Сценка в лагерь о богатыре. Игровая конкурсная программа «Богатыри земли русской» для школьников. Конкурс «Шуточный конкурс»

чт, 11/09/2017 - 20:03 | administrator

Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района

МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Сценарий праздника: "Русские богатыри"

Педагог дополнительного образования

Ламтюгова О.Д.

ЦЕЛЬ:

  • Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырей – защитниках Земли русской;
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
  • Развивать быстроту, ловкость, силу, выносливость;
  • Создавать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.

ХОД ПРАЗДНИКА:

Под песню «Богатырская сила» » А.Н.Пахмутовой. в зал входят девочки, и мальчики останавливаются в центре зала.

Ребенок: Дорогие папы, деды

Мы вам рады от души.

С днем Защитников Отечества

Всех поздравить вас спешим.

Мы желаем вам здоровья,

Крепкого на много лет,

И от всей души сегодня

Шлем вам праздничный…..

Все дети: Привет!(дети садятся под музыку)

Ведущая – княжна. (Под фоновую музыку произносит слова) В древние, древние времена охраняли родную землю от врагов первые русские защитники – славные богатыри. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, в канун праздника Дня Защитника Отечества решили мы вспомнить с вами про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую. Чтобы добрые люди послушали, чтобы наши молодцы призадумались и себя показали, и самое главное - чтобы веками не меркла слава русская.

А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!

Ведущая – княжна. Покой всех городов и сел старинных

Стерег дозор богатырей былинных.

Пускай те дни прошли, но слава вам,

Не давшим Русь врагу богатырям!

Звучит «Богатырская музыка» в зал входит Илья Муромец с копьем и мечом. Он обходит зал, встает в центре.

Илья Муромец: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон от нас, русских богатырей и от меня лично, Ильи Муромца! Уж как мы старались в свое время, прославляли русское воинство! И с Чудом-юдом боролись, и с Соловьем-разбойником! Ничего не боялись!

Ведущая – княжна. А где же Алеша Попович и Добрыня Никитич?

Илья Муромец: На заставе остались землю русскую защищать. Да, мало нас богатырей, вот и решили мы позвать к себе на помощь других добрых молодцев. Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

Готовы ли вы к богатырским состязаниям?(ответ детей)

А перед началом испытания повелеваю клятву произнесть!
Мальчики «богатыри", произносят клятву, повторяя слова за богатырем. (Под музыку)

Ведущая – княжна. А вы, девицы-красавицы, за молодых богатырей радейте, словом добрым помогайте, а коли надо – выручайте!

Илья Муромец: Вот колчан (показывает). В нём лежат стрелы. Победителям состязаний я буду вручать стрелы. Отряд, набравший больше стрел, я возьму в свою дружину. Для начала поприветствуйте друг друга дружины славные.

Приветствие команд.

«Витязи»: Витязи в строю едином

Всех дружнее и храбрей.

И на честный поединок

Мы зовем богатырей!

«Богатыри»: Победить желает каждый

И в команде слабых нет!

От богатырей отважных

Славным «Витязям» - привет!

Илья Муромец: Для начала молодцам надо размяться.

Ведущая – княжна. Накануне вы познакомились с былинами. Давайте сейчас проверим, хорошо ли вы их запомнили.
Разминка «Викторина»

  1. Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор)
  2. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома, с. Карачаево)
  3. Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)
  4. Чем прославился Добрыня Никитич? (победил Змея Огненного)
  5. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
  6. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня - добрый, великий)
  7. Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит)
  8. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… (Меч)
  9. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
  10. Кто из богатырей носил прозвище "тихий"? (Добрыня Никитич)
  11. С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)
  12. Как назвал коня Ильи Муромца? (Бурушкой)
  13. Как называется головной убор богатыря? (Шлем)
  14. Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец, который защищал тело богатыря? (Кольчуга)
  15. Главное оружие Соловья-разбойника. (Свист)
  16. Не крылата, а перната, как летит, так свистит. (Стрела)
  17. Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович).
  18. А как называлась наша страна раньше? (Русь)

Вручается стрела победителю.

Илья Муромец: Вот теперь можно переходить к состязаниям.

Ведущая – княжна.
Вот преграды на пути!
Их непросто обойти!
Надо лихо проскакать,
Но барьеры не сбивать!
1 состязание. «Проскачи на коне»( под музыку)

Препятствия: для каждой команды ставятся средних размеров модули - горы; кегли-деревья на расстоянии. Надо преодолеть "гору", проскакать между «деревьями». Каждому участнику дают "лошадку" (палку с головой лошади).

Илья Муромец: Какой же богатырь без коня? Надо на коне пройти препятствия и вернуться обратно. Передать эстафету другому участнику.
Вручается стрела победителю.
2 состязание. «Назови оружие»

Илья Муромец: Хочу проверить ваш ум да смекалку. Забава эта трудная, поэтому на помощь молодым богатырям могут прийти девицы-разумницы.

(Дети из двух команд по очереди называют оружие, изображенное на картинках, которые держат Илья Муромец и Княжна). Вручается стрела победителю.

3 состязание. «Составить щит» (под музыку)

Ведущая – княжна: Из разрезанных частей нужно составить щит. Команда из 6 человек. Вручается стрела победителю.

Илья Муромец: А теперь я вас испытаю вас на ловкость, на силу молодецкую.

4 состязание: «Бой на булавах» (под музыку)

Ведущая – княжна: Участники из двух командвстают в обруч и пытаются булавой, сделанной из ткани и ваты, вытолкнуть соперника из обруча. Вручается стрела победителю.

5 состязание «Кто сильнее» (армрестлинг для пап или отжаться - кто больше).

Победитель получает стрелу.

Ведущая – княжна: Думаю, что нашим добрым молодцам нужно немного отдохнуть. А чтобы они не скучали, наши красны девицы их позабавят танцем задорным.

Русский танец в исполнении девочек.

Илья Муромец: Издавна богатыри сражались с нечистой силой. А, ну-ка, ребята, чья это избушка? (ответы детей) Избушка- избушка повернись к лесу задом, а ко мне передом.

Под музыку выходит из домика Баба-Яга.

Баба-Яга. Что-то русским духом пахнет! Ишь ты, сколько молодцев в мой лес забрело! А ну, отвечайте, откуда вы и куда путь держите?

Ведущая – княжна: Здравствуй, Баба-Яга! Ты бы лучше нас накормила, напоила, одежду починала. Путь у нас нелегкий, а потом бы уж и расспрашивала.

Баба-Яга. Ой, простите старую, касатики. Да как же я всех накормлю, напою? Вас вон сколько, а я одна.

Ведущая – княжна: Баба-яга, посмотри, сколько помощниц сидит (показывает на девочек) они помогут.

Баба-Яга. А вы, что делать-то умеете, красавицы?

Ведущая – княжна: Да всё, что девочке положено уметь делать: ткать, штопать, щи варить. Всему их матушки обучали. Девицы, покажите Бабе-Яге, на что вы годны, да помогите ей.

6 состязание для девочек "Собери рыбу". Вручается стрела победителю.

Баба-Яга. И вправду всё умеют делать. Спасибо, красавицы, помогли старушке. Но и добрых молодцев тоже хочу испытать. Ну – ка, скажите, на каком виде транспорта я передвигаюсь? (ответы)

7 состязание « Бег в мешках». Вручается стрела победителю.

Баба-яга. 0й, соколики вы мои, а находится зло в сундуке, а сундук в дремучем лесу на дереве висит, на широком дубе. Ведут к этому дубу две дороги. Одна длинная, но безопасная, а вторая короткая, но с преградами и испытаниями.

Илья Муромец: Трудностей мы не боимся, показывай, где короткая дорога, нам торопиться надо.

8 состязание « Перейди болото».

Баба-яга. Вот болото на пути,
Не проехать, не пройти.Перейдете болото, а там и до заветного дуба рукой подать. Удачи, а мне пора. (Уходит)
Дети разбиваются по 3 человека и встают на кирпичики. Берут второй кирпичик и переходят на него, передвигаясь, таким образом, в другой конец помещения.Вручается стрела победителю.

Ведущая – княжна: И еще одно испытание. Хотим посмотреть, какие вы дружные. Ведь не зря говорят: один в поле не воин.9 состязание. «Перетягивание каната» (Без музыки)

Вручается стрела победителю.
Илья Муромец: Ну что ж убедился я, что вы не только умные, но и сильные. Значит, пора к следующему испытанию отправляться. Победить Кощея. Чтобы победить Кощея, надо первым делом найти его смерть. А где она? Правильно! В яйце. А яйцо, где? (в сундуке) А сундук, где? (на дубе)

Вот и могучий, заветный дуб. А на нем сундук висит высоко. Просто так нам его не достать. Попробуем его сбить мячами.

"Кто собьет сундук". По одному участнику от каждой команды. («Попади в цель». Участникам необходимо с определенного расстояния поразить цель дротиком (игра дартс). Каждый участник имеет три попытки.)Победителю вручается стрела.

В сундуке – 2 детских яйца для игры и 1 большое – шар, спица, сюрприз, конфеты и медали.

10 состязание. « Перенеси Яйцо» (под музыку)

(Дети должны пронести теннисный мячик в ложке до стойки и обратно.) Вручается стрела победителю.

Ведущая – княжна: Вот и кончились страданья
И большие испытанья!
И с победою желанной
Едут витязи домой.
Славит их народ честной!
А красавицы девицы
Петь большие мастерицы,
Их встречают у ворот
И заводят хоровод.
Дети исполняют рус.нар. песню «Солдатушки- бравы ребятушки»

Ведущая – княжна: Пора Илья Муромец подвести итоги состязаний, посчитать полученные стрелы. (Считаем стрелы вместе с детьми).

Илья Муромец: Вот что, молодцы, решил я, что оба ваших отряда к себе в дружину возьму.

Ведущая – княжна.
Поздравляем вас, ребята!
Заслужили вы награды!

Раздают детям конфеты и медали под музыку.

Илья Муромец: Еще раз спасибо вам, молодцы, за службу верную, а вам, девицы, за то, что богатырей своих не забывали, в трудную минуту им помогали! Прощайте, люди добрые, пора мне в путь. (Под музыку уходит).

Ведущая – княжна.

Защитники нашей прекрасной страны

Вы дороги нам и безумно нужны.

Пусть будет достаток на вашем столе,

Пусть мир укрепиться на нашей земле!

Ребята приготовили подарки для наших пап.(Дарят подарки под музыку)

Всего всем самого доброго!

Общее фото на память.

Оформление зала: Посередине центральной стены – дуб (крона из органзы).

Цепи из бумаги, кот-игрушка. Перед дубом на самом верху крепится картонный сундук. В сундуке - конфеты. По одну сторону - домик Бабы-Яги.

Оборудование: булавы, колчан со стрелами, меч,щит или копье для богатыря, модули, кегли, 2 лошади, картинки с доспехами, пазлы «Щит», 2 детских столика, 2 стульчика, 2 тарелочки,2 булавы, обручи, 2 ведерка с рыбками и удочки, канат, кирпичики-кочки для перехода через болото, 2 мешка, 2тенисных мяча и ложки. Сундук, леска, цепи, кот (нарисованный), ткань из органзы (крона дуба). Домик на курьих ножках. Эмблемы для команд. Конфеты и медали.

Предварительная работа: разучивание музыкального материала, просмотр мультфильмов о богатырях,беседы по картине В.М.Васнецова « Богатыри»,чтение книг и объяснение детям понятий для чего нужны шлем, палица, булавы, копьё, доспехи,меч и чем он отличается от других, ножны, збруя на коне и другие непонятные, и не знакомые детям слова и понятия…

Приложение

Слова песни «Солдатушки - бравы ребятушки»

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?
- Наши деды - славные победы,
Вот где наши деды!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
- Наши сестры - пики, сабли остры,
Вот где наши сестры!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши жены?
- Наши жены - пушки заряжены,
Вот где наши жены!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши детки?
- Наши детки - пули наши метки,
Вот где наши детки!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
- Наша слава - Русская держава,
Вот где наша слава!..

Цель: укрепление здоровья обучающихся, повышение интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом, военно-патриотическое воспитание.

1. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках физкультуры, в усложненных условиях.

2. Развитие ловкости и быстроты движений, ориентирования в пространстве, скоростно-силовых способностей.

3. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание правильного поведения при проведении спортивных мероприятий.

Межпредметные связи: литература и история, изобразительное искусство.

Участники: мальчики 4-х классов (2 команды по 8 человек).

Место проведения: спортзал.

Жюри: учителя физкультуры, учащиеся (5 человек).

Художественное оформление: эмблемы команд (готовятся детьми), плакаты с названием праздника, подбадривающими текстами, изображения Соловья-разбойника, двуглавого змея на листах ватмана, презентация “Богатыри Руси Великой”:

“Три богатыря”. Художник В.М. Васнецов ,

Иллюстрация к “Слову о полку Игореве”. Художник В. Фаворский,

“Богатырский скок”. Художник В.М. Васнецов 1914 г.,

“Святогор-богатырь”. Художник С.П. Панасенко (Михалкин) 1990,

“Волхв-Всеславович”. Художник Б. Ольшанский,

“Вольга и Микула”. Художник К. Васильев,

“Святогор”. Художник К. Челушкин,

“Волхв Всеславич”. Художник В. Корольков,

“Один в поле воин”. Художник В.М. Васнецов 1914 г.,

“Микула Селянинович”. Художник Н.К. Рэрих,

“Бой со змеем”. Художник К. Васильев,

“Пересвет на Куликовом поле”. Художник Б. Ольшанский,

“Добрыня Никитич и Татарский богатырь”. Художник Г. Юдин,

“Илья муромец и Соловей - разбойник”. Художник И.Я. Билибин,

“Илья Муромец и Идолище поганое”. Художник Г. Юдин.

Музыкальное оформление: русская народная музыка в современной обработке, песня группы “На-на” “Соловей-разбойник”, песня группы “Цветы” “Богатырская наша сила”.

Литература: Былины / Составитель: Селиванов Ф.Б. - М: Советская Россия, 1988 - (Библиотека русского фольклора; Т. 1.)

Ход проведения

1. Организация. Сказ о богатырях русских. Приложение 1 (Презентация “Богатыри Руси Великой”) <Слайд 1>

<Слайд 2> Под песню группы “Цветы” “Богатырская наша сила” (Приложение 2) и аплодисменты зрителей участники заходят в спортзал.

<Слайд 3>

1 ведущий.

“Гой еси вы наши гости добрые!” - это былинное пожелание здоровья, от слова “гоить” - исцелять, живить. Былины – это русские песенные сказания.

<Слайд 4>

Особенно много преданий сложил народ про богатырей, защищавших Киевскую Русь.

<Слайд 5>

2 ведущий.

Первый среди них – крестьянский сын Илья Муромец, заступник вдов, сирот, бедных людей. Тридцать лет на печи лежал, а потом стал атаманом богатырской заставы. Он смелый, честный, верный, беззаветно любит Родину. Былины рассказывают о великой силе Ильи Муромца, о его борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым…

“Стал он силушку татарскую конем топтать,
Стал конем топтать, копьем колоть,
Стал он бить ту силушку великую,
А он силу бьет, будто траву косит”.

<Слайд 6>

3 ведущий.

Рядом с Ильей на заставе богатырской стоят справедливый и умный Добрыня Никитич, дерзкий и насмешливый Алеша Попович.

<Слайд 7>

1 ведущий.

Добрыня Никитич, роду боярского. Он статен и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав Добрыни спокойный, ласковый, и прозвали его “тихий Добрынюшка”.

<Слайд 8>

2 ведущий.

Алеша Попович – поповский сын. Он и храбр, и умен, да нравом сварлив. Он не так силен, как напуском смел.

<Слайд 9>

3 ведущий.

Были и старшие богатыри: Святогор, Волх Всеславьевич, Микула Селянинович.

<Слайд 10>

1 ведущий.

“Святогор едет старый по святым горам. Тут колеблется мать сыра земля”.

<Слайд 11>

“Когда народился в Киеве могуч богатырь,
Как бы молодой Волх Всеславьевич:
Подрожала сыра земля.
Стряслося славно царство Индейское,
А синее море сколыбалося.
Обучился он разным хитростям: соколом по небу летать, серым волком обертываться, оленем по горам скакать”.

<Слайд 12>

2 ведущий.

Микула Селянинович – пахарь, его любит мать сыра земля, на плече носит сумочку, а в ней вся тяга Земная. Управляется он с громадной сохой, которую “не сдвинуть 30 молодцам без единого”.

<Слайд 13>

3 ведущий.

Герои былин во много раз сильнее обычного человека. Даже конь богатырский скачет “выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего”.

1 ведущий.

У могучих богатырей страшные противники: Соловей Разбойник, Змей Горыныч, Тугарин Змеевич, Идолище поганое.

“Но, богатыри всегда сильнее их.
Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан-моря.
Широко раздолье по всей земле.
А сильные, могучие богатыри на славной Руси!”.

2. Представление команд. Представление членов жюри. Обмен приветствиями. Форма судейства сообщается перед каждым видом соревнований.

2 ведущий.

А теперь, давайте попробуем посоревноваться, померяться силушкой, как настоящие богатыри!

<Слайд 14>

3. Один в поле – воин! (Скакуны)

Одна команда (бегуны) занимает место внутри квадрата 8x10 м, другая (скакуны) становится за линией, ограничивающей квадрат.

Капитан команды скакунов посылает первого игрока своей команды в “поле”. Прыгая на одной ноге. Игрок старается салить игроков другой команды, которые спасаются от преследования, бегая на двух ногах. Осаленные покидают площадку. По команде “ Домой!” (через 15-20 с) игрок возвращается на свое место в шеренгу. И капитан посылает следующего. Игра продолжается до тех пор, пока все скакуны не побывают в “поле”. После этого команды меняются местами. Победитель определяется по количеству осаленных игроков. (1 балл)

  1. Игрок, которого коснулся скакун, покидает “поле”.
  2. Скакун, оступившийся на обе ноги, выходит за пределы площадки.
  3. В поле не могут находиться одновременно два скакуна.
  4. Теряет право участвовать в игре любой игрок, выбежавший за пределы поля.

<Слайд 15>

4. Победи двуглавого змея.

“Ветра нет, да тучу нанесло.
Тучи нет, да будто дождь дождит.
А дождя-то нет, да только гром гремит,
Гром гремит да свищет молния.
Как летит Змеище Горынище
О тыех о двух головах”.

Метание теннисного мяча в цель. Заранее к стене спортзала прикрепляется изображение двуглавого змея, нарисованное на листе ватмана. У каждого участника 1 попытка. Выигрывает команда, у которой количество попаданий больше.

<Слайд 16>

5. Встречная эстафета всадников .

“А теперь славные мои богатыри святорусские,
Вы скорешенько седлайте-ко добрых коней,
Да садитесь вы на добрых коней,
Поезжайте-ко раздольицем чистым полем”.

По команде учителя “Внимание!” вторые номера садятся верхом на спину партнеров, стоящих спереди. По команде “Марш!” первые пары начинают движение вперед к противоположным колоннам. Когда они достигнут стартовой линии, движение начинают следующие пары. Выигрывает команда, участники которой быстрее перебегут на противоположную сторону. Поменяются ролями и вернутся на свое место. (1 балл)

<Слайд 17>

6. Викторина. Вопросы задаются болельщикам. За правильный ответ - 1 балл.

Вопросы для болельщиков 1команды.

  1. Какую дань собирали с народа в стародавние времена? (Меха, холсты, деньги, мед, рыбу)
  2. Кто такая Забава Путятична, что с ней однажды приключилось? (Племянница князя Владимира, Змей унес её в пещеру)
  3. Сколько лет сидел на печи Илья Муромец, и как он вылечился? (30, вылечили его старички, которым он подал милостыню)
  4. Какими играми увлекались богатыри? (Шахматы, шашки)
  5. Знаете ли вы, как одевались древние воины, с каким оружием они воевали?
  6. Как называется железная одежда богатыря из металлических колец, которые мешают в бою и надежно защищают от ударов противника? (Кольчуга)

Вопросы для болельщиков 2 команды.

  1. Откуда родом Илья Муромец? (Из Мурома, из села Карачаева)
  2. Где жил Соловей-разбойник? (Сидел на дубу, у речки Смородины около города Чернигова)
  3. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка Косматушка)
  4. Что ели и пили богатыри русские по былинам? (Гусей-лебедей, серых уточек печеных, жаворонков жаренных, ковриги хлеба, пили квас, медовуху, зелено вино)
  5. Назовите старое оружие, которым делалась “секир башка”. (Секира)
  6. Почему щит и меч – неразлучны, но известные враги? (Меч - для нападения, щит – для защиты)

<Слайд 18>

7. Достань Соловья - разбойника .

Заранее к стене спортзала на расстоянии двух метров от пола прикрепляется изображение Соловья - разбойника, нарисованное на листе ватмана. Из самоклеющейся бумаги вырезаются стрелы, размером с ладонь.

“Сидит Соловей- разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей- разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по - соловьему,
Он кричит, злодей – разбойник, по-звериному.
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Тёмны лесушки к земле все приклоняются, -
А что есть людей – то все мертвы лежат” .

Задача участников в прыжке с места вверх прикрепить стрелу к правому глазу Соловья Разбойника, т.к. по приданию Илья Муромец “стрелил в того-то Соловья-разбойника, ему выбил право око со косицею”. Звучит песня группы “На-на” “Соловей-разбойник”. Приложение 3

<Слайд 19>

8. Цепная борьба. Игроки 4А строятся в шеренгу на средней линии зала, между игроками 4Б, лицом в разные стороны. Все играющие берутся под руки.

По сигналу преподавателя команда, не разжимая рук, стремиться сдвинуть противника за 3- метровую линию волейбольной разметки. Та команда, которой это удалось, считается выигравшей. (1 балл)

<Слайд 20>

9. Подведение итогов, награждение. Восстановление.Русский народный танец в исполнении девочек 4 классов.

Учитель физической культуры.

Дорогие ребята! Важно расти не только сильными и красивыми физически, но и добрыми, научиться уважать своих близких, уметь защитить их в трудную минуту. А это не так легко, как кажется. Что же поможет нам вырасти здоровыми и сильными, как богатыри? Правильно, воспитывая свою волю, каждое утро необходимо делать утреннюю гимнастику, посещать спортивные секции, закаливать свой организм и, конечно, всегда посещать уроки физкультуры.

Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!

Организованный уход из зала обучающихся под песню группы “Цветы” “Богатырская наша сила”.

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  • побуждение к изучению былин;
  • развитие у детей любознательности, смекалки, ловкости;
  • расширение кругозора;
  • формирование чувства гордости за историю страны.

Условия реализации программы:

Игровая программа может проводиться в школе, доме детского творчества оздоровительном лагере, в семейном клубе. Необходим зал со свободной площадкой, оснащенной музыкальной аппаратурой. Основными участниками являются мальчики – 2 команды по 5-7 человек. Девочки – болельщики.

Реквизит:

  • 2 швабры, 2бумажные головы лошадей, бумажный дракон на основе конуса,
  • 2 бумажных круга – обруча, 2 обруча, 2 русских народных костюма для жюри,
  • 2 юбки, колокольчик, жетоны, призы – машинки сувениры.

Ведущий. Накануне праздника Дня защитника Отечества у нас будет проводиться игровая программа «Богатырская сила» для наших будущих защитников Отечества. В незапамятные времена народ создал удивительные песни – сказания и они переходили из уст в уста, от стариков к детям. Впоследствии эти песни получили название былины. Главными героями былин являются богатыри – герои защищавшие русский земли и русский народ от нашествия врагов и от злой нечисти. В исторических записях и летописях сохранилось многое указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место, только народ переделывал быль по-своему, разукрасил и преувеличил. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Совокупность воинских доблестей, сила, ловкость, составляет одну из главнейших черт русского богатыря. А сейчас мы представим наше жюри – Василисы Премудрые.

Ведущий. «Нет, не перевелись еще богатыри на земле нашей! Не оскудела в сердцах молодецкая удаль! Сойдемся, друзья и братья! Восхвалим силу нашу, силу гордую, богатырскую!». Приветствуйте наших богатырей! Для участия в игре, разобьемся на 3 команды по 5 человек. (Звон колоколов).

Ведущий. Много веков люди верили в чудесную силу колоколов. У каждого колокола – своя судьба, и нередко она зависит от его голоса. А голоса у них разные. Благовест звонил медленно и тяжело, убаюкивал граждан, желал им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал набат, когда начинался пожар, наводнение или какое-нибудь бедствие. А у нас звон колокола приглашает всех вас на первый богатырский поединок.

Конкурс «Все о былинах»

Каждая команда отвечает на два вопроса:

– Чудовище, которое жило на горе Сорочинской. (Змей Горыныч)
– Хозяин Ильмень-озера, который помог Садко поймать златоперых рыб. (Водяной)
– Злодей свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному. (Соловей- разбойник)
– Славный защитник Руси-матушки, 33 года неподвижно просидевший в избе. Калеки перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. Как звали этого богатыря? {Илья Муромец)
– Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)
– Богатырь, поповский сын, одолел Тугарина Змеевича. (Алеша Попович)

Конкурс «Бодринь»

Ведущий. «Бодринь» – это название старинной русской гимнастики. Родственно оно слову «бодрость». И недаром. Выполнив упражнения, вы чувствуете, как силы ваши удваиваются, а настроение поднимается. Каждой команде под музыку предстоит продемонстрировать одно или несколько упражнений для утренней гимнастики.

Конкурс «Меткие стрелки»

Ведущий.

Богатырь, посмотри на гранит….
Видишь, как камень кроваво блестит.
Кровью воинов залита скала
Здесь обитает драконов семья…

А сторожат драконы заколдованную красавицу-девицу.
Чтобы попасть в дракона, нужен хороший глазомер. Сейчас мы его проверим.
Набрасывание колец на кольцеброс в виде драконов.

Конкурс «Добрые слова»

Ведущий. Драконов вы победили, но вот проблема с красавицей. Кощей – Бессмертный заколдовал красавицу-девицу превратив в бабу –Ягу.Для обратного превращения, ей необходимо услышать много, добрых, красивых слов в всой адрес. Посмотрим, способны ли наши богатыри, разрушить злые чары., когда оружием станут красивые слова. Участники по очереди говорят комплименты.

Конкурс «Один за всех»

Ведущий. Русский народ славился богатырским умом, смекалкой и юмором. У вас будет не простая задача прочитать стихотворение А.Барто «Лошадка» сначала при жаре 40°С, потом при морозе 40° С, затем словно убегая от собаки. Выберите для этого испытания самого ловкого.

«Лошадка»

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик.
И верхом поеду в гости.

(А. Барто)

Конкурс «Наездники»

У каждого богатыря, был свой верный конь, который их не подводил, не на поле сражения, не в пути. Сейчас, мы посмотрим, как вы справитесь с верным другом.
Участники «скачут» на «коне» (палка с изображением головы лошади) до ориентира и
обратно, передавая эстафету следующему участнику.

Конкурс «Перетягивание каната»

Ведущий.

Богатырское наше правило –
Надо другу в беде помочь.
Отстоять в борьбе дело правое,
Силой силушку превозмочь.

(И.Добронравов.)

Силой меряются: 1-я и 2-я команды, 2-я и 3-я, а затем 3-я и 1-я.

Конкурс «Шуточный конкурс»

Ведущий.

«Расступись, честной народ,
Не пыли, дорожка,
Добры молодцы идут
Погулять немножко»

(Из х.ф. «Морозко»)

Конкурс на ловкость. Необходимо надеть юбку, взять сумки с грузом, добежать до обруча присесть и вернуться обратно.

Ведущий.

Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Куда бы по белому свету
Дороги тебя ни вели,
Ты сыном останешься этой
Родимой российской земли.

(По Е. Ховиву.)

Ведущий: Наши Василисы –прекрасные подведут итоги.

Подведение итогов, награждение победителей и участников призами и сувенирами.

Литература:

1. Богатыри и витязи Русской земли: По былинам, сказаниям и песням. М.: Моск.рабочий, 1990.
2. Жиренко О.Е, Барылкина Л.П. Внеклассные мероприятия.4 класс.– Москва:Вако, 2007 г.
3. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения.Словарик школьника.– С.-Петербург: Литера, 2004 г.

Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. Русские богатыри

Конкурсная программа для детей 1 —4 классов

РЕКВИЗИТ

«кольчуги»-рубахи, шлемы, пояса, мечи, щиты, копья (гимнастические палки), палицы (палки с закрепленными на конце мешками);

изображения Змея Горыныча на ватмане (два комплекта);

На заднике сцены изображения двух богатырей, сражающихся мечами. Картину венчает надпись: «Не перевелись еще богатыри на Руси».

Звучит русская народная мелодия. Выходит ведущий.

Ведущий. Испокон века у русских людей была в особом почете сила. Иностранцев их мощь буквально поражала. О самых могучих богатырях складывали былины, сказки, художники писали картины, народ сочинял песни. Ребята, а каких богатырей вы знаете?

Ответы детей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Никита Кожемяка, Святогор...

Ведущий. Богатыри не только побеждали вражью силу несметную, но и просто забавлялись своей силой, как бы сейчас сказали — тренировались, постоянно держали себя в форме. Они плавали, поднимали тяжести, были хорошими борцами.

Каждый школьник знает про Олимпийские игры в Древней Элладе. А были ли у русских свои состязания? Были!!! Как и греки, наши предки мерились силой, устраивали свои ристалища. А кто из вас, ребята, знает, что означает слово ристалище?

Ответы.

Ведущий . Правильно, это турнир, состязание, соревнование.

В сегодняшнем ристалище будут участвовать две команды. Справа от меня команда «Никита Кожемяка», слева — «Добрыня Никитич». В первом соревновании наши богатыри покажут свою быстроту и ловкость.

КОНКУРС «НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ»

Участники выкладывают на скорость название своей команды из спичек. Кто быстрее справится с заданием, тот и победит.

Ведущий. Я обращаюсь к участникам и ко всему зрительному залу: во что были одеты богатыри? Какое у них было оружие? (Кольчуга, шлем, меч со щитом, лук, копье, палица).

КОНКУРС «ОДЕНЬ БОГАТЫРЯ»

Участвуют по восемь человек от каждой команды

Вся команда должна экипировать своего богатыря. Весь необходимый комплект одежды и доспехов («кольчуга»-рубаха, шлем, пояс, «копье» — гимнастическая палка, «палица» — гимнастическая палка, на конце которой прикреплен мешок, наполненный синтепоном) находятся на расстоянии 4—5 метров от команды. По сигналу ведущего первый участник, добегая до доспехов, берет один предмет костюма, например, кольчугу, возвращается в команду и одевает богатыря. Затем в игру вступает второй участник и т. д., пока богатырь не будет полностью одет. После этого он садится на коня (палка с вырезанной и прикрепленной на нее мордой лошади), «объезжает» куб и возвращается в свою дружину. Победит команда, которая выполнит задание быстрее.

Ведущий . Как известно, самым умелым пловцом среди русских богатырей был Добрыня Никитич.

И приехал он ко батюшке Днепру-реке,

И вздумал он покупатися,

И вздумал он, удалой доброй молодец, потешиться.

И стал он, серый селезень, поплавати,

И стал он, ярой гоголь, поныривати.

И в другой былине про Добрыню говорится, что он горазд был плавать по быстрым рекам: «да нырнул он от бережка ко другому». Проверим, как умеют плавать наши богатыри.

КОНКУРС «ПЕРЕПРАВА»

Участвуют по десять человек от каждой команды. Задание: добежав до стола, участник надевает шлем, берет обруч и возвращается к команде. Взяв второго участника в обруч, он «переправляет» его на другой берег и т. д.

Ведущий. Илья Муромец славился тем, что умеючи жонглировал увесистой палицей

КОНКУРС «ЖОНГЛИРОВАНИЕ ПАЛИЦЕЙ»

Участвуют по три человека от каждой команды. Участники сбивают «палицей» восемь расставленных кеглей. Для каждого участника свой вариант расстановки кеглей: клином, кругом, по прямой.

Ведущий. Часто богатырям приходилось сражаться с нечистой силой. Наибольшее количество сражений выпало на долю Ильи Муромца. Ему пришлось применить не только свою удаль, но и хитрость, чтобы одолеть всем известного Соловья-разбойника. Посмотрим, на что горазды наши богатыри.

КОНКУРС «СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК И ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»

В роли Соловья-разбойника выступают команды Их задача — пересвистеть противника.

Ведущий. Среди всех «соловьев-разбойников» самым звонким оказался (имя, фамилия), а в другой команде имя, фамилия). Мы приглашаем их и просим занять места вот на этих «деревьях»-стульях.

Соловья-разбойника мы победили, но осталось чудище трехголовое, с которым придется богатырям помериться силушкой.

КОНКУРС «ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ»

Участвуют по восемь человек от каждой команды. Змей Горыныч нарисован на листе ватмана. Рисунок разделен на восемь частей. Участники в порядке эстафеты разбирают чудище на части и приносят трофеи в дружину. В конкурсе оценивается быстрота и слаженность команды.

Ведущий. Богатырь Микула Селянинович славился тем, что забрасывал сошку за ракитов куст, а во владении копьем не было ему равных.

КОНКУРС «МЕТАНИЕ КОПЬЯ»

Участвуют по одному человеку от каждой команды. Участникам предлагается метнуть «копье» как можно дальше. Каждому участнику дается по три попытки.

Ведущий . Добрыня Никитич был несравненным борцом, побеждал даже более сильного Илью Муромца, брал не столько силой, сколько смекалкой, ловкостью, умением использовать особый прием. А ну-ка, богатыри, покажите свою смекалку.

КОНКУРС «РАЗВЯЖИ ПОЯС»

Участвуют по одному человеку от каждой команды. Участники на талии завязывают широкие пояса. По сигналу ведущего необходимо развязать пояс у противника.

Ведущий. Про богатыря Святогора на Руси говорили, что он мог поднимать неимоверные тяжести не только двумя, но и одной рукой. Приглашаю наших богатырей помериться силушкой.

КОНКУРС «НА ОДНОЙ РУКЕ»

Задание : возьмите одной рукой две кегли и мяч и донесите их, не уронив, до стола и обратно.

Ведущий . И по сей день славится сила богатырская. Соревнуются молодцы в ловкости, умении бороться, в плавании, прыжках... И сегодня веселые игрища мы заканчиваем состязанием «Перетягивание»

КОНКУРС «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ»

Участвуют по десять человек от каждой команды. Задание: взявшись за пояс друг друга, перетяните дружину противника на свою сторону.

Подведение итогов, награждение победителей состязаний.

Спортивно-игровой праздник «Богатыри» носит воспитательный характер. Сценарии мероприятия подходит как для воспитанников детского сада, так и для первоклассников. Для участия в празднике можно привлечь родителей или учащихся старших классов, если мероприятие проводится в школе.

Участвуют:

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.

АЛЁША ПОПОВИЧ.

БОЙЦЫ - воспитанники детского сада

БОГАТЫРИ (низко кланяясь всем)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Ой, да жили на Руси богатыри!

Берегли они покой родной земли.

АЛЁША ПОПОВИЧ

Не мечом рубить,

Не крушить, да сечь,

Вышли мы на круг,

Сняв кольчуги с плеч.

Скажем вам, друзья:

«Выходи любой!

Удальцов зовём

На потешный бой!»

ВОИНЫ

Мы готовы!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Но узнайте, вы, други-молодцы - как пойдёт, закипит состязание, так тотчас явятся сюда наши недруги - Лень липучая, да Робость бледная, станут мешать! Не сдадитесь? Не отступите?

ВОИНЫ

АЛЁША ПОПОВИЧ

(собирая «воинов» вкруг)

Так затеем же игры разные,

Да потехи устроим весёлые,

Сила-силушка молодецкая

В этих игрищах пусть прославится!

(Богатыри делят «воинов» на две команды при помощи считалок, например)

Жаба прыгала, скакала,

Чуть в болото не упала.

Из болота вышел дед -

Двести восемьдесят лет.

Раз, два, три -

Это, верно, будешь ты!

Ехала телега из Москвы,

Потеряла три доски.

Стук-звон,

Выйди вон!

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить!

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел месяц погулять.

А за месяцем луна -

Оставайся ты одна.

(Команды можно подобрать при помощи жеребьёвки. Например, Алёша Попович по очереди подводит к Илье Муромцу двух «воинов», из которых тот выбирает одного. Перед тем как предстать перед богатырём, нужно договориться, кто из «воинов» будет кто, например.)

Белый рыцарь или Красная Шапочка?

Сахару кусочек или синенький платочек?

Стальное колечко или бедное сердечко?

Обруч вертеть или в небо лететь?

Шар катить или воду лить?

В лесу заплутать или птичку достать?

Какого кота - рыжего или полосатого? и т.д.

На середине жеребьёвки богатыри меняются ролями: теперь Илья Муромец подводит «воинов » к Алёше Поповичу, а тот выбирает.

Когда команды тем или иным способом сформированы, Богатыри объявляют первое испытание - «эстафету».

Перёд её началом они дают «воинам» краткую историческую справку:

… Само слово «эстафета» родилось в Испании от слова «стремя». В прежние времена, когда ещё даже не слышали о телефоне и Интернете, новости посылались с посыльными. Обычно это бывал всадник на коне. Получит он сообщение, ногу в стремя, сам в седло - и вперёд! Как можно скорей! Гнал лошадь, что было сил. Но силы у лошади не бесконечны. Устанет конь, его сменят - и снова в путь. А уж как сам посыльный из сил выбьется, так его сменяет другой посыльный. Так и появилась эстафета.

Часто гонцу приходилось преодолевать в пути разные препятствия: переправляться через реки, пробираться сквозь густой лес и т.д.

В те давние времена любой воин мог сделаться таким посланником.

(Богатыри предлагают «воинам» тоже попытать свои силы и объявляют первую эстафету, одну или несколько, по выбору)

1. Бег двоих участников в одном обруче.

2. Бег спиной вперёд.

3. Бег с книгой на голове.

4. Бег с ведением мяча.

5. Бег с отбиванием воздушного шарика и т.д.

(«Воины» выстраиваются по линии старта, но тут совершенно неожиданно появляются Лень и Робость.)

ЛЕНЬ И РОБОСТЬ

(шагая, хором)

Расставим мы сети,

Затянем в болото;

И всё станет лень вам,

И всё неохота (повтор).

ЛЕНЬ

Чего вы тут затеяли?.. Игры какие-то… состязания… Зачем это всё? Зачем стараться, напрягаться… когда есть диван мягкий, да телевизор?! Вот там, в нём, пускай и напрягаются. А мы ляжем да поглядим (манит детей к дивану). Сейчас «телик» включим… (ложится). А то и включать не станем… так полежим… Идите ко мне. Тут хорошо, мягко… (зевает).

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Не поддавайтесь, ребята!

ВОИНЫ

Не поддадимся!

РОБОСТЬ

(зажимая уши)

Ой, не шумите так!

(С опаской оглядываясь по сторонам.)

Что это у вас? Мячи? Они же прыгучие, драчливые… Ой, а это что? Шары? Они же лопаются! Давайте лучше сядем в стороночке, помолчим тихонечко… так время и пройдёт.

АЛЁША ПОПОВИЧ

Вот зануды! Не слушайте их, ребята! Начнём нашу эстафету!

ВОИНЫ

РОБОСТЬ

(снова зажимая уши)

Я робею и дрожу

И пожалуй… ухожу.

(Робость будит Лень, уже успевшую задремать на диване, зовёт с собой. Но Лень, проснувшись и оглядевшись, начинает что-то шептать Робости: обе, похоже, о чём-то тайком договариваются.)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

(махнув на них рукой)

Начнём же, други мои!

(Богатыри становятся во главе команд и проводят первую эстафету - беговую (одну или несколько). См. выше.)

Следующая эстафета - «пройди болото»:

У линии старта выстраиваются обе команды во главе с Богатырями. Напротив каждой команды расположен ряд «кочек» (это могут быть простые круги, нарисованные на полу). Воины должны переправиться по ним через «болото», перепрыгивая с «кочки» на «кочку». Первыми дорогу прокладывают Богатыри. Каждый очередной «воин-гонец», закончив прыгать, бежит к своей колонне и передаёт эстафету следующему «гонцу». Побеждает команда, первой закончившая «переправу».

(В это время Лень и Робость продолжают шушукаться. Богатыри обращают на них внимание детей.)

АЛЁША ПОПОВИЧ

А что, воины, не расшевелить ли нам этих двоих, а то сидят там, шепчутся. Может, развлечём их, распотешим!

(Алёша Попович приносит полную коробку теннисных шариков (или лёгких маленьких мячей) и объявляет задание: набросать как можно больше шариков на диван.

Начинается потеха. «Воины» стараются попасть шариками не в Лень и Робость, а на диван, а Лень и Робость, в свою очередь, стараются отбить как можно больше шариков.

Провести игру можно и в виде состязания между командами, предварительно пометив шарики. Выигравшей будет считаться команда, набросавшая больше шариков со своей меткой на диван.

Лень и Робость сами собирают шарики и объявляют, каких к ним попало больше. В это время Богатыри готовят следующее состязание: к перекладине привязывают мяч так, чтобы он почти касался пола, а под ним раскладывают много мелких предметов.

После окончания «обстрела» дивана, Богатыри предлагают «Воинам», Лени и Робости поиграть всем вместе. Игра называется «попробуй собери». Нужно взять мяч в руки и отойти на несколько шагов. Затем поднять мяч до уровня головы и толкнуть его. Пока мяч раскачивается, нужно собрать как можно больше предметов таким образом, чтобы мяч не коснулся собирающего.)

ЛЕНЬ

У меня и так вон, сколько шариков, зачем мне ещё что-то там собирать? (снова усаживается на диван).

РОБОСТЬ

Ой, а если мяч по мне попадёт! Нет, боязно.

(Тоже усаживается на диван. Они опять начинают шушукаться.)

(Воины начинают игру. Когда все предметы собраны, Богатыри обращаются к детям)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

А теперь начнёмте смело

Бой честной да удалой!

Пусть народ на вас полюбуется!

АЛЁША ПОПОВИЧ

Полюбуется, да и сам решит,

Кто из вас сильней,

Кому первым слыть!

(Богатыри объявляют условия игры «перетягивалки»:

Обе команды становятся по разные стороны начерченной на полу линии и берутся за руки. По сигналу Богатырей «воины» стараются перетянуть друг друга за черту. Те, кого перетянули, выбывают. Оставшиеся «воины» составляют новые пары и игра продолжается до последнего «война» которого Богатыри и объявляют победителем.

Следующее испытание на силу рук - «лист в кулаке». Перед каждым желающим кладётся лист газеты. Правую руку нужно завести за спину, а левой, комкая, собрать лист газеты в кулак. Побеждает тот, кто соберёт лист первым.)

(В это время Лень и Робость, пошептавшись, поднимаются, наконец, с дивана.)

ЛЕНЬ

(лениво, неохотно)

Что ж, мы должны признать…

Вы и сильные, вы и смелые…

РОБОСТЬ

(тихонько, Лени)

Но не всё ещё и потеряно…

(Подражая Богатырям.)

Мы своё теперь предлагаем вам!-

Испытать хотим

Мы не силушку,

А умишко ваш,

Да внимательность!

(Толкает Лень).

ЛЕНЬ

(встрепенувшись)

А условия будут у нас такие… Хотя… может быть, вы заранее не согласитесь, так я и говорить не стану, силу тратить.

АЛЁША ПОПОВИЧ

Говорите ваше условие. Никто здесь не испугается, правда?

ВОИНЫ

Правда! Не испугаемся!

(Лень и Робость подталкивают друг друга: Лень ленится говорить, а Робость робеет).

ЛЕНЬ

Ну, одним словом, так: кто проигрывает, тот к нам идёт, на наш диванчик мягонький (ехидно). Да-а-с!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Ладно, быть посему.

РОБОСТЬ

Тогда садитесь все поудобнее. Расслабьтесь, не напрягайтесь… Вот вам игрушечка, тоже мягонькая, пушистенькая.

(Показывает какую-нибудь мягкую игрушку.)

(Ещё ехиднее.)

А руки вам и не понадобятся вовсе. Вы их в карманы засуньте… вот так. А теперь вот так сделаем: пытается, прижав игрушку подбородком к груди, передать её Лени. Лень изо всех сил старается принять игрушку также между подбородком и грудью. У них ничего не получается. Наконец, обе оставляют свои попытки.

ЛЕНЬ

Ну, в общему вы поняли. Давайте начинайте, а мы полюбуемся.

Дети начинают «сидячую эстафету», передавая мягкую игрушку от одного к другому показанным им способом. Тот, кто её роняет, вынужден отправиться на диван, к Лени и Робости, которые, заполучив первых пленников, оживляются. Даже Лень соглашается стать ведущей в следующей игре. Она называется « закончи слово »:

Дети становятся в круг. Лень-Ведущий по очереди бросает мячик каждому игроку и произносит первый слог какого-нибудь слова. Например, «Ка…» Игрок должен поймать мяч и одновременно договорить слово, например, «ша!» То есть, «каша». Но можно и «ска!» или «рта!» Или Лень произносит: «Те…», а игрок отвечает: «левизор!», или «лега!» или «сто!» Игроки, не сумевшие одновременно поймать мяч и закончить слово, отправляются на «штрафной» диван «пленником» к Лени и Робости.

Оставшиеся продолжают играть с Ленью в качестве Ведущей, поскольку Робость наотрез отказывается, повторив, что боится мяча.

Следующая игра называется «лови - не лови»: Игроки становятся в линию, а Лень - перед ними в 4-5 шагах. Условия таковы: если, бросая мяч игроку, Лень произносит «съедобное» слово, то есть, например, «огурец», «колбаса», «вишня», то игрок должен поймать мяч, а если Лень произносит «несъедобное» слово, например, «стол», «часы», «книга», то мяч ловить нельзя. Проигравшие присоединяются к прежним проигравшим, сидящим на диване.

Игроки выстраиваются в шеренгу в 5-6 шагах от Робости, которая начинает показывать различные упражнения. Дети должны их повторять. Перед началом игры Робость говорит, что повторять движения за ней нужно лишь в том случае, если она произносит слово «ребятки», например:

- «Ребятки, руки вверх!» или «Ребятки, присесть и улыбнуться! Но если она произносит свой приказ без этого слова, то нужно оставаться без движения, например: «Присесть и нахмуриться!»

Игроки, которые ошибутся, выбывают из игры и отправляются на диван.

Следующая игра называется « больше - меньше».

Её также соглашается провести Робость.

Игроки становятся в круг, Робость - в середину. Она называет большие и маленькие предметы, больших и маленьких животных, птиц, растения и т.д. Когда называются большие предметы, игроки должны стать на носочки и тянуться вверх, а если маленькие - присесть накорточки. Игрок, который ошибся и на «большое слово» присел на корточки или вытянулся на «маленькое слово», отправляется на всё тот же диван. —

Робость может сама выполнять эти движения и время от времени ошибаться, стараясь запутать игроков.

Наконец, все состязания и игры закончены.

РОБОСТЬ

(в полном восторге, указывая на диван)

Вон сколько силачей, да умников, да храбрецов у нас набралось!

ЛЕНЬ

А у вас, богатыри, не так уж много и осталось! Ха-ха!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Да они случайно к вам попали! Такое в жизни случается. И ни-че-го не значит! Как попали, так и уйдут от вас.

ЛЕНЬ

Как это!? А как же условие!?

АЛЁША ПОПОВИЧ

Мы ведь сами на такое условие для ребят согласились, нам их из плена и вызволять!

РОБОСТЬ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

А вот мы сейчас сыграем с вами! Если мы выиграем, то все «воины» к нам и вернутся. Давайте так договоримся: за каждый ваш проигрыш - одного пленника мы себе забираем.

ЛЕНЬ

Ха-ха! Сыграешь с вами! Вы вон какие здоровые, да сильные! Всю свою жизнь только боритесь, да сражаетесь.

АЛЁША ПОПОВИЧ

Так мы же не бороться вам предлагаем.

(Подражая Лени и Робости.)

Мы тихонечко сыграем, не напрягаясь, не рискуя.

РОБОСТЬ

Как это - тихонечко?

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

А вот сейчас сядем к вам на диванчик, на мягонький, и поборемся.

ЛЕНЬ

Ну, если на диване, не напрягаясь… я согласна.

РОБОСТЬ

Если не рискуя, то и я не против.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Отлично! Тогда начнём.

(Богатыри усаживаются на диван к Лени» Робости и их «пленникам.)

Как насчёт того, чтобы загадки отгадать… ну, например, о зиме?

ЛЕНЬ

Это пожалуйста. Я зиму люблю.

Располагайся на печи,

Бей целый день баклуши

Да уплетай, знай, калачи,

Блины с вареньем кушай!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Тогда слушайте первую загадку:

Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет. Кто таков?

(Лень и Робость переглядываются.)

ЛЕНЬ

Не бывает такого.

РОБОСТЬ

(в тон ей)

Такого не может быть.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Ещё как может! А ну-ка, ребята!

ВОИНЫ

ЛЕНЬ

Xм, ну, первый раз не считается.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Нет, договор есть договор. Одного «воина» себе забираем. (Одна из девочек уходит с дивана.)

ЛЕНЬ

Ладно, ладно, ещё поглядим, кто кого.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Слушайте вторую загадку: С неба звёзды падают, лягут на поля. Пусть под ними скроется чёрная земля. Много-много звёздочек тонких, как стекло. Звёздочки холодные, а земле тепло.

(Лень и Робость снова переглядываются).

РОБОСТЬ

Это стихи какие-то, а не загадка.

ЛЕНЬ

И что вы всё про зиму да про зиму!? Бр-р! Я даже замерзла.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Отгадаем, ребята?

ВОИНЫ

Снежинки!

(Уходит вторая «пленница».)

АЛЁША ПОПОВИЧ

Значит, не хотите больше про зиму? Хорошо. Загадка про лето:

Доброе, хорошее, На всех людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит.

(Лень и Робость беспомощно молчат. Алеша Попович делает детям знак.)

ДЕТИ

(Возвращается третья «пленница».)

АЛЁША ПОПОВИЧ

Один льёт, другой пьёт, Третий питается.

ДЕТИ

(немного подождав)

Варианты загадок:

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает?

В сенокос - горька,

А в мороз - сладка,

Что за ягодка?

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих!

Что за кони у меня?

А ну-ка, ребята,

Кто угадает:

На десятерых братьев Двух шуб хватает.

(Варежки)

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу.

На Новый год ей каждый рад,

хотя колюч её наряд.

У какой птицы снежное имя?

(Снегирь)

Без окон, без дверей полна горница людей.

Падают с ветки золотые монетки.

(Осенние листья)

Серое сукно тянется в окно,

Логические концовки:

Если два больше одного, то один… (меньше двух)

Если река глубже ручейка, то ручеёк… (мельче реки)

Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры)

Если правая рука справа, то левая… (слева)

(Наконец, все «воины», так или иначе, на свободе).

ЛЕНЬ

(обиженно)

Что же делать - вы всё знаете!

И меня не уважаете!

Больше с вами не дружу!

До свиданья, ухожу!

РОБОСТЬ

Ну, и я за Ленью вслед.

Мне тут вовсе жизни нет.

(Уходят, не попрощавшись.)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

(обнимая ребят, весело)

Ой, да жили на Руси богатыри!

Берегли они покой родной земли…

Свою силушку прославили в веках,

Славу добрую оставили в сердцах!

АЛЁША ПОПОВИЧ

Не мечом рубить,

Не крушить и сечь,

Вышли мы на круг,

Сняв кольчугу с плеч.

Скажем вам, друзья:

Все вы молодцы!

Все вы умники да и храбрецы!

Лень от вас ушла -

Не появится!

РОБОСТЬ

Вслед за ней -

Не заявится!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

А теперь, друзья!

Мы награды вам

Раздадим на всех!

Пусть звучит, звенит

Ваш весёлый смех!

(Богатыри вручают детям шуточные медали, значки и прочие призы и награды за участие и победы в отдельных видах состязании.)

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!