Какие рабочие места признаются аналогичными. Аналогичные рабочие места: что это такое? Аналогичные рабочие места: правила подсчета

— Как понять при проведении СОУТ, что места являются аналогичными? У нас в режиме неполного рабочего дня на одном и том же рабочем месте работают и бухгалтер, и экономист? Фактически, бухгалтер работает до обеда, экономист – после обеда.

В этом случае специальная оценка условий труда (СОУТ) должна проводиться по двум рабочим местам, с указанием продолжительности рабочего дня. Аналогичные рабочие места подразумевают единое наименование должностей.

Понятие аналогичных рабочих мест хорошо прописано в Законе о специальной оценке условий труда № 426-ФЗ, а именно в статье 9 пункт 6. Аналогичные места могут размещаться как в одном, так и в разных помещениях, однако эти помещения должны быть одинаково оборудованы, на рабочих местах в них обязательно создаются одинаковые условия труда по освещенности, отоплению, кондиционированию.

Трудиться на аналогичных рабочих местах должны сотрудники по одной и той же профессии, специальности. Кроме этого, характер работы, режим работы, используемые материалы и технологический процесс на рабочих местах должны быть одинаковыми.

— Как ведется подсчет рабочих мест для СОУТ? По штатному расписанию у нас 1 карта на 4 места: 1 р. м. и 3 аналогичных. Может быть, надо по факту смотреть, кто и как работает, какое есть оборудование, где находится помещение?

При разработке перечня рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда, штатное расписание всегда рассматривается как основа. Тем не менее, для признания рабочих мест аналогичными, необходимо учесть особенности производственных помещений (производственных зон), систем освещения, кондиционирования воздуха, вентиляции, отопления, используемое оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье, средства индивидуальной защиты.

Работники должны иметь одинаковые профессии, должности, специальности, выполнять одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса.

— В нашем учреждении 2 кабинета УЗИ, в каждом есть оборудование с одинаковыми функциями, но у аппаратов разные названия. Можно ли считать такие рабочие места аналогичными?

Рабочие места в кабинетах УЗИ нельзя отнести к аналогичным, т. к. производственное оборудование в этих кабинетах не является одинаковым.

При проведении СОУТ про аналогичные рабочие места написано: "При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух," - как это правильно понимать? 2 (ДВА) бухгалтера - это аналогичные рабочие места? Специалист, проводящий СОУТ, настаивает, что должно быть минимум 3 бухгалтера, чтобы можно было признать их рабочие места аналогичными? А два бухгалтера оцениваются в полной мере?

Ответ

Ответ на вопрос:

Для решения вопроса об аналогичности рабочего места одного наименования должности является недостаточным. Значение имеют множество признаков: помещение, оборудование, расположение места, условия труда и т.д. Оценке подлежит не менее 2-х рабочих мест. Даже если у Вас всего два рабочих места, например, «бухгалтера», которые отвечают принципам аналогичности, СОУТ будут подлежать оба рабочих места.

Для целей спецоценки аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Следовательно, если работа у двух работников в должности бухгалтер будет отличаться одним из признаков, то признать аналогичным это место нельзя.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст.16 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Следовательно, при наличии в организации 2 бухгалтеров, рабочие места которых по всем признакам являются аналогичными, оба рабочих места подлежат оценке. Установленный минимум по рабочим местам был определен для того, чтобы в ходе проведения инструментальных исследований получался объективный результат работ.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: Как провести специальную оценку условий труда.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель:

  • образует специальную комиссию;
  • утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

В общем случае в состав комиссии должны войти:

  • представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Помимо специалистов по охране труда, в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников (при наличии).

Если работодатель отнесен к , то в качестве представителей от работодателя в состав комиссии должны быть включены:

  • руководитель организации или индивидуальный предприниматель лично;
  • другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. При этом если в организации штатный специалист отсутствует, то в комиссию включают представителя организации или эксперта, который осуществляет функции службы охраны труда у данного работодателя по гражданско-правовому договору.

Ограничений по количеству членов комиссии в законодательстве не установлено, при этом их число должно быть нечетным. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.Конкретный состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает .

В первую очередь комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка, с указанием .

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от , но не менее чем двух, а затем результаты оценки распространить на все выявленные аналогичные рабочие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует , из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

На переходный период от аттестации к спецоценке до 2018 года при комплексной оценке всех рабочих мест организации ее можно разбить на несколько этапов. В первую очередь оценке подлежат вредные и опасные рабочие места, а вот оценку на рабочих местах, которые не вызывают подозрений вредности и опасности, (ч. 6 ст. 10 и ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапная оценка

В отношении некоторых рабочих мест специальную оценку можно проводить не разом, а разбить на этапы. Это рабочие места:

сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в специальные списки, с учетом которых назначают досрочную страховую пенсию по старости;

на которых сотрудникам в соответствии с законодательными и иными нормативными актами не предоставляют гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;

условия труда на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест или спецоценки не признаны вредными или опасными.

Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 10 и частью 6 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия по проведению оценки. При этом в случае поэтапного проведения спецоценки законодательство не устанавливает количество этапов ее проведения, а также количество рабочих мест, на которых она будет проведена в ходе каждого этапа. Поэтому работодатель и организация, которая проводит спецоценку, вправе решить это самостоятельно. Такие разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829.

Порядок проведения оценки

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, изложенной в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить . Согласно части I Методики к таким процедурам относят:

  • потенциально вредных и опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор этих факторов приведен в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
  • вредных и опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к условий труда по результатам проведенных исследований (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).

К некоторым рабочим местам применяют особый порядок проведения оценки. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки утвержден отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест.

При проведении специальной оценки условий труда эксперты организации, которая проводит оценку, сопоставляют и устанавливают совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов. В случае если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов.

Исследования и измерения фактических значений вредных и опасных производственных факторов осуществляет испытательная лаборатория, эксперты и иные работники организации, которая проводит спецоценку. При этом методы исследований и методики, методы измерений вредных и опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования и измерения, организация, проводящая спецоценку, определяет самостоятельно.

Результаты проведенных исследований и измерений оформляют протоколами в отношении каждого из факторов, подвергнутых исследованиям и измерениям.

По результатам проведения исследований и измерений эксперт относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к условий труда.

Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в .

Классы вредности и опасности

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1 класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2 класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3 класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
  • 4 класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь в 3 классе вредных условий выделяют следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Эксперт организации, которая проводит спецоценку, может снизить в ходе ее проведения установленный класс или подкласс условий труда на рабочем месте, если сотрудник применяет , прошедшие обязательную сертификацию. Методика снижения класса условий труда при применении СИЗ утверждена приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н.

Отчет об оценке

Организация, которая проводила спецоценку, составляет отчет о ее проведении, в который включает следующую информацию:

  • карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • сводную ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась оценка;

В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете указывают только следующую информацию:

  • сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие ;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведенной оценке подписывают все члены комиссии и утверждает председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, обязана результаты ее проведения, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых , передать в Роструд (ст. 18, п. 3 ст. 28 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, утвержден приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Организация, которая проводила специальную оценку, должна включить в состав передаваемых сведений следующую информацию о работодателе:

  • реквизиты работодателя;
  • реквизиты организации, которая проводила спецоценку;
  • сведения об аккредитации испытательной лаборатории, в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации;
  • сведения об экспертах организации, проводившей спецоценку, а также участвовавших в ее проведении. В том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, которые проводят спецоценку;
  • сведения о средствах измерений, которые применяла испытательная лаборатория (центр). В том числе наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер, дата окончания срока действия его поверки, дата проведения измерений, наименования вредного и (или) опасного производственных факторов, которые измерялись;
  • количество рабочих мест, на которых проведена спецоценка;
  • распределение рабочих мест по ;
  • индивидуальный номер каждого рабочего места;
  • код профессии сотрудников, занятых на каждом рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;
  • численность сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;
  • на каждом рабочем месте;
  • основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости.
  • сведения о произошедших и о , выявленных у сотрудников.

Такой порядок приведен в пункте 6 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Организация, которая проводила спецоценку, сведения о ее результатах должна передать в информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней с даты утверждения . Указанные сведения нужно передать в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, на официальный сайт информационной системы учета через Интернет.

Такие правила установлены в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

С уважением и пожеланием комфортной работы, Евгений Бережнов,

эксперт Системы Кадры

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

Была максимально объективной, каждый работодатель должен располагать списком аналогичных рабочих мест. Критерии оценки аналогичных мест озвучиваются в федеральном законе №426 от 2013 года.

Аналогичные рабочие места: правила подсчета

Главным условием, при котором рабочие места могут быть признаны аналогичными, является их расположение в однотипном помещении. При этом имеется в виду не только метраж, но и инженерно-технические составляющие.

К ним относятся:

  • характер вентиляции;
  • вариант отопительной системы;
  • наличие одинаковой системы кондиционирования;
  • тип и интенсивность .

При проведении оценки рабочих мест не учитывается коэффициент естественной освещенности. Микроклимат измеряется путем оценки результативности оборудования, вырабатывающего холод или тепло в помещении.

Что касается потенциально вредных факторов, то они исключаются из признаков аналогичности даже в том случае, если степень их вредности одинакова. Не учитывается также одинаковое размещение оборудования или транспортных средств на рабочем месте. Они не определяют принцип аналогичности.

Более актуально то, предназначаются ли эти точки для сотрудников одной специальности или состоящих в какой-то одной должности. При этом должны полностью совпадать их трудовые обязанности и рабочий график.

Важно также, чтобы для решения какой-либо профессиональной задачи для сотрудников был составлен один и тот же рабочий режим. То есть, работа на этих местах должна выполняться по одному и тому же алгоритму.

При этом в течение рабочей смены персонал должен пользоваться идентичным:

  • сырьем;
  • оборудованием;
  • инструментарием.

Если пребывание на данном рабочем месте должно сопровождаться какими-либо индивидуальными средствами защиты, то оно должны быть полностью идентичными.

Таким образом, несколько рабочих мест могут быть объединены по вышеперечисленным признакам в одну категорию. Однако во время процедуры спецоценки комиссия может обнаружить одно или несколько несоответствий. В этом случае аналогичные рабочие места при специальной оценке условий труда уже не могут быть признаны таковыми.

Еще до начала процедуры оценивания на производстве создается комиссия, в обязанности которой вменяется утверждение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ.

Руководство должно иметь в виду, что при формировании точного количества рабочих мест, оценка условий труда может распространяться на 20% от всего их количества. При этом в данном списке должно быть не менее двух наименований.

Практическое применение оценки заключается в том, что на основании выводов для руководства формируется список обязанностей, направленных на оптимизацию условий работы персонала.

Как считать аналогичные рабочие места при СОУТ: типичные ошибки

Для того чтобы затраты на комплекс мероприятий по СОУТ были оправданы, работодатель должен учитывать все нюансы.

К типичной ошибке при подсчете относится признание признака аналогии по используемому оборудованию. Например, в одном помещении устроены рабочие места для двух менеджеров торгового зала и главного менеджера.

При этом у каждого для работы в распоряжении имеется ноутбук одного года выпуска и одной и той же марки. Вариант освещения и характер отопления в помещении одинаков. Циркуляцию воздуха обеспечивает центральная система вентиляции.

Казалось бы, имеются все признаки для признания аналогичности рабочих мест. Однако это было бы ошибкой, поскольку сам технологический процесс у перечисленных персоналий будет разным.

Другой показательной ошибкой является ситуация в автопарке с учетом рабочих мест водителей. Известно, что в этом случае в качестве рабочего места рассматривается кабина транспортного средства, состоящего на балансе организации.

Если на маршрут ежедневно выходят три микроавтобуса марки Газель и один автобус ПАЗ, распространенной ошибкой является применение признака аналогии для 4-х рабочих мест. Это неправильно, поскольку марки автобусов разные.

Более того, для того чтобы в отношении трех Газелей был использован признак аналогичности, необходимо будет сделать запрос производителю по году выпуска и марке топлива. Это объясняется тем, что по итогам инспекции аналогичных рабочих места СОУТ формирует одну ведомость спецоценки. В том числе рекомендации по улучшению рабочего места. А если марки используемого топлива неодинаковы и разнится категория транспортного средства, то ни о какой аналогии уже речи быть не может.

Точно так же в одном перечне будут указаны два рабочих места детского врача терапевта и медсестры, несмотря на то, что специалисты выполняют свои обязанности в одном кабинете и пользуются одним и тем же оборудованием.

Принцип аналогичности в этом случае не может быть использован несмотря на то, что режим работы у врача медсестры идентичен. Количество измерений может быть одинаковым. Но несовпадение функциональных обязанностей исключает возможность применения принципа аналогичности.

Когда заканчивается работа комиссии по оценке, должен быть составлен протокол, в котором четко фиксируются результаты идентификации или не идентификации.

Специальная оценка условий труда - одна из основополагающих обязанностей работодателя. Это инструмент обеспечения безопасности и комфорта для персонала, определения гарантий и компенсаций за вредные условия труда, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ.

СОУТ - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов. Компания проводит спецоценку каждые пять лет (если иное не предусмотрено законодательством) совместно с экспертной организацией, которая состоит в Реестре организаций, проводящих СОУТ. От результатов спецоценки рабочего места зависит, положен ли работнику повышенный размер оплаты труда, дополнительные дни к отпуску, другие гарантии и компенсации. А также отчисляемые взносы за сотрудника в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Аналогичные рабочие места: выявление и оценка

Согласно части 6 статьи 9 федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ для аналогичных рабочих мест выделяют признаки: «расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты».

Один из первых шагов спецоценки - это подготовка перечня рабочих мест и определение аналогичных. Верно определив количество аналогичных рабочих мест, компания сокращает расходы на проведение СОУТ до 80%. При выявлении аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20% от общего числа таких мест (но не менее чем двух). Ее результаты применяются для всех аналогичных рабочих мест. Для них также заполняется одна карта СОУТ, разрабатывается единый перечень мероприятий, направленных на улучшение условий труда.

Пример:

На фабрике «Услада» в цехе №1 работают 20 машинистов. Все рабочие места аналогичные. То есть спецоценка исследования (испытания) и измерения проводятся в отношении 20%, т.е. на 5 аналогичных местах. Если по итогам спецоценки на данных рабочих местах будет установлен вредный и (или) опасный класс условий труда, то соответствующий класс (подкласс) условий труда устанавливается на всех местах. Для каждого рабочего назначают соответствующие гарантии и компенсации, разрабатывают перечень мероприятий по улучшению условий труда. Для всех аналогичных рабочих мест будет заполнена одна карта специальной оценки условий труда.

Типичные ошибки

Законодательство не регламентирует, сколько мест может быть признано аналогичными. В процессе спецоценки работодатели стремятся отнести как можно больше мест к таковым, так как это уменьшает расходы на спецоценку, но приводит к ошибкам.

Если в ходе СОУТ выявлено хотя бы одно из рабочих мест ранее признанных аналогичными, которое не соответствует признакам аналогичности, то спецоценка проводится на всех рабочих местах, ранее причисленных к аналогичным. Это приведет к росту затрат на проведениеспецоценки.

Пример:

На фабрике «Услада» в цехе №2 в одном помещении с аналогичными условиями труда на рабочих местах трудятся сотрудники одной квалификации. Оба получили высшее техническое образование, профильный стаж работы – более 6 лет. Их должностные обязанности: устанавливать пооперационный маршрут обработки и сборки изделий, составлять планы размещения оборудования и технического оснащения. Однако должности работников различные- ведущий инженер и ведущий инженер-технолог. По итогам оценки данные рабочие места не могут быть признаны аналогичными.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!