Человек - художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

* художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • * создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф) ;
  • * воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик) ;
  • * размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

  • * художественные способности; развитое зрительное восприятие;
  • * наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
  • * знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • * воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
  • * медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
  • * бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
  • * информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
  • * защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

  • * стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • * устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
  • * доброжелательность, отзывчивость;
  • * выдержка;
  • * умение сдерживать эмоции;
  • * способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
  • * способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
  • * способность владеть речью, мимикой, жестами;
  • * развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
  • * умение убеждать людей;
  • * аккуратность, пунктуальность, собранность;
  • * знание психологии людей.

Человек, ставящий перед собой задачу определить, чем же он действительно хочет и будет зарабатывать, в какой-то момент начинает теряться, выбирая из моря возможностей ту самую импонирующую ему специализацию.

Модель современного мира

Модель современного мира непохожа на кастовый строй, существовавший в Индии, и муки выбора чувствуются особенно остро. Сбить с толку и заставить тратить свою жизнь на ненавистную работу может временный престиж профессии, давление родителей, желающих своему чаду той жизни, о которой мечтали сами, или просто неправильное представление выбирающего о профессии и о себе. Тому, кто столкнулся с вечной дилеммой определения будущей специализации, так или иначе приходится выбирать, что ему ближе. В этот момент становится актуальной та или иная классификация профессий. Благодаря различным вариантам классификаций не составляет труда подыскать себе нужный вид деятельности.

Виды классификаций профессий

Учитывая разнообразие профессий, число которых превышает 20 тыс., существующие классификации рассматривают самые разные стороны личности, объекты или условия работы и совмещают их с той профессией, в которой они востребованы.

Попытки психологически классифицировать профессии предпринимались еще с XVIII века. Отечественным первопроходцем в этой области был В. Н. Татищев. Еще одна классификация была предложена С. П. Струмилиным в начале прошлого столетия, которая основывалась на степени самостоятельности человека в труде. Для своего времени она была очень прогрессивной.

Известная во всем мире классификация профессий, разработанная Дж. Холландом, рассматривает специализации в тандеме с подструктурами личности. Он акцентирует внимание на ценностных ориентациях, интересах человека, уже выработанных способностях и навыках, мотивах, а также на его отношении к определенному виду деятельности. Дж. Холландом создана методика диагностик, которая помогает легко определить ряд профессий, подходящих данному человеку.

Классификация профессий по Климову уже долгое время пользуется популярностью в отечественной психологии. Профессии разделяются в зависимости от объекта труда на 5 категорий, каждая из которых, в свою очередь, разделяется еще на три подкатегории. Помимо этого, Климов в рамках описанной схемы выделяет еще несколько более сложных групп профессий, беря во внимание средство труда и условия работы. Основным достоинством этого способа классифицировать виды человеческой деятельности является четкая структура, понятная каждому.

Классификация профессий Дж. Холланда

Холланд выделял 6 типов личности, предрасположенных к определенному виду деятельности: социальный, интеллектуальный, конвенциональный, художественный, предпринимательский и реалистический. Эта психологическая классификация профессий подбирает человеку вид деятельности , наиболее созвучный его интересам и задаткам.

Типы личности по Холланду

Социальный тип личности характеризуется развитыми коммуникативными навыками. Они помогают ему успешно взаимодействовать с социумом и могут быть полезны не только самому человеку, но и окружающим. Соответственно, этот тип личности хорошо впишется в область работы, связанную с социальной средой.

Реалистический тип личности будет комфортно себя чувствовать в тех видах деятельности, где основной целью является создание и обслуживание материальных объектов, технологических процессов или различных устройств.

Интеллектуальный тип, в связи с развитыми интеллектуальными способностями, подходит для умственного труда.

Художественный тип личности, ввиду творческих способностей, предрасположен к креативным профессиям.

Предпринимательский тип характерен для успешных менеджеров, способных организовать не только себя, но и окружающих или подчиненных. Обладает ярко выраженными лидерскими качествами и ориентирован на управление людьми.

Конвенциональный тип хорошо справляется с тем видом деятельности, где важны традиции или нормы поведения, и подходит для четко структурированных работ.

Классификация С. П. Струмилина

Эта классификация рабочих профессий основывается на уровне самостоятельности человека в процессе работы и состоит из пяти типов.

Автоматический труд. В основном это конвейерные работы, строго регламентированные, которые предполагают однотипные мелкие операции или же работы по инструкции, не предполагающие нестандартных решений.

Полуавтоматический труд. Работы, относящиеся к данному типу, не всегда выполняются строго по инструкции, однако состоят из множества однотипных действий.

Шаблонно-исполнительный труд. Сюда Струмилин включал все виды машинно-ручного труда.

Самостоятельный труд. Это преимущественно работа конструкторов, архитекторов или инженеров. Люди, занимающиеся самостоятельным трудом, изобретают или конструируют.

Свободный творческий труд. Последний тип работ предполагает такие профессии, как художник, писатель, композитор, актер и прочие.

На данный момент она больше не актуальна, но представляет собой интересный пример классификации, характеризующий виды профессий того времени.

Классификация Е. А. Климова

Эта классификация выбора профессии многоуровневая, но тем не менее простая для восприятия. Тут выделяются 5 типов профессий, которые известны всем еще со школьной скамьи. Классификация профессий по Климову предусматривает следующие категории: "человек - человек", "человек - живая природа", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ", "человек - техника".

Расшифровка типов профессий по Климову

"Человек - человек". Этот тип профессий актуален для тех, кому интересен социум, коллектив или другие люди. Эти профессии предусматривают обслуживание людей, или социальных групп. К ним относятся продавец, учитель, журналист, доктор, руководитель, психолог.

"Человек - живая природа". Люди, которые занимаются данным типом профессий, имеют дело с различными живыми организмами, как растительными, так и животными, а также биологическими процессами и микроорганизмами. Сюда можно причислить такие виды работ, как биолог, ботаник, ветеринар, кинолог, микробиолог, агроном.

"Человек - техника". Предметы труда в данном случае - это неживые, технические объекты. Люди, работающие в этой области, имеют дело с машинами, механизмами, различными материалами и видами энергии. В списке работ, относящихся к этому типу, находятся строитель, архитектор, электрик, сборщик.

"Человек - художественный образ". Профессии этой категории относятся к творческим работам и предполагают изобразительную, музыкальную, литературную или актерскую деятельность. Работы такого типа - это художник, актер, артист балета, певец, музыкант, писатель, сценарист, дирижер.

"Человек - знаковая система". Сюда причисляют профессии, которые так или иначе связаны с языками естественными или искусственными, цифрами, формулами и символами, такие как программист, языковед, переводчик.

Второй ярус классификации по Климову

Все рассмотренные типы профессий Климов также разделял по задачам и целям труда на 3 вида.

Гностические. В этой области работают в большинстве своем эксперты, оценивающие качество товара, диагностирующие работу механизмов или корректирующие готовый материал. Например: литературный критик, редактор, дегустатор сортов винограда, диагност различной техники.

Преобразующие - это профессии, цель которых изменять, чинить, улучшать качество продукции или жизни человека. К ним можно отнести слесаря, учителя, бухгалтера, мастера-животновода.

Изыскательские - профессии, имеющие задачу узнать или создать что-то новое и уникальное. Сюда относятся исследователи, воспитатели, художники, инженеры, программисты.

Помимо объекта, задач и целей учитывает классификация профессий признаки профессий, такие как средства и безопасность труда.

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. Классификация профессий – объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

1. Профессии можно разделить на 2 группы по характеру труда – физического и умственного, или исполнительского и творческого. Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдений имеющихся правил и нормативов, следованиям инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требую высшего образования.

Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

2. Профессии различают по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

– высшего образования – инженер, врач, учитель;

– высокой квалификации от работника, получаемой в системе среднего специального образования – оператор, бухгалтер;

– массовые профессии, требующие квалификации – агент, продавец;

– профессии, не требующие квалификации – подсобный рабочий, грузчик, сторож, техничка.

3. Существует и квалификация по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (например, промышленность, строительство, медицина и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

Типы профессий:

А) Предмет труда – техника, система «человек-техника» (Ч-Т). Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т. д.

Б) Предмет труда – животный и растительный мир, система «человек – природа» (Ч-П). Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т. д. Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.

В) Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек – знак» (Ч-Зн.). Этот вид деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир и т. д.



Г) Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек – художественный образ» (Ч-Хо). Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т. д.

Д) Предмет труда – человек, система (тип) «человек – человек» (Ч-Ч). Предметом этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

Классы профессий. Внутри типы профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель):

А) Гностические (от лат. «gnosis») Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку;

Б) Преобразующие. Цель – изготовить по образцу;

В) Изыскательские. Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. Это изыскательская профессия. Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать. Это преобразующая профессия.



Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. Это гностическая профессия.

Отделы профессий . Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:

А) С использованием ручных орудий труда; это, в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и т. д.;

Б) С использованием машин с ручным и ножным управлением; пример: машинист, водитель;

В) С использованием автоматизированного оборудования; пример: оператор персонального компьютера;

Г) С использованием функциональных возможностей (средств) организма; пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т. д.;

Группы профессий. Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:

А) Труд в обычных бытовых условиях, например: бухгалтер, учитель и т. д.;

Б) Труд на открытом воздухе, например: строители, работники сельского хозяйства и т. д.;

В) Труд в необычных условиях, например: водолазы, шахтеры и т. д.;

Г) Труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности; пример: инкассаторы, врачи и т. д.

3. Практическая часть. Педагог предлагает объединиться в 5 групп, каждая из которых является командой специалистов, представляющих один из типов профессий.

«Техникам» необходимо создать макет здания, которое можно построить в «Зубренке», свой проект необходимо представить.

Группа «Человек-человек» представляет собой рекламное агентство, которому необходимо оригинально презентовать продукт, которым является вешалка.

Группа «Человек-образ» должна пантомимой что-либо изобразить. Все остальные участники отгадывают, что это может быть. Задания педагог придумывает самостоятельно .

Группе «Человек-знак» предлагается несколько головоломок, которые необходимо разгадать.

К предложенным словам необходимо подобрать анаграммы. Анаграмма – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, адрес – среда и др.

Набор слов, к которым нужно подобрать анаграммы: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка. (Ответ: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.)

Группе «Человек-природа» необходимо придумать ландшафтный объект, который можно разместить на территории «Зубренка».

Затем группы презентуют результаты своей работы. По окончании презентации педагог предлагает учащимся определить качества, которыми необходимо обладать представителям каждого типа профессии. Сначала называют участники, затем ребята из других групп, потом педагог дополняет их варианты.

Техника: точность, творчество, интерес к технике, техническое мышление, аккуратность, высокая дисциплина. Обязательно обсудите, почему именно эти качества присущи данному типу.

Человек: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей; умение находить общий язык с разными людьми.

Знак: способность сосредотачиваться, усидчивость и др.

Образ: хороший вкус, творческое воображение, богатая фантазия, наличие специальных способностей.

Природа: любовь к природе, энтузиазм, наблюдательность, склонность к ведению записей.

3. Задание для отряда: по итогу занятия отряд оформляет максимально полную характеристику выбранного типа профессии. Материал сдается куратору смены на следующий день.

4. Рефлексия .

При выполнении какого задания вы чувствовали себя максимально уверенно?

Педагог предлагает воспитанникам ответит на следующие вопросы:

узнали ли вы что-то новое о профессиях?

Задумались ли вы о качествах, которые необходимо в себе развивать?

Что вы ожидаете от смены?

! Педагогу предлагается самому разработать рефлексивные упражнения для каждого последующего занятия, используя методические рекомендации, которые приведены ниже.

Для чего мы используем рефлексию?

Рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребенка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым. Схематично эту классификацию можно представить в виде пирамиды из четырех ярусов: типы профессий, классы профессий, отделы профессий. Пустой прямоугольник на вершине предназначен для обозначения будущей профессии человека.

Первый ярус классификаций. Типы профессий. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности.

По первому признаку - предмет труда - все профессии и специальности можно разделить на пять типов.

1. Человек - живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны, например, с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда.

Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, рыбовод и др.

2. Человек - техника (и неживая природ) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Сюда относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением (слесарь-ремонтник, водитель, механик). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а так же по сборке и монтажу электрооборудования (токарь, сборщик часов, инженер). В тех случаях, когда труд специалиста направлен на монтаж, ремонт сооружений и конструкций - это тоже описываемый тип профессии (архитектор, строитель, техник-сантехник). В этот же тип профессий включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, по переработке продуктов сельского хозяйства, по добыче или обработке горных пород, грунтов.

3. Человек - Человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовые, торговые, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людей или коллективами.

4. Человек - знаковая система (З). Естественные и искусственные знаки, условные знаки, символы, цифры, формулы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки и т.п. - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа (программист, экономист, языковед, топограф).

5. Человек - художественный образ (Х). Явления, факты художественного отображения действительности, т.е. в этом типе труд связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью. (художник, актер, писатель).

[Прощицкая Е.Н. «Практикум по выбору профессии». - М.: Просвещение, 1995 Стр. 10-13]

Второй ярус классификации. Классы профессий.

В пределах каждого типа профессий выделяются их класс по признаку целей. Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные работы, они могут быть сведены к трем большим классам: узнать, преобразовать, придумать.

1. Гностические профессии (Г) - от др. греческого «гнозис» - знание. Поэтому в тех случаях, когда деятельность человека как конечный продукт предполагает узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным признакам, оценивать, исследовать, она будет относится к гностической.

Ч-П: лаборант, дегустатор.

Ч-Т: контролер готовой продукции, мастер-диагност.

Ч-Ч: следователь, социолог.

Ч-З: корректор, бухгалтер-ревизор.

Ч-Х: искусствовед, театровед.

2. Изыскательные профессии(И). В этом классе профессий на передний план выступает та цель деятельности, которая предлагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения. Этот класс невелик по количеству профессий.

Ч-Т: инженер-конструктор.

Ч-Ч: воспитатель, агент по снабжению.

Ч-З: программист, математик.

Ч-Х: дизайнер, композитор.

3. Преобразующие профессии (П). Цель деятельности в этом классе: изменение свойств, состояния предмета труда или сохранение его свойств, состояний в определенных предметах.

Ч-П: зооинженер, агроном.

Ч-Т: слесарь, токарь.

Ч-Ч: учитель, психолог.

Ч-З: чертежник, бухгалтер.

Ч-Х: цветовод-декоратор, художник-оформитель.

Третий ярус классификации. Отделы профессий.

Класс профессий в свою очередь подразделяется на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства. Таких отделов можно назвать четыре:

1. Профессии ручного труда (Р). Примеры: фельдшер-лаборант, слесарь, картограф.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем: оператор станков, машинист котельной, аппаратчик.

4. Профессии, связанные с преобразованием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мыслительные эталоны: певец, учитель, актер.

Четвертый ярус классификации. Группы профессий.

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы:

1. Работав условиях микроклимата, близких бытовым «комнатным» (Б). Лаборанты, бухгалтера, операторы.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О). Агроном, монтажник, инспектор ГАИ.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под землей, при повышенных или пониженных температурах и т.д. (Н). Водолаз, пожарный, шахтер.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, большие материальные ценности (М). Учитель, следователь.

Используя условные обозначения, можно дать обзорную «карту» мира профессий, а так же составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии - мечте.

[Е.А. Климов, «Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1996 г. С.264-270]

Описательные психологические характеристики типов профессионалов.

(по Е.А. Климову)

1. Представители профессий типа «»Человек-природа».

В профессиях данного типа мир видится, усматривается работником и волнует его, прежде всего со стороны имеющих место биотических и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области. Профессионалы выделят и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в сознании многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях «судьбы» чего-либо живого.

Цивилизация, культура человечества - это прежде всего культура сельскохозяйственного производства, земледелия, животноводства, пчеловодства и т.п. Люди - потребители «даров» природы и производители продукции, истоки которых находятся в природе же. Международные отношения - это то, что делается в человеческом мире в связи с охраной природы или использование ее «даров» и профессиональных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии.

Представители профессий этого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как предмете труда.

Умения, которые должны быть развиты: способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение планомерно наблюдать биологические объекты, умение предугадывать события в каким-то сложном биологическом процессе, должен быть необходимый кругозор в общих основах и узко специальной области растениеводства, животноводства, микробиологии, в обслуживающих их соответствующих областях фундаментального знания; знание назначения и возможностей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства.

Исполнительно-двигательная активность: разнообразна от навыков рисования до управления машинами и их комплексами, иногда бережные движения, иногда - многократно повторяющиеся ручные усилия и значительные физические нагрузки.

Познавательные процессы: хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение.

Личные качества: настойчивость в достижении отсроченных целей, бережность и аккуратность, любовь к природе, нестандартность мышления, терпение.

Противопоказания: слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, серьезные дефекты зрения, отсутствие интереса и уважительного отношения к «живому».

2. Представители типа «Человек-Техника».

Мир видится, усматривается прежде всего со стороны того, как наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой.

Цивилизация, культура, история - это достижения научно-технической революции. Создание придумок указанного рода - электродвигателей, радио, ЭВМ.

Условия существования и развития человека - это здания, сооружения, транспортные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и электроэнергией.

Деятельность людей - это научно-технические расчеты, автоматизация технологией производства. Создание грандиозных сооружений и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное применение новейших достижений техники.

Представители этого типа производят вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают машины, механизмы, приборы, обрабатывают различные материалы.

Исполнительно-двигательная активность:: монтаж, сборка, наладка, регулировка, ремонт, демонтаж - т.е. ручной труд.

Знание, умение: умение разбираться в чертежах и схемах, умение мысленно представлять устройство механизма, процессы рабочего взаимодействия, движения их составляющих, кругозор в области естественных наук: физике, математике, химии, знать устройство и функции приборов, машин, инструментов.

Познавательные процессы: сосредоточенность, распределение и переключение внимания, хорошее зрение, линейный и объемный глазомер, пространственное воображение, память на числовые параметры разного рода, хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве, способность быстро принимать решения.

Личные качества: эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенная чувствительность, деловитость, способность работать самостоятельно, аккуратность, добросовестность, любовь к технике, находчивость, дисциплина, осторожность, решительность в сложных ситуациях.

Противопоказания: нарушение опорно-двигательного аппарата, органов чувств, слабое физическое здоровье.

3. Представители типа «Человек - Человек».

Мир видится, усматривается работником и волнует его, прежде всего со стороны наполненности окружающего разными, разнообразными, разномыслящими и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями.

Цивилизация, культура, история человечества - это народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. Международные отношения - это политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различимыми социальными системами.

Деятельность человечества, людей - это приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями.

Представители этого типа умеют руководить группами, коллективами, учить и воспитывать людей, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей.

Исполнительно-двигательная активность: речевые действия, выразительные движения (мимика, пантомимика), точность и координация движений (в медицине).

Умения, знания - умение слушать и слышать, понимать другого человека и именно его внутренний мир, кругозор в области гуманитарного знания, знание психологии человека, четкость, связность и ясность речи.

Познавательные процессы: наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир.

Личные качества: способность сопереживать другому человеку, наблюдательность, отзывчивость, доброжелательность, терпение, снисходительность, творческий склад ума, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами стремительного движения, развития, выдержка, способность «не выходить из себя», принципиальная требовательность к себе и другим.

Противопоказания: дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, медлительность, равнодушие к людям.

4. Представители профессий типа «Человек-Знание».

Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны упорядоченности, развитости, изученности, учтенности и подсчитанности разнообразных его составляющих.

Цивилизация, культура, история человечества - это прежде всего письменность, почтовая и иная информационная связь, формулировки правовых норм.

Международные отношения - это информационно-технические связи.

Деятельность человека - автоматизация связи, документопроизводства, обеспечение законности и правопорядка, совершенствование измерений, систем единиц измерения величин, совершенствование средств фиксации фактов, информационного обеспечения жизни общества.

Представители профессий умеют хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах, документах, текстах, они создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги, чертежи, карты.

Исполнительно-двигательная активность: обычно сильно свернута, важны быстрые и точные, координированные движения пальцев рук, хороший четкий и красивый почерк.

Познавательные процессы: вдумчивость и систематичность, хорошее сосредоточение внимания на знаковом материале, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию большого объема, важны аналитичность и критичность в восприятии знакового материала, хорошее владение письменной речью, безупречная грамотность.

Личные качества: эмоциональная устойчивость, чувство слова, контекста, важны скрупулезность, аккуратность, систематичность в работе, находчивость, интеллектуальная инициатива, способность контролировать ход и правильность своих умственных действий, усидчивость, настойчивость, терпение.

5. Представители профессии типа «Человек-Художественный образ».

Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и принести в нее красоту, удобство.

Цивилизация, культура, история человечества - это достижения художественного толка, причем часто вполне конкретные.

Условия существования и развития человека - это система расселения людей, жилые кварталы, парадные площади города, пространство для отдыха в проектируемом жилом помещении, пространство для рукоделия.

Профессионально важные качества: всестороннее знание предметной области и мира прошлой и современной культуры, жизнь общества, развитое цветоощущение (изобразительное искусство), яркие слуховые представления, тонкое различие качеств звуков (музыка), умение чувствовать и изображать личность героя (актер), важны нестандартный ум, мышление, неограниченное шаблонами, эстетическое чувство, чувство красивого, художественный такт, непринужденность, смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений.

[Е.А. Климов, «Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1996 г. С.289-324]

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!