Образовательный портал. Исчезающие профессии: названия Название каждой профессии левый

«Словарь»:

Слово-предмет Слово-действие Слово-признак:
hРабочий, строитель, сапожник; молоток, пила, топор, гвоздь, гайка, винт, лопата, грабли, отвёртка, лейка, метла, игла, нитка, ножницы, нож, расчёска, шприц, бинт, лекарство, градусник; труд, работа. * Маляр, сварщик, слесарь, электрик, спасатель, фотограф, художник, музыкант, поэт, писатель, актёр, мастер, профессия; рубанок, клещи, ключ, лом. Q Каменщик, инженер, кассир, экскурсовод, композитор, журналист, специалист; станок, компьютер. hСтроить , красить, пилить, рубить, чинить , ремонтировать , закручивать , отвинчивать , забивать, стараться, спасать, работать , трудиться. *Строгать, стеклить, сваривать, класть, разносить, выдавать, рисовать, исправлять, обучать , управлять, фотографировать. Q Сочинять, писать, изучать, обслуживать. hУмный , добрый , внимательный , трудный , нужный , необходимый , быстрый . *Умелый , знающий, догадливый, аккуратный , ловкий , полезный , известный, лучший . QТребовательный , трудолюбивый , терпеливый, настойчивый , опытный, образованный , наблюдательный. Наречия:Умело ,старательно ,внимательно , слаженно , точно, ровно , прямо , медленно

«Наблюдаем. Рассказываем»:

1. «Описываем». Описываемпрофессии по плану:

«Описываем». Описываеминструменты по плану:

2. «Кто/что? Что делает? Какой?». Составляем таблицу о профессиях со словами игры «Описываем».


«Кто/что? Что делает? Какой?». Составляем таблицу об инструментах со словами игры «Описываем».

«Играем»:

1. «Волшебные очки». Рассмотри сюжетную картину Г- 20 и назови…

2. «Слушай – выполняй». (ü) - пауза для обдумывания, повторения и выполнения команды.

3. «Комок» Расправляем «комок» с помощью:

i - ребра ладони двух рук, со стороны указательного пальчика (пальчики плотно прижаты друг к другу и неподвижны).

* - кончиков пальцев (пальчики плотно прижаты друг к другу и неподвижны).

Q - ребра ладони двух рук, со стороны мизинца (пальчики плотно прижаты друг к другу и неподвижны).


4. «Скажи наоборот».


5. «Скажи по-другому». Играем со всеми выделенными словами словаря.


6. «Подходит – не подходит, потому что…»

7. «Лишний, потому что…» (А-25)

i - Врач (1), шприц, градусник. * - Учитель, овощи (3), осень (2), овощной (1), овощевод.

Отвёртка, молоток, строитель (1). - Повар, воспитатель, школа (2), шофёр (3), лето (1).

Q - Утро (1), парикмахер (2), ножницы, расчёска, фен (3).

Овощевод (3), животновод, врач (2), село (1), доярка.

Отвёртка (3), грузовик, экскаватор, столяр (2), слесарный (1), самолёт (4).

8. «У меня – у нас – нет». (В-2)

i нож - ножи – ножей: * острый нож – острые ножи – острых ножей;

Q мой острый нож – наши острые ножи – наших острых ножей.


9. «Слово изменяй, на вопросы отвечай». Играем со словами:

i- пила, мастер; * - инструмент, профессия; Q - бухгалтер, обучение.

10. «Сосчитай-ка». (В-8)

i 1 мой врач, 2 моих врача, 3 моих врача 5 моих врачей.

1 моя швея, 2 мои швеи, 3 мои швеи, 4 мои швеи, 5 моих швей.

* - 1 знающий врач, 3 знающих врача, 5 знающих врачей.

1 молодая швея, 3 молодые швеи, 5 молодых швей.

Q - 1 мой знающий врач, 3 моих знающих врача, 5 моих знающих врачей.

1 молодая умелая швея, 3 молодые умелые швеи, 5 молодых умелых швей.


11. «Слова-родственники». (В-9).

Слова-корни: i - мастер, часы; * - профессия, ремонт; Q- библиотека, камень.


12. «Какой, ещё, самый». (В-1).

i Учитель молодой, а ученик самый….(молодой).

Лопата острая, а нож самый …(острый).

У ученика кисть широкая, а у маляра самая…(широкая).

* Учитель молодой, а студент ещё…(моложе).

Лопата острая, а ножницы ещё…(острее).

У ученика кисть широкая, а у художника ещё…(шире).

Q Учитель молодой, студент ещё…(моложе), а ученик самый….(молодой).

Лопата острая, ножницы ещё…(острее), а нож самый …(острый).

У ученика кисть широкая, у художника ещё…(шире), а у маляра самая…(широкая).

Путаница».

i Экскаватор управляет экскаваторщиком. * Моя папа работать шофёр.

Ножницами маляр красит стену. Лесник беречь животные и деревья в лес.

Q Мой тётя работать врач детский поликлиника в.

Я помогать папа делать кухонный мебель.

Распутай слова, убирав лишний слог: Мапаляр, учититель, шведая, шорофёр, подавар


14. . «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» + «Семья». (В- 5.1). Играем со словами словаря.

молоток пила сверло инструменты

папин папина папино папины


15. «Поём» Учим букву «Ш».


16. «К символу слово подбери».

Моделируем»

19. «Составляем» Играем по набору

20. «Загадываем». Играем со словами игры «Описываем».

«Сочиняем. Запоминаем»:


1. h Почтальон

Кто приносит нам газеты

И от бабушки приветы?

Их приносит почтальон.

С толстой сумкой ходит он.

(В. Степанов)

hЧтоб здоровыми мы были,

Звуки все произносили,

Кто заботится о нас?

Логопеды - это раз,

Массажисты, медсестра

И, конечно, доктора.

(Н. Нищева)

* Каменщик

В переулке дом растёт,

Стены каменщик кладёт.

С ним помощник – мастерок,

Мастерок – лопатка.

Будет дом построен в срок,

Прочной будет кладка.

(В.Степанов )


QВсё для всех

Каменщик строит жилища,

Платье - работа портного,

Но ведь портному работать

Негде без тёплого крова!

Каменщик был бы раздетым

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьёт, натачает?

Стало быть так и выходит:

Всё, что мы делаем нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно!

(Ю. Тувим)

2. hСтавят ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук -

Тоже дело этих рук

(сапожник)

hВесь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску лезу

И по мне все - тук да тук!

(гвоздь)

* Его приходу

Каждый рад,

Когда на кухне

(водопроводчик)

* Деловой, мастеровой,

Стульчик делал он со мной:

Ни минуты не молчал,

Всё стучал, стучал, стучал.

(молоток)

Q Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или уложу в кровать,

Или разрешу гулять.

(градусник)

Q На что не взглянет этот глаз-

Все картинки передаст.

(фотоаппарат)


3. h У станка он дни и ночи,

Всё умеет, он-…

(рабочий) (№13, с. 19)

hПисьма в дом приносит он,

Долгожданный...

(почтальон) (№13,21)

*Детских песенок куплеты

Сочиняют нам…

(поэты) (№13, с. 23)

* Сапогам хромым помощник,

Каблуки прибьёт...

(сапожник) (№13,23)

Q Почерком быстрым исписан весь лист-

Очерк в газету строчит...

(журналист) (№13, с. 23)

Q Сон и отдых позабыты,

Песню пишет...

(композитор) (№13,22)


4. Принесли новые ножницы в парикмахерскую. Ножницы были блестящие и красивые, и все старые инструменты парикмахера завидовали им и боялись, что их быстро сменят на эти ножницы. Но....

Оставил папа ящик с инструментами на кухне. Понравилось им там и решили они остаться на кухне навсегда. Так как инструменты без дела портятся, стали они искать себе работу…

5. 1. Рассмотри картину Г-20. Работай с ней по алгоритму.

2. h Назови ещё по 2 – 3 инструмента, подходящие к каждой профессии. * Как ты думаешь, есть ли только женские и только мужские профессии? Q Какая профессия самая важная?

3. Почему в народе говорят: h Дело мастера боится. * Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Q Работа мастера хвалит.

Тема 31. «День Победы»

«Словарь»:

Слова-предметы Слова-действия Слова-признаки:
hВойна ,мир ,победа ,армия;защитник , герой , враг , солдат, командир; награда, памятник, помощь . * Родина , праздник , салют, парад, наступление , сражение , поражение , поздравление, забота; воин , боец, ветеран, победитель; граница, крепость; медаль, орден; оружие, огонь, рана. Q Противник , предатель , шпион , доброволец, партизан; генерал, маршал, офицер; фронт, тыл; мужество , героизм, отвага, бесстрашие ; торжество , вечный огонь, Отечество, Отчизна . hВоевать , побеждать , защищать , помнить , поздравлять. * Наступать , сражаться , освобождать , завоёвывать , драться , награждать, благодарить. QЧтить (память), славить , гордиться , салютовать, желать. h Старый , страшный , смелый , сильный , военный . * Храбрый , боевой, раненый, вечный . Q Великий , отечественный, праздничный , торжественный, отважный , доблестный. Наречия:Радостно , бесстрашно , отчаянно, вечно

«Наблюдаем. Рассказываем»:

1. «Описываем». Беседуем о героизме и мужествезащитников Отечества в годы Великой Отечественной Войны и о событиях военных лет по плану:

2. «Кто? Что? Что делает? Какой?». Заполняем таблицу.

i - праздник, герой; * - салют, парад; Q крепость, партизан.

«Играем»:

1. «Выполняй, пожалуйста». (ü) - пауза для обдумывания, повторения, выполнения команды

2. «Каталочка». Пальцами левой руки катаем карандаш по кисти правой руки по 10-15 раз:

i - все пальцы по порядку, начиная с большого;

* - все пальцы по порядку от мизинца к большому, без остановок при смене движения;

Q - пальцы в очерёдности: 1, 3, 5, 4, 2.


3. «Скажи наоборот». Играем со всеми подчёркнутыми словами словаря.


4. «Скажи по-другому». Играем со всеми подчёркнутыми словами словаря.


5. «Подходит – не подходит, потому что…»

6. «Лишний, потому что…» (А-31)

i - Солдат (1), танк, самолёт. * - Вспоминать (2), дарить, награждать, танкист (1).

Салют (1), воин, офицер. - Смелый, отважный, офицерский (3), солдат (1), молодой (2).

Q - Ветеран (3), боевой (1), автомат, танк (4), пистолет, весна (2).

Стреляет (4), наступает, атакует, война (1), рисует (3), думает (2).


7. «У меня – у нас – нет». (В-2). Играем со словами словаря.

i ветеран – ветераны – ветеранов;

* знакомый ветеран – знакомые ветераны – знакомых ветеранов;

Q мой знакомый ветеран – наши знакомые ветераны – наших знакомых ветеранов.

8. «Слово изменяй, на вопросы отвечай». Играем со словами:

i- мир, армия; * - ветеран, орден; Q - торжество, победитель.

9. «Есть – было – будет» (В-4).

* цветы (рассада) (букет ветерану)

бой (наступление врага) (отступление врага)

Q победа (война) (праздник)

праздник (подготовка к празднику) (воспоминание о празднике)


10. «Сосчитай-ка» (В-8).

11. «Слова – родственники». (В-9).

i - победа, герой; * - бой, стрелять; Q- защита, война.


12. «Как – ещё». (В-1).

i, * , Q Бой длится долго, а война ещё…(дольше).

В мирное время защищать страну трудно, а во время войны ещё…(труднее).

Солдат целится быстро, а снайпер ещё…(быстрее).


Путаница».

i День Победы – важная праздник * Дедушка Петин воевать война на

Война приносить горе люди. Получать он награды много.

Q Мы смотреть парад ветераны День в Победы

Дарить ветераны дети цветы подарки и.


14. «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» + «Семья». (В-5.2). (со словами, подходящими по смыслу)

медаль орден поздравление награды

дедушкина дедушкин дедушкино дедушкины


Сложенные слова»

iдолго + ждать, орден + носить; *, Q военный + полевой, обязанность, море, воздух.

16. «Поём». Учим буквы «Й», «Е», «Ё», «Я», «Ю».


17. «К символу слово подбери». Символы – слово-предмет, слово-действие, слово-признак и символ предлогов

Моделируем»

20. «Составляем» . Играем по набору Ж - 9 с предлогами

i - над * - перед, с Q - с, к

Таблицы :

1. Солдат, танк, самолёт.

2. Салют, воин, офицер.

3. Вспоминать, дарить, награждать, танкист.

4. Смелый, отважный, офицерский, солдат, молодой.

5. Ветеран, боевой, автомат, танк, пистолет, весна.

6. Стреляет, наступает, атакует, война, рисует, думает.

7. Победитель, артиллерист, пограничник, танковый, парашют, май.

«Сочиняем. Запоминаем»:


1. hМой дедушка

На груди у дедушки -

Ордена, медали.

Их на фронте дедушке

За отвагу дали.

Приглашён мой дедушка

В гости в детский сад.

Принимает дедушка

Праздничный парад.

(Ю. Капотов)

* Победа

Победойкончиласьвойна,

Те годы позади.

Горят медали ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою,

А кто - за подвиг трудовой

В своём родном краю.

(С. Михалков)

QДевятое мая

Рады родители,

Дети и деды

Гордому празднику

Нашей Победы.

В день этот радостный

Мира и света

Солнцем весенним

Земля обогрета.

Праздничным утром

Никто не забыл

Цветы положить

У солдатских могил.

(Г. Виеру)


2 .hНе трактор, а с гусеницами,

Не крепость, а с башней,

Не ружьё, а с дулом.

(танк)

*Без плавников, среди глубин

Железный плавает дельфин.

(подводная лодка)

QВ чужую страну засылается он,

Все ваши секреты узнает...

(шпион)

3. h Все солдаты встали в ряд,

Начинается….

(парад).

* Много бед несёт она,

Злая, страшная…

(война).

QГрянул гром, весёлый гром,

Засверкало всё кругом!

Рвутся в небо неустанно

Разноцветныефонтаны,

Брызги света всюду льют!

Это праздничный...

(салют) (№8,244)


4. Слушал Петя рассказы дедушки-фронтовика о войне. И очень мечтал сам кого-нибудь спасать, защищать. Однажды, играя во дворе, увидел Петя плачущего малыша..

Прочитал Серёжа в книге, что служебные собаки помогали людям на войне. И вот на День рождения подарили Серёже щенка...

5. 1. Рассмотри картины Г-23 (23.1 – 23.3), выложи их по порядку. Работай с ними по алгоритму. Составь рассказ по ним.

2. h Как ты думаешь, какими были солдаты, победившие в войне?

* Что, на твой взгляд, нужно делать, чтобы стать хорошим защитником Родины?

Q Объясни выражение: «Миру-мир».

3. Почему так говорят: h Умелый боец – везде молодец! * Важна смелость, да нужна умелость.

Q Кто за правое дело стоит – тот всегда победит.

По предмету труда (то, с чем работает человек), средствам труда (какими инструментами или машинами он пользуется), условиям труда, целям труда все профессии можно отнести к тому или иному типу. Учитывая такую типологию в соответствии каждой профессии можно поставить некоторый код, или профиль - то есть, по какому критерию к какому типу она относится. Затем можно для себя составить «идеальную формулу профессии», предпочитаемые средства труда и предмет труда. Таким образом, несложно будет для себя определить, какая профессия Вам подойдет, а какая нет.

Всякую профессию по каждому из оснований строки можно отнести либо к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.

1. В зависимости от предмета труда все профессии принято делить на пять типов.

На самом деле это грубое деление. Такое деление подходит для профессий, в которых четко прослеживается принадлежность одному из пяти предметов труда. Психологи определяют для каждой профессии, какой предмет труда ей ближе, с чем в основном имеет дело человек в процессе труда, а характеризующих профессию предметов труда может быть три. Такая оценка позволит различать профессии внутри группы, определяя вторичный для данной профессии предмет труда.

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

Профессии : зоотехник, кинолог, мастер-животновод, семеновод, агроном, лаборант химико-бактериологического анализа и другие.

Из профессий этого типа выделяют профессии, для которых предметом труда будут являться:

· растения

· животные

· микроорганизмы

Такие профессии связаны с пищевой промышленностью, медициной, сельским хозяйством, и научными исследованиями в сфере биологии и географии. Некоторый интерес к природе, как ни покажется странным, должны иметь менеджер по гостиничному бизнесу и туризму, психолог…

Такое деление вовсе не означает, что весь труд человека направлен лишь на упомянутые предметы труда. Например, растениеводы используют различную технику, работают в коллективе, проводят экономическую оценку своего труда. Но всё равно главным предметом забот и внимания растениеводов являются растения и среда их существования.

С другой стороны, если Вы выбираете профессию типа «человек-природа», очень важно выяснить Ваше отношение к природе: как к месту отдыха или как к Вашему рабочему месту, где Вы будете отдавать свои силы производству.

При выборе профессии следует учитывать ещё один момент. Особенность биологических объектов труда заключается в их сложности, изменчивости (по своим внутренним законам), нестандартности. Животные, растения, микроорганизмы растут, развиваются, живут, болеют и даже гибнут. Работник должен не просто много знать о живых организмах, но также и предвидеть возможные в них изменения, которые иногда бывают необратимыми. Человек должен обладать такими качествами как самостоятельность в принятии решений, дальновидность, инициатива, заботливость.

"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"

Профессии : столяр, проходчик, техник-металлург, архитектор, инженер-механик, радиомеханик, электромонтажник, строитель, специалист по телекоммуникациям, сборщик компьютеров и другие.

Естественно, здесь труд работников направлен не только на технику, но всё равно основной предмет профессионального внимания - технические объекты и их свойства.

· профессии, связанные с добычей и обработкой грунтов и горных пород;

· профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, полуфабрикатов, изделий;

· профессии по производству и обработке металлов, механической сборкой, монтажом машин и приборов;

· профессии, связанные с ремонтом, обслуживанием, наладкой технологических машин, транспортных средств, установок;

· профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, конструкций, сооружений;

· профессии, связанные со сборкой, монтажом, ремонтом, наладкой, обслуживанием приборов, аппаратов, электрооборудования;

· профессии, в которых используются транспортные и подъемные средства и управление ими;

· профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

В процессе обработки, перемещения, преобразования или оценки технических средств работник должен быть точен, от него требуется определенность действий. Так как технические объекты всегда разрабатываются самим человеком, то в техническом мире много возможностей для новаторства, технического творчества, выдумки. Кром творческого подхода в деле техники от человека требуется также высокий уровень исполнительской дисциплины.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"

Ведущим предметом труда в этой категории профессий являются люди.

Профессии : учитель, психолог, врач, экскурсовод, парикмахер, руководитель художественного коллектива, менеджер и другие.

К профессиям этого типа относятся:

· профессии по обучению и воспитанию, по организации и управлению детскими коллективами;

· профессии по управлению производством, руководству людьми и коллективами;

· профессии по бытовому и торговому обслуживанию;

· профессии по информационному обслуживанию;

· профессии по информационно-художественному обслуживанию людей и руководству художественными коллективами;

· профессии по медицинскому обслуживанию.

Чтобы успешно работать по профессиям этой категории нужно быть коммуникабельным, уметь контактировать с людьми и поддерживать контакты, уметь понимать людей, разбираться в их особенностях, а также получить знания в соответствующей сфере производства, науки и искусства.

Качества, которые имеют важное значение в работе:

· хорошее устойчивое настроение в ходе работы с людьми;

· потребность в постоянном общении;

· способность понимать настроение людей, их намерения, помыслы;

· умение разбираться во взаимоотношениях людей;

· умение общаться с разными людьми и находить с ними общий язык.

"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"

Профессии : инженер, чертежник, переводчик, секретарь-машинистка, топограф, программист и другие.

В группу профессии типа «человек - знаковые системы» входят:

· профессии, связанные с делопроизводством, оформлением документов, перекодированием, анализом текстов и их преобразованием;

· профессии, связанные с числами и количественными отношениями;

· профессии по обработке информации, представленной в виде схематических изображений объектов или в виде системы условных знаков.

Для успешной работы по одной из профессии типа «человек - знаковая система» нужно иметь особый способности для погружения в мир сухих обозначений, уметь отвлекаться от окружающего мира и сосредотачиваться на тех сведениях, которые заключены в знаках. При обработке информации, представленной условными знаками, необходимо будет решать задачи проверки, контроля, обработки, учета, сведений, а также работать над созданием новых знаков и знаковых систем.

"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З"

Профессии : художник, дизайнер, артист, музыкант, литературный работник, резчик по камню.

Группа профессий типа «человек - художественный образ» объединяет в себе:

· профессии, связанные с изобразительной или музыкальной деятельностью;

· профессии литературно-художественной направленности;

· профессии актерско-сценической деятельности.

Отличительной особенностью профессий типа «человек - художественный образ» является то, что большая часть трудовых затрат скрыта от стороннего наблюдателя. Кроме того, зачастую прилагаются специальные усилия, чтобы создать эффект непринужденности и легкости конечного результата труда.

2. В зависимости от условий труда все профессии делят на четыре группы:

· Труд в условиях обычного микроклимата (бытового) - инженер, секретарь-референт, бухгалтер, программист;

· Труд на открытом воздухе, где возможны резкие перепады температуры и влажности - агроном, полевод, пожарник, строитель;

· Труд в необычных условиях: под водой, в воздухе, под землей, на высоте, в горячих цехах и цехах с вредным производством - водолаз, шахтер, аппаратчик, летчик;

· Труд с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей, за материальные и общественные ценности - врач, учитель, аудитор, инженер по технике безопасности.

3. По средствам труда профессии принято делить на четыре категории:

· профессии, где используется ручной труд - хирург, ювелир, столяр, музыкант, монтажник радиоаппаратуры;

· профессии, где используются машины с ручным управлением - машинист, водитель, оператор связи, токарь;

· профессии, где используются автоматы, полуавтоматы, робототехнические комплексы, автоматические линии - аппаратчик, печатник, диспетчер энергосистем, сталевар;

· профессии, где используются функциональные средства труда - дирижер, актер, преподаватель, спортсмен, режиссер.

4. В зависимости от цели труда выделяют три группы профессий:

· гностические: различить, проверить, оценить, распознать - контролер, санитарный врач, товаровед, следователь, литературный критик, эксперт;

· преобразующие: преобразовать, переместить, организовать, обработать - преподаватель, живописец, водитель, портной, слесарь, паркетчик;

· изыскательские: придумать, сконструировать, изобрести, найти новый вариант - художник-оформитель, разметчик, закройщик, селекционер.

Пример формулы профессии : Юрист

Предмет труда : ЧЕЛОВЕК - юрист обслуживает людей, помогает в решении их проблем, анализирует их, общается с людьми; ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ - юрист читает и анализирует документы, сборники законов, справочники, статистические данные.

Условия труда : С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - за жизнь и честь человека; БЫТОВЫЕ - в случае, когда это юрист-следователь, когда полицейский, тогда на открытом воздухе.

Средства труда : ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ - язык, мимика, жесты, собственные мозги; иногда АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ - использование компьютера.

Цели труда : ГНОСТИЧЕСКАЯ - определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента, определить, распознать причину, классифицировать, сортировать; ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ - улики, найти способ подачи информации, найти способ лучшей защиты подсудимого.

Идеальную формулу профессии для Вас могут составить с помощью тестов психологи. Вам задается ряд вопросов и в результате анализа выявляются предпочитаемые Вами средства труда выбранной профессиональной деятельности. Психологи формулы профессий составляют на основе профессиограмм (описаний профессий, решаемых в процессе трудовой деятельности задач, требований профессии к качествам человека). Можно воспользоваться существующими компьютерными системами для составления Вашей идеальной формулы. Такие услуги Вам могут оказать в профориентационных центрах и центрах психологической поддержки, а также в центрах компьютерного психологического тестирования. Но лучше всегда самому уметь анализировать профессию - тогда Ваш выбор действительно будет осознанным. Вы будете понимать, чем Вас привлекает какая-либо профессия (например, профессия физика-теоретика - изыскательскими целями, профессия каскадера - необычными условиями).

В прошлой статье я перечислила . А сегодня хочу рассказать Вам о профессиях не только необычных, но и имеющих очень странные непонятные названия, по которым не сразу можно догадаться, в чем суть специальности. Надеюсь, Вам будет интересно! Итак, начнем:

1. Стрингер.

Звучит как часть женского белья. Но, на самом деле, стрингер - это корреспондент, которому приходится работать в зоне военных действий в экстремальных условиях.

2. Торседорос.

Торседорос

Человек, который крутит сигары.

3. Ремюор.

Специалист по ремюажу. Человек, который ежедневно переворачивает бутылки с вином так, чтобы осадок оседал на пробке.

Работа ремюора и дегоржера

4. Дегоржер.

Эта профессия также связана с изготовлением вина. Такой специалист должен уметь быстро откупорить бутылку, находящуюся горлышком вниз (которую уже перевернул ремюор), чтобы вышел углекислый газ и осадок, затем очень быстро бутылку перевернуть и закупорить обратно.

5. Пицейоло

Повар-специалист по пицце.

Пиццейоло

Продавец, специалист по винам.

7. Постижер.

Человек, изготавливающий парики из натуральных волос. На один парик уходит около месяца. Очень кропотливый труд.

Постижер

8. Отельер

Специалист, который общается с постояльцами отеля, рассказывает об отеле, предлагает дополнительные услуги, следит за техникой безопасности в отеле, планирует развитие отеля.

9. Вальвеолог.

Человек, занимающийся вопросами сохранения здоровья человека.

10. Аквизитор.

Звучит как инквизитор. Но, на самом деле, это обычный страховой работник.

11. Андеррайтер

Тоже страховой работник.

12. Футуролог

Как понятно из названия, это человек, прогнозирующий будущее.

Футуролог

13. Конфликтолог

Человек, который разрешает споры и конфликты.

14. Веб-садовник.

Это специалист, который поддерживает в порядке сайты. Следит за внешним видом сайта, обновляет его, убирает битые ссылки.

15. Этичный хакер.

В обязанность такого человека входит устраивать атаки на собственные сайты компании, в которой он работает, чтобы находить слабые места в системе.

16. Лайф-коуч.

Очень популярная сегодня профессия. Лайф-коуч - это консультант по различным жизненным вопросам и ситуациям. Лайф-коуч помогает сделать жизнь интереснее, насыщеннее и эффективнее.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Названия разных профессий.
Назначение разных профессий.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, архитектор, тракторист, комбайнер, доярка, птичница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсестра.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисциплинированный;

ГЛАГОЛЫ: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пишет, сочиняет, летает, водит, возит, выдает, принимает, продает, считает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, копает, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают.

ОДИН - МНОГО.
Учитель — учителя — учителей.
Врач — врачи — врачей.
Продавец — продавцы — продавцов.
Пекарь — пекари — пекарей.
Фотограф — фотографы — фотографов.
Портной — портные — портных.
Доярка — доярки — доярок.
Почтальон — почтальоны — почтальонов.

НАЗОВИ ПО ОБРАЗЦУ (детям от 6 лет):
Он художник, а она — художница.
Он учитель, а она — ... .
Он писатель, а она — ... .
Он проводник, а она — ... .
Он певец, а она — ... .
Он переводчик, а она — ... .

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?
Учитель — учит читать, писать, считать.
Пожарный — тушит пожар.
Строитель — строит и ремонтирует дома.
Маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит.
Фотограф — фотографирует.
Повар — ... .
Портной — ... .
Парикмахер — ... .
Библиотекарь — ... .
Врач — ... .
Писатель — ... .
Водитель — ... .
Тракторист — ... .
Доярка — ... .
Птичница — ... .

КОМУ ЧТО НАДО ДЛЯ РАБОТЫ?
Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди.
Врачу — лекарство, белый халат, градусник.
Художнику — ... .
Учителю — ... .
Портному — ... .
Маляру — ... .
Рыболову — ... .
Продавцу — ... .
Садовнику — ... .
Плотнику — ... .
Доярке — ... .
Трактористу — ... .

УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ (детям от 6 лет).
Кто носит багаж? (Носильщик.)
Кто сваривает трубы? (Сварщик.)
Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)
Кто работает на кране? (Крановщик.)
Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)
Кто точит ножи? (Точильщик.)
Кто чинит часы? (Часовщик.)
Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
Кто красит стены? (Маляр.)
Кто ухаживает за птицами? (Птичница).
Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
Кто играет на рояле? (Пианист.)

ПУТАНИЦА.
Маляр шьет одежду.
Водитель управляет самолетом.
Парикмахер вяжет кофту.
Библиотекарь разносит почту.
Фотограф сочиняет музыку.
Тракторист шьет одежду.

ОПИШИ ПРОФЕССИЮ ПО ПЛАНУ:
Название профессии.
Какие инструменты нужны для работы по этой профессии.
Что делает человек этой профессии.

НАЗОВИ (детям от 6 лет):
Детского врача — ... (педиатр).
Зубного врача — ... (стоматолог).
Глазного врача — ... (окулист).
Врача, делающего операции, — ... (хирург).
Врача, лечащего нервы, — ... (невропатолог).
Помощник врача — ... (медицинская сестра).

Медицинскую одежду - ...(колпак, косынка, халат, перчатки).
Медицинские инструменты - ...(шприц, шпатель, пипетка, градусник, молоточек, пинцет).

Что такое профессия? (Дело, работа, занятие.)
Назовите профессии своих родителей.
Для чего нужны профессии?
Кем вы хотите стать, когда вырастете?
Для чего надо учиться профессиям? Где им обучаются?

Встаем мы очень рано, ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель.)

Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз — и помним вас. (Фотограф.)

С огнем бороться мы должны —
С водою мы напарники.
С нами будут не страшны
Газы вам угарные.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? — ... (Пожарные).

Скажи-ка, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар.)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
Инструмент любой у места - и рубанок, и … (стамеска).

С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники.
C водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? - … (пожарники).

Я бы летчиком-пилотом
Непременно стать хотел,
Я тогда на самолете
До Москвы бы … (Долетел).

Бежит за иголкой торопливая нить
Я все что угодно могу себе… (сшить).

Не трудно самой мне заштопать носок
Карман починить, обметать… (поясок).

В нем пудов, наверно, тыща!
Тяжеленный… (молотище).

Я не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками.
Уходят очень милые -
Веселые и гладкие.
Значит я надежный друг,
Электрический… (утюг).

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут
Золотых, стальных. Алмазных
Нет священней слова … (труд).

В небо синее пилот поднимает… (самолет).

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

Рубанок в руки - работа другая:
Сучки, закорючки рубанком… (строгаем).

Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес механический… (насос).

Чтоб не мокли люди под дождем
Кровельщик железом покрывает… (дом).

Ходит кран подъемный - огромной высоты
Подает на крышу железные… (листы).

Летят опилки белые, летят из-под пилы:
Это плотник делает рамы и… (полы).

Надо хлеба нам купить иль подарок подарить -
Сумку мы с тобой берем и на улицу идем.
Мы проходим вдоль витрин и заходим в… (магазин).

Ну, а в этом магазине крендель, булки на витрине,
С отрубями хлеб лечебный. Магазин зовется… (хлебный).

Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).
Семь молодцов удалых косцов косы точили, траву... (косили).

На глазах у детворы крышу красят... (маляры).

Доски на гору везем, будем строить новый... (дом)
Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра).

Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра). Баруздин С.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).

Ир-ир-ир-мой папа...(командир).

Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).

Не пила и не спала, грызла дерево... (пила).

Шьёт, зашивает и колется колко остроносая... (иголка).

Количество профессий, появляющихся и исчезающих одновременно, очень велико. Большинство из нас не знает сейчас, кто такой балагол, а вот термин «копирайтер» знаком почти каждому. Для того чтобы разобраться с функционалом каждой профессии, люди пользуются специальной литературой. А чтобы понять, к какой сфере относится та или иная позиция, необходимо прочитать наш материал.

Деление профессий

В мировом сообществе лингвистов принято делить профессии по различным признакам, группируя их между собой в небольшие кластеры. Такие группировки помогают выделить одинаковые занятия и обобщить их.

Все профессии делятся по различным признакам.

По типу труда бывают классы профессий гностические, преобразующие, изыскательские:

  • Преобразующие. Такие профессии связаны с изменением различных свойств или состояний предмета труда. Познание в этом случае не является самоцелью. Яркими представителями данной группы будут являться люди, которые работают поварами, пекарями, строителями. Здесь четко прослеживается изменение свойств изначального материала. Пекарь из сырых продуктов выпекает хлебобулочные изделия, повара изменяют свойства сырых овощей и фруктов, отваривая их в кипятке, строители - замешивают сухой цемент и оставляют его затвердевать. Не подходит, например, профессия водителя - четкого изменения свойств нет.
  • Гностические профессии (от древнегреческого слова «гнозис», обозначавшего знание). Это профессии, которые связаны исключительно с познавательной отраслью. При этом они органично вписываются в материальное производство. Таких профессий много, и они очень разнообразны. Как конечный продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование и оценка. К представителям относятся лаборант, искусствовед. Судмедэксперт - также профессия гностического типа.
  • Изыскательные. В этом случае основной направленностью становится поиск чего-то, деятельность, которая поможет изобрести новое, придумать решение. Представители - люди, чья работа связана с изобретением нового и преобразованием старого. Это - воспитатели и педагоги, программисты, математики, инженеры, раскройщики лекал.

Деление по средствам труда

По средствам труда делятся профессии на:

  • Использующие механизированные орудия. Это профессии, которые предполагают в своей деятельности управление автоматами или механизмами. Создаются такие машины с использованием ручного управления для преобразования чего-то, перемещения. Классическими представителями такой профессии будут токарь или водитель машины, которые при помощи управления перемещают грузы или придают форму заготовке.
  • Использующие ручные орудия, которые необходимы для выполнения самой функции труда. Представителями являются слесари, картографы, художники, лаборанты.
  • Использующие автоматизированные орудия. Такие профессии предполагают управление станками, различными устройствами. Работники - операторы инкубационных подразделений, операторы записи звука.
  • Функциональные средства человеческого организма. Это профессии, в которых основная деятельность - мыслительная и эталонная. Например, дирижер или акробат.

Деление по условиям труда

По условиям труда профессии делятся по типу работ:

  • На открытом воздухе - агрономы, трактористы, монтажники. Работа предполагает резкие перепады температур.
  • Бытового типа - бухгалтер, программист. Это работа офисная или лабораторная.
  • Необычные - под водой, на большой высоте, в условиях сильной жары. Представители - водолазы, шахтеры.
  • С повышенным уровнем ответственности морального характера - такие сотрудники несут ответственность за здоровье человека, его жизнь, материальные ценности. Это учителя, судьи, продавцы.

Классификация профессий

Во всем мире принято делить существующие профессии на определенные классы. В России популярностью пользуется таблица, составленная Е. А. Климовым.

Согласно его классификации, выделяется 5 основных типов:

  • Человек - техника. Это люди, которые взаимодействуют с неживыми объектами, чаще всего - техническими. К примеру - электрик, слесарь-ремонтник, токарь.
  • Человек - природа. Дело имеют с животными, лесами, микроорганизмами. Это - ветеринар, агроном, мастер-плодоовощевод, специалист-животновод.
  • Человек - человек. Предметом исследования, обслуживания, преобразования являются сообщества, социальные слои, группы, люди разного возраста. Представители - врачи, учителя, продавцы, инженеры-педагоги, экскурсоводы.
  • Человек - художественный образ. Представитель данной профессии видит мир творческим, старается выделить прекрасное. Окружение волнует его только с точки зрения возможности добавить красоты, затронуть форму или эмоцию. Яркие представители - художники, реставраторы, настройщики, артисты балета, драмтеатра, композиторы, декораторы.

Гностические специальности

Гностические профессии - это профессии, в результате деятельности не производящие новых продуктов или товаров. Это оценочная сфера. Гностический класс профессий часто связан с культурной деятельностью и наукой.

Специалисты гностических профессий не участвуют в создании нового. Чаще всего они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры.

Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.

Примеры профессий

В каждой профессии сочетаются различные признаки, принадлежащие классам, типам и видам разного направления.

Преобразующие специальности

Изыскательные профессии

Гностические профессии

Семеновод, дрессировщик, селекционер

Садовод, доярка, ветеринар

Сортировщик рыбы, овощей, плодов, приемщик молока, сортировщик яиц

Литейщик, часовщик, автослесарь

Крановщик, тракторист, водитель

Летчик-наблюдатель, гидроакустик, лаборант для механических испытаний

Пластический хирург, психиатр, психолог

Массажист, продавец, терапевт

Вахтер, санитарный врач, сторож, следователь, журналист

Переводчик, раскройщик, шифровальщик

Программист, лингвист, математик

Контролер чертежей, бухгалтер-ревизор, корректор, нормировщик

Флорист, художник, писатель

Живописец по фарфору, модельер, скульптор

Критик, контролер музыкальных изделий, антиквар

Гностический класс призван:

  • исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять;
  • оценивать, разбираться в трудных и сложных явлениях, делать выводы на основе разнообразных признаков объекта);
  • проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать и так далее.

Гностические профессии, перечень которых очень длинный - контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий и сооружений (это архитектура), санитарный врач (сфера - человек), лаборант анализа (это природа) и т. д., - могут пересекаться и с другими профессиями и типами.

Где встречается гностический тип

Гностические профессии, список которых можно продолжать бесконечно, можно встретить где угодно. В поликлинике и в поле, на строительной площадке, и на заводе, в торговом зале супермаркета или магазина. Могут относиться гностические профессии к любому из пяти распространенных типов профессий: контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.

Преобразующие профессии

Самым многочисленным считается класс профессий, который по своим целям активно связан с изменением свойств предметов труда. Именно поэтому данный класс называется преобразующим. Для таких профессий психологи, составляя карту профориентации, используют аббревиатуру «Пр» - по первым буквам ключевого слова. Этот класс является наиболее широким, потому что часто познавательная деятельность не является основной, а только лишь выступает впереди преобразующей и является побочным продуктом.

Под преобразующей деятельностью следует понимать любые действия, в результате которых предмет труда изменит свои свойства, положение в пространстве, а также наоборот, будет активно сохранять свои первоначальные свойства. Класс этих профессий широко распространен в разных сферах: учитель, столяр, чертежник, полевод, реставратор.

Изыскательные работы

Гностические профессии, примеры которых рассмотрены выше, сильно отличаются от изыскательных. В изыскательном классе на первый план выдвигается только та цель работы, которая подразумевает под собой изобретение чего-то, где нужно придумать или определить новый вариант решения вопроса. В классификациях принято обозначать данный класс буквой «И». Это - профессии практического применения. Часто их путают с гностическими, связанными со специальными изысканиями. Гностические профессии, цель труда которых - распознать и классифицировать, в этом контексте отличаются от изыскательных очень сильно. Работа геолога, например, часто вызывает у специалистов споры, куда ее отнести.

Отличительные черты гностических профессий

Гностические профессии, примеры которых приведены ранее, характеризуются некоторыми особенностями, помогающими вычленить их среди общей массы. В этом классе любой из специалистов самостоятельно не участвует в производстве новых продуктов, а только лишь оценивает отдельные имеющиеся. Эти продукты всегда сделаны другими специалистами и не могут возникнуть сами по себе.

Также представители гностических профессий могут оценивать отдельные параметры какого-либо изделия. Отличительная черта, которая объединяет всех специалистов, - это высокий интерес к свойствам, признакам определенных объектов или продукции, а также их сравнение.

Разнообразие гностических специальностей

Гностические профессии разнообразны настолько, что среди всех них выделяется еще отдельная самостоятельная группа, объединенная ведущими действиями, которые применяются для достижения целей гностического характера. К ним относят: классификацию - сортировку, проверку по известным заранее качествам, исследование - углубление в более сложные связи скрытых, не сразу видных и явных процессов или явлений.

Требования к сотрудникам

Специальности этого класса предъявляют определенные личностные и профессиональные требования к работнику. Основное, что выделяет гностические профессии - цель труда. Примеры требований к работнику: очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость и выносливость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. Для беспристрастного и качественного исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности в сделанных выводах.

Примеры

Примеры профессий гностического характера встречаются на каждом шагу. Скажем, закройщик, который работает в ателье. Каждый раз, приступая к индивидуальному пошиву, он должен изменять свою деятельность, ориентируясь на фигуру клиента, фактуру ткани, фасон модели.

Фактически он решает нестандартные и творческие задачи на протяжении всего рабочего дня. Класс таких профессий - изыскательных - крайне невелик.

Пересечение классов и целей

Очень редко четко выделяются профессии, в которых преобладает один тип или класс. Не могут быть только гностические профессии, только изыскательные или только преобразующие. Чаще всего в работе, которой занимается человек, присутствует несколько целей: и распознать, и придумать, и преобразовать. Во множестве специальностей цель труда содержит в себе по два элемента, или даже каждый из них. Для того чтобы определить, гностические профессии или изыскательные, и отнести их к некоторому классу, нужно будет предварительно сориентироваться в том, который из элементов целей составляет главное, основное содержание всей деятельности, а какой элемент имеет значение побочного.

Например, врач, чтобы лечить человека, должен сначала выяснить и поставить диагноз. В начале его труда обязательно будет присутствовать элемент изыскательной активности и распознания, но главное содержимое и смысл всех врачебных специальностей направлен на излечивание и исцеление больного, а значит - на его преобразование.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!