НДС в госзакупках: Может ли Заказчик уменьшить цену контракта на сумму НДС, если вы на “упрощенке”? Госзакупки – начинаем и выигрываем Что нужно иметь для участия в госзакупках
Бытует мнение, что тендерные аукционы организуются только для крупных предприятий, и поэтому многие спрашивают у специалистов о том, могут ли ИП участвовать в тендерах. Ответ на этот вопрос положителен – любой индивидуальный предприниматель вне зависимости от вида своей деятельности может принять участие в торгах. Но как это сделать и с чего начать?
Подготовка к участию в тендерах
Участие в открытых электронных торгах для любого индивидуального предпринимателя начинается с подготовки. В начале подготовительных мероприятий бизнесмену потребуется получить электронную цифровую подпись. Цифровая подпись является необходимой деталью в любом электронном документообороте, без нее участие в тендере невозможно. Детальнее об электронной подписи можно узнать .
После того, как ИП получил свою личную цифровую подпись, он обязан пройти процедуру аккредитации на одной из электронных площадок, где размещены тендеры для ИП. Для этого можно обратиться к специалистам, которые обеспечат клиента необходимым ПО для его компьютера и окажут поддержку в аккредитации на различных электронных площадках.
Когда бизнесмен определился с выбором аукциона, ему потребуется изучить документацию, которую предоставляет организационная комиссия от имени заказчика торгов. В этом случае любой предприниматель имеет право уточнять условия аукциона или выражать свое мнение относительно пунктов договора об участии.
Подача заявки
Решив принимать участие в тендерах, ИП должен правильно написать заявку и подготовить стандартный пакет документов. Список необходимых бумаг может меняться в зависимости от требований заказчика, и его можно найти в тендерной документации. В запросе на участие в торгах указываются следующие пункты:
- персональные данные индивидуального предпринимателя;
- организационная и правовая форма деятельности предприятия;
- серийные номера сертификатов, подтверждающих качество предоставляемого товара или услуг;
- серийный номер документов, подтверждающих законность деятельности ИП;
- адрес компании и ее наименование.
После правильного заполнения формы заявки она заверяется электронной подписью владельца предприятия или его доверенного лица.
Сбор документов
Перед тем, как ИП участвовать в тендере, он должен подготовить пакет документов, которые являются необходимыми для участия в торгах. В список документов, которые нужно предоставить вместе с заявкой, входят:
- копии учредительных документов (заверяются нотариально);
- список лиц, имеющих право представлять интересы индивидуального предпринимателя на тендерных торгах, и копии приказов об их назначении;
- копии свидетельств о регистрации предприятия и бумаг, подтверждающих факт того, что компания внесена в регистр налогоплательщиков (заверяются нотариально);
- копии бухгалтерской документации о финансовом балансе предприятия, выписки о прибыли и расходах за последние два отчетных периода (с пометкой от налогового инспектора об отсутствии задолженности перед государством);
- отчетность об общем использовании финансовых средств компании;
- выписки из банковских учреждений о наличии у ИП банковских счетов.
ИП может участвовать в тендерах только в том случае, когда пакет документов соответствует тендерной документации. Если же список бумаг неполный, то запрос на участие в аукционе будет отклонен.
Тендерные гарантии для ИП
В соответствии с законодательством России любой индивидуальный предприниматель, который намерен принять участие в аукционе, обязан предоставить организационной комиссии финансовое подтверждение своей состоятельности – обеспечение тендерной гарантии. Эта сумма составляет от 0,5 до 5% от суммы лота. В качестве гаранта может выступать любое банковское учреждение, предоставляющее услуги по тендерному кредитованию, и в таком случае клиент может воспользоваться выгодным предложением и подать заявку на любой интересующий тендер для ИП.
Преимущества использования кредитования на участие в торгах:
- нет надобности извлекать оборотные денежные средства из бюджета предприятия;
- наличие возможности подавать заявки на участие в нескольких торгах одновременно;
- минимальные процентные ставки на пользование тендерным кредитованием;
- быстрота оформления документов;
- нет ограничения в финансовом плане на участие в аукционах с большими суммами контрактов.
Победа на торгах
Кроме ответа на вопрос о том, может ли ИП участвовать в тендере, большинство новичков интересует развитие событий после победы на торгах.
После победы на тендере бизнесмену потребуется обратиться за помощью к специалистам, которые будут контролировать составление договора и проверять его соответствие законодательным нормам.
Для исполнения условий договора между победителем и заказчиком исполнителю потребуется предоставить гарантийное обеспечение контракта (как и в случае с подачей заявки на участие в торгах). В основном сумма обеспечения контракта варьируется в пределах 30% от стоимости заказа – эти денежные средства перечисляются исполнителем на банковский счет заказчика. Такие финансовые средства являются гарантией того, что исполнитель справится со своими обязанностями, а их уплата является обязательной процедурой для всех ИП, победивших на тендере.
Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, перед тем, как ИП участвовать в тендерах, он должен тщательно изучить все требования организационной комиссии, рассчитать свои финансовые силы и только потом подавать запрос. В том случае, когда предприниматель получил извещение о своей победе на торгах, но в этот момент у него нет денег на обеспечение контракта, решение организатора аукциона будет отменено, и участник лишится возможности заключить выгодный договор с заказчиком.
Это покупка государством товаров, работ или услуг.
Госзакупки такой же рынок товаров и услуг с одной оговоркой: покупателями являются государственные, региональные и муниципальные предприятия и организации. Им тоже нужны обычные скрепки и карандаши, медицинские препараты, офисная мебель или собственный сайт. Им нужно обслуживать и реставрировать здания, вывозить мусор и прокладывать интернет и телефонию.
Проще говоря, госзакупки есть в любой сфере и в любом регионе. Они интересны бизнесу, потому что государство - хороший партнёр. Поставщиком может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Деньги на госзакупки заложены в бюджете, поэтому вам гарантированно заплатят за поставленный товар или выполненную услугу.
Зачем участвовать в госзакупках?
Это хороший рынок сбыта.
Государственные организации - значительная часть нашей экономики. По данным ФАС, доля государства в ВВП России увеличилась в два раза за 10 лет. В 2005 году она составляла 35%, а в 2015-м - 70%.
Кроме того, это поднимает уровень доверия к вашей компании и хорошо влияет на репутацию. Поэтому не стоит упускать из внимания столь значительный пласт экономики.
Я ничего не понимаю в госзакупках. Как в них участвовать?
Госзакупки бывают разного объёма. Если стоимость закупок более 100 тысяч рублей, информацию о них выкладывают на сайте zakupki.gov.ru . Ищете подходящий конкурс, подаёте заявку и участвуете в электронном аукционе. Это не такой лёгкий процесс, но если хотите побороться за значительную часть рынка, то стоит в этом разобраться. Главное - наберитесь терпения.
Есть более простой способ участия в госзакупках, без конкурсов и аукционов. Он интересен малому и среднему бизнесу из-за упрощённой процедуры участия и небольших сумм контрактов. Выглядит это так: вы предлагаете свой товар или услугу государственному учреждению, а оно выбирает поставщика и заключает контракт.
Такой вариант закупок возможен в случае, если их стоимость не превышает 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят образовательные организации или учреждения культуры: зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, театры, филармонии, библиотеки и так далее). Такие закупки называются закупками малого объёма.
Как участвовать в закупках малого объёма?
Дело в том, что, согласно № 44-ФЗ, который регламентирует госзакупки, информацию о закупках малого объёма можно нигде не публиковать. Считается, что они несущественны и проводить аукционы из-за таких сумм нецелесообразно. Поэтому государственные заказчики обычно ищут товары без конкурса (зачастую выбирая не самое выгодное предложение и неэффективно расходуя бюджетные деньги), а предприниматели не могут предложить свои услуги.
Москва пошла по другому пути. Чтобы сэкономить бюджет и привлечь малый и средний бизнес к госзакупкам, руководство города создало единый портал поставщиков. Ни одно государственное или муниципальное учреждение Москвы не может заключить контракт по закупкам малого объёма, минуя сайт. Если проводить аналогию, то вы не сможете купить хлеб, не сходив за ним в магазин.
Портал поставщиков Москвы ориентирован как раз на закупки малого объёма до 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят учреждения культуры или образовательные организации). Кроме того, на портале проходят бесконкурсные закупки лекарств по решениям врачебных комиссий.
И что такое портал поставщиков Москвы?
Это интернет-площадка, на которой город размещает информацию о закупках малого объёма и открывает доступ малому бизнесу к рынку сбыта товаров и услуг с оборотом около 20 миллиардов рублей в год.
ИП и малый бизнес участвуют в госзакупках Москвы без аукционов и лишних заморочек. Любой может разместить на портале оферту, а городские заказчики (их более 2,5 тысячи) выбирают наилучшее предложение. По сути, это магазин, где вы размещаете свои товары или услуги, предлагая их государству.
Госзакупки на сайте проходят в электронном виде. Просматривайте заказы и предлагайте свои услуги государственным и муниципальным организациям и учреждениям не выходя из дома.
Фишка портала в том, что все данные по закупкам открыты и всё прозрачно. Вы можете посмотреть:
- Планы закупок госорганов и учреждений на ближайший год (в разделе «Планы »).
- Предложения и цены конкурентов (в разделе «Оферты »).
- Историю сделок по каждому зарегистрированному поставщику или заказчику (в разделе «Закупки »).
- Заключённые контракты (в разделе «Контракты »).
В сфере госзакупок малого объёма появились чёткие и понятные правила, которые может изучить любой предприниматель. Шанс получить госзаказ в такой системе гораздо выше: изучаете рынок и предлагаете лучший вариант из имеющихся. При этом вы не снижаете цену ниже рыночной, не работаете себе в убыток, а продаёте товар или услугу по справедливой цене.
Это же просто видимость честных закупок, разве нет?
Нет, закупки проходят честно, без знакомств и блата. 93% зарегистрированных на сайте предпринимателей получили госзаказы и стали поставщиками.
Честность достигается благодаря прозрачности, открытости, электронному документообороту и понятным процедурам. Как раз для этого на портале и открыты все данные по предыдущим контрактам. Всё можно проследить и, если что-то нечестно, обратиться в ФАС. Нарушения чреваты большими штрафами и уголовной ответственностью.
Это крутое решение для госзакупок, которое применяют в странах ЕС и других развитых странах. Например, в первую пятёрку стран-лидеров по индексу восприятия коррупции в 2016 году вошли Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция и Швейцария, которые придерживаются схожих принципов при госзакупках.
Если вы всё равно не верите в честность закупок на портале, цифры говорят сами за себя: за 2016 год Москва сэкономила на госзакупках около 37 миллиардов рублей, возглавив Национальный рейтинг прозрачности закупок.
Убедили. Как стать поставщиком?
Чтобы стать поставщиком, надо выполнить несколько шагов.
Рассмотрим, на основании чего действует индивидуальный предприниматель в госзакупках и в каких видах госзакупок он может участвовать.
Многие индивидуальные предприниматели отказываются от участия в госзакупках, так как считают, что не имеют достаточных ресурсов для выполнения госконтрактов.
Между тем, законодательство весьма однозначно в этом вопросе - право на участие в государственных закупках имеют как юридические лица, так и физические, в том числе, индивидуальные предприниматели. Форма собственности и «размер» бизнеса не имеют никакого значения , если участник соблюдает все условия, обозначенные заказчиком.
Глава 1, статья 3, пункт 4 Федерального Закона 44-ФЗ гласит: «Участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя ».
Индивидуальный предприниматель - это физическое или юридическое лицо
Как известно, к физическим и юридическим лицам применяются разные требования, когда речь заходит о заключении договоров и оформлении сделок, в том числе, совершаемых в рамках госзакупок. Специфика деятельности Индивидуального предпринимателя (ИП) заключается в том, что в одних категориях правоотношений к ним предъявляются требования, как к физлицам, а в других - как к юрлицам. Иногда это может создавать путаницу.
Фактически, ИП - это физическое лицо, дееспособный гражданин, намеревающийся заниматься одним из видов легальной деятельности и получать за нее прибыль. Однако, когда речь идет о заключении договоров ИП выступает, как юридическое лицо - к нему применяются те же требования, обязанности и права. Тем не менее, даже несмотря на эти особенности, при работе с госконтрактами, Индивидуальный предприниматель выступает, как физическое лицо, а не юридическое.
Может ли учредитель юридического лица из РНП участвовать в закупках как ИП
Являюсь одним из учредителей юрлица, которое внесли в РНП. Меня отклонили на вторых частях за то, что не соответствую требованию по части 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Заказчик поступил правомерно? Какие шансы обжаловать его действия?
На основании чего действует индивидуальный предприниматель в госзакупках?
Не каждое физическое лицо, занимающееся определенной деятельностью или оказывающее услуги, является Индивидуальным предпринимателем. Главное отличие физического лица без статуса ИП от ИП в том, что Индивидуальный предприниматель имеет законное право осуществлять предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли, а также имеет меньше ограничений по сферам деятельности. Регистрация ИП во многом упрощает работу с госзаказами, так как открывает для физического лица больше возможностей.
Для участия в госзакупках допускается Индивидуальный предприниматель, действующий на основании:
- Свидетельства о государственной регистрации. Выдается налоговым органом.
- Выписки из ЕГРИП - единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
После обязательной регистрации, каждый ИП получает уникальный номер и идентификатор.
Обращаем ваше внимание на то, что Индивидуальный предприниматель, действующий на основании свидетельства о регистрации, также должен получить дополнительную лицензию в том случае, если выбранный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию.
Если закупками занимается близкий родственник
Законодательство запрещает бюджетному учреждению назначать в контрактную службу и включать в состав закупочной комиссии близких родственников? Вопрос задаем не о родстве с участниками закупок, а о родственных отношениях между работниками заказчика.
— Из статьи
В каких видах госзакупок может участвовать ИП
Несмотря на допуск ИП к госзакупкам, обозначенный в 44-ФЗ, существуют определенные ограничения. В частности, согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона 275-ФЗ, ИП не может принимать участие в закупках в рамках государственного оборонного заказа .
Во всех остальных случаях, несмотря на множественные споры на эту тему, Индивидуальный предприниматель может принимать участие в государственных закупках, вне зависимости от их формы. Следует также отметить, что в некоторых случаях для ИП доступны более выгодные условие и шансов выиграть тендер у такого предпринимателя гораздо больше, так как в рамках госзакупок существует система поддержки малого и среднего бизнеса.
Если вы являетесь Индивидуальным предпринимателем, то вы можете смело принимать участие в государственных закупках вне зависимости от формы их проведения. Для участия в электронных торгах ИП и остальные необходимые документы. Особых требований для Индивидуальных предпринимателей не существует.
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки приходит достаточно большое количество вопросов связанных с уменьшением цены госконтракта на сумму НДС, если участник закупки является “упрощенцем”. Как выяснилось это очень болезненный вопрос для многих поставщиков, которые принимают участие в . И чтобы разом ответить на все поступившие вопросы, я решил написать на эту тему развернутую и подробную статью. (Примечание: настоящая статья актуализирована 22.02.2019 г.).
1. Что такое НДС?
НДС — это налог на добавленную стоимость, чаще всего его размер составляет 20%. Этим налогом облагаются предприятия, находящиеся на общей и создающие дополнительную рыночную стоимость. Простым языком это предприятия, которые реализуют товар (работы, услуги) по более высокой цене, нежели их себестоимость. Налог вычисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи, то есть выручкой.
В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.
Для лучшего понимания того, как рассчитывается НДС, предлагаю вам посмотреть небольшое видео:
Для удобства расчета НДС также можно воспользоваться онлайн-калькулятором НДС — //www.ndscalc.ru/ .
2. НДС при заключении госконтракта
При заключении контракта в рамках 44-ФЗ в лице государственного (муниципального) Заказчика выступает наше с вами Государство.
Согласно ч.1 ст.34 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке , заявкой , окончательным предложением участника закупки , с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. А согласно ч.2 ст.34 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
При этом в извещении об осуществлении закупки в обязательном порядке должна содержаться информация о (п.2 ст.42 44-ФЗ). По мнению Минфина, представленному в Письме от 29.08.2014 г. № 02‑02‑09/43300 , Заказчиком, составляющим обоснование цены, могут устанавливаться условия формирования цены контракта (цены лота), например, с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Согласно п.4 ст.3 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо , в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя .
Из выше приведенных норм следует, что организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), вправе участвовать в госзакупках наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО). То есть 44-ФЗ не установлено никаких ограничений для участников закупок в зависимости от применяемого ими налогового режима. Соответственно и требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе. Согласно положений содержащихся в ч.1 ст.95 44-ФЗ цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия исполнителя.
Таким образом, запреты или ограничения, установленные со стороны Заказчика, являются основанием для привлечения его к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Только в случае согласия участника закупок Заказчик может подготовить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.
3. Госконтракт с поставщиком на УСН
Фактически государственный (муниципальный) Заказчик всегда должен указывать начальную (максимальную) цену контракта уже с учетом налога на добавленную стоимость.
Если поставщик не является плательщиком НДС (например, он находится на УСН), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы НДС ставится прочерк, либо указывается “НДС не облагается”.
Ведь по общему правилу организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с Заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).
Письмо ФАС
Письмо Минфина
Помимо этого есть решения и в пользу поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения — Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 №Ф03-3381/2013.
4. Госконтракт с физическим лицом
Согласно п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта , если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.
Если контракт заключается с физическим лицом в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой контракта.
Таким образом, Заказчик оплачивает физическому лицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Этот налог перечисляется Заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу (ст. 226 НК РФ).
Хочу обратить ваше внимание, что речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.
5. Выводы
- любой участник закупки, в том числе, применяющий налоговый “спецрежим”, вправе участвовать в закупках на общих основаниях;
- контракт заключается и оплачивается Заказчиком по цене победителя вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения;
- применение победителем аукциона “спецрежима” не влечет изменения условий контракта;
- корректировка Заказчиком в одностороннем порядке цены контракта, предложенной победителем, не допускается.
Но вот мнения судей по данному вопросу диаметрально противоположные. Часть судей следуют вышеперечисленным выводам и выносят решения в пользу поставщиков на УСН. А другая часть становится на сторону Заказчика.
Какие действия нужно предпринять участнику закупок?
- Изучите документацию и проект контракта ДО подачи заявки. Если Заказчик прямо не указал в документации возможность заключения контракта «Без НДС», то направьте ему запрос на разъяснение положений документации, попросите уточнить этот момент и внести соответствующие изменения. Важный момент! Если закупка осуществляется Заказчиком за счет собственных, а НЕ бюджетных средств, и это прописано в проекте контракта, то требование Заказчика о заключения контракта с НДС законно. В настоящее время суды придерживаются именно этой точки зрения.
- Если закупка уже состоялась и Заказчик прислал вам проект контракта с НДС, направьте ему протокол разногласий и попросите указать цену «Без НДС», т.к. вы находитесь на УСН.
- Если контракт подписан с НДС, не направляйте Заказчику счет-фактуру.
- Указывайте в своей заявке, что вы находитесь на УСН и не являетесь плательщиком НДС. Дополнительно можно прикладывать к заявке Уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) с отметкой ФНС.
- Если Заказчик проводит закупку на собственные средства и указывает цену с НДС, то хорошо взвесьте все «за» и «против» участия в ней. Чаще всего для упрощенцев участие в такой закупке будет невыгодно.
На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.
P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Не секрет, что госзаказы – дело весьма прибыльное. Однако отношение к ним у российских поставщиков неоднозначное.
Кто-то считает их серьезным и весьма действенным инструментом для расширения рынка сбыта, а кто-то из-за обилия подводных камней в законодательстве избегает любого взаимодействия с бюджетом.
Государственные закупки – предложения заказов государственными или муниципальными предприятиями на промышленные или продовольственные товары, технику или вооружение, а также работы или услуги.
В мировой практике любая конкурсная форма проведения торгов называется . В российском же законодательстве подобный термин не используется, вместо него используется понятие «размещение заказа».
Согласно Федеральному закону от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ, используется пять видов госзакупок:
- электронные аукционы – проводятся дистанционно в режиме онлайн на или сайтах-аукционах с помощью лотов, причем все необходимые документы готовятся в ;
- открытые конкурсы – если в аукционе критерием победы является только цена, то в этом случае победителем становится организация, предложившая как оптимальную стоимость, так и более выгодные сроки выполнения, лучшее качество предлагаемых товаров или услуг и пр. Чаще всего проводятся в случаях, когда сумма контрактов превышает 500 тыс. руб.;
- запросы котировок – проводятся аналогично конкурсам, но сумма контрактов значительно меньше;
- закупки у единственного поставщика – по сути, это не торги, а прямые контракты, заключаемые между поставщиком и госзаказчиком;
- открытые аукционы – в отличие от электронных, публикация заказов производится в средствах массовой информации, последние годы встречаются значительно реже.
Подобные закупки ведутся государством как собственных нужд (при закупках вооружения, медикаментов, оборудования, средств оргтехники и др.), так и в целях бесперебойного обеспечения населения самыми значимыми продуктами питания и резервирования стратегических запасов продовольствия.
В большинстве конкурсов и аукционов имеют права участвовать любые государственные и частные предприятия или . Контракт заключается с предприятием-победителем, выигравшим торги.
Все процедуры по их проведению, а также процесс подписания договоров и контроль за их соблюдением регламентируются законодательно. Контроль их за выполнением возложен на Казначейство и Счетную палату РФ. Закупки для вооружения, а также особо значимые договора контролирует ФСБ.
Поставщики (подрядчики) должны отправить заказчику официальную заявку на участие с указанием приемлемой для них цены заказа. После проведения торгов комиссия рассматривает все поданные заявки и выбирает оптимальный для них вариант.
Проведение государственных закупок может быть:
- открытым;
- селективным (заявки имеют права подавать любые кандидаты, но в дальнейших состязаниях участвуют только компании, отобранные заказчиком);
- закрытым (участники торгов приглашаются только организаторами).
Закупки могут проходить в один или два этапа. При одноэтапных конкурсах или аукционах требования к заказу в течение всего периода торгов не могут изменяться. В ходе двухэтапных продаж условия могут претерпевать некоторые изменения.
Так, после переговоров с возможными поставщиками заявитель имеет право переформулировать некоторые требования к товарам, работам или требуемым услугам.
Существует заблуждение, что госзаказы могут передаваться только крупным компаниям. Однако государственные и муниципальные организации обязаны предоставлять не менее 20% от общего числа заявок субъектам .
Исключение составляют лишь поставки для оборонных нужд.
Материальные затраты при участии в госзакупках
Несмотря на то, что участие в конкурсах чаще всего бесплатное, для качественного проведения торгов иногда стоит разработать собственное предложение. При этом возможны достаточно значительные материальные и временные издержки. Причем при проигрыше подобные затраты не компенсируются.
Участие в электронных и открытых аукционах проще и требует минимального количества затрат. В некоторых случаях взимается небольшой невозвратный взнос, который является подтверждением серьезности намерений.
Однако следует учесть, что при проведении любых видов торгов почти всегда присутствует предложение материально обеспечить свою заявку и заблаговременно оплатить около 5% от начальной цены договора. Для субъектов малого предпринимательства эта сумма не может превышать 2%.
Естественно, указанная сумма после проведения аукциона возвращается. Участник, выигравший конкурс, с помощью договора страхования или перечисления денежных средств на определенный денежный счет обязан обеспечить контракт суммой не менее 30% заявленной стоимости.
Ответственность при госзакупках
Государством определена целая система штрафов за невыполнение условий торгов как для поставщика товаров или услуг, так и для государственного заказчика.
Организация государственных закупок должна проводиться только на принципах равноправия и открытости.
Заказчик не имеет права нарушать установленные законодательно порядок и формы проведения аукционов, изменять сроки опубликования заявок, для открытых торгов скрывать информацию об их условиях и порядке их предоставления, предоставлять полный доступ каждого из участников ко всем данным, вносить неверные сведения об участниках торгов и пр.
Не секрет, что получение выгодных государственных заказов порождает целые коррупционные схемы для обеспечения выигрыша только определенного претендента.
Наиболее распространенными видами махинаций являются:
- указание завышенных и нереальных объемов работ в заведомо невыполнимые сроки для остальных участников торгов;
- неверное заявление невыгодных для поставщика сроков оплаты;
- блокировка участия в тендорах сильных исполнителей;
- заведомое занижение цены заказа – победитель конкурса в итоге получает компенсацию за счет дальнейшего изменения условий контракта;
- участие подставных клиентов, имитирующих формальные предложения, невыгодные для заказчика.
Такие системы разрабатываются зачастую при выставлении особо крупных и наиболее выгодных заказов. Обычные же тендеры выиграть более реально.
Законодательные акты 2013 г. и вступающий в силу с января 2015 г. новый закон о госзакупках значительно ужесточили требования к проведению госзакупок.
Мировая практика показывает, что даже в высокоразвитых странах, в таких, к примеру, как Япония или США, пресса регулярно освещает серьезные нарушения, касающихся утверждения госзаказов.
Спрятать же неправомерные действия госчиновников на небольших аукционах, к сожалению, значительно легче.
В России последние годы доступ для малых предприятий к государственным заказам значительно облегчен. Однако по-прежнему эффективность привлечения их к госторгам недостаточна. К большому сожалению, не существует и единой четко отрегулированной системы размещения госзаказов, предназначенных для предприятий малого и среднего бизнеса.
По сегодняшний день законодательно не определены конкретные документы, дающие право называть себя малым предприятием. Таким образом, при подаче заявки следует больше надеяться на удачу, чем на какие-то государственные инструменты регулирования.
В 2014 году, начиная с 1-го отчетного периода, пенсионный фонд осуществил переход на единую форму отчетной документации. О том, как подготовить и сдать отчетность в ПФР без проблем читайте .
Определенную сложность представляет и работа с сайтами-аукционами – не каждая поисковая система может показать заказы, выделенные для малых предприятий, поэтому найти нужный в общем массиве информации порой достаточно проблематично.
Таким образом, несмотря на многочисленные пробелы в законодательстве и недостатке контроля за порядком заключения и проведения торгов при госзакупках, в России вполне реально получить заказ на определенные группы товаров или услуг любому предприятию, в том числе и предпринимателю, владеющему небольшим бизнесом.